Что входит в благоустройство придомовой территории.

В российском законодательстве оговаривается, что придомовая территория многоквартирного дома - это такое же общее имущество, как и чердаки, подвалы, подъезды, лестницы. Поэтому есть определенные права пользования ею, равно как и обязанности по содержанию. Что об этом сказано в Жилищном кодексе и профильных Федеральных законах?

Основные понятия

Изначально важно разобраться, что собой представляет придомовая территория многоквартирного дома (МКД), поскольку трактовать этот термин можно по-разному. Он оговаривается в различных нормативных правовых актах: и в Жилищном, и в Земельном кодексах есть указания на этот счет. Чтобы окончательно определиться, что он значит, стоит ознакомиться с профильными ФЗ, муниципальными документами (например, с постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491).

Это не праздный вопрос. Жильцам важно знать, откуда и как считается придомовая территория многоквартирного жилого дома, чтобы ухаживать за ней. Также этот момент необходимо уяснить, чтобы реализовывать собственные права, так как такое имущество является общим, и им имеют возможность пользоваться все жители МКБ.

Если говорить простыми словами, то придомовой территорией является определенный земельный участок, где расположено само здание и дополнительные постройки. Плюс сюда же относятся зеленые насаждения, проезды. Придомовая территория многоквартирного дома - это то пространство, которое необходимо для организации комфортной эксплуатации жилых помещений.

Важно избегать разночтений. Некоторые граждане ошибочно считают, что границы придомовой территории располагаются строго по периметру двора. Однако они простираются шире.

О своих правах стоит знать хотя бы для того, чтобы их отстаивать. Яркий пример - городские власти часто злоупотребляют собственными полномочиями и пользуются неосведомленностью граждан. Они располагают магазины и прочие объекты, которые не имеют права ставить на придомовой территории многоквартирного дома по нормативам 2019.

Определение границ

Получив представление, что такое придомовая территория, пора переходить к определению ее пределов по месту. Как можно понять, где заканчивается этот участок? В первую очередь по объектам, которые на нем расположены. Придомовыми считаются земли, на которых стоят:

  • детские площадки, проезды (пожарные и аварийные);
  • гаражи;
  • сушки для белья.

Возможно также прилегание автостоянки. Тротуары, участки с насаждениями, трансформаторные будки и тепловые пункты тоже полагается включать в данную территорию. Все эти правила устанавливает непосредственно российский Жилищный кодекс.

Однако такие положения не дают четкого ответа на вопрос, сколько метров придомовая территория может занимать. Особенно сложно с ним обстоят дела в старых районах, где застройка велась плотно, без создания развитой инфраструктуры. Намного проще решать вопрос, определяя, сколько метров от дома занимает такая зона, если речь идет о новостройках. Сегодня застройщик обязан составлять план, учитывая вспомогательные объекты и закладывая это в проект.

Как определить, какой участок прилегает к многоквартирному дому по закону? Стоит изучить местные нормативные правовые акты на эту тему. Поскольку общего правила расчета не существует, основополагающим является такой момент, как плотность застройки в конкретном районе: если дома стоят близко друг к другу, при всем желании каждому невозможно выделить огромный участок.

Кстати, чтобы взять на себя содержание придомовой территории, четко определив ее границы, можно заглянуть в документы на жилье. Поскольку об этом упоминается в кадастровом паспорте. Проще всего выяснить все нюансы, зайдя на официальный сайт Росреестра. Там в публичном доступе есть карта, где отображены и многоэтажки, и прилегающие к ним территории.

Правовой аспект

Разобравшись, что такое придомовая территория многоквартирного жилого дома по закону, стоит изучить права и обязанности жильцов. Поскольку они не всегда отдают себе отчет, как могут распоряжаться совместным имуществом, а в данном случае - земельным участком. Изначально важно понять, у кого права на него.

Еще в бытность Советского Союза было заведено, что земля вокруг дома передавалась в пользование жильцам, которые в нем живут. Предусматривался упрощенный механизм бесплатной приватизации. Жители вольны были осуществлять благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, на равных правах пользуясь всеми благами.


Однако в настоящее время не так просто с разобраться с правовым вопросом, когда речь идет о старых зданиях. Если дом и участок, принадлежащий ему, занесены в кадастр, отображены на карте, то приватизация осуществляется быстро и легко. Однако не все постройки минувших лет поставлены на кадастровый учет.

Что касается новостроя, тут все просто и понятно. Поскольку гражданин покупает квартиру в новом комплексе, уже частично оплачивая стоимость земельного участка, он автоматически переходит в собственность. Человек наравне со всеми остальными жителями МКД получает права пользоваться им. Ему не придется самостоятельно проходить процедуру приватизации придомовой территории в многоквартирном доме.

Что делать, если гражданин решил купить квадратные метры на вторичном рынке и хочет узнать, кто числится собственником земельного участка? Проще всего узнать, кому принадлежит придомовая территория, обратившись в Росреестр. Там зафиксированы все правовые аспекты, на них и можно ориентироваться.

Благоустройство двора

Хотя в законе все расписано очень красиво, на практике далеко не всегда владельцы квартир в МКД могут попользоваться общим имуществом, к которому относится двор и прилегающие объекты. Если в здании располагаются салоны красоты и магазины, они нуждаются в создании парковки для клиентов. В итоге двор оказывается загроможденным, так что даже пешеходам порой негде пройти, а собственники не могут припарковать собственный транспорт.

Однако правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома гласят, что именно жители обладают ключевым правом голоса, решая, каким будет их двор. Поэтому если хозяин торговой точки нуждается в создании парковочных мест для своего бизнеса, то он должен действовать только по согласию жильцов. Если участок перешел к ним в собственность, они могут даже сдавать его частично в аренду, не забывая при этом о комфорте проживания.

Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома и прилегающих участков только приветствуется властями. Хотя содержание и ремонт общего имущества ложится на плечи собственников, это не означает, что они должны собственными руками выполнять озеленение, прокладывать тротуары к детским площадкам, ставить забор. Непосредственно осуществляют выполнение всех этих задач специальные организации, с которыми подписывает договор и оговаривает условия управляющая компания.


Чтобы учесть все законодательные требования, стоит оформить паспорт благоустройства территории. Этим занимаются специализированные организации, которые разрабатывают документ с учетом СНИП и прочих нормативов, где отображают участок и все объекты, включая деревья. Безусловно, конкретные требования к процедуре нужно изучать по месту. Поскольку муниципальные власти компетентны решать, какие именно бумаги и в каком виде необходимы на участок.

По умолчанию паспорт благоустройства территории не может являться документом, который составляется раз и навсегда. Жильцы вольны периодически изменять участок, благоустраивая его. Поэтому возникает вопрос актуализации данного документа. По закону ее нужно выполнять в том случае, если на объекте произошли изменения в объеме 50% и более.

Ограждение и парковка

Детальнее стоит обговорить те вопросы в эксплуатации общего имущества, которые зачастую сопряжены с нарушением прав и интересов граждан. Если жители МКД могут смело ремонтировать объекты на участке, то законным ли будет ограждение придомовой территории?

Вполне естественно, что граждане стремятся оградить двор. Особенно если затевается масштабный строительный проект, по итогам которого степень благоустройства возрастет. Никто не хочет, чтобы благами пользовались посторонние: из-за этого к ним будет ограничен доступ самих жильцов, плюс велика вероятность причинения ущерба.

Даже если территория перешла в собственность жителей МКД, это не означает, что в любой момент ее можно огородить. Прежде всего, стоит проконсультироваться с юристами, чтобы не нарушить законодательные требования. Особенно если к дому прилегает дорога общего пользования.

Ограждения используются разные: временные и декоративные, целевые и шлагбаумы. Поэтому стоит сначала определиться с видом, а потом обращаться в компетентные органы и вносить по итогам коррективы в паспорт благоустройства территории.

Если с парковкой посторонних на участке все ясно, то будет ли считаться законной стоянка машин жильцов МКД? С одной стороны, закон не запрещает оставлять авто возле дома. С другой стороны, к автовладельцам выдвигаются строгие требования. Они не должны причинять неудобств соседям. Поэтому нельзя надолго оставлять машину с включенным двигателем, перегораживать подъездные пути, обязательно свободным должен быть доступ к мусорным бакам.

Однозначно запрещено ездить по пешеходным дорожкам, вторгаться на тротуары. Также нельзя ставить авто на газонах. Если же в доме живет автомобилист, который игнорирует требования закона и мешает другим жильцам, можно смело вызывать эвакуатор, чтобы наказать автохама.

Вопросы по уборке двора

Не все жильцы осознают собственные права и обязанности в использовании общего имущества. Многие возмущаются тем, что городские власти не следят за дворами: на них скапливается мусор, не поддерживается чистота. Однако уборка придомовой территории возложена на жильцов, раз уж она переходит в их собственность.

Поэтому обязательно следует проследить, чтобы в договоре с управляющей компанией был прописан и этот момент, включая полные обязанности дворника. В таком случае намного проще будет решать возможные конфликты. Ведь после подписания соглашения организация берет на себя обязательства. Если она их не исполняет, это повод призвать ее к ответственности.

Если двор перешел в собственность жильцов, оформление договора с управляющей компанией нужно брать под строгий контроль. Что входит в это соглашение? В нем должны содержаться четкие правила и алгоритмы, в соответствии с которыми эта организация обязана будет ухаживать за участком, делать ремонт общего имущества. Здесь же прописывается, какие расходы будут нести жители МКД в связи оплатой ее услуг.

Насколько благоустроенным будет двор, решать только жильцам. Поэтому им стоит активно проявлять инициативу и требовать от управляющей компании исполнения обязательств, взятых ею. Если же она игнорирует требования, можно подавать претензию, а потом и жаловаться в жилищную инспекцию. Не стоит забывать о возмещении денег: граждане платят за услуги организации, так что если она их не оказывает, то можно требовать компенсации.

№ 507-ПП от 24.09.2012 О порядке формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и капитальному ремонту многоквартирных домов

24 сентября 2012 г. N 507-ПП О порядке формирования, согла- сования и утверждения перечней работ по благоустройству дво- ровых территорий, парков, скве- ров и капитальному ремонту мно- гоквартирных домов В целях обеспечения реализации Закона города Москвы от 11 ию- ля 2012 г. N 39 "О наделении органов местного самоуправления муни- ципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", а также в целях повышения эффективности подготовки переч- ней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и капитальному ремонту многоквартирных домов Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Порядок формирования, согласования и утверждения переч- ней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов (приложе- ние 1). 1.2. Методику определения размера бюджетных ассигнований по административным округам и районам города Москвы в целях организа- ции работ по благоустройству дворовых территорий (приложение 2). 1.3. Методику определения размера бюджетных ассигнований по административным округам и районам города Москвы в целях организа- ции работ по выборочному капитальному ремонту отдельных инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирных домов (приложе- ние 3). 2. Установить, что: 2.1. Управы районов в течение 10 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления направляют в советы депутатов муниципаль- ных округов адресные перечни многоквартирных домов, выборочный ка- - 2 - питальный ремонт которых проводится в 2012 году полностью за счет средств бюджета, адресные перечни дворовых территорий, работы по благоустройству и устройству наружного освещения которых проводят- ся в 2012 году, для принятия советами депутатов муниципальных ок- ругов решений о направлении уполномоченных депутатов для участия в контроле за ходом выполнения указанных работ и их приемке. 2.2. Адресные перечни дворовых территорий по устройству на- ружного освещения на 2013 год подлежат согласованию с советами де- путатов муниципальных округов в порядке, установленном приложением 1 к настоящему постановлению, до 10 ноября 2012 г. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 сентября 2012 г. N 507-ПП Порядок формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов I. Общие положения 1. Настоящий порядок устанавливает процедуры и сроки формиро- вания, согласования и утверждения адресных перечней дворовых тер- риторий для проведения работ по благоустройству дворовых террито- рий, в том числе устройству наружного освещения (далее - адресный перечень дворовых территорий), адресных перечней многоквартирных домов, подлежащих выборочному капитальному ремонту полностью за счет средств бюджета города Москвы (далее - адресный перечень мно- гоквартирных домов), планов благоустройства парков и скверов, на- ходящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектур административных окру- гов города Москвы (далее - план благоустройства парков и скверов). II. Формирование адресных перечней дворовых территорий и адресных перечней многоквартирных домов 2. Проекты адресных перечней дворовых территорий и проекты адресных перечней многоквартирных домов, финансирование работ по благоустройству и выборочному капитальному ремонту которых осу- ществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных зако- ном города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период префектурам административных округов города Москвы, формируются управами районов города Москвы (далее - управа района). Проекты адресных перечней дворовых территорий, финансирование работ по которым осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период Департаменту жилищ- но-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, форми- руются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы. Проекты адресных перечней дворовых территорий по устройству - 2 - наружного освещения, финансирование работ по которым осуществляет- ся за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и пла- новый период Департаменту топливно-энергетического хозяйства горо- да Москвы, формируются управами районов. 3. Проекты адресных перечней дворовых территорий формируются на основании: - обращений жителей района города Москвы; - предложений депутатов и советов депутатов муниципального округа (далее - Совет депутатов); - данных дефектных ведомостей; - информации Объединения административно-технических инспек- ций города Москвы (далее - ОАТИ). 4. Проекты адресных перечней многоквартирных домов, подлежа- щих выборочному капитальному ремонту, формируются на основании: - обращений жителей района города Москвы; - предложений депутатов и советов депутатов; - информации Государственной жилищной инспекции города Моск- вы; - данных дефектных ведомостей. 5. Проекты адресных перечней содержат информацию об адресе (местонахождении) объекта, видах и стоимости работ по каждому объ- екту, об итоговой стоимости работ по каждому объекту и району го- рода Москвы. 6. Проекты адресных перечней сопровождаются пояснительной за- пиской, содержащей обоснование по каждому объекту, включенному в проекты адресных перечней, документами, на основе которых были сформированы проекты адресных перечней, а также документами, ука- занными в пунктах 7-9 настоящего Порядка. 7. К проектам адресных перечней дворовых территорий прилага- ются: 1) акты обследований дворовых территорий; 2) акты проверок ОАТИ (при наличии); 3) паспорт планировочного решения и благоустройства дворовой территории с предлагаемыми элементами благоустройства; 4) дефектная ведомость по каждому объекту, содержащая оценки технического состояния отдельных элементов объекта, оснащенности малыми архитектурными формами, соответствия малых архитектурных форм детских площадок действующим стандартам безопасности и соот- - 3 - ветствие объекта нормативам градостроительного проектирования; 5) локальный сметный расчет по каждому объекту; 6) обращения жителей района города Москвы (при наличии); 7) предложения депутатов и советов депутатов (при наличии). 8. К проектам адресных перечней многоквартирных домов прила- гаются: 1) акт обследования технического состояния строительных конс- трукций и инженерных систем многоквартирного дома; 2) обращения жителей, решения общего собрания собственников многоквартирного дома о неудовлетворительном техническом состоянии многоквартирного дома (при наличии); 3) ведомость работ с указанием их видов, объемов и стоимости для каждого элемента строительных конструкций или инженерных сис- тем многоквартирного дома, требующих капитального ремонта; 4) фотофиксация элементов строительных конструкций или инже- нерных систем многоквартирного дома, требующих капитального ремон- та; 5) обращения жителей района города Москвы (при наличии); 6) предложения депутатов и советов депутатов (при наличии). 9. К проектам адресных перечней дворовых территорий по уст- ройству наружного освещения прилагаются расчеты ориентировочной стоимости проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ на устройство наружного освещения для конкретной дворовой территории, в отношении которой планируется проведение работ по устройству наружного освещения. 10. Проекты адресных перечней, указанные в абзаце первом пункта 2 настоящего Порядка, формируются не позднее 10 сентября в пределах доведенного префектурой административного округа города Москвы до управы района города Москвы объема бюджетных ассигнова- ний от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного за- коном города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансо- вый год и плановый период префектуре административного округа города Москвы на мероприятия по благоустройству дворовых террито- рий и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов. 11. Проекты адресных перечней (п.2) вносятся на согласование в Совет депутатов главой управы района не позднее 1 октября. - 4 - III. Формирование проектов планов благоустройства парков и скверов 12. Проекты планов благоустройства парков и скверов формиру- ются в зависимости от ведомственной принадлежности парков и скве- ров Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройс- тва города Москвы или префектурой административного округа города Москвы на основании: - обращений жителей; - предложений депутатов и советов депутатов; - информации ОАТИ. 13. Проекты планов благоустройства парков и скверов формиру- ются в пределах доведенных в установленном порядке до Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектуры административного округа города Москвы (в зависи- мости от ведомственной принадлежности парков и скверов) объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период. 14. Проекты планов благоустройства парков и скверов сопровож- даются пояснительной запиской, содержащей обоснование по каждому объекту, включенному в указанные проекты, документами, на основе которых были сформированы проекты планов благоустройства парков и скверов, а также документами, указанными в пункте 15 настоящего Порядка. 15. К проектам планов благоустройства парков и скверов прила- гаются: 1) акты обследований парков и скверов; 2) акты проверок ОАТИ (при наличии); 3) фотофиксация элементов озеленения и благоустройства; 4) предложения депутатов и советов депутатов, обращения жите- лей района города Москвы, общественных организаций о необходимости проведения благоустроительных работ (при наличии). 16. Сформированные проекты планов благоустройства парков и скверов направляются главе управы района для их последующего вне- сения на согласование в Совет депутатов. - 5 - IV. Согласование Советом депутатов проектов адресных перечней дворовых территорий, адресных перечней многоквартирных домов, проектов планов благоустройства парков и скверов 17. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов адресных перечней, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего Порядка, осуществляется на заседании Совета депутатов по представ- лению главы управы района. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов адрес- ных перечней, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Поряд- ка, осуществляется на заседании Совета депутатов по представлению главы управы района с участием представителей Департамента жилищ- но-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов адрес- ных перечней, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего По- рядка, осуществляется на заседании Совета депутатов по представле- нию главы управы района с участием представителей Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. 18. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов планов благоустройства парков и скверов осуществляется на заседа- нии Совета депутатов по представлению Департамента жилищно-комму- нального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектуры административного округа города Москвы в зависимости от ведомс- твенной принадлежности парков и скверов. 19. Совет депутатов рассматривает проекты адресных перечней, проекты планов благоустройства парков и скверов в течение 30 ка- лендарных дней со дня их поступления в Совет депутатов. Проекты адресных перечней, проекты планов благоустройства парков и скверов считаются согласованными, если за решение об их согласовании в результате открытого голосования проголосовало не менее половины от установленной численности Совета депутатов, а также, если в течение 30 календарных дней со дня их поступления в Совет депутатов: 1) не было проведено ни одного заседания Совета депутатов; 2) вопрос о согласовании не внесен в повестку заседания Сове- та депутатов; 3) вопрос о согласовании внесен в повестку заседания Совета депутатов, но не рассмотрен на заседании Совета депутатов. - 6 - 20. Решения Совета депутатов о согласовании проектов адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов направляются в управу района не позднее 3 рабочих дней со дня их принятия. Управа района не позднее 3 рабочих дней со дня получения нап- равляет для утверждения: 1) в префектуру административного округа города Москвы проек- ты адресных перечней, указанные в абзаце первом пункта 2 настояще- го Порядка; 2) в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы проекты адресных перечней, указанные в абза- це втором пункта 2 настоящего Порядка; 3) в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы проекты адресных перечней, указанные в абзаце третьем пунк- та 2 настоящего Порядка. 21. Адресные перечни, планы благоустройства парков и скверов не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения размещаются на официальном сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамента топливно-энергетичес- кого хозяйства города Москвы, префектуры административного округа, управы района, муниципального округа, а также на сайте "Наш город. Программа развития Москвы" (www.gorod.сайт). 22. В случае, если в принятом законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование работ по благоустройству дворовых территорий и выборочному капитальному ре- монту многоквартирных домов, в очередном финансовом году был изме- нен (увеличен или уменьшен) по сравнению с лимитами бюджетных ас- сигнований, предусмотренными проектом закона города Москвы о бюд- жете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период, соответствующие изменения проектов адресных перечней, планов бла- гоустройства парков и скверов подлежат согласованию с Советом де- путатов в порядке, предусмотренном настоящей главой. В этом случае срок согласования с Советом депутатов не может превышать 15 кален- дарных дней со дня поступления проектов адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов в Совет депутатов. - 7 - V. Порядок участия депутатов советов депутатов в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовых территорий и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов 23. Не позднее чем через 20 календарных дней со дня согласо- вания Советом депутатов адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов Совет депутатов принимает решение об участии де- путатов в работе комиссий по открытию и приемке работ по благоуст- ройству дворовых территорий и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, а также об участии в контроле за ходом вы- полнения указанных работ (далее - решение об участии депутатов в работе комиссий). Решение Совета депутатов об участии депутатов в работе комис- сий принимается большинством голосов от установленной численности Совета депутатов и должно предусматривать направление депутатов в комиссии, действующие на территории их избирательных округов (в случае избрания депутатов по многомандатным избирательным округам или единому избирательному округу - в границах территории, уста- новленной решением Совета депутатов). В указанном решении по каж- дому объекту адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов определяется депутат, уполномоченный на участие в составе комиссии по открытию и приемке работ, участие в контроле за ходом выполнения работ (далее - уполномоченный депутат). 24. Решение Совета депутатов об участии депутатов в работе комиссий по открытию и приемке работ, а также об участии в контро- ле за ходом выполнения работ направляется в управу района не позд- нее 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения. Информация об уполномоченных депутатах направляется управой района государс- твенным заказчикам и размещается на официальном сайте управы райо- на, а также информационных стендах в местах проведения работ. 25. Депутаты, участвующие в работе комиссии по открытию ра- бот, участвуют также в работе комиссии по приемке указанных работ. 26. Комиссии по открытию и приемке работ создаются в порядке, установленном государственными заказчиками с включением в указан- ные комиссии уполномоченных депутатов. Решение о создании комиссий по открытию и приемке работ представляется государственными заказ- чиками в управу района и направляется управой района в Совет депу- татов, а также размещается на официальном сайте государственного заказчика и управы района. - 8 - 27. Уполномоченные депутаты: 27.1. При открытии работ имеют право: - знакомиться с документами, предъявляемыми государственным заказчиком в установленном порядке комиссии по открытию работ; - участвовать в осмотре состояния отдельных элементов, мест хранения строительных материалов, в том числе площадки строитель- ного городка. 27.2. При приемке работ имеют право: - знакомиться с документами, предъявляемыми государственным заказчиком в установленном порядке комиссии по приемке работ; - участвовать в осмотре предъявленных работ к приемке; - подписывать акт комиссии по приемке работ либо не подписы- вать акт комиссии по приемке работ с выражением особого мнения в письменной форме. Особое мнение рассматривается государственным заказчиком в течение 3 рабочих дней с принятием соответствующих обоснованных решений и последующим информированием о них уполномо- ченного депутата. 27.3. При текущем контроле за ходом выполнения работ имеют право: - рассматривать жалобы и заявления жителей района города Москвы по вопросам организации и проведения работ, инициировать проведение комиссионных проверок; - участвовать в комиссионных проверках жалоб и заявлений граждан совместно с представителями государственного заказчика, подрядной организации и заявителя; - участвовать совместно с управой района и государственным заказчиком в осуществлении текущего контроля за качеством, объема- ми, графиками производства работ, качеством применяемых материа- лов, изделий, конструкций, состоянием площадки строительного го- родка, устранением выявленных недостатков и иными условиями госу- дарственных контрактов; - направлять государственному заказчику замечания по ходу вы- полнения работ. VI. Заключительные и переходные положения 28. В случае внесения в закон города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период или иные пра- - 9 - вовые акты города Москвы изменений, предусматривающих изменение объемов бюджетных ассигнований на мероприятия по благоустройству дворовых территорий (в том числе по устройству наружного освеще- ния), парков и скверов, по выборочному капитальному ремонту мно- гоквартирных домов, внесение изменений в адресные перечни дворовых территорий, многоквартирных домов, планы благоустройства парков и скверов осуществляется в порядке, установленном пунктами 6-9, 14-21 настоящего Порядка.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

К любому многоквартирному дому (МКД) прилегает территория, называющаяся придомовой. Согласно жилищному законодательству, ее следует содержать в надлежащем состоянии и благоустраивать: разбивать спортивные и детские площадки, высаживать растения, выделять места для парковок. Кроме того, предусмотрен регулярный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. В связи с этим стоит обсудить, кто отвечает за состояние придомовых участков и обязан проводить работы, связанные с восстановлением расположенных на них объектов.

Что относится к придомовой территории МКД

Придомовая территория является общей долевой собственностью жильцов дома. Она представляет собой земельный участок, на котором расположен сам МКД и объекты инфраструктуры.

Это – единая территория, поэтому выделить из нее часть для продажи вместе с отдельной квартирой или отдать в распоряжение подъезда нельзя.

Кто отвечает за ремонт и содержание двора

От того, прошел ли участок процедуру оформления и постановки на кадастровый учет, зависит, кто отвечает за придомовую территорию многоквартирного дома, его содержание и обслуживание.

При формировании участка дома, построенного до принятия Жилищного кодекса (до 1 марта 2005 года), собственники квартир могут подать заявление о постановке земли на кадастровый учет и оформлении права собственности на нее в органы государственной власти или местного самоуправления.

При строительстве новых домов земля под ними сразу становится собственностью дольщиков.

Важно уточнить, сформирован ли придомовой участок с элементами инфраструктуры и благоустройства. Если нет, владельцы квартир имеют право оформить право собственности на него.

При переходе в общую долевую собственность территория, на которой находится МКД, входящие в его состав объекты недвижимости и двор должны пройти процедуру формирования земельного участка и быть поставлены на кадастровый учет.

На общем собрании жильцы могут решить, становиться ли им владельцами придомового участка или оставить его в муниципальной собственности.

Полномочия муниципальной администрации

Не всегда территория, на которой расположены МКД и сопутствующие объекты инфраструктуры, принадлежат жильцам. Пока не появится соответствующая запись в государственном кадастре и не будут установлены границы двора, собственником земельного участка считается муниципалитет. Именно он наделен ответственностью за содержание и ремонт участка независимо от способа управления МКД.

В этом случае несложно определить, кто отвечает за освещение во дворе многоквартирного дома или асфальтирование дорожек – всем этим обязана заниматься администрация муниципалитета.

Когда отвечают УК или ТСЖ

Если все юридические формальности соблюдены и придомовая территория находится в собственности владельцев квартир в МКД, они могут своими силами заниматься ее благоустройством, следить за содержанием и осуществлять ремонт.

Если многоквартирным домом управляет ТСЖ или УК, жильцы обычно делегируют эти полномочия им.

В случае, когда владельцы жилья в МКД подписали договор на обслуживание с управляющей компанией, она проводит необходимые восстановительные работы. Это связано с тем, что в ежемесячные платежи включены расходы на оплату услуг по поддержанию порядка в пределах придомовой территории.

Законодательная база

Вопросы установления права собственности на придомовую территорию, а, следовательно, и ответственности за ее содержание и ремонт регулирует ЖК РФ (ст. 153, 154, 158) и Гражданский кодекс РФ (ст. 210).

О принадлежности участка к общему имуществу собственников и их обязанности финансировать работы, связанные с его благоустройством, сказано в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 . Этот документ ввел в действие Правила содержания придомовой территории в многоквартирном доме.

Перечень работ по благоустройству и ремонту установлен в правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, узаконенных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09. 2003 .

Какие работы проводятся на придомовой территории

Собственников жилья в МКД, которые ежемесячно оплачивают расходы на обслуживание общедолевого имущества, обычно интересует, что входит в содержание придомовой территории многоквартирного дома.

Согласно закону, к таким работам относится:

  • монтаж детских площадок;
  • уборка парковок, дворовых территорий;
  • озеленение дворов;
  • установка баков для сбора отходов;
  • монтаж ограждающих конструкций вокруг дворовой территории;
  • покраска элементов благоустройства;
  • ремонт территорий МКД.

Жильцы могут инициировать работы по благоустройству, подав заявление в УК.

Что входит в уборочные работы

В понятие “уборка придомовой территории” входят сезонная очистка ее от снега и листьев, посыпание пешеходных дорожек антискользящими составами во время гололеда.

Также управляющая организация должна контролировать своевременный вывоз ТКО с территории.

Поддержание чистоты и надлежащих санитарно-гигиенических условий в подъездах и на площадках – обязанность УК.

Уборкой внутриквартальных дорог занимаются специализированные организации, причем сначала очищаются от мусора тротуары и пешеходные дорожки, а затем проезжая часть.

Озеленение двора

В оформлении двора важную роль играют зеленые насаждения. Они придают привлекательный вид участку и улучшают экологические показали.

Правила технической эксплуатации жилищного фонда содержат основополагающие принципы озеленительных мероприятий:

  • работы проводятся лишь после расчистки участка от строительного мусора и иных отходов;
  • без специального разрешения категорически запрещено вырубать деревья, растущие на территории двора;
  • при посадке тополя, шелковицы не рекомендуется выбирать женские особи, которые вызывают более активное засорение участков;
  • каждый год организуется плановая обработка зеленых насаждений от вредителей.

В отношении зеленых насаждений действуют специальные правила, которые обязаны исполнять как сотрудники УК, так и жильцы. Большой перечень запретов направлен на предупреждение порчи растений и сохранение дворовой территории.

Укладка асфальта

Плохое состояние внутриквартальных дорог и тротуаров всегда вызывает у жильцов вопрос, кто должен ремонтировать асфальт во дворе многоквартирного дома. Решение о необходимости восстановить асфальтовое покрытие должны принимать жильцы МКД на общем собрании.

Как правило, управляющая компания создает специальный фонд, в который собственники квартир вносят средства исходя из просчитанной стоимости предполагаемых работ.

Дополнительный сбор средств на эти цели связан с тем, что ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов будет подрядчик – выбранная УК организация.

Ремонт дорог должен проводиться с соблюдением рекомендаций СНиП по:

  • минимально допустимой толщине асфальтового слоя – 0,15 м;
  • минимальной ширине асфальта вокруг дома – 1 м;
  • использованию мелкозернистых составов;
  • обязательному покрытию дорожек, ведущих к подъездам, и автомобильной стоянки.

За средстав фонда можно также ремонтировать тротуар во дворе многоквартирного дома.

Монтаж шлагбаума

Решение об установке шлагбаума во дворе принимает общее собрание собственников помещений, поскольку жильцы вправе ограничивать использование придомовой территории.

Кто устанавливает тарифы на обслуживание двора

Тарификация услуг по содержанию земельных участков, прилегающих к МКД, производится коммунальными организациями, их оказывающими, а в отдельных случаях – органами местного самоуправления.

Регулятивная роль в этом вопросе отведена государству. Оно участвует в ценообразовании принятием нормативно-правовых актов:

  • Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса »;
  • отдельных постановлений Правительства.

Существенное влияние на стоимость услуг оказывают рыночные факторы: уровень инфляции, цены на ГСМ, оплата труда и прочие. Тарифы могут ежегодно пересматриваться.

Плата за обслуживание придомовых территорий взимается за квадратный метр с учетом доли жильца в общем имуществе. Если тарифная ставка составляет 10 рублей за 1 м2, а площадь придомовой территории – 200 м2, то при доле 3% ежемесячная плата за ее содержание равна 60 рублей.

Кому пожаловаться на некачественное обслуживание

Качество услуг по содержанию придомовой территории всегда должно оставаться на высоком уровне. Особенно это касается зимнего периода, когда снежные заносы порой не позволяют даже выбраться из дома.

Но не всегда обслуживающие компании справляются с расчисткой дворов и тротуаров от снега, вывозом бытовых отходов или своевременной уборкой участка летом. В этом случае УК обязана пересмотреть тарифы на оплату.

Письменное заявление о пересмотре тарифов собственники участка направляют не позднее 6 месяцев с момента фиксации нарушения.

Если должностные лица УК не реагируют на претензию соответствующими действиями, собственники жилья в МКД имеют право обратиться в Жилищную инспекцию, администрацию муниципалитета и даже в суд.

Судебная практика по делам об оспаривании платы за уборку

В судебные инстанции нередко поступают иски от владельцев квартир в МКД, касающиеся оспаривания установленной платы за уборку придомовой территории в связи с некачественным выполнением услуги. При вынесении решений суды, руководствуясь нормами Жилищного законодательства и постановлениями Правительства РФ по этому вопросу, зачастую принимают сторону истцов.


К каждому дому, будь он давно сданный в эксплуатацию и обжитой или только что построенный, прилегает земля, называемая придомовой. За ней необходимо ухаживать согласно установленным нормативам, благоустраивать: выращивать газоны, устраивать клумбы, строить детские или спортивные площадки. Давайте разберемся, от кого зависит, кто отвечает за благоустройство придомовой территории многоквартирного дома и что входит в список работ по благоустройству дворовой территории.

Правила благоустройства

Границы и общая квадратура придомовой территории определяются кадастровым или техническим паспортом недвижимости. Согласно 16 статье ЖК , эта территория принадлежит всем жильцам дома на долевой основе. Содержанием и уходом за ней занимаются УК или , а также сами жильцы и фирмы-подрядчики, с которыми был заключен договор на обслуживание. Они же, например, осуществляют ремонт придомовой территории МКД.

Проживающие граждане обязаны следить за порядком в многоквартирном доме и принадлежащему ему участку земли, не мусорить, не портить строения и так далее. Ведь после того, как жильцы стали владельцами недвижимого имущества, они обязуются содержать его в порядке на основании соответствующего правительственного постановления.

В правила по содержанию придомовой территории и ее эксплуатации для собственников квартир многоэтажного дома входят:

  • санитарное содержание участков, на которых установлены урны и мусорные контейнеры;
  • , вывоз мусора;
  • сохранение клумб и прочих участков озеленения.

В большинстве случаев жильцы заключают соглашения с УК, на которые возлагается обязанность по уходу и содержанию дворовой территории многоквартирного дома. Но в старых домах часто за это отвечает муниципалитет, если земля вокруг них не приватизирована, так как она все еще принадлежит государству. И оно же и будет в данном случае отвечать за благоустройство придомовой территории многоквартирного дома.

Перечень работ по благоустройству и уходу за дворовым участком зависит также и от времени года. Зимой:

  • регулярная уборка снежного слоя, толщиной более 5 см;
  • расчистка дорожек и подходов к подъезду от оледеневших участков;
  • очищение канализационных люков от снега и льда;
  • посыпание песком дорожек в гололед.
  • дополнительная уборка пространства вокруг мусорных баков;
  • полив зеленых насаждений;
  • стрижка газонов, кустарников.

Меры по содержанию придомовой территории в чистоте – это также ее благоустройство. Работы производятся по расписанию с учетом нормирования труда самих жильцов, нанятых подрядчиков, дворника. Прежде чем готовить дизайн-проект двора многоквартирного дома мечты, который хотели бы видеть жильцы, следует внимательно отнестись, прежде всего, к содержанию его в чистоте и целостности.

Перечень работ

Закон предусматривает нормативы для благоустройства придомовой территории, что прилегает к многоквартирному жилому объекту. Что входит:

  • уборка участков общего пользования, парковок (при наличии);
  • установка мусорных баков;
  • летние и зимние меры по очистке территории;
  • озеленение придомовой территории;
  • создание детской площадки во дворе;
  • окрашивание лавочек, ограждений, частей конструкций, установленных по участку;
  • установка ограждений на придомовой территории;
  • ремонтные работы, а также обеспечивающие безопасность собственников жилья (обработка дорожек песком в гололед, уничтожение сосулек, установка крышек люков и прочее).

Разберем подробнее элементы благоустройства дворовых территорий:

  • озеленение: может быть крышным, вертикальным, придомовым;
  • обустройство придомовых территорий пандусами, ступенями, лестницами;
  • покрытие: газон, твердое или мягкое, асфальт;
  • огораживание участков: забор, живая изгородь;
  • возведение небольших архитектурных декоративных строений, фонтанчиков;
  • установка мебели;
  • создание площадок для детей, отдыха, занятий спортом, под мусорные баки, для выгула животных, парковок и проезда транспорта;
  • установка освещения разной функциональности и назначения;
  • оснащение техническим, спортивным, игровым оборудованием.

Все вышеперечисленное входит в благоустройство по основному проекту, одобренному правительством РФ. Список общий, какие конкретно меры по облагораживанию придомового участка необходимо сделать, решается на общем собрании жильцов путем голосования. Проектирование – важнейший этап процесса, каждый пункт необходимо обговорить, после чего, исходя из результатов опроса, создать план благоустройства двора, подготовив дизайн-макет.

ВАЖНО! Законодательством предусмотрена возможность сдачи части придомовой территории под аренду продуктового киоска или стоянку авто. Решение также принимается на общем собрании, на нем же обсуждается вопрос распределения дохода от аренды. Чаще всего полученные средства идут на оплату строительных работ по благоустройству территории многоквартирного жилого дома, коммунальных задолженностей и прочих нужд дома.

Разберем подробно некоторые из мероприятий по благоустройству, которые запрашивают и выполняют чаще всего.

Асфальтирование

Отсутствие качественного дорожного покрытия – частая проблема, и дворы многоквартирных домов – не исключение. Никого из жильцов не устраивают ямы и разбитая дорога, будь они пешеходы или владельцы автомобилей. Решать вопрос об асфальтировании дороги внутри двора должны собственники жилья и УК. Для этого управляющая компания создает специальный фонд, в который жильцы вносят деньги за работу по укладке асфальта.

Так как асфальт уже имеется, несмотря на его состояние, то дополнительное асфальтирование будет происходить за счет собственников квартир. Именно поэтому порядок таков, что организация фонда проводится после собрания с голосованием, подсчетом примерной стоимости работ. Ведь далеко не все готовы или имеют возможность заплатить нужную сумму. Как и всегда, вопрос решается большинством голосов за. На собрании должно присутствовать более половины собственников.

  • слой асфальтового покрытия не должен быть менее установленного нормирования 15 см;
  • рекомендовано использовать мелкозернистый состав;
  • 1 метр – минимальная ширина проложенного вокруг дома асфальта;
  • обязательная укладка покрытия на дорожках к подъезду и стоянке автомобилей.

Правила огораживания

Ограждение придомовой территории многоквартирного дома разрешено законом, но имеет ряд установленных норм и ограничений:

  • устанавливают ограду таким образом, чтобы она не перекрывала проход или проезд к дому, в противном случае это будет расценено как заведомая попытка не допустить специалистов по ремонту или обслуживающему техническое оборудование или линии электропередачи персоналу. В этом случае забор снесут;
  • ограждения придомовой территории не должны быть помехой для жильцов соседних домов или дворов при передвижении через огражденную территорию, иначе после полученных жалоб их снесут;
  • двор не может быть перекрыт полностью;
  • разрешено частичное или полное ограждение детской площадки и парковки.

Часто на устанавливают металлические ограждения придомовой территории для того, чтобы на парковке не могли оставлять свои транспортные средства жители соседних домов. Исключениями в этом правиле являются:

  • машины скорой медицинской помощи;
  • транспорт службы газа;
  • автомобили МЧС;
  • полиция.

Все они имеют законное право въезжать на любую огражденную территорию.

ВАЖНО! Даже если жильцами дома было получено разрешение от администрации на наложение сервитута (ограниченного права пользования) на огражденный участок, забор должен быть демонтирован полностью или перестроен так, чтобы получился сквозной проход, через который смогут передвигаться жильцы соседних домов.

Чтобы избежать непредвиденных и неприятных моментов, лучше всего заранее подготовить дизайн-проект двора с указанием того, какую именно придомовую территорию многоквартирного дома планируется огородить.

Что учесть при озеленении

Положение 170 от Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) определяет нормы по озеленению прилегающего к многоэтажным домам земельного участка. В соответствии с этим приказом следует:

  • сохранять естественное зеленое окружение дома;
  • не уничтожать самовольно и не портить деревья, кустарники и прочие насаждения на придомовом участке, что будет расцениваться как правонарушение и попадать под административную ответственность;
  • рекомендовано регулярно стричь газоны и кустарниковые посадки;
  • не увеличивать площадь газонов за счет сокращения пешеходных и проездных дорожек;
  • соблюдать своевременный полив;
  • убирать сухостой, который может угрожать жизни людей;
  • в зимний период не складировать собранный и содержащий реагенты снег вокруг деревьев;
  • не топтать газоны и клумбы;
  • не использовать деревья как опоры под качели или в качестве рекламных столбов;
  • не приспосабливать зеленые насаждения под коммерческие нужды;
  • в зеленой зоне запрещено устраивать парковочные площадки;
  • устраивать склад стройматериалов также нельзя.

Если дворы благоустроены водоемами, их следует постоянно чистить и следить за тем, чтобы вода не цвела. Для изменения ландшафта озеленяемой территории необходимо после проведенного собрания, на котором будет утверждена схема благоустройства, согласовать ее с муниципальным органом.

Обустройство детской площадки

В тех ситуациях, когда ни дом, ни прилегающая к нему территория не приватизированы и остаются в государственной собственности, возведением и последующим обслуживанием детских площадок занимается муниципалитет. Если же многоэтажка находится в частном владении, тогда УК обязана взять на себя обязательства по сооружению, обустройству и содержанию детской площадки.

Сооружение и обслуживание площадок для детей должно соответствовать нормам ГОСТ:

  • размещать вдали от проезжей части и пешеходных дорожек;
  • оградить зелеными насаждениями, которые в летнюю пору могли бы давать тень;
  • должны соблюдаться санитарные нормы (регулярная замена песка 1-2 раза в год и так далее);
  • площадка не должна находиться близко к парковке, складам или мусорным бакам, минимальное расстояние от них – 20 м;
  • следить за чистотой находящихся на площадке сооружений.

За состоянием площадки обязаны следить работники УК:

  • регулярно осматривать;
  • делать письменные и фотоотчеты;
  • убирать мусор;
  • производить ремонт.

Схема благоустройства по ГОСТу предусмотрены сооружения для площадок, предназначенные детям разных возрастов, а также их разделение. Но на практике чаще всего они находятся на одном участке без каких-либо разграничений. Как правило, это происходит из-за недостаточного места под застройку. Потому чтобы не нарушать правил благоустройства придомовой территории многоквартирного дома, необходимо поставить минимум по одной конструкции для каждой возрастной категории.

Как благоустроить двор

Для того чтобы благоустроить двор, необходимо провести собрание собственников квартир дома. На нем обсудить конкретно, какие именно мероприятия по благоустройству придомовой территории планируется выполнить, предлагается дизайн двора, провести голосование. Если по его результатам будет принято положительное решение, представитель всех жильцов обращается в или муниципалитет с совместно подписанной заявкой. О том, как написать заявление, подскажут в офисе УК, там же можно найти и образец.

В некоторых регионах проводятся программы по проведению озеленительных работ и благоустройству площадей, прилегающих к многоквартирным домам. В 2017 году, в феврале, правительством РФ были утверждены правила софинансирования благоустройства дворов, и регионам выделены субсидии в 20 миллиардов рублей на проведение мероприятий по улучшению придомовых территорий.

Если вы подпадаете под действие этой программы, то можно подать заявление на получение государственной помощи по благоустройству двора и встать в очередь на ее предоставление. Образец заявления находится в администрации, пишется оно от имени всех собственников жилья с проставлением подписи каждого. К нему необходимо приложить техническую документацию, в которой будет указано состояние дома или домов и самой территории.

Кто оплачивает

За работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов платят жильцы, будь то владеющие жилой недвижимостью или только арендующие ее. Конечно, можно облагородить двор и собственными руками, если есть активисты, желающие заниматься мелким строительством и прочими необходимыми работами. На практике такое встречается не слишком часто. Также подобные мероприятия могут выполняться за счет государственных средств, если это реализуемая федеральная программа благоустройства.

Ремонт придомовой территории многоквартирного дома производится также за счет жильцов. Текущим считается ремонт:

  • поврежденных участков дороги, то есть частичное асфальтирование или иной метод;
  • забора и прочих ограждающих конструкций;
  • детских сооружений;
  • спортивных конструкций.

В капитальный ремонт входят:

  • асфальтирование;
  • озеленение;
  • установка ограждений и строений;
  • оснащение хозплощадок, детских и спортивных.

Итог

Согласно принятой в начале 2017 года программе по благоустройству, содержание городов и наиболее часто используемых людьми городских территорий вышло на новый, более качественный уровень. Это касается и выделенных средств, и правил благоустройства, содержания, эффективных систем по уборке, освещения и озеленения придомовой территории.

Предполагается, что более половины финансирования в этом случае будет потрачено на обустройство дворов многоквартирных домов. Следует отметить, что даже если регион подпадает под программу, то без инициативы от самих граждан ее реализации для конкретной придомовой территории не будет. А потому необходимо написать соответствующее заявление, о чем было сказано выше.

Для того чтобы провести необходимые работы, составьте проект, утвердите его на собрании. Следует отметить, что дизайн-макет будущего двора должен соответствовать установленным российским законодательством СНиП.

Исходя из вышесказанного на вопрос – кто должен заниматься благоустройством – ответ очевиден. Несмотря на то что за содержание, уход, благоустройства и в большинстве случаев его оплату отвечают сами жильцы, регулируют его определенные государственные стандарты, установленные для практически каждого элемента по улучшению дворовых площадей.

И чтобы проделанные работы не были напрасными, следует внимательно изучить соответствующие правовые акты и подготовить подробный план по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома. Если у вас возникают какие-либо проблемы или вопросы по обустройству вашей придомовой территории, обращайтесь в УК за консультацией.