Дефицит бюджета и государственный долг. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения

Для выполнения своих функций в политической, экономической и социальной сферах государство в лице органов власти разных уровней образует и использует фонды денежных средств. Самый крупный денежный фонд в его распоряжении – государственный бюджет . Это годовой план (перечень) государственных расходов и источников их покрытия – доходов. Их состав определяется экономическим потенциалом страны, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений страны. Аккумуляция в бюджетной системе значительных де­нежных средств создает возможность для обеспечения равномерного развития экономики и социально-культурной сферы на всей территории страны. Наличие бюджета создает возможность для маневри­рования при распределении средств на потребности об­щества с учетом их приоритетности на протяжении оп­ределенного промежутка времени.

Существует и более расширенное определение бюджета государства как важнейшего звена его финансовой системы. Государственный бюджет – это экономическая категория финансо­вой системы страны, отображающая денежные отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами – с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, по­вышение уровня жизни и удовлетворение других обще­ственных потребностей.

Бюджет опосредствует свыше 70 % всех финансовых отноше­ний и объединяет разные финансовые учреждения, с по­мощью которых государство осуществляет свою финан­совую деятельность и перераспределяет значительную долю общественного продукта.

Почти 80 % от объемов доходов государственных бюджетов в развитых странах обеспечивают налоги.

Доходы Государственного бюджета :

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления – доходы от собственности и государственного предпринимательства, административные сборы, штрафы;

3) субвенции – межбюджетные трансферты для использования с определенной целью;

4) доходы от операций с капиталом – процентные платежи по займам (кредитором выступает государство).

В Украине основными источниками доходов Государственного бюджета являются четыре налога – налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизный сбор, подоходный налог.

Расходы Государственного бюджета :

1) государственные услуги – содержание центральных органов власти, общественная безопасность, судопроизводство и национальная оборона, социальные и культурные нужды, наука и образование, здравоохранение;

2) финансирование национального хозяйства (субсидии, дотации);


3) финансирование местных бюджетов (субвенции);

4) выплаты государственного долга.

Состав расходов определяется функциями государства и потребностями общества на каждом этапе его развития. Согласно Бюджетного Кодекса Украины они делятся на текущие расходы и расходы развития (инвестиционные).

Структура бюджетной системы, объединяющей все бюджеты страны на единых принципах, зависит от государственного устройства (унитарность или федеративность). Сумма всех бюджетов страны (местных – областных и городских – и государственного) составляет сводный бюджет .

Принципы распределения доходов и расходов между бюджетами различного уровня определяются Законом Украины «О бюджетной системы Украины». Распределение средств между бюджетами разных уровней осуществляется каждый год по-новому в ходе утверждения государственного бюджета.

Разность между доходной и расходной частью бюджета – бюджетное сальдо . Если оно положительно, это означает излишек (профицит) бюджета , если отрицательное – то дефицит бюджета .

Увеличение государственных расходов при снижении налогов, хотя и препятствует падению производства, увеличивает дефицитность государственного бюджета и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждом данном году. Основные причины его возникновения: спад общественного производства и рост его издержек, инфляционное денежное предложение, увеличение финансирования социальных программ, рост затрат на содержание военно-промышленного комплекса, растущие масштабы теневой экономики, т.е. в общем смысле – снижение налоговой базы и рост государственных расходов. Активный дефицит возникает при стимулирующей фискальной политике, пассивный дефицит – при сокращении государственных доходов в результате падения экономической активности.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть негативным для экономики и динамики жизненного уровня населения: экономически развитые страны имеют дефицитный бюджет (10-30%). Все зависит от причин его возникновения и направления расходования бюджетных средств (если они используются на развитие экономики, то в будущем это обернется ростом производства; если же они используются неэффективно, то это приведет к нарастанию инфляционных процессов).

Существует две концепции сбалансирования государственного бюджета.Циклически сбалансированный бюджет характеризуется равенством объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах делового цикла. Он может быть использован для сокращения безработицы и преодоления депрессии (спада). При этом избытки бюджета в фазе подъема покрывают прирост государственного долга во время спада. Чтобы противостоять спаду экономики, необходимо понижать налоги и повышать государственные расходы – это приводит к дефициту бюджета. В результате следующего инфляционного подъема экономики повышают налоги и снижают государственные расходы.

Если бы правительство при проведении экономической политики стремилось иметь ежегодно сбалансированный бюджет – равенство объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах года – то это только усиливало бы конъюнктурные колебания, снижая эффективность фискальной политики (мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, см. формулу (8.3)). Во время кризиса и депрессии из-за снижения объемов производства поступления в бюджет сокращаются. Соответственное снижение в это время государственных расходов задержит выход экономики из кризиса. С другой стороны, полное расходование повышенных доходов бюджета в фазе подъема также может негативно влиять на состояние экономики («перегрев» экономики).

Так как спады и подъемы в национальном хозяйстве неодинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде, циклически сбалансированный бюджет несовместим с фискальной политикой. Поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий этой политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема, содействует сбалансированности бюджета.

При анализе взаимозависимости между фискальной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита – структурный и циклический дефициты. Их рассматривают во взаимосвязи с так называемым «бюджетом полной занятости».

Бюджет полной занятости – соотношение государственных доходов и расходов, которое сложилось бы при условии, если бы экономика в течение года развивалась при полной занятости.

С помощью бюджета полной занятости можно дифференцировать влияние дискреционной и недискреционной политики на состояние государственного бюджета и тем самым оценить качество фискальной политики.

Структурный дефицит – разность между текущими государственными расходами и теми доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Т.е. если экономика достигла уровня производства при полной занятости, а налоговые поступления меньше, чем государственные расходы, то образовавшийся дефицит носит структурный характер.

Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Он вызывается спадом деловой активности и связанным с ним сокращением налоговых поступлений. Т.е. фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита. В целом циклический дефицит – это результат фискального бездействия правительства.

Можно утверждать, что структурный дефицит – это следствие дискреционной фискальной политики бюджетной экспансии , а циклический – это результат действия встроенных стабилизаторов .

Однако по величине дефицита бюджета невозможно судить, насколько активно правительство проводит фискальную политику.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и фискальной политики можно обобщить двумя тезисами:

1. Во время экономического спада бόльшим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться.

В трехсекторной экономике совокупный доход, заработанный домашними хозяйствами, направляется ими на уплату налогов, потребительские расходы и сбережения:

Y = C + S + T

В условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:

Y = C + I + G

C + S + T = C + I + G

S = I + (G – T) = I + Дефицит государственного бюджета

При наличии дефицита государственного бюджета для его финансирования правительство занимает средства из того же источника, что и частные предприниматели, – из сбережений домохозяйств. Поэтому все дополнительные сбережения, возникшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возникающего при этом бюджетного дефицита, вместо того чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активности частного сектора.

2. Во время экономического подъема фискальная политика будет тем эффективней, чем бόльшим бюджетным излишком она будет сопровождаться.

В период экономического подъемафискальная политика сводится к росту доходов и снижению расходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный излишек, который в дальнейшем можно использовать.

Стимулирующее действие бюджетного дефицита на экономику будет зависеть от методов его финансирования. Аналогично, при данной величине бюджетного излишка его влияние на экономику зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Использование профицита бюджета происходит по двум направлениям:

1) использование для погашения долгов . Выкупая свои долговые обязательства (ценные бумаги), правительство передает излишние поступления назад на денежный рынок, что вызывает падение ставки процента и стимулирует тем самым инвестиции и потребление. Но это может вызвать увеличение инфляции;

2) изъятие из обращения , приостановив дальнейшее использование этих сумм. Если излишние поступления не возвращаются в экономику, они не создают инфляционного влияния.

Следовательно, государственные сбережения (бюджетный профицит) могут быть использованы либо на покрытие государственного долга (∆N), либо для сокращения денежной массы (∆M):

Данное выражение называют тождеством госбюджета . Следовательно, если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:

, (8.6)

При наличии бюджетного дефицита в связи с его негативным влиянием на макроэкономическую ситуацию государство обя­зано избрать наиболее оптимальные источники егопо­крытия (способы финансирования). В мире использу­ются два метода покрытия дефицита бюджета не­эмиссионный (долговой) и эмиссионный .

Наиболее эффективен неэмиссионный (долговой) метод , с по­мощью которого можно избавиться от дефицита без до­полнительного выпуска денег в обращение, стимулирующего инфляцию. Он состоит в привлечении внешних и внут­ренних источников финансирования.

Внешними источниками могут быть кредиты между­народных финансовых объединений и иностранных госу­дарств, а также безвозмездная и безвозвратная финансо­вая помощь для осуществления целевых программ меж­дународного значения.

Внутренними источниками являются кредиты Цент­рального банка (в Украине – Национального банка), внутренние займы правительства (продажа государственных ценных бумаг – облигаций государственного займа) и прочие доходы.

Важно также отметить, что привлечение внутренних источников является фактором увеличения процентной ставки в экономике и создает эффект вытеснения частных инвестиций, описанный выше (сокращается экономическая активность частного сектора).

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита состоит в использовании денежно-кредитной эмиссии. Это не сокращает экономическую активность частного сектора, но такой метод является нецелесообразным, поскольку он отрицательно сказывается на экономическом и социаль­ном положении страны, вызывая инфляцию.

Выбор способа покрытия дефицита связан с конкретной макроэкономической ситуацией и его последствиями. Наименее проблемным в этой связи считается погашение бюджетного дефицита путем выпуска ценных бумаг.

Наличие внешних и внутренних кредитных источни­ков предопределяет возникновение, соответственно, внеш­него и внутреннего долга государства. Со стороны государства должен осуществляться контроль и управление государственным долгом.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных избытков за все прошедшие годы.

Основной формой внутреннего долга являются государственные займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг в двух видах – облигаций и казначейских обязательств (в Украине – это облигации внутреннего государственного займа ОВГЗ; облигации внутреннего государственного сберегательного займа ОВГСЗ, эмитентом которых выступает Сберегательный банк Украины, казначейские векселя и др.). К внутрен­нему государственному долгу относится и задолжен­ность государства по содержанию социальной сферы (за­долженность по выплатам заработной платы, пенсий, суб­сидий, дотаций, стипендий и т.п.).

Вся сумма задолженности кредиторам за пределами страны становится ее внешним долгом . Он образуется из-за следующих обстоятельств:

§ размещение долговых ценных бумаг на международ­ных финансовых рынках (например, Украина размещает государственные облигации на финансовом рынке Германии);

§ получение займов у специализированных финансово-кредитных институтов (Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Мировой банк реконструкции и развития и др.);

§ получение займов у других государств .

При значительной величине государственного долга затраты по его обслуживанию (выплата процентов и основной суммы) могут стать главной или даже единственной причиной дефицита бюджета, но по абсолютной величине долга нельзя определить, велика или мала государственная задолженность. Поэтому динамику государственного долга изучают по доле государственного долга в национальном доходе.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать займы, поэтому правительства прибегают к новым займам (рефинансирование государственного долга ). Государство при этом выступает гарантом их возврата. Однако процесс рефинансирования нельзя считать бесконечным, так как превышение государственного долга над ВВП (ВНП) более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики.

Дефицит бюджета и го­сударственный долг имеют взаимное влияние и требуют от государства активной финансовой политики. Государство, управляя бюджетом и государственным долгом, имеет возможность влиять на экономическую ситуацию в стране через изменение налоговых ставок, выпуск и размещение государственных долговых обязательств, финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, бюджет является важнейшим инструментом государственного управления.

В будущем роль бюджета в социальных процессах бу­дет возрастать. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой основой для осуществления соци­альных преобразований, перехода на новый, более высокий уро­вень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать соци­альные следствия расслоения граждан по их материаль­ному достатку, которые вызваны переходом к рыноч­ным условиям хозяйствования.

Темы рефератов :

1. Теория экономики предложения – альтернатива кейнсианству

2. Налоги: сущность, виды и роль в регулировании экономики

3. Фискальная политика в современной Украине

4. Преодоление бюджетного дефицита и антиинфляционная политика

5. Современная бюджетная политика Украины

Контрольные тесты:

1. Препятствующая рецессии фискальная политика предполагает:

а) сокращение налоговых поступлений и государственных расходов;

б) увеличение налоговых поступлений и государственных расходов;

в) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.

2. Теория экономики предложения утверждает, что стимулирующая фискальная политика предполагает:

а) рост уровня налогообложения; б) снижение уровня налогообложения;

в) достижение бюджетного излишка; г) увеличение государственных расходов.

3. Существует различие в эффекте мультипликатора при увеличении государственных расходов и снижении налогов на одинаковую сумму, вызванное тем, что:

а) снижение налогов оказывает более значительное влияние на бюджет, чем повышение гос. расходов;

б) сокращение налогов не окажет прямого влияния на величину потребительских расходов, так как произойдет некоторое увеличение сбережений;

в) изменение налогов непосредственно влияет на величину потребительских расходов и доходов, а изменение гос. расходов оказывает косвенное воздействие;

г) гос. расходы, повышая доходы в экономике, способствуют росту потребительских расходов.

4. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что:

а) одинаковое увеличение гос. расходов и налогов увеличивает доход на величину их прироста;

б) одинаковое увеличение гос. расходов и снижение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

в) одинаковое снижение гос. расходов и увеличение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

г) разнонаправленные одинаковые изменения гос. расходов и налогов не приводят к изменению дохода.

5. Манипуляции правительства с государственными расходами и налогами для достижения желаемого уровня дохода и производства относятся к политике:

а) экономики предложения; б) сбалансирования государственного бюджета;

в) встроенных стабилизаторов; г) стимулирования совокупного спроса.

6. Влияние встроенных автоматических стабилизаторов проявляется в том, что:

а) они ослабляют эффект дискреционной политики;

б) они усиливают эффект дискреционной политики;

в) они полностью исключают цикличность экономического развития;

г) они сглаживают цикличность экономического развития.

7. Концепция сбалансированного бюджета предполагает:

а) бездефицитность бюджета за год; б) отсутствие пассивного дефицита бюджета;

в) наличие бюджетного профицита; г) бездефицитность в пределах экономического цикла.

8. Государственный долг – это сумма всех предшествующих:

а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

в) бюджетных дефицитов; г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов.

9. Эффект вытеснения, связанный с финансированием государственного долга:

а) приводит к сокращению производственных возможностей; б) ведет к снижению долга;

в) ведет к увеличению ставки процента; г) сокращает частные инвестиционные расходы.

10. Циклический дефицит бюджета – это следствие:

а) роста гос. расходов и снижения налогов в период спада;

б) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период спада;

в) роста гос. расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;

г) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период инфляционного подъема.

Над доходами. Антоним бюджетного дефицита - бюджетный профицит .

Ситуация, когда налоги и другие поступления в бюджет не покрывают всех расходов государства, не редко случается в жизни многих стран.

Казалось бы, ведущие экономисты страны должны работать над методами экономической политики, чтобы в стране всегда был бюджетный профицит. Но это не так. Слишком хорошо - тоже плохо. Результатом профицитного бюджета может стать перегруженность экономики, снижение эффективности использования бюджетных средств . Поэтому идеальное явление - сбалансированность бюджета .

Методы достижения сбалансированности бюджета:

  1. Ограничение бюджетных расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разного уровня (например, региональным и местным - если в одном профицит, а в другом дефицит, можно слегка уравнять их).
  3. Мониторинг деятельности бюджетных организаций.
  4. Стимулирование экономики .
  5. Решение социальных задач.
  6. Соблюдение принципов экономии расходов.
  7. Эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Причины образования дефицита бюджета.

  1. Расходы, связанные с перестройкой экономики (инвестиции в промышленность, например).
  2. Экономический кризис .
  3. Форс-мажор (катастрофы, стихийные бедствия, война, массовые беспорядки),
  4. Неэффективная финансовая система.
  5. Политический популизм (рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами).
  6. Коррупция.
  7. Неэффективная налоговая политика .

Виды бюджетного дефицита.

По характеру возникновения:

  • случайный дефицит (больше характерен для местных бюджетов);
  • действительный дефицит (дефицит, который закладывается в законе о бюджете в качестве предельной величины, хотя может оказаться как выше, так и ниже этой величины).

По длительности:

  • хронический (повторяющийся из года в год);
  • временный (случайные колебания доходов и расходов, не опасные для экономики).

По прогнозам:

  • плановый (предусмотренный);
  • внеплановый (непредвиденный).

По отношению к государственному долгу:

  • первичный (не имеющий отношения);
  • вторичный (вызван необходимостью платить проценты по госдолгу).

Покрытие дефицита бюджета.

Существует три стандартных варианта покрытия дефицита:

  1. Эмиссионное покрытие: выпуск дополнительных денег . Естественно, это тут же вызывает инфляцию. Таким видом покрытия следует пользоваться с особой осторожностью.
  2. Налоговое покрытие: введение дополнительных налогов или увеличение ставок существующих. Здесь есть два опасных момента - возможный переход некоторых предпринимателей в теневой сектор (уклонение от налогов) и массовые недовольства и даже бунты населения.
  3. Секвестирование бюджета: снижение всех статей расходов в бюджете. Некоторые статьи, как например государственный долг, секвестировать невозможно (хотя нет! Недавно Украина сама себе разрешила не выплачивать внешние долги. В этой стране возможно все).

Еще один вариант покрытия дефицита - это финансирование. Обычно это означает, что страна залезает в долги.

Государственный долг.

Государственный долг - это заимствование государства с целью покрыть дефицит бюджета.

Обычно размер государственного долга указывают в национальной валюте или в другой валюте (доллары, евро), но я считаю этот способ не совсем корректным при сравнении долга разных стран или как показатель экономической ситуации в стране. Все страны разные - разные по территории, количеству населения, потенциалу экономики и т.д. Долг в миллиард долларов - ерунда для Германии и катастрофа для республики Конго. Поэтому самый правильный показатель долга - это в процентах ВВП .

Лидером по госдолгу среди развитых стран является Япония: в разные года ее долг колебался от 220 до 250% ВВП. Долг Греции - около 170% ВВП, Италии - около 120%. Не малый долг и у США - около 100% ВВП, больше чем у Франции и Германии (70-80% ВВП). Государственный долг России составляет 13% ВВП.

Следует учитывать, что при изучении государственного долга страны (не имеет значения в долларах или процентах от ВВП) не учитывается, сколько другие страны должны этому государству. Так что этот показатель не единственный, который нужно брать во внимание при анализе экономического потенциала стран.

Последствия государственного долга:

  • переложение налогового бремени на последующие поколения;
  • перераспределение доходов населения ;
  • вытеснение частных вкладов (выпуск государственных

Правительство любой страны стремится к уравнению доходной и расходной части государственного бюджета. Соответствие доходной и расходной статей бюджета называется «балансом дохода».

На практике же расходная часть обычно превышает доходную часть. Образование бюджетного дефицита объясняется несколькими причинами, среди которых можно выделить:

  • - спад производства страны;
  • - завышенные издержки на реализации принятых социальных программ;
  • - завышенные затраты на оборону;
  • - увеличение доли «теневого» сектора экономики;
  • - рост предельных издержек общественного производства.

Особое внимание уделяют спаду производства и росту «теневого» сектора. Обе причины приводят к уменьшению налогооблагаемой базы. При спаде производства происходит уменьшение прибыли и, как следствие, уменьшаются поступления в бюджет страны.

В итоге план поступления в бюджет не выполняется. В случае с теневой экономикой предприятия вообще перестают платить налоги. «Серые» фирмы нигде не числятся в налоговой и, следовательно, никаких налогов они не платят.

Дефицит бюджета сам по себе не может быть чрезвычайно негативным для развития экономики страны и динамики жизненного уровня населения. Даже экономически развитые страны (страны ЕС, США) в тяжелые периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Зависит всё от причин возникновения дефицитного бюджета и направлений расходов государственных денежных средств. В случае, если денежные средства, которые составляют превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е., используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.

Если же государство не имеет четкой программы экономического развития страны, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», то бюджетный дефицит приведет к росту негативных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Дефицит бюджета продолжает линейку негативных экономических категорий, таких как инфляция, кризис, безработица, банкротство. Но в тоже время эти экономические категории являются неотъемлемыми элементами экономической системы стран. Без них система не способна к самодвижению и поступательному развитию.

Дефицит бюджета может быть связан с необходимостью вложения крупных государственных финансовых средств в развитие экономики, и тогда он не является отражением кризисного течения общественных процессов, скорее становится отражением стремления правительства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Чтобы покрыть дефицит бюджета, правительство в основном обращается за помощью в кредитах к Центральному Банку РФ и государственным займам. В итоге образуется и постепенно растет государственный долг. Так как государственные облигации и кредит являются "долговыми обязательствами правительства".

Если такими способами постоянно государство покрывает дефицит, то рост государственного займа может привести к банкротству страны. Плюс ко всему, рост долга государства является ярким свидетельством полного безразличия правительства к судьбе молодого поколения, так как им придется рассчитываться за нынешние долги государства.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

  • - выпуск госзаймов;
  • - ужесточение налогообложения;
  • - производство денег, или "сеньораж", т. е., печатание денег.

В настоящее время "сеньораж" - не просто печатание денежной наличности, т. к., в противном случае это вызывает инфляцию.

Нынешний "сеньораж" выражается в резервах коммерческих банков, концентрирующиеся в Центральном Банке РФ и могут быть оприходованы на покрытие дефицита бюджета государства. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. В мировой практике используются четыре основных способа решения проблемы дефицита бюджета:

  • 1. Сокращение бюджетных расходов;
  • 2. Изыскание источников дополнительных доходов;
  • 3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  • 4. Предоставление в кредит денег граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Теоретически самый простой путь преодоления бюджетного дефицита, на практике - самый болезненный. Сокращение социальных программ, пособий и трансфертов ведет к росту напряженности в социуме и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг государство идет в самую последнюю очередь, в случае, если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Привлечение в бюджет дополнительных доходов - самый эффективный способ.

Но на практике решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • - люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • - люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Такую картину хорошо иллюстрирует график американского экономиста Артура Лаффера и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 1).

Рис. 1. - Кривая Лаффера - модель налоговой политики:

Прямая на графике показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив - и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Если ни какие меры со стороны правительства в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда требования к государству дать деньги загоняют его в угол, и тогда избирается самый опасный способ покрытия своих расходов - эмиссионный.

Эмиссия. Легкий но опасный способ пополнения бюджета государства: выпуск денег сверх реальных потребностей экономики. Государству нетяжело напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим госслужащим. Но такой способ покрытия бюджетного дефицита в скором времени порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста - общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается недолговечным. Тем более, мировой опыт гласит: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его затраты растут быстрее, чем суммы налоговых поступлений.

Предоставление денег в кредит. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы бюджетное неравенство превратилось в тождество, то есть:

Государство может взять заем у собственного (государственного) банка. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, правительство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Предоставление денег в кредит решает одну проблему и затем немедленно рождает другую - необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг - сумма ссуд, которые были взяты государственными органами и еще не возвращенные кредиторам. Делятся на два вида: внутренний и внешний.

Любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

Любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику . Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений , срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов , возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве . Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета ( ).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма - Рудмана - Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций , иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Многие знают, что государственный бюджет – это очень важный госдокумент, закон, который влияет на каждого жителя страны. Обывателям известно, что его дефицит госбюджета сказывается на благосостоянии граждан. Но лишь немногие осознают всю сложность проблемы и решения нехватки бюджетных средств. В данной статье описывается механизм и роль этого явления, а также методы восполнения бюджета и их последствия.

Бюджет – это совокупность доходов и расходов государства. При этом бюджет составляет до 30% от всего внутреннего оборота всех продуктов (ВВП). То есть огромная доля населения (учителя, врачи, армия и полиция) находится на обеспечении государства. Разумеется, если в бюджете возникает дефицит, то это отражается на каждом государственном работнике.

Если у всех указанных категорий служащих снизится покупательская способность, то это скажется на бизнесе и товарообороте. Что ведёт к массовым банкротствам и увольнениям, а также безработице. В результате начинают страдать даже те люди, которые к государственному аппарату не имеют никакого отношения.

Госбюджет – одна из главных составляющих экономики и общества. Он влияет на всю систему. Но при этом является ещё и отражением экономических проблем социума.

Следует отличать бюджет-закон, который принимают чиновники на текущий год, и бюджет, как совокупность доходов и расходов страны. Необходимость в формировании такого рода финансового фонда тесно связана с функциями государства. Бюджет тратится на армию, полицию, медицинские и судебные службы.

Профицит бюджета – это когда доходы превышают расходы. Данное явление тоже не благо, ведь удержание средств снижает активность покупателей, тормозит развитие экономики.

Каковы основные элементы государственного бюджета

Сначала стоит разобраться, каковы основные элементы государственного бюджета. В первую очередь нужно различать государственный и федеральный финансовый план (многие эти понятия путают).

Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов государства, всех его органов и субъектов, который принимается Государственной Думой.

Он представляет собой объединённые финансовые планы различных территориальных уровней:

  1. Федеральный бюджет – это то, что тратит государство на общероссийские проекты.
  2. Бюджеты субъектов РФ: областей, республик, регионов и других образований.
  3. Муниципальный бюджет – финансовый план города, посёлка.

Расходы и доходы страны нестабильны и могут меняться в зависимости от политической и экономической ситуации. Поэтому бюджет планируется на год. Так государство пытается сделать данный финансовый план одновременно устойчивым и достаточно гибким.

Бюджет состоит из 4 основных блоков:

  • доходы;
  • расходы;
  • финансирование дефицита;
  • государственный долг.

Нужно отметить, что источники доходов и цели расходов государства очень изменчивы, дефицит и профицит бюджета регулярно сменяют друг друга, однако на сущность данной структуры это не оказывает влияния.

Функции государственного бюджета

Основная задача бюджета – перераспределение материальных благ с определенными целями. Классификация расходов бюджета выглядит примерно так:

  • стимулирование экономики;
  • оборона страны;
  • содержание государственных служащих;
  • обеспечение социальной защиты граждан;
  • медицинское обслуживание населения;
  • управление финансовыми потоками государства.

Все эти функции государственного бюджета выполняются с помощью создания центральных фондов и распределения их ресурсов по различным госструктурам и частным предприятиям, которые нередко имеют национальное значение. Такими способами в стране регулируется хозяйственная деятельность, поддерживается наука и многие отрасли производства.

Доходы и расходы бюджета

Прежде чем перейти к причинам формирования дефицита, необходимо разобраться с тем, что составляет статью доходов и расходов государства.

Доходы государственного бюджета

Сначала нужно отметить, что доходы государственного бюджета – это финансы, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законами страны. В Российской Федерации имеется четыре главных способа получения средств:

  1. Налоговые. К ним относятся налоги, сборы и пени. Кроме того, не нужно забывать о косвенных налогах – надбавках к товарам и услугам.
  2. Неналоговые. Это доходы от государственных предприятий и собственности государства. Прибыль от сдачи земли в аренду и её продажи. А также доходы от продажи товаров и услуг за рубеж.
  3. Безвозмездные поступления. Это перечисления от внебюджетных фондов, различных организаций, в том числе государственных.

Важно! К безвозмездным поступлениям некоторые финансисты относятся и финансы от бюджетов других уровней, которые при этом одновременно являются частью государственного бюджета. Поэтому такого рода перечисления можно назвать перераспределением средств внутри госбюджета.

  1. Доходы целевых внебюджетных фондов. Делятся на социальные и экономические. К первым относятся государственные фонды: пенсионный, занятости населения, ОМС, социального страхования. Ко вторым причисляются таможенные и дорожные фонды.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Затраты государства тесно связаны с основными его функциями. К расходной части государственного бюджета относится:

  • общегосударственные вопросы;
  • содержание армии, ВПК;
  • стимулирование и развитие экономики;
  • наука и образование;
  • культура и телевиденье;
  • медицинское обслуживание;
  • социальная защита (пенсии, пособия);
  • службы правопорядка;
  • развитие и ремонт инфраструктуры;
  • и многое другое.

Сбалансированность бюджета — принципы и способы достижения

Кажется, что сбалансировать бюджет достаточно просто. Нужно всего лишь жить «по одёжке», не брать на себя лишних и невыполнимых обязательств. Однако на практике всё оказывается куда сложнее, к тому же существуют непредвиденные обстоятельства ( , войны и прочее), которые требуют больших ресурсов в срочном порядке.

Главным правилом при расходе бюджетных средств является принцип экономической эффективности. Например, затраты на расширение производства увеличат количество материальных благ, что с избытком восполнит затраченные ресурсы.

  1. Расходы государства повышают покупательскую способность населения, улучшают финансовое положение в стране, стимулируют экономику.
  2. Налоги, различные поступления в бюджет, наоборот, снижают покупательскую способность людей, что сокращает спрос, негативно влияет на экономику.

Здесь нужно отметить, что такое деление нецелесообразно. Ведь, по сути, бюджетная политика – это всего лишь перераспределение материальных благ, а не их уменьшение или увеличение. Да, доходы и расходы государства оказывают влияние на экономику. Когда собираются налоги, идут поступления в бюджет, ситуация в бизнесе ухудшается. Когда же накопленные средства тратятся, положение улучшается. Процесс полностью цикличный, и сам по себе не является ни хорошим, ни плохим.

Имеются точки зрения «за» и «против» дефицита.

Есть ли плюсы в дефиците?

Позиция позитивной оценки дефицита основана на следующих аргументах:

  1. Если все средства государства тратятся внутри него, то дефицит не является негативным моментом. Опасность представляет лишь отрицательное сальдо внешней торговли. Это суждение верно лишь при устойчивом экономическом росте. В период кризиса деньги всегда утекают в более благополучные страны, в России это особенно ярко проявляется в сравнении с Европой.
  2. Недополученные средства можно приравнять к дополнительным деньгам, которые остались в руках граждан и могут быть ими потрачены. Это тоже ошибочное суждение, которое не учитывает тот факт, что дефицит государственного бюджета – это всегда сокращение расходов и замедление денежно-товарного оборота.

В чём минусы дефицита?

Экономисты с противоположной точкой зрения приводят такие доводы:

  1. Дефицит российского бюджета всегда закрывается кредитами и распродажей государственного имущества. Что ведёт лишь к отсрочке проблемы, но не решает её в корне. Печать новых денег обесценит национальную валюту. А увеличение налогов ухудшит и без того плохую ситуацию в стране.
  2. Сокращение расходов ведёт к уменьшению роли государства в экономических и общественных процессах. А это прямо означает снижение способности по регулированию. В результате государство может потерять контроль над развитием и ситуацией в некоторых экономических и социальных областях.

Классификация бюджетного дефицита

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип.

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Причины образования дефицита государственного бюджета

Как видно из классификации выше, дефицит можно условно разделить на 2 группы:

  1. Кризисный или циклический тип, который часто является долгосрочным.
  2. Все остальные виды: управленческие, форс-мажорные, структурные, краткосрочные.

Причины вторых вполне очевидны и понятны. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведут войны, санкции, природные катастрофы, ошибки в инвестициях и управлениями. Однако системная нехватка средств возникает по причине экономического кризиса. Стоит разобраться с тем, почему в экономике бывают периоды спада и подъёма, а также как зависит бюджет от этих факторов.

Причина кризисов

Циклические системные кризисы не являются неотъемлемой частью общества. Они появились впервые в Англии в XVII веке после буржуазных преобразований в стране. После ряда капиталистических революций в Европе рецессии стали регулярными. Системные циклические кризисы являются характерной чертой данной формации. При феодальном или коммунистическом устройстве общества их не было.

Внимание! Это не говорит о том, что кризисов при феодализме или коммунизме быть не может, они способны появиться из-за ошибок руководства, войн и прочих причин. Но они никогда не носят системный циклический характер.

Причиной всех современных кризисов является выпуск товара выше платёжеспособного спроса. Это не результат ошибочной оценки ёмкости рынка, а свойство самого капитализма. Представьте замкнутую систему, в ней работники производят продукт и получают зарплату. Владелец завода к стоимости продукта добавляет маржу и пытается продать его работникам. Но они не могут купить, так как их суммарный доход ниже того, что требует капиталист за весь свой товар.

Важно! Даже если все работники на все свои деньги совершат покупку, то даже это не позволит владельцу капитала получить прибыль, так как часть продукта останется не проданной.

В результате создаётся избыток товара. При каждом производственном цикле он растёт. В итоге возникает ситуация, когда заводу нет смысла выпускать продукцию, так как ей уже заставлены все склады. Производство останавливается. Начинается череда банкротств и увольнений работников, которые не нужны на предприятии. Это и называется кризисом.

Как всё это отражается на бюджете?

Изменим нашу схему. Работники производят продукт, капиталист платит им зарплату и 13% в виде налогов государству. Затем он добавляет маржу к стоимости продукта и выставляет товар с завышенным ценником (люди не могут его купить). Государство, чтобы обеспечить социальную защиту граждан, пытается спонсировать работников, но у него это тоже не выходит, так как доход государства также включён в конечную цену товара.

Внимание! То есть если сложить совокупный доход всех работников и бюджет государства, то даже в этом случае сумма всех средств будет ниже стоимости всех товаров в стране.

Ситуация не разрешится, пока весь товар не будет продан. Предприятия остановят свою деятельность, начнутся банкротства и увольнения. Бюджет в этой ситуации смягчает ситуацию, защищая наиболее слабые группы людей (пенсионеров и других). Однако дефицит в финансовом плане государства в этом случае будет всегда расти.

Австрийская точка зрения

Имеется и другая точка зрения на причину кризисов – австрийская школа. Она рассматривает депрессию, как накопительный эффект неправильных инвестиций, ошибок в расчёте ёмкости рынка, нерациональных трат государства, искажение рыночной цены денег. Однако такая философия в корне неправильна, так как не учитывает ряд фактов:

  1. Системные циклические кризисы появились лишь в эпоху капитализма. При феодализме и рабовладельческом строе их не было, хотя все указанные ошибки существовали и тогда.
  2. Такой подход не объясняет системности и цикличности кризисов. Ведь ошибки в инвестициях и процентной ставке могут быть, а могут и отсутствовать.
  3. Рост уровня науки и способности к прогнозированию не устраняет и не смягчает кризисы. Наоборот, за последние несколько веков они усилились и стали глобальными.

В законодательстве РФ есть несколько пунктов о бюджетном дефиците:

  1. При принятии дефицитного бюджета Государственная Дума обязана указать источники восполнения «дыры».
  2. При профиците, в первую очередь, лишние средства должны направляться на погашение существующих государственных долгов.
  3. Величина дефицита в бюджете субъекта РФ не может быть больше 15% общих доходов субъекта, поступление федеральных денег в расчётах не учитываются.

Источники финансирования дефицита бюджета

Тем не менее, временная, не кризисная нехватка средств – вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться, а нужно решать, каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета. Главное условие безопасности состоит в том, чтобы его размер не превышал 2-3% ВВП. Для покрытия используется внутреннее и внешнее кредитование, продажа государственного имущества, а также печать новых денег.

Важно! Ни один из источников финансирования дефицита бюджета не имеет абсолютного превосходства над другим. Все они одинаково плохие и приводят к инфляции.

Внешние источники

К ним относятся кредиты от международных банков (в первую очередь МВФ), других государств, крупных иностранных предприятий. К этому методу причисляется продажа иностранной валюты, которой располагает Резервный фонд РФ.

Наиболее предпочтительным является последний способ (продажа валюты), так как все остальные типы решения проблемы ставят нашу страну в экономическую и политическую зависимость от прочих государств.

Это в свою очередь может привести к отстранению России от международных рынков, ввязывании нас в военный конфликт (как было в Первую мировую войну). При этом никаких существенных преимуществ перед внутренними источниками ссуды у внешних кредитов нет.

Внутренние источники

Сюда причисляется продажа ценных бумаг, драгоценных металлов (золота) и других активов государства, в том числе предприятий (приватизация). Также сюда относятся кредиты от Центрального банка. Эти же методы используются при восполнении дефицита бюджета субъектов РФ. Только вместо ЦБ может выступать любой российский банк.

Кредиты и продажа государственных предприятий – одинаково плохие способы устранения дефицита. Да, они временно решают проблему, но кредиты в будущем потребуют возврата долгов, а проданные заводы больше не будут приносить прибыль. Все эти способы лишь дают отсрочку проблеме, но не решают её.

Как было выяснено ранее, дефицит бюджета – неотъемлемая часть капиталистической системы. Данное явление – лишь отображение разницы между совокупной заработной платой и суммарной ценой всех товаров и услуг. Однако у государства есть мощный инструмент для смягчения ситуации – кредиты и трата средств из национальных фондов.

Если с продажей имущества всё понятно, то с Центральным банком ничего неясно. Кто у кого и почему берёт ссуду? Рассмотрим и этот вопрос.

Сущность кредитов

Кредит – это искусственный способ увеличения потребительской способности населения. Товар капиталистом отпускается в счёт грядущей оплаты. Но при этом необходимость отдать деньги никто не отменяет, просто она переносится на будущее. Со временем долги накапливаются, и банки с капиталистами перестают давать и продлевать кредиты.

Настаёт момент возврата средств. Потребители и работники в одном лице затягивают пояса и продолжают трудиться с удвоенной силой, выпуская всё больше продукта. Спрос падает, а количество нереализованного товара возрастает. Кризис приобретает небывалый размах, как бы «нагоняя» упущенные рецессии.

Роль Центрального банка

Что такое Центральный банк? Это юридическое лицо, которое обладает особыми правами и обязанностями – эмиссией национальной валюты и её защитой. При этом в законах предусмотрен пункт, что ЦБ работает «независимо от других федеральных органов государственной власти». Получается, что он негосударственный?

Но это суждение неверно. Ведь ЦБ управляется советом директоров и национальным финансовым советом. Все члены этих советов назначаются государственными структурами на определённый срок. При этом сам ЦБ без государства существовать не может, так как он никому не нужен кроме России.

Следует вывод, что «негосударственный» ЦБ прямо подчиняется государству. Следовательно, государство при дефиците бюджета берёт в долг у самого себя – а это полный абсурд.

Однако выход из головоломки найдётся, если вспомнить, кто будет отдавать долг. Кажется, что государство. Но только к этому надо добавить уволенных госслужащих, поднятый пенсионный возраст, задержку зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим социальным работникам. Тогда становится ясно, что это не государство даёт кредит самому себе, это государство даёт деньги в долг населению страны.

Именно простых государственных работников начнут увольнять при «оптимизации производства», и это им государство будет сокращать зарплату.

Как пополняется дефицит российского бюджета?

Наше государство при закрытии дефицита использует кредитование, трату средств различных фондов, продажу государственного имущества.

Ниже приведены основные статьи расходов бюджета в динамике (в трлн. руб.):

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Социальная политика 3,96 3,534 4,10 4,415 5,075 4,966
Общегосударственные расходы 0,833 0,916 1,10 1,147 1,102 1,224
Оборона 2,099 2,370 3,00 3,060 2,840 2,729
Экономика 1,664 2,165 2,20 2,534 2,117 2,263
Нац. безопасность, МВД, МЧС, ФСБ 1,487 1,459 2,14 2,024 1,270 1,876
Образование 0,607 0,596 0,61 0,574 0,549 0,619
Здравоохранение 0,495 0,462 0,39 0,478 0,363 0,410
ЖКХ 0,140 0,097 0,12 0,080 0,059 0,039
Культура, кино 0,098 0,097 0,09 0,095 0,093 0,093
Спорт 0,054 0,080 0,10 0,063 0,086 0,056
СМИ 0,072 0,069 0,05 0.080 0,073 0,068
Охрана природы 0,025 0,055 0,05 0,063 0,076 0,078
Межбюджетные трансферы 0,090 0,099 0,70 0,669 0,768 0,767
Обслуживание госдолга 0,452 0,453 0,40 0,653 0,729 0,847

Как видно из таблицы, имеется стойкая тенденция к понижению затрат государства на здравоохранение и ЖКХ. Зато поднимается обеспечение армии, социальной политики и правоохранительных органов. При этом с 2015 года наблюдается резкий скачок расходов на межбюджетные переводы, которые теперь превосходят затраты на образование и здравоохранение.

При этом суммарные затраты растут ежегодно. Исключением является лишь федеральный бюджет на 2018 год, расходная часть которого сейчас почти не выросла.

При этом надо отметить, что ежегодно доходы бюджета падают уже несколько лет подряд:

  • 2013 – 13,39 трлн. руб.
  • 2014 – 13,96 трлн. руб.
  • 2015 – 14,17 трлн. руб.
  • 2016 – 13,58 трлн. руб.
  • 2017 – 13,43 трлн. руб.

По всем этим причинам дефицит бюджета за последние несколько лет сильно вырос (буквально в 10 раз).

Динамика его следующая:

  • 2013 – 310 млрд. руб.
  • 2014 – 389 млрд. руб.
  • 2015 – 880 млрд. руб.
  • 2016 – 2360 млрд. руб.
  • 2017 – 2750 млрд. руб.

Важно! Последние 2 года дефицит держится на уровне 3% ВВП и 20% самого бюджета.

Столь существенная нехватка средств восполняется в первую очередь валютными резервами России из Резервного фонда. Динамика сбережений фонда выглядит так:

  • 01.2015 – 4 945,49 млрд. руб.
  • 01.2016 – 3 640,57 млрд. руб.
  • 01.2017 – 972,13 млрд. руб.
  • 01.2018 – 0,00 млрд. руб.

Раньше времени переживать не стоит, так как Резервный фонд – часть Золотовалютного резерва. А вот запасы этой организации выросли, при этом их увеличение примерно равно растраченным средствам из Резервного фонда.

Другим способом пополнения бюджета является распродажа государственного имущества. Однако цифры достаточно низкие и по сравнению с размером дефицита выглядят смешно:

  • 2013 – 60 млрд. руб.
  • 2014 – 197 млрд. руб.
  • 2015 – 158 млрд. руб.
  • 2016 – 100 млрд. руб.
  • 2017 – 18 млрд. руб.

Таким образом, основным способом закрытия дефицита бюджета в Российской Федерации являются валютные резервы и кредиты от Центрального банка. Например, в 2017 году была продажа облигаций федерального займа на 2 трлн. рублей. На сокращение расходов государство не идёт, напротив, увеличивает их для стимулирования экономики.

Бюджет России на 2018 год в цифрах

Рассмотрим бюджет России на 2018 год в цифрах. Запланировано поступление в бюджет 15,182 трлн. руб., что больше дохода предыдущего года на 1,5 триллиона. При этом уровень затрат государства останется почти таким же – 16,514 трлн. рублей.

Конкретные цифры по статьям расходов бюджета РФ на 2018 год следующие (в трлн. руб.):

  • социальная политика – 4,966;
  • общегосударственные расходы – 1,224;
  • оборона – 2,729;
  • экономика – 2,263;
  • национальная безопасность – 1,876;
  • образование – 0,619;
  • здравоохранение – 0,410;
  • ЖКХ – 0,039;
  • культура, кино – 0,093;
  • спорт – 0,056;
  • СМИ – 0,068;
  • охрана природы – 0,078;
  • межбюджетные трансферы – 0,767;
  • обслуживание госдолга – 0,847.

Обратите внимание, что части расходов бюджета России на 2018 год в этом списке нет – это засекреченные траты (17,6%), которые идут на контрразведку, борьбу с терроризмом, шпионаж и прочее.

Дефицит составит 1,332 трлн. руб., что равняется 1,37% от ВВП или 8,7% от всего бюджета 2018 года. Компенсировать недостаток планируется из Фонда национального благосостояния, где останется около 4 триллионов рублей. Также Министерство финансов воспользуется внутренним займом на сумму в 868 млрд. рублей.