Финансовая политика россии в условиях рыночной экономики. Встроенные, или автоматические, стабилизаторы

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики , являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика .

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Некоторые изменения в государственных расходах и налогах могут происходить автоматически путём встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в результате того, что реальная налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий – и в дальнейшем под термином «налоги» будут подразумеваться чистые налоги), который изменяется пропорционально величине ЧНП, доходов. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, дохода и, наоборот, в случае падения доходов налоговые поступления будут также падать.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») изменяются прямо противоположно. Выплаты субсидий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам – все они сокращаются во время экономического подъёма и возрастают во время спада производства.

Действие механизма встроенной стабильности отображено на рис. 2.3.

Государственные расходы (G) в схеме (рис. 2.3) считаются заданными и независимыми от величины ЧНП, дохода (Y), они утверждаются правительством на постоянном фиксированном уровне. Правительство определяет величину налоговых ставок, но не определяет размер налоговых поступлений. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень Y, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и Y зафиксирована в поднимающей линии Т.

Налоговая система, изображённая на рис. 2.3, создаёт некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и спаду, и безработице.

Встроенный стабилизатор – это люба мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам, в частности, относятся: прогрессивные ставки налогов на доходы физических лиц, ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, акцизы на товары, система пособий по безработице и социальных выплат и др.

Обеспечиваемая налоговой системой встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного Y, они лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний. Поэтому для коррекции инфляции или спада сколько-нибудь значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность делает рискованным использование данных о текущих (фактических) бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя оценки фискальных действий правительства. Так, рост дефицита государственного бюджета может быть вызван как стимулирующей дискреционной фискальной политикой правительства, так и снижением налоговых поступлений в результате падения Y в фазе спада экономического цикла. Таким образом, здесь нельзя сказать ничего существенного о фискальной деятельности правительства – т.е. правильно ли оно манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Каждый конкретный бюджетный излишек или дефицит состоит из двух частей. Величина одной определяется текущими решениями правительства о расходах и налогах, а величина другой – результатами деятельности встроенных стабилизаторов в зависимости от изменения Y (его отклонений от потенциального значения Y), в течение экономического цикла. В результате появилась проблема выделения в каждом текущем бюджетном излишке или дефиците доли влияния дискреционной фискальной политики и доли встроенных стабилизаторов.

Данная проблема была решена экономистами путём введения понятия бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Федеральные бюджетные излишки или дефициты, которые были бы при функционировании экономики в условиях полной занятости на протяжении года, являются результатом дискреционной фискальной политики правительства и составляют её долю в текущих бюджетных дефицитах или излишках. Разница между текущими бюджетными излишками или дефицитами и излишками или дефицитами при бюджете полной занятости – результат действия встроенных стабилизаторов (недискреционной фискальной политики правительства) в зависимости от изменения объёма выпуска, дохода (Y) в течение экономического цикла и представляет их долю в текущих бюджетных излишках или дефицитах. Действие встроенных стабилизаторов представляет порождает циклический дефицит федерального бюджета, вызванный спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

Государственный бюджет. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Эффект вытеснения.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования: Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.



Достоинства этого способа:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.

Эффект вытеснения– это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Автоматические стабилизаторы в экономике (автомат. Фискальная политика).

Автоматические стабилизаторы – это инструменты автоматической фискальной политики, которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста. К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

Автоматическая фискальная политика– это незапланированные изменения структуры правительственных закупок и чистых налогов, которые происходят в результате перемещения экономики страны из одного макроэкономического состояния в другое при неизменном уровне ставок налогов и трансфертных программ.

16. Процедура создания денег коммерческими банками. Денежная масса и денежная база. Денежный и депозитный мультипликатор. Коммерческие банки – являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций. Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Ком. Банки концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Коммерческие банки - это кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства.

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих различные связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам и государству. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Денежная масса зависит от двух факторов: 1) количества денег и 2) скорости их оборота. Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств, включаемых в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат.

Денежная база – это сумма денег, выпущенных в обращение плюс счета банков в ЦБ РФ. Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозиты банков, размещенные в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в национальной валюте. Динамика денежной базы в широком определении характеризует изменение денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования.

При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков. Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации - то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации - деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

17. Спрос(трансакционный, спекулятивный, предупредительный) и предложение денег. Денежный механизм. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги и предложение денег определяют на денежном рынке уровень процентных ставок, т.е. цену использования денег. Общее количество денег, которое домохозяйства, фирмы и правительство хотят иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он обусловлен рядом мотивов:1) Трансакционный мотив. В переводе этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами. В его основе лежит необходимость использования денег для платежей по текущим сделкам. Люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, т.е. для приобретения товаров и услуг. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы купить товары, заплатить долги, оплатить коммунальные услуги и т.д. Предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.п.

2) Спекулятивный мотив. В его основе лежит стремление сохранить стоимость. Он означает спрос на деньги как средство сохранения богатства, т.е. это enpQe на деньги со стороны активов. Спекулятивный спрос на деньги связан с их функцией сохранения стоимости, т.е. функцией средства сбережения. Держать свои финансовые активы можно в различных формах (в виде акций, облигаций или же в деньгах). Спрос на деньги для сбережений, или спекулятивный спрос, находится в обратной зависимости от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем охотнее люди будут держать деньги в запасах как самый ликвидный актив.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. В современной рыночной экономике предложение денег. Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых де­нежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь до­мохозяйства и фирмы. Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке и массе денег. Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением.

Денежный механизм – способ, посредством которого изменение объема денежной массы влияет на состояние остальной экономики. Главными факторами денежного механизма, определяющими спрос на деньги, являются уровень цен, процентная ставка и реальные доходы. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.

18 .Процентные ставки и спрос на инвестиции. Номинальные и реальные процентные ставки. Факторы от которых зависят планируемые инвестиции.

1. Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента. Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку: Процен.став= процент Х100%

Ссудный капитал

На процентную ставку помимо размера заемного капитала и уровня отдачи от его использования влияет рыночная конъюнктура, поэтому определяют величину процентной ставки на основе спроса и предложения: процентная ставка растет, если увеличивается спрос на капитал, и, наоборот, снижается при росте его предложения (рис. 29.1).

Следовательно, процентная ставка – это равновесная цена на рынке капитала.

В хозяйственной практике процентные ставки различаются по срокам предоставления, условиям займов, степени обеспечения и т. д.

Рис. 29.1. Равновесие на рынке капитала

D – спрос на капитал; S – предложение капитала; E – равновесие на рынке капитала.

2. Номинальная и реальная процентная ставка. В реальной экономике постоянно идет колебание цен с общей тенденцией увеличения: инфляция оказывает существенное влия ние на доходы как заемщиков, так и кредиторов.

Этот фактор обязательно учитывается при расчете процентной ставки. Номинальная процентная ставка – текущая рыночная ставка процента. Реальная процентная ставка – ставка процента за длительный период времени, учитывающая темп инфляции. Реальная процентная ставка = Номинальная процентная ставка – Темп инфляции. Это фактическая процентная ставка за вычетом текущего темпа инфляции (29.2)

3. Механизм формирования инвестиций. Инвестиции – это вложения (затраты) в производство и в его расширение. Источником инвестиций являются собственные и заемные средства. Среди собственных внутренних средств – личные сбережения владельцев фирм, займы у финансовых структур, выпуск ценных бумаг.

Инвестиции фирм подразделяются на чистые и валовые. Чистые инвестиции – это затраты на новое строительство, установку дополнительного оборудования, создание средств экономической процентная ставка защиты и др. Чистые инвестиции обеспечиваются как внешними, так и внутренними ресурсами, включая амортизацию.

Рис. 29.2. Инвестиционный рыночный спрос. DI – инвестиционный спрос.

Валовые инвестиции – это общие затраты на возмещение изношенного, устаревшего оборудования за счет амортизации и новое строительство. Они рассчитываются как сумма выбывшего из-за ветхости основного капитала и чистых инвестиций.

Привлечение инвестиций извне зависит от инвестиционного спроса, предъявляемого фирмами на рынке капитала. Этот инвестиционный спрос определяется двумя факторами – ожидаемой нормой прибыли и ставкой банковского процента.

Инвестиционный спрос находится в прямой зависимости от первого фактора и в обратной – от второго (рис. 29.2).

На инвестиционный спрос фирмы влияют и другие факторы, сдвигающие кривую инвестиционного спроса вправо или влево: инфляция, налоговая политика, трансакционные издержки и т. д.

19. Влияние стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политики в периоды колебаний экономической активности. Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки. Стимулирующая денежно-кредитная политика - денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы. Стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики расширение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного предложения денег

С держивающая денежно-кредитная политика - денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы. Сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом снижение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика - к пропорциональному их снижению.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

0 20 30 100

В бюджет

Поступления

Ставка налога, %

Кривая Лаффера показывает, что налоговые поступления в бюджет растут до определœенного момента (Rv max), пока ставка налога не превысит определœенной величины. Затем они быстро уменьшаются. При стопроцентной ставке налога поступления в бюджет оказываются равными нулю. Согласно Лафферу, рост налоговых ставок (tR) на доходы корпораций лишает их заинтересованности в инвестициях, научно-техническому прогрессу и экономическому росту, что в конечном счете сокращает доходы государства "Rv". По этой причине нужно в каждый данный момент, посредством регулирования налогов, находить их оптимальную величину.

Предельной ставкой налогового изъятия Лаффер считал 30% суммы доходов, а 40 -50% являются критическим уровнем, ведущим к негативным последствиям.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог, налог на прибыль), а косвенные - это налоги на товары и услуги, которые включаются в цену товара. Учитывая зависимость отадресности использования налоговых средств налоги в РФ подразделяются на федеральные, республиканские (краевые, областные) и местные. К числу прямых налогов относятся подоходный (в США и странах Европы и в Японии он составляет от 7 до 19 % ВВП), налоги на прибыль (от 2 до 6 %).

В целом налоги составляли в 1992 ᴦ. в США 29 % ВНП, Японии – 27, ФРГ – 39, Англии – 39, Франции – 45 %, Швеции – 52%.Обращает на себя внимание как сравнительно небольшая доля налогов в ВВП наиболее развитых стран (США и Япония), так и принцип налогообложения, согласно которому налоги взимаются преимущественно с потребителœей, а не производителœей.

В России существует около 30 различных видов налогов. Главными из них являлись в 2006 году (по доле в доходной части федерального бюджета): налоги на прибыль (6,8%), налог на добавленную стоимость (32,4%), акцизы (5,7%), таможенные пошлины (ввозные и вывозные) – (31,8%), единый социальный налог (6%).

В этой связи в каждой стране проводится определœенная фискальная политика . Это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета. Она является важнейшей частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Современная экономическая наука выделяет 2 базовых вида фискальной политики –расширительную и ограничительную . Первая связана с увеличением расходов и снижением налогов , чтобы стимулировать экономический рост. Платой за такую политику является рост бюджетного дефицита͵ государственного долга и инфляции.

Ограничительная фискальная политика состоит в сокращении государственных расходов и увеличении налогов. Такая политика может увеличить спад, но может помочь сбить волну инфляции.

Фискальная политика является одним из важных инструментов государственного регулирования, направленных на стабилизацию экономического развития.

Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, следовательно на объем национального производства и занятость населœения. Οʜᴎ играют важную роль в борьбе с негативными последствиями циклического развития. Их главная задача – сгладить недостатки рыночной стихии.

В вопросах фискальной политики правительств Запада используются2 подхода . Так, в одних случаях используется дискреционная фискальная политика , соответствующая взглядам кейнсианцев. Она состоит всознательном манипулировании налогами и правительственными расходами со стороны государства. Политика автоматических встроенных стабилизаторов соответствует взглядам неоклассиков.

Кейнсианцы исходят из того, что спрос создает собственноепредложение , а совокупные расходы равны ЧНП. Οʜᴎ полагают, что снижение налогов и рост государственных расходов ведет к увеличению спроса, росту ВВП, уровня цен и инфляции.

При этом срабатывает "эффект мультипликатора " – множится результативность государственных расходов.

Мультипликатор показывает, насколько возрастает ВВП в результате роста государственных расходов: МР = ∆ВВП/∆G; следовательно, ∆ВВП = ∆G х MРG, где МР – мультипликатор, G – государственные расходы.

Эффект мультипликатора возникает и при манипулировании налогами.

Так, с введением нового налога уменьшится сумма располагаемого дохода (дохода после уплаты налога) налогоплательщиков, следовательно сократятся потребительские расходы, что вызовет уменьшение ВВП.

E С+i n +G

Совокупные

расходы С 1 +i n +G

Размер уменьшения зависит от предельной склонности к потреблению (MRC) и предельной склонности к сбережению (MRS).

Οʜᴎ определяются следующим образом: чтобы получить величину сокращения потребления нужно умножить сумму налогового приращения ∆Т на MRC:

∆C= ∆T x MRC , где ∆C - прирост потребления, ∆Т - прирост налоговых поступлений, а MRC - предельная склонность к потреблению.

Но мультипликатор налогов всœегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов. Объясняется это тем, что при сокращении налогов лишь часть сэкономленной суммы идет на потребление, а другая часть – на сбережения, тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает воздействие на ВВП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС – предельную склонность к потреблению (МР T = МР G x MРC).

Неоклассики сторонники теории "экономики предложения " ориентируются на предложение, полагая, что оно создает собственный спрос .

Οʜᴎ считают, что сокращение налоговых ставок приводит к увеличению доходов:

1) у населœения, что ведет к росту сбережений;

2) у предпринимателœей, вследствие чего увеличивается норма накопления капитала.

В результате масса налоговых поступлений не только не сокращается, но и растет.

Воздействие налогов на спрос происходит в более короткий временной отрезок, чем на предложение.

В практике применение той или иной концепции зависит от конкретной ситуации в стране , цели и задач, стоящих перед национальной экономикой, но более осторожным является отношение к "экономике предложения", рассчитанной на длительный период и затрагивающей большую цепочку зависимостей.

Фискальная политика обычно учитывает оба эти направления и складывается из дискреционной фискальной политики и автоматической .

Дискреционная фискальная политика в период спада сводится: 1) к увеличению государственных расходов; 2) к снижению налогов; 3) к сочетанию того и другого.

Такая фискальная политика приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции , вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), дискреционная политика складывается из: 1) уменьшения государственных расходов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания того и другого, учитывая, что мультипликационный эффект в этом случае при повышении налогов выше, чем при уменьшении госрасходов.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В фискальной политике, как уже отмечалось, существует и другое направление – автоматических (встроенных) стабилизаторов .

Под автоматическим (встроенным) стабилизатором понимают экономический механизм , который автоматически реагирует на изменения в экономике, без крайне важности принятия правительственных решений.

Ход рассуждений: налоговые поступления зависят от доходов. По этой причине с активным ростом ВВП (в период процветания) налоговые поступления автоматически возрастают, что ведет к снижению покупательной способности и сдерживает экономический рост.

И наоборот – в период спада налоговые поступления сокращаются, сумма изъятия доходов уменьшается, вследствие чего происходит постепенное повышение покупательной способности, что сдерживает экономический спад.

И то, и другое ведет к установлению равновесия , как встроенный стабилизатор, причем без вмешательства государства.

В период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к ликвидации бюджетного дефицита͵ что уменьшает возможность инфляции. В период спада автоматическое сокращение налоговых поступлений вызывает бюджетный дефицит, стимулирующий преодоление спада.

К встроенным стабилизаторам относят и систему пособий по безработице, социальные выплаты нуждающимся (транспортные платежи) которые препятствуют резкому сокращению совокупного спроса в период спада.

С другой стороны, в период подъема число безработных и бедных сокращается, уменьшаются выплаты, а это сдерживает совокупный спрос.

Таковы подходы к вопросам финансовой политики в современной экономической теории и практике, призванные содействовать смягчению нестабильности и поддержанию макроэкономического равновесия при активной роли государства.

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Схема 1. Структура фискальной политики

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

  • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
  • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.