Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития рекреационной сферы. Реализация государственно-частного партнерства в российской федерации Частное партнерство в сфере туризма и культуры

Государственно-частное партнерство в сфере туризма


(Кудрявцева Н.В., директор ООО Туристическое агентство «Премьер», президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма в Сибирском федеральном округе)

Аннотация. В статье анализируются возможности государственно-частного партнерства в развитии туризма, и приводится опыт сибирских регионов в реализации совместных туристских проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственное регулирование индустрии туризма, туризм.

Россия как социальное государство связывает стратегию своего развития с неуклонным ростом качества жизни населения. В условиях рыночной трансформации российской экономики туризм необходимо рассматривать как один из ключевых факторов экономического роста России.

Туризм – это важная и высокодоходная отрасль, которая для многих стран служит приоритетным источником доходов граждан, бизнеса и государственного бюджета. Развитие туризма помогает выполнению определенных функций социального характера, создающих благоприятные условия для развития общества. Туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности, рациональному использованию свободного времени людей. Важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения, кроме того, его можно считать экологически безопасной сферой деятельности людей, обогащающей социально-экономическую инфраструктуру государства.

Для регионов России туризм является индустрией, которая способна обеспечивать устойчивый ресурс для развития экономики. Однако сама по себе отрасль туризма недостаточно сильна, чтобы функционировать самостоятельно, ей нужна поддержка. Наиболее эффективным способом развития и сотрудничества на сегодняшний день является государственно-частное партнерство (ГЧП). В России о партнерстве бизнеса и власти заговорили не так давно. В печатных источниках эта тема поднималась применительно к отдельным отраслям, например, транспорту, строительству. В перспективе развития туристической отрасли государственно-частное партнерство рассматривалось в рамках необходимости совместного развития этнокультурных центров и природных парков, выставочной деятельности, гостиничной базы. Данные подходы вполне обоснованы, так как особое значение ГЧП имеет для экономики конкретных регионов, где на его основе развиваются местные рынки товаров и услуг. Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления, где на долю городов и поселков приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области социальной инфраструктуры, охраны и развития окружающей среды.

Частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Государство как одна из сторон партнерства несет ответственность перед обществом за результат деятельности, выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей общества, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет принципы ГЧП:

1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

2) обеспечение конкуренции;

3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;

5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

6) свобода заключения соглашения.

Следует отметить, что основная цель механизма ГЧП – привлечение частного сектора для поддержки государства в реализации общественно-значимых обязанностей по отношению к населению – обеспечить население доступной и качественной социальной инфраструктурой, тем самым повысить экономические показатели развития территорий. Преимущества использования ГЧП в сфере инфраструктуры заключаются в том, что государственно-частное партнёрство обеспечивает частному инвестору более широкие возможности для участия в управлении проектами, чем при выполнении государственного заказа; носит долгосрочный характер; осуществляется в сфере ответственности государства. Так, в рамках проекта «Особые экономические зоны» туристско-рекреационного типа, работающего в Республике Бурятия, частному бизнесу предложено строительство объектов в районе с уже полностью подготовленными коммуникациями для обеспечения жизнедеятельности – обеспечение водой, светом, льготные условия налогообложения, и гарантированный государственный заказ. В настоящее время привлечение инвесторов в Республику Бурятия – трудоемкий процесс. Сказывается удаленность региона от экономических и политических центров, неразвитость инфраструктуры, низкая плотность населения наряду с большими пространствами. Основные проблемы − ограниченная транспортная доступность особой экономической зоны, недостаточно высокое качество транспортной инфраструктуры. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» расположена на берегу озера Байкал − в этом месте максимально представлены природные богатства региона − целительные минеральные источники, горы, пейзажи и уникальное сочетание ландшафтов. В перспективе ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» может стать центром международного туризма на востоке России.

В том, что сегодня туризм может стать мощным фактором регионального развития не следует никого убеждать. Это аксиома. Многие субъекты Российской Федерации уже оценили его роль, значение и положительное влияние на социальную, культурную и экономическую сферы. Об этом свидетельствуют регулярное участие органов управления туризмом субъектов РФ на российских и международных выставках, частые публикации в прессе, а также экономические и другие показатели.

До недавнего времени в Новосибирской области, обладающей колоссальными туристскими ресурсами, туризм оставался на второстепенных ролях среди экономических приоритетов развития региона. Ситуация кардинально изменилась с разработкой стратегии в сфере развития туризма, базирующейся на трех основных принципах: системности и комплексности, приоритетности, сбалансированного взаимодействия. С опорой на эти принципы обоснованы группы приоритетных направлений развития туризма в Новосибирской области для оказания государственной поддержки: 1) наиболее приоритетные (рекреационный, социальный, научный, транзитный туризм), 2) высокоприоритетные (деловой, спортивный, детский и молодежный туризм), 3) значимые (культурно-познавательный, экологический, событийный, образовательный туризм), 4) перспективные (специальные виды туризма).

В настоящее время муниципальные образования Новосибирской области, оценив свои конкурентные преимущества, делают ставку на формирование туристско-рекреационных кластеров. В Маслянинском районе построен крупный туристический комплекс «Юрманка», где созданы условия для развития горнолыжного спорта. Горнолыжный комплекс «Юрманка», расположен в 150 км от Новосибирска. Обустроены 10 трасс различных уровней сложности в соответствии с международными стандартами, бугельный и кресельный подъемники, 3 безопорных (тренировочных) подъемника, 2 гостиницы, ресторан, детский спортивный центр, каток, гольф-клуб. Помимо горнолыжных трасс (спортивной, классической, любительской и детской) здесь размещены административное здание, ресторан быстрого питания, коттеджный поселок vip-класса, гостиница эконом-класса, пункты проката инвентаря, бытовой модуль (санузлы с душевыми).

В Новосибирской области имеются значительные ресурсы минеральных вод, пригодных для лечебного использования и розлива в качестве лечебно-столовых. Экспериментальные и клинические исследования подтвердили ее высокую эффективность при лечении ряда заболеваний, что, безусловно, является важным фактором при выборе места отдыха туристом. В Чановском районе на базе подземных источников модернизируется курортная зона «Карачи», планируется строительство новых 3-4* корпусов, грязелечебница, мини-аквапарк, фитнес-клуб с бассейном и спа-кабинетом, развлекательный центр, бар и ресторан с диетической и европейской кухней, что позволит обслуживать до 2000 отдыхающих ежедневно. Озеро Карачи занимает площадь 325 гектаров с высокоминерализованной рапой и биологически активной грязью. Запасы ее практически неисчерпаемы. Химический состав обуславливает высокие лечебные свойства карачинской грязи и ставит ее в один ряд с лучшими лечебными грязями мира. На курорте успешно лечатся заболевания костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы, дерматологические, урологические и гинекологические заболевания, отдых на этом замечательном озере относится к оздоровительному туризму. Таким образом, развитие туристической инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост региона и по этой причине, жизненно необходимо для региональных властей.

В развитии туризма партнерство государства и бизнеса можно называть государственно-частным в связи с большей заинтересованностью властей и населения в развитие региональной сферы туризма.

Однако эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без этого, без уверенности в стабильности и однозначности правил взаимодействия от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен. Если бизнес рассмотрит в проекте необходимые для него условия, потенциал для получения прибыли, и риски в его понимании будут оправданы, то он включится в проект. В настоящее время данная форма партнерства еще только начинает открывать для себя плюсы взаимодействия государства и бизнеса.

Итак, современные экономические условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики. Одним из главных направлений в этой связи становится государственно-частное партнерствов сфере туризма.

Литература:

1. Проурзин Л. Ю. Туризм как экономический приоритет. – М.: Новый век, 2004 г. – 216 с.

2. Столбиков А.И. Партнерство бизнеса и власти для устойчивого развития туризма в регионе //Туризм: право и экономика.- 2006. — № 2.

3. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С. 14.

4. Харитонова О. Б. Содержание понятия «государственно-частное партнерство» в сфере регионального туризма // Социально-политические науки. – 2013. – № 2. – С. 35.

Для решения задачи, поставленной в рамках дипломной работы, автор считает целесообразным ответить на ряд поставленных перед собой вопросов.

1. Как ГЧП регламентируются в России?

2. Существует ли в России закон, регулирующий все формы ГЧП?

3. Какой нормативно-правовой акт является основным?

4. Содержит ли отраслевое законодательство нормы о ГЧП?

5. На каких уровнях регулируется сотрудничество в рамках ГЧП?

Основные предпосылки развития ГЧП в Российской Федерации закреплены в базовом законе нашей страны - Конституции. Так, в ст. 34 Конституции закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества (в том числе государственного) для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Также, Конституция устанавливает основы организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, распределяет предметы ведения и полномочия между уровнями государственной власти, а также полномочия органов государственной власти, тем самым устанавливает и регулирует правовой статус публичных субъектов, как участников ГЧП.

Сотрудничество в рамках ГЧП представляет собой механизм реализации различных форм взаимодействия государства и бизнеса, поэтому существующую нормативно-правовую базу условно разделить на:

Федеральные законы, регулирующие отдельные формы ГЧП (ФЗ о концессионных соглашениях, ФЗ о соглашениях о разделе продукции, ФЗ об особых экономических зонах);

Акты, устанавливающие деятельность институтов развития и отдельных субъектов, уполномоченных в сфере ГЧП (Инвестфонд РФ, Внешэкономбанк и др.);

Региональное законодательство.

К ключевым актам, регулирующим деятельность Инвестиционного фонда РФ в сфере ГЧП отнесем Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 30.10.2010 N 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».

К ключевым актам, регулирующим деятельность Внешэкономбанка в сфере ГЧП отнесем Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»; Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р; Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2010 N 1372-р «Об определении государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации»

Если говорить об отраслях права, регулирующих отношения ГЧП, то выделим следующие. Гражданское законодательство, в частности, Гражданский кодекс РФ устанавливает основы договорных отношений между субъектами партнерства. Каждая из форм предполагает заключение определенного соглашения (контракта, договора), а, значит, регулируется нормами гражданского законодательства. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Так, ст.2 ГК РФ применительно к отношениям ГЧП определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав на объекты соглашений; регулирует договорные и иные обязательства, вытекающие из отношений субъектов, а также другие имущественные отношения, связанные с реализацией ГЧП. Бюджетный кодекс РФ регулирует формы и порядок участия государства в отношениях ГЧП, порядок и условия предоставления бюджетных гарантий (Бюджетный Кодекс РФ предусматривает государственные и муниципальные гарантии, определяя их понятие, виды, условия и порядок их предоставления); определяет порядок финансирования проектов ГЧП по средствам бюджетных инвестиций (ст.79, 80 БК РФ); регулирует отношения по разработке, утверждению и реализации целевых программ; определяет предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (ст.78 БК РФ), применение которых осуществляется в рамках реализации проектов ГЧП. Налоговый кодекс РФ регулирует порядок налогообложения деятельности участников проектов ГЧП, устанавливает специальные налоговые режимы деятельности участников в рамках ГЧП отношений, предусматривает специальные налоговые льготы для субъектов, участвующих в реализации проектов ГЧП. Банковское законодательство регулирует отношения по предоставлению кредитными организациями средств финансирования частному партнеру для реализации проектов ГЧП. Административное законодательство определяет статус и компетенцию органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях в рамках подготовки и реализации проектов ГЧП, а также регулирует порядок осуществления их деятельности. Законодательство в сфере тарифов устанавливает правовые рамки тарифного регулирования в сферах хозяйственной деятельности на соответствующие товары и услуги. Земельное законодательство, в частности, Земельный Кодекс РФ, регулирует вопросы, связанные с использованием земельных участков в проектах ГЧП, порядок их отчуждения, изъятия и т.д. Градостроительное законодательство регулирует вопросы относительно строительства (реконструкции, эксплуатации) объектов ГЧП соглашений. Основным актом выступает Градостроительный кодекс РФ. Законодательство об инвестициях регулирует правовой режим осуществления инвестиционной деятельности (ОЭЗ, в форме капитальных вложений и пр.) и устанавливает правовой статус субъектов инвестиционной деятельности. Основополагающим законом в регулировании отношений инвестиционной деятельности является Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Антимонопольное законодательство, в частности Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливает порядок проведения конкурсных процедур в рамках ГЧП, порядок передачи объектов государственной собственности частному партнеру в собственность, в аренду или на иных правах. В области государственных закупок Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует процедуру размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, нельзя назвать ее идеальной. Считаем, что современное законодательство во многом не учитывает специфику отношений ГЧП. Так, законодательство о государственных закупках не учитывает особенностей взаимодействия государства и бизнеса в сложных проектах ГЧП, а гражданское законодательство не содержит специальных норм для регулирования всех возможных моделей, используемых в ГЧП. Российская правовая система не создает благоприятных условий для работы инвесторов, она не достаточно адаптирована к международным стандартам. Следует также отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой федеральный закон о ГЧП, в связи с чем, сотрудничество в рамках ГЧП регулируется нормами иных законов и подзаконных актов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в рамках концессионных соглашения является ФЗ «О концессионных соглашениях». Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Цель закона заключается в привлечении инвестиций в экономику страны, обеспечении эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 27 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч.II). - Ст.3126.. Закон перечисляет виды объектов концессионного соглашения, определяет специфику отдельных видов имущества, права и обязанности сторон соглашения, определяет обязательные условия соглашения и подробно регламентирует правоотношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает порядок проведения конкурсных процедур и гарантии прав сторон соглашения. Преимущества и недостатки закона были рассмотрены ранее.

Таким образом, различные формы ГЧП регулируются различными законами (например, концессии законом о концессиях, аренда - ГК РФ и государственным законом о закупках и т.д). Многообразие форм ГЧП предполагает наличие в рамках гражданского законодательства регламентации множества отношений. Невозможно для реализации ГЧП проектов в различных отраслях экономики использовать исключительно одну форму партнерства (концессию) поскольку она имеет ограниченное количество моделей взаимодействия. Но при этом нужно отметить, что смежные законы не учитывают особенностей ГЧП и, как правило, не способны учесть интересы сторон в полном объеме. Поэтому важно на уровне федерации закрепить конкретные формы реализации ГЧП. При этом целесообразно разработать методические рекомендации по разработке соглашений, применительно к установленным формам. По мнению автора важно, чтобы типовые соглашения носили рекомендательный характер. Это позволит сторонам самостоятельно договориться об условиях соглашения, предоставив тем самым частичную свободу действий. Отраслевое законодательство также содержит нормы о ГЧП. Например, в Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены строительство и реконструкция автодорожной инфраструктуры на основе концессионных соглашений. Закон устанавливает особенности для концессий в отношении автодорожной инфраструктуры по сравнению с нормами Федерального закона «О концессионных соглашениях», устанавливает расширенный перечень условий, обязательных для включения в концессионное соглашение и дополнительных условий, которые могут содержаться в соглашении, условия договора аренды земельных участков, заключаемого с концессионером.

Как известно, в настоящее время, федеральное законодательство идет по пути создания отдельных нормативных актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с частными лицами. На региональном уровне, наоборот, происходит централизация законодательства и субъекты вправе самостоятельно разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты, тем самым закрепить порядок реализации ГЧП проектов.

Отметим, что не везде принятые региональные законы грамотно коррелируются с федеральным законодательством, но тут, как подчеркивает Х.М.Салихов - председатель подкомитета по развитию ГЧП Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, складывается нетипичная для нашего законодательства картина - своего рода нормативно-прецедентное право. Региональное законодательство доказало, во-первых: можно применять механизмы ГЧП, располагая существующей "ресурсной" законодательной базой; во-вторых, для применения на практике механизмов ГЧП действительно нужна своя, "специфическая" законодательная база Салихов Х. Точка кипения. - Российская Бизнес-газета. - 2011. - №805 (23) // Официальный сайт газеты «Российская газета»: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2011/07/12/gchp.html (дата обращения 10.11.2011)..

Таким образом, можно констатировать тот факт, что законодательная база, регулирующая положения о ГЧП достаточно обширная, но при этом отсутствует централизованная правовая система, что существенно затрудняет регулирование отношений в рамках ГЧП. Отсутствие закона о ГЧП не позволяет определить особенности ГЧП отношений, а отсутствие закрепленных законодательством форм партнерства не позволяет учесть интересы сторон в полном объеме.

  • Мукожева Индира Алихановна , студент
  • Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова
  • СФЕРА ТУРИЗМА
  • ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  • ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ
  • РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Современные условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях.В современных условиях актуальный процесс интенсификации развития сферы туризма возможен при условии согласования государственных и бизнес-интересов, совершенствования законодательства, развития механизмов и реализации государственно-частного партнерства.

  • Анализ концепции социально-трудовых отношений в условиях организационных изменений
  • Сравнительный анализ бюджета для граждан разных субъектов Российской Федерации
  • Государственная программа стратегического развития местного самоуправления

Государственно-частное партнерство является механизмом согласования и регулирования интересов государства и бизнеса, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, целью которого является обеспечение и реализация программ и проектов социально-экономического развития регионов. Что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни населения и достижению целей государственного управления для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В последнее время использование различных форм государственно-частного партнерства приобрело большие масштабы ввиду того, что государство и бизнес занимаются совместной деятельностью по созданию и модернизации социально-значимых инфраструктурных объектов на региональном и федеральном уровнях. Данная форма взаимодействия представляет интерес для органов государственной власти с экономической точки зрения, т.к. позволяет осуществлять развитие социальной сферы путем инвестирования в совершенствование инфраструктуры.

Механизма реализации государственно-частного партнерства предполагает привлечение частных инвестиционных средств для внедрения приоритетных проектов, что способствует более рациональному использованию средств бюджета в процессе решения задач по развитию инфраструктуры в сфере связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, инновационных технологий, здравоохранения, культуры, образования.

Наибольшего распространения проекты государственно-частного партнерства получили в экономически развитых странах, о чем свидетельствует мировой опыт их реализации. Установлена взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития страны и сферами использования государственно-частных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой приоритетными отраслями внедрения данных проектов являются связь, туризм, инновационные технологий. В странах с более низким уровнем жизни наиболее актуальны проекты по развитию и модернизации жизненно важных объектов инфраструктуры.

Современные реалии мировой экономики, экономики РФ и ее регионов в определенной степени ограничивают реализацию масштабных проектов. Преимуществом государственно-частного партнерства является возможность использовать сторонние инвестиции с целью преодоления спадов и кризисов во время стагнации государственной экономики.

Контракты государственно-частного партнерства выгодны с экономической точки зрения, т.к. чаще, чем традиционные оказываются в пределах заявленных объемов финансирования (более 30%). В случае увеличения стоимости реализации государственно-частного проекта, она составляет в среднем 4%, тогда как для традиционных проектов данный показатель равен 18%. Увеличение сроков реализации проектов государственно-частного партнерства на 22% меньше по сравнению с традиционными проектами.

Обеспечение должного уровня развития туристской индустрии в данных регионах стало возможным благодаря эффективным формам взаимодействия ресурсов государства, бизнеса и населения для решения задач по развитию регионального туризма, т.е. благодаря государственно-частному партнерству в сфере реализации приоритетных проектов.

Основными видами проектов государственно-частного партнерства в рекреационной сфере являются комплексные, целевые и обеспечивающие проекты. Целевые программы развития рекреации федерального и регионального уровня являются комплексными проектами, также как создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Контракты, поддерживающие развитие туристской отрасли по отдельным направлениям или решающие конкретные задачи, носят характер целевых проектов. Обеспечивающие проекты влияют на развитие рекреационной сферы опосредованно, путем, к примеру, развития транспортной инфраструктуры.

В сфере экономики и государственного управления определены основные формы государственно-частного партнерства, к которым относятся: государственно-частные предприятия, государственные контракты, арендные отношения, финансовая аренда (лизинг), концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и услуг.

В настоящее время в России существует ряд направлений развития эффективных форм государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь частные инвестиции в экономику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для реализации социально-значимых проектов:

  • импортозамещение популярных зарубежных направлений отечественными;
  • создание новых особых экономических туристско-рекреационных зон и комплексов;
  • модернизация и реконструкция имеющейся рекреационной и туристкой инфраструктуры до соответствия требованиям мировых стандартов;
  • создание системы научного и кадрового сопровождения развития индустрии туризма России;
  • поддержка системы малого и среднего бизнеса, направленного на развитие индустрии туризма и гостеприимства;
  • осознание необходимости развития сферы туризма и отдыха органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Вместе с тем, несмотря на определенные наметившиеся успехи в развитие отечественной рекреационной сферы, государство не достаточно участвует в ее становлении:

  1. Не определены условия и механизмы создания государственно-частного партнерства в сфере туризма.
  2. Не разработаны принципы функционирования и развития государственно-частного партнерства в сфере туризма.
  3. Не развиты организационные структуры управления, координирующие процессы взаимодействия участников партнерства.
  4. Не разработаны организационные основы информационного обеспечения управленческих решений.
  5. Не разработан экономический механизм регулирования и участия населения в проектах развития инфраструктурных объектов сферы туризма, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.

Отмеченные проблемы сдерживают темпы развития туристско-рекреационной отрасли в целом, что, в свою очередь, снижает объем финансовых поступлений в бюджеты всех уровней РФ.

Устойчивость может обеспечить только единая система, когда все виды ресурсов, а также работы по развитию территориальной инфраструктуры объединяются в единый многоотраслевой комплекс взаимосвязанных мероприятий на основе государственно-частного партнерства, направленных на повышение уровня жизни населения и сохранение качества окружающей природной среды.

На уровне отдельно взятого региона требуется комплексная и сбалансированная система мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленная на создание условий для развития качественно нового уровня туристического потенциала и обеспечивающая формирование устойчивых конкурентных преимуществ территорий, включая стабильную диверсифицированную занятость населения.

Основными проблемам развития региональной рекреационной сферы являются:

  • слабо развитая материальная база туристской индустрии;
  • узкий спектр предлагаемых услуг индустрии развлечений, вследствие чего складывается их высокая стоимость;
  • недостаточное продвижение регионального турпродукта на внутреннем (республиканском) и российском рынках;
  • отсутствие общепризнанной системы сертификации объектов, позволяющей быстро оценить качество предоставляемых услуг;
  • несоответствующая требованиям и ожиданиям туристов квалификация персонала объектов туризма и его инфраструктура.

Для решения выявленных проблем в сфере туризма наиболее эффективными и действенными инструментами развития являются программно-целевой метод и механизмы государственно-частного партнерства, так как природные ресурсы и культурное наследие не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития рекреационной сферы в регионе.

Для развития регионального туризма приоритетными могут быть региональные программы, включающие следующие функциональные блоки:

  1. формирование региональной нормативно-правовой базы;
  2. защита туристического рынка путем предоставления налоговых льгот и государственных гарантий;
  3. разработка кадастра эколого-туристских территорий;
  4. дальнейшее развитие системы сертификации и лицензирования для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования путешествующих;
  5. формирование имиджа Кабардино-Балкарской республики как современного туристского рынка;
  6. совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма;
  7. интеграция областного и российского туристского рынка, развитие международного сотрудничества;
  8. улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубление специализации и кооперации в работе туристических предприятий;
  9. развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

Для реализации региональных программ развития туризма необходимо:

  • создавать ассоциации, цепи туристских предприятий и туристско-информационных центров, целью деятельности которых является развитие туризма в России как средства поддержки охраняемых природных территорий, содействия социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере;
  • формировать специальные базы данных, создавать справочно-информационные системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам и, тем самым, распространять опыт успешных пилотных туристских проектов;
  • обращаться к налоговым структурам с предложением введения местной туристской ренты за счет уменьшения других налогов, которая будет предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов;
  • развивать туристскую инфраструктуру и разрабатывать экологические тропы и маршруты, создавая системы их сертификации;
  • модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;
  • развивать рекламно-информационное обеспечение и продвижение экологического туризма России на внутреннем и внешнем рынках;
  • возобновить подготовку квалифицированных сотрудников (экскурсоводов, групповодов, инструкторов, гидов);
  • принимать активное участие в разработке федеральной программы по развитию туризма в России;
  • развивать международное сотрудничество в сфере туризма;
  • финансировать предложенные мероприятия за счет средств государственного и местных бюджетов, а также средств туристических предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности.

Внедрение предлагаемых решений, направленных на развитие туризма, приведет к:

  • созданию высокоэффективной, адаптивной управленческой системы, построению и применению новых моделей ведения бизнеса;
  • формированию сообщества активных генераторов идей для основания и развития кадрового резерва в сфере туристского бизнеса;
  • организации, развитию и поддержанию в актуальном состоянии единой базы идей и предложений;
  • воспитанию приверженности традициям;
  • повышению эффективности происходящих бизнес-процессов.

В целом, взаимодействие государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве может стать одним из перспективных направлений по интенсификации развития рекреационной сферы в современных условиях. Это возможно на основе дальнейшего совершенствования законодательства, сохранения диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы специалистов данной сфере.

Список литературы

  1. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта – Дынкин А.А., Барановский В.Г. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 166 с.
  2. Толгурова З.Х. Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Приэльбрусья //TERRA ECONOMICUS. 2007. № 1-2. С. 310-312.
  3. Федеральный информационный портал инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России. Режим доступа: http://www.pppi.ru/regions.
  4. Tourism strategy vows better future. Huntingdon Valley, PA, 2014. http://www.thefreelibrary.com/%20Tourism+strategy+vows+better+%20future.-a0183499824.

К началу XXI в. туризм превратился в одну из ведущих сфер экономической, культурной и политической деятельности различных государств и регионов мира. Безусловно, туризм играет одну из главных ролей (в зависимости от страны) в формировании валового внутреннего продукта государства, обеспечении занятости населения, пополнении бюджета различных уровней, способствует притоку иностранной валюты, содействует развитию смежных отраслей, выступая при этом катализатором социально - экономического развития.

Еще недавно туризм в России развивался невысокими темпами, в силу несовершенной инфраструктуры и отсутствия поддержки со стороны государства. Поток иностранных туристов был не велик. В 2009 г. нашу страну посетило 21,3 млн. человек, из которых с целью туризма было 2,1 млн. человек. В 2013 году Россию посетило 28,1 миллион иностранных граждан, а с целью туризма 2,57 миллиона человек. Выехало из России в 2013 году 54 миллиона человек, с целью туризма выехало 18,2 миллиона человек. В приведенных выше данных наглядно видно огромную разницу в несколько раз между выездным и въездным туризмом.

Состояние туристской отрасли в России нельзя считать удовлетворительной. Сложное социально - экономическое положение страны, низкий уровень доходов населения, плохо развитая инфраструктура - это все оказывает негативное влияние на развитие туризма в стране.

Реализация новых целей в туризме делает необходимым не только реформирование социально - политического и экономического характера, но и поиск новых механизмов реализации туристской политики РФ.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики, на условьях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Также государственно-частное партнерство можно определить как правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса. При этом, его необходимо рассматривать как систему эффективного взаимодействия между органами государственного управления различных уровней и бизнесом, в целях реализации общественно важных проектов и программ социально - экономического развития территорий. Направленных на улучшение качества жизни и на достижение целей государственного управления, как совокупность форм среднего и долгосрочного взаимодействия для решения общественно значимы задач на взаимовыгодных условиях.

Данная форма партнерства возникла в Англии в начале 1990 - х годов. В стране был принят закон, который позволял инвесторам строить совместно с государством различные объекты инфраструктуры, а с 1998 года начала осуществляться поддержка важных для государства проектов на всех уровнях власти. С помощью привлечения частного капитала на развитие туристской индустрии в стране, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников природы, истории и культуры, а также различных музеев и фестивалей.

Богатейшее культурно-историческое наследие России - один из наиболее привлекательных ресурсов для развития туризма в Российской Федерации. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по количеству культурных объектов.

Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал России используется, по оценкам экспертов, не более чем на 20%. Это связано, в первую очередь, с тем, что культурно-исторические центры России мало представлены в мировом информационном пространстве, и лишь малая часть этих культурно-исторических центров охвачена туристской инфраструктурой. Анализ обеспеченности местами размещения в 40 исторических городах Российской Федерации показывает, что в 60% из них отсутствуют благоустроенные гостиничные учреждения, а комфортабельные условия размещения созданы менее чем в 10 городах из 60. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной реставрации.

Очевидно, что география туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Существующие в туризме технологии рекламы позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город: уникальные объекты наследия являются неисчерпаемым источником для создания оригинальных масштабных проектов и их туристского использования.

В условьях недостатка бюджетного финансирования туристской сферы в РФ привлечение средств частного сектора экономики может в определенной степени стать именно тем «толчком», который позволит России выйти на лидирующие позиции в туристской отрасли.