Государственный бюджет: формирование и использование. Государственный бюджет

Согласно действующему законодательству, государственный бюджет - это основополагающий элемент всей финансовой системы страны, связывающий поток доходов в казну и распределение аккумулированных средств по нуждам. В процессе перераспределения средств между населением и государственными органами возникают бюджетные отношения.

Правительство создает условия для аккумулирования средств, поступающих от физических лиц и отдельных предприятий, затем распределяет собранные ресурсы среди бюджетов других уровней и различных фондов. Иными словами, государственный бюджет - это комплекс отношений, складывающихся при выполнении органами власти своих обязанностей. В первую очередь получаемые ресурсы предназначены для финансирования аппарата управления, военного комплекса, обеспечения важнейших отраслей хозяйствования, а также реализации основных социальных программ. Если рассматривать бюджет с количественной точки зрения, то его размер характеризует финансовое состояние страны, способность правительства повысить населения.

Таким образом, государственный бюджет - это единый фонд ресурсов, аккумулируемых за счет различных источников с целью претворения в жизнь важнейших задач и целей в стране. Отношения, формирующиеся при этом, можно условно разделить на три группы:

  1. По поводу привлечения средств (между правительством и населением).
  2. По поводу перераспределения финансов (по уровням
  3. По поводу

При грамотной организации данных отношений можно достичь основополагающей цели - равновесия в масштабе макроэкономики. Государственный представлен в виде трех уровней: республиканский или федеративный и а также бюджет субъектов федерации. Причем последний является промежуточным звеном, связующим республиканский и местный уровни. В конце каждого отчетного периода на рассмотрение специалистам поступает то есть документ, отражающий поступление и использование средств в разрезе отдельных территориальных единиц.

Доходы в государственный бюджет - это поступление денежных средств за счет использования различных источников. Наибольший в структуре доходов, конечно, занимают налоговые платежи и сборы. Нередко странам с временными финансовыми затруднениями предоставляются займы и ссуды от других государств, тогда бюджет пополняется за счет внешних источников. А расходная часть составляется в разрезе основных направлений финансирования тех или иных отраслей.

Государственный бюджет и его функции

Самой главной функцией можно назвать грамотное распределение собранных средств среди бюджетов всех уровней с последующим перераспределением по направлениям финансирования хозяйства. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача: распорядиться имеющимся объемом ресурсов с максимальной пользой для населения. Для нашей страны сделать это достаточно сложно, особенно в условиях посткризисного периода. Не менее важна и контрольная функция, заключающаяся в мониторинге деятельности тех или иных организаций и сфер, которым была предоставлена помощь в виде дотаций или субвенций. Залогом успешности разработанного плана считается целевое использование средств!

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
  • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях - во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

А сейчас хочу рассмотреть ее главный финансовый документ – государственный бюджет . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое бюджет государства, как и зачем он формируется, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета и много другой полезной информации на эту тему. Обо всем этом далее по порядку.

Суть государственного бюджета.

У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило – календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

Функции государственного бюджета.

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Дефицит и профицит государственного бюджета.

Доходы и расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы они совпадали. Если получается такое равенство, то это сбалансированный бюджет. Однако, на практике идеального равенства достичь практически не удается, поэтому бюджет может приниматься с дефицитом или профицитом.

Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной. Образовавшаяся разница и является размером дефицита.

Профицит государственного бюджета – это превышение доходной части над расходной. Образовавшаяся разница и является размером профицита.

Конечно, дефицит бюджета – это более негативное явление, чем профицит, ведь его надо за счет чего-то покрывать: это может быть дополнительная денежная эмиссия, внешние или внутренние займы, расходование средств резервных фондов и т.д. Но и слишком большая величина профицита бюджета тоже нежелательна – это будет свидетельствовать о неумении грамотно распределить поступившие доходы.

Теперь давайте вкратце рассмотрим структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета.

Доходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется получить в бюджет на протяжении планируемого периода.

Прежде всего, доходы государственного бюджета можно разделить на 3 категории:

  1. Налоговые поступления – все, предусмотренные законодательством налоговые платежи: налоги, сборы разных уровней, пени, штрафы.
  2. Неналоговые поступления – платежи, в бюджет, не связанные с налогами и сборами: арендная плата, доходы от приватизации госимущества, прибыль государственных предприятий, выручка от оказания платных услуг, перераспределение средств из бюджетов других уровней, финансовая помощь, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и т.д.
  3. Доходы целевых бюджетных фондов .

Как правило, существенно преобладающей является первая категория.

Кроме того, доходы государственного бюджета можно разделить на:

  • Собственные – доходы, закрепленные именно за бюджетом государства;
  • Регулирующие – доходы, поступающие в бюджеты других уровней с обязательным перечислением части средств в общий бюджет страны.

Расходы государственного бюджета.

Расходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется выплатить из бюджета на протяжении планируемого периода. Расходы оплачиваются за счет доходов.

Все расходы государственного бюджета можно разделить на 2 большие группы:

  1. Капитальные расходы – это фактически инвестиции – вложения средств в разные активы, проекты, с целью их развития и дальнейшего извлечения прибыли. В частности, в эту категорию затрат входят расходы на научную деятельность, инновации.
  2. Текущие расходы – расходы на текущую деятельность, обеспечение функционирования государственного аппарата, государственных и бюджетных учреждений разных уровней.

Чем выше доля первой категории в структуре бюджета государства, тем выше перспективы развития страны.

Также расходы государственного бюджета можно классифицировать по направлениям расходования средств:

  • Расходы на образование;
  • Расходы на здравоохранение;
  • Расходы на оборону;
  • Социальные расходы;
  • Расходы на погашение и обслуживание внутренних и внешних долгов;
  • Расходы на формирование государственных резервов;
  • Расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства;
  • И т.д.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое бюджет государства, как он формируется, из чего состоит, какие функции обеспечивает. Думаю, что информация всегда будет полезной для более грамотного толкования экономических новостей и понимания сути многих процессов, происходящих в экономике государства.

На этом все. Увидимся в других публикациях на – сайте, где вы можете повысить свой уровень финансовой грамотности и узнать много интересной и полезной информации в области финансов и экономики.

Введение.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

    Структура государственного бюджета, его сущность и функции.

    вмешательство в экономику;

    оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему 1 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Функции государственного бюджета :

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели.

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Внутренее финансирование:

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование:

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

    Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

    Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

    В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

    Порядок разработки и принятия государственного бюджета

Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении:

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении:

утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении:

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении:

Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль за исполнением бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Заключение.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

    вмешательство в экономику;

    поддержание государственного аппарата управления;

    правоохранительные органы и судоустройство;

    медицина, здравоохранение и образование;

    оборона страны.

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Список использованной литературы

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. М., «Экзамен», 2004

    Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003

    Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций. М., «Дело и Сервис», 2002

1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001, с. 75

Бюджета бюджет Республики Казахстан (1)Реферат >> Финансы

Предельные размеры дефицитов бюдже­тов .1 Состав и структура государственного бюджета РК I. ДОХОДЫ... услуг. Кроме того, принятие обязательств государственными учреждениями и проведение платежей... многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако...

) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Тем не менее пока доля госрасходов в годовом продукте страны никак не опускается ниже 50% (против 40% в большинстве развитых стран мира). Причина, почему до сих пор степень участия российского государства в экономической жизни столь грандиозна, достаточно проста. Государство обычно финансирует те нужды общества , которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь - если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета - привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика» (сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения), а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера. Вид этой кривой показан на рис. 13-4.

Рис. 13-4. Кривая Лаффера - модель налоговой политики

На этом графике мы видим две линии. Первая - гипотетическая кривая сбора налогов - показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда не бывает. Напротив, - и именно это показывает кривая Лаффера - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную - необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает, таким образом, государственный долг.

Государственные ценные бумаги - обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Государственный долг - сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Государственный долг бывает двух видов:

  1. внутренний - перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами , купившими ценные бумаги внутренних займов;
  2. внешний - перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заем на основе правительственных соглашений.

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Так, в США величина этого долга составляет сейчас 63% к стоимости годового производства товаров и услуг (против 45% 10 лет назад).

Но при чем тут люди, если долг государственный? Да при том, что погашение долга и наросших по нему процентов будет осуществляться за счет взимания налогов с жителей страны. Значит, проблема привлечения зарубежных кредитов прямо затрагивает интересы каждого гражданина страны.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание долга повисает на бюджете тяжким грузом. В конце 1998 г. этот груз стал для российского государства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО. Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики. Сегодня Россия упорно гасит свои долги - в бюджете на 2001 г. на погашение долгов было направлено 231,104 млрд р., или почти 18% всех расходов государства.

При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще, чтобы из одолженного погасить обязательства по ранее взятым долгам.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Например, первый вариант чреват объявлением России страной, допустившей дефолт, т. е. грубо обманувшей тех, кто одолжил ей деньги. А за дефолт (отказ платить по обязательствам) принято жестко наказывать, вплоть до конфискации всего зарубежного имущества страны-обманщицы, а главное - выручки от продажи за рубеж продукции и сырья (нефти, газа, леса). Второй путь - именно его пыталось реализовать правительство России в 2001 г., когда выплаты по внешнему долгу стали уж очень тяжелыми, - вызывает недовольство населения и жесткое сопротивление оппозиционных партий в Думе.

Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.