Как писать жалобу в налоговую. Какое решение может принять вышестоящий орган или лицо? Обращение в суд

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Порядок обжалования актов налоговых органов выбирается в зависимости от вида такого акта. Сущностью оспариваемых действий/решений определяются:

  • уполномоченная на проведение проверки инстанция;
  • граничный срок обжалования;
  • форма (образец) жалобы в налоговую и содержание обращения.

Подзаконные акты ФНС могут быть:

  • нормативными - содержащими обязательные для выполнения широким кругом налогоплательщиков правила, рассчитанные на многоразовое использование (определение согласно Постановлению Пленума ВС от 29.11.07 №48);
  • индивидуальными - содержащими предписания, адресованные конкретным лицам, предназначенные для одноразового применения.

Обжалование нормативно-правовых актов ФНС

Статьями 24 и 251 ГПК установлена исключительная подсудность споров о соответствии НПА ФНС и ее территориальных структур Конституции и законам. В случае с жалобой в налоговую невозможно использовать образец жалобы в КС: компетенция органа конституционной юрисдикции распространяется на НПА уровня Постановлений Правительства и выше.

Если субъектом обжалования выступает ИП или юридическое лицо, спор рассматривает общий суд, а не арбитражный. Например, пожаловаться на налоговую инспекцию и ее нормотворчество ИП вправе в райсуд по месту ее расположения.

Процедура проверки законности инициируется заинтересованным лицом. ГПК не установил граничного срока, когда можно подавать заявление об обжаловании решения налогового органа: это возможно вплоть до отмены НПА ФНС. Факт обжалования не останавливает действие акта.


Образец документа соответствует основным требованиям, предъявляемым к иску (ст.131 ГПК). Среди прочего нужно указать:
  • название органа ФНС, принявшего НПА;
  • наименование и число, месяц год его постановления;
  • обстоятельства, подтверждающие нарушение прав и интересов заявителя.

Порядок проверки НПА установлен гл.24 Гражданско-процессуального кодекса. Дело рассматривается в течение 30 дней. Придя к выводу, что обжалованный НПА или частные его положения незаконны, суд:

  • признает его недействительным полностью или частично;
  • упраздняет действие НПА на будущее либо с даты его принятия;
  • организовывает публикацию сообщения об утрате НПА силы в печатном органе, где он был обнародован (ст.253 ГПК).




Если по итогам проверки НПА признан недействительным, юридическую силу теряют:
  • основанные на его положениях индивидуально-правовые акты;
  • акты, воспроизводящие отмененные правила.

Обжалование индивидуально-правовых актов ИФНС в административном порядке

Установленная разделом VII Налогового кодекса внесудебная процедура проверки индивидуально-правовых актов является универсальной. Она касается:

  • документов любого типа (требование, претензия, постановление), адресованных налогоплательщику;
  • действий/бездействия сотрудников налоговых органов.

Пожаловаться на индивидуально-правовой акт могут те, чьи интересы он затрагивает. Для этого достаточно субъективного мнения налогоплательщика о незаконности решений/действий ИФНС. Обжалование актов налоговых органов может происходить в двух формах:

  • жалоба подается для проверки законности уже вступивших в силу актов, действий сотрудников ФНС, нарушающих интересы налогоплательщиков;
  • апелляция касается не вступивших в действие индивидуально-правовых актов о привлечении к ответственности либо отказе в привлечении к административной ответственности при условии, что жалобщик способен доказать суть своего интереса.

В деле об оспаривании ИПА и действий ИФНС досудебное обжалование обязательно (ч.2 ст.138 НК). Чтобы получить возможность подать жалобу на инспекцию в суд, нужно сначала пожаловаться в управление ФНС субъекта РФ. Не требуют предварительной внесудебной проверки акты, принятые:

  • непосредственно ФНС;
  • по итогам рассмотрения жалоб/апелляций на налоговую инспекцию.

Важно сориентироваться, кому и куда адресовать обращение. Жалоба передается в инспекцию, акт которой обжалуется. Но в «шапке» следует написать вышестоящую структуру. Образец обращения может содержать комбинированный вариант, например: «Управлению ФНС Московской области через межрайонную инспекцию ФНС №1 по Московской области».

Заявленная претензия не останавливает исполнение спорного индивидуально-правового акта или совершение обжалованных действий. Однако заявитель вправе просить об этом. Образец и реквизиты подобного ходатайства законодателем не оговорены. Допускается указание просьбы дополнительным пунктом жалобы или формирование отдельного документа. О вынесенном по данному вопросу определении заявитель уведомляется в 3-дневный срок.

Обжалование в административном порядке


Налогоплательщик вправе подать жалобу на протяжении года после того, как он был поставлен о нем в известность. Решение, вынесенное по итогам проверки ИФНС консолидированной группы субъектов предпринимательской деятельности, в течение года может оспариваться:

  • членом группы, выступающим от имени партнеров (образец жалобы должен содержать ссылку на представительские полномочия заявителя);
  • одним из ее членов самостоятельно в части привлечения его лично к ответственности (ч.2, 3 ст.139 НК)

Возможность написать апелляционную жалобу сохраняется вплоть до вступления в действие невыгодного решения. Апелляция на ИПН ИФНС, вынесенная по итогам проверки консолидированной группы СПД, может подаваться:

  • группой в целом;
  • каждым ее членом по отдельности.

Предоставление жалоб или апелляций предполагает следующее:

  • оба документа в вышестоящий налоговый орган подаются через нижестоящий;
  • на протяжении 3 дней с момента обжалования ИФНС передает материалы дела уполномоченной инстанции для проверки.

Образец жалобы (апелляции) не установлен. Согласно ст.139.2 документ должен быть письменным и содержать такие реквизиты:

  • наименование органа, куда адресуется документ;
  • название ФНС, действия/бездействие должностных лиц которого оспариваются;
  • ФИО/наименование жалобщика;
  • обоснование обращения (требуется написать суть нарушенного права);
  • требования жалобщика.

Обращение в судебную инстанцию

Индивидуально-правовые акты ФНС могут рассматриваться:

  • судами общей юрисдикции в порядке гл.25 ГПК по заявлениям физических лиц;
  • арбитражными судами в порядке гл.24 АПК по заявлениям ИП и юридических лиц.

Примечательно следующее:

  • Относительно обжалования индивидуально-правовых актов в суд Налоговый кодекс указывает лишь на норму о необходимости руководствоваться процессуальным законодательством.
  • ГПК и АПК процедуру рассмотрения налоговых споров специально не регулируют. Главы 24 и 25 касаются обжалования решений/действий должностных лиц всех органов власти и самоуправления.
  • Образец жалобы на инспекцию ФНС не установлен.
  • Жалобы плательщиков как в общие, так и в арбитражные суды именуются заявлениями и пошлиной не облагаются.
  • Образец заявления об оспаривании законности индивидуальных актов по ГПК/АПК близок к иску, а процедура рассмотрения – к исковому производству.

Срок обжалования по ГПК и АПК одинаков и составляет 3 месяца с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права. Срок разрешения споров общими судами составляет 10 дней, арбитражными - 3 месяца.

Рассмотрение дел по ГПК предполагает один из двух вариантов. Первый – это альтернативная подсудность. Жалобщик вправе обращаться в суд согласно своему ПМЖ или по месту нахождения ИФНС. Второй вариант – это специфические основания для признания ИПА недействительным. К таковым относятся попрание прав гражданина или создание препятствий для их реализации. Образец заявления должен содержать подтверждающие это сведения.

С проблемами неправомерных действий со стороны представителей налоговой службы может столкнуться любое лицо, включая физическое. Это может быть задержка выплаты налоговых вычетов либо неправомерное начисление налога или даже штрафа. В таких ситуациях возникает логичный вопрос: «Куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу?».

Инстанции, куда можно обратиться

Регламент обжалования действий представителей налоговой службы описан в Налоговом кодексе, в частности, в статье 137. В этой статье дается право физическому лицу на обращение в следующие инстанции:

  • к вышестоящему руководству должностного лица, которое совершило неправомерное деяние;
  • гражданин страны вправе обратится в суд;
  • в правоохранительные органы, а точнее прокуратуру.

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу? Независимо от выбранной инстанции, текст жалобы должен содержать следующие данные:

  • полные реквизиты документа (решения, уведомления и так далее), который подлежит обжалованию;
  • если суть жалобы в бездействии должностного лица, то следует конкретно описать, именно в чем проявляется неправомерность бездействия.

В качестве доказательств необходимо приложить любые документы, подтверждающие неправомерность действий.

Правила составления

Жалоба на налоговую инспекцию может составляться от руки или при помощи компьютера. Передаваться может документ не только лично, но и посредством интернета, почты или через личное обращение, путем передачи почты в канцелярию выбранной инстанции.

Текст жалобы начинается с реквизитов инстанции, куда подается жалоба. Далее в шапке прописываются реквизиты заявителя, включая контактные данные. Ниже пишется название документа: «Жалоба».

После этого начинается основная часть документа, где необходимо осветить причины обращения. Если идет речь об обжаловании какого-либо документа, то указываются его реквизиты. Обязательно прописываются все факты, которые позволят доказать неправомерность действий или бездействия должностного лица. В тексте не должны присутствовать эмоции, только голые факты.

В заключительной части текста выдвигаются требования. К примеру, это может быть требование о выплате компенсации или привлечении к ответственности.

В самом конце жалобы указывается контактная информация, дата составления, Ф.И.О и подпись заявителя.

В статье 139.2 Налогового кодекса все требования к таким документам достаточно полно описаны.

Сроки

Срок, в который недовольное физическое лицо может обратиться с жалобой, составляет 3 месяца. Датой начала течения этого срока считается момент, когда вынесено неправомерное решение, либо гражданину стало известно, что бездействие должностного лица неправомерно.

Этот срок может быть продлен только в исключительных случаях, когда заинтересованное лицо сможет доказать, что оно пропустило срок по уважительным причинам.

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу и сколько будут рассматривать жалобу? Независимо от выбранной инстанции, срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого заявления в соответствующем органе.

Если заявитель останется недоволен вынесенным решением по его жалобе, то у него есть возможность обжаловать даже это решение.

Способы подачи

Как и куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу? Одним из самых распространенных способов подачи жалобы является личное обращение. Составленный документ пострадавшее лицо просто относит в канцелярию и регистрирует его. Также можно воспользоваться услугами почты и интернетом, если жалоба подается в налоговую службу. Можно обратиться по телефону или прийти на прием к вышестоящему руководителю должностного лица, на которое поступила жалоба.

Жалуемся в режиме онлайн

Федеральная налоговая служба предоставляет возможность всем налогоплательщикам России обратиться с жалобой в режиме онлайн.

Для этого необходимо зайти на сайт nalog.ru и выбрать закладку «Услуги для физических лиц». Система сама предложит выбрать регион обращения, пользователю необходимо согласиться с этим вариантом или выбрать другой.

В самом низу страницы сайта можно увидеть кликабельную ссылку под названием «Подача жалобы в налоговые органы». Нажав на эту ссылку, пользователь должен будет определить из предложенных вариантов самый подходящий. В данном случае необходимо выбрать «Я хочу подать жалобу». В открывшейся форме описывается суть жалобы, а внизу можно прикрепить отсканированные документы. Главное - не забывайте указать свои контактные данные и выбрать желаемый способ получения ответа. После заполнения всех данных и отправки жалобы пользователю придет сообщение о том, что претензия принята, тем способом, который был указан: на электронную почту или на мобильный телефон.

Кстати, обратиться в режиме онлайн в налоговый орган можно не только при наличии личного кабинета, но и в форме свободного обращения.

Телефонное обращение

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию? Высказать свое аргументированное недовольство можно по телефону. Номер контактного центра является актуальным для всех регионов страны. Хотя такое обращение будет иметь лишь информационный характер. В то же время, обращаясь по телефону, следует уважительно и вежливо рассказать о проблеме. Это надо сделать лаконично, без особых эмоций.

Прием у начальства

Как пожаловаться на налоговую инспекцию? Физическое лицо вправе записаться на прием к руководству должностного лица либо прийти в часы приема и рассказать о своей проблеме. Если решить вопрос на уровне устного обращения не получится, то заявителю будет предложено написать письменную жалобу.

На сайте ФНС можно записаться на прием в режиме онлайн по адресу order.nalog.ru. На странице необходимо выбрать подходящий территориальный орган и требуемую дату для визита.

Если поступил отказ

Может произойти так, что вышестоящее начальство ответит на жалобу отказом. Куда жаловаться на налоговую службу в таких случаях?

Можно обратиться в прокуратуру. Если до этого не было обращения в вышестоящий орган, то, скорее всего, прокуратура отправит жалобу именно туда. Поэтому если уже обращались к руководству, то следует приложить копию жалобы и вынесенного по ней решения.

Обращаться необходимо в территориальное отделение прокуратуры, по месту нахождения налоговой службы. Только жалоба не должна быть на все территориальное отделение ФНС, а на конкретное лицо, которое, по мнению заявителя, нарушило его права.

Сам текст жалобы в прокуратуру составляется по принципу искового заявления. Только в жалобе не всегда указывается правовое обоснование проблемы, а в заявлении обязательно следует сослаться на нормы законодательства, которые были нарушены.

У прокуратуры есть 30 дней на рассмотрение заявления, с момента, когда оно было зарегистрировано. Если были предоставлены неопровержимые доказательства, то этот срок могут сократить до 15 дней.

Подать жалобу можно через почту или оставить в специальном ящике для обращений, который есть во всех прокуратурах страны.

Суд

Как пожаловаться в налоговую инспекцию? Последняя инстанция, куда можно обратиться - это суд. Однако перед этим в обязательном порядке придется предъявить претензию в вышестоящий налоговый орган, что должно быть обязательно подтверждено письменными доказательствами.

Исковое заявление составляется по общим принципам, принятым к подобным документам. Основная проблема такой защиты своих прав - длительное рассмотрение исковых заявлений. Если нарушение незначительное, то перед обращением в суд лучше подумать, стоит ли тратить месяцы, а то и годы, свои нервы и силы на то, чтобы наказать должностное лицо.

Заявитель ранее имела в собственности 3 автомобиля. Всех их она продала. ИФНС направило заявителю налоговое уведомление в котором указывалось, что она, как собственник данных автомобилей, обязана уплатить транспортный налог. Однако заявитель больше собственником автомобилей не является. Заявитель просит провести проверку ИФНС по факту нарушения ее прав и обязанностей.

В Солнцевскую межрайонную прокуратуру ЗАО города Москвы
Адрес: ______________________

От _______________________
Адрес: ______________________

Я, _________________ _________ г.р. ранее имела в собственности 3 (три) автомобиля:
- _______________ г.р.з. ___________;
- __________ г.р.з. ___________;
- ____________ г.р.з. _____________;
В ______ году я продала все вышеуказанные автомобили (копии ПТС) прилагаю.
В _____ году мне, _____________ ИФНС России № ___ по городу Москве было направлено налоговое уведомление № _________, в котором указывалось, что я, как собственник данных автомобилей, обязана уплатить транспортный налог в срок до ________ г. в размере _________ руб. ___ коп.
В ответ на налоговое уведомление № _________ мной в ИФНС № ___ было направлено заявление в котором я указала, что более собственником транспортных средств не являюсь и требования об уплате транспортного налога предъявленное ко мне - неправомерно.
В настоящее время ко мне вновь предъявляются требования об уплате транспортного налога.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На протяжении 4-х лет и до настоящего времени я собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении, не являюсь, в связи с чем, считаю, что требование предъявляется ко мне незаконно.

В __________ года я обращалась с повторным заявлением в ИФНС № ___, но до настоящего времени, ответа на мое заявление не поступило, в связи с чем, считаю, что Вы, как надзорный орган обязаны провести проверку, по факту незаконно предъявляемого ко мне требования.

На основании ст. 10 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре в РФ»

1. Рассмотреть настоящее заявление;
2. Провести проверку ИФНС № ___ по городу Москве по факту нарушения моих прав и обязанностей;
3. Лиц, виновных в нарушении моих прав и законных интересов привлечь к установленной законом ответственности;
4. О мерах, принятых по настоящей жалобе прошу сообщить мне в письменном виде по вышеуказанному адресу;

Приложение:
1. Копия налогового уведомления;
2. Копи ПТС на транспортные средства;
3. Копия подтверждения о снятии с регистрационного учета транспортного средства;
4. Копия Заявление в ИФНС № ___ по городу Москве;
5. Копия заявление в УФНС по городу Москве;

« »________________ г. ____________________________________

Если у налогоплательщика есть основания для жалобы, например, ему неправильно насчитали налоги, то она подается в учетом обязательного перечня сведений, которые должна содержать жалоба, направляемая в налоговые органы .

Статья поможет в вопросе как подать жалобу налоговикам. Приведена последовательность подачи жалобы гражданина РФ в налоговую инспекцию.

Как подать жалобу гражданину РФ в налоговую инспекцию

Жалобу нужно подавать в письменной форме через почту или через . В ней необходимо указывать:

  • наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба) или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
  • персональные данные заявителя: ФИО, почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии),
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, отражая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 : ФИО, дату и место рождения, пол, адрес места жительства, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, данные о гражданстве.
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  • обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);
  • расчет оспариваемой денежной суммы;
  • перечень прилагаемых документов.

Доводы, изложенные в жалобе должны быть не голословными, а подтвержденными документами (расчетами, актами, протоколами, договорами и пр.).


к меню

Жалоба не подлежит рассмотрению в случаях

  • пропуска срока подачи жалобы;
  • отсутствия указания на предмет обжалования и обоснований заявленных требований;
  • наличия документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  • получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

к меню

Сроки рассмотрения жалобы в налоговую

Решение налогового органа по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня ее получения. Продление указанного срока возможно, но не более чем на 15 дней (п.3 ).

Присутствие налогоплательщика при рассмотрении жалобы

Законодательство не обязывает налоговый орган извещать лицо, подавшее жалобу, о времени и месте ее рассмотрения.

Итоги рассмотрения жалобы

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (п.2 ст.140 НК РФ):

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе (п.2 ):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

к меню

Пример написания жалобы в налоговую инспекцию

Жалоба на некачественные работы

Между заявителем и организацией, был заключен договор на услуги изготовления и ремонта надгробных сооружений. В согласованный объем работ входило изготовление плиты с гравировкой, установка и погрузка. Заявитель считает что работы выполнены некачественно. Поэтому цена является необоснованно завышенной. Заявитель просит провести проверку деятельности организации на предмет правильности исчисления и уплаты налогов.

Начальнику Межрайонной
ИФНС России № __ по ________ области
___________________
___________________
Адрес: ____________

Жалоба


«__» _________ года мною, ______________________, с Обществом с ограниченной ответственностью «______________», находящимся по адресу: ______________________________, был заключен договор на услуги изготовления и ремонта надгробных сооружений, что подтверждается квитанцией-договором № ______ серии __.

В согласованный объем работ входило изготовление плиты с гравировкой, установка и погрузка.
Общая стоимостью работ составляла ________ рублей __ копеек. При этом до начала работ мною был внесен аванс в сумме _________ руб. __ коп., а впоследствии ___________ руб., а всего ________ руб.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Считаю, что работы выполнены некачественно, и имеют неоговоренные недостатки, а именно__________ _____________ ____________ _________ ________ ______

Поэтому цена является необоснованно завышенной. Полагаю, что такой случай завышения цен является неединственным. Таким образом, мои права как потребителя были нарушены, в связи с чем указанная работа мною принята не была, о чем мною было заявлено при получении заказа.

Данное положение вещей и поведение сотрудников магазина нарушает мои конституционные и гражданские права, а также взывает предположение о ведении двойного бухгалтерского учета с целью необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 144 УПК РФ,

Провести проверку деятельности Обществом с ограниченной ответственностью «_____________» на предмет правильности исчисления и уплаты налогов.

Приложения: Копия квитанции-договора

«__» ___________ года. Подпись: ________________

к меню

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Адреса, телефоны, сайты ИФНС РФ и ее инспекций. По г.Москва и Московской области

  2. Предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам (только для физических лиц, граждан РФ). Сайт налоговой службы ФНС РФ nalog.ru

  3. Как узнать свой или чужой ИНН физического лица, не приходя в налоговую инспекцию? На сайте налог.ру. есть сервис.

  4. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.