Конкурентоспособность российской промышленности во многом в ее руках. Конкурентоспособность российской экономики

- 116.50 Кб

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

Кафедра экономики

Контрольная работа

по дисциплине

“Экономика отрасли”

на тему

“Оценка конкурентоспособности отрасли”

Красноярск 2012

Введение ……………………………………………………………………….3

1. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики……5

2. Методология оценки конкурентоспособности отрасли………………………….14

3. Заключение…………………………………………………… ……………….16

4. Литература…………………………………………………… ………………..17

Введение

Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей.

Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно конструкторской и прогрессивной производственно технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно технического, производственного, материально технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.

Конкурентоспособность на уровне отрасли можно также оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию): производительность труда, удельная оплата труда, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, совокупность знаний и научных заделов необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства, объем технических задело для реализации научных проектно конструкторских разработок, степени экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли, степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей.

Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и от способности промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах неуклонно возрастает, конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку не одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

1. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики

Для того, чтобы производить оценку конкурентоспособности отрасли необходимо прежде всего определить "поле" отраслей, которое предстоит оценить. Предлагается исходить из того, что выбор предстоит делать из базовых отраслей экономики России. К таковым на сегодняшний день относятся:

  • Промышленность
  • Строительство
  • Сельское хозяйство
  • Транспорт
  • Розничная торговля

Предлагается также дополнить указанный перечень отраслью "Связь" (в противном случае наличие в нем "Транспорта" и отсутствие "Связи" представляется достаточно странным).

Такие отрасли экономики как "Культура и искусство", "Образование", "Управление и оборона" к базовым не относятся и поэтому они не включаются в перечень рассматриваемых отраслей.

Критерии для ограничения перечня на второй стадии должны быть следующими:

  • Это должны быть отрасли, на развитии которых выгодно отражается специфика страны, ее географические, климатические, геополитические и т.п. особенности.
  • Отрасли должны отличаться опережающими (по сравнению с другими) темпами развития. Приращение стоимости в них в долгосрочной перспективе должно быть более значительным.

Из перечисленных отраслей специфичными особенностями, которые потенциально обеспечивают их конкурентоспособность, являются:

  • Промышленность (ввиду богатства страны сырьевыми ресурсами)
  • Транспорт (ввиду огромной площади страны, что диктует необходимость хорошего развития транспорта и соответствующей инфраструктуры)

Ни строительство, ни сельское хозяйство, ни даже связь и ни тем более торговля и общественное питание не являются отраслями, которые потенциально, ввиду каких-либо страновых особенностей, обладают сравнительными преимуществами в страновом разрезе.

Более того, развитие данных отраслей осложняется этими самыми страновыми особенностями. Суровые природно-климатические условия, к примеру, не лучшим образом сказываются на развитии сельского хозяйства, да и строительства тоже.

Россия обладает значительной частью ресурсного потенциала планеты и в этом ее бесспорное преимущество. В расчете на душу населения Россия занимает первое место в мире по обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами. Богатство России полезными ископаемыми в значительной мере компенсирует ряд факторов, затрудняющих ее развитие, в том числе суровость климатических условий, приводящих к существенному удорожанию функционирования хозяйственной системы.

Трудовые, интеллектуальные ресурсы, которые также принято относить к базовым факторам национальной конкурентоспособности, в данном случае не учитываются. Причина: это не естественно-конкурентные преимущества. Необходимо также признать, что в настоящее время существует завышенная самооценка относительно российской уникальности с точки зрения наших трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Опережающими темпами развития в долгосрочном периоде будут отличаться следующие базовые отрасли экономики:

  • Промышленность
  • Строительство
  • Связь
  • Торговля и общественное питание

Средние темпы прироста валовой добавленной стоимости в указанных отраслях в период 2003-2012 гг. прогнозируются следующими:

  • Промышленность - 8,6 %,
  • Строительство - 7,7 %,
  • Связь - 13,1 %,
  • Торговля и общественное питание - 7,2 %.

С учетом того, что в целом среднегодовой прирост ВВП в указанный период может составить 6,9 %, именно указанные отрасли необходимо считать отраслями с опережающими темпами развития.

Данные прогнозные оценки являются результатом определения стоимости экономического потенциала отраслей национальной экономики методом дисконтированных доходов. Этот метод, использованный в 2004 году аудиторско-консалтинговой компанией ФБК для проведения широкомасштабной исследовательской работы "Сколько стоит Россия", позволил сделать как стоимостную оценку экономического потенциала отраслей, так и спрогнозировать темпы приращения их стоимостей. Темпы приращения стоимостей указанных выше отраслей выше средних, это и дает основание выделить их в качестве потенциально конкурентоспособных.

Ускоренное развитие промышленности, строительства, связи, торговли и общественного питания приведет к тому, что их доля в ВВП страны к 2012 году заметно увеличится: промышленности - с 26,5 % до 30,1 %, строительства - с 7,2 % до 7,9 %, связи - с 1,8 % до 3,0 %, торговли и общественного питания - с 22,8 % до 25,7 %.

Однако только лишь ускоренного развития отраслей для их отнесения к конкурентоспособным недостаточно. Необходимо также, чтобы рассматриваемые отрасли обладали, как уже отмечалось выше, естественно-конкурентными преимуществами. Ни связь, ни строительство, ни тем более торговля и общественное питание не обладают такими преимуществами. Транспорт обладает, как уже отмечалось, но укоренным его развитие в долгосрочной перспективе никак не назовешь (средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта на период до 2012 года - 4,3 %).

Таким образом, получается, что двум основным критериям (ускоренное развитие и естественно-конкурентные преимущества) отвечает только одна отрасль экономики - промышленность.

Росстатом до вступления в действие нового классификатора ОКВЭД выделялись следующие отрасли промышленности:

  • Электроэнергетика
  • Топливная
  • Черная металлургия
  • Цветная металлургия
  • Химическая и нефтехимическая
  • Машиностроение и металлообработка
  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
  • Промышленность строительных материалов
  • Стекольная и фарфоро-фаянсовая
  • Легкая
  • Пищевая
  • Микробиологическая
  • Мукомольно-крупяная и комбикормовая
  • Медицинская
  • Полиграфическая
  • Другие

Поскольку набор промышленных отраслей сложился исторически как результат более чем полувекового развития производственных систем, целесообразно сохранить преемственность и при выборе критериев определения их конкурентоспособности.

Первый критерий: наличие естественно- конкурентных преимуществ. Это то, что выгодно отличает данные отрасли, что предопределяет их лидирующее положение на рынке, прежде всего - внешнем, характеризующем экспортные возможности.

Естественно-конкурентным преимуществом ряда российских отраслей является их богатейшая сырьевая база. Именно по этой причине такие отрасли, как нефтедобывающая промышленность, газовая промышленность, лесозаготовительная, цветная металлургия могут и должны быть отнесены к конкурентоспособным. Уже в настоящее время подавляющая часть экспортной выручки страны поступает именно от реализации продукции данных отраслей. Россия по экспорту их продукции занимает 1-2 место в мире. В настоящее время в России экспортируется большая часть добываемой нефти - 54,1 %, значительная часть газа - 30,6 % и других сырьевых ресурсов.

Краткое описание

Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Проблема конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве крайне важна для экономики любой страны, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение для национальных экономик различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости национальных экономик для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастает. Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытой хозяйственной системой к любой национальной экономике. По мнению экспертов ИМЭМО РАН, под конкурентоспособностью страны понимается способность ее национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов 1 .

Динамика производства, уровень занятости и доходов населения страны напрямую зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны, определяется позиционирование конкретной национальной экономики в мировом хозяйстве.

Для России вопрос конкурентоспособности оказался актуален вдвойне: его постановка связана не только с требованиями и вызовами глобализации как таковой, но и с тем, что происходит трансформация всей экономической системы страны. В условиях социализма долгие десятилетия наша страна была почти полностью отгорожена от мирового рынка, претендуя на создание особого «мирового социалистического хозяйства», где вопрос о конкурентоспособности на мировом рынке не имел особого значения.

Переход России к рыночной экономике привел к усилению связей с мировым хозяйством. Достаточно сказать, что в 2010 г. по сравнению с 1995 г. доля РФ в мировом экспорте возросла с 1,5 до 2,4%, а ее доля в мировом импорте увеличилась с 0,9 до 1,5% . В то же время конкурентоспособность российской экономики остается низкой. В наиболее известных мировых рейтингах Россия занимает не самые лучшие позиции (табл. 14.1).

Низкие позиции России по многим международным рейтингам связаны с целым рядом факторов. Рост государственных расходов, ужесточение контроля над иностранными инвестициями, отсутствие существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора, повышение уровня коррупции, недостаточные меры в области защиты прав инвесторов и интеллектуальной собственности.

Таблица 14.1

Индекс

экономической свободы (2010)

Индекс

коррупции

Индекс международной конкурентоспособности (2011)

ИРЧП

Гонконг - 1

Швейцария - 1

Норвегия - 1

Словакия - 16

Словения - 27

Австралия - 2

Венгрия - 28

Ю. Корея - 39

Словения - 29

Тайланд - 38

Латвия - 55

Венгрия - 50

Словения - 45

Россия - 84

Россия -154

Россия - 63

Россия -118

Источник: И. Николаев, О. Точилкина. Рейтинг прогресса (какие страны развиваются быстрее) // Общество и экономика. 2011. № 7.

Все эти и целый ряд других факторов усложняют предпринимательскую деятельность и снижают качество жизни в стране. Из факторов, определяющих низкий уровень России по ряду ключевых рейтингов, следует особо выделить повышение коррупции. Как известно, за последние годы было принято много решений, направленных на борьбу с коррупцией. Однако результаты этих мер пока не обеспечили заметных положительных сдвигов в месте страны в международных рейтингах конкурентоспособности.

Примерно то же самое можно сказать и об отсутствии существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора. Недостатки финансовой системы являются следствием глубоких дисбалансов и проблем российской экономики, наличия массива неконкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе, низкой прозрачности компаний и сфер деятельности, глубокой имущественной дифференциации населения. Высокие политические и правовые риски, а также существование значительного теневого сектора обусловливают повышенный уровень восприятия риска экономическими агентами, удорожание финансовых ресурсов и ограничение их срочности.

При определении стратегии конкурентоспособности любой страны следует учитывать ее конкурентные преимущества, которые, согласно современному их пониманию, следует подразделить на естественные сравнительные преимущества (которыми страна наделена изначально) и развитые, формируемые благодаря осознанной политике данного социума. К первым можно отнести богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы, большое население и дешевизну труда и т.д. Развитые сравнительные преимущества - это научно-технический потенциал, новые технологии и знания, инновации на всех стадиях - от дизайна товара до продвижения его к потребителю, высокое качество человеческого капитала, в том числе квалификация трудовых ресурсов и др. Россия обладает некоторыми естественными сравнительными преимуществами (прежде всего богатыми природными ресурсами в сочетании, однако, с неблагоприятными климатическими условиями на большей части территории страны), однако в отношении многих развитых сравнительных преимуществ страна еще достаточно далека от ведущих в мире позиций.

Не такой простой вопрос и сочетание конкурентоспособности страны на макроуровне и на микроуровне - на уровне отдельных компаний. В настоящее время Россия в определенных пределах (не следует забывать о высоких издержках добычи углеводородов по сравнению, например, с арабскими странами Ближнего Востока) конкурентоспособна по экспорту сырья на мировой рынок, то есть на макроуровне. Такая конкурентоспособность, по определению, неустойчива и нестабильна. Переход от сырьевой модели интеграции России в мировую экономику на модель, опирающуюся на конкурентоспособное высокотехнологичное производство готовых изделий, привел бы к возрастанию роли конкуренции на уровне фирм - микроуровне, где большое значение отводилось бы инновационной активности компаний, на первое место вышли бы преимущества не столько в издержках производства, сколько в качестве и новизне товаров и услуг.

Опыт развитых стран демонстрирует, что за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий своей страны возрастало. Правительства этих стран разрабатывают и осуществляют специальные программы по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, берут на себя заботу о формировании, развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, информационно-коммуникационных систем, пересматривают налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей и т.д. Сложившиеся реалии требуют использования данного опыта в России, перехода к политике государственного стимулирования конкурентоспособности российской экономики.

Среди факторов, воздействующих на конкурентоспособность национальной экономики, следует выделить экономическую политику государства вообще и его целенаправленную промышленную политику в частности. Поддержание устойчивого экономического роста в России предполагает проведение соответствующей промышленной политики, а также взаимодействие структур государственной власти и предпринимательского сообщества в лице крупных производственных корпораций, финансово-промышленных групп и других форм частного капитала. Если сырьевые отрасли, металлургия, энергетика, химическая промышленность, частично - оборонный комплекс нашли свои ниши на мировом рынке, то подавляющая часть обрабатывающей промышленности сегодня не может противостоять иностранной конкуренции и нуждается в защите со стороны государства. И так может продолжаться долго, если не стимулировать эти отрасли к повышению их конкурентоспособности, в том числе мерами промышленной политики.

Возникшие после осуществления приватизации в своем большинстве мелкие по современным мировым стандартам российские промышленные компании не в состоянии конкурировать на мировых рынках с транснациональными гигантами. В то же время зарубежный опыт показывает, что экономические последствия формирования крупных промышленно-финансовых структур следует оценивать как в основном позитивные. Промышленная политика в России должна содействовать формированию подобных структур, способных в полной мере использовать конкурентные преимущества страны и благодаря этому успешно конкурировать с иностранными компаниями на внутреннем и зарубежных рынках. В формировании частных капиталов в реальном и финансовом секторах экономики и образовании крупных финансово-промышленных и промышленно-финансовых альянсов особую роль следует отвести диверсификации предпринимательских доходов и их трансформации в производительный капитал. Большое значение имеет устойчивость структуры акционерного капитала корпораций, от которой в прямой зависимости находятся соотношение интересов основных групп частных акционеров, менеджеров и государства, а также нормы корпоративного поведения.

Таким образом, российское государство в своей политике должно сделать упор на поддержку отечественных финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом должна поощряться их активность в направлении освоения производства продукции с использованием высоких технологий, что пусть даже в отдаленной перспективе потенциально способно вывести отечественные компании на лидирующие позиции в определенных секторах и нишах мирового рынка.

Учитывая сохранение интеллектуального и части научно-технологического потенциала страны, можно сделать вывод, что при проведении благоприятной технологической и промышленной политики Россия обладает существенными возможностями повышения технологической конкурентоспособности своей продукции. Для решения задач технологического прогресса необходимо прежде всего создание среды, поддерживающей и устойчиво воспроизводящей инновации. Должна осуществляться целенаправленная политика по формированию и расширению использования инновационных и интеллектуальных конкурентных преимуществ взамен традиционных естественных сравнительных преимуществ, ориентирующих на экспорт лишь природного сырья. Важно поддержать и расширить новые конкурентные преимущества тех предприятий, которые ориентируются на использование нововведений, производство новой высокотехнологичной продукции, создание собственных брендов.

Большое значение как фактор конкурентоспособности российской продукции на отечественном и зарубежных рынках имеет система внешнеторговой и внешнеэкономической политики России. Подобная политика может быть широко использована как фактор целенаправленной поддержки становления отечественных производств, имеющих шансы стать конкурентоспособными на мировом рынке, а также содействия деятельности российских компаний на рынках других стран. Однако вплоть до настоящего времени таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные) используются преимущественно в иных - фискальных - целях, служат в основном средством наполнения государственного бюджета, а не инструментом создания благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, содействия производству конкурентоспособных на мировом рынке отечественных товаров и услуг. Пока еще мало используются отличные от тарифной политики инструменты защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности - антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле.

До последнего времени крайне слабо или почти не используется и обширный арсенал других мер внешнеэкономической политики государства. Имеются в виду инструменты стимулирования экспорта, общепринятые и доказавшие во многих странах свою эффективность: льготное кредитование и налогообложение экспортеров (вопреки правилам ВТО, льготное налогообложение экспортной деятельности использует даже такой поборник свободной торговли, как США), предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортных поставок в кредит, страхование экспорта от рисков, политическое лоббирование продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Особенно важен вопрос о создании системы государственной поддержки кредитования, в первую очередь долгосрочного, для экспорта отечественной машиностроительной продукции: в современной мировой практике экспортные поставки машин и оборудования осуществляются почти полностью на основе кредита.

  • См.: Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. М.: ИМЭМО, 2001. С. 10-11.
  • Российский статистический ежегодник. М., 2012.
Отправить другу

экономика России

бизнес

В условиях ускорения процессов глобализации хозяйственных связей и углубления международного разделения труда первоочередной задачей становится обеспечение адекватного уровня конкурентоспособности российской экономики. Для формирования новых условий устойчивого развития мирового хозяйства после острой фазы кризиса, как представляется, должны произойти существенные структурные изменения технологического и организационного характера как на международном, так и на национальном уровне. Поэтому ожидание восстановления докризисного экспортоориентированной сырьевой экономики с доминирующей ролью государства являлось бы самой опасной политикой для России в настоящее время.

В связи с этим востребовано формирование современной конкурентоспособной модели национальной экономики, базирующейся на знаниях, инновациях и передовом управленческом опыте. В принципе, дальнейшая эволюция российской экономики и ее интернационализация могут продолжаться при сохраняющейся специализации страны на преимущественных поставках на внешние рынки сырья и низкотехнологичной продукции традиционных отраслей, но этот путь сопряжен с многочисленными рисками и не ведет к качественному росту и инновационному развитию.

Прежде чем двигаться к новой модели, целесообразно определить, какое реальное положение занимает экономика России на современном этапе в сравнении с другими государствами мира как в количественном, так и в качественном измерении, а также выявить воздействие последствий мирового кризиса на изменение позиционирования страны в глобальном хозяйстве по основным макропоказателям и индикаторам внешнеэкономической сферы.

Согласно оценкам наиболее известного в России международного рейтинга Всемирного экономического форума - ВЭФ, основанным на сравнении индексов глобальной конкурентоспособности экономик, Российская Федерация в 2011 г. заняла лишь 66-е место среди 142 представленных стран, что является худшим показателем для страны с 2005 г. Характерно, что в 2000 г. Россия находилась на 63-й позиции среди 75 государств, т.е. за 10 лет позиционирование страны по данному критерию в мировой экономике качественно не изменилось. При этом по степени вовлеченности стран в международную торговлю согласно индексу ВЭФ позиция России практически не изменилась - 112-е место среди 132 стран.

Итоговый рейтинг данного индекса рассчитывается на основе четырех главных компонентов, по которым ситуация в России выглядит далеко не лучшим образом. Так, по степени свободы доступа товаров на внутренний и внешний рынки страна заняла только 129-е место, по эффективности и прозрачности таможенного оформления 111-е, по качеству логистики и транспортной инфраструктуры 113-е, по уровню зарегулированности бизнеса и безопасности участников торговли 107-е место.

Главные проблемы при осуществлении импортных операций в России, согласно проведенному опросу, коррупция на таможне, высокий уровень тарифов, криминал и рейдерство, а также нарушения сроков доставки. Единственной сильной стороной российской экономики, по мнению авторов доклада ВЭФ, являются IT-технологии, 51-е место по данному субиндексу как компонент транспортной инфраструктуры.

При недостаточно высоком уровне общей конкурентоспособности экономики, т.е. комплекса факторов производства, институтов и мер воздействия государства, обусловливающих общий уровень производительности национального хозяйства, Россия отличается еще и более низким уровнем, как минимум в 1,5 раза конкурентоспособности отечественного бизнеса.

В измененную методологию, используемую ВЭФ в настоящее время, была введена новая система показателей «Business Sophistication» -уровень конкурентоспособности компаний. По суммарному результату этих показателей в 2011 г. Россия заняла только 114-е место среди 142 стран, что ниже уровня годом ранее на 13 пунктов.

В этом контексте показательны сравнения рейтингов ВЭФ по уровню глобальной конкурентоспособности среди стран БРИКС накануне кризиса и после его острой фазы. Так, в 2007 г. Россия находилась на 58-м месте в мире среди 131 страны, уступив ЮАР 44-е место, Индии 48-е и Китаю 34-е, опередив только Бразилию 72-е место. Таким образом, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия в предкризисный период заметно отставала даже от ведущих развивающихся государств по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям.

В 2011 г. Россия опустилась на 66-ю позицию среди 133 стран, ЮАР и Индия также ухудшили свои положение 50-я и 56-я позиции, а Китай и Бразилия поднялись соответственно до 26-й и 53-й позиций. В итоге можно констатировать, что в посткризисный период произошло снижение ряда показателей и общего рейтинга России на фоне роста конкурентоспособности ведущих развивающихся государств, которые постепенно, но неуклонно сокращают разрыв с развитыми странами.

Как отмечают эксперты ВЭФ, Россия не сможет подняться в рейтинге без институционального прогресса, так как это один из самых серьезных ограничителей ее роста. Укрепление верховенства закона и защиты прав собственности, улучшение функционирования судебной власти, повышение уровня личной безопасности, а также создание адекватной конкурентной среды принесло бы экономике страны очень большие преимущества и позитивно отразилось на ее положении в рейтинге ВЭФ. Причем в данном случае стабильность правил предпринимательства и доверие бизнеса к государству важнее уровня регулирования конкретных секторов экономики.

Ранжирование России в международных рейтингах и индексах довольно часто вызывает негативную реакцию в официальных кругах страны и критическое отношение экспертного сообщества. Это обусловлено прежде всего недостаточно высокими в целом или даже крайне низкими позициями Российской Федерации по отдельным показателям, а также неизбежной субъективностью оценок и выводов при составлении таких рейтингов.

Особое неприятие, например, вызывают рейтинг стран «со свободной экономикой» IEF, публикуемый американским фондом Heritage Foundation 143-я позиция среди 183 государств в 2011 г., и индекс восприятия коррупции CPI международной неправительственной организации Transparency International по итогам 2011 г. Россия заняла 143-е место среди 182 стран.

Однако справедливости ради следует подчеркнуть, что и в других известных международных рейтингах складывается в целом аналогичная ситуация. Так, в широко используемом рейтинге инвестиционного климата Всемирного банка - Doing Business 2011 Россия, поднявшись на 4 позиции, заняла только 120-е место среди 183 стран, что в итоге привлекло особое внимание руководства страны.

В опубликованном в 2012 г. Институтом менеджмента в Швейцарии - IMD, Institute of Management Development рейтинге конкурентоспособности мировых экономик Российская Федерация по сравнению с 2011 г. поднялась на одну строчку, до 48-й позиции среди 59 исследуемых государств, хотя еще в 2007 г. была на 43-м месте. В данном рейтинге отечественный бизнес занимает последнее место по нацеленности на удовлетворение потребителей и по уровню социальной ответственности.

В связи с этим необходимо отметить, что наблюдается значительная корреляция позиций Российской Федерации во многих рейтингах, методически построенных на основе разных данных и для различных целей. Публикуемые международными организациями индексы в целом дают согласованную и достаточно объективную оценку качества ключевых институтов, динамики количественных макропоказателей, а также современного позиционирования России в мировой экономике.

В итоге такое положение демонстрирует ее заметное отставание не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран и государств с переходной экономикой, причем этот разрыв продолжает увеличиваться. Было бы целесообразно не отвергать итоги данных рейтингов, а использовать их результаты для углубленного анализа с целью поиска путей исправления ситуации. При этом необходимо принимать во внимание, что при составлении большинства мировых рейтингов используются оценки отечественных экспертов и результаты опросов представителей российского бизнеса.

Вместе с тем в силу неудовлетворенности результатами России в международных индексах периодически звучат призывы к разработке альтернативных отечественных рейтингов со ссылкой на «субъективность» зарубежных оценок. Однако такие инициативы представляются контрпродуктивными, так как требуют высокопрофессионального уровня его разработчиков и международного признания, а не создания «контррейтингов» для внутреннего потребления.

В целом рейтинги - категория субъективная и объективная одновременно, однако в последнее время сложившийся имидж экономики России за рубежом не вполне совпадает с реалиями, существующими в настоящий момент в стране. Однако при всех переживаемых сложностях, а также имеющихся институциональных и инфраструктурных ограничениях российская экономика заслуживает более высоких мест в данных рейтингах. Такой подход предполагает внесение соответствующих корректировок и уточнений со стороны как составителей, так и задействованных экспертов.

Но эти изменения не могут произойти автоматически, так как требуют кропотливой и профессиональной внутренней работы по исправлению положения дел, а также участия в разработке международной системы оценок и показателей, в том числе уровня конкурентоспособности страны и национального бизнеса.

Как представляется, постепенно отношение в стране к таким инструментам международного анализа и сравнения меняется. Так, в последние годы Минэкономразвития России и ряд других ведомств при разработке и оценке реализации программ социально-экономического развития и отраслевых, секторальных концепций уже используют в качестве сопоставлений и даже целевых показателей некоторые индикаторы международных рейтингов.

Особое внимание при этом уделяется кредитным рейтингам ведущих мировых агентств, а также ОЭСР, которые имеют практическое значение как для национальной экономики, так и для крупных компаний России. Также в 2012 г. правительство Российской Федерации поставило задачу в течение нескольких лет, до 2018 г. войти в лидирующую двадцатку рейтинга Всемирного банка Doing Business, в 2011 г. 120-е место.

Так, одобренные в мае 2012 г. правительством четыре дорожные карты Агентства стратегических исследований - АСИ во многом, как представляется, ориентированы на «технику» повышения субпозиций в данном рейтинге, а не на реальное улучшение ситуации в конкретных сферах. Таким образом, международные рейтинги становятся частью госполитики, и внимание экспертного сообщества к подобным международным сопоставлениям заметно возросло.

Для проведения углубленного анализа рассматриваемой проблемы и определения исходного уровня позиционирования России в посткризисный период представляется целесообразным провести сопоставление уровня ее конкурентоспособности по основным макроэкономическим показателям, характеризующим внешнеэкономическую деятельность, как критически важную сферу национального развития в глобальном измерении.

Так, по данным МВФ, в 2011 г. по номинальному объему ВВП Россия заняла 11-е место в мире, а ее удельный вес в глобальном валовом продукте составил 2,35% по сравнению с 8-й позицией и долей в 2,75% в 2008 г., что наглядно отразило негативные последствия мирового кризиса для российской экономики. По предварительным данным, в 2012 г. макроэкономические показатели Российской Федерации в глобальном измерении несколько улучшились, 10-е место и 2,8% соответственно.

С учетом универсального характера показателя ВВП место России в мире по объему валового продукта в долларовом выражении и ее долю в глобальном ВВП, как представляется, можно принять за исходный уровень для сопоставления ключевых индикаторов развития ее внешнеэкономической сферы, и соответственно уровня конкурентоспособности в международном масштабе.

Прежде всего, в качестве сопоставления необходимо отметить позиции России в сфере международной торговли товарами, что традиционно рассматривается как конкурентное преимущество страны, по крайней мере, в количественном измерении. По данным ВТО, в 2011 г. Российская Федерация по сравнению с 2010 г. поднялась на 3 пункта в страновом рейтинге и заняла 9-е место в мире по масштабам экспорта товаров 522 млрд долл., а номинальные темпы его прироста увеличились на 30%. В итоге удельный вес страны в глобальном вывозе возрос с 2,6 до 2,9%. Однако эти параметры полностью совпадают с позициями России в мировом экспорте товаров в 2008 г.

По стоимости импорта товаров 323 млрд долл., прирост на 30% Российская Федерация перешла с 18-й на 17-ю позицию, а ее доля в мировом импорте составила 1,8%, что в целом соответствует показателям 2008 г. Без учета внутрирегиональной торговли стран ЕС, так называемого внутреннего товарооборота между ее участницами Россия заняла 6-е место по товарному экспорту и 11-е по импорту в мире.

В рейтинге стран поставщиков коммерческих услуг в 2011 г. Российская Федерация находилась на 22-м месте 54 млрд долл., рост на 22%, а ее доля составила 1,3%. В сфере импорта коммерческих услуг страна поднялась на одну строчку и заняла 15-е место в мире 90 млрд долл., рост на 24%, а ее удельный вес увеличился до 2,3% по сравнению с 2% в 2010 г. Все эти показатели в сфере экспорта и импорта услуг практически идентичны результатам 2008 г. Без учета внутрирегиональной торговли услугами стран ЕС Россия заняла 11-е место по экспорту и 9-е по импорту в мире.

Таким образом, проведенные сопоставления позволяют констатировать, что, во-первых, динамика показателей национального ВВП и вывоза товаров имеет в России жесткую корреляцию. Это особенно явно проявилось во время кризиса и в последующий период и является отражением традиционной экспортно-сырьевой модели ее экономики. Указанная прямая взаимосвязь занимаемых страной позиций в мире по масштабам и доле в глобальном ВВП и экспорте еще раз демонстрирует зависимость экономического роста в России от объемов вывоза прежде всего энергетических товаров.

Также позиции России по экспорту и импорту ПИИ в глобальном измерении в целом превышают соответствующие показатели ВВП, так называемый индекс динамики ПИИ, а также экспорта товаров и услуг. Вместе с тем объемы накопленных прямых инвестиций как в стране, так и за рубежом еще не столь велики, что свидетельствует о начальном этапе активных трансграничных операций российских компаний.

Таким образом, проведенные сопоставления выявили относительно новое явление в российской экономике, масштабный вывоз прямых инвестиций. Причем это единственный среди рассматриваемых выше показателей, который в истекшем десятилетии продемонстрировал устойчивую положительную динамику.

Помимо этого, еще только два индикатора, накопленные ПИИ за рубежом и в России из девяти рассмотренных показали рост по сравнению с предкризисным периодом. В итоге страна впервые стала нетто-экспортером ПИИ в кризисном 2009 г., и это положение сохранилось в 2010-2011 гг., а также в первой половине 2012 г.

Вывоз предпринимательского капитала отечественными компаниями в значительной степени связан с приобретением материальных активов за границей в форме сделок по слияниям и поглощениям, а также реализации новых проектов. Зарубежное предпринимательство, таким образом, обеспечивает отечественному бизнесу в принимающих странах прямой доступ не только к стратегическим ресурсам и рынкам сбыта, но также и к передовым технологиям и современному опыту управления. Данные факторы, непосредственно обеспечивают рост конкурентоспособности российского бизнеса.

В свою очередь, эта деятельность за рубежом может прямо или опосредованно оказывать позитивные эффекты на развитие экономики страны в целом. Однако ожидаемую отдачу, как показывает опыт государств с сопоставимым уровнем развития, можно получить при соблюдении определенных условий, наличие адекватной рыночной среды и институтов развития, продуманная политика правительства в рассматриваемой сфере, а также способность соответствующих отраслей и секторов экономики абсорбировать приобретаемые таким образом преимущества.

При этом необходимо учитывать, что в перспективе возможности наращивания экспорта товаров из России достаточно лимитированы, прежде всего в силу низкой диверсификации отечественной экономики, а вывоз традиционных товаров, ТЭК и сырьевые отрасли имеет известные ограничения роста. Такой прогноз обусловлен неопределенной ситуацией на мировом рынке энергоносителей, связанной с комплексом глобальных факторов политического, экономического и даже социального характера.

Наращивание экспорта новой, в том числе высокотехнологичной, продукции даже в среднесрочной перспективе в силу неразвитости этого фактора не сможет компенсировать сокращение нефтегазового вывоза страны. Помимо этого, для реализации экспортного потенциала страны необходимо формирование комплексной системы господдержки вывоза несырьевой продукции, товаров и услуг, которая в настоящее время неэффективна. Также требуется создание экспортоориентированных отраслей по массовому производству среднетехнологичной продукции.

Экспорт услуг пока играет второстепенную роль во внешнеэкономической деятельности страны опять-таки в силу диспропорционального развития этой сферы экономики и характеризуется низкой исходной базой, доля услуг в совокупном вывозе страны составляет менее 10% при среднемировом уровне в 20%.

Также необходимо учитывать слабую диверсификацию предоставляемых «традиционных» видов услуг, более половины это транспортные услуги и поездки при незначительной доле перспективных направлений поставок. Поэтому возможности по прорыву в этой сфере экспорта, по крайней мере, в среднесрочной перспективе не просматриваются.

Трансферт технологий в настоящее время имеет ограниченный и неразвитый потенциал. При этом с начала 2000-х годов сложился хронический дисбаланс экспорта и импорта, примерно 1:9, демонстрирующий рост технологической зависимости страны от основных государств - поставщиков инноваций. Возможности расширения значимого экспорта технологий в отдельных подсферах появляются в долгосрочной перспективе только в случае успеха инновационного типа развития экономики по приоритетным направлениям модернизации. Немаловажное значение при этом будет иметь эффективная охрана прав российских и зарубежных владельцев интеллектуальной собственности.

В то же время исходя из приведенных выше соображений экспорт прямых инвестиций можно рассматривать как новое сравнительное преимущество, потенциал конкурентоспособности данного фактора производства России, учитывая масштабность происходящих процессов в рассматриваемой сфере, а также наличие практического опыта, ресурсов и позиций страны на мировом рынке.

В связи с этим вывоз капитала в производительной форме необходимо трансформировать в конкурентное преимущество страны, чему может способствовать реализация последовательной государственной стратегии в рассматриваемой сфере. Поэтому данный процесс требует дополнительного углубленного изучения во всех его проявлениях с точки зрения возможностей и рисков, а также последствий для национальной экономики.

Введение. 2

1. Конкурентоспособность как экономическая категория. 4

1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели. 4

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: 7

фирмы, отрасли, региона. 7

2. Конкурентоспособность России на мировых рынках. 21

2.1. Возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках. 21

2.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия) 28

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 36

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению сложной теме – конкурентоспособность на уровне: фирмы, отрасли, региона, страны на мировых рынках. Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей.

Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.

Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

На основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;

Указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;

На основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;

Предложить пути повышения конкурентоспособности малоконкурентных субъектов.

Структура работы: введение, первая глава, состоящая из двух параграфов, вторая глава, состоящая из двух параграфов, заключение.

Объем работы 38 листов.

1. Конкурентоспособность как экономическая категория

1.1 Сущность конкурентоспособности, её показатели

Для понимания природы конкурентоспособности удобнее всего рынок понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

Конкурентоспособность какой-либо единицы системы – это мера ее привлекательности для потребителя;

Привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

Состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

Конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

Конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

Проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

· полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

· основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

· при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

· для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

· доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

· конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность – это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка – его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона – субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пункте своей работы.

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона

Понятие «конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силы предприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара, от товара – конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Эффективность и конкурентоспособность российских предприятий и России в целом на мировых рынках как совместных, так и без участия иностранного капитала. Проблемы и причины низкой конкурентоспособности предприятий России на фоне мирохозяйственных связей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Тенденции и проблемы интеграции крупнейших отечественных фирм в мировое хозяйство и степень их конкурентоспособности на фоне других стран. Проблемы и причины низкой конкурентоспособности отечественных производств. Инвестиционные планы российского бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Теоретико-методологические аспекты изучения конкурентоспособности промышленных предприятий. Основные факторы, влияющие на этот аспект экономической деятельности организаций. Анализ основных проблем и возможных "точек роста" конкурентоспособности.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2017

    Геополитический статус и международные рейтинги конкурентоспособности России. Позиции отечественной легкой промышленности на внешних рынках. Причины низкой конкурентоспособности российской экономики, анализ проблем, возникающих в процессе ее укрепления.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Сущность, показатели, факторы и коммерческие условия конкурентоспособности предприятий. Функции и виды конкуренции. Индикаторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Метод оценки конкурентоспособности на основе интегрального показателя.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2016

    Определение сущности и видов монополии. Характеристика антимонопольной деятельности государства. Проблемы конкурентоспособности российских предприятий и пути их модернизации. Повышение конкурентоспособности агропромышленного и нефтегазового комплекса.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2011

    Роль инвестиций в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях вступления РФ в ВТО. Основные тенденции развития легкой промышленности Смоленской области. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности.