Органы фсс. Фонд социального страхования РФ

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

В рамках изучения социальной политики неизбежен вопрос «Что такое ФСС?» Полное название – Фонд социального страхования. Теоретически данная структура создавалась для поддержания социальной сферы, т. е. реализации денежных выплат определенным категориям населения в определенных ситуациях.

  • работники бюджетных сфер, но распределение между различными сферами неравномерное (в основном это касается медицины, образования и строительно-добывающей промышленности);
  • многодетные семьи и родители-одиночки, имеющие детей-инвалидов;
  • инвалиды (обеспечение особенностей жизни, реабилитация, санаторно-курортное лечение и прочее);
  • общие расходы, направленные на предупреждение травм и несчастных случаев на производстве;
  • эпизодическую помощь матерям (например, оплата родового сертификата);
  • но граждане, занятые в военной сфере либо работающие в неофициальном, частном порядке, либо ведущие свой собственный бизнес, не подпадают под сферу действия ФСС РФ.

Основная деятельность данной государственной организации позиционируется как базовая помощь значительной части населения России в трудных ситуациях, связанных с серьезными финансовыми, медицинскими и иными проблемами. Или, если более кратко, подразумевается социальное страхование, проводимое государственными органами.

Область функционирования ФСС

Самой частой и известной формой реализации такого страхования является социальный пакет при устройстве на государственную работу. Например, учителем в общеобразовательной школе или врачом в районной поликлинике. Но государственное страхование социума учитывает не весь соцпакет, а некоторую его часть. Упомянутый фонд ответственен за выплату компенсаций, социальных пособий, инвалидных доплат:

  • имела место производственная травма – следовательно, оплачивается лечение. Но травма должна быть зафиксирована в медицинском учреждении, именно как полученная на производстве, что происходит далеко не всегда, ибо многие работодатели предпочитают неофициально заплатить наличными куда меньшую сумму своему работнику, чтобы тот опроверг факт получения травмы именно на производстве;
  • в область действия упомянутой организации входят и все профессиональные заболевания;
  • сотрудник просто заболел (простуда, грипп и пр.), и данный факт был зарегистрирован врачом – оплачиваемый больничный;
  • если полученная на производстве травма привела к инвалидности, то ФСС обязан выплатить пострадавшей стороне дополнительные компенсации;
  • все инвалиды имеют право на получение денежной помощи от ФСС для приобретения лекарств и средств адаптации в социуме (костыли, трости, инвалидные коляски и собаки-поводыри);
  • при беременности и последующем периоде (от года до 3 лет) подразумевается декретный отпуск, который финансово обеспечивает Фонд социального страхования. Понятно, что в декрет в 95% всех случаев уходит женщина, однако, если в семье главный доход приносит женская половина, а мужчина больше времени проводит с младенцем, либо это отец-одиночка, то декретный отпуск может быть предусмотрен и для мужчины;
  • возможно частичное возмещение расходов при диспансеризации;
  • фонд оплачивает похороны лица, которое было в нем застраховано.

История развития ФСС

Данная административно-финансовая организация была сформирована 1 января 1991 года и впоследствии регулировалась бюджетным кодексом и ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования». На данный момент бюджет этого фонда 614,5 млрд рублей с дефицитом в 33,5 млрд рублей. Непосредственно сам ФСС РФ возник в результате реорганизации ФСС РСФСР в 1994 году. С 1997 года функционирование фонда стало регулироваться не по отраслям экономики, в которых задействованы соответствующие категории граждан, а по территориям (области, АО и пр.), где проживают эти граждане.

В 2000 году организация предоставила жителям РФ первые гарантии – получение денежной компенсации при травме на производстве независимо от финансового положения работодателя. С 2001 года вводится Единый соцналог (ЕСН) (4% от зарплаты), который до 2006 года регулярно снижался, а в 2010 году был заменен страховыми взносами в ПФР, ФСС и фонд ОМС. С 2005 года ФСС начал организовывать обеспечение инвалидов необходимыми для социальной жизни средствами. С 2006–2007 годов вводится пункт оплаты декретного отпуска на срок до 1,5 года, а также начинают выдаваться родовые сертификаты.

К настоящему времени все задачи по страховому обеспечению сотрудников и решению проблем, связанных с этим вопросом, решаются исключительно фондом. Работодателю больше не приходится этим заниматься. После 2012 года изменилась ситуация с больничными периодами. Новшество заключалось в том, что работодатель теперь обязуется оплачивать только первые трое суток больничного периода, а следующие дни, если они имеют место, обеспечиваются средствами ФСС. Экономический коллапс, начавшийся в 2013 году, привел к сокращению расходных пунктов.

Источники пополнения бюджета фонда

Фонд социального страхования теперь, например, сохранил услугу по раздаче путевок в лечебные санатории и курорты только для льготников (инвалиды второй и первой группы, ветераны атомной промышленности и т. п.), исключив это средство отдыха и оздоровления из списка помощи для многих других категорий граждан. ФСС и это препятствие пока не преодолел, поскольку дефицит в бюджете данной государственной структуры сохраняется. Но при этом фонд занимает второе место по размеру финансового лимита (на первом – ПФР). На сегодняшний день финансовый лимит, которым располагает этот фонд, пополняется за счет нескольких источников дохода:

  1. Страховые взносы населения. Это главный и основный источник финансирования фондового бюджета. За работников, которые являются наемными кадрами, работающими за зарплату, взносы производит их работодатель (2,9% от з/п). Поэтому любой работодатель должен пройти регистрацию в ближайшем филиале данной организации как страхователь. А предприниматели обязаны самостоятельно производить эти выплаты подобно регулярным отчислениям в ПФР.
  2. Добровольные внеплановые пожертвования физических и юридических лиц.
  3. Бюджетные ассигнования, т. е. финансовые перераспределения государством бюджетных средств из каких-либо других фондов на счет ФСС.
  4. Часть доходов, которые государство получает, инвестируя деньги в акции и банковские операции, также направляются на пополнение бюджета Фонда соцстрахования.

Структура организации

Все имущество ФСС, и денежное, и материальное, является федеральной собственностью. Каждому страхователю в рамках социального страхования вменяется в обязанность внесение ежемесячных страховых взносов до 15 числа каждого месяца. Расчет процентов, которые определяют размер взносов, производится с помощью актуарных методов, основанных на теории вероятностей, статистической оценке и демографических показателях. Сейчас работодатель-страхователь высчитывает из зарплаты каждого сотрудника в счет уплаты взносов в ФСС следующие проценты:

  • оплата больничных по болезни или оплата декретного отпуска – 2,9%;
  • оплата лечения и реабилитации после производственных травм – от 0,2% до 8,5%.

По закону размер взносов должен варьироваться в зависимости от сферы занятости и уровня заработной платы. Разные сферы занятости имеют разные профессиональные риски. Например, работа на атомном объекте считается намного опаснее, чем работа где-нибудь в офисе. Поэтому на объекте и взносы будут больше. Работодателю невыгодно утаивать взносы, поскольку при обнаружении недоплаты ему придется заплатить штраф в 20% от той суммы, которая была недоплачена. Фонд социального страхования не монолитен. Он состоит из:

  • территориальных филиалов (по регионам);
  • отраслевых филиалов (бывает, что для такой-то сферы промышленности создается свой отдельный, дополнительный филиал, даже при наличии территориального филиала в области);
  • особых отделений, создающихся вне территориально-отраслевой схемы по указу председателя фонда.

Каждый филиал имеет свой собственный банковский счет, свою отдельную гербовую печать и является самостоятельным, независимым юридическим лицом. Однако решения головной структуры распространяются на все подразделения. В структуре государственного аппарата ФСС считается полностью автономным, но поддерживает тесное сотрудничество с Министерством здравоохранения, Министерством финансов, Министерством труда и рядом негосударственных, частных организаций, занимающихся социальной политикой.

Обязанности работодателя как страхователя

Предприниматель-работодатель, который занимается собственным бизнесом и нанимает работников, сразу после регистрации в ИФНС должен подать в ФСС пакет документов, чтобы официально стать страхователем в этой системе. И сделать это надо максимум через 10 суток после того, как в бизнесе был заключен первый трудовой контракт. Лучше уложиться в этот срок, иначе владельцу бизнеса светит немаленький штраф. Документы следующие:

  • заявление на регистрацию;
  • паспорт и его полная копия;
  • ИНН и его полная копия;
  • копия свидетельства регистрации в качестве ИП;
  • бумага из ЕГРИП;
  • выписка из банка о наличии у ИП счета;
  • копия трудовой книжки (книжек) сотрудника (сотрудников) или копии трудовых договоров. В случае большого штата работников ИП может предоставить бухгалтерскую отчетность.

Регистрация обычно оформляется за неделю, после чего ИП уведомляют о ее завершении по почте. Однако на этом общение предпринимателя со страховым фондом не заканчивается. Потом нужно будет регулярно сдавать отчетность в обычном или электронном виде (если штат больше 50 человек). Отчетность проходит в виде формы 4-ФСС, которая отправляется в территориальную структуру фонда. Сдавать ее можно разными способами.

Если до 15-ого числа, то ИП передаёт документы страховому инспектору лично из рук в руки. Электронный вариант передачи удобен тем, что его допускается отправить до 23:59 15-ого числа, но для электронной передачи требуется дополнительное соглашение с филиалом. В отдельных случаях документация отправляется почтой в заказном письме. Данная статья носит информативный характер и призвана ознакомить читателей с основами соц. страхования в РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР №600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Целью создания Фонда социального страхования было обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и улучшение материальных условий определённых групп населения.

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Фонд социального страхования РФ состоит из 88 региональных отделений, 14 центральных отраслевых отделений (деятельность которых имеет межрегиональный характер) и сотен филиалов отделений.

Основными задачами Фонда социального страхования России являются:

  • а) обеспечение выплат гарантированных государством пособий и предоставление социальной помощи;
  • б) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, обеспечение обязательного страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • в) осуществление мер по обеспечению финансовой устойчивости Фонда;
  • г)разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • д) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • е) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Основные Федеральные законы, регламентирующие деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации

  • - Федеральный закон от 16.07.1999 г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
  • - Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
  • - Федеральный закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.

Показатель

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Фонда социального страхования, всего

Расходы бюджета Фонда социального страхования, всего

Величина дефицита / профицита бюджета ФСС

  • - Федеральный закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
  • - Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  • - Федеральный закон от 08.12.2010 г. №334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
  • - Федеральный закон от 30.11.2011 г. №356-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов".

Проект бюджета ФСС Российской Федерации и страховых тарифах на 2013-2015 года

На официальном сайте Минздравсоцразвития России в сети интернет размещены Законопроекты «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

В соответствии с первым законопроектом прогнозируется и устанавливается

Общий объем доходов бюджета Фонда

590272,3 мил.р.

659065,1 мил.р

716215,2 мил.р

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

82646,2 мил.р.

90632,8 мил.р

100287,3 мил.р.

Номинальная среднемесячная заработная плата

Общие расходы фонда предусмотрены

606518,4 мил.р.

651083,5 мил.р.

705410,5 мил.р

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • 76050,1 мил.р.
  • (или 12,5% от общих расходов)
  • 82651,2 мил.р
  • (или 12,7% от общих расходов)

89482,6 мил.р (или 12,7% от общих расходов)

Коэффициент полноты сбора страховых взносов:

Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний принят:

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме не превышающей в расчете на год:

Доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы

Прогнозируемый индекс потребительских цен:

Предельная сумма из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, устанавливается не более:

Расходы на выплату социального пособия на погребение

Примечание в г.Москве это пособие в 2012г. составляет - 15515 рублей 60 копеек.

Средний размер единовременной страховой выплаты (Федеральный закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ)

Средний размер ежемесячной страховой выплаты (Федеральный закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ)

Примечание в 2012г. - 7406,1р.

Количество ежемесячных страховых выплат в году

Бюджет Фонда на 2013 год сформирован с дефицитом в сумме 16246,1 млн.руб., в том числе в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22842,2 млн.руб..

На плановый период 2014 и 2015 годов бюджет Фонда сформирован с профицитом в 2014 г. в сумме 7981,6 млн.руб. и в 2015 г. - 10804,7 млн.руб.. Профицит бюджета Фонда формируется только в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством устанавливаются следующие предельные размеры пособия исходя из страховых периодов.

С 2013 года пособие по беременности и родам будет начисляться из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов (предельные суммы аналогичны приведенным выше в таблице при стаже свыше 8 лет).

На индексацию ежемесячных выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проекте закона заложены средства из расчета их увеличения с 01.01.2013г. на 5,5% с 2014г. и 2015г. на 5%.

Страховые выплаты с 01.01.2012г. увеличены на 6%. На 2012г. прогнозировалась инфляция 5-6%. Но уже к августу годовой рост цен увеличился до 5,9%. По прогнозам некоторых экспертов в 2012г. инфляция должна составить 6,5-7%. МВФ прогнозирует 7,3%, Минэкономразвития 7%. В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов Минэкономразвития России в сентябре 2012 года уточнила свой прогноз. Из-за усиления продовольственной инфляции во второй половине 2012 года повышена декабрьская оценка роста потребительских цен с 5-6% до 7%, а целевой диапазон инфляции в декабре 2013 года повышен с 4,5-5,5% до 5-6%. В еще большей степени повышена оценка среднегодовой инфляции в 2013 году с 6,2% до 7%. Эти изменения прогноза Минэкономразвития почему-то не отражены в проекте бюджета ФСС касающиеся вопроса индексации страховых выплат.

В соответствии с п.11 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год.

В проекте Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ до 2015 года.

Проектом закона предполагается установить, что в 2012 году и на плановый период 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22.12.2005г. №179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2012 году. Не изменяются 32 страховых тарифа (от 02, до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.

Для гражданской авиации установлен класс профессионального риска - XI и тариф - 1,2% к начисленной оплате труда.

Так же сохраняется льгота по оплате страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленная и продленная на 2002-2012 годы. 1]

Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.