Примеры государств с традиционной экономической системой. Виды экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная

Экономическая система - совокупность социально-экономических отношений, базирующихся на сложившихся формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности: организационных форм хозяйственной деятельности, хозяйственных механизмов - способов регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, конкретных экономических связей между хозяйствующими субъектами.

В последние 1,5-2 столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Из них наиболее известны 4: две рыночные системы и две нерыночные.

Рыночные: рыночная экономика свободной конкуренции ("чистый капитализм") и современная рыночная экономика (современный капитализм). Нерыночные: административно-командная система и традиционная.

В рамках каждой системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран, групп стран и регионов.

В мировой экономике особо популярны: американская модель, японская модель, шведская модель, модель социально-рыночного хозяйства ФРГ. Известны также модель НИС, Китайская модель, советская модель и т.д. Каждой стране присуща практически своя неповторимая модель развития экономики (национальные и религиозные особенности, историческое развитие, соседское положение стран и т.д.).

Россия в настоящее время развивается по эклектической модели (состоящей из отдельных элементов рыночной и нерыночной экономики)- переходной модели (модели переходного периода).

Конкретная экономическая модель может быть сформирована при стаби­лизации и устойчивом развитии экономики в течение нескольких лет (даже десятилетий), что зависит от соотношения политических сил в стране, курса правительства, характера преобразований, масштабов поддержки реформ международным сообществом и исторических традиций.

До недавнего времени в мировом сообществе различали три группы стран (социально-экономических систем): социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся страны. Эти группы нестабильны, очень подвижны. С течением времени состав и структура групп изменяется. (Например, некоторые развивающиеся страны сегодня могут претендовать на статус развитых стран: Бразилия, Аргентина и другие. В то же время, в социалистическом блоке произошли коренные изменения в конце 1980-х годов. Преобразования экономической системы привели к падению уровня жизни, разочарованию в социалистических идеалах и возврату к капиталистическому способу производства в странах Восточной и Центральной Европы, а затем и на территории бывшего СССР.

В настоящее время в мире существует две общественно-экономические системы, включающие два типа стран: экономически развитые страны и развивающиеся. По уровню развития рыночных отношений различают: страны с развитой рыночной экономикой, с развивающейся и с нерыночной экономикой.


Принципиальные различия между двумя существующими типами стран:

Уровень социально-экономического развития,

Степень удовлетворения потребностей населения в материальных и социальных благах.

При более детальном анализе мирового хозяйства используется типология стран - выделение отдельных типов государств путем выявления их сходств и различий.

Типология стран зависит от признаков, положенных в ее основу (географическое положение, уровень социально-экономического развития, уровень и характер развития производственных отношений, время возникно­вения и т.д.).

В современном мире насчитывается около 230 стран и территорий, из ниx около 210 - суверенные государства. Каждой из стран присущи свои особенности.

Среди государств мира есть страны с обширной территорией (по данному признаку выделяют 7 крупнейших стран: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия), и совсем крошечные (Андорра, Лихтенштейн, Сингапур). По количеству населения выделяют 10 крупнейших государств: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. Существуют многонациональные страны и однонациональные, богатые природными ресурсами и бедные ими, внутриконтинентальные, приморские и островные государства и т.д.

Различают страны по формам правления: республиканская и монархическая. Примерно 3/4 стран - республики (Франция, Польша, Индия, Китай, Египет, США, Мексика, Аргентина, Россия), монархий - всего 30 стран. (Европа и Азия: конституционная монархии - Япония, Великобритания, абсолютная монархия - Объединенные Арабские Эмираты.

Все страны подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарных большинство - в стране существует единая законодательная и исполнительная власть - Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.

При федеративном устройстве наряду с федеральными законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы (республики, провинции, штаты), имеющие собственные законодательные исполнительные и судебные органы власти -21 федеративное государство (ФРГ, Швейцарская конфедерация, Федеративная Республика Нигерия, США, Федеративная Республика Бразилия и др.).

Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дает информация универсальных международных организаций, членами которых является большинство стран мира - ООН(185), МВФ(181), МБРР(180). Оценка этих органов различается, так как различно количество стран- членов этих организаций и в основу классификации положены разные признаки (уровень жизни, уровень развития, социальные и демографические аспекты).

По стандартной классификации ООН в рамках мировой экономики выделяют две группы стран - 185 стран по уровню экономического развития:

1. Страны с развитой экономикой - 25 стран Северной Америки, Западной Европы, Тихоокеанского бассейна: высокий уровень ВВП на д.н., производится свыше 55% ВМП, более 70% мирового экспорта. Наиболее существенную роль в этой группе играет группа «7», обеспечивающая 47% ВМП и 51% мировой торговли. ЕС -15 стран,21% ВМП, 41% мирового экспорта; 28 постсоциалистических стран.

Основные представители наиболее развитых стран: США Канада страны Западной Европы, Япония, Австралийский союз, Новая Зеландия, Израиль, ЮАР.

Признаки:

зрелый уровень развития рыночных отношений,

Господство государственного монополистического капитализма.

По роли в мировой политике и экономике развитые страны делят на 4 подгруппы:

А. Семерка стран – лидеров мирового хозяйства ("Большая семерка"): США Канада Япония Германия Великобритания Франция Италия. Играют ведущую роль в мировой экономике и политике, имеют высокий уровень производитель­ности труда во всех сферах экономики, значительные успехи в развитии науки и техники, большинство из которых имели в недавнем прошлом крупные колониальные империи и извлекали из них огромные прибыли.

На долю семерки приходится более 50 процентов мирового ВНП и объема промышленного производства, свыше 25 процентов объема сельскохозяйственной продукции. ВВП на душу населения от 10 до 20 тыс.дол.

Б. Менее крупные страны Европы: Австрия Бельгия Дания, Нидерланды Швеция и др. - выступают связующим звеном в экономических и политических взаимоотношениях стран семерки. Занимают весьма заметное положение (позиции) в мировой торговле и политике.

В. Страны "переселенческого капитализма" (Австралия, Новая Зеландия,- бывшие колонии Великобритании, ЮАР, Израиль

Г. В особую подгруппу объединяют страны СНГ (1991г) и страны Восточной Европы. Отставание в темпах НТП и эффективности экономики привело к падению уровня жизни населения и серьезно поколебало их позиции как развитых стран. Но накопленный производственный потенциал и основные показатели, характеризующие типологию стран, дают основания относить эти страны к развитым странам мира. В настоящее время это страны с переходной экономикой - 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшей "рублевой зоны" (СССР) - высокий экономический потенциал, в том числе природный, трудовой, научный, но длительный период развития в условиях закрытой экономики и перестройка экономики привели к снижению уровня жизни и уровня производства.

2. Развивающиеся страны – около 140 государств Азии, Африки и Латинской Америки с низким и средним уровнем развития. Группа отличается большим разнообразием и ее принято классифицировать по дополнительным признакам (регионам, экспортной ориентации, финансовым критериям, уровню доходов и развития экономики)

Развивающиеся страны. В основном это бывшие колонии в Азии, Африки, Латинской Америке, Океании.

Характерные черты: колониальное прошлое, бедность, острое противоречие между политической свободой и экономической зависимостью, сохранение докапиталистических форм хозяйствования, аграрно-сырьевая или минерально-сырьевая направленность экономики. (характер) гигантские задолженности индустриально-развитым странам (более 1 трлн дол).

Развивающиеся государства - страны переходного периода, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии становления (интенсивной трансформации). Они занимают более половины всей площади земной суши и концентрируют более половины населения мира (с Китаем 75 процентов), примерно половину запасов сырья.

Страны "третьего мира" делятся по уровню экономического развития и структуре экономики на пять подгрупп:

А. "Ключевые" страны - Индия, Бразилия, Мексика, Китай - лидеры развивающегося мира, имеющие характерные черты развивающихся стран. Обладают большими природными ресурсами, экономическим потенциалом, огромными человеческими ресурсами. Экономика развивается средними темпами, но достаточно устойчиво (стабильно). ВВП значительно ниже развитых стран, особенно в расчете на душу населения (как правило, не превышает 1-1,5 тыс. дол., Индия -300-400 дол)

Б. Новые индустриальные страны (НИС)-Республика Корея, Тайвань Сингапур, Гонконг (маленькие драконы Юго-Восточной Азии)- присуща развитая структура экономики, индустриальные формы труда, высоко развитые рыночные отношения, высокая производительность труда и конкурентоспособность продукции, сравнительно высокий уровень ВВП на душу населения (10-15 т дол) Очень близки к развитым странам по уровню развития.

В. Нефтеэкспортирующие страны - Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и др. Структура экономики развита слабо (основное внимание уделяется добывающей отрасли) Уровень и качество жизни большинства населения низкий. В среднем ВВП на душу населения (10-15 т дол) высокий, но основной доход получают 5-7 процентов населения, остальные живут в крайней бедности, голодают, уровень грамотности низкий (аграрная сфера).

Г. Отстающие страны с многоукладной экономикой, феодальными пережитками, неразвитой структурой экономики (две-три отрасли, как правило, аграрная и легкая промышленность). ВВП на душу насе­ления низкий, уровень и качество жизни населения тоже. К этой группе относят большинство стран развивающегося мира: Вьетнам, Монголия, Египет, Лаос и др.

Д. Наименее развитые страны (НРС - 48 стран). Преобладает потребительское сельское хозяйство, нет обрабатывающей промышленности,2/3 населения неграмотно, ВВП на душу населения составляет 100-200 дол в год. Крайняя бедность, нищета, голод. Большая часть - страны Африки, а также Азии и Латинской Америки (Мали, Сомали, Нигер, Чад, Эфиопия, Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен. Гаити).

Классификация стран по уровню ВВП на душу населения (МБРР 210 стран):

Страны с низким уровнем доходов 63 страны - менее 875 дол на д.н.;

Страны со средним уровнем доходов;

Ниже среднего уровня 63 страны до 865-3115 дол на д.н.;

Выше среднего уровня 31 страна 3115-9625;

Страны с высокими доходами 53 страны - свыше 9625 дол на душу населения.

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

    взаимодействие факторов производства;

    единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

    ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

    какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

    какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

    какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

    каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

    общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

    кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

    централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

    концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

    интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

    непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

    поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

    усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

    решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы; б) обеспечение полной занятости; в) снижение (стабилизация) уровня инфляции; г) регулирование платежного баланса; д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Часть благ, существующих свободно в природе и не являющихся предметом экономической деятельности, относят к благам, но не к экономическим благам. К таким благам относится, в частности, воздух. Вместе с этим, воздух при определенных условиях превращается в экономическое благо, например, на подводной лодке.

С экономическими благами органически связана категория редкости.

Экономические блага делятся на долгосрочные и недолгосрочные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Долгосрочные экономические блага используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, потребляются постепенно в течение длительного применения (использования). К ним относятся автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования.

Недолговременные экономические блага могут удовлетворять определенную потребность один раз, они полностью потребляются в течение одного акта использования (например, блага, предназначенные для потребления).

К взаимозаменяемым экономическим благам (субститутам, конкурирующим в потреблении) относятся сливочное масло и маргарин, автомобили разных марок и т.п.

Взаимодополняющие экономические блага – это экономические блага, способные удовлетворишь определенные потребности лишь в случае их совместного использования (например, автомобиль и бензин).

К настоящим экономическим благам относятся блага, которые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, к будущим – блага, которыми индивид сможет распорядиться лишь в будущем (например, положенные в сберегательный банк на срочный вклад деньги).

Прямые экономические блага (такие потребительские блага, как еда, одежда и т.д.) непосредственно удовлетворяют определенные потребности, их не нужно преобразовывать. Косвенные экономические блага удовлетворяют потребности людей лишь как средство (оборудование, машины, сырье и т.п.).

Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.

Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:

1) частные лица;

2) объединения, предприятия, учреждения;

3) государственные организации;

4) государство;

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координа­ции хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные эко­номики.

Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :

Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

Политическая и экономическая нестабильность;

Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

Неконкурентные цены на товары;

Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

Большой процент неграмотных;

Недостаток квалифицированных работников;

Высокий уровень безработицы.

!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

Характерными чертами командно-административной системы выступают :

Полный контроль государства за производством и распределением;

Прямое управление предприятиями из центра;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Типы и характеристика экономических систем

Тип экономиче­ской системы и ее характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционная

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие ново­введений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы

Командная (плановая)

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.

Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности.

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне».

Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления.

Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания.

Преобладание частной собствен­ности.

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка»).

Свобода выбора и деятель­ности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяю­щимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием.

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями.

Обеспечение политиче­ской стабильности. Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций. Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки.

Отсутствие стандартных схем.

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики.

Функции государства в смешанной экономике

Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств

Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики

Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического разви­тия . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):

1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых стра­ны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Ита­лию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).

2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

3.С траны с переходной экономикой (от административно-команд­ной к рыночной) - 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая под­группа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Понимание того, что такое традиционная экономика, появилось у экономистов в 20 веке. Свое определение этому термину дали институционалисты. Традиционная экономика является самой древней системой. Сейчас ее особенности присущи лишь малому количеству развивающихся стран.

Краткое определение

Традиционная экономика — это экономическая система, в которой ведущую роль производстве, обмене и распределении играют традиции и обычаи. Она характеризуется большим влиянием религии и государства на экономику, низкой производительностью труда и традиционной структурой общества. Вопросы того, сколько и как производить, и как распределять, решаются с помощью обычаев и традиций.

Признаки традиционной экономики


Первая характеристика традиционной экономики — низкий уровень технологического развития производства. Это обуславливает низкую производительность труда. Натуральное хозяйство свойственно экономической системе этого типа. Развитие технологии производства разрушает фундамент традиционной экономики.

Характерными чертами являются слабые экономические связи между поселениями. Это мешает устойчивому экономическому развитию, а так же заставляет всех членов традиционной общины заниматься тяжелым физическим трудом. К признакам относятся и сами общины, являющиеся условием выживания больших групп людей, но тормозящие прогресс.


В экономике данного типа не развита торговля . Низкая производительность труда не оставляет общине излишков, которые можно продать. Торговые связи не только с иностранцами, но и с соседними поселениями очень слабы. Это усугубляет проникновение в экономику технологий и закрепляет укоренившиеся порядки. Страны с экономикой, изолированной от остального мира, развиваются медленнее.

Социальный и экономический застой — отличительные черты традиционной экономики. Общества, где доминирует данная система, развиваются очень медленно, либо не развиваются вообще. Если сообщество изолировано от внешнего мира и других поселений, оно может сохранять свой уклад столетиями. Пример из истории, в каких странах это приводило к катастрофе — сообщества коренных жителей Америки и Африки.

Застой сперва обуславливается экономическими причинами, а потом закрепляется системой неформальных институтов, составляющих совокупность традиций и обычаев общества. Их характеристикой является догматичность, неспособность приспосабливаться под меняющиеся условия и строгость исполнения. Традиции решают, кого наделять политической властью, и в чью пользу распределять экономические ресурсы.


При традиционном экономическом укладе преобладает аграрный сектор в структуре производства. Продукты питания являются основной ценностью для таких сообществ, потому что производительность труда едва позволяет им прокормить себя, а низкий уровень развития технологий при растущем населении рождает проблему голода.


Основные характеристики традиционного общества

Роль государства и религии в традиционной экономике

Государства, каким оно было до урбанизации и индустриальной революции, значительно отличались от нынешних. В современных государствах главным институтом, определяющим жизнь в стране, является бюрократия, воля отдельных лиц и религии значительно снижена по сравнению с прошлыми эпохами. Найдите любую развитую страну, и увидите, что власть даже ее лидера значительно ограничена.

Если плановая и рыночная экономики пытаются распределить власть в обществе с помощью вертикальных и горизонтальных структур, то для традиционной экономики характерны примитивные властные отношения. Формой правления в таких сообществах чаще всего является абсолютная монархия, опирающаяся на обширное воинское сословие. Основные ресурсы сосредоточены у высших сословий.

Политическая власть в традиционных обществах осуществляется не ради обеспечения социальных гарантий и развития, а для извлечения ренты в пользу высших сословий. Роль государства состоит в насильственном сохранении существующего порядка. Социальная направленность не свойственна традиционным государствам.


Вождь на совете племени индейцев

Традиционная экономика основана на сословном и кастовом делении. Это обуславливается низкой производительностью труда и поддерживается с помощью государственного насилия. Основа данной социальной структуры — желание господствующего экономического класса и дальше стабильно получать свою ренту, а не сталкиваться с рисками, возникающими при форсированной урбанизации и запуске социальных лифтов.

Государство не является единственным институтом, кто регулирует экономику традиционных обществ. Религиозные институты играют большое значение в экономиках такого уклада. Они встраиваются во властную систему традиционного общества и порождают отдельное привилегированное сословие, так же заинтересованное в получении ренты. Религиозные институты закрепляют и обосновывают практику государственного насилия по отношению к тем, кто пытается изменить социальный порядок.

Преимущества и недостатки


К достоинствам традиционной экономики относят:

  • Относительная стабильность характеризует традиционную экономику. Значительные социальные потрясения несвойственны им, а текущий порядок может сохраняться столетиями.
  • В немногочисленных городах, где располагаются ремесленные производства, товары изготавливаются по технологиям, передающимся из поколения в поколения. Это значит, что они сохраняют и хорошее качество на протяжении столетий.

Недостатками традиционной экономики являются:

  • Характерный медленный, либо вовсе отсутствующий технологический и социальный прогресс. Производительность труда остается низкой на протяжении многих столетий. Когда общество производит такое же количество продуктов питания при стабильно растущем населении, это рождает проблему мальтузианской ловушки.
  • Частная собственность при данной системе является очень шатким институтом. В обществе, где право собственности обеспечивается способностью применять насилие по отношению к покусившимся на нее, развитие частного предпринимательства тормозится не только низким уровнем технологий, но и низкими гарантиями безопасности для производителей.
  • Общества, где основу составляет данный тип экономики, плохо приспосабливаются к внешним условиям. Они плохо сопротивляются внешним завоевателям и природным катастрофам.
  • Проблемы обществ с данным типом экономики усугубляют укореняющиеся религиозные институты и монархический уклад. Признак обществ с преобладанием такой экономики — государства не способствуют модернизации, а мешают ей.

Традиционные экономики в современности (примеры)

Большинство современных стран уже преодолели период господства традиционной экономики. В настоящее время существует очень маленькое количество государств, в которых данный уклад сохраняется. Примеры стран можно найти в Юго-Восточной Азии и Африке. Это страны, где сохранилась низкая производительность труда и низкий уровень развития технологий. Однако и там влияние современных технологий и глобализации угрожает концом эпохи традиционной экономики.


Кения

В качестве примеров таких стран (с некоторыми оговорками ввиду всеобщей глобализации) можно назвать следующие страны:

Бангладеш, Бутан, Лаос, Мьянма, Непал, Вануату, Барбадос, Чад, Зимбабве, Эфиопия и др.

Встречается подобный строй также и у некоторых народов Крайнего Севера России.

Традиционное хозяйство оказалось в прошлом и в России, где форсированная индустриализация окончательно уничтожила деревенскую общину и переманила в городские поселения значительную часть бывших крестьян. Отдельные признаки традиционной экономики в ней сохраняются, но они слишком незначительны, чтобы считать ее таковой.