Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка. Государственное регулирование рынка

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (так как значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что как раз соответствует одному эффективному производителю в отрасли.

Рассмотрим теперь «плюсы» и «минусы» в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятие! равно единице (отрасль естественной монополии): + - 1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции. 1. Возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение перекладывания издержек в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии 2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для оказывать обратного влияния на производителя. поддержания средств производства на должном уровне.

3. Возможность использования достижений научно-технического прогресса. 2. Возможность блокировать технический прогресс. 3.

Возможность "экономить" за

счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг. 4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги. 4. Возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм. 5. Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволяет сократить потери, связанные с риском и неопределенностью. Очевидно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Однозначно определить, что перевешивает - «плюсы» или «минусы» - очень сложно.

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности и зависимости от естественных монополистов. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии. 6.6.2.

РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

естественные монополии;

разрешенные монополии;

временные монополии.

Естественные монополии в нашей стране определяются по двум признакам:

а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;

б)фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.

Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии стали предметом особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства в целом.

Хозяйственная практика показывает, что как раз такие отрасли и фирмы влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.

Способы борьбы с естественными монополиями:

1. Установление фирмам перечня потребителей, которых они обязаны обслуживать;

2. Внешнее установление уровня и структуры цен;

3. Внешнее регулирование и создание плана инвестирования в расширение производства.

То есть в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, а на смену ей приходит государственное экономическое управление.

Для ослабления власти над рынком временных монополий государство может осуществлять следующие меры:

1. Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках;

2. Запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав фирмы, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках;

3. Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста;

4. Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка. 6.6.3.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТРУКТУРЫ РЫНКА

При анализе структуры рынка часто используются количественные методы ее оценки. Рассмотрим несколько наиболее известных из них. 6.6.3.1.

ПОРОГОВАЯ ДОЛЯ РЫНКА

Россииским законодательством установлен простейшим количественным критерии для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке -превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 %. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов. Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления в стране антимонопольной политики.

Первым антимонопольным законом 1948 г. предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям о всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее трети общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 г. порог был снижен до 25 %.

Правда, использование этого критерия в английской практике существенно отличалось от его использования в российской:

пороговой уровень (треть или 25 % рынка) применялся, прежде всего, для контроля над ограничительной политикой, проводимой группой независимых фирм. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде (Restrictive Practice Court). Единичные же фирмы с более высокой, чем пороговая, долей рынка ни в какой реестр не включались, в каждом конкретном случае их ограничивающее конкуренцию поведение (и только оно) расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет.

25 %-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в V

отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству 35 %-ный порог применяется лишь к продавцу (производителю).

В настоящее время российским законодательством пороговая доля рынка для доминирующего предприятия ограничена 25 %. 6.6.3.2.

Вопрос № 1 Сущность и цели государственного регулирования Н.Э.

Общая и государственная экономическая политика Экономическая политика предполагает знание состояния и про­блем национальной экономики, выбор альтернативных действий с учетом предпосылок, целей, доступных финансовых ресурсов, по­бочных эффектов и возможностей существующего строя.

Общая экономическая политика не только применяет методы и ре­зультаты исследований экономической теории, но и разрабатывает альтернативные решения хозяйственных задач. Наряду с общими за­кономерностями она учитывает экономические интересы, исследует их взаимодействие и конфликты, признает плюрализм интересов и рассматривает их возможные последствия. В основе экономической политики лежит анализ ситуации в народном хозяйстве (диагноз со­стояния), а также четко и обоснованно сформулированные экономи­ческие цели. Задачи науки наряду с объективной оценкой ситуации и обоснованием целей - создание, подбор и совершенствование инст­рументов, разработка методики их применения, оценки эффективно­сти, с тем чтобы изменить ситуацию в соответствии с поставленными целями.

Основную часть общей экономической политики составляет государственная экономическая политика (ГЭП). Она является одной из отраслей экономической науки и представляет собой целенаправ­ленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микро­уровне, создание и совершенствование рамочных условий экономи­ческого развития в соответствии с определенным общественным строем.

Экономическая политика государства как одно из направлений го­ сударственной политики включает социальную, оборонную, внеш­ нюю, экологическую и некоторые другие виды политики.

Государственное регулирование национальной экономики (или экономическая политика) - явление нормативное: оно исходит из анализа хозяйственной ситуации (диагноза состояния) и максималь­но конкретной и ясной постановки целей. Эти цели должны быть чет­ко сформулированными, количественно определенными и аргумен­тированными, т.е. рациональность их может быть проверена научным анализом и сравнением с аналогичными ситуациями в собственной стране и за рубежом. Далее разрабатываются средства (инструменты),способные преобразовать реальную экономическую ситуацию в направлении поставленных целей.

Понятие ГРЭ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательно­го, исполнительного и контролирующего характера, осуществляе­мых правомочными государственными учреждениями и обществен­ными организациями в целях стабилизации и приспособления су­ществующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики в современных усло­виях является составной частью процесса воспроизводства. Оно ре­шает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в за­висимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социаль­ной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равно­весия.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются ха­рактером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением опреде­ленного уровня экономического развития, концентрации производ­ства и капитала.

Необходимость, превращающая эту возможность в действитель­ность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

Именно острога экономических, социальных, мирохозяйствен­ных, экологических проблем, осознанная и интерпретированная го­сударственными и общественными субъектами, вызывает конкрет­ные акции со стороны государственных органов.

Проблемы ГРЭ в современной России

Явление и понятие ГРЭ и в капиталистических странах, и в совет­ской экономической литературе всегда противопоставлялись госу­дарственному планированию, т.е. управлению экономикой в странах социализма. Многие российские экономисты испытывали и продол­жают испытывать эйфорию по поводу массовой спешной приватиза­ции государственной собственности, считая, что частная собствен­ность сама по себе способна автоматически решить проблемы повы­шения эффективности производства и социально справедливого рас­пределения.

Однако частная собственность представляет собой хотя и опреде­ляющий, но только один из элементов современной модели высоко­развитой социально-экономической системы. Ее нельзя рассматри­вать в отдельности от мотивации предпринимательства, корректируе­мой ГРЭ, от уровня развития производительных сил, освоенности территории страны, накопленного технического, административно­го, трудового и политического опыта народа, его социальной созна­тельности, совершенства и эффективности законодательства и реаль­ного управления.

Без учета этих факторов невозможно понять, почему длительное господство частной собственности в развивающихся странах не при­несло большинству из них процветания и решения социальных проблем.

В настоящее время в России частный сектор охватывает основную часть промышленности и сферы услуг Многие глобальные задачи, стоящие перед страной, явно не могут быть решены при помощи ис­ключительно рыночного механизма; это прежде всего относится к выходу из глубочайшего в истории России в мирное время экономи­ческого кризиса, восстановлению межотраслевых пропорций после их катастрофического нарушения в результате развала хозяйственно­го пространства СЭВ и СССР. У государства по аналогии с другими странами есть достаточно возможностей регулирования экономики при помощи законов, налогов, норм амортизационного списания ос­новного капитала, таможенных пошлин, валютных курсов, бюджет­ных расходов и государственной собственности.

Однако наряду с эйфорией по поводу всемогущества частной соб­ственности в общественном сознании встречается другое заблужде­ние: разочарование в промежуточных результатах переходного перио­да и ностальгия по социалистическим методам управления народным хозяйством.

В государственном аппарате медленно распространяется понима­ние необходимости перехода от прямого управления, часто основан­ного на административном принуждении, к регулированию (форму­лировка целей, достижение которых в достаточно(1 степени матери­ально мотивируется). В ряде случаев имеют место меры традиционно­го социалистического прямого управления, вместо того чтобы методами воздействия побуждать субъекты экономики добровольно действовать в направлении достижения желаемых целей.

Государственная экономическая и государственная социальная политика

ГЭП - это целенаправленное формирование, совершенствование и регулирование экономического строя, рамочных условий развития народного хозяйства, содействие решению конкретных экономиче­ских проблем, ГЭП - плоть от плоти существующего экономическо­го строя. Она порождена им, призвана его защищать, совершенство­вать и адаптировать к изменяющимся условиям. ГЭП не может быть направлена против существующего строя. Если экономическая поли­тика направлена против социально-экономической системы, то она служит новому строю, разрушая старый, как это было в ходе всех мир­ных и немирных успешных революций.

ГЭП разрабатывается и осуществляется людьми, а люди в своих мыслях и поступках руководствуются определенной системой ценно­стей. Эта система ценностей зависит от генерального выбора всех членов общества, большинства или активного меньшинства, захва­тившего власть, в пользу определенного социально-экономического строя.

Основной целью регулирования экономики является экономи­ ческая и социальная стабильность. От этой цели распространяется «дерево» частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами управления. Например, цель - выравнивание экономи­ческого цикла - направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства - на отраслевую и региональную структуру.

Очевидно, что названные цели, во-первых, неодинаковы по значе­нию и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута автономно от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Названные цели частично перекрывают одна другую; одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависи­мости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осо­знания этой ситуации субъектами управления и от установленной пра­вительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая цель может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

В «дереве целей» возможны не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конк­ретные цели внутри «дерева целей» могут быть первичными, вторич­ными, третичными и т.д. Положение показателей на «дереве целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач. В условиях кризиса первичной целью является выход из него в узком смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. В условиях длитель­ного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели привлече­ния капитала в страну, повышения национальной конкурентоспособ­ности на мировых рынках..

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная ста­бильность, укрепление и совершенствование существующего строя внут­ри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Дерево целей

Наряду с генеральной существует большое количество более кон­фетных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей

Цели бывают количественными - в абсолютных или относитель­ных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек или на 15%) - и качественными (по­вышение национальной конкурентоспособности, улучшение образования или окружающей среды). По времени, необходимому для их ^достижения, цели могут быть близкими, краткосрочными (стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), сред­несрочными (создание производственных.мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (экономическое развитие Южной Италии до уровня Северной).

Типы целей

Цели ГРЭ по их характеру можно разделить на следующие типы:

Направленные на сохранение существующего положения: на Народно-хозяйственном уровне - поддержание нормальной занято­сти, стабильности денежного, обращения; на отраслевом и регио­нальном уровнях - поддержание попавших в тяжелое положение отраслей, районов или крупной фирмы, от которой зависит положе­ние в районе;

    Стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, которые желательно ускорить(развитие отраслей высокой технологии);

    Направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности или новых технологий – стимулирование лизинга оборудования,разрешения права голоса на депонирование акции, создание новых энергетических установок;

    Нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом и другие

Допустимость таких мер зависит от устойчивости и эластичности социально-экономического строя в конкретной стране в конкретный исторический период.

Перечисленные цели являются типовыми, т.е. часто встречающи­мися в практике ГРЭ развитых и развивающихся стран. Однако перед правительствами иногда встают цели, не имеющие аналогов в миро­вой практике государственного регулирования.

Аналогичная цель после распада СССР стоит и перед российской государственной экономической политикой.

Можно было бы назвать еще категорию целей, принципиально враждебных существующему строю, но они уже не являются целями ГРЭ, а служат революции или мирному переходу к другому строю, т.е. это цели государства, создающего при помощи ГЭП другой строй. К числу таких целей относятся, например, огосударствление земли, банков, производственных мощностей при переходе к социализму или приватизация при переходе к рыночной

Вопрос № 2 Система форм и методов государственного регулирования Н.Э.

Методы государственного регулирования рыночной экономики

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономиче­ских приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр приме­няемых методов государственного регулирования экономики посто­янно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики как народнохозяйственного комплекса. Во-вторых, необ­ходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национальной экономики. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи необходимо решение двух задач:

    нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при­меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;

    учет возможных негативных последствий в сопряженных сфе­рах экономики.

Отдельные инструменты государственной политики могут упот­ребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной интен­сивностью. В зависимости от характера целей будет меняться роль конкретного инструмента в арсенале методов государственного регу­лирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каж­дого метода, структурную соподчиненность различных методов регу­лирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев возможны разные класси­фикации методов регулирования.

1. По критерию «степень непосредственного воздействия государ­ства на процесс принятия субъектами управленческих решений» раз­личают методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъек­тов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на само­стоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен­тов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расши­ренного воспроизводства. Другими словами, при их применении госу­дарство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономи­ческими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком - определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государ­ством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами экономики самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, зато предо­ставление экономической информации субъектам обычно не вызывает отрицательной реакции рыночных агентов.

2. По организационно - институционному критерию принято раз­личать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государствен­ной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфра­структуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благо­приятных для частного сектора. Функциями административных методов являются:

    обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;

    защита конкурентной среды;

    гарантирование права собственности и свободы принятия эко­номических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений адми­нистративные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войны, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регули­рования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зави­симости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они исполь­зуются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки

плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населе­ния путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, раз­решения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен­ного воздействия, с помощью которых создаются определенные усло­вия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное госу­дарству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансо­вого ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

    средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

    средства денежно-кредитной политики;

    прогнозирование, планирование и программирование экономики;

    воздействие государственного сектора экономики, являюще­гося самостоятельным комплексным инструментом.

Финансовая политика - многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали­зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли­тики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляю­щих часть государственной экономической политики в целом.

Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансо­вую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная поли­тика реализуется центральным банком, который обладает относитель­ной независимостью от законодательной и исполнительной власти.

Зрелая рыночная экономика предполагает, в основном, косвен­ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обеспечи­вает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулиро­вание выдвигается на первый план.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыноч­ной экономике, определяют выполняемые им экономические функции. Для решения задач, стоящих перед органами государственного управ­ления в процессе выполнения этих функций, имеется ряд инструмен­тов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и др.

К фискальной политике относят деятельность государства по рас­поряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, нацио­нальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаменталь­ные научные исследования, социальная сфера, решение экологических проблем и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя госу­дарственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправиль­ная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвес­тиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлажен­ной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социаль­ные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятель­ности также является одним из важнейших инструментов государ­ственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валют­ное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, госу­дарство может оказывать косвенную поддержку национальному произ­водству, регулируя валютные курсы,- оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвес­тиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инст­рументов экономической политики не действует изолированно от других.

По мнению В.П. Орешина, к функциям, выполняемым государст­вом, относятся прежде всего следующие:

Создание правовой основы функционирования экономики, ее регулирование;

Антимонопольное регулирование;

Проведение политики макроэкономической стабилизации;

Воздействие на размещение ресурсов;

Деятельность в сфере распределения доходов;

Деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. На­пример, антимонопольная деятельность предполагает наличие соот­ветствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Вопрос № 3 Цели, организация и методы антимонопольного регулирования

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономи­ческую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонополь­ное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодатель­ства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препят­ствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рын­ке и состоянии экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представ­ляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержа­ния государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Харак­тер и содержание антимонопольного законодательства в разных стра­нах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкурен­ции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положе­ние на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слия­ниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую оче­редь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется дем­пинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Вопрос № 4 Управление государственной собственностью

Общественно-экономические системы отличаются не тем, управ­ляют в них народным хозяйством или нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных субъек­тов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают генеральный детальный обя­зательный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планиро­вание осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрали­зованно, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.

Типы координации хозяйственной деятельности субъектов эконо­мики - один из двух основополагающих признаков социально-экономического строя. В соответствии с типом координации строй может представлять собой централизованно управляемую экономику или рыночное хозяйство.

Централизованно управляемую экономику часто называют пла­новым хозяйством. Однако в рыночной экономике серьезная хозяй­ственная деятельность также предполагает планирование. Планы яв­ляются неотъемлемым элементом любого типа организации народ­ного хозяйства. Разница не в том, хорошие эти планы или нет, выпол­няются ли они, а в том, на какой мотивации они основаны и как координируются.

Формы собственности и право распоряжения

Вторым определяющим признаком социально-экономического строя является характер собственности на средства производства. Собственность на средства производства может находиться либо в ча­стных руках, либо принадлежать обществу Соответственно формам собственности формируются виды общественно-экономического строя - капитализм и социализм. Такое разделение носит самый об­щий характер. Рассмотрим вкратце соотношение форм собственно­сти и право распоряжения ею.

Понятие частной собственности более всего соответствует поло­жению на мелких и средних предприятиях, фермах, где собственник непосредственно управляет хозяйством, принимает важнейшие ре­шения и распоряжается имуществом. В крупных акционерных компаниях держатели контрольных пакетов акций определяют политику фирмы, однако значительная часть полномочий находится в руках менеджеров, в массе своей не являющихся крупными собственника­ми. Приобретение акций таких компаний часто имеет целью выгод­ное вложение капитала, а не участие в управлении фирмой.

Участие в управлении лиц, работающих по найму, означает, что ис­пользованием средств производства распоряжаются не только собст­венники. В программах некоторых политических партий содержится требование, чтобы собственники и лица, работающие по найму, в рав­ной степени участвовали в управлении средствами производства. Та­кой порядок, по мнению лидеров этих партий, должен стать переход­ной формой от частной к общественной собственности. Справедливо­сти ради следует отметить, что после краха социалистической систе­мы число сторонников этой концепции заметно поубавилось.

Внутри общественной собственности различают коллективную и государственную собственность. Если руководитель предприятия «посажен сверху» правительственным учреждением или органом пра­вящей партии, значит, здесь - собственность государственная. Если управляющего выбирают, то собственность - коллективная, при ко­торой все занятые на предприятии несут ответственность за его судьбу.

Чистые и смешанные системы

Эти четыре системы называются идеальными, т.е. чисто теорети­ческими, моделями, необходимыми для понимания сути. Фигурирующее здесь «чистое капиталистическое рыночное хозяйство - это тоже идеальная форма, потому что в него не включена государствен­ная собственность и деятельность государственных регулирующих органов. В жизни этого нет и быть не может. В действительности все реальные общественно-экономические системы носят смешанны характер.

Во-первых, исключим из схемы «капиталистическое централизованно управляемое хозяйство». Капитализм означает право собствен­ника распоряжаться производительными силами, а централизованно управляемая экономика подчиняет все экономические решения центру, т.е. государству, так что это понятие содержит в себе внутренне не разрешимое противоречие и поэтому нежизнеспособно. Возможно существование сильно регулируемой капиталистической экономики, когда государственное вмешательство настолько активно и разносто­ронне, что оно ограничивает пространство самостоятельного приня­тия экономических решений, но все-таки это не централизованное управление.

Во-вторых, казалось бы, что точно так же можно поступить с «со­циалистическим рыночным хозяйством». Однако здесь дело обстоит иначе. Рыночная экономика, как минимум, теоретически мыслима и при отсутствии частной собственности, если в основе строя лежит не государственная, а коллективная собственность. Автономные коопе­ративные предприятия.могут преследовать co6cтвенныe цели и доби­ваться их через рынок и при отсутствии централизованного планиро­вания. Первая попытка реализовать такую модель имела место в Юго­славии. Югославское руководство стремилось найти «третий путь» в Европе, разделенной тогда на два экономических блока, но потерпе­ло неудачу.

Итак, основные общественно-политические системы - капита­листическое рыночное хозяйство и социалистическая плановая эко­номика. Все конкретные национальные модели экономического строя можно в принципе отнести к тому или иному типу На практике формы координации и собственности сочетаются только в опреде­ленных комбинациях. Так, централизованная координация планов соответствует общественной (гocyдapcтвeннoй) собственности, а ры­ночный механизм - частной собственности.

При тщательном рассмотрении почти в любом народном хозяйст­ве можно найти все четыре систем определяющих элемента. В ФРГ наряду с рыночным механизмом во многих секторах со стороны госу­дарственных органов осуществляется централизованное регулирова­ние. В стране преобладает частная собственность, но есть и государст­венная собственность на средства производства в виде контрольных пакетов акций (Федеральные железные дороги, авиакомпания «Люфтганза», водоснабжение, вывоз и утилизация мусора, сберкассы* и др.). Нечто подобное наблюдается в разной степени во Франции, Нидерландах, Швеции, Японии, США и других странах с рыночной экономикой. И наоборот, в Польше, Венгрии, бывших ГДР и СССР существовали элементы рыночной экономики. В каждой реальной национальной модели экономического строя смешаны различные структурные элементы, причем пропорции такого смешения различаются по странам.

Вопрос № 5 Прогнозирование, его роль в управлении

Приведенные соображения о противоречивости и ограниченной эффективности ГЭП вовсе не отрицают очевидного факта: ГРЭ суще­ ствует и развивается, потому что оно необходимо. Эта истина основы­вается на следующих положениях.

1. Внутри рыночной экономики постоянно существуют и возника­ют противоречия, трудности и проблемы, которые рыночный меха­низм сам по себе решить не может. Всеобщее осознание этого факта привело к принятию ГРЭ как объективно необходимого составного элемента современного капиталистического строя.

Революции, кризисы и противостояние двух систем доказали об­щественности развитых стран необходимость поддержания любой ценой социально-экономической стабильности ради спасения суще­ствующего строя.

ГРЭ - безальтернативный путь поддержания социально-экономиче­ ской стабильности современной системы рыночной экономики.

2. Создана развитая и отработанная система ГРЭ. Происходит по­стоянное совершенствование механизма прогнозирования, поста­новки, согласования и обоснования целей, подборки инструментов ГРЭ, налаживание общегосударственного среднесрочного програм­мирования, поиски защиты от возможного отрицательного воздейст­вия субъективных факторов.

Совершенствование системы ГРЭ, поиск новых путей продолжа­ются на теоретическом уровне - в виде борьбы концепций; на уровне прикладных экономических исследований - выяснение совмести­мости целей, соответствия целей и средств, количественное измерение последствий государственного регулирования, а также на уровне практического осуществления - распределение функций и ответственности между регулирующими органами, подготовка кадров и замещение должностей, обработка и оценка информации, рациональное расходование бюджетных средств, сотрудничество с союзами по экономическим интересам и общественностью.

3. В распоряжении государства находится эффективный арсенал средств, позволяющий ослабить или временно разорвать зависимость от мотивации хозяйственной деятельности, в частности капиталовложе­ний, от состояния народно-хозяйственного спроса. Разорвать эту за­висимость удается тем эффективнее, чем большими финансовыми возможностями располагает государство, чем большим доверием хо­зяйственных субъектов оно пользуется.

В связи с ростом размеров финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и повышением эффективности их ис­пользования возможности государства усиливать или ослаблять заин­тересованность собственников в капиталовложениях будут возрас­тать, а вместе с тем увеличится возможность ослабления циклических колебаний и структурных диспропорций.

4. В развитых и некоторых развивающихся странах накоплен зна­чительный положительный опыт эффективного ГРЭ в развитии ин­фраструктуры, поощрении НИОКР и внедрении их результатов, смягчении циклических колебаний, социальном обеспечении и осо­бенно в межгосударственных экономических отношениях, регулиро­вании мировых торговых, валютно-финансовых проблем, в междуна­родной экономической интеграции.

Осталось много нерешенных проблем, важнейшими из которых являются обеспечение занятости населения, защита окружающей среды. Появляются новые трудности и противоречия. Но накоплен­ный опыт показал, что надо искать пути решения, заниматься иссле­дованиями и экспериментами, и острота этих противоречий может быть ослаблена; многие из проблем частично или полностью решений

5. Особое место занимает ГРЭ в развивающихся странах и государствах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономик В этих странах оно играет не только регулирующую, но и системообразующую роль.

Если народы этих стран окончательно решили жить в общественной системе, основанной на частной собственности и прибыли как главном мотиве хозяйствования, то формирование этой система должно происходить у них не стихийно, а целенаправленно, систем но, гуманно и экологически обоснованно.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q"q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

рынок общественное воспроизводство

“Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила “рыночной игры”

Рыночная экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать “рыночную форму”. В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.

Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологии производства. “Невидимая рука” управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности распределение ресурсов и личной свободе.

Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и другие необходимые мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.

Другая проблема рыночной экономики связана с “внешними эффектами”. Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна “убрать” эти негативные последствия, это ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. “ Все это дает возможность существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах”

Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.

Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство “берет” из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи -- выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

Государственное регулирование имеет две модели:

  • 1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.
  • 2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности, прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты - совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. “В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика”.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Государственное регулирование происходит за счет представительной и исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а бизнесмен - максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть “ нужна система, подобная рыночной системе, при которой “невидимая рука” рынка направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов”.

Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, принятие общественных решений занимается теория общественного выбора. Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различных взглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся мнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она задает вопросы - как, что и для кого - в масштабах общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка - фирмы - стремятся получить максимальную прибыль. Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику.

Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. “Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой”.

Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.

Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.

Особенности современного рынка .

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок[

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  • 1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  • 2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  • 3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • 4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
  • 5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  • 6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по уровню конкуренции

  • - рынок сырья;
  • - рынок материалов;
  • - рынок драгоценностей;
  • - рынок средств производства;
  • - рынок недвижимости;
  • - рынок потребительских товаров и услуг;
  • - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
  • - рынок инноваций;
  • - рынок капитала;
  • - рынок валюты;
  • - рынок ценных бумаг;
  • - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
  • - мировой рынок
  • - зональный рынок
  • - региональный рынок
  • - национальный рынок
  • - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
  • - легальный (официальный) рынок
  • - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок
  • - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный);
  • - рынок монополистической конкуренции,
  • - рынок олигополии,
  • - рынок чистой монополии (за

Функции государства- главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью--социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются:

  • 1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
  • 2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
  • 3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
  • 4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
  • 5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
  • 6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
  • 7. Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)
  • 8. Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)
  • 9. Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)

Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:на прямые (или дирижистские); косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения -- вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования

экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства.

Классическая модель макроэкономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

  • 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.
  • 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

В Кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос-совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.