Техника тройная спираль милтона эриксона. Тройная спираль милтона эриксона в коучинге

Концепция тройного партнерства университетов (науки), бизнеса и власти, известная как модель «тройной спирали» (Triple Helix Model), появилась в середине 1990-х годов - в виде синтеза институциональных воззрений социологов и биологической аналогии.

Кремниевая долина является классическим примером модели «тройной спирали». Она возникла в результате поиска наиболее эффективного способа преодоления последствий Великой депрессии 1930-х годов в США. Данные проблемы могли быть решены только при помощи всестороннего подхода, используя синергию бизнеса и науки. Массачусетский технологический институт послужил основой для этого взаимодействия. Первоначально модель включала в себя взаимодействия типа «предприятие - университет» и «университет - государство». В университете акцент был сделан на развитии не только фундаментальных, но и прикладных наук, ориентированных на производственную деятельность. Со временем двойные связи трансформировались в отношения «тройной спирали». Не последнюю роль в их становлении сыграли поправки к закону о торговых знаках и патентах (1980), которые предусматривали переход права интеллектуальной собственности на разработки к университетам и другим исследовательским учреждениям при финансовой поддержке государства. Касенов Р.Р Модель национальной инновационной системы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323) Экономика Вып. 52-56 с. - с.55 URL: http://www.lib.csu.ru/vch/323/009.pdf (дата обращения 16.11.14)

В работе Л. Лейдесдорфа и Г. Ицковица взаимодействие власти, науки и бизнеса представляется в виде гибридной социальной конструкции, которая обладает достоинствами молекулы ДНК, а именно, сплетение спиральных структур и увеличенной адаптивностью к изменениям внешней среды. В 2000-е годы эта конструкция начала внедряться в экономики развитых стран как базис формирования региональных кластеров и генерирования инноваций, а так же как организационная модель НИС. Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем. // Инновации. 2011а. Т. 150. №4. с 66-78 - с.66

Лейдесдорф считает, что Тройная спираль - это коллаборация минимум трех типовых игроков, представляющих науку, бизнес и государство. Катунков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий // Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской. - М.: Институт экономики РАН, 2012. 45 с. - с. 25

Ранее полагалось, что инновационный процесс представляет поэтапную, линейную структуру, что он берет начало с генерирования отдельных инноваций отдельными компаниями (incremental innovation) и базируется на трансферте технологий между фирмами. Однако постиндустриальная экономика знаменуется интерактивным процессом инноваций, т.е. непрерывными обновлениями технологий (discontinuous innovation). Для такой среды свойственна и иная модель создания знаний, когда инновации попадают в экономику из сферы науки (университетов). Более того, прямое включение фактора непрерывных инноваций в процесс производства резко увеличивает уровень неопределенности в движении экономических систем, что требует не только системной кооперации трех ведущих агентов развития, но и создания сетевого базиса построения их связей. Движение в сторону инновационной экономики связано с таким вариантом взаимодействий государства, науки и бизнеса, которое соответствует сетевому механизму тройной спирали.

В основе концепции тройной спирали лежит эволюционная теория, объясняющая модернизации в движении экономических систем траекторией развития технологий. В ходе этих изменений формы взаимодействия властей, бизнеса и науки всегда претерпевали эволюционные изменения - на каждом следующем этапе формирования технологий деятельность каждого из трех элементов инновационного процесса не приносила обществу эффективного результата. Эволюция моделей партнерских взаимоотношений в экономических системах проиллюстрирована рисунками 6-8.

Рисунок 6. - Командная экономика: отсутствие партнерства (статичная модель) Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем. // Инновации. 2011а. Т. 150. №4. с 66-78 - с.69

Рисунок 7. - Индустриальная рыночная экономика: двойные спирали (с обратной связью) Там же стр. 69

Рисунок 8. - Постиндустриальная экономика: тройная спираль (сетевое переплетение функций) Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем. // Инновации. 2011а. Т. 150. №4. с 66-78 - с.69

В командной экономике партнерские отношения трех игроков вообще отсутствовали - наука и бизнес полностью контролируются государством.

В индустриальной рыночной системе они вступают в парные взаимодействия с обратной связью, образуя двойные спирали (государство - бизнес, наука - бизнес, государство - наука).

В постиндустриальной онлайновой экономике парный формат отношений уже недостаточен: для принятия оптимальных управленческих решений требуется взаимодействие трех акторов в сетевом режиме, т.е. образование ими полноценной тройной спирали. Там же стр. 69

Основой для формирования тройной спирали может быть одна из двух противоположных концепций: рыночная модель или административно-командная модель.

В этих моделях есть стремление университетов и бизнеса к увеличению независимости от государства, тем не менее, с другой стороны увеличение взаимозависимости государства, науки и бизнеса. Базовая модель ТС находит свое отражение в модельных вариациях НИС.

Таким образом, модель "тройной спирали" сформирована в соответствии с принципами пересечения трех элементов инновационного процесса. В данной модели каждый из элементов обеспечивает систему создания знаний за счет формирования гибридных форм, которые снижают неопределенность.Дежина И., Киселева В. Тройная спираль в инновационной системе России // Вопросы экономики, № 12, Декабрь 2007, C. 123-135 - с. 126 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/13309360 (дата обращения 15.11.14)

Когда каждый из трех элементов инновационного процесса способствует увеличению эффективности других элементов, тогда происходит зарождение модели ТС. Как правило, это происходит на региональном уровне, где складывается определенная специфика взаимоотношений промышленных и научных объединений, и отсутствие или наличие регулирования со стороны государства в первую очередь влияет на конфигурацию ТС.

Этапом зарождения ТС является начало взаимодействия структур в рамках инновационного процесса в их традиционных ролях. Там же стр. 124

Основными элементами теории Тройной спирали являются:

  • 1. Роль университетов усиливается по сравнению с ролями бизнеса и органов власти,
  • 2. Инновационный процесс регулируется не только государством, но и представителями науки и бизнеса.
  • 3. Дополнение основных функций элементов инновационного процесса, путем принятия на себя функций других элементов. Касенов Р.Р Модель национальной инновационной системы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323) Экономика Вып. 52-56 с. - с.55 URL: http://www.lib.csu.ru/vch/323/009.pdf (дата обращения 16.11.14)

Рассмотрим каждый тезис теории Тройной спирали подробнее.

Основной тезис концепции "тройной спирали" заключается в том, что доминирующее положение в системе инновационного развития занимают представители науки. Причиной столь важной трансформации послужила логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. Дежина И., Киселева В. Тройная спираль в инновационной системе России // Вопросы экономики, № 12, Декабрь 2007, C. 123-135 - с. 124 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/13309360 (дата обращения 15.11.14)

Традиционно бизнес и органы власти рассматривались как двигатели промышленной политики, однако, когда передовые знания стали быстрее реализовываться на практике, на передний план выходят представители науки. Если раньше путь от открытий до технологических прорывов занимал целые поколения, то сейчас этот цикл проходит в сроки, позволяющие изобретателям участвовать как в исследовательском процессе, так и на этапе внедрения инноваций. Это явление - главный аргумент для более глубокого вовлечения институтов, генерирующих знания, в инновационный процесс. Тройная спираль. Университеты -- предприятия - государство. Инновации в действии // Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. c. 238 - 23 стр.

Университеты являются генерирующим элементом в обществе, в основе устройства которого лежат знания, точно так же, как функционирование индустриального общества базируется на промышленности и властных структурах. Промышленность продолжает функционировать как совокупность производящих объектов, в то время как главной задачей власти становится предоставление гарантий стабильности и безопасности договорных отношений. Конкурентным преимуществом университетов является постоянный приток молодежи - студентов, которые неизбежно генерируют новые идеи. Контраст выглядит убедительно по сравнению с консерватизмом отделов исследований и разработок частных компаний и государственных, которые лишены непрерывного притока интеллекта, который обеспечивается в университетах за счет студентов. Там же стр. 27-28

Университеты и иные структуры, формирующие знания, должны участвовать в обновлении старой экономической деятельности или создании новой экономики на основе интеллектуального капитала. В то время как новые знания или комбинации старых и новых знаний становятся ядром для создания новых компаний, в модели ТС на первый план выходит спираль университетов и других структур, ответственных за создание нового знания, при этом бизнес и государство начинают играть вспомогательную роль в развитии научных исследований. В этом случае обычной стратегией является организация исследовательских центров и ускорение научных исследований, при этом университеты получают от государства и бизнеса дополнительные ресурсы для выполнения своей традиционной научно-исследовательской функции. Тройная спираль. Университеты -- предприятия - государство. Инновации в действии // Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. -238 с. - 37-38 стр.

Следующим шагом в развитии ТС является внутренняя модернизация институтов, когда они кроме своих традиционных функций принимают на себя функции других участников инновационного процесса. Если какая-то функция является ключевой для кого-либо из них, а другие институты принимают участие в ее выполнении как своей второстепенной задачи, то это можно считать инновационным вкладом данных институтов в развитие модели ТС.

Выполнение функций других институтов оказывать содействие более качественному выполнению первоначальных функций, точно так же, как участие в капитализации знаний ведет к созданию нового знания или появлению новых образовательных программ.

Тем не менее, при выполнении функций других институтов, каждый институт сохраняет свою первичную роль и свойственную ему уникальность. Для университетов ключевой задачей остается передача и сохранение знаний. Поэтому, несмотря на то, что они подсоединяются к выполнению некоторых функций бизнеса и государства, главной для них остается роль распространения знаний и социализации молодежи. Это касается и государства, выступающего гарантом социальных устоев, а также и бизнеса, являющегося производителем товаров и услуг. Фирмы продолжают оказывать услуги и производить товары, но в то же самое время занимаются и исследованиями. Обучая своих сотрудников и повышая их квалификацию, компании могут обзавестись собственными «университетами», по крайней мере, в области своей специализации. Государство устанавливает правила игры, но в то же время делает венчурный капитал доступным для развития новых компаний. Тройная спираль. Университеты -- предприятия - государство. Инновации в действии // Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. -238 с. - 38-39 стр.

Высокая степень взаимодействия университетов с государством и бизнесом основывается на новых принципах - сетевых структурах, которые объединяют ранее обособленные инновационные центры в промышленных фирмах, научных и государственных учреждениях. Эти сети могут консолидировать интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы нескольких государственных научно-исследовательских центров, университетов и инновационных структур частных компаний, вне зависимости от расположения.

Качественно новый характер организационных форм и взаимодействия инновационных структур создает инкубационный эффект - университеты и научно-исследовательские организации государства и бизнеса превращаются в инкубаторы новых инновационных фирм и исследовательских организаций. Обязательными условиями для этого служат: отбор наиболее перспективных идей в области технологий, достаточный объем финансирования в виде грантов и беспроцентных кредитов, аутсорсинг, обучение персонала будущих фирм в ходе практической работы и включение вновь образованных фирм в общую сеть с потенциальными партнерами и инвесторами. Иванов Н. Социальный контекст инновационного развития // Мировая экономика и международные отношения, № 5, Май 2013, C. 17-30 - с. 18 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/34773431 (дата обращения 20.11.14)

Эффективность сетевой организации любой деятельности состоит в том, что ее результат нелинейно повышается при росте масштабов сети. Каждый узел сети, будь то производитель или потребитель продукции, получает дополнительный эффект от простого увеличения количества узлов. Кравченко Н. А. К проблеме измерения и оценки национальных инновационных систем // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 1, Январь 2010, C. 61-75 - с. 66-67 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21199841 (дата обращения 15.11.14) Поэтому эффективность Тройной спирали значительно выше, чем у модели с двойными взаимодействиями.

К преимуществам Тройной спирали относятся:

  • 1. Снижение уровня неопределенности и издержек при создании новых продуктов за счет взаимодействия трех акторов инновационного процесса;
  • 2. Расширение разнообразия инновационных продуктов за счет соединения в различных комбинациях активов и компетенций участников инновационного процесса;
  • 3. Повышение экономической эффективности за счет одновременного взаимодействия трех акторов инновационного процесса. Центральный сегмент наложения кругов спирали (рис. 8) иллюстрирует синергию этих трех элементов инновационного процесса. Катунков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий // Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской. - М.: Институт экономики РАН, 2012. 45 с. - c. 27

В странах Скандинавии инновационными объединениями могут считаться только те, где сформировалась тройная спираль, причем они могут формироваться как в любых секторах экономики. Главными критериями являются увеличение скорости создания новых продуктов. Там же cтр. 29

Концепция Тройной спирали имеет следующие недостатки:

  • · Отсутствие учета влияния различных социальных слоев на инновационный процесс,
  • · Отсутствие использование творческого потенциала общества.

Поэтому возникла потребность в формировании концепции, которая могла бы учитывать эти недостатки. В связи с этим была сформирована концепция Четверной спирали, которая базируется на концепции Тройной спирали, однако в ней нет недостатков выделенных выше.

«Сыт — бери с собой провиант,
ясно — бери с собой зонтик».
Китайская мудрость

И снова приветствую всех читателей и даже как показала наша секретная разведка - читательниц (их много!) нашего журнала!! В этот раз я расскажу подробно про такую технику НЛП, как «тройная спираль Милтона Эриксона» (для простоты - тройная спираль). Это одна из самых эффективных техник внушения, которые могут быть использованы в соблазнении.

Что же представляет из себя тройная спираль? Попытаемся разобраться в этом. Техника под названием «тройная спираль Милтона Эриксона» очень похожа на технику перекрывания реальностей, которая используется для введения человека в трансовое состояние. Собственно, для этих же целей она и используется. Структура техники такова: начинается рассказываться некая история №1, прерывается на каком то моменте, переходится к истории №2, она тоже прерывается, рассказывается история №3 полностью, в которую и встроено внушение (по сути, она сама может быть внушением). Затем заканчивается история №2 и история №1. Человеческая память устроена таким образом, что к концу вашего рассказа вся середина человеком уже забудется, однако внушение, если оно было сделано правильно, сохранится в подсознании. Безусловно, это внушение надо производить косвенно, желательно подкреплять невербаликой (какими-то жестами, касаниями и пр.). Несмотря на кажущуюся сложность, техника весьма проста в использовании. Главное, четко знать, какую именно команду вы собираетесь в нее заложить. Просто нужно придумать или вспомнить какую-то историю, от которой вы собираетесь оттолкнуться. По большому счету, между историями может и не быть особой логической привязки, но если она все же будет, то это хорошо и эффективнее. Теперь перейдем к примерам для лучшего усвоения)

Вариант 1 - «классика».

/Начало истории 1/

Знаешь, как-то еще в школе я возвращался домой с занятий довольно поздно вечером и увидел как в подворотне двое парней пристали к девушке. Естественно, я вступился за нее. Кто-то назвал бы это рыцарским поступком…

/Начало истории 2/

Ведь были же раньше рыцари, которые могли вступаться за слабых, не могущих за себя постоять. В особенности за женщин. В давние времена существовали целые ордена людей-рыцарей, посвятивших себя достижению какой-то цели.

/История 3 - внушение/

Ведь цель - это самое важное. Поставив перед собой цель и упорно стремясь к ее достижению, ты можешь быть уверен, что твои усилия не пропадут даром и ты получишь то, к чему так стремишься.

/Конец истории 2/

Эти рыцари умели добиваться того, что им было необходимо. Поэтому, наверное, их и называли рыцарями.

/Конец истории 1/

Конечно, я в тот момент, когда вступался за девушку, не думал ни о каких рыцарях, это был просто естественный порыв. Парни не стали особо артачиться и тихо свалили. А я был вознагражден за свое вмешательство благодарной спасенной). Вот такая история со мной была.

Собственно, эта история была скреативлена мной только что, по мере набирания слов на клавиатуре. В ней достаточно четко выделены рассказы, их начала и завершения. Сразу скажу, что восприятие подобной техники на бумаге и на слух различается очень сильно. Попробуйте рассказать подобное знакомым и увидите, как этот вроде бы коротенький и простенький текст может замотивировать человека к достижению какой-то цели.

Вариант 2 - «боевой».

Одного человека попытались наказать, обвинив его в том, что он грубо себя ведет с другими людьми, на что он отреагировал следующими словами:

/Начало истории 1/

“Не так давно про меня сказали, что я — довольно грубый человек. Видимо, кому-то не нравится мое поведение. Скажу прямо: на это я могу заметить, что многие другие считают меня человеком довольно добрым. Просто мой характер напоминает характер кота.

/Начало истории 2/

Дело в том, что кошки — довольно ласковые животные. У меня у самого дома постоянно жили кошки, и я прекрасно знаю их характер. Кошка — она добрая, но до тех пор, пока с ней обходятся хорошо и ее не трогают. А стоит ее обидеть, она пускает в ход когти. А когти у нее страшные. И царапает она страшно.

/История 3 - внушение/

Возможно страшное раздражение кожи.

/Конец истории 2/

И видимо, легко понять — не надо кошку обижать. А если будете с кошкой ласковым, то она вас никогда не обидит. Кошка просто никогда не позволяет себя обижать. Она не может этого позволить.

/Конец истории 1/

Я человек по натуре добрый. Я просто всегда действую в соответствии с тем, как ко мне относятся. Я не стараюсь нравиться всем. Я не червонец, чтобы всем нравиться. Добрые люди на меня не обижаются. Но и хамства я не терплю”.

От выговора нашего рассказчика такое заявление, естественно, не спасло (все было решено заранее). Как, впрочем, ничто не спасло и его обидчиков от очень сильной экземы, с которой они промучались несколько месяцев. ((с) С. Горин. Оборона и нападения с помощью Эриксоновского гипноза).

Вот пример боевого применения данной техники. Хотя сам не пробовал так делать, ибо по натуре человек миролюбивый:) И, наконец,

Вариант 3 - «усложненный».

Разумная глупость или глупый интеллект, подумай об этом - сказали ему давным-давно. Подумаю, подумаю - повторил эту фразу он про себя, и вспомнил самый прекрасный момент своей жизни… Жизни, в которой столько интересного можно увидеть или, например, запомнить, запомнить и услышать звуки вокруг и, например, почувствовать, как прекрасно это было, а было это прекрасно, и на прекрасной опушке необыкновенного леса, леса на опушке перед самым восходом солнца.. - Солнце, солнце - громко пело его сердце.- Солнце, Солнце - прошептало его тело замирая от радости: замирая и радостно вдыхая аромат цветов полной грудью, полной грудью тот аромат, который принес с собой ветер: ветер… хм… интересно, откуда дует ветер, подумало тело и повернуло голову в ту сторону, в которой удобнее, удобнее можно было представить или рассмотреть, как недалеко на траве.. траве необычной, яркой, цветной траве, лежала иссиня голубая прозрачная роса - обычная утренняя роса, - подумал он, он подумал, что стоит только посмотреть в каплю, и оказаться там… и там, оказывается, отражается безбрежно голубое небо, голубое небо без единого облачка, облачка. Нет… да, да… нет, есть только ясное небо, небо, где вдаль, может быть, улетают чайки, и чайки, может быть, летят в ту сторону... в ту сторону, где есть ясное небо, ясное небо где-то там встречается с морем, с морем, волнующимся всегда и всегда спокойным, спокойным всегда и в этот раз, и именно в этот раз солнце, как всегда, удивляло своим светом... светом, который падая на песок своем невидимым весом, искрится в бесконечности песчинок… да-да, песчинок необычных одинаковых размеров и разных по цвету... да-да, по цвету все песчинки одинаковые... одинаковые песчинки, которые так приятно зачерпнуть одной рукой на берегу моря и медленно или быстро, или с той скоростью, с которой нравится легко высыпать и высыпать, снова и снова, на искрящийся от солнечного света песок побережья… побережья, по которому гуляет ветер… ветер гуляет и подхватывает бережно песчинки своей силой и трепетно рисует узоры в воздухе, в воздухе, который наполнен ароматом или запахом, запахом или ароматом, который бывает после дождя... да, дождя или грозы хм…грозы. После грозы воздух наполнен звуками грома, грома где-то там, далеко, стихающие звуки грома, грома стихающего до пустой тишины, тишины в которой слышны слова.. Слова слышны совсем рядом или чуть дальше, хм… чуть дальше сказанные слова близкого человека… близкого человека, чей голос тоном и звучанием наполняет эти простые слова смыслом, смыслом проникающим в самые глубокие и далекие уголки нашего сердца. Сердце человека умеет любить, да любить.. и с восторгом удивляя быть счастливым всегда… - Навсегда, навсегда.. я тебя люблю - слова сказанные знакомым человеком, человеком самым главным на свете..- самым главным на свете повторил ветер.. ..-самым главным на свете повторил ветер, рисуя песчаные узоры в воздухе, в воздухе и песок искрится, искрится в лучах солнечного света, света разных цветов, который отражается на безбрежной иссяня голубой прозрачной воде… хм.. воде или воды прозрачной настолько, насколько прозрачна бывает вода, шумно падающая с большой высоты, например с высоты горного водопада, водопада, нарисованого моим воображением. Воображение придуманного водопада, в котором бесчисленное количество капель воды, капель воды разного размера и тяжести, тяжелых или легких капель воды разного цвета и качества. Капель воды, среди которых находится и та самая одна прозрачная капля, взглянув в которую, и выглянув обратно можно рассмотреть и уже четко увидеть как на траве, на траве необычной, яркой траве разных цветов лежит роса.. роса лежит на опушке леса, леса перед самым восходом солнца… Солнце, солнце - радостно запело сердце. Солнце, солнце - выдыхая аромат цветов, которые принес ветер выдохнул полной грудью он… Он продолжал сидеть на опушке, на опушке необыкновенного леса перед самым восходом солнца… - Разумная глупость или глупый интелект - подумай об этом, - сказали ему давным-давно. Подумаю, подумаю, - повторил эту фразу он про себя.

Спираль в спирали. Довольно сложный вариант, не для использования новичками. Но может давать потрясающий эффект, так как использует несколько уровней внушения. Внимание, вопрос любознательным читателям: сколько витков у этой спирали? И вопрос для совсем продвинутых: какие еще техники используются в этом внушении?

Ответы можно присылать мне в личку или на e-mail.

До новых статей! И с Новым Годом!

Когда вы занимаетесь воздействием на тех, с кем общаетесь, с помощью специальных трансовых технологий, вам необходимо не только поместить сообщение, которое содержит внушение, в подсознание собеседника, но и добиться того, чтобы он забыл об этом сообщении. Как мы уже говорили, забывание ваших внушающих сообщений способствует их защите от контроля со стороны сознания и увеличивает силу их воздействия. В этой главе мы рассмотрим отдельные эффективные техники воздействия, которые помогут вам в достижении этой цели.

Первая техника «Дурная бесконечность» получила серьезное развитие в рамках современных трансовых технологий. Она основана на том факте, что после того как сознание обработало сюжет какой-либо истории, необходимо некоторое время, чтобы оно извлекло из этого сюжета некоторый смысл. Закономерности организации работы сознания таковы, что когда речь идет о восприятии некоторого сюжета, наше сознание не может удовлетвориться просто некоторой последовательностью фактов и событий.

Для того чтобы эта история оказалась записанной в памяти, требуется извлечение из нее некоторых выводов, которые могут быть важными для обеспечения жизнедеятельности. В момент, когда извлекается некоторый смысл, как вы уже, надеюсь, догадались, сознание в достаточной степени занято этим, чтобы одновременно заниматься защитой подсознательных процессов. Именно это можно и нужно использовать для того, чтобы получить доступ к подсознанию тех, с кем вы общаетесь.

Как это сделать? Техника «Дурная бесконечность» это последовательность историй, которые вы рассказываете и в каждую из которых вложена другая. В последнюю историю вы можете вложить некоторое сообщение, содержащее внушение в соответствии с целями вашей беседы. Приведем пример.

    Петр Петрович, когда я смотрю на картины, которые висят в вашем кабинете, я сразу же вспоминаю свое недавнее посещение выставки в Эрмитаже, посвященной как раз этому направлению живописи. Когда я туда попал, я был совершенно восхищен буйством красок и фантазии, которая свойственна художникам этого направления. Я долго ходил по залам, любовался картинами, читал подписи под ними. И вот когда я стоял около одной из таких картин, ко мне подошел сотрудник музея и сказал: «Вижу, что вы интересуетесь живописью. Эта картина крайне замечательна. Ее только недавно доставили в Эрмитаж из Голландии. Я как раз был командирован в Голландию для того, чтобы сопровождать доставку этой картины в Санкт-Петербург. Когда я впервые пересекал границу Голландии, я был наполнен сомнениями относительно безопасности моей поездки. Я знал, что когда повезу картину назад, меня будут сопровождать только два охранника. А ведь стоимость картины превышает 3 000 000 долларов. Когда я приехал на место и обратился с этими сомнениями к начальнику охраны музея, он сказал мне: «Я тоже, когда раньше сопровождал это полотно, боялся нападения. Но один из искусствоведов сказал мне, что я зря волнуюсь, что можно расслабиться и почувствовать себя в безопасности, ведь это полотно много раз путешествовало по Европе и Америке, и никогда не было попыток нападения. После этого я понял, что, видимо, у этой картины есть какие-то защитные силы, которые отпугивают воров. Поэтому можете смело отправляться в путешествие, и все будет хорошо»». Вот, Петр Петрович, какая это интересная была выставка. По-моему, мы говорили о наших планах на будущий год...

Как видите, эта технология косвенного внушения основана на том, что само внушение вплетено в рамки одной из историй. Вы видите, что истории в изложенном примере как бы вплетаются одна в другую, что позволяет получить серьезный трансовый эффект на уровне сознания вашего собеседника, поскольку оно не успевает обрабатывать эти истории с такой же скоростью, с какой вы их рассказываете.

На протяжении истории, ведь если вы заметили, меняется 4 субъекта рассказа: вы сами, рассказывающий историю вашему собеседнику, смотритель музея, рассказывающий вам историю своего путешествия, его коллега из Голландии, и, наконец, искусствовед который произносит формулу внушения для вашего собеседника, которая соответствует цели вашей беседы (снять сомнения относительно планов на будущий год).

Такая схема вложенных историй оказывается обычно очень эффективной для реализации ваших внушений. Схему «Дурной бесконечности» вы можете применять на материале любых высказываний. Вот пример из коммерческой области.

    Вы, Иван Иванович, говорите о том, что некоторые пункты договора вам не нравятся. Когда год назад мы заключали договор с фирмой «Р» я приехал к генеральному директору этой фирмы. Перед тем как мы перешли к обсуждению проекта договора, он сказал: «Вы знаете, я очень ответственно подхожу к обсуждению договоров. Когда мы работали с фирмой «Л», они предложили мне достаточно подробно разработанный договор. Сначала некоторые пункты этого договора мне не нравились. Однако я вспомнил, что когда мы подписывали договор с фирмой «Н», все пункты этого договора, которые мне не нравились, директор этой фирмы предложил исключить. Я согласился, однако решил проконсультироваться со своим юристом. А он мне сказал: «Ты что, только что было принято Постановление №17 Правительства России. Вчера как раз выступал один известный юрист с комментариями этого постановления и сказал, что кажется, теперь некоторые пункты в договорах, которые не работали раньше, обретут реальную силу и окажут положительное влияние на деловую практику в нашей стране»». После этого мы вернулись к первоначальному тексту. И остались довольны этим.

Несмотря на то, что этот текст более прозрачен, его сила от этого не становится меньше, потому что сознание вашего собеседника все равно будет запутано в том, кто кому что сказал, и неминуемо последняя формула будет воспринята подсознанием. Даже такая прямолинейная тактика внушения, будучи подкреплена соответствующей степенью резонанса, а также выделением голосом, окажет сильное воздействие на тех, с кем вы общаетесь. И все это потому, что в искусстве воздействия форма высказывания безусловно превосходит по важности содержание.

Одна из наиболее интересных и известных техник косвенного внушения была разработана Милтоном Эриксоном и носит названий «Тройная спираль» . Она заключается в следующем: вы начинаете рассказывать первую историю, обрываете ее на самом интересном месте, начинаете рассказывать вторую, обрываете ее, рассказываете целиком третью историю, которая содержит косвенное внушение, после этого заканчиваете вторую историю, а потом заканчиваете первую. Вот пример использования этой технологии.

    Вот, Иван Иванович, слышал о планах реконструкции рынков. Конечно, это хорошая идея нашей администрации. Я был у нас на рынке две недели назад. Это совершенно странное место. Меня там особенно заинтриговал один торговый павильон. Кстати, я как раз вспомнил, что прошлым летом поехал отдыхать в Турцию. На второй день приезда проснулся и отправился на турецкий базар. Вы представляете, что такое турецкий базар? Это совершенно дикое место, в котором можно потеряться буквально через минуту. Между прочим, я однажды в детстве действительно потерялся. Мы с мамой и папой пошли за грибами, я спрятался за кустом, а они не заметили этого и пошли дальше. Когда я выглянул, никого не было. Я побежал за ними, но их уже не было. Тогда я лег под дерево и заснул. Когда я проснулся, мама держала мою голову на коленях и говорила: «Все хорошо, все будет хорошо. Ты можешь довериться мне». Так вот, на том турецком базаре мне очень понравился человек, который продавал кальяны. Он сидел и периодически курил из самого дорогого кальяна. К нему подходили люди, присаживались, тоже курили и говорили о чем-то. Меньше всего его интересовали покупатели. Но торговля у него, как я узнал у его соседей, была просто превосходная. Видимо, дело в какой-то восточной атмосфере. Нам не вникнуть в специфику их бизнеса. Кстати, павильон на нашем рынке, который я посетил, был действительно загадочным. Ни на один товар не было ценника. Причем, наряды милиции, которые проходили мимо, не обращали на это никакого внимания. Вот что творится на наших рынках.

Это пример «Тройной спирали» Милтона Эриксона. Суть ее заключается в том, что окончание первой и второй историй как бы накрывают собой третью историю, которая как раз содержит внушение, что приводит к проникновению внушения на уровень подсознания.

Для того чтобы использовать технологию «Тройной спирали» , вам необязательно придумывать какие-нибудь сложные истории. Вы можете просто вспомнить, например, как вы ехали на встречу к вашему собеседнику.

    Я, Иван Иванович, сегодня ехал к вам на маршрутке номер 5 и думал о нашей встрече. Вместо того чтобы идти по Литейному, она поехала по Невскому проспекту, мимо Дома книги.

    Кстати, я две недели назад заходил в Дом книги, чтобы купить книгу по гипнозу. Там было очень много книг по гипнозу. Я открыл одну из них и стал листать. То ли из-за жары, то ли из-за такого количества людей, то ли из-за шума я стал испытывать какое-то состояние ясности сознания. Когда-то в университете, на 5 курсе, один профессор читал нам курс лекций. Перед каждой лекцией он говорил нам: «Успокойтесь и расслабьтесь. Вы добьетесь всего, чего хотите, если будете слушать меня и делать то, что я говорю». Я помню, что это очень нам помогало в восприятии скучного материала его лекций.

    Так вот, в Доме книги, когда я почувствовал необыкновенную ясность сознания, я подумал: «Так ведь это и есть гипноз». Когда я проезжал в маршрутке сегодня мимо Дома книги, я подумал, насколько лучше там стало, потому что можно познакомиться с литературой, не ожидая, пока продавец даст тебе книгу, которая тебя интересует.

Данная история хорошо показывает нам, что совершенно необязательно иметь запас каких-то историй, для того, чтобы применять технику «Тройной спирали» Мил-тона Эриксона. Вы можете использовать любые факты, события, происшествия. Здесь важнее всего не содержание, а форма, которая позволяет вам осуществить косвенное воздействие. Две первые истории могут быть какими угодно, главное внушение, которое содержится в третьей истории.

4.3 Rating 4.30 (5 Votes)

Довольно часто фигурирует в области нейролингвистического программирования. Его работы, сделанные на основе многочисленных исследований в сфере измененных состояний сознания, стали ключевыми в медицинском гипнозе. Именно этим американским психиатром была создана гипнотическая техника под названием "Тройная спираль", которая позволяет ввести человека в состояние транса так, что он не чувствует и не осознает гипнотического воздействия.

Суть техники Милтона Эриксона

Как упоминалось ранее, это такая методика гипноза, с помощью которой можно ввести человека в трансовое состояние таким образом, что испытуемый не ощущает оказываемое воздействие. Данная техника - одна из самых мощных в нейролингвистическом программировании. Ее основой являются эффективные методики речевого воздействия, благодаря чему результат этой методики потрясающий. Суть техники "Тройная спираль" Милтона Эриксона заключается в следующем: специалист, владеющий ею, рассказывает какую-либо историю, в которой имеются специально подобранные ключевые фразы, которые необходимо внушить человеку. Удивителен тот факт, что на сеансе составляют три истории, которые совершенно не связаны между собой.

Как действует?

Итак, специалист начинает с того, что рассказывает первую историю, а после, когда приближается к финалу, резко переключается на вторую, не связывая их между собой. После чего такой трюк проводят и со вторым рассказом, резко переходя на третью историю. В заключительном тексте должны содержаться ключевые фразы, которые необходимо «внедрить» в подсознание клиента. Несомненно, данный рассказ составляют с использованием определенных техник управления сознанием. Далее, после рассказа третьей истории, гипнотизер мгновенно переходит ко второму тексту и заканчивает его. После этого завершается и первая история, причем важно начать с того места, где ее закончили изначально. Чтобы этот монолог дал свои плоды, важно не упускать из поля зрения ни одну деталь, а также не совершать длительных пауз. Чтобы избежать ошибок, можно рассмотреть, как выглядит данная техника на практике.

Примеры «Тройной спирали»

Представленный вариант будет содержать скрытое внушение о снятии боли и улучшении самочувствия. Далее будут приведены три истории в нужной последовательности.

История 1 (начало)

В суете будних дней мы забываем о своем физическом и моральном состоянии. Зарываясь в бытовых и рабочих проблемах, мы откладываем походы к врачам и вспоминаем о своем здоровье только в том случае, когда нас подстерегают серьезные проблемы. Когда на приеме у врача мне сказали о необходимости операции, я не стала откладывать, и ее провели уже на следующий день.

История 2 (начало)

Жаль, что не каждый умеет прислушиваться к сигналам, которые посылает нам наш организм. Порой они служат знаком, что необходимо менять привычную жизнь. Мой папа очень часто болел, когда работал на пропарке автоцистерн: его хронический бронхит был в фазе обострения. Он часто брал больничные, проходил курс лечения, но результат был кратковременным. В связи со спецификой работы ему каждый раз становилось все хуже и хуже.

История 3 (внушение)

В те моменты, когда я неважно себя чувствую, я стараюсь остановиться, перевести дыхание и прислушаться к своему организму. Пребывание в нездоровом состоянии я анализирую и предполагаю возможные варианты причин своих заболеваний. Например, головную боль может вызвать перенапряжение, а недостаток радости в жизни или же жизненные трудности могут вызвать боль в сердце. В такие моменты я делаю глубокий вдох и выход, расслабляюсь, успокаиваюсь, и замечаю, что через некоторое время боль проходит.

Рассказ 2 (окончание)

После того как папа сменил работу, где условия труда не такие тяжелые, бронхит его стал мучить намного реже. После выяснилось, что его постоянные болезни были сигналом о необходимости изменений в его жизни.

История 1 (окончание)

Операция прошла успешно, и после этого я чувствую себя намного лучше. Обычно к нам приходит понимание происходящего после того, как приходится с чем-то расстаться. И в тот момент я поняла, что нужно быть осознанным и проживать каждый момент своей жизни, уметь слушать свой организм и не доводить ситуации до крайностей. Теперь я всегда нахожу время для отдыха и слежу за своим здоровьем.

Следующий пример запрограммирован на то, чтобы слушатель поверил в свои силы.

История 1 (начало)

Это случилось весной позапрошлого года, когда я была студенткой педагогического университета на последнем курсе. Все пять лет я была примером для своих сокурсников, хорошо училась и шла на красный диплом. Но конфликт с научным руководителем по дипломной работе перечеркнул дальнейшую возможность благополучно защитить свою работу и получить заветный красный диплом.

Рассказ 2 (начало)

Иногда различные трудности, которые преподносит жизнь, приводят нас в отчаянье, и только потом мы это осознаем, что это все было во благо. Такой вывод я сделала, когда моя сестра долгое время была в поиске работы.

История 3 (внушение)

В те моменты, когда я сталкиваюсь с разными проблемами, и кажется, что нет сил бороться, а руки уже опускаются, я усердно твержу себе: "Будь уверена в себе. Ты сильная. Поверь в себя и свои силы. У тебя обязательно все получится!". Эти слова помогают мне справиться с беспокойством и понять, что все решаемо. Вот такие не сложные слова способны сотворить чудо. Поэтому не стоит забывать про силу слова и свою собственную внутреннюю мощь.

Рассказ 2 (окончание)

Пока моя сестра была в поиске работы, за целых два года она прошла более чем сорок собеседований. Из-за отсутствия самореализации, любимого дела и финансового дохода она стала падать духом. Но в один день, будучи на очередном собеседовании, когда ее спросили, кем она видит себя через пять лет, она поняла, что хочет стать детским психологом. После того как сестра поступила в университет и получила специальное обучение, она сразу нашла работу психолога в детском учреждении, где с удовольствием работает и по сей день.

История 1 (окончание)

Оставалось всего три месяца до защиты дипломной работы, но деваться было некуда: я набралась мужества и добилась того, что мне поменяли научного руководителя. В решающий для меня день, а именно - в день защиты диплома, во избежании некорректной оценки моего первого научного руководителя, ее попросили не принимать участие в оценивании моих трудов. Таким образом, приемная комиссия оценила мое выступление и работу на наивысший балл, и благодаря этому я получила красный диплом. Как позже выяснилось, мой новый научный руководитель оказался по совместительству директором одного крупного холдинга. После блистательной защиты диплома он пригласил меня работать в его компанию. И вот уже год как я возглавляю один из отделов этого холдинга. Данная жизненная ситуация дала мне понять, что ни в коем случае нельзя отступать от своих целей, а все трудности, которые нам даются, порой идут нам только во благо. Стоит лишь принять проблемы, которые предоставляет нам судьба, и решать их с гордо поднятой головой.

На этом повествование заканчивается. Теперь остановитесь и вспомните все три истории, которые прочли. Проанализируйте их и попробуйте выделить внушение, содержащееся в третьем рассказе.

Раскрываем секреты

Акцент в концепции "Тройной спирали" ставится на том, что истории способны управлять сознанием слушателя. По этой причине при их составлении важно учитывать интересы человека. Резкие переходы с одного рассказа на другой помогают запутать сознание слушателя и автоматически заставить его заниматься поисками смысла. И именно в это время происходит внушение. Учитывая то, что состояние замешательства и запутанности способно обескуражить сознание, в этот момент внушение проникает в подсознание. Собственно, это и является результатом "Тройной спирали" в НЛП.

Концепция техники включает в себя три важных момента:

  • Истории должны быть максимально просты и доступны для восприятия, но, помимо этого, они должны быть интересны слушателю. Это важно для того, чтобы сознание человека, которому вы рассказываете, было в состоянии уловить суть рассказов, а также пропустить внушаемую информацию дальше - в подсознание. В конце всего вашего монолога слушатель не сможет детально воспроизвести третью историю, в которой содержалась основная информация. Но зато этот посыл проникнет в его подсознание. Если все действия были исполнены надлежащим образом, то испытуемый не сможет осознать внушенную информацию.
  • Стоит учесть, что истории не должны быть взаимосвязаны между собой, а рассказывать их необходимо без прерываний, пауз и остановок, и непосредственно в той последовательности, как этого требует методика.
  • При составлении внушаемой фразы важно проследить за тем, чтобы в ней отсутствовала частица «не», потому что подсознание человека устроено таким образом, что информация в отрицательной форме не воспринимается. Поэтому всегда необходимо говорить в положительном ключе. Например, если человек дает себе установку: «Я не буду болеть», таким образом, подсознание получит команду: «Я буду болеть».

В заключение

Благодаря данной технике ученый Милтон Эриксон смог доказать, что каждый человек способен впасть в состояние транса. Ко всему прочему, у всех людей есть в этом потребность, точно так же как, к примеру, имеется необходимость во сне. У человека иногда может возникнуть такое ощущение, что в процессе раздумий он как будто выпадает из реального мира на короткое время. Или же при занятиях однообразной деятельностью действия становятся механистичными, а сознание начинает где-то блуждать. Транс является таким состоянием человека, в котором степень его осознанного участия в обработке поступающей информации изменяется. Чтобы успешно использовать трансовое состояние сознания человека, важно знать на практике, как действует «Тройная спираль».

И. ДЕЖИНА

доктор экономических наук, руководитель сектора ИМЭМО РАН,

В. КИСЕЛЕВА

доктор экономических наук, профессор ГУ-ВШЭ

Статья подготовлена по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта Агентства США по международному развитию, а также гранта факультета Государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.

В глобальной инновационной системе в настоящее время происходят кардинальные изменения: растет интенсивность инновационных процессов, сокращаются сроки создания инноваций, разработчиками и потребителями становятся новые участники инновационной деятельности, меняются их отношения и соответственно функции. В качестве важного субъекта инноваций выступают транснациональные корпорации, которые покрывают сетью инновационного бизнеса страны и регионы. Понимание того, как надо строить новую модель инновационной системы, для России является актуальным, тем более что она имеет все основания занять достойное место в ряду стран, внесших большой вклад в развитие мировой науки.

В исследованиях по проблемам российской инновационной системы до сих пор только накапливалась информация, проводился мониторинг состояния этой сферы, анализировались возможности использования опыта развитых стран для формирования рыночной инновационной системы. Но постепенно в некоторых работах намечаются прорывы в теоретическом объяснении путей инновационного развития России(1), которые достаточно убедительно объясняют специфику инновационной деятельности с точки зрения современной теории. По мере того как в развитых странах успешно развивается новая модель инновационной системы, формируются и новые подходы к объяснению процессов возникновения и распространения инноваций, соответствующие современному этапу развития. Исследователи обобщают изменения, происходящие как в отдельных странах, так и в мире, пытаясь объяснить их. В современных работах по теории инноваций анализируются свойства и новые тенденции, в той или иной форме нашедшие отражение во взаимодействии государства, науки и бизнеса и оформившиеся в виде концепции "тройной спирали", или модели стратегических инновационных сетей.

Основной тезис теории "тройной спирали" заключается в том, что в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать институты, ответственные за создание нового знания. Причиной столь важного преобразования послужила логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. В этих областях наблюдается образование "кластеров", формирующих будущий потенциал инновационного развития (био- и нанотехнологии, информационные технологии), а связи между учеными, технологами и пользователями становятся качественно другими, так же, как и функции, выполняемые отдельными участниками(2).

В этом же направлении развивается экономика, где производство добавленной стоимости все в большей степени концентрируется в звеньях глобальной "цепочки", которые являются носителями специальных знаний. Эволюционируют внешние по отношению к науке и инновациям условия, главными из которых являются переход к постиндустриальной экономике (экономике знаний), глобализация и появление новых форм организации экономической и научной деятельности. В одних странах институты, включенные в процесс производства нового знания, оформлены в виде университетов, в других они представляют собой систему академических организаций. Существенно то, что в результате изменений в структуре экономики и общества государство уже не может играть доминирующую роль в инновационном развитии, поскольку оно не способно создавать знания, хотя и несет ответственность за организацию их производства в той мере, в какой знания являются общественным благом. Формируется новая модель инновационной системы, отличная как от модели национальной инновационной системы, в которой главным двигателем инноваций являлись фирмы (3), так и от модели "треугольника" Г. Сабато(4), исходящей из доминантной роли государства в процессе инновационного развития.

Возникновение "тройной спирали" связано со следующими изменениями в науке, экономике и политике. Во-первых, произошла смена "ведущего звена" во взаимоотношениях участников процесса создания инноваций. Уровень неопределенности в инновационной сфере всегда был достаточно высоким, включая все элементы "производственного цикла" знаний: затраты, результаты, связи с внешней средой. Взаимодействие участников инновационного процесса осуществляется методом проб и ошибок, контроль все в большей мере становится "рефлексивным", то есть включает замкнутые контуры отрицательной обратной связи между производителями, потребителями и посредниками.

Во-вторых, вследствие нарастающего динамизма систем появилась необходимость организации эффективных форм взаимодействия трех субъектов развития (государства, бизнеса, науки) и создания новой основы построения этих связей - сетей коммуникаций. Эффективность сетевой организации любой деятельности состоит в том, что ее результат нелинейно повышается при росте масштабов сети. Каждый узел сети, будь то производитель или потребитель продукции, получает дополнительный эффект от простого увеличения количества узлов. Наличие сети подразумевает необходимость преобразования в инновационном развитии функций государства, университетов (научных организаций) и фирм(5).

В-третьих, на изменение условий инновационной деятельности влияет глобализация, которая проявляется по-разному, в том числе через деятельность транснациональных корпораций, наднациональных союзов и альянсов. Функции организации и управления инновационной деятельностью, ранее выполнявшиеся государством на основе иерархических структур, меняются как по исполнителям, так и механизмам. Когда экономика приобретает черты экономики знаний, главными изменениями в ее свойствах становятся включение науки в сферу производственных интересов и стимулов для фирм, а также повышение уровня ответственности за инновационное развитие для государства.В англоязычной литературе для отображения нового способа производства знаний существует специальный термин "модель 2" в качестве альтернативы традиционному способу, который рассматривает научную деятельность как процесс, структурированный научными дисциплинами, сетью связей между ними в виде "невидимых колледжей" или научных школ (модель 1).

Эволюция инновационной системы происходит в условиях столкновения двух не тождественных друг другу векторов развития (исследований и их прикладного использования), что находит свое отражение в отношениях между двумя крупнейшими участниками инновационной деятельности - фирмами и научными организациями(6). Соответственно в "двойной спирали" неизбежно появление третьего участника - государства. Формы взаимодействия между тремя участниками претерпевали изменения вследствие того, что самостоятельная деятельность каждого из них не давала эффективного результата. Поэтому функции каждого элемента "спирали" в реальном историческом контексте менялись.

Таким образом, модель "тройной спирали" организована в соответствии с принципами пересечения трех множеств отношений. В данной модели каждый из институтов обеспечивает систему производства знаний за счет создания гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность.

"Тройная спираль" как аналитическая модель описание множества институциональных механизмов и моделей выбора политики (модели национальных инновационных систем) дополняет объяснением их динамики. В процессе перехода к постиндустриальному развитию меняется не только экономика, но ее взаимосвязи с другими источниками социального и политического развития. Предшествующие теории объясняли развитие экономики на основе представлений о взаимодействии частного капитала и государства. Необходимость включения инновационного процесса в объяснение экономической динамики, то есть постоянного производства инноваций, означает изменение отношений между частным сектором и государством так же, как между государством и наукой. В частности,

общей тенденцией в развитых странах является достижение высокого уровня финансирования инноваций частным сектором экономики. В странах-лидерах, например в США, частный сектор обеспечивает до 75% расходов на исследования и разработки, а на долю 100 ее крупнейших международных корпораций приходится 90% этой суммы(7).

Существуют ли возможности такой организации отношений между тремя динамически обособленными системами, развивающимися по собственным законам, которая при их взаимодействии обеспечивала бы устойчивое развитие системы в целом? В рекурсивной системе контроля государство не может воздействовать на остальных акторов директивным образом и неизбежно переходит к типу отношений, который может характеризоваться как партнерство или социальный договор. Отсюда появляется возможность хотя и формального, но тесного и интенсивного общения между партнерами в ходе принятия решений, гибкой коррекции и мониторинга реализации проектов. Это позволяет прорабатывать инновационные проекты в альтернативных вариантах без существенного увеличения средств и дает возможность прекращать реализацию неоптимальных контрактов по результатам мониторинга.

Экономическая основа теории "тройной спирали" базируется в основном на эволюционной концепции объяснения траекторий развития технологий. Главная идея эволюционной теории, использованная в теории "тройной спирали", - инерционность траекторий технологического развития, которые оказывают определяющее воздействие на процессы экономического роста (path-dependency). В широком смысле слова от сложившейся траектории технологий зависит даже тип государственного устройства. Например, в работах сторонников этого направления доказывается, что страна, технология которой специализируется на производстве товаров конечного потребления, имеет демократическую и децентрализованную политическую систему. Сочетание "жесткой" структуры технологических связей с нелинейностью в процессе управления технологией приводит к сбоям из-за перегрузки системы принятия решений и как результат - к росту числа аварий и техногенных катастроф(8). Смена траекторий в результате появления радикальных инноваций - сложный процесс, занимающий продолжительный период. Кардинальная смена технологической траектории чаще всего наблюдалась после серьезных потрясений в общественной жизни - революций, войн и т. д. (примеры - Япония, Южная Корея, Юго-Восточные "тигры").

Понятие "тройная спираль" усложняет представления о характере связей между технологическим развитием, его когнитивной и институциональной средами. В "двойных спиралях" часть связей между компонентами игнорируется и рассматривается влияние государства на рынок (это хорошо отражено в теории политической экономии). Взаимодействие технологий и рынка изучается в эволюционной теории, большая часть обратных связей при этом не учитывается. В "тройной спирали" наличие сети связей между акторами приводит к изменениям не только их самих, но и связей между ними.

Новые технологии, созданные в результате инноваций, проходят отбор на основе рыночной конкуренции. "Победившие" технологии адекватны определенному типу рынка, следовательно, обеспечивается локальный оптимум для избранной технологии и рынка. Действия участников данного звена будут направлены на сохранение этой цепи и достижение монопольного положения той или иной технологии. Если институциональная компонента спирали, обеспечивающая контроль над экономическим развитием в целом, также соответствует этой траектории (например, законодательство страны, в которой развернуто производство, обеспечивает благоприятные условия для его развития), то технология будет изменяться в соответствии с жизненным никлом данной инновации. Согласно термину теории общественного сектора, образуется "ловушка" технологий, когда интересы участников направлены на то, чтобы новые технологии не появлялись. Такая монополия сохраняется до тех пор, пока по крайней мере две компоненты "спирали" (это могут быть, например, государство и наука или государство и рынок) не создадут условия для появления новой, более эффективной инновации, что приведет к смене траектории.

Развитие по сложившейся траектории, в свою очередь, меняет инфраструктуру науки для разработки альтернативных траекторий. Если контроль над развитием технологии осуществляется также на более высоком уровне (это может быть федеральное правительство или региональные и наднациональные органы, такие, как Европейский союз), то и реализация контроля может сократить жизненный цикл инновации за счет стимулирования конкурирующих новшеств.

Важно подчеркнуть, что авторы концепции "тройной спирали" считают случайным отбор компонент для формирования траектории развития, поскольку в конечном счете случайными оказываются факт и момент открытия или изобретения. Они могут быть созданы и запатентованы в сфере, где не обеспечивают максимального эффекта и, следовательно, не выводят экономическую динамику на траекторию оптимального роста, как это было принято в неоклассических концепциях. На основе рекурсивной структуры связей и институциональных компонент контроля создается возможность перехода от одной траектории к другой. В процессе развития каждой сферы по "спирали" траектории пересекаются, и именно на таких пересечениях появляется возможность перехода от случайно сложившейся траектории на национальном или корпоративном уровне к новой траектории. Чем больше дифференцированы компоненты в "спирали", связанные с инновациями и рынком, тем выше вероятность возникновения "ловушек" технологий. Это до определенного момента обеспечивает возможность устойчивого развития, поскольку данные компоненты могут идеально адаптироваться друг к другу в разных отраслях и производствах.

Однако траектория устойчивого развития страны в целом обеспечивается интеграцией компонент "тройной спирали" так, чтобы отбор технологий и рынков происходил в долгосрочной перспективе. Значит, в ходе контроля государства или региональных органов должен обеспечиваться компромисс между дифференциацией и интеграцией. Таким образом, "двойные спирали" между государством и рынком, с одной стороны, наукой и бизнесом - с другой, в современных условиях. экономики знаний недостаточны для динамичного развития. Они не имеют механизмов контроля по типу отрицательной обратной связи между всеми участниками, а "тройные спирали", выигрывая в условиях контроля, являются системами высокого уровня неопределенности и сложности, что приводит к затруднениям в организации управления. В конечном счете инновационному развитию способствуют все мероприятия, увеличивающие разнообразие в поведении экономических агентов, прежде всего фирм. Рост инновационной "креативности" становится главной задачей политики наряду с совершенствованием механизмов отбора объектов для стимулирования, будь то отдельные фирмы, корпорации или государственные программы.

В переходных и развивающихся экономиках специфика формирования (модернизации) инновационных систем заключается в том, что они уже при зарождении вынуждены "встраиваться" в глобальную систему инноваций, даже если страны придерживаются тактики изолированного развития. Правительства стран с переходной экономикой могут способствовать созданию собственной инновационной системы, однако включенность в глобальные рынки заставляет участвовать как государство, так и бизнес в технологической гонке с транснациональными компаниями и странами. Именно глобальный рынок осуществляет отбор конкурентоспособных технологий, и это обстоятельство может или ускорять, или тормозить формирование инновационной системы страны.

Создание рыночных инновационных систем в странах с переходной экономикой, как показывает опыт, должно происходить по трем основным направлениям:

Организация механизмов и создание условий для распространения и общественного признания необходимости проведения политики по развитию экономики знаний;

Обеспечение механизмов коммерциализации знаний, включая их трансфер в новые области применения;

Включение в "запас" знаний нового и практически примененного знания таким образом, чтобы все заинтересованные субъекты имели доступ к информации.

В связи с этим сфера ответственности государства, особенно на начальном этапе создания инновационной системы, существенно расширяется, хотя бюджетные возможности поддержки развития науки, в частности фундаментальной, сокращаются.

Специфическая форма взаимодействий, которая была органически присуща плановому хозяйству СССР, предусматривала зависимость любого вида деятельности (научной, учебной и инновационной) от государства и финансирование им всех видов работ. Это привело к созданию линейной системы, получившей название административно-командной. Такие системы существовали и в других странах или секторах инновационной деятельности, например при выполнении военных проектов, где они были наиболее эффективными. Вместе с тем административно-командная система не создавала условий для инициативы "снизу", чем скомпрометировала себя как модель развития.

Особенности формирования "тройной спирали" в России

В постсоветской России "тройной спирали" присуща определенная специфика, которая заключается в том, что основной объем научных исследований фундаментального характера приходится не на университеты (вузы), как в большинстве стран мира, а на институты Академии наук. В то же время вузы осуществляют основной объем подготовки кадров, в том числе и высшей квалификации, при достаточно слабой научной базе и скромных масштабах финансирования НИОКР. Создание инфраструктуры для содействия развитию связей между наукой и бизнесом в такой системе представляет собой нетривиальную задачу, поскольку на формировании инфраструктуры вокруг университетов будут сказываться недостаток научного потенциала, а в случае создания ее при научных организациях - нехватка молодых кадров.

Организационную структуру государственного регулирования сфер науки и инновационной деятельности в России можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу, являющемуся наследием советской системы. Только сравнительно недавно были начаты изменения, направленные на придание ей большей гибкости, на формирование структур, позволяющих включать в процесс разработки стратегического видения не только представителей органов исполнительной власти, но и других участников национальной инновационной системы (в первую очередь представителей бизнес-сообщества).

Научно-техническая и инновационная политика, поддержка определенных видов НИОКР находятся в ведении целого ряда министерств и агентств, координация усилий между которыми, даже ключевыми ведомствами, развита слабо. Помимо министерств и агентств, в структуре государственного управления существуют и вневедомственные координационные, консультативные и совещательные органы. В их состав входят представители заинтересованных ведомств, но они скорее лоббируют свои интересы, чем координируют решения. Добиться перераспределения приоритетов в этой системе достаточно трудно, так как действует своеобразная инерционная траектория процесса принятия решений "от достигнутого".

Бизнес в "тройной спирали": российская специфика. Принято считать, что крупный бизнес в России недостаточно активен в сфере технологических инноваций. В течение нескольких последних лет инновационно активными, согласно статистике Росстата, являлись лишь 9 - 10% промышленных предприятий(9).

В зависимости от того, что понимается под технологическими инновациями(10), уровень инновационной активности будет различаться. Российский бизнес восприимчив к инновациям по параметру привлечения нового, высокотехнологичного оборудования, что видно по растущим объемам его импорта. Действительно, покупка зарубежного оборудования более выгодна предприятиям по ряду причин: из-за сравнительно меньшей пены, высокого качества предлагаемых послепродажных сервисов, способов оплаты. Интерес к обновлению технологий возник у предприятий после кризиса 1998 г., и стратегии развития компаний базировались в значительной мере на привлечении зарубежных инвестиций. Соответственно обновление происходило за счет заимствования зарубежных технологий, не всегда, правда, самых современных. Вместе с тем развитие инновационной деятельности только на базе покупки зарубежного оборудования чревато сохранением технологического отставания.

Если уровень инновационной активности компаний рассматривать по параметру расходов на внутрифирменные НИОКР, то Россия окажется позади не только развитых индустриальных стран, но и некоторых развивающихся. С этой точки зрения показательно ее сравнение с другими растущими и развивающимися экономиками - со странами БРИК (Бразилией, Индией и Китаем). Расходы фирм на НИОКР (процент от продаж) составляли в 2004 г. в Китае 2, 5%, в Бразилии - 0, 9, в Индии - 0, 46, в России - 0, 3% (11). Опросы относительно инновационной активности промышленности дают более высокие оценки: расходы на НИОКР имеют около 40% компаний(12). Более глубокое исследование характера НИОКР, проводимых на предприятиях, позволило авторам опроса сделать вывод о том, что они направлены преимущественно на небольшие усовершенствования, чтобы выжить в создавшихся условиях. Только половина из предприятий, назвавшихся инновационно активными, постоянно осуществляет вложения в НИОКР.

Кроме того, важен такой параметр, как уровень расходов на НИОКР. По данным опроса ИЭПП, в России затраты компаний на них не превышают 8% общих расходов на технологические инновации, тогда как в европейских странах он составляет в среднем 20%; расходы фирм на приобретение патентов и лицензий и вовсе небольшие - менее 2%(13).

Вместе с тем надо отметить, что намечается и положительная тенденция роста расходов на НИОКР со стороны крупного бизнеса. Компании создают собственные исследовательские подразделения или институты, в том числе покупают бывшие отраслевые институты. Увеличиваются также расходы компаний на научно-исследовательские проекты, выполняемые в организациях государственного сектора науки и вузах. Системных данных о размерах финансирования НИОКР со стороны бизнес-сектора нет, доступны только цифры по отдельным крупным компаниям, свидетельствующие о наличии значительных ресурсов поддержки науки. Можно также сделать вывод, что только некоторые, как правило, крупные и не самые высокотехнологичные компании начинают систематически финансировать НИОКР. Крупных наукоемких фирм в России пока нет.

Главной проблемой инновационного развития в современных российских условиях является недостаточная активность предприятий именно с точки зрения объемов, периодичности и результативности проводимых ими НИОКР или тех разработок, которые они заказывают сторонним организациям (включая организации государственного сектора науки и вузы). С точки зрения общих тенденций развития инновационных моделей можно предположить, что процесс "первоначального накопления", основанный на эксплуатации сырьевых ресурсов страны, начинает давать эффект в тех компаниях (часто монополистов), которые интенсивно наращивают как закупки оборудования, так и собственные и заказные НИОКР.

Оценить "пересечения", или интерфейсы, бизнеса с другими компонентами "тройной спирали" сложно. Однако можно утверждать, что они существуют и качественно отличаются от тех, которые действуют в развитых странах. Пока общие условия, регулирующие взаимодействие государства и бизнеса, неблагоприятны для инноваций на любых типах российских предприятий. Вместе с тем тесные пересечения существуют у государства и тех предприятий, в которых значительную долю составляет государственная собственность, и именно эти предприятия пользуются режимом максимального благоприятствования. Многие из них являются сырьевыми, они располагают широкими возможностями лоббировать свои интересы и накопили достаточные ресурсы для развития инновационной деятельности. Однако для трансфера технологий перспективы взаимодействия этого сектора с остальными невелики хотя бы потому, что сама технология этой отрасли в ограниченной степени является объектом трансфера.Взаимодействие государства и бизнеса в "тройной спирали" можно схематично представить следующим образом.

Пересечения во взаимодействии государства и бизнеса образуются на основе формальных и неформальных связей (о чем свидетельствует наличие значительного числа бывших государственных служащих в крупном бизнесе). В оставшейся части как науки, так и бизнеса эти связи почти не проявляются. Пока сложно оценить последствия нового сращивания бизнеса и государства, происходящего в форме создания государственных корпораций. По мнению экспертов(14), этот процесс приведет к росту трансакционных издержек и снижению эффективности производства, сужая тем самым инновационный потенциал экономики. Остальная часть предприятий не имеет долгосрочных стимулов к развитию, и, следовательно, их взаимодействие с сектором науки минимально. Даже стратегия имитации для них представляется слишком дорогой, и замещающих инноваций они, как правило, не осуществляют. Высокий приоритет, который государство отдает крупному сырьевому бизнесу, создает устойчивый "локальный оптимум" между этими двумя компонентами, который ни остальные отрасли, ни наука разрушить не могут.

Состояние науки. Сложность и уникальность российской ситуации после распада СССР состояла в том, что страна получила масштабный научный комплекс, представленный только государственным сектором науки, тогда как доля государственных расходов в ВВП значительно снизилась. В результате возможности финансирования науки по сравнению с поздним советским периодом многократно сократились. С точки зрения наличия и доступности ресурсов для науки Россия оказалась в положении страны третьего мира. По объему финансирования НИОКР в расчете на душу населения она была позади большинства стран ОЭСР и даже ряда стран Центральной и Восточной Европы. Так, в 1995 г. в России этот показатель составил 31 долл., тогда как в США - 649, 2, в Японии - 601, 5, в Германии - 459, 4, в Великобритании - 387, 1, в Финляндии - 381, 1, в Чехии - 189, 4 долл.(15)

Резко сократившееся финансирование науки привело к стремительному оттоку кадров: в 1989 г. на 10 000 экономически активного населения в России приходилось 130 исследователей, к 1995 г. - 60. В последние годы этот показатель стабилизировался на уровне 72-75.

Возникла одна из существенных проблем - неадекватность бюджетных средств количеству государственных научных организаций, которое продолжало расти, и численности научных сотрудников, хотя средняя численность занятых в научных институтах падала. В новых экономических условиях государственный сектор науки оказался избыточным. Многие научные организации не смогли адаптироваться к новым условиям и продолжали существовать преимущественно за счет единичных эффективно работающих лабораторий и научных групп, а также ненаучных доходов (таких, например, как сдача помещений в аренду). Все это не позволяло поддерживать исследования на высоком уровне.

Происходящий в последние пять лет ежегодный прирост бюджетного финансирования науки не может быстро изменить негативные тенденции. Растущие средства не будут использоваться эффективно до тех пор, пока они распределяются в старой организационной структуре и на основе прежних принципов. В нынешних условиях высокая доля государственного финансирования науки является свидетельством низкого спроса на результаты науки в экономике страны, а не показателем щедрого государственного финансирования.

Спецификой науки в России является относительная изолированность научных организаций и вузов не только от бизнес-сектора, но и друг от друга. По данным социологических обследований, 40, 6% научных организаций выполняют исследовательские проекты самостоятельно, 16, 4 - сотрудничают с академическими НИИ, 13, 1 - с отраслевыми НИИ, 8 - с вузами, и только 0, 8% - с предприятиями(16). Слабо развито и международное сотрудничество в российской науке. По данным Центра исследований и статистики науки, в 2006 г. только 11, 6% научных организаций сотрудничали с коллегами из стран СНГ и 17, 3% - с коллегами из других стран(17).

Наиболее тесные связи государства и науки, так же, как и в случае с бизнесом, складываются с государственным сектором науки. Остальная наука организационно как единый механизм не оформлена, поэтому ее возможности установления обратных связей с государственными структурами существенно ограничены. Вместе с тем научные организации, ранее относившиеся к отраслевому сектору науки и в большей своей части разрушенные в ходе приватизации, были основными генераторами и получателями технологий. Поэтому отсутствие общей политики в сфере инновационной деятельности приводит к тому, что научная компонента в "тройной спирали", по сути, является наиболее слабой с точки зрения ее взаимодействий с другими субъектами.

В целом принципы построения взаимодействия науки и государства практически не претерпели изменений с советских времен. В то же время "сохранность" ресурсов науки, которая до настоящего времени была основана на инерции развития, может стать его движущей силой, но только в том случае, если в науке, так же, как и в бизнесе, будут созданы новые формы отношений.

Размеры пересечений между компонентами определены на рисунке приблизительно, однако можно сделать следующий вывод.Главная проблема формирования экономики знаний в России состоит в том, что в научной сфере сложились устойчивые субоптимальные "ловушки" технологий (lock-in). Они базируются на партнерских отношениях со структурами, имеющими механизмы обратных связей с государственными ведомствами. В этом смысле сырьевые отрасли, дающие максимум поступлений в бюджет, могут, с одной стороны, за счет собственных средств проводить НИОКР, что поддерживает репутацию и увеличивает соответственно нематериальные активы компании. С другой - именно эти компании пользуются режимом максимального благоприятствования со стороны государства. Поэтому ведомства, формулирующие государственные решения, не несут ответственности перед теми, на кого они распространяются. Решения принимаются в условиях полной закрытости, и, кроме того, интересы ведомств довольно противоречивы. В результате ни одна из структур не отвечает за принятое решение, которое не соответствует глобальному оптимуму в целом для страны.

Анализ состояния основных субъектов инновационной системы в России и инструментов, используемых правительством для налаживания связей между ними, позволяет сделать вывод, что пока существуют и развиваются только "двойные", а не "тройные спирали" отношений. Складываются четыре вида таких видимых парных связей.

1. Государство - государственный сектор науки. Эта "спираль" является одной из наиболее напряженных. Несоответствие между спросом и предложением научной продукции, неэффективность использования имеющихся в данной "спирали" ресурсов приводят к тому, что человеческий капитал морально устаревает и несет в себе большой потенциал социальной неустойчивости.

2. Государство - сырьевые отрасли промышленности. Имея высокие доходы, данные отрасли конкурируют на международных рынках. На наш взгляд, этим отчасти обусловлено то обстоятельство, что они тратят значительные средства на исследования и разработки. Кроме того, мощность сырьевого комплекса дает ему возможность устанавливать доверительные отношения с государственным блоком "спирали", который непосредственно участвует в доходах отрасли в качестве совладельца крупного бизнеса.

3. Государство - остальной бизнес. Большинство предприятий других отраслей пока не выходит из стагнации, начавшейся с конца прошлого века. Те предприятия, которые в состоянии выйти на инновационный рынок для создания импортозамещающей продукции, предъявляют спрос преимущественно на импортное оборудование.

4. Наука - бизнес. Это взаимодействие пока еще остается недостаточно развитым и не может рассматриваться в качестве согласованной "спирали" развития.

"Двойные спирали" в новых условиях рыночных отношений сохраняют устойчивые технологические "ловушки", поскольку в них заинтересованы все участники инновационного процесса. Государство, в целом отвечающее за успешный переход к новым технологическим траекториям, не может преодолеть такие "ловушки" из-за того, что в его взаимодействии с другими участниками по-прежнему доминируют вертикальные отношения, не отвечающие современным инновационным требованиям.

Государство, как следует из рассмотрения "двойных спиралей", практически участвует во всех из них. Поэтому важным условием формирования рыночной инновационной системы является трансформация способов и моделей самой государственной деятельности. Актуальное направление реформирования - это переход от государственного управления к политике гибкого реагирования.

(1) Инновационная экономика / Под ред. А. А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2004; Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006; Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.

(2) Теория "тройной спирали" разрабатывается на основе институциональной экономической теории, поэтому для описания ее участников и пей используется термин "акторы", подразумевающий для взаимодействующих институтов или индивидуумов наличие не только экономических стимулов, но и других интересов.

(3) Lundvall В.A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Printer Publishers, 1992; National Innovation Systems: А.Comparative Analysis / R. Nelson (cd.). Oxford: Oxford Univ. Press, 1993.

(4) Sabato J. Technology and the Productive Structure. Instituto Latinoamericano de Estudios Transnacionales, 1979.

(5) Etzkovitz H., Leydcsdorff L. The Dynamic of Innovations: from National System and "Mode 2" to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations Research Policy 29. 2000. P. 109-129.

(6) Отмстим, что такое противоречие свойственно не только административно-командной системе управления. Высшее руководство фирм так же, как и администрация плановой системы, нередко противодействует новшествам, сбивающим ритм налаженного производства.

(7) Industrial Research Institute"s 6Ul Annual R&D Spending Leuderboard, // RTM. 2004, nov. -dec. P. 22.

(8) Porter J. M. Organizations in Action. New York: Me Grow Hill, 1967.

(9) Наука России в цифрах - 2006: Стат. сборник. М.: ЦИСН, 2006. С. 146.

(10) Отсутствие единой системы статистических измерителей и достаточного для анализа массива данных отмечается во всех аналитических работах но этой тематике не только в России, но и в других странах.

(11) Knowledge Assessment Methodology // http: //info.worldbank.org/ctools kam / scorecard_std_countrics.asp

(12) См., например: Гончар К. Инновационное повеление предприятий обрабатывающем промышленности.// Модернизация экономики и государство. Т. 1, Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: ГУ-ВШЭ, 2007; Кузнецов Б., Кузык М., Симачев Ю., Цухло С., Чулок А. Особенности спроса на технологические инновации и оценка потенциальной реакции российских промышленных предприятий на возможные механизмы стимулирования инновационной активности Модернизация экономики и государство. Т. 1.

(13) Кузнецов Б., Кузык М., Симачев Ю., Цухло С., Чулок А. Указ. соч. С. 490.

(15) Наука России в цифрах - 1996: Стат. сборник. М.: ЦИСН, 1996. С. 82.

(16) Опрос проводился в 2005 г. 13 501 организации, представляющих академическую, вузовскую науку и организации ведомственной принадлежности, расположенных в 24 регионах России. См.: Шерги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 200(5. С. 97.

(17) Было обследовано 173 научные организации, из которых 122 расположены в Москве, 31 - в Петербурге и 20 - в остальных городах. Фактически исследовалась московская паука, которая с точки зрения развития международных связей опережает остальные российские регионы. См.: Андреева О. А., Антропова О. А., Аржаных Е. В.. Зубова Л. Г. Научные организации в условиях реформирования государственного сектора исследований и разработок: результаты социологического исследования // Информационно-аналитический бюллетень. N 2 - 3. М.: ЦИСН, 2007. (Сер. "Экономика и менеджмент в сфере науки и инноваций").