В какие сроки перечислять ндфл в бюджет. Когда перечислять ндфл с зарплаты

(и подать декларацию до 30 апреля следующего года), должен заплатить с них налог не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором получены эти доходы (п. 4 ст. 228 НК РФ). Например, по доходам, полученным в 2015 году, налог нужно перечислить до 15 июля 2016 года включительно.

Если последний день, в который можно заплатить налог, - выходной день (суббота, воскресенье или нерабочий праздничный день), срок уплаты НДФЛ переносится на следующий ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Для некоторых налогоплательщиков предусмотрены иные сроки уплаты НДФЛ, если в течение календарного года они прекратили деятельность, по которой НДФЛ обязаны рассчитывать самостоятельно. К ним относятся:

  • иностранные граждане, уезжающие из России;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Налог с доходов, полученных такими гражданами с начала календарного года и до того момента, когда прекратилась деятельность, нужно заплатить в течение 15 календарных дней с момента подачи декларации (в этом случае декларация представляется досрочно).

Об этом сказано в пункте 3 статьи 229 Налогового кодекса РФ.

В бюджет нужно перечислить ту сумму НДФЛ, которая указана в строке 040 раздела 6 налоговой декларации по форме 3-НДФЛ (п. 4 ст. 228, абз. 3 п. 3 ст. 229 НК РФ).

Способы перечисления налога

Перечислить НДФЛ в бюджет можно:

  • через банк;
  • через кассу местной администрации;
  • через отделения почтовой связи;
  • через небанковскую кредитную организацию, у которой есть лицензия Банка России на проведение соответствующих операций.

Это следует из положений статьи 11, пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-02-08/81.

Совет: Если собираетесь платить налог за своего ребенка, супруга или другого человека, не делайте это со своей банковской карты или счета в банке. Лучше заплатите налог наличными.

Дело в том, что существующая платежная система пока не позволяет правильно идентифицировать плательщика в случае безналичной уплаты налога за другого человека. И получится, что в налоговую инспекцию платеж придет на ваше имя, а не на имя того человека, за которого вы платите. То есть у должного налогоплательщика будет недоимка.

Поэтому, чтобы избежать возможных проблем, платите налоги за своих родственников (других людей) в наличной форме. Например, на почте или через кассу банка.

Ситуация: в каких случаях можно перечислять НДФЛ через кассу местной администрации или в отделении почтовой связи?

Перечислять налоги через кассу местной администрации или на почте можно только в том случае, когда в населенном пункте нет отделения банка.

Такой вывод можно сделать исходя из абзаца 2 пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Однако, по мнению Минфина России, почтовые отделения могут принимать от граждан деньги в счет уплаты налогов и сборов независимо от того, есть вблизи отделение банка или нет (письмо от 26 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-510). Такую точку зрения финансовое ведомство аргументирует тем, что законодательство должно обеспечивать максимально удобные условия для исполнения обязанностей по уплате налогов или сборов.

Заполнение платежного документа

При уплате НДФЛ через банк (Сбербанк России и некоторые другие банки) заполните платежный документ по любой из форм:

Формы и порядок их заполнения приведены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8?10/1199 и Сбербанка России № 04?5198.

В подтверждение оплаты налога операционист банка выдаст квитанцию (нижнюю часть форм № ПД-4сб (налог) или № ПД (налог) ) или копию заявления на перевод денег (по просьбе плательщика) с отметкой банка об уплате. При наличии технической возможности в подтверждение оплаты налога операционист банка может выдать чек-ордер. В этом случае отметка банка на платежных документах не проставляется. После приема платежа чек-ордер вместе с платежным документом возвращается плательщику. Такие правила установлены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8?10/1199 и Сбербанка России № 04?5198.

Cовет: чтобы не ошибиться в заполнении квитанции и правильно определить КБК, БИК, корсчет, ИНН и КПП налоговой инспекции, а также код ОКТМО, воспользуйтесь сервисами на сайте ФНС России.

Для этого можно использовать программу, размещенную на сайте http://www.nalog.ru (на сайте найдите «Электронные сервисы», далее - «Заполнить платежное поручение»). Эта программа разработана ФНС России специально для плательщиков налогов и гарантирует безошибочное представление данных.

Кроме того, можно воспользоваться новым сервисом на этом же сайте. Для этого выберите закладку «Электронные сервисы», далее - «Заплати налоги» и наконец - «Уплата налогов физических лиц». Для формирования платежного поручения достаточно выбрать вид налога, ввести личные данные и адрес объекта налогообложения (при необходимости). Остальные платежные реквизиты сформируются автоматически.

Пример самостоятельного расчета НДФЛ для его уплаты в бюджет

А.С. Глебова в 2016 году продала автомобиль за 300 000 руб. Он находился у нее в собственности менее трех лет, поэтому Глебова имеет право на имущественный налоговый вычет в размере 250 000 руб.

Других доходов за 2016 год, с которых нужно заплатить НДФЛ, у Глебовой не было.

НДФЛ, который нужно заплатить в бюджет по этой сделке, Глебова рассчитала так:
(300 000 руб. - 250 000 руб.) × 13% = 6500 руб.

Эту сумму Глебова указала в декларации по НДФЛ и форме № ПД-4сб (налог) на уплату НДФЛ.

Платить НДФЛ через почтовое отделение нужно с использованием (письмо Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173).

Если человек перечисляет НДФЛ через кассу местной администрации, то подтверждением уплаты будет квитанция , форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777. Ее обязаны выдать плательщику в кассе местной администрации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

Ситуация: вправе ли банк (почтовое отделение, местная администрация) взимать комиссию за перечисление НДФЛ в бюджет ?

Нет, не вправе.

При оплате НДФЛ человек дает банку (местной администрации, отделению почтовой связи) поручение перечислить деньги в бюджет. Банк (местная администрация, отделение почтовой связи) обязан выполнить такое поручение бесплатно. Плата за обслуживание операций по перечислению налогов и сборов в бюджет не взимается.

Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 58 и пункте 2 статьи 60 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 16 января 2007 г. № 03-05-07-02/01.

Если налог не удержан

В большинстве случаев НДФЛ из доходов человека удерживает налоговый агент. Однако в некоторых случаях он не может удержать налог. Такое может случиться по разным объективным причинам, например:

  • налог не был удержан, так как превышал 50 процентов от выплачиваемого человеку дохода;
  • налог не был удержан, так как человек получил доход в натуральной форме (например, приз или подарок), а денежных доходов, из которых налоговый агент смог бы удержать НДФЛ, не получал.

В этом случае налоговый агент уведомит инспекцию о том, что не смог удержать с человека НДФЛ. И инспекция направит человеку на эту сумму налоговое уведомление и уже заполненный платежный документ на уплату НДФЛ (форма № ПД (налог) ). Таким образом, человеку не нужно ни рассчитывать налог, ни заполнять платежный документ. Достаточно прийти с этим уведомлением в банк (почтовое отделение, кассу администрации).

Срок уплаты налога по уведомлению - не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором получил доход.

Такие правила установлены пунктами 1, 4 и 5 статьи 226, пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за несвоевременную уплату НДФЛ налоговая инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени начисляют за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные, нерабочие и праздничные дни. Отсчет количества дней просрочки начинается со дня, следующего за днем окончания срока перечисления НДФЛ . За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что пени взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Внимание: если человек не уплатил НДФЛ в бюджет, налоговая инспекция может наложить штраф за неуплаченный налог (ст. 122 НК РФ). Также инспекция вправе взыскать задолженность по налогу за счет имущества собственника (ст. 48 НК РФ). В некоторых случаях гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 198 УК РФ).

Если человек не заплатил НДФЛ и инспекция самостоятельно выявила недоимку, она вправе выставить требование об уплате налога, пеней и штрафа (вместе с платежным документом по форме № ПД (налог) ).

Требование должно быть вручено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Оно может быть вручено человеку лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи . Если требование направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Такой порядок предусмотрен статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ и положениями письма от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

Штраф за неуплату (неполную уплату) НДФЛ составит:

  • 20 процентов от неуплаченной суммы;
  • 40 процентов от неуплаченной суммы (если будет доказано, что человек умышленно не платил налог).

Такая ответственность предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Требование об уплате налога, пеней и штрафа исполните в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если только в самом требовании не указан более длительный срок для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Если требование не будет исполнено вовремя, инспекция может подать в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества человека:

  • денежных средств на счетах в банке;
  • наличности;
  • имущества, переданного другим лицам (например, сданного в аренду);
  • другого имущества.

Перечень имущества, за счет которого не может быть взыскана задолженность, указан в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Если сумма неуплаченного налога, пеней, штрафов превышает 3000 руб., инспекторы должны подать заявление о взыскании в течение шести месяцев с даты, когда срок уплаты требования истек (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Если сумма неуплаченного налога, пеней, штрафов 3000 руб. не превышает, инспекторы не смогут обратиться в суд, пока с даты, когда истек срок исполнения самого первого требования, не пройдет три года. И тогда заявление о взыскании инспекторы смогут подать в течение шести месяцев с момента, когда истек указанный трехлетний срок.

Но, предположим, в течение трехлетнего срока инспекторы исправно выставляли требования на сумму набежавших пеней, а гражданин эти требования не оплачивал. Либо у человека появились новые долги перед бюджетом, о которых сообщалось в требованиях об уплате. В тот день, когда общая сумма задолженности превысит 3000 руб., у инспекторов появится основание обратиться за взысканием в суд. На это отводится шесть месяцев с даты, когда долги перед бюджетом превысили 3000 руб.

Если инспекция пропустит установленный срок, суд будет рассматривать ее заявление только при наличии уважительной причины.

Обо всем этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

Чтобы суд принял обеспечительные меры для исполнения обязательств должника и арестовал имущество гражданина, вместе с заявлением о взыскании инспекторам нужно представить соответствующее ходатайство (п. 5 ст. 48 НК РФ).

Подавая заявление в суд, инспекция в тот же день должна направить человеку копию.

Такие правила установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета пеней при несвоевременном перечислении НДФЛ в бюджет

А.С. Глебова должна была не позднее 15 июля 2016 года заплатить НДФЛ в размере 40 900 руб. на основании поданной ею декларации. Однако она перечислила налог только 6 августа 2016 года. Поскольку налог был заплачен позже установленного срока, инспекция насчитала пени.

Продолжительность просрочки составила 21 день (с 16 июля по 5 августа включительно).

Ставка рефинансирования в этот период составляла 11 процентов.

Пени составили:
40 900 руб. × 11% × 1/300 × 21 дн. = 314,93 руб.

Налоговая инспекция не привлекла Глебову к налоговой ответственности в виде штрафа, так как декларация была сдана вовремя и налог был перечислен ею самостоятельно. То есть до того, как инспекция обнаружила недоимку и выставила требование об уплате налога.

Для определения сроков перечисления налога удобно воспользоваться

С 2015 г. введена обязанность физического лица сообщать налоговому органу информацию для расчета налога, которую в соответствии с положениями ст. 85 НК РФ органы, учреждения, организации и должностные лица, связанные с учетом организаций и физических лиц, обязаны представлять в налоговые органы.

Налоговое уведомление

Собственно, порядок уплаты транспортного и , налога на имущество не меняется. Как и в настоящее время, указанные налоги будут уплачиваться на основе налоговых уведомлений.

Физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) может быть:

  • передано лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговое уведомление направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговый орган не обязан предварительно, до направления налогового уведомления заказным письмом, пытаться вручить его налогоплательщику лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.09.2010 N 03-02-08/54).

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух . В Москве уплата авансовых платежей по налогу не предусмотрена (ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, ст. 397, п. 1 ст. 396 НК РФ; п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге").

Если физическим лицом до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату земельного налога, у его наследников не возникает и задолженность по такому налогу.

В связи с этим, когда на момент исчисления (перерасчета) суммы налога у налогового органа имеется информация о смерти налогоплательщика - физического лица, исчисление (перерасчет) суммы налога в отношении его не производится. Исчисленные налоговым органом суммы земельного налога, по которому налоговое уведомление не было получено физическим лицом до его смерти, подлежат списанию (Письмо Минфина России от 14.07.2010 N 03-05-04-01/38).

Сообщение об объектах налогообложения

С 1 января 2015 г. налогоплательщик - физическое лицо по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязан сообщать о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Это необходимо сделать, если налогоплательщик не получал налоговое уведомление и не уплачивал налог в отношении объектов налогообложения за период владения ими (пп. "в" п. 1 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом, за который уплачивается налог). Указанное сообщение не представляется, если:

  • в отношении соответствующего объекта налоговое уведомление ранее было получено. Поскольку переходные положения в этой части Законом не предусмотрены, можно сделать вывод, что достаточно налогового уведомления, полученного и до вступления поправок в силу;
  • в отношении указанных объектов налог ранее уплачивался (например, за период, когда физическое лицо являлось индивидуальным предпринимателем);
  • используется и обязанность по уплате налога соответственно не возникает. Для получения льгот физическое лицо должно представить в налоговый орган документы о праве на льготы;
  • имущество, которым владеет физическое лицо, не признается объектом налогообложения (в частности, легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения).

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога он уплачивается по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. Уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления данного срока уплаты (п. 6 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

До 1 января 2017 г. предусмотрен переходный период, позволяющий гражданам, заявившим о наличии объектов налогообложения, в отношении которых имущественный налог не уплачивался, начать уплачивать его с того налогового периода (года), в котором гражданином заявлено о наличии объекта.

Переходный период заканчивается 1 января 2017 г., и, если будут получены сведения о таких объектах из внешних источников, налоги в отношении этих объектов будут исчислены за три предыдущих года, а также наложен штраф за непредставление соответствующих сведений в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Норма об ответственности начнет применяться с 1 января 2017 г., то есть за неисполнение обязанностей по направлению сообщения о наличии объектов налогообложения, в отношении которых физическим лицом не получено уведомление об уплате налога за 2016 г. и последующие годы.

Кроме того, ответственность применяется только за непредставление сообщения (нарушение срока его представления). Если же налогоплательщик, не представив сообщение, уплатил налог, штраф взыскан быть не может.

Определенным стимулом сообщать о принадлежащем ему имуществе для физического лица является срок, за который оно может быть привлечено к уплате налога. Если налоговый орган исчисляет налог на основе имеющейся у него информации, налогоплательщик может быть привлечен к уплате налога за период трех предшествующих лет. Если же налог исчисляется на основе представленного сообщения, то в течение двухлетнего льготного периода (с 1 января 2015 г. до 1 января 2017 г.) налог исчисляется только за один год - год, в котором физическое лицо сообщило налоговому органу о "необложенном" имуществе (пп. "а" п. 4 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Единый срок уплаты налогов

Законодательством установлен единый срок уплаты гражданами земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физлиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (Письмо ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 "О разъяснении законодательства о налогах и сборах").

С 1 января 2015 г. вступает в силу положение, согласно которому налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны уплачивать земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 1 Закона N 334-ФЗ).

Закон N 334-ФЗ не содержит ограничений по распространению единого срока уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество на правоотношения, связанные с перечислением этих налогов за 2014 г. Следовательно, новый срок применяется с 2015 г., в том числе при уплате имущественных налогов за 2014 г.

Действительно, обязанность по перечислению рассматриваемых налогов за 2014 г. возникнет у физических лиц в 2015 г. Кроме того, представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований в течение текущего года могут принять нормативные правовые акты, устанавливающие новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов и вступающие в силу также с 1 января 2015 г.

Во избежание возникновения споров с налоговыми органами имущественные налоги за 2014 г. следует заплатить, как разъяснило финансовое ведомство, с соблюдением нового срока.

Оператор электронного документооборота

Обратиться в налоговые органы можно лично или через уполномоченного представителя, а также можно воспользоваться почтой и электронными сервисами.

Впервые непосредственно в Налоговом кодексе РФ (а не на уровне подзаконных нормативных правовых актов) закреплена роль спецоператоров связи в документообмене между налогоплательщиком и ИФНС (ст. 80 НК РФ). И с 1 января 2014 г. налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через оператора электронного документооборота. Такой оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям, которые утверждает ФНС России.

В настоящее время ФНС России разрабатывает формы, по которым граждане будут представлять сведения и иные документы.

Новые обязанности налогоплательщиков специальных налоговых режимов

Как известно, плательщики специальных налоговых режимов освобождены от уплаты налога на имущество. Но с 2014 г. начался переход к налогообложению имущества организаций на основе не балансовой, а кадастровой стоимости.

В настоящее время порядок налогообложения имущества на основе его кадастровой стоимости применяется к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, а также нежилым помещениям, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения названных объектов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), должны будут платить налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ).

Запрет на применение УСН не распространяется на организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25% (п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ), если они являются:

  • хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, учрежденными бюджетными и автономными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям);
  • хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, учрежденными бюджетными и автономными образовательными организациями высшего образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным организациям.

В тех субъектах РФ, где с 2015 г. будет применяться порядок налогообложения имущества исходя из его кадастровой стоимости, налогоплательщики упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход будут представлять декларации и нести иные обязанности налогоплательщиков налога на имущество организаций.

Новые правила пока не распространяются на индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков указанных специальных налоговых режимов. Они по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Изменения в исчислении НДС

С 1 января 2015 г. плательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Поправки направлены на сокращение избыточного документооборота, так как отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж, а обязанность по ведению указанных книг сохранится (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Не стоит забывать, что посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, все так же обязаны с 1 января 2014 г. вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 1 января 2015 г. будет установлена обязанность для таких посредников представлять журналы в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Журнал учета счетов-фактур с 1 января 2015 г. должны будут вести не только посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или выполнении функций застройщика (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Данное правило будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (в частности, на лиц, чья выручка без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ), а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС (лиц, применяющих УСН)). Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется.

Рекомендуется сразу начинать вести журнал в электронном виде, так как с 1 января 2015 г. вступит в силу новый пункт статьи НК РФ, который устанавливает для посредников, не являющихся плательщиками НДС, обязанность представлять в инспекцию журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении деятельности в рамках посреднического договора (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Этот журнал необходимо представлять в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причем представлять его нужно по установленному формату в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Согласно недавним изменениям индивидуальные предприниматели могут не только лично подписывать счета-фактуры, как было ранее, но и наделять этим правом своих представителей.

До 1 июля 2014 г. налоговая база по реализации недвижимого имущества определялась на дату регистрации этой недвижимости в собственность или дату оплаты (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78). Момент определения базы по НДС при реализации недвижимого имущества изменен: им следует признавать дату передачи этого объекта покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче) (п. 16 ст. 167 НК РФ).

Изменения, касающиеся налогового учета

В основном данные поправки в НК РФ направлены на устранение различий между налоговым и бухгалтерским учетом.

Курсовые разницы

С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключаются понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы станут частью курсовых разниц и будут учитываться по единым с ними правилам. Это касается и периодической переоценки требований и обязательств.

Положительной признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (п. 11 ст. 250 НК РФ).

Отрицательной является курсовая разница, возникающая при уценке указанного имущества и требований или дооценке указанных обязательств (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

С 1 января 2015 г. изменится и порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов. В частности, требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России, на последнее число текущего месяца, а не на последнее число отчетного (налогового) периода, как в настоящее время (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ).

Суммовые разницы (доходы (расходы) в виде суммовой разницы), возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 81-ФЗ (п. 3 ст. 3). Новые правила учета будут применяться к тем суммовым разницам, которые возникнут в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г.

Учет имущества

С 1 января 2015 г. организация сможет самостоятельно определять порядок признания материальных расходов (затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и иного имущества, не являющегося амортизируемым) с учетом срока использования имущества и иных экономически обоснованных показателей.

Согласно действующей редакции НК РФ стоимость такого имущества полностью включается в состав материальных расходов по мере его ввода в эксплуатацию. С нового года налогоплательщик сможет списывать стоимость данного имущества в течение более чем одного отчетного периода. При этом необходимо будет принимать во внимание срок использования имущества или иные экономически обоснованные показатели.

Например, стоимость малоценного имущества (основное средство, стоимость которого не превышает 40 000 руб. и срок полезного использования которого больше одного года) можно будет списывать в течение более чем одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

С 1 января 2015 г. определен порядок учета безвозмездно полученного имущества. Доход от реализации безвозмездно полученного и не являющегося амортизируемым имущества можно будет уменьшить на его рыночную стоимость, определенную на дату его получения (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Метод ЛИФО не применяется

С 1 января 2015 г. при налогообложении больше не будет применяться метод ЛИФО, основанный на допущении, что в течение определенного периода товары реализуются в последовательности, обратной их приобретению (поступлению). Положения НК РФ, предусматривающие применение метода ЛИФО для определения размеров материальных расходов при списании сырья и материалов, с 1 января 2015 г. утратят силу.

В бухгалтерском учете метод ЛИФО не используется с 1 января 2008 г. Поправка направлена на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Убыток от уступки права требования

С 1 января 2015 г. размер убытка от уступки права требования, которая была произведена третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, будет определяться по новым правилам (п. 1 ст. 279 НК РФ).

При уступке права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком. Этот убыток включается в состав внереализационных расходов, но принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% суммы убытка признаются на дату уступки права требования, а оставшаяся часть относится на расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

С 1 января 2015 г. организации смогут учитывать указанный убыток от уступки права требования единовременно на дату этой уступки (п. 2 ст. 279 НК РФ).

Камеральные налоговые проверки

В настоящее время камеральная налоговая проверка (КНП) проводится только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации. С 2015 г. камеральная проверка может проводиться и без декларации.

Камеральная проверка без декларации будет проводиться на основе информации и документов, которые налоговики смогут получить при проведении мероприятий налогового контроля (встречных проверок) (п. 1 ст. 93 НК РФ). Кроме того, при проведении КНП без декларации налоговая инспекция сможет доначислять налоги на основе информации по аналогичным налогоплательщикам. Но, как правило, найти аналогичных налогоплательщиков довольно сложно, поэтому такое доначисление довольно спорное и может быть оспорено в суде.

По мнению Минфина России, введение камеральной проверки без декларации должно стимулировать организации представлять отчетность вовремя и в любом случае.

С 1 января 2015 г. в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговики в определенных случаях смогут приходить на территорию налогоплательщика и производить осмотр помещений (ст. ст. 91, 92 НК РФ).

Таких случаев два: если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета, и если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков. Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. В настоящее время основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, с 1 января 2015 г. при выявлении противоречий между сведениями, собранными из разных источников, сотрудники налоговой службы смогут дополнительно потребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Блокировка счета

С 1 января 2015 г. изменится порядок приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Сейчас у сотрудников налоговой службы есть только два основания для блокировки счета. Это либо обеспечение исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа, либо неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации (расчета).

С 1 января 2015 г. появится еще один повод: если налогоплательщик не отвечает на высланное ему налоговой службой электронным способом требование о предоставлении документов или пояснений, а также о вызове в инспекцию. Если налогоплательщик в течение установленного срока не пришлет электронную квитанцию о получении корреспонденции, руководитель налоговой инспекции или его заместитель может в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Обязанность передавать налоговым органам квитанции о получении от них корреспонденции в электронном виде будет закреплена непосредственно в НК РФ с 1 января 2015 г., когда вступит в силу дополнительный пункт в статье "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Налогоплательщики, которые должны представлять налоговые декларации в электронном виде, обязаны будут обеспечить своевременный прием электронной корреспонденции от налоговой инспекции и в течение шести дней после ее отправки налоговыми инспекторами отослать им квитанцию о получении.

В результате с 1 января 2015 г. игнорирование налоговых электронных посланий из ИФНС может привести к блокировке расчетного счета. На данный момент действует другой алгоритм: в течение одного рабочего дня после получения требования налогоплательщик должен отправить в ИФНС либо квитанцию о получении, либо уведомление об ошибке (например, требование было предназначено другому адресату). Если он этого не делает, налоговики высылают требование по почте, и оно считается полученным по истечении шести дней с момента отправки.

Если счет заблокирован из-за непредставления налоговой декларации, решение об отмене блокировки будет приниматься в том же порядке, что и сейчас, то есть не позднее дня, следующего за днем представления декларации. А вот если налоговая служба приостановит операции по счетам в банке из-за того, что налогоплательщик проигнорировал электронное требование, то отменить это решение они должны на следующий день после получения от налогоплательщика электронной квитанции или после совершения налогоплательщиком тех действий, требование о которых содержится в послании налоговых органов (представление документов, пояснений или явка в инспекцию).

Срок, в течение которого инспекторы вправе блокировать счет за не сданную вовремя декларацию, будет ограничен и составит три года (сейчас срок не ограничен). Начинать отсчитывать его нужно по окончании 10 дней после крайнего срока сдачи отчетности (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Электронная форма деклараций по НДС

До настоящего времени сдавать налоговую отчетность в электронном виде были обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышала 100 человек. С 2014 г. обязанность сдавать декларации через Интернет определяется не только среднесписочной численностью работников, но и статусом налогоплательщика. Возможность сдать декларацию по НДС в бумажном виде в 2014 г. осталась только у налоговых агентов, которые освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками.

С 1 января 2015 г. налоговые агенты должны будут сдавать декларацию по НДС в электронном виде - правда, не все налоговые агенты, а только посредники, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" вносит изменения в ст. 174 "Порядок и сроки уплаты налога в бюджет" НК РФ и обязывает сдавать декларацию в электронном виде всех плательщиков НДС.

С 1 января 2015 г. налогоплательщики (в т.ч. являющиеся налоговыми агентами) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Требования к оператору электронного документооборота утверждены в Приложении к Приказу ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@.

Выводы

Несмотря на большое количество поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ и вступающих в силу с 1 января 2015 г. в соответствии с принятыми законами, они далеко не последние. Грядущий год, несомненно, принесет новые изменения, которые затронут и кредитные организации, и физических лиц, и индивидуальных предпринимателей, и предприятия малого и среднего бизнеса.

Декабрь 2014 г.

Какие могут быть риски у налогового агента при перечислении НДФЛ в бюджет в день фактической выплаты дохода работнику из кассы или перечислением на карту? В связи с письмами Минфина, ФНС, изменениями п.6 ст.226 НК РФ с 01.01.2016г. следует ли, - что ндфл надо перечислять с дохода, выплачиваемого работнику 1) в день перечисления зарплаты за вторую половину месяца, в нашем случае 14- го числа следующего за отчетным месяца, окончательный расчет за предыдущий месяц 2) отпускные и больничные не позднее последнего числа месяца, в котором производились выплаты, то есть можно ли НДФЛ перечислить в день этих выплат

В настоящее время НДФЛ необходимо уплатить в следующие сроки:

В день получения денег в банке, если организация выплачивает доход наличными, полученными с расчетного счета;

В день перечисления денег на счета сотрудников, если организация выплачивает доход в безналичном порядке;

Не позже чем на следующий день после выдачи дохода, если организация выплачивает доход из других источников.

Т.о. у компании не возникает никаких рисков при уплате НДФЛ в бюджет в день фактической выплаты дохода работнику (наличными из кассы или путем перечисления на банковскую карту).

С 01.01.2016. вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс, внесенные Законом №113-ФЗ от 02.05.2015, в том числе и в ст.226 НК РФ

Согласно положений данного закона изменяется срок уплаты НДФЛ. Так при выплате сотрудникам пособий по временной нетрудоспособности и отпускных нужно будет перечислять с них налог в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором эти доходы выплачивались. По всем остальным доходам (в т.ч. и по зарплате) НДФЛ нужно будет перечислять в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода сотруднику.

При этом исчисление сумм налога налоговые агенты должны будут производить, как и раньше, на дату фактического получения дохода согласно ст.223 НК РФ. Изменений в определение даты фактического получении дохода в виде зарплаты, больничных или отпусков Законом №113-ФЗ внесено не было.

Значит, начиная с 01.01.2016. компания должна будет уплачивать НДФЛ в следующие сроки:

Не позднее дня, следующего за днем выплаты окончательного расчета по заработной плате. Т.е. при выплате окончательного расчета по зарплате 14 числа месяца, следующего за расчетным, НДФЛ нужно будет уплатить в бюджет не позднее 15 числа.

Не позднее последнего числа месяца, в котором выплачивались больничные или отпускные.

Новая формулировка п.6 ст.226 НК РФ изменяет только крайние сроки уплаты налога. Согласно п.4 ст.226 НК РФ организация должна удержать НДФЛ из доходов сотрудников при их фактической выплате. Т.о. компания вправе перечислить налог в день выплаты окончательного расчета по зарплате или в день выплаты отпускных или больничных. Главное при этом - не нарушить крайний срок уплаты НДФЛ в бюджет.

Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет

Сроки уплаты НДФЛ в бюджет

Пример определения срока уплаты НДФЛ в бюджет, если деньги на выплату зарплаты организация сняла в банке

Согласно коллективному договору в ООО «Альфа» зарплата сотрудникам выплачивается до 10-го числа следующего месяца.

В январе бухгалтер начислил зарплату в размере 100 000 руб. НДФЛ с зарплаты составил 13 000 руб.

8 февраля в банке были получены наличные деньги на выплату зарплаты в размере 87 000 руб.

Вместе с тем оштрафовать налогового агента по Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации нельзя. Досрочное перечисление НДФЛ не является составом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена этой статьей. Ведь сумма налога поступила в бюджет, и недоимки за налоговым агентом нет. Опираясь на выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ в постановлении от 23 июля 2013 г. № 784/13 , ФНС России предостерегает налоговые инспекции от привлечения к ответственности организаций, преждевременно уплачивающих НДФЛ (письмо от 29 сентября 2014 г. № БС-4-11/19716).

Главбух советует: если сумма НДФЛ, которая должна быть перечислена в бюджет, удержана из доходов сотрудников, отражена в учете и подтверждена первичными документами, в суде можно доказать правомерность досрочной уплаты налога.

Законодательством предусмотрено право исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Это право распространяется не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов (п. и ст. 45 НК РФ). Однако, используя такую возможность, следует иметь в виду, что к моменту перечисления налога у налогового агента должна появиться соответствующая обязанность.

Обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в бюджет можно считать возникшей, если одновременно выполнены следующие условия:
– зарплата за истекший месяц начислена (руководством организации утверждена расчетно-платежная ведомость на выдачу зарплаты);
– сумма НДФЛ, подлежащая удержанию из доходов каждого сотрудника, определена (в учете сделаны проводки, связанные с удержанием НДФЛ, и сформирована кредиторская задолженность по счету 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»).

При таких условиях организация может досрочно перечислить в бюджет удержанную сумму НДФЛ. Оснований для того, чтобы признать эту сумму уплаченной за счет средств налогового агента, у проверяющих не будет. Правовая позиция, позволяющая сделать такой вывод, сформулирована в постановлениях Президиума ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № 2105/11 , от 17 декабря 2002 г. № 2257/02 . В окружной арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых с учетом этой позиции (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 декабря 2013 г. № А56-16143/2013).

Ситуация: когда необходимо перечислить НДФЛ в бюджет, если для выплаты зарплаты организация использовала средства из наличной выручки

Перечислите НДФЛ на следующий день после выдачи денег сотрудникам.

При определении срока уплаты НДФЛ в зависимости от источника денег выплата зарплаты за счет наличной выручки будет «иным случаем». Поэтому организация должна перечислить НДФЛ на следующий день после даты фактического получения дохода и его удержания. Такие правила установлены пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

День фактического получения дохода в виде зарплаты – последний день месяца. Возможность (и обязанность) удержать НДФЛ у организации появляется только при выплате дохода. Поэтому перечислите НДФЛ после фактической выплаты зарплаты. Это следует из положений пункта 2 статьи 223 , пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-04-06/13294 .

Пример определения срока уплаты НДФЛ. Для выплаты зарплаты организация использовала средства из наличной выручки

Начисленная сотрудникам ООО «Альфа» зарплата за декабрь прошлого года выплачена 12 января текущего года. Деньги на зарплату были направлены из выручки, поступившей в кассу организации.

Датой получения дохода в виде зарплаты является 31 декабря прошлого года. Поэтому независимо от даты выдачи зарплата за декабрь включается в налоговую базу по НДФЛ за прошлый год.

Расчет налога производится в последний день месяца, за который была начислена зарплата (31 декабря прошлого года). В этот день бухгалтер сделал проводку:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– удержан НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Удержанный НДФЛ организация перечислила в бюджет на следующий рабочий день после выплаты зарплаты. В бухучете бухгалтер сделал запись:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– перечислен в бюджет НДФЛ.

Из справочной информации

Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2016 году

НДФЛ
Уточнен порядок расчета налога по ставке 13 процентов Все доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов, нужно исчислять в течение налогового периода нарастающим итогом с зачетом удержанной в предыдущие месяцы этого же налогового периода суммы налога. Исключением являются доходы, полученные от долевого участия. Сумма налога по ним, как и по доходам, облагаемым по другим ставкам, определяется отдельно по каждой такой сумме (не нарастающим итогом) Подп. «а» ч. 2 ст. 2 Закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ
Установлены новые сроки перечисления НДФЛ с некоторых доходов Налоговые агенты при выплате сотрудникам пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и отпускных должны перечислять с них налог в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором эти доходы выплачивались. По всем остальным доходам НДФЛ нужно будет перечислять в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода сотруднику Подп. «б» и«г» ч. 2 ст. 2 Закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ

Нины Ковязиной , заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как выплатить аванс по зарплате

НДФЛ и страховые взносы

При выдаче аванса НДФЛ не удерживайте, страховые взносы не начисляйте.

НДФЛ нужно рассчитывать по итогам месяца, за который начислены доходы (п. 3 ст. 226 НК РФ). Этот налог нужно удержать в момент выплаты сотруднику дохода (п. 4 ст. 226 НК РФ). Датой получения дохода в виде зарплаты признается:

  • последний день месяца, за который она была начислена;
  • последний день работы сотрудника в организации в случае его увольнения до окончания месяца.
  • Скачайте формы

Во внебюджетные фонды: основные изменения 2015 и 2016 годов, прогнозы и перспективы. Разъяснения чиновников по спорным вопросам».

Лектор - Тарасова Татьяна Викторовна, аттестованный аудитор, эксперт-консультант, автор семинаров и публикаций в СМИ, рассказывает об актуальных вопросах, связанных с изменениями в исчислении и уплате НДФЛ и страховых взносов, с 2016 года, а также затронула интересные разъяснения контролирующих органов.

1. Изменения по НДФЛ

2. Изменения по страховым взносам

Конспект семинара

1. Изменения по НДФЛ

С 2016 года в главу 23 «НДФЛ» НК РФ внесен ряд существенных изменений, коснувшихся порядка перечисления налога, порядка сдачи отчетности, правильности исчисления НДФЛ.

Изменен срок уплаты работодателем НДФЛ в бюджет

Лектор напомнила, что сейчас в 2015 году обязан перечислить НДФЛ в момент выплаты доходов, например, выплачиваете отпускные - в этот же день должны перечислить НДФЛ, выплатили дивиденды – перечислили НДФЛ. Исключение составляет – аванс. С аванса НДФЛ не удерживается.

НК РФ не предусмотрено перечисление НДФЛ из средств работодателя, поскольку организация не является налогоплательщиком, а лишь выполняет функции налогового агента по исчислению, удержанию из доходов физического лица (работника) налога и его перечислению в бюджет.

Лектор обратила внимание на письмо Минфина России от 22.07.2015 N 03-04-06/42063 , где разъяснено, что при выплате заработной платы за предшествующий месяц необходимо удержать исчисленный за предшествующий месяц налог и в зависимости от способа расчетов с сотрудниками перечислить его в бюджет либо в день получения в банке наличных денежных средств, либо в день фактического перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счета работников. Перечисление НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, не допускается.

Заранее перечисленная сумма не является налогом, а считается излишне перечисленной суммой, которую можно вернуть на основании письменного заявления. А сам налог в данном случае необходимо перечислить еще раз в день выплаты зарплаты.

Обратная ситуация. Сейчас в 2015 году, если налоговый агент хоть на день после выплаты дохода задержит перечисление НДФЛ в бюджет, то ему будут начислены пени за несвоевременное перечисление налога и штраф по статье 123 НК РФ – 20% на не перечисленную в срок сумму налога. Штраф в указанном размере взимается даже в случае просрочки на 1 день.

Изменениями, внесенными в ст. 226 НК РФ Федеральным законом от 02.05.2015г. № 113-ФЗ, изменен срок уплаты НДФЛ налоговым агентом.

С 2016 года налоговые агенты обязаны перечислить удержанный с доходов НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. А не день в день.

Кроме того, если работникам в течение месяца выплачиваются отпускные и/или больничные, то перечислить НДФЛ с данных доходов налоговый агент обязан не позднее последнего дня месяца, в котором данные выплаты были произведены.

Таким образом, у среднестатистической организации в течение месяца будут два периода уплаты НДФЛ:

    день, следующий за выплатой зарплаты;

    последний день месяца по отпускным и больничным (в межрасчетную выплату).

Сообщить о невозможности удержать НДФЛ нужно не позднее 1 марта

Бывают случаи, когда невозможно удержать с налогоплательщика НДФЛ (например, подарки не сотрудникам ценностью более 4000 рублей). В этом ситуации с 2016 года необходимо сообщить в налоговую службу о невозможности удержать НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты. В 2015 году этот срок составлял 1 месяц после окончания налогового периода (года) выплаты.

Отсчитываться по НДФЛ работодателю придется ежеквартально по форме 6-НДФЛ

С 2016 года налоговые агенты обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом (не позднее 30 апреля), полугодием (не позднее 31 июля) и девятью месяцами, подавать в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ в новой редакции). Расчет за год подается не позднее 1 апреля следующего года, вместе с 2-НДФЛ.

Форму 2-НДФЛ никто не отменял. Она также сдается по итогам года.

Начинать отчитываться по 6-НДФЛ нужно по доходам, начисленным с 1 квартала 2016 года, то есть за 2015 год сдается только 2-НДФЛ.

Частота подачи сведений связана с тем, что ранее налоговый орган в течение года не мог отследить своевременность перечисления налога налоговыми агентами и при необходимости начислить пени и штраф за несвоевременную уплату налога. При сдаче по итогам года 2-НДФЛ начислить санкции за просрочку уплаты также невозможно. То есть, по сути, проверить своевременность уплаты налога в течение года можно было только при документальной налоговой проверке. Однако данная проверка не охватывает такой объем налогоплательщиков как камеральная.

В 6-НДФЛ отражается обобщенная информация по всем физлицам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные им вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.

Раздел 1 представляется отдельно по количеству ставок (30%, 35%, 13%). То есть, сколько есть ставок НДФЛ, столько необходимо заполнить и Разделов 1.

По строке 020 Раздела 1 указывается сумма начисленного дохода нарастающим итогом с начала года. По строке 025 отдельно указываются начисленные дивиденды.

По строке 030 Раздела 1 – сумма всех налоговых вычетов (стандартных, социальных и т.д.).

По строке 040 Раздела 1 – сумма исчисленного НДФЛ (доход минус налоговые вычеты * 13%).

По строке 045 Раздела 1 – сумма исчисленного налога на доходы в виде дивидендов.

По строке 050 Раздела 1 – сумма фиксированного авансового платежа, который уплачивают работники иностранцы по патенту.

В Разделе 2 указываются даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного НДФЛ по каждому виду дохода.

Например, в месяц несколько выплат (отпускные, увольнения, больничные, ). Аванс в январе 25 число, а уплата НДФЛ при выплате зарплаты, соответственно:

Строка 100 «Дата фактического получения дохода» Раздела 2 – 31.01.2015г. (последний день месяца);

Строка 110 «Дата удержания налога» Раздела 2 – 31.01.2015г. (последний день месяца);

Строка 120 «Срок перечисления налога» Раздела 2 – 11.02.2015г. (следующий день за выплатой заработной платы).

Например, выплачена премия:

Строка 100 «Дата фактического получения дохода» Раздела 2 – день выплаты премии;

Строка 110 «Дата удержания налога» Раздела 2 – день выплаты премии;

Строка 120 «Срок перечисления налога» Раздела 2 – следующий день, после выплаты премии.

Например, при выплате отпускных в январе:

Строка 100 «Дата фактического получения дохода» Раздела 2 – день выплаты отпускных;

Строка 110 «Дата удержания налога» Раздела 2 – день выплаты отпускных;

Строка 120 «Срок перечисления налога» Раздела 2 –31.01.2015г. (последний день месяца).

Расчет представляется в электронной форме. Однако, если численность физлиц, получивших доходы от налогового агента за год, до 25 человек, то он может подать этот документ на бумажном носителе (абз. 7 п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отчитаться по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно по месту его нахождения. Это правило применяют российские юрлица, имеющие обособленные подразделения, при подаче расчета по НДФЛ и сведений о доходах физлиц (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ).

С 2016 года, но по доходам 2015 года, обновили справку 2-НДФЛ

Это Приказ ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме". Изменения не большие. В Справке, в частности, появилось поле для указания номера корректировки (первичная - 00, корректирующая 01, 02 и т.д., аннулирующая - 99). В отношении иностранных работников надо будет заполнять сведения об ИНН в стране гражданства.

В разделе, посвященном налоговым вычетам, подлежат отражению также сведения об инвестиционных вычетах, а в отношении социальных вычетов появилось поле для указания реквизитов уведомления налогового органа о праве налогоплательщика на данный вычет (для случаев получения социального вычета у работодателя).

Также добавлено поле для указания сумм фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными сотрудниками.

Социальный налоговый вычет можно получить, не дожидаясь окончания года

Лектор затронула тему социальных налоговых вычетов. С 2016 года налогоплательщики вправе обращаться за социальным налоговым вычетом не дожидаясь окончания налогового периода (изменения в ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 06.04.2015г. № 85-ФЗ). Заявление необходимо подать в налоговый орган, который выдаст уведомление на право применять социальный вычет, которое нужно представить налоговому агенту (работодателю). Налоговый агент представляет вычет, начиная с месяца обращения работника.

Вычет на ребенка представляется, пока доход работника не превысит 350 тыс. руб.

С 1 января 2016 года, когда доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, превысит 350 тыс. руб., работодатель прекратит предоставлять стандартный вычет на ребенка.

Соответственно, чтобы применить стандартный вычет сотруднику, принятому на работу в течение года, работодателю нужно запросить с него справку 2-НДФЛ. Если доход уже превысил 350 тысяч, то вычет соответственно не представляется. Если не превысил, то вычет будет предоставляться с учетом начисленного дохода с начала года, в т.ч. и предыдущим работодателем.

Кроме того, р азмер вычета на ребенка-инвалида возрастет. Сейчас в силу пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ вычет равен 3 тыс. руб. А с 1 января 2016 года родитель, усыновитель, жена или муж родителя сможет получить 12 тыс. руб., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6 тыс. руб.

Вычет на ребенка инвалида суммируется и считается следующим образом:

Ребенок инвалид первый или второй = 12000 руб. +1400 руб.

Надо ли требовать с работника каждый год заявление на стандартный вычет?

Лектор пояснила:

Нет, не нужно. Заявление пишется один раз (Письмо Минфина РФ от 08.08.2011 N 03-04-05/1-551). Вычет предоставляется до тех пор, пока не изменятся условия, дающие право на его применение. Например, до достижения ребенком возраста 18 лет.

На вопрос участника семинара:

А если ребенок до достижения 18 лет вышел замуж/женился вычет родителю все равно представляется?

Лектор пояснила:

Да, родителю такого ребенка положен вычет. Поскольку в НК РФ ограничением для вычета является возраст.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Даже если ребенку, к примеру, 23 года и он студент на очной форме обучения, но уже женился/вышел замуж и имеет своих детей, его родителю положен стандартный вычет. Для подтверждения очной формы обучения представляется справка из ВУЗа.

Работодатель не вправе требовать с работника дополнительные документы, подтверждающие семейное положение его взрослого ребенка.

На вопрос участника семинара:

А если у сотрудницы трое детей, но старшие уже взрослые, закончили ВУЗ и работают, на третьего ребенка 15 лет вычет будет 1400 или 3000 руб.?

Лектор пояснила:

На третьего ребенка вычет составит 3000 руб., независимо от того сколько лет старшим детям.

На вопрос участника семинара:

Если в течение года нет дохода, облагаемого по ставке 13%. Например, сотрудник написал заявление и взял 2 месяца отпуска за свой счет. Как предоставить стандартный вычет?

Лектор пояснила:

База для стандартного вычета считается нарастающим итогом с начала года.

Если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого по ставке 13%, стандартные налоговые вычеты предоставляются в последующих месяцах, в которых такой доход был получен, за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.

На вопрос участника семинара:

Если работник работал весь год, а в декабре принес заявление о предоставлении стандартного вычета на ребенка, начиная с 1 января, обязан ли работодатель предоставить ему в декабре все эти вычеты?

Лектор пояснила:

Да, работник вправе это сделать и налоговый агент должен вычеты предоставить.

Лектор отдельно остановилась на налогообложении нерезидентов

Согласно ст. 217 НК РФ налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Например, пришел работник устраиваться на работу, из трудовой книжки работодатель видит, что работник год до приемки на работу нигде не работал. Или взяли на работу студента и завели ему трудовую книжку. Какую ставку необходимо применять к его доходам?

Минфин России в Письме от 12.08.2013 N 03-04-06/32676 разъясняет, что ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на организации - налоговом агенте. Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин России может не являться налоговым резидентом, налоговый агент вправе запросить у него соответствующие документы или их копии. Если физлицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому работнику доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (ставка 30%).

На вопрос участника семинара:

К примеру, мы знаем, что наш новый работник жил долгое время в Белоруссии, соответственно в паспорте штампов никаких нет о пересечении границы. Чем подтвердить его налоговый статус?

Лектор пояснила:

Налогоплательщиком НДФЛ является работник, организация-работодатель только налоговый агент. Чтобы подтвердить ставку 13% запросите от своего работника заявление о его налоговом статусе. Этого будет достаточно для вас, чтобы считать его резидентом и удерживать налог по ставке 13%. Если он вас обманет, то будет сам отвечать за исчисление налога по неправильной ставке.

Лектор обратила внимание на исчисление НДФЛ по доходам иностранцев, ставших налоговыми резидентами в течение налогового периода (года).

Например, в октябре 2014 года был принят на работу иностранец, въехавший в РФ по визе и работающий на основании разрешения на работу. Октябрь, ноябрь, декабрь налог удерживается по ставке 30%. Впоследствии при изменении статуса налог 2014 года не пересчитывается. Январь, февраль, март – 30%. В апреле 2015 работник стал налоговым резидентом и его доход в этом месяце облагается по ставке 13%. Однако налог, удержанный, начиная с января по март по ставке 30%, в апреле не пересчитывается, поскольку в следующем месяце (мае) работник может уволиться и уехать. Пересчитать НДФЛ по пониженной ставке с начала года работодателю следует в июле, когда работник гарантированно пробыл на территории РФ в налоговом периоде более 183 дней. Налог возвращается за счет доходов данного физлица. Если до конца года дохода физлица не хватило для зачета излишне удержанного ранее налога по ставке 30%, то работник возвращает переплаченный НДФЛ самостоятельно, путем подачи налоговой декларации.

Безвизовые иностранцы работают на основании патента (227.1 НК РФ). За этот патент они платят фиксированный авансовый платеж НДФЛ. С 2016 года в Москве фиксированный авансовый платеж составит 4200 руб. в месяц с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента. Налоговый агент уменьшает, исчисленный с дохода НДФЛ на фиксированный авансовый платеж, при наличии соответствующих документов в установленном ст. 227.1 НК РФ порядке. НДФЛ с доходов безвизовых иностранцев удерживается по ставке 13% независимо от того, являются ли работники налоговыми резидентами или нет. По окончании налогового периода безвизовые иностранцы, работающие по патенту, обязаны не позднее 30 апреля следующего года подать декларацию по форме 3-НДФЛ.

Доход иностранцев из ЕАЭС (Киргизия, Белоруссия, Армения, Киргизия) облагается по ставке 13% не зависимо от их налогового статуса. Также по ставке 13% с первого рубля облагается доход высококвалифицированных специалистов иностранцев, а также беженцев или получивших временное убежище на территории России.

2. Изменения по страховым взносам

Страховые взносы исчисляются и уплачиваются на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, ФФОМС".

Лектор обратила внимание, что с 2016 года предельная величина для начисления страховых взносов в ФСС составляет на каждого работника сумму, не превышающую 718 000 руб., а в ПФР на каждого работника - сумму, не превышающую 796 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015г. N 1265).

В ФФОМС ограничений для начисления взносов не предусмотрено.

Лектор напомнила, что с 1 января 2015 г. с выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), следует уплачивать взносы в ФСС. Тариф страховых взносов в ФСС с их вознаграждения установлен в размере 1,8%, то есть пониженный по сравнению с основным тарифом 2,9%. При этом право на получение пособия по временной нетрудоспособности указанные лица приобретут, если работодатели уплачивали соответствующие взносы за период не менее 6-ти месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. На пособия, связанные с рождением детей, указанные иностранцы права не имеют.

Иностранцы из ЕАЭС являются застрахованными, как и россияне, с их вознаграждения платятся взносы в ФСС по основному тарифу - 2,9%, а также в ФФОМС - 5,1% (Письмо Минтруда России от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268). Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории России граждан Республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии, подлежат также обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ в общеустановленном законодательством РФ порядке.

На вопрос участника семинара :

В организации длительное время трудятся иностранные работники из Армении (страна ЕАЭС). Как с 2015 г. рассчитывать средний заработок таким работникам при начислении больничных?

Лектор пояснила:

Средний заработок работника рассчитывается путем деления на 730 суммы выплат, полученных им за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ. Если в этот двухлетний период у работника не было заработка, либо его средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, то средний заработок для исчисления пособия принимается равным этому МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). То есть вместо выплат, полученных работником в течение двухлетнего срока, в расчете пособия участвует величина, равная 24 МРОТ.

Ежемесячный МРОТ с 1 января 2016 года – 6204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015г. № 376-ФЗ).

С 2015 года внесены изменения с ст. 9 Закона № 212-ФЗ в отношении необлагаемых выплат при увольнении. Страховыми взносами облагаются только следующие выплаты при увольнении:

Компенсации за неиспользованный отпуск;

Суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

Компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Минтруд России и ФСС РФ разъясняют, что все виды компенсаций при увольнении (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства), независимо от основания, по которому оно производится, не облагаются страховыми взносами в размере, не превышающем трехкратного размера среднего месячного заработка (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - шестикратного) (Письмо Минтруда России от 24.09.2014 N 17-3/В-449, п. 1 приложения к Письму ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250). Из разъяснений Минтруда России следует, что сказанное относится и к компенсациям, которые выплачиваются при расторжении трудового договора по соглашению сторон (Письма от 05.08.2015 N 17-4/В-404, от 29.04.2015 N 17-4/В-226).

15 декабря 2015 года ГД РФ в третьем чтении приняла изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Законопроект № 911767-6). Поправками предусмотрена ежемесячная отчетность в Пенсионный фонд. В срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, работодатель (страхователь) будет представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая работающих по ГПД) следующие сведения:

Страховой номер индивидуального лицевого счета;

За непредставление страхователем в установленный срок указанных сведений, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к нему применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Подготовлено аудиторами компании «Правовест Аудит» по итогам Круглого стола.

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

25.01.2016 - 02.02.2016

НДФЛ-уплата и НДФЛ-отчетность

6-НДФЛ: срок перечисления налога по строке 120

Наталия Торина:

— 1)С 2016 г. исчислять НДФЛ нужно нарастающим итогом, но только не по итогам каждого месяца (как было в 2015 г. и ранее), а на дату фактического получения дохода. Помогите разобраться, в чем отличие? 2)Сотрудник ушел в отпуск с с 14.01.16г. по 27.01.16 .; выплата отпускных произведена 11.01.16. НДФЛ с отпускных нужно перечислить не позднее последнего дня месяца, в котором произведена выплата - следовательно 31.01.16г. 27 января 16г. сотрудник уволился. На дату увольнения ему произведен полный расчет, выплачен доход, удержан и перечислен НДФЛ (в том числе и НДФЛ с отпускных) Какую дату нужно указать в строке 120 раздела 2 расчета 6НДФЛ для отпускных (дата, не позднее которой должна быть перечислена сумма налога): 31.01.16г. или 27.01.16г.?

«Главная книга»:

— 1. По сути, из-за новой формулировки п. 3 ст. 226 НК РФ порядок исчисления НДФЛ не изменился. Уточнение сделано в связи с тем, что в ст. 223 НК РФ указаны разные даты получения дохода физлицом.

Так, для зарплаты - это последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ). Для других денежных доходов (например, отпускных, больничных) - дата их выплаты работнику (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). А для доходов в натуральной форме - день их передачи физлицу (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ).

И если выплата или выдача дохода происходит в середине месяца, то именно на эту дату и надо исчислять НДФЛ. А не дожидаться окончания месяца. В общем-то, до внесения поправок (до 01.01.2016) все так и делали, самостоятельно взаимоувязывая нормы п. 3 ст. 226 НК РФ со статьей 223 НК РФ. А теперь это прямо прописано в Кодексе.

2. В разделе 2 формы 6-НДФЛ по строке 120 надо указать крайний срок перечисления НДФЛ в бюджет, установленный в п. 6 ст. 226 НК РФ (раздел IV Порядка заполнения расчета, утв. Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@, Письмо ФНС от 20.01.2016 № БС-4-11/546@). А вовсе не тот день, когда вы напечатали платежку и перечислили НДФЛ. С 2016 года для отпускных крайний срок -последнее число месяца, в котором выплачен доход (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Но поскольку 31 января (крайний срок перечисления НДФЛ в бюджет по НК) приходится на выходной день (воскресенье), то он переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Поэтому по строке 120 вам надо указать 01.02.2016.

Имейте в виду, что даты, когда вы перечисляли НДФЛ в бюджет, в форме 6-НДФЛ не отражаются.