Что относится к смешанной экономике. Черты смешанной экономики

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Смешанная экономика - это экономика, которая включает как частную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В рамках смешанной экономики частные предприятия имеют право обладать средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников. Ряд услуг и элементов инфраструктуры финансируются за счёт налогов, субсидируются из бюджета либо принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, и т.д. Вводится ряд специальных налогов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет:

Регулирование - трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное;

Защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды.

Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 107с ВВП.причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.

21. Переходная экономика

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.


Введение

1 Понятие смешанной экономики и ее формы

1 Недостатки и преимущества смешанной экономики

2 Специфика развития моделей смешанной экономики

Заключение

смешанная экономика японская шведская


Введение


Смешанная экономическая система - понятие относительно новое. Оно возникло тогда же, когда получила свое развитие и рыночная экономика, так как большинство стран мира пришло к выводу о том, что существующие на тот момент экономические системы уже не удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к ним. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух экономических систем, была способна решить эту проблему. Но каждое государство, выбравшее смешанную экономическую систему, стало развиваться сугубо индивидуально. Именно это и определило становление моделей смешанной экономики.

Актуальность данной темы состоит в том, что в представленном исследовании освещаются такие вопросы, которые имеют колоссальную значимость как для развития мировой экономики, так и для экономического развития отдельно взятых стран. Обобщение теоретических основ смешанной экономики и ее основных моделей помогает получить наиболее полное представление о современном состоянии экономической сферы большей части планеты. Это объясняется тем, что на сегодняшний день экономика большинства стран мира - смешанная. Актуальность темы определяет цель исследования, которая состоит в том, чтобы рассмотреть все основные модели смешанной экономики. Объектом исследования является смешанная экономика. Предмет исследования - основные характеристики моделей смешанной экономики, их специфические черты. Для достижения цели данной курсовой работы решаются следующие задачи:

Изучить теоретические основы смешанной экономики и ее основных моделей

Провести сравнительный анализ основных моделей смешанной экономической системы

Выявить основные преимущества и недостатки смешанной экономики

Обозначить специфику экономического развития конкретных стран в рамках моделей смешанной экономики, присущих им

Ответить на вопрос, какую экономическую систему на данный момент имеет Россия

Выяснить, может ли смешанная экономическая система решить три главные проблемы экономики, и каким образом

Определить пути развития некоторых из моделей смешанной экономики

Методология исследования основывается на анализе литературы по данной теме, сравнении различных точек зрения по данному вопросу, изучении мирового опыта.

Теоретические аспекты темы исследования нашли свое отражение в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных авторов. Наибольший вклад в раскрытие темы внесли М.А Сажина, В.В. Янова, В.М. Кудров, М. МакГи и др.


Глава 1. Теоретические основы моделей смешанной экономики


1 Понятие смешанной экономики и её формы


На современном этапе развития экономику можно охарактеризовать двумя различными типами отношений: стихийно-рыночными, то есть несогласованными отношениями, и сознательно регулируемыми, то есть согласованными. При этом сознательно регулируемые представлены как на микроуровне, например, внутрифирменное планирование, так и на макроуровне, то есть непосредственно государственное регулирование. Такую экономику по праву можно назвать смешанной.

Смешанная экономика представляет собой такой хозяйственный механизм, в котором единовременно существуют, взаимодействуют и влияют друг на друга государственное централизованное регулирование экономики и конкурентно-рыночные регуляторы. При этом государство не ограничивается лишь ролью арбитра, заключающейся в поддержании правопорядка, установлении прав на собственность, защите контрактов и т.п., оно само является одним из активных участников всех экономических процессов. Это свидетельствует о том, что смешанная экономика отражает характеристики как рыночной экономики, так и плановой, то есть командной. Переплетение двух различных экономических систем может подразумевать различные последствия для стран, некоторые из которых считаются полезными, а другие являются нейтральными или даже вредными.

Основной идеей смешанной экономики является то, что средства производства находятся главным образом в частной собственности, что рынки остаются доминирующей формой экономической координации, и что получение прибыли предприятий и накопление капитала остается фундаментальной движущей силой экономической деятельности. Однако, в отличие от свободной рыночной экономики, правительство будет обладать значительным косвенным влиянием на экономику посредством фискальной и монетарной политики, направленных на противодействие экономическим спадам и тенденции к финансовым кризисам и безработице.

Помимо этого, смешанная экономика имеет социальную ориентированность, причем такую направленность имеет как рынок, так и государство.

На данный момент экономика большинства развитых стран - смешанная.

В зависимости от того, в какой стране разворачиваются действия, сама концепция смешанной экономики может претерпевать незначительные изменения, то есть она может быть представлена в различных вариациях, иначе говоря моделях. Эти модели смешанной экономики различаются незначительно: степенью самостоятельности частного сектора, степенью вмешательства государства и т.п.


2 Основные модели смешанной экономики и их характеристики


Шведская модель

Понятие смешанной экономики в общем смысле предполагает сочетание и взаимодействие ключевых форм собственности: частной и государственной. Однако в шведской модели смешанной экономики добавляется еще одна форма - кооперативная. То есть, экономический базис шведской модели составляют рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием регулирования со стороны государства. Хотя такие формы собственности как государственная, частная и кооперативная в большей или меньшей степени представлены в большинстве мировых экономик, Швеции в отличие от других стран удалось достичь наибольшей эффективности их комбинации. Каждая форма здесь имеет свою «нишу» и выполняет собственные функции в общей системе социально-экономических отношений. Государственное регулирование при этом предназначено для поддержки наиболее эффективных форм такого взаимодействия и для умножения благосостояния. Рассмотрим каждую «нишу» отдельно:

Частный сектор

Частный сектор экономики Швеции играет ключевую роль в производстве товаров и услуг. Можно говорить о том, что в его рамках выделяется крупный капитал, который доминирует в отраслях, определяющих специализацию производства и экспорта, в первую очередь в обрабатывающей промышленности. Роль монополизации в производстве очень высока. Остальная же часть частного сектора состоит из средних и мелких фирм.

Государственный сектор

Согласно концепции шведской модели государственный сектор в Швеции играет важнейшую роль - аккумулирует и перераспределяет значительные денежные средства на социально-экономические цели. В государственном секторе здесь представлены два уровня владельцев: центральные и местные. Составляя по форме собственности единое целое, они существенно различаются по месту в экономической сфере и по своим масштабам.

Государственный сектор и государственная собственность - понятия разные. Особенность шведской модели - это как раз-таки наибольшая разница в размерах этой собственности среди развитых стран, то есть удельный вес государственной собственности, под которой понимаются предприятия, которые принадлежат государству частично или полностью, в Швеции весьма низок, тогда как страна занимает первое место среди развитых стран по размеру государственного сектора, который характеризуется как объем государственного вмешательства в экономику. Государственная собственность осуществляется в форме акционерных обществ или государственных предприятий. Последние принадлежат государству, но могут пользоваться достаточной свободой, обладают ответственностью в вопросах финансирования (в том числе ценовой политики) и занятости. Некоторые государственные предприятия предназначены для выполнения специальных функций, например, регулирования монополии.

Кооперативы

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Они особенно распространены в сельскохозяйственном секторе, в розничной торговле, в жилищном строительстве и в некоторых других секторах экономической деятельности, например, доминируют в производстве молока, мяса и других продуктов питания, а также в целлюлозно-бумажном производстве. Сельскохозяйственные производственные кооперативы и собственные предприятия по переработке - основная часть национального сельскохозяйственного производства.

Потребительские кооперативы играют важную роль в розничной торговле, продаже 20% товаров повседневного потребления.

Что же помогает Швеции обеспечить свое стабильное развитие, высокий уровень жизни и социальные гарантии для граждан страны на протяжении столь длительного времени при отсутствии социальных потрясений и острых конфликтов в политической сфере? Шведская модель предлагает несколько принципов, дающих ответ на данный вопрос:

Высокий уровень развития политической культуры, кооперация в отношениях между разными социальными слоями, группами населения, политическими партиями, складывающимися на основе взаимного понимания основных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые сложные вопросы на основе социально приемлемых компромиссов. Все это называется кооперационной культурой;

В экономической сфере - наличие высокой конкурентоспособности в промышленности, которая базируется на создании особого сектора в экономике, основанного на интеграции науки, образования и производства, на взаимодействии государственных институтов и частного бизнеса, на сотрудничестве крупных предприятий со средними и малыми, объединение в единые научно-производственные системы, функционирующие самостоятельно и т. д.;

В социальной сфере - возрастание роли человеческого фактора среди традиционных факторов производства, таких как труд, земля и капитал. Этот фактор производства, высококвалифицированный и инновационный, творческий по характеру труда, получил свое выражение в концепции «человеческого капитала», социальной направленности и экономической стабильности общества, взывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа. Это так называемая социальная ориентация.

Такой шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные стандарты для людей.

Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно охарактеризовать как шведский вариант «государства всеобщего благосостояния», хотя и преобразованный на новый лад.

Американская модель

Американская модель смешанной экономики представляет собой один из примеров истинной частной экономической свободы в совокупности с весомой долей государственного регулирования. Наиболее характерная для американской модели черта - относительно небольшой объем государственного сектора в экономике. В Соединенных Штатах доля участия в принятии экономических решений частных лиц, предприятий и государства примерно одинакова.

Что касается государственного регулирования, то здесь выделяются два основных уровня - федеральные органы власти, а также штаты и местные органы власти.

Важнейший инструмент государственного регулирования в экономике США - федеральный бюджет. Правительство применяет такое регулирование, прежде всего, для того, чтобы сгладить остроты кризисных явлений и для создать стимулы для поддержания темпов экономического роста.

То есть роль государства в американской модели сводится к регулированию через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Основными характеристиками американской модели смешанной экономики являются:

Свободные рынки. Это значит, что рынки могут осуществлять свою деятельность без неоправданного вмешательства со стороны государства, а именно правительства.

Частная собственность. Физические и юридические лица имеют право на частную собственность. При этом отсутствует неоправданное вмешательство со стороны правительства.

Конкуренция. Конкурентные отношения между производителями товаров и услуг обеспечивают лучшее качество товаров и услуг по более низким ценам.

Суверенитет потребителя. Потребители сами спросом определяют, какие товары и услуги будут производиться.

В сочетании этих факторов частной экономической свободы и государственного регулирования конечным результатом является экономика, которая поощряет накопление богатства тех пор, пока она осуществляется на справедливой основе.

Таким образом, американская модель смешанной экономики - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, которая предполагает приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций и высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель

Германская модель смешанной экономики предполагает, что в центре преобразований находится человек с его интересами, который осознает свою ответственность перед обществом. Человек выполняет определенные функции, извлекая некую пользу и для себя, и для семьи, и для своей социальной группы. Государство в этой модели гарантирует хорошо отлаженную конкуренцию.

Германская модель смешанной экономики подразумевает:

индивидуальную свободу как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. Активная государственная политика по поддержанию конкуренции обеспечивает это условие;

социальное равенство, другими словами, распределение доходов на рынке обуславливается объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как для достижения относительного равенства требуется энергичная социальная политика. Эта политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ;

стимулирование инноваций, в том числе технологических и организационных;

проведение структурной политики;

защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели являются производными от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, главным из которых по праву можно назвать органическое единство рынка и государства.

Экономика Германии является социально-рыночной, другими словами: государство гарантирует свободу предпринимательских сил, и в то же время стремится сохранить социальное равновесие в обществе.

Благодаря этой концепции (германская модель смешанной экономики), ставшей весьма популярной в послевоенные годы, когда министром экономики был Людвиг Эрхард, и Германия находилась в весьма трудном экономическом положении, страна имела достаточно высокую степень социальной гармонии, что нашло отражение в том, что трудовые споры возникали здесь достаточно редко. Принцип социального партнерства профсоюзов и объединений работодателей и способы урегулирования конфликтов между ними закреплялся, как и на сегодняшний день, в коллективном трудовом законодательстве. Кроме этого законом здесь гарантируется независимость работодателей и профсоюзов в переговорах по заработной плате, и они соответственно имеют право сами выбрать условия труда.

Таким образом, германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал связывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели, а лишь создает надежные правовые и социальные рамки для реализации экономической инициативы. Эти рамки находят отражение в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Важнейшая задача государства здесь - обеспечение баланса между эффективностью рынка и социальной справедливостью. Но можно отметить, что понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики представляет собой модель корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Кроме этого ее можно охарактеризовать относительным отставанием уровня жизни, имея ввиду низкую заработную плату, социальную защиту и т.д., от роста производительности труда. В отличие от американской модели, которая в основном направлена??на достижение личного успеха, японской модели присущ высокий уровень национального сознания, превосходство интересов нации над интересами личности, более того, ради экономического процветания страны население готово существенно жертвовать. Если рассматривать способ координации экономической деятельности, то можно отметить, что рассматриваемая японская модель также является примером согласованной рыночной экономики. Если в Германии существуют профсоюзы и бизнес-ассоциации, организованные по секторам, и координация усилий фирм осуществляется посредством профессиональных тренингов, системы координации заработной платы и корпоративного сотрудничества, то в фирмах Японии, напротив, бизнес-сети построены на кэйрэцу - крупных корпоративных конгломератах и холдингах, наследниках более старой формы корпоративной организации, дзайбацу, оставшихся основательно связанными друг с другом в экономический кластер.

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в отличном от других моделей инструменте правительственного регулирования экономики, коим является использование системы социально-экономических планов и научно-технических программ. Социально-экономические планы не являются законом, а лишь представляют собой совокупность государственных программ, которые ориентируют и мобилизуют звенья структуры экономики для достижения общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, помогают получить представление о наиболее вероятных путях развития экономики страны, во-вторых, обозначают проблемы, с которыми правительство и деловые круги могут столкнуться как внутри страны, так и за ее пределами.

Цель таких планов-прогнозов в основном состоит в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для принятия важных решений, связанных с экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства в целом и для регионов страны.

Вторая особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в том, что основное средство достижения социально-экономических целей - это технологическое развитие, которое ориентировано на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Особый интерес представляет то, какие Япония использует экономические рычаги и стимулы.

Правительство может здесь стимулировать рынок посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации, ведь, как говорят, Япония - страна с преобладанием частного предпринимательства и низкими налогами. Общая сумма налогов ниже, чем в других крупных странах запада, например, в 2007 году она составила 26,4% от ВВП. Почему же именно так? Это легко объясняется тем, что только некоторые японские работодатели платят налоги на прибыль, НДС очень низкий и составляет 5%, в то время как корпоративные налоги высоки.

Южнокорейская или азиатская модель

Южнокорейская или как ее часто называют азиатская модель смешанной экономики представляет собой такую экономическую модель, для которой характерно наличие различных частных свобод в сочетании с централизованным экономическим планирование и государственным регулированием.

Экономический успех южнокорейской или азиатской модели связан прежде всего с такими приоритетными направлениями экономической политики, как:

Сдерживание роста инфляции в процессе индустриализации;

Нормальное обеспечение населения продовольствием посредством необходимого импорта и развития национального сельского хозяйства;

Справедливое распределение доходов среди населения в следствие чего обеспечивается социальная и политическая стабильность;

Трансформация способа производства от застойного, азиатского в рыночный.

Китайская модель

На протяжении многих лет Китай строил свою модель экономического развития. Это модель смешанной экономики с сосуществованием различных форм собственности и с правительством, играющим сбалансированную роль «невидимой» и «видимой руки».

Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией.

В течение тысяч лет в Китае существует сильный государственный сектор и одновременно сильный негосударственный. Правительство здесь всегда занимало главенствующую роль. Эта традиция остается и сегодня, например, сила государственного сектора была продемонстрировано во время азиатского финансового кризиса 1997 года или в 2008-2009 годах в период мирового финансового кризиса. Без сильного государственного сектора в экономике для Китая было бы невозможным справиться с кризисами так эффективно.

На сегодняшний день правительство в Китае одобрительно относится у управлению рыночными силами некоторых отраслей экономики, даже позволяя делать это, но в то же время правительство полностью контролирует такую отрасль как промышленность.

Чаще всего экономику Китая называют социалистической рыночной экономикой, под которой понимается модель рыночной экономики с ведущей, как уже было обозначено ранее, ролью государственного сектора. Это означает, что в процессе перехода к рыночной экономике, основной составной частью экономики остаются государственные, коллективные и кооперативные предприятия. При этом задачей такой экономики является эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой. Главными ее чертами черты можно назвать: макроэкономическое руководство государства в процессе рыночного распределения ресурсов, многоукладность экономики при главенстве общественной собственности, расширение открытости китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций, всеобщий контроль, опирающийся на косвенные рычаги, система социального обеспечения, реформирование государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов, и конечно же дифференцированность доходов.


3 Сравнительный анализ моделей смешанной экономики


Каждая из представленных мной ранее моделей смешанной экономики обладает специфическими особенностями, присущими конкретно ей. Однако, в следствие того, что все они все же являются разновидностями одной и той же экономической системы, смешанной, существуют и общие черты, наблюдающиеся у каждой из этих моделей.

Начнем со шведской модели, которая заметно отлична от всех остальных своим своеобразием. Наибольшая социальная направленность - вот ее специфическая черта. Шведская модель отличается самой сильной социальной политикой, так как в отличие от японской и американской моделей, в которых имущественному расслоению ничего не препятствует, государство здесь принимает активное участие в обеспечении экономической стабильности, осуществляя это путем перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Конечно, обеспечить высокий уровень жизни в стране весьма непросто, это возможно осуществить только установив высокую норму налогообложения. Главным достоинством шведской модели считается то, что она обладает возможностью сочетать в себе относительно высокие темпы экономического роста и высокий уровень занятости и благосостояния населения.

Отличительными признаками японской модели можно назвать, во-первых, высокий уровень регулирования экономики государством, а, во-вторых, придание японцами первостепенного значения стимулированию труда. Значительное снижение издержек производства и резкое повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке вытекает здесь из определенного отставания уровня жизни населения от роста производительности труда. В этой модели сохраняются национальные традиции, но при этом у других стран заимствуется все то, что необходимо для страны. Существование такой модели возможно только при исключительно высоком уровне национального самосознания, готовности людей идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Отличительная особенность американской модели смешанной экономики - наименьший уровень государственного сектора в экономике: американцы в большей степени полагаются на инициативу и предприимчивость частных собственников, предоставляя им максимум экономической свободы. Эта модель ориентирована на частную собственность и достижение личного успеха.

Германская модель сочетает в себе рынок с высокой степенью государственного интервенционизма.

Характерной чертой модели Южной Кореи является четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что главным образом способствовало формированию рыночных отношений.

Азиатская модель смешанной экономики имеет много общих черт с японской моделью, например, высокое трудолюбие и ответственное отношение населения страны к труду и своим обязанностям, что объясняется нравственными нормами конфуцианства.

Что касается схожих черт южнокорейской и китайской моделей, то это прежде всего экспорт товаров и привлечение иностранного капитала, что играет огромную роль для страны.

Китайская модель в отличие от других подразумевает экспорт ориентированную модель развития, предполагающую повышение техно - и наукоёмкости экономики, освоение новейших информационно-коммуникационных технологий, внедрение современных схем промышленной логистики и т.п.

Сравнив все эти модели, можно прийти к простому выводу о том, что несмотря на наличие столь значимых различий, для всех них характерен ряд очевидных закономерностей: во-первых, важная роль частной собственности, во-вторых, рыночная экономика играет здесь решающую роль, в-третьих, основные производители - это крупные объединения, которые к тому же контролируют движение капиталов, и, в-четвертых, государство - активный субъект экономики, и государственное регулирование является необходимым условием для экономического роста и развития.


Глава 2. Тенденции развития смешанной экономики


1 Недостатки и преимущества развития смешанной экономики


Модели смешанной экономики как вариации одной экономической системы, смешанной, имеют не только общие черты, но и общий ряд существенных недостатков, из которых впоследствии вытекают определенные проблемы. Обозначим некоторые из них:

Конфликт между двумя секторами

Смешанная экономика как известно представляет собой компромисс между капитализмом и социализмом, при этом она имеет право пользоваться лучшими сторонами обоих. Эта цель может быть реализована только при наличии совершенной координации и взаимопонимания между этими двумя секторами в экономике - государственным и частным. На деле же это осуществить достаточно трудно, ведь эти сектора не находятся в равных условиях, в частности, государственный сектор активно пользуется своими привилегиями. Государственный сектор часто пытается переложить свою ответственность за некомпетентность и неэффективность на частный сектор. Но в ситуации недоверия и взаимных обвинений никто не может эффективно функционировать.

Невозможность сосуществования

Смешанная экономика основана на двух непримиримых идеологиях, которые экономически по сути диаметрально противоположны друг другу. Объясняя вкратце: в одном случае объектом производства является прибыль, в другом случае объект сам продукт производства. Попытка объединить эти две противоположные идеи в смешанной экономике на деле оказывается гораздо более сложной, чем предполагалось, потому как именно из-за этого не удается достичь оптимального уровня использования национальных ресурсов.

Поэтому смешанная экономическая система часто подвергается критике. Например, Фридрих Август фон Хайек, известный австрийский экономист и философ, когда-то высказал мнение о том, что смешанная экономика не может функционировать должным образом, так как сочетающиеся в ней начала рыночной и командной экономик не являются полными, а лишь предлагают свои лучшие черты. Такая смесь двух систем означает, что вместе они не смогут столь же эффективно выполнять свои задачи, как бы они делали это, имея каждая свой полноценный набор функций.

Недолговечность

Из сказанного выше следует, что смешанная экономика рискует просуществовать недолго. Со временем вероятнее всего наступит ожесточенная борьба между двумя секторами - частным и государственным, за превосходство. Если, например, частный сектор все-таки окажется преобладающим в экономике, то государство уже не сможет регулировать его должным образом. Тогда государственный сектор может потерять свою жизненную силу. В этом случае смешанная экономика будет конвертирована в капиталистическую. С другой стороны, если государственный сектор станет всемогущим и всепроникающим, то он может просто задушить частный сектор. Тогда смешанная экономика превратится в социалистическую.

Свобода под угрозой

Смешанная экономика в конечном итоге может привести к сокращению индивидуальных свобод. Существуют опасения, что введение планирования и других элементов управления в экономическую жизнь может привести к тоталитаризму, где человек потеряет свою индивидуальность. Это привело Как заметила Айн Рэнд, английская писательница и философ, смешанная экономика является лишь полу-общественной формой хозяйствования, что означает полу-порабощение общества.

Неэффективность государственного сектора

В смешанной экономике государственный сектор обычно страдает от низкой производительности, неэффективности и коррупции. Следовательно, государственный сектор не способен ни на существенное увеличение объемов производства или снижение затрат.

Неспособность искоренить экономическую нестабильность

Принцип смешанной экономики наибольшую популярность завоевал в капиталистических странах, так как его было принято считать наиболее подходящим способом искоренения экономической нестабильности. Но так или иначе проблема все еще сохраняется.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Во-первых, смешанная экономика страдает от недостатков как капитализма, так и социализма, потому как эти две экономические системы не способны мирно сосуществовать как единое целое. Во-вторых, она не способна помочь сохранению экономической стабильности. В-третьих, такая смешанная экономическая система весьма недолговечна.

Несмотря на представленные недостатки, смешанная экономическая система обладает и рядом преимуществ перед другими экономическими системами. Рассмотрим некоторые из них:

Экономическая стабильность и правильное распределение ресурсов

Мы уже проанализировали, как зрелая капиталистическая экономика страдает от экономической нестабильности. Смешанная экономика решает эту проблему через государственное регулирование экономики и планирование. Благодаря экономическому планированию ресурсы в экономике используются более эффективным и оптимальным образом. Производство рационально организовано. Возможности перепроизводства или недопроизводства устранены. Тяготы безработицы населения и неравенства доходов сводятся к минимуму. Все это позволяет смешанной экономике насладиться преимуществами социалистической экономики.

Преимущества свободной инициативы и предпринимательства

В смешанной экономике различные рыночные институты, такие как частная собственность, конкуренция, свобода предпринимательства и т.д., имеют надлежащую основу. Существует достаточно стимулов к напряженной работе и повышению эффективности производства и для усилий.

Сохранение свободы

Смешанная экономика основана на демократических принципах. Она не подавляет гражданские, культурные, политические или экономические свободы своих членов. Свобода потребителей является более или менее нетронутой. Частные предприятия свободно существует, хотя и несколько регулируются. Существует свобода выбора профессии, хотя иногда утверждают, что планирование и свобода не совместимы друг с другом. Но смешанная экономика включает в себя демократическое планирование, а также свободы. В смешанной экономической системе две идеи объединились для содействия общественным интересам. Так что разумная степень государственного контроля над экономикой и ее мудрое руководство будут лишь способствовать социальной справедливости и укреплению демократии.

Быстрое экономическое развитие

В слаборазвитых экономиках, смешанные экономические модели ускоряют экономическое развитие. Особенно в условиях бедности, колоссальном уровне безработицы и вопиющем неравенстве в слаборазвитой экономике, общественная собственность на средства производства является необходимым условием для экономического роста и роста социальной справедливости.

Это объясняет важность государственного сектора. Государственный сектор стремится к сотрудничеству с частным сектором, так как он обладает достаточными ресурсами, знаниями и опытом. Взаимные обязательства и скоординированные действия государственного и частного секторов могут привести к быстрому экономическому развитию, и таким образом, к улучшению экономических условий жизни людей.

Сосуществование на международном уровне

Смешанная экономика основана на взаимодействии частного предпринимательства и государственного предприятия, то есть государственный сектор сосуществует с частным. Такое мирное экономическое сосуществование двух секторов, в некоторой мере являющихся соперниками, внутри страны прокладывает дальнейший путь для их политического сосуществования рубежом. В международной сфере, принцип сосуществования много сделал для создания мира и гармонии. Внутри отдельно взятой страны тот же принцип сосуществования между различными секторами экономики подается через взаимопонимание и дух терпимости, так что сбалансированный и единый социальный прогресс обеспечен.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная экономика может помочь в увеличении национального производства в стране. Как государственный, так и частный сектор упорно трудятся, чтобы добиться большего объема производства. Проблемы, создаваемые свободным предпринимательством и слишком сильным государственным контролем решаются путем смешанной экономики. Производители и потребители обладают суверенитетом выбирать, что производить и что потреблять, но как производство, так и потребление вредных товаров и услуг могут быть остановлены государством. По сравнению с рыночной экономикой смешанная экономика имеет меньшее неравенство в доходах населения в связи с ролью правительства.

Объективно оценивая все преимущества и проблемы смешанной экономической системы, можно сделать вывод о том, что смешанная экономика по праву считается золотым звеном между капитализмом и социализмом.


2.2 Специфика развития моделей смешанной экономики


Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день большинство развитых и только развивающихся стран мира имеют смешанную экономическую систему. Например, экономики почти всех стран в Европе носят смешанный характер. Многие из них склоняются в большей степени к идеалам рыночной экономики нежели командной, но они все же остаются смешанными, так как правительство в этих странах все еще играет действительно важную роль в принятии экономических решений. Азиатские страны тоже в большинстве своем имеют смешанную экономику, хотя и стремятся к рыночной. В частности, Китай признан страной с рыночной экономикой, но его официальный статус во всем мире несколько под вопросом. США, в то время как иногда рассматривается как рыночная экономика, все еще является смешанной из-за роли государства в экономической политике. Куба является одной из немногих стран в мире практикующей командную экономику, хотя у нее есть некоторые связи с принципами рыночной экономики, что по праву обеспечивает ей звание смешанной. Экономические системы большинства стран Африки - смешанные, хотя и тесно связаны с принципами командной экономики, например, как в Египте или Ливии. Страны Южной Америки, как и большинство стран современного мира, тоже придерживаются смешанной экономики. Экономика Австралии также является смешанной, но с рыночными принципами.

Что же касается Российской Федерации, то тут дела обстоят гораздо сложнее.

В 1991 году после распада Советского Союза, к власти в стране пришел Борис Ельцин. В это время экономика в стране была плановой и переживала кризис. Для попытки преодоления экономических проблем были предприняты попытки трансформировать плановую экономику России в свободную рыночную. Главная проблема заключалась в том, что экономика России, которая в предыдущие годы испытывала застой, не была готова к такому внезапному изменению.

И по сей день, несмотря на всевозможные попытки, так и не удалось достичь желаемого результата. Поэтому экономика России, находясь на перепутье между плановой и рыночной экономиками, не может быть названа смешанной. Ее можно определить лишь как переходную. Однако, основные черты смешанной экономической системы все же имеются.

На самом же деле, так называемая российская модель смешанной экономики еще только формируется. Ожидается, что она непременно будет сочетать в себе не только лучшие черты других моделей смешанной экономики, но и специфические национальные особенности экономики. Такая модель должна опираться на следующие принципы:

Многообразие форм собственности. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, государственный сектор должен иметь примерно такой же удельный вес, как и частный сектор;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Упомянутое выше многообразие форм собственности подразумевает и многообразие форм предпринимательской деятельности;

Смешанный экономический механизм экономического регулирования. Раньше реформаторы полагали, что при построении рыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Сегодня же можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста просто невозможны без активной роли государства в регулировании экономики;

Многообразие форм распределения национального продукта. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Таким образом, спецификой российской модели смешанной экономики является то, что это государственно-частная система хозяйствования, где государство выполняет роль дирижера, а государственная собственность системообразующую функцию в системе отношений собственности. При этом государство должно быть выразителем публичной власти, выражающим консолидированный общественный интерес, с одной стороны, в структуре которого учитываются интересы частных собственников и субъектов государственной собственности, предпринимателей, менеджеров, наемных рабочих и т.д., то есть, всех слоев общества. С другой стороны, институт публичной власти значительно отличается от собственности. Ее субъектом является социальное целое как некое особое совокупное лицо граждан страны, стоящее над частноправовыми субъектами частной собственности. Объектами прав публичной власти являются не объекты частной собственности, а ее субъекты, через них государство как выразитель публичной власти, задает вектор развития частной собственности, не владея ею.

Но нельзя с уверенностью сказать, что российская модель смешанной экономики является официально признанной, так как существует огромное количество мнений по этому поводу.

Обобщая вышеизложенный материал, можно прийти к выводу о том, что смешанная экономика, несмотря на свои специфические черты и недостатки, способна предложить решение важных, экономических и не только, проблем.


Глава 3. Перспективы развития моделей смешанной экономики


1 Возможность решения основных проблем экономики в смешанной экономике


Каждая существующая экономика сталкивается с тремя центральными проблемами, связанными с наличием дефицитных ресурсов. Это проблемы нехватки и наилучшего использования этих ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Они заключаются в следующем:

Самая первая проблема, с которыми сталкивается любая экономика, это проблема выбора, какие товары должны быть произведены и в каком количестве. Здесь нужно определить многое: следует ли производить товары народного потребления или роскоши; сельскохозяйственные товары или инвестиционные; следует ли удовлетворить нужды образования, здравоохранения или же повысить военный потенциал. Как только будет принято решение, что производить, следующее решение заключается в оценке объема производства.

Вторая проблема, заключается в том, что нужно решить, как собрать имеющиеся ресурсы, то есть, какой метод должен быть использован для производства различных товаров и услуг.

Наконец, нужно решить, как осуществить целенаправленное распределение конечных товаров и услуг, то есть кому дать и сколько. Экономика должна найти наиболее подходящий механизм для распределения конечного продукта между различными сегментами общества.

В смешанной экономике центральные проблемы решаются путем объединения централизованного планирования с измененным ценовым механизмом.

Проблема, что производить решается через ценовой механизм и планирование. Рыночной ценой управляет частный сектор, а в государственном секторе органы планирования решают, что производить и как управлять ценами.

В частном секторе проблема как производить решается в большинстве случаев из соображений выгоды. В государственном же секторе решение принимается на основе мотивов поддержания или достижения достойного уровня благосостояния населения.

Некоторые из произведенных товаров или услуг распределяются на рынке на основе ценового механизма, а некоторые распределяются правительством через систему общественного распределения.

Таким образом, смешанная экономика имеет возможность решать проблемы что, как и для кого производить. Эти важнейшие решения принимаются на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений.


2 Прогнозы развития моделей смешанной экономики


Что же будет дальше? Как могут измениться модели смешанной экономики в будущем? Сейчас мы не можем получить конкретные ответы на эти вопросы. Однако представление о ближайшем будущем смешанной экономики нам могут дать прогнозы, так часто используемые исследователями. Сущность прогнозирования в экономике состоит в научном предвидении развития всех форм ведения хозяйства, в дальнейшем в выявлении закономерностей и тенденций научно-технического, социально-экономического прогресса. Экономические прогнозы составляются с учетом факторов, воздействующих на динамику экономики: объем и качество основного капитала, трудоспособность населения, инновационные технологии, уровень безработицы, величина инвестиций, рост экспорта и уровень инфляции.

В качестве примера рассмотрим прогноз экономического развития США в рамках американской модели. Для этого обратимся к прогнозу экспертов журнала Businessweek, которые подготовили прогноз развития экономики США в 21 веке на фоне изменений в мировой экономике.

Главным стимулом к экономическому росту США в этом столетии по-прежнему будут инновационные технологии. Темпы развития американской экономики в этот период составят в среднем 3% в год. В течение следующего десятилетия существенные изменения претерпят такие сектора экономики, как финансы, торговля и средства массовой информации. Укрупнение банков повысит их конкурентоспособность и шансы на процветание в долгосрочной перспективе.

Как отмечают эксперты Businessweek, существует два способа стимулирования экономического роста США в долгосрочной перспективе: создание условий для увеличения сбережений или для разработок и расширения новых технологий в разных отраслях промышленности.

Как они считают, в 21 веке темпы роста мировой экономики ускорятся, инфляция будет постепенно снижаться, во многих странах сократятся крупные дефициты бюджетов, повысится уровень жизни. Государства, проводящие политику стимулирования новых технологий и свободной торговли, повысят конкурентоспособность. Компании, использующие инновационные технологии, увеличат прибыли и свою долю на мировом рынке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нельзя точно сказать, как будет развиваться смешанная экономика, можно лишь предположить.


Заключение


Обобщая изложенный материал, мы можем прийти к выводу о том, что на сегодняшний день смешанная экономика является наиболее совершенной и эффективной экономической системой. Некоторая часть факторов производства здесь принадлежит государственному сектору в экономике, остальная же - частному. Положительные черты смешанной экономики:

независимость производителей в принятии экономических решений;

удовлетворение разнообразного потребительского спроса;

дифференциация доходов является стимулом для более эффективной трудовой деятельности;

эффективное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

активное использование достижений НТП;

конкуренция, которая приводит к улучшению качества товаров и снижению цен на них.

Негативные стороны смешанной экономики:

значительная дифференциация доходов;

экономическая нестабильность в следствие циклического развития;

неуверенность в будущем;

неэкономное использование невосполнимых природных ресурсов;

частичная безработица.

Национальные особенности смешанной экономической системы представлены в ее различных моделях.

Специфика развития экономики стран, имеющих смешанную экономическую систему, определяется в рамках моделей, присущих им.

Смешанная экономика имеет возможность решить главные проблемы экономики: что, как и для кого производить. Эти важнейшие решения принимаются на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в данной работе задачи успешно решены.


Список использованных источников


Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие России - 4-е издание / А.Г. Аганбегян. - М.: Дело, 2006

Волков, А.М. Швеция: социально-экономическая модель / А.М. Волков. - М.: Прогресс, 1991

Гладков, И.С. Экономика: интегрированный учебный курс для ВУЗов по курсам «Экономическая теория», «История экономики», «Мировая экономика», «Международные Экономические отношения» / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. - М.: КНОРУС, 2005

Государство в условиях формирования смешанной экономики / под научн. ред. А.Г. Зельднера, И.Ю. Ваславской. - М., 2001

Журавлева, Г.П. Теоретическая экономика. Политэкономия. Учебник для экономических ВУЗов / Г.П. Журавлева, Н.Н. Мильчакова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997

Колов, Ю.Н. Предмет и метод теории смешанной экономики / Ю.Н. Колов. - Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2001

Кудров, В.М. Мировая экономика / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2009

Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2006

Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для ВУЗов / В.К. Ломакин. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007

Михайлушкин, А.И. Экономика: учебник для студентов технических ВУЗов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - М.: Высшая школа, 2000

Покидченко, М.Г. Пути развития экономики России: теория и практика. Учебник / М.Г. Покидченко, Л.Н Сперанская, Т.А. Дробышевская. - МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. экономики. - М.: ИНФРА-М, 2005

Рэнд, А. Возвращение примитива. Антииндустриальная революция / А. Рэнд. - М.: Альпина Паблишер, 2011

Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2012.

Титов, П.М. Общая теоретическая экономика / П.М.Титов. - Екатеринбург: Калан, 2011

Хайек, Ф. Индивидуализм и экономический порядок / Ф Хайек. - М.: Изограф, 2000

Шевченко, Б.И. Основы становления смешанной экономики в России / Б.И. Шевченко. - М.: Моск. гос. Лингвист. Ун-т, 2005

Янова, В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для ВУЗов / В.В. Янова. - М.: Экзамен, 2005 (серия «Курс лекций»)

Ikeda, Sanford Dynamics of the Mixed Economy: Toward a theory of Interventionism, Matt Economics: In terms of The Good, The Bad and The Economist, IBID press, 2005

Адельфинский, А.О. Модернизация экономических систем: новая парадигма экономической науки // Вестник Гос. обл. ун-та: серия «Экономика». - 2006. - №1. - с.5-14.

Гасслер, Р.С. Государство благосостояния: теория и практика / Р.С. Гасслер // Политический журнал. - 2004. - №21(24).

Гутник, В.П. Германия // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №8. - с.79-88.

Морозова, Е.А. Особенности механизма функционирования многоуровневых бюджетных систем: зарубежный опыт / Е.А. Морозова // Вопросы экономики и права. - 2011. - №12. - с. 265-269.

Настенко, А. Смешанная экономика и рыночно-плановые отношения / А. Настенко // Диалог. - 1998. - №7. - с.34-43.

Савченко, А. Основы российской модели смешанной экономики / А. Савченко // Маркетинг. - 2001. - №6. - с.15-19.

infopedia.usembassy.or.kr/ENG/_f_030401.html - Outline of the U.S. Economy:


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества,

синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Основные черты. Одним из главных признаков является преобладание рыночной организации экономики, что в первую очередь подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.»

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной системой на данный момент. Она сочетает черты командно-административной и рыночной экономики и таким образом может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов и т. д. Характерна для развитых государств, ранее основывающихся на рыночной экономике – Франция, США, Германия, Италия.

Эта система зародилась после II мировой войны, когда во многих странах произошли большие изменения, связанные с государственным устройством, экономикой и социальными отношениями. Рыночная экономика показала свое несовершенство, поэтому требовалась новая модель, которая могла бы лучше способствовать экономическому росту и развитию.

Одним из главных ее достоинств является предоставление экономических свобод субъектам рынка – продавцам и покупателям. Первые сами решают, что именно производить, в каких количествах и кому сбывать. А вторые имеют возможность выбора между разными производителями. Такая конкуренция способствует развитию новых технологий, улучшению качества товаров, т. е. благоприятно влияет на экономику в целом. Роль же государства во всех этих вопросах обычно сводится к минимуму, хотя может быть довольно существенной в таких системах как шведская экономика. Его предложения могут носить рекомендательный характер.

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

  • Обеспечение занятости
  • Стабилизация цен
  • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
  • Равновесие платежного баланса
  • Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш