Экономика и основные функции экономической теории. Функции экономической теории и ее роль в развитии экономики

Введение

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Как известно, экономика включает в себя как практические, так и теоретические основы, но базой любой практической деятельности является теория. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Именно поэтому на данный момент наша тема является исключительно актуальной, так как, изучая функции экономической теории и её влияние на экономику, можно более глубоко и осмысленно разобраться в природе экономических процессов.

Целью данной работы является наиболее полное раскрытие и описание функций экономической теории, а также изучение влияния этой науки на современную экономику в целом. В ходе работы, помимо вышеописанного, будет выяснено значение экономической теории для практической экономики на сегодняшний день.

Задачи данной работы состоят в следующем: 1) детально изучить принцип функций данной экономической науки, понять их направленность и необходимость; 2) выявить конкретное значение экономической теории в развитии экономики, её прямое и косвенное воздействие на современную экономику.

Предмет исследования работы - экономическая теория и её функции.

Материал данной работы составлен методом сбора и анализа данных, необходимых для полного раскрытия цели и задач, представленных выше.

Функции экономической теории

Основные функции экономической теории и их особенности

Экономическая теория, как и любая другая наука, имеет ряд функций. Существует множество определений того, что изучает экономическая теория. Каждое из них следует считать правильным, так как оно отражает ту или иную важную сторону экономики, и в то же время каждое определение является ограниченным вследствие чрезмерной сложности изучаемых экономических процессов и явлений.

Сегодня большинство экономистов полагают, что наиболее удачным следует считать определение, которое исходит из того, что любое общество при своем функционировании сталкивается с проблемой конфликта между неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Выделяют познавательную, методологическую, аналитическую, прогностическую и практическую функции экономической теории.

Познавательная функция. Как и всякая наука, экономическая теория выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеет познавательная функция экономической теории. Она призвана изучать и объяснять процессы и явления в экономической жизни общества.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Базовой научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п.

Обнаруживая и постулируя общее в хозяйственных явлениях, экономическая теория конструирует модели действительности. Разумеется, эти модели беднее той реальности, которую они фиксируют. Модели отвлеченно отражают индивидуальное своеобразие конкретного явления, подчеркнуто констатируя универсальное в нем. Выявляя принципиальное, политэкономия тем самым в сформулированных ею законах абстрагируется от сбивающих с толку деталей и частностей. Их же знание облегчает ориентацию в хозяйственной жизни, позволяет оптимизировать экономическое поведение. Поэтому и говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории.

Между тем, ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. А вот контуры целой новой парадигмы в экономической теории могут быть обозначены не только на основе глубокого изучения наиболее существенных тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобальном уровне, но и при помощи прагматического согласования противоречивой системы экономических интересов отдельных стран, межгосударственных общностей, разных предприятий и организаций. Это обусловливает объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который должен базироваться на экономических (а не идеолого-политических) основах и регулироваться, прежде всего, экономическими законами и хозяйственной целесообразностью. Любое знание является ценным не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества.

Таким образом, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее познавательную функцию должна дополнить практическая функция. Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Говоря по-другому, познавательная функция выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов. Зная направления и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Практическая функция. Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию: на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает выбор действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория).

Практическая функция опосредует связь внутри познавательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Эта функция тесно связана с экономической политикой, а также является дополнением прогностической функции экономической теории (не во всех случаях, только когда необходимо конкретное реальное применение каких-то теоретических аналитических знаний на практике, отсюда и название функции - практическая). Это означает, что экономическая теория напрямую служит практике, обществу, людям.

Эта функция открывает наиболее полезные и эффективные направления деятельности, учит использованию экономических методов воздействия, умению видеть неиспользованные еще пути и ресурсы, выбирать формы и способы хозяйствования, считать и оценивать как успехи, так и просчеты на практике. Иными словами, данная функция - разработка практических рекомендаций, принципов и методов эффективного хозяйствования, применение их на практике. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.

Аналитическая функция. Данная функция экономической теории заключается в том, что она позволяет вскрыть и объяснить противоречия в экономической системе, ее достоинства и недостатки. Эта функция призвана определить, какие элементы экономической системы начинают устаревать и тормозят общественное развитие, а какие обеспечивают ее дальнейший прогресс; позволяет критически оценить различные направления в экономической теории; понять основы теоретических заблуждений, если они имеют место; выявить свойственную тем или иным теориям односторонность при подходе к решению различных проблем, отметить положительные моменты, которые при этом имеют место, с тем, чтобы синтезируя их, обеспечить дальнейший прогресс в развитии экономической науки. Из названия данной функции можно выделить её основную направленность - анализ экономических явлений.

Прогностическая функция. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства. Данная функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития.

С момента возникновения экономическая теория выражала потребности развития хозяйства и в соответствии с ними разрабатывала рекомендации для предпринимателей и государства. В современных условиях теория хозяйственного развития играет все возрастающую роль в обосновании прогрессивных преобразований во всех странах мира. Видный английский экономист Джон Кейнс имел веские причины заявить: «...Идеи экономистов и политических мыслителей -- и когда они правы, и когда ошибаются -- имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».

Хозяйственное предвидение играет важную роль для предприятий и национального хозяйства в целом. Для предприятий и объединений оно позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих производственных затрат и выгод. В настоящее время при всяком значительном обновлении производства и строительстве предприятий составляется бизнес-план.

Ввиду наличия множества факторов, влияющих на поведение экономической системы в будущем и субъективного характера самого процесса принятия решений (из-за наличия фактора неопределенности) параметры предстоящего экономического развития могут различаться и их трудно однозначно (точно) определить. Поэтому в процессе прогнозирования применяется, так называемый, сценарный подход. При таком подходе разрабатываются три вида прогнозов:

1. оптимистический - с учетом наиболее благоприятных факторов развития;

2. пессимистический - предполагающий худшее течение событий;

3. базовый - учитывающий наиболее вероятные изменения.

Управление современной экономикой может быть успешным, если люди могут хотя бы на несколько шагов предвидеть ход будущих событий и действовать с учетом обоснованных прогнозов.

Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства. Данная функция имеет наиболее важное значение в практической экономике, поскольку её правильное применение является залогом успешного экономического развития субъекта, использующего её. Эта функция также позволяет просчитать рациональность и необходимость всех экономических действий. По-другому - прогностическая функция, на основе анализа экономических явлений и процессов, разрабатывает направления перспективного развития экономики.

Методологическая функция. Как мы знаем, методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, экономическая теория дает всем частным экономическим наукам (а их около 30) общие знания об экономике, а также вооружает такими методами, которым лучше всего поддаются основные вопросы экономической реальности.

Тем самым, общая экономическая теория выполняет роль прочного фундамента для многоэтажного «здания» экономических наук. Несмотря на то, что эта функция имеет теоретический характер и довольно близка к познавательной, она имеет достаточно большое значение в структуре экономической теории, выступая своеобразным связующим звеном между различными науками этой области. Если говорить обобщенно, то методологическая функция - основа для изучения других экономических дисциплин, база инструментария экономической теории.

Выше были перечислены основные функции экономической теории. Они, являясь наиболее важными по своему значению, составляют основную базу функциональной прослойки экономической теории. Но, выделяют также ещё воспитательную функцию.

Воспитательная функция. Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование экономической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция более тесно связана с практической, чем с теоретико-познавательной. Иными словами, практическая функция опосредует связь теоретико-познавательной и воспитательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые его определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда относится и повышение уровня квалификации), мышление, отражающее экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, базирующиеся как на традициях, так и на специальных знаниях. Особенность ситуации, сложившейся сегодня в украинском государстве, состоит в том, что определенные социальные группы овладевают эффективным экономическим поведением намного быстрее, чем другие, и благодаря этому выходят на оперативный экономический простор. При таких обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает вышедшая вперед группа, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает. Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности разных групп общества, сознательного хозяйствования, овладения современным экономическим мышлением. Функции экономической теории имеют определённо важное значение. Функции как часть любой науки, являются движущим и определяющим звеном любой науки, в данном случае - экономической.

Значение экономической теории во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, дает возможность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику.

«...изучивший экономическую теорию в конечном счете добьется большего материального успеха,
чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу приобрести практические навыки».
П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1970 г.

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В самом общем виде она представляет собой форму научного знания, совокупность положений и выводов, отражающих ту или иную сторону экономической деятельности. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей .

Предмет экономической теории - экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также использование ограниченных ресурсов в национальном хозяйстве .

Как и другие науки, экономическая теория изучает объективные законы, которые отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи, определяют направления развития различных сфер экономики. Чем глубже люди познают характер экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

В структуру экономической теории включают микро- и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: рабочих, фермеров, землевладельцев, предпринимателей. Она объясняет, каким образом принимаются экономические решения на низшем уровне, например: как устанавливаются цены в отрасли, какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль.

Макроэкономика изучает финансирование национальной экономической системы на основе формирующихся макропропорций. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция. Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимозависимы.

Как и всякая наука, экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (теоретическая) функция - экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
  • практическая функция - любое знание ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Экономическая теория должна, проникнув в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования;
  • методологическая функция - экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы , денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.).

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания, и, в первую очередь, это методы формальной логики – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

  • Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое. Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
  • Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.
  • Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.
  • Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.
  • Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории.

Поскольку теория без фактов может быть пустой, а факты без теории бессмысленны, различают позитивную и нормативную экономику (позитивный и нормативный анализ). Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Широко используются в экономической теории также математические и статистические методы , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. В последнее время особое значение приобретают методы прогнозирования и моделирования экономических процессов. Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития экономического процесса; моделирование - формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая теория строится на следующих принципах :

  • принцип ограниченности ресурсов;
  • принцип взаимодействия теории и практики;
  • принцип единства макро- и микроанализа;
  • принцип неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Таким образом, экономическая теория – это наука, изучающая экономические принципы, законы, проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.

Экономическая теория (Экономика) - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории - практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

    Микроэкономика - раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.

    Макроэкономика - раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

Основные макроэкономические цели:

    Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.

    Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.

    Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.

    Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:

    Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.

    Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.

    Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.

    Социальная политика

    Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

Нормативный и позитивный подход в экономике

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории.Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:

    к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

    при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

    какова будет цена ее достижения

Кроме того позитивный подход предполагает:

    объяснение и прогнозирование экономических явлений;

    изучение общеэкономических закономерностей;

    выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Экономические показатели: поток и запас

Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерностьпотока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

Дисконтирование - это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная - это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

В экономической теории выделяют три периода времени:

    Мгновенный - когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными

    Краткосрочный - когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие - как переменные

    Долгосрочный - когда все факторы рассматриваются как переменные

Экономика - это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества - поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется.

Метод (методология) - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией - моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель - это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

    Метод научной абстракции Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

    Метод функционального анализа Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

    Метод графических изображений Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

    Метод сравнительного анализа Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата

    Метод Экономико-математического моделирования Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

    Индуктивный и дедуктивный методы Индуктивный метод - выведение положений, теорий и выводов из фактов - от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

    Метод позитивного и нормативного анализа Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

    Практические мероприятия Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

Ошибки научного анализа

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:

    Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же зарплаты в целом по стране приведет к росту цен, инфляции , и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

    Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий закону спроса , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания инфляции и рост доходов населения.

Функции экономики

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

Согласно современному пониманиюэкономика - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

Прогностическая (греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

Методы экономической теории :

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории :

    Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

    Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

    Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

    Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

    Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Предмет и функции экономической теории охватывают настолько широкий горизонт значений, что коротко охарактеризовать эти понятия невозможно. В широком смысле экономику можно считать наукой о закономерностях динамики хозяйственной деятельности человека.

Теоретическая экономика тесно связана с практикой. С одной стороны, теория дает системный анализ реальной хозяйственной жизни страны и экономической деятельности людей, теоретическое обоснование целесообразности существующей модели в жизни общества. С другой - всеобъемлющее развитие неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, внедрением различных инноваций и практическими приемами экономической науки.

Взаимодействие политики, теории и практики

Как видно из рисунка, любая экономическая теория взаимодействует с практикой только через экономическую политику.

Теория на основе анализа открывает новые хозяйственные принципы и выводы. После этого она позволяет разработать различные приемы и механизмы, чтобы снизить негативные тенденции и сформировать оптимальную экономическую политику в соответствии с разработанными прогнозами и принципами.

Различные школы описывают эту деятельность с разных сторон, но основные функции экономической теории в основе своей остаются неизменными.

Познавательная функция

Данная функция экономической науки заключает в себе стремление изучить всевозможные экономические явления и открыть законы, согласно которым может развиваться экономическое хозяйство. Такое изучение базируется на фактах и достоверных статистических данных. Затем проводится обобщение всех исходных показателей, на основании которых строятся предположения, позволяющие описывать суть происходящих экономических процессов. Если в процессе анализа действительности выдвинутые предположения подтверждаются фактами и событиями, они приобретают статус теории.

Практическая функция

Эта сторона экономической теории является научным обоснованием хозяйственной политики государства, реализации принципов категорий и законов на всех уровнях экономического развития. Прагматические функции экономической теории должны показывать реальные итоги деятельности того или иного экономического плана; должны активизировать развитие общественного производства. Посредством практической функции экономическая теория четко формулирует текущие задачи и предлагает практические способы и направления их решения.

Прогностическая функция

Прогностическая сторона экономической теории отвечает за определение перспектив социального и экономического развития. Благодаря тщательному изучению фактов хозяйственных реалий и закономерностей можно спрогнозировать дальнейшее экономическое развитие и более рационально использовать имеющиеся хозяйственные ресурсы. Прогностическая функция определяет перспективные показатели и критерии, она имеет большое значение при разработке планов дальнейшего развития.

Методологическая функция

Направленность экономического развития, прохождение его основных этапов лежит на методологической функции экономического развития. Экономический курс может быть эффективным или не очень в зависимости от того, какую оценку он получил у населения, какие конкретные результаты данное направление хозяйственной деятельности принесло для людей.

Воспитательная функция

Любая экономическая теория направлена на то, чтобы улучшить благосостояние всех живущих в государстве людей. И здесь не последнюю роль играет тот факт, как люди относятся к той или иной модели экономики, как оценивают ее перспективы. Поэтому воспитательная функция должна формировать у каждого члена общества экономический образ мышления, способность к анализу, развивать предпринимательские наклонности. Реализация воспитательной функции должна быть направлена на формирование экономического образа мышления.

Критическая функция

Эта сторона экономической теории должны выявлять недостатки и промахи существующих форм хозяйственного развития. Второй задачей критической функции является осмысление и анализ всех существующих мнений и взглядов на сложившуюся ситуацию. Причем принимать во внимание нужно и мнение сторонников данной экономической модели, и точку зрения ее оппонентов. Особо тщательно должно проверяться, достигли ли теоретические предпосылки практических результатов. В целом, анализируя определенную хозяйственную концепцию, эта функция должна критически оценивать существующие положения, практически доказывая их состоятельность и общественную ценность.

А что на практике?

Практическое применение данных функций позволяет экономическим теориям объяснять роль тех или иных явлений, прогнозировать развитие производства и оценивать влияние людей на существующие экономические процессы. Реализация экономических знаний позволяет сделать любую экономическую теорию значимой и полезной для всех хозяйственных субъектов страны. Но наибольшее значение экономические модели имеют на макроуровне. Они определяют общие тенденции хозяйственного развития страны, региона или целого континента.

Сущность экономической политики

Экономическая политика является результатом деятельности правительства государства. Курс хозяйственного развития определяется целым комплексом обязательств. Основными пунктами, на которые опираются при анализе экономической политики страны, являются:

  • стадия хозяйственного развития общества;
  • уровень осознания реальной хозяйственной жизни страны;
  • текущая фаза экономического цикла ;
  • уровень смешанности экономики;
  • наличие (отсутствие) коррупции;
  • степень конкурентоспособности товаров и услуг;
  • национальные традиции, менталитет и общие характеристики человеческого капитала.

Основные экономические цели

Любая экономическая политика направлена на достижение определенных хозяйственных целей общества. В большинстве случаев цель - оценочный критерий, который принят за норму большинством граждан страны.

В числе основных экономических целей, которые стремится достигнуть правительство каждой современной страны, имеются следующие:

  • экономический рост, возможность произвести наибольшее количество товаров и обеспечить своим гражданам более высокий уровень благосостояния;
  • гибкая политика занятости населения позволит найти наилучшее применение умениям и знаниям каждого члена общества;
  • справедливое распределение экономических благ, чтобы не допустить обнищания малообеспеченных слоев населения и ограничить доходы наиболее богатых граждан;
  • международный имидж - подтверждение положительного внешнеторгового баланса и уровня ответственности по внешним займам.

Функции экономической теории позволяют не только оценивать целесообразность той или иной экономической модели, но и спрогнозировать результаты ее применения в среднесрочной перспективе. Своевременный анализ наблюдаемых явления в хозяйственной жизни страны позволит избежать ошибок и выровнять экономический курс всего государства.

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

Все многообразие определений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.


В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который называется общественным воспроизводством.

Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение - это процесс определения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределения этих благ, существующей в той или иной стране.

Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Таким образом, этот процесс кругооборота от производства к потреблению называется общественным воспроизводством. При этом воспроизводство необходимо не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объеме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объеме. Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

По словам американского экономиста В. Леонтьева , - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.

В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

При этом надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное «лицо» всей нации.

Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию (материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И поэтому, если мы хотим рассмотреть этот сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

Поэтому, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане этот вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Таким образом, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.

В широком смысле к духовной пище относятся все виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу , согласно которой все по-требности располагаются в восходящем порядке от «низших» матери-альных до "высших» духовных:

1) физиологические (еда, питье и т. д.);

2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);

3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

4) самоуважение (достижение цели, признания);

5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

Производство, которое должно удовлетворить все эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И все же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания благ и услуг.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора производства всегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуг. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всего надо иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуг. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединения и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуг.

Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но все они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства с целью создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

Прежде всего, необходимо отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

Организация производства - это определенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всего процесса производства.

Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определенный порядок производственных процессов.

Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединение науки с производством.

Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность всех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образование, здравоохранение и т.д.).

Подводя итог анализа факторов, необходимо отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всех факторов. Производство определенного блага или услуги требует также определенного набора факторов, главными из которых есть работа, земля, капитал и предпринимательство. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.