Инновации года. Как россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Основные показатели инновационной деятельности

1. Динамика основных показателей инновационной деятельности

1.1. Инновационная активность организаций
1.2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
1.3. Научно-исследовательские подразделения в организациях, осуществлявших технологические инновации
1.4. Объем инновационных товаров, работ, услуг
1.5. Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг
1.6. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках
1.7. Структура экспорта инновационных товаров, работ, услуг
1.8. Рейтинг результатов инновационной деятельности
1.9. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
1.10. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации и участвовавших в технологическом обмене, по странам и регионам
1.11. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации
1.12. Затраты на технологические инновации
1.13. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования
1.14. Удельный вес затрат на отдельные виды инновационной деятельности в общем объеме затрат на технологические инновации
1.15. Рейтинг источников информации для технологических инноваций
1.16. Рейтинг методов защиты научно-технических разработок в организациях, осуществлявших технологические инновации
1.17. Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям

2. Инновационная активность организаций

2.1. Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности
2.2. Распределение организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые, организационные инновации, по видам экономической деятельности
2.3. Совокупный уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности
2.4. Инновационная активность организаций по величине
2.5. Распределение организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые, организационные инновации, по величине
2.6. Инновационная активность организаций по формам собственности
2.7. Распределение организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые, организационные инновации, по формам собственности
2.8. Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации по видам экономической деятельности
2.9. Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации по величине организаций
2.10. Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации по формам собственности организаций
2.11. Структура затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций
2.12. Распределение затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций и видам экономической деятельности
2.13. Распределение затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций и величине организаций
2.14. Распределение затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций и формам собственности организаций
2.15. Интенсивность затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по видам экономической деятельности
2.16. Интенсивность затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по величине организаций
2.17. Интенсивность затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по формам собственности организаций
2.18. Оценка результатов инновационной деятельности: 2012-2014

3. Технологические инновации

3.1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
3.2. Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые и процессные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.3. Удельный вес организаций, осуществлявших одновременно технологические и маркетинговые инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.4. Распределение организаций, осуществлявших одновременно технологические и маркетинговые инновации, по видам экономической деятельности
3.5. Удельный вес организаций, осуществлявших одновременно технологические и организационные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.6. Распределение организаций, осуществлявших одновременно технологические и организационные инновации, по видам экономической деятельности
3.7. Структура организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам инновационной деятельности
3.8. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2014
3.9. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам инновационной и экономической деятельности: 2014
З.10. Удельный вес организаций, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, в их общем числе по видам экономической деятельности
3.11. Число подразделений, выполнявших исследования и разработки, и численность их работников в организациях по видам экономической деятельности
3.12. Удельный вес работников, выполнявших исследования и разработки, в общей численности работников организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.13. Кооперация при разработке технологических инноваций: 2014
3.14. Удельный вес товаров, работ, услуг организаций, осуществлявших и не осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности: 2014
3.15. Объем инновационныхтоваров, работ, услуг по видам экономической деятельности
3.16. Объем инновационныхтоваров, работ,услуг по уровню новизны и видам экономической деятельности
3.17. Удельный вес инновационныхтоваров, работ,услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по уровню новизны и видам экономической деятельности: 2014
3.18. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка сбыта организации, по видам экономической деятельности
3.19. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для мирового рынка, по видам экономической деятельности
3.20. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка, по видам экономической деятельности
3.21. Объем инновационныхтоваров, работ,услуг по государственным и муниципальным контрактам по видам экономической деятельности: 2014
3.22. Экспорт инновационных и не подвергавшихся технологическим изменениям товаров, работ,услуг по видам экономической деятельности
3.23. Экспорт инновационныхтоваров, работ, услуг по странам и видам экономической деятельности
3.24. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в их общем числе по видам экономической деятельности
3.25. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2014
3.26. Импорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.27. Экспорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.28. Формы приобретения технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2014
3.29. Формы передачи технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2014
3.30. Новые технологии (технические достижения), приобретенные и переданные организациями, осуществлявшими технологические инновации: 2014
3.31. Участие организаций в совместных проектах по выполнению исследований и разработок: 2014
3.32. Организации, участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по видам экономической деятельности
3.33. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по странам-партнерам и видам экономической деятельности
3.34. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам партнеров и видам экономической деятельности: 2014
3.35. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам кооперационных связей и видам экономической деятельности
3.36. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.37. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам партнеров и видам экономической деятельности: 2014
3.38. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам кооперационных связей и видам экономической деятельности
3.39. Технологическое партнерство при выполнении исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации: 2014
3.40. Затраты на технологические инновации по видам экономической деятельности
3.41. Затраты на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности: 2014
3.42. Распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности: 2014
3.43. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования и видам экономической деятельности: 2014
3.44. Распределение затрат на технологические инновации по источникам финансирования и видам экономической деятельности: 2014
3.45. Интенсивность затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности
3.46. Организации, осуществлявшие патентную деятельность: 2014
3.47. Удельный вес организаций, патентовавших изобретения, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2014
3.48. Наличие объектов интеллектуальной собственности в организациях: 2014
3.49. Патенты на изобретения в организациях, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2014
3.50. Удельный вес организаций, оценивших отдельные источники информации для технологических инноваций как основные, в общем числе организаций
3.51. Удельный вес организаций, оценивших отдельные методы защиты научно-технических разработок как основные, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
3.52. Удельный вес организаций, оценивших отдельные факторы, препятствующие технологическим инновациям, как основные, в общем числе организаций

4. Маркетинговые инновации

4.1. Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
4.2. Кооперация при разработке маркетинговых инноваций: 2014
4.3. Объем товаров, работ, услуг, произведенных с использованием маркетинговых инноваций, по видам экономической деятельности
4.4. Затраты на маркетинговые инновации по видам экономической деятельности
4.5. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды маркетинговых изменений, в общем числе организаций, имевших готовые маркетинговые инновации в течение последних трех лет, по видам инноваций и экономической деятельности: 2014

5. Организационные инновации

5.1. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
5.2. Кооперация при разработке организационных инноваций: 2014
5.3. Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности
5.4. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды организационных изменений, в общем числе организаций, имевших готовые организационные инновации в течение последних трех лет, по видам инноваций и экономической деятельности: 2014

6. Инновационная деятельность в регионах Российской Федерации

6.1. Организации, осуществлявшие технологические, маркетинговые, организационные инновации
6.2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации: 2014
6.3. Объем инновационных товаров, работ, услуг
6.4. Участие организаций в совместных проектах по выполнению исследований и разработок
6.5. Затраты на технологические инновации
6.6. Распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности: 2014

7. Экологические инновации

7.1. Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, в общем числе организаций, имевших готовые инновации в течение последних трех лет: 2014
7.2. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической
безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг, в общем числе организаций, осуществлявших экологические инновации: 2014
7.3. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ,услуг, в общем числе организаций, осуществлявших экологические инновации: 2014
7.4. Распределение организаций, осуществлявших экологические инновации, по целям и видам экономической деятельности: 2014
7.5. Удельный вес организаций, использующих систему контроля за загрязнением окружающей среды, в общем числе организаций: 2014
7.6. Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями: 2014

8. Международные сопоставления

8.1. Совокупный уровень инновационной активности организаций
8.2. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций
8.3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций по странам, не входящим в Европейский союз: 2014
8.4. Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций: 2014
8.5. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций: 2014
8.6. Основные показатели инновационной деятельности в странах СНГ: 2014
8.7. Удельный вес организаций, получавших финансирование из средств бюджета, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
8.8. Интенсивность затрат на технологические инновации
8.9. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
8.10. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
8.11. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по странам-партнерам
8.12. Удельный вес организаций, оценивших отдельные источники информации как основные, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации: 2014

Методологические комментарии

Sam Kaplan

Жесткие требования к высокой четкости картинки в играх с ВР требуют использования мощного компьютера. Для более 40 миллионов владельцев Sony PS4 использование PlayStation VR сводится к принципу «подключай и работай». В отличие от дешевых систем, работающих на базе смартфонов (вспомните Google Cardboard), гарнитура обеспечивает разрешение Full HD для каждого глаза и широкий обзор в 100 градусов. Например, в игре Star Wars Battlefront Rogue One вы сможете почувствовать себя пилотом X-Wing.

2. Anki Cozmo: самый разумный робот-любимец

Anki

Ученым уже давно известно, что вирусы могут спровоцировать иммунную систему атаковать рак, но для создания вируса, который не затронет наши собственные органы, потребовалось некоторое время. В конце 2015 года IMLYGIC стало первым вирусным лекарством по борьбе с раком, одобренным Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США. Это прорыв в области борьбы с меланомой: модифицированный вирус герпеса вводится в опухоль, где может возбудить иммунную реакцию в ответ на рак.

17. NASA – “Юнона”: путешествие к центру газового гиганта

NASA

4 июля “Юнона” – искусственный спутник, питаемый солнечными батареями, – начал вращаться вокруг полюсов Юпитера, пролетая на расстоянии в 4200 км от облаков планеты. «Ни один космический аппарат не находился так близко к Юпитеру, в центре радиационных поясов со столь высоким магнитным полем», – говорит научный сотрудник проекта Стив Левин. Защищенные от этого излучения титановым куполом научные приборы “Юноны”, в числе которых радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитного поля, позволят ученым заглянуть под облака газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдений “Юноны” ученые узнают, сколько воды находится на Юпитере и обладает ли планета твердым ядром. Благодаря этому мы можем узнать, как образовалась Солнечная система и Земля. Также в ходе этой миссии были получены самые качественные изображения Юпитера в истории.

18. SpaceX – Falcon 9: посадка ракеты на морскую платформу

SpaceX

По словам руководителя Илона Маска, возможность повторного использования первой ступени ракеты - части, которая обычно падает в океан, может снизить затраты на ее запуск в сто раз. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 на беспилотный корабль. Залог успеха: больше ракетного топлива на основе жидкого кислорода для увеличения тяги и посадка с управляемым вектором тяги вместо предыдущей, менее успешной версии с использованием парашюта.

19. Facebook – Aquila: дрон, раздающий интернет

Facebook

Facebook сделала еще один шаг на пути к своей цели – повсеместному доступу к интернету, в июле 96-минутное испытание полноразмерного дрона

Как свидетельствуют результаты исследования BCG "Самые инновационные компании 2016 года: преодолевая неприятие "чужих" изобретений", компаниям все чаще требуется находить баланс внутренних и внешних инноваций, преодолевая неприятие "чужих" изобретений внутри организации.

В списке этого года представлены компании всего мира: 34 из США, 10 из Европы и 6 из Азии.

Начиная с 2004 г. BCG провела 11 опросов более 1 500 руководителей высшего звена в области инноваций из различных стран и широкого спектра отраслей, чтобы составить представление о состоянии инноваций в бизнесе.

В отчете The Most Innovative Companies 2016: Getting Past "Not Invented Here" ("Самые инновационные компании 2016 года: преодолевая неприятие "чужих" изобретений") приведен список из 50 компаний, которые руководители высшего звена по всему миру оценили как самые инновационные, и выявлена растущая необходимость для компаний внедрять внешние разработки.

Численность выборки российских респондентов для отчета 2016 г. составляет 40, при этом участие энергетического сектора и промышленного производства - выше среднего, а секторов телекоммуникаций, СМИ и технологий - ниже среднего уровня.

"С учетом увеличивающегося темпа рыночных изменений и того факта, что даже в более традиционных секторах технологии становятся ключевым фактором, отношение к внешним изобретениям, как к "чужим", может оказаться фатальным, - считает партнер BCG и соавтор отчета Эндрю Тэйлор. - Сегодня самые успешные новаторы находят стратегический баланс между внутренними и внешними инновациями. Они проявляют мудрость и эффективность в поиске и сканировании внешних идей и действуют молниеносно, внедряя их в своих компаниях".

Согласно отчету разница между наиболее активными новаторами и отстающими в этом аспекте фирмами заключается именно в поиске внешних разработок.

Активные новаторы реализуют более аналитический подход: по имеющимся данным, 65% новых идей им удается найти благодаря социальным сетям и анализу больших данных (по сравнению лишь с 14% у неактивных новаторов).

Активные новаторы также гибко действуют и в том, как они внедряют инновации. Например, 66% опрошенных сообщили, что их компании часто находят новые идеи с помощью внешних партнерств (по сравнению с 22% у слабых новаторов).

Партнер BCG и соавтор отчета Майкл Рингел отмечает: "Мы видим, что новаторы все чаще используют передовые средства аналитики для поиска ключевых технологий, на которые они приобретают лицензии, и объектов для поглощения и заключения партнерств, что позволяет им сократить циклы разработок и обойти конкурентов".

Компании, стремящиеся воспользоваться преимуществами внешних инноваций, применяют целый ряд структурных и культурных методик, чтобы реализовать внешние идеи внутри своего бизнеса.

"Ведущие новаторы преодолевают неприятие "чужого" изобретения с помощью структурных и культурных изменений, - говорит партнер BCG и соавтор отчета Хади Заблит. - В дополнение к традиционным подходам, таким как совместные предприятия, они используют и более современные, например корпоративный венчурный капитал и инкубаторы, и с помощью мер стимулирования и стилю руководства развивают более открытую культуру".

Имеющиеся данные подтверждают эту точку зрения. Например, среди активных новаторов 62% компаний используют инкубаторы (по сравнению лишь с 13% среди неактивных новаторов). 80% активных новаторов также сообщают, что их организации открыты и готовы к сотрудничеству (по сравнению с 22% среди неактивных).

Российские компании используют большие данные для выявления рыночных тенденций, и большинство из них может использовать собственные данные для внедрения инноваций. Однако российские респонденты с меньшей вероятностью используют анализ больших данных или инкубаторы.

Ниже представлены топ-10 самых инновационных компаний.

10. IBM

Изменение за год : +3

Начав задолго до компьютерной эры, она не только оказала влияние на современные компьютеры - IBM, по сути, создала их современный облик.

Вклад IBM в развитие мира компьютеров огромен. Это и накопители на жестких магнитных дисках, впервые представленные 13 сентября 1956 г., и накопители на гибких магнитных дисках (дискеты), разработанные в 1971 г.

И язык структурированных запросов SQL, применяемый во всех реляционных базах данных.

А самое главное - персональный компьютер IBM PC, представленный в 1981 г. Этот компьютер положил начало новой эпохи - эпохи архитектуры РС.

На сегодняшний день компания занимается производством суперкомпьютеров, высокопроизводительными серверами, процессорами и программным обеспечением.

IBM входит в десятку крупнейших производителей различного электротехнического и электронного оборудования по всему миру. Очень важную часть работы компании составляют научные разработки и консалтинг.

9. Facebook

Изменение за год : +19

Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене.edu.

Начиная с сентября 2006 г. сайт доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 16 лет, имеющих адрес электронной почты.

Facebook входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира.

1,03 млрд человек в месяц используют мобильное приложение Facebook.

На сайте зафиксировано 200 млрд "дружеских связей".

Благодаря этому сайту Марк Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты.

8. Toyota

Изменение за год : -2

Toyota Motor Corporation - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Главный офис компании находится в городе Тоёта, префектура Айти (Япония).

Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.

Toyota – мировой лидер по продаже гибридных электромобилей и одна из крупнейших компаний, продвигающих использование гибридных автомобилей на массовый рынок по всему миру.

Стоимость бренда Toyota оценивается в $42,1 млрд.

7. Samsung

Изменение за год : -2

Samsung Group - южнокорейская группа компаний, одна из крупнейших в Южной Корее, основанная в 1938 г.

На мировом рынке известна как производитель высокотехнологичных компонентов, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видеоустройств. Главный офис компании расположен в Сеуле.

Компании, входящие в концерн Samsung Group, занимаются электроникой и микроэлектроникой, химической промышленностью, строительством, автомобилестроением, тяжелой промышленностью, финансами и кредитами, страхованием.

Структура концерна включает полный цикл производства электроники, начиная от добычи ресурсов, их переработки и заканчивая готовыми изделиями.

Большинство подразделений конгломерата выполняют подчиненные функции по отношению к компаниям, занятым непосредственно в изготовлении готовой электронной продукции, и работают исключительно на концерн или только внутри Южной Кореи.

Эта особенность четко просматривается на распределения прибыли по подразделениям. Таким образом, основной доход концерна приходится на электронную промышленность.

6. Netflix

Изменение за год: +21

Netflix - американская компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа. Основана в 1997 г. Штаб-квартира находится в Лос-Гатос, штат Калифорния.

Netflix работает на различных устройствах и приложениях, таких как Smart TV, Windows Phone, Android, iOS, PC, Mac OS, Nintendo Wii, Nintendo Wii U, PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation Vita, Nintendo 3DS, PlayStation 4 и Xbox One.

Компания предлагает бесплатный просмотр в течение месяца со дня регистрации.

В последние годы Netflix начал собственное производство телесериалов, которые доступны только своим клиентам.

5. Amazon

Изменение за год : +3

Amazon - американская компания, крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса. Штаб-квартира расположена в Сиэтле (штат Вашингтон).

Компания Amazon.com была создана в 1994 г. американским предпринимателем Джеффом Безосом, а в 1995 г. был запущен сайт.

Компания была названа в честь реки Амазонки, самой полноводной в мире. Изначально на сайте продавались только книги.

В июне 1998 г. магазин начинает продавать музыкальные диски, а в ноябре того же года - видеопродукцию.

Позднее в ассортименте появились MP3-записи, программное обеспечение, видеоигры, электроника, одеждa, мебель, продукты питания и игрушки.

В настоящее время сервис Amazon.com охватывает 34 категории товаров, в том числе электронные книги, бытовую электронику, детские игрушки, продукты питания, хозяйственные товары, спортивные товары и многое другое.

У этой компании также есть филиалы за пределами США: в Бразилии, Канаде, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Италии, Испании, Индии и Китае.

4. Microsoft

Изменение за год : -

Всемирно известный производитель программного обеспечения (ПО) для настольных компьютеров, мобильных устройств, кластеров, серверов и игровых консолей.

Помимо программного обеспечения, компания занимается также производством самих игровых консолей, компьютерных манипуляторов и аудиоплееров.

Название компании образовалось из двух слов: MICROcomputer SOFTware. Первое время оно писалось чрез дефис: Micro-soft. Компания несколько раз видоизменяла логотип, не меняя при этом его сути; менялся лишь шрифт, которым было написано слово Microsoft.

На сегодняшний день такое название уже не соответствует истине: ПО создается не только для микрокомпьютеров, но и высокопроизводительных серверов и тому подобного.

История Microsoft - это история головокружительного успеха и постоянного развития. Корпорация неоднократно допускала ошибки и просчеты, но всегда быстро исправляла их, завоевывая в итоге все новые и новые для себя области и устанавливая новые рекорды.

И если первый год в Microsoft работало лишь трое человек (включая основателей), то к 2008 г. их число составило более 80 тыс. - в офисах, разбросанных по всему миру.

3. Tesla Motors

Изменение за год : -

Tesla Motors - американская автомобильная компания из Кремниевой долины, ориентированная на производство электромобилей. Названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы.

Tesla разворачивает сеть "Суперзарядок" - станций для зарядки электромобилей, разработанных для того, чтобы на автомобилях Tesla можно было совершать длительные поездки. Станции используют в основном энергию от солнечных батарей.

Возможность использовать станции есть во всех новых машинах, но некоторые старые 60 кВт⋅ч модели требуют покупки дополнительного модуля за $2500.

В апреле 2016 г. в Подмосковье появилась первая в России станция Supercharger.

Среди инвесторов компании - основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, один из основателей платёжной системы PayPal Элон Маск, основатель и президент компании eBay Джефри Сколл, Daimler AG, Toyota.

На первом этапе больше всех вложил Элон Маск - $70 млн, заработанных на продаже своей доли в PayPal.

2. Google

Изменение за год : -

Сегодня бренд Google известен во всем мире. Мощнейшая компания за свою короткую историю успела завоевать значительную часть рынка виртуальных услуг. А термин to google повсеместно используется в английском языке как аналог словосочетания "искать в сети интернет".

История компании Google насчитывает чуть больше десятилетия. Но за это время она успела превратиться в крупную корпорацию, открыть более 70 офисов в 40 странах мира.

Количество сотрудников исчисляется десятками тысяч человек. Самый главный офис располагается в городе Маунтин-Вью штата Калифорния.

А центральный европейский находится в престижном районе Цюриха. Для своих сотрудников корпорация старается создать самые комфортные условия труда, поэтому работать в компании мечтают многие.

Поисковик Google стремительно занял более 60% мирового онлайн-рынка. Ежедневно тут регистрируется более 50 млн запросов и индексируется более 8 млрд виртуальных страниц. Система стала мультиязычной: пользователям доступны почти две сотни языков.

1. Apple

Изменение за год : -

Apple - американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения.

Один из пионеров в области персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом. Штаб-квартира - в Купертино, штат Калифорния.

Благодаря инновационным технологиям и эстетичному дизайну корпорация Apple создала уникальную репутацию, сравнимую с культом, в индустрии потребительской электроники.

В компании работает свыше 92 600 сотрудников по всему миру.

В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире.

Обучение через социальные медиа (Learning through social media)

Продуктивная неудача (Productive failure)

Ману Капур (Manu Kapur ) – руководитель Лаборатории исследования образовательных процессов в Национальном институте образования Сингапура. Именно он разработал метод обучения под названием «продуктивная неудача ».

Ману Капур продолжает современную тенденцию в образовании, согласно которой ученикам не предлагают готовые знания, а заставляют самостоятельно приходить к ним. Методика несложная: перед тем как научить школьников решать задачу, следует дать им возможность найти решение самим. И только когда они вдоволь намучаются, рассказать правильный вариант. На первый взгляд, здесь есть два неправильных момента. Во-первых, ученики пользуются не академическими знаниями, а интуицией. Во-вторых, учитель заставляет их ломать голову над незнакомыми до сих пор понятиями и снижает уверенность в себе.

Но Ману Капур считает, что напряженная борьба активизирует участки мозга, отвечающие за глубокое усвоение материала, поэтому ученики в результате лучше его помнят и применяют. К тому же в поиске решения они должны выяснить три вещи: что они знают, чего не знают, чего им не хватает для получения решения. Впоследствии эти навыки помогают решать другие задачи и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Сам Капур познакомился с этой концепцией, когда учился в Национальном университете Сингапура. Он потратил четыре месяца, пытаясь решить нелинейное дифференциальное уравнение из области гидродинамики, пока преподаватель не объяснил ему, что для этого одной математики недостаточно - нужно было использовать заданный алгоритм вычислений. Когда Капур спросил у учителя, почему тот позволил ему потратить столько времени «впустую», тот ответил, что это не так: за четыре месяца студент досконально изучил проблему, и теперь хорошо её понимает.

Тогда Ману Капур впервые задумался, как можно широко применять этот метод в изучении точных наук. Он начал разрабатывать направление «продуктивной неудачи», провел серию квазиэкспериментом и рандомизированных исследований, чтобы проверить свои теории. В 2003 году его исследования повторно провели ученые в США, Германии и Австралии.

Ману Капур убежден, что прямая подача материала, четкие инструкции блокируют разум ученика и отучают его самостоятельно мыслить. Когда учитель сообщает готовый ответ, ученики не будут искать и не найдут другие решения, возможно – более нтересные и креативные.

«Мы говорим своим ученикам: не останавливайтесь, будьте стойкими и боритесь», – говорит Капур.

  • Математика в старших классах: сингапурская методика «продуктивной неудачи»

Teachback- учимся, объясняя, что мы учили

Teachback . Этот метод применяется в медицинских учреждениях и выходит за рамки традиционного приема, когда используются такие вопросы, как «Это понятно?» и «Всем понятно?» . Вместо этого медработник просит пациента, чтобы тот объяснил или продемонстрировал, используя свои собственные слова, то что с ним обсуждалось.

Teachback не проверяет знания пациента, но это эффективный метод, чтобы проверить, насколько хорошо медработник объяснил информацию пациенту.

Как это сделать
  • После каждой консультации, медработник проверяет на сколько пациент его понял.
  • Медработник не должен задавать такие вопросы, как «Это ясно? «. А вместо этого должен использовать такие вопросы, как:
    • «Для того, чтобы быть уверенным, что я объяснил все правильно, не могли бы вы объяснить мне, как вы будете принимать лекарства?»
    • «Мы обсуждали много сегодня. Можете ли вы сказать мне, что вы считаете наиболее важным? «
    • «Для того чтобы быть уверенным, что я дал вам четкие инструкции, пожалуйста, покажите мне, как вы будете использовать ингалятор астмы в домашних условиях?»
  • Если пациент не в состоянии объяснить, что ему сказали, медработник должен повторить информацию и перефразировать вопрос.
  • Медработник может нарисовать схему или упростить объяснения.
  • TEACHback повторяется, и если после двух или трех попыток пациент все еще не в состоянии объяснить, что ему сказали, то медработник может обратиться за помощью к своему коллеги.

Дизайн мышление (Design thinking)

Дизайн-мышление (англ. design thinking) - методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы

Творческий подход, командная работа, ориентация на людей, любопытство и оптимизм – главные составляющие дизайн-мышления, методологии, часто используемой для поиска новых решений существующих проблем. В чем же заключается процесс дизайн-мышления, и как его использовать?

Само слово «дизайн» чаще всего ассоциируется у нас с каким-либо объектом или конечным результатом, но это не единственное его значение. В 1969 году Герберт Саймон в своей книге «Sciences of the Artificial» определил дизайн как процесс преобразования существующих условий в желаемые . Таким образом, дизайн-мышление – это процесс, всегда ориентированный на создание лучшего будущего и поиск новых решений для комплексных проблем в самых разных областях .

Дизайн-мышление как процесс решения проблем

По версии Герберта Саймона в дизайн-мышлении можно выделить 7 этапов :

  1. Определение проблемы;
  2. Исследование;
  3. Формирование идей;
  4. Прототипирование;
  5. Выбор лучшего решения;
  6. Внедрение решения;
  7. Оценка результатов.

В процессе прохождения этих этапов формулируются проблемы, задаются правильные вопросы, придумываются идеи и выбираются лучшие решения. При этом данные этапы не являются линейными – разные этапы можно проходить одновременно и возвращаться к определенным этапам при необходимости.

  • Что такое дизайн-мышление и почему оно становится основой инновационных компаний

Краудсорсинг (Learning from the crowd)

Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. В рамках парадигмы Краудсорсинга решение задачи передается распределенной и очень многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются.

В 2003 году Луис фон Ах (Luis von Ahn) вместе со своими коллегами впервые предложил понятие «человеческих вычислений» (human computation), которое оперирует возможностями человека для выполнения вычислительных задач, неподвластных компьютеру. Позже в 2006 году термин «Краудсорсинг» (crowdsourcing) был сформулирован редактором журнала «Wired» Джеффом Хау (Jeff Howe) в статье под названием «Восход Краудсорсинга» (The Rise of Crowdsourcing).

Одним из первых примеров Краудсорсинга было составление Оксфордского Английского Словаря (Oxford English Dictionary). Тогда издание обратилось к общественности с просьбой прислать варианты терминов с их потенциальными вариантами использования. В результате за период в 70 лет было получено более 6 млн. писем.

Большинство пользователей интернета, сами того не подозревая, ежедневно помогают развитию Краудсорсинговых компаний. Создавая аккаунт в Twitter, размещая сообщение, фотографию или ссылку, вы вносите вклад в развитие этого ресурса. Деятельность Youtube заключается в предоставлении пользователям базы для размещения собственных видеороликов, при этом сегодня Youtube входит в пятерку самых популярных вебсайтов в мире. Сегодня компании подобные Kickstarter Indiegogo Threadless и 99Designs предоставляют обычным пользователям возможность самостоятельно создавать продукт или обеспечивать его финансирование.

В последнее время все большую популярность стали приобретать Краудсорсинговые образовательные ресурсы. Этот феномен не нов, однако именно сегодня появляется большое количество образовательных сайтов версии 2.0.

  • Введение в «Краудсорсинг» — один из инновационных инструментов развития высшего образования

Обучение через видеоигры (Learning through video games)

У видеоигр есть вполне конкретный отец-основатель, американский инженер и изобретатель Ралф Бэр. Идея интерактивного телевидения посетила его еще в 1951 году . А в 1996 году он довел концепцию до продукта, первой в истории игры Chase. Это была простая видеоигра для двух игроков: две точки гонялись друг за другом по экрану, что напоминало самому Бэру теннис. За несколько десятков лет видеоигры (обобщающее понятие включает весь спектр электронных игр на разных носителях с разными девайсами) проделали колоссальную «подпольную» работу, несколько раз поменяв отношение общества к себе.

Применение видеоигр в обучении и образовании. Это так называемая концепция Game Based Learning (GBL ), то есть обучение, основанное на игре. В 1978 году были проведены первые исследования, которые выявили мотивационный эффект и когнитивный потенциал видеоигр.

«Сегодня игры используются для занятий с отстающими учениками, чтобы подтянуть их учебные результаты, — отмечает генеральный директор и основатель Muzzy Lane Дэйв Маккул. — Никто теперь не ставит под сомнение эффективность использования игр в обучении, никто уже не отрицает, что игры играют определённую роль в образовании, но пока остаётся открытым вопрос, какую именно роль они играют и как правильно воспользоваться ими. Вопрос об оценке является одним из самых обсуждаемых. Игры дают нам возможность достичь высокого уровня мышления и освоить сложную деятельность. Теперь мы можем измерять эти достижения».

«Неуспешные ученики часто переводятся в программы, которые не занимаются ими или в категорию тех, кому предлагается бесконечно играть в игры, формирующие навыки, – рассуждает Лиза Холтон, президент Classroom Inc . — Многолетний опыт показывает нам, что, когда одни и те же ученики получают возможность играть в обучающие игры, требующие критического мышления и анализа реальных мировых проблем, школьники со временем начинают делать удивительные успехи».

Каждый год издание Popular Science выбирает лучшие инновации в области науки и техники. Эти открытия предопределят наше будущее, а некоторые из них даже могут стать прекрасным новогодним подарком. Мы выбрали 20 самых заметных инноваций 2016 года из списка Popular Science.

1. Виртуальная реальность для обычных людей: Sony Playstation VR

Жесткие требования к высокой четкости картинки в играх с ВР требуют использования мощного компьютера. Для более 40 миллионов владельцев Sony PS4 использование PlayStation VR сводится к принципу «подключай и работай». В отличие от дешевых систем, работающих на базе смартфонов (вспомните Google Cardboard), гарнитура обеспечивает разрешение Full HD для каждого глаза и широкий обзор в 100 градусов. Например, в игре Star Wars Battlefront Rogue One вы сможете почувствовать себя пилотом X-Wing.

2. Anki Cozmo: самый разумный робот-любимец

Не все боты с искусственным интеллектом должны быть виртуальными ассистентами – некоторые из них могут просто нас развлекать. Anki Cozmo – это новое слово в сфере роботизированных развлечений. Робот на колесиках размером с бейсбольный мяч за своими приветливыми светодиодными глазками имеет камеру для распознавания лиц, позволяющую узнавать знакомых и близких ему людей. Сложный механизм обучения помогает развивать личность Cozmo, в то же время возможности разработчиков позволят научить его множеству новых вещей.

3. Microsoft Skype Translator. Конец языковому барьеру

Интернет объединяет всех нас, но какой в этом смысл, если мы не можем понять друг друга? Переводчик в Skype на основе ИИ - наша цифровая Вавилонская башня. Он позволяет разговаривать с кем угодно, где угодно и вне зависимости от вашего родного языка. Переводчик, который появился на Windows в конце 2015 года, использует несколько уровней алгоритмов машинного обучения. В то время как пользователь говорит, ИИ, опираясь на миллионы примеров речи, анализирует слова и переводит их в текст. Затем из текста извлекаются дефекты и повторения слов и прогоняются через переводчик. ИИ самостоятельно учится – чем больше он слышит местного акцента или сленга, тем умнее он становится и лучше функционирует. В разговоре можно получить ответ на восьми языках в звуковом виде и на более чем 50 – в текстовом.

4. Шифрование в WhatsApp. Безопасность для миллиарда человек

В апреле 2016 года более миллиарда обладателей телефонов получили возможность обвести вокруг пальца АНБ, когда организация Open Whisper Systems выпустила свои протоколы оконечного шифрования для WhatsApp. Система работает для голосовой связи и чата (включая передачу фото, видео и файлов) и позволяет проверить безопасность соединения путем сканирования QR-кода или сравнения 60-значного кода, полученного от своего помешанного на безопасности собеседника.

5. That Dragon, Cancer от Numinous Games: игра, которая разобьет вам сердце

Когда годовалому сыну разработчика Райана Грина Джоелу диагностировали рак мозга, тот полностью ушел в любимое дело, чтобы справиться с бедой. Результатом стала душераздирающая игра, которая позволяет игрокам испытать взлеты и падения, через которые прошел Грин на протяжении четырехлетней борьбы за жизнь Джоела: попыток помочь сыну справиться с болью, радости от времени, проведенного вместе, и горя от трагической смерти. «Мои любимые моменты – те, когда можно побыть с Джоелом, – говорит Грин. – Играть с ним, слышать его дыхание или его смех – это моменты я люблю больше всего».

6. Маски Snapchat: переломный момент для дополненной реальности

Именно так: это была не Pokemon Go, а маски Snapchat - система распознавания объектов в реальном времени и спецэффекты, позволяющие вам менять на экране цвет глаз, накладывать другие лица, маски животных, и создавать сцены из изображений.

7. Хранилище ДНК – самое вместительное хранилище данных

Возможно, вместо огромного множества серверов, однажды весь интернет сможет поместиться в обувной коробке. Именно это ученые из Microsoft и Вашингтонского университета доказали в июле, когда закодировали 200 МБ цифровых данных в структурное звено ДНК, побив предыдущий рекорд в 20 МБ. Они сделали это с помощью энзима под названием полимераза, который позволяет создавать программируемые копии ДНК и считывать данные с любой части дерева ДНК.

8. Google Daydream Labs. Создание виртуальной реальности в виртуальной реальности

Daydream Labs впервые позволяет разработчикам создавать и визуализировать виртуальную реальность не на плоском экране компьютера, а в самой виртуальной реальности. Они могут взаимодействовать, общаться, оставлять обратную связь и использовать контроллеры ручного управления прямо в процессе создания своих виртуальных творений.

9. Sea Hunter, первый военный корабль-дрон

Военный корабль Sea Hunter, возможно, достаточно велик для человеческого экипажа, но он в нём не нуждается. Это первое судно, спроектированное вооруженными силами для автономного патрулирования морского пространства и поиска подводных лодок, слишком важной и трудной задачи даже для судна с командой умелых моряков. Благодаря специальным алгоритмам навигации 40-метровый корабль передвигается по всем правилам морского судоходства и способен избежать столкновений с другими судами. Если двухлетние испытания пройдут успешно, морской флот США может рассмотреть вопрос о разработке кораблей-дронов для других целей, например, для деактивации неразорвавшихся мин.

10. Qualcomm Snapdragon Sense ID – сканер отпечатка пальцев, который невозможно взломать

Хакеры уже доказали, что могут обмануть стандартные биометрические сканеры с помощью поддельных отпечатков. Датчик SenseID делает это практически невозможным. С помощью ультразвука он сканирует глубину отпечатка пальца, считывая подробный узор впадин, щелочек и пор.

11. Башня компании Gensler в Шанхае: чрезвычайно зеленый небоскреб

Чем больше здание, тем сложнее эффективно управлять климатом внутри него. Поэтому архитекторы оснастили второй в мире по высоте небоскреб, который был сдан в этом году в Шанхае, фасадом с двойными стенами, «выступающим в роли термоса, который сохраняет для посетителей тепло зимой и прохладу летом». Необычная форма позволяет выделить свободное место для 21 «небесного сада», которые копируют природные ландшафты и очищают внутренний воздух.

12. Генно-модифицированные грибы, растущие на прилавке

До 40% продуктов питания в США становятся отходами, зачастую из-за их порчи. Фитопатолог из Университета штата Пенсильвания использовал универсальный инструмент генной модификации под названием CRISPR-Cas9 для создания шампиньонов, которые не подвержены потемнению, могут обладать более длительным сроком хранения и в конечном счете сравняться по стоимости с обычными грибами. Хотя продукт еще не поступил в продажу, эта технология одобрена Министерством сельского хозяйства США прошлой весной, что открывает путь к появлению магазинов генно-модифицированных продуктов.

13. Лифт, который двигается в любом направлении

Зачастую шахты лифтов составляют половину занимаемой площади небоскреба, а стальные тросы, обеспечивающие спуск и подъем кабины, ограничивают максимальную высоту. Эти ограничения могут стать основной проблемой для архитекторов будущего, которые захотят создавать все более высокие и широкие здания. На помощь им приходит MULTI – система лифтов, которые могут передвигаться вертикально, горизонтально и даже по диагонали вдоль дорожек, оснащенных мощными магнитами. MULTI, испытания которой начнутся в Германии в следующем году, позволит создавать здания безгранично высокими и не сдерживать фантазию авторов.

14. Advanced LIGO, микрофон для вселенной

LIGO - лазерно-интерферометрическая обсерватория, запущенная десять лет назад для обнаружения гравитационных волн - помех в пространственно-временном континууме, некоторые из которых относятся ко времени Большого взрыва. В этом году усовершенствованная система под названием Advanced LIGO, имеющая более высокую чувствительность, при первом же запуске подтвердила одно из величайших предсказаний Эйнштейна. Наблюдение за этими волнами позволит ученым выстроить историю Вселенной и прогнозировать такие события, как рождение сверхновых.

15. Chevrolet Bolt EV: электрокар для каждого

Главной задачей доступных электромобилей было достижение запаса хода в 320 км. И первым из автопроизводителей к этой цели пришла General Motors, а не Tesla. Все сводится к батарее: на Bolt устанавливается 288-секционная литий-ионная батарея мощностью 60 киловатт-часов. Использование никеля повышает ее энергоемкость и увеличивает запас хода до 380 км. Капот, двери и подвеска выполнены из алюминия, что снижает вес автомобиля.

16. IMLYGIC от Amgen: вирус, который борется с раком

Ученым уже давно известно, что вирусы могут спровоцировать иммунную систему атаковать рак, но для создания вируса, который не затронет наши собственные органы, потребовалось некоторое время. В конце 2015 года IMLYGIC стало первым вирусным лекарством по борьбе с раком, одобренным Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США. Это прорыв в области борьбы с меланомой: модифицированный вирус герпеса вводится в опухоль, где может возбудить иммунную реакцию в ответ на рак.

17. NASA – “Юнона”: путешествие к центру газового гиганта

4 июля “Юнона” – искусственный спутник, питаемый солнечными батареями, – начал вращаться вокруг полюсов Юпитера, пролетая на расстоянии в 4200 км от облаков планеты. «Ни один космический аппарат не находился так близко к Юпитеру, в центре радиационных поясов со столь высоким магнитным полем», – говорит научный сотрудник проекта Стив Левин. Защищенные от этого излучения титановым куполом научные приборы “Юноны”, в числе которых радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитного поля, позволят ученым заглянуть под облака газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдений “Юноны” ученые узнают, сколько воды находится на Юпитере и обладает ли планета твердым ядром. Благодаря этому мы можем узнать, как образовалась Солнечная система и Земля. Также в ходе этой миссии были получены самые качественные изображения Юпитера в истории.

18. SpaceX – Falcon 9: посадка ракеты на морскую платформу

По словам руководителя SpaceX Илона Маска, возможность повторного использования первой ступени ракеты - части, которая обычно падает в океан, может снизить затраты на ее запуск в сто раз. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 успешно села на беспилотный корабль. Залог успеха: больше ракетного топлива на основе жидкого кислорода для увеличения тяги и посадка с управляемым вектором тяги вместо предыдущей, менее успешной версии с использованием парашюта.

19. Facebook – Aquila: дрон, раздающий интернет

Facebook сделала еще один шаг на пути к своей цели – повсеместному доступу к интернету, завершив в июле 96-минутное испытание полноразмерного дрона Aquila. Чтобы самолет мог держаться в воздухе на протяжении долгого времени, он имеет размах крыльев больше 40 метров и длинный, вытянутый фюзеляж массой почти в 450 кг. Aquila в своей финальной версии будет оснащен солнечными батареями и сможет проводить по три месяца в воздухе, обеспечивая доступ к широкополосному интернету в радиусе 100 км.

20. Jibo: бот с ИИ на вашем столе

В современных виртуальных помощниках, способных ответить на ваши вопросы, нет ничего нового. (Siri и Alexa не дадут соврать). Но как насчет ИИ, который может распознавать собеседника, поворачиваться к обратившемуся и отвечать ему привычными для людей жестами? Добавьте ко всему этому возможность принимать сообщения, устраивать видеоконференции, делать семейные фото и устанавливать напоминания в календаре, и вы получите Jibo. Набор разработчика позволяет сторонним организациям создавать новые функции устройства высотой в 30 см. Добро пожаловать в эру социальной робототехники.