Как идет строительство цкад. Проект реконструкции цкад схема бетонки(центральной автомобильной кольцевой дороги)

Идея строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) обсуждалась давно. Однако только в этом году начались работы по прокладке новой скоростной магистрали, которая пройдет по территории Подмосковья и «новой Москвы» в 50 километрах от МКАД. По оценкам специалистов, ЦКАД станет толчком экономического роста всего региона. Строительство дороги планируется завершить к 2025 году.

Перспективы открытия ЦКАД

Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России. Она протянется на 529,9 километра. ЦКАД разгрузит городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу от транзитной перевозки грузов: большегрузные автомобили еще на дальних подъездах к Москве можно будет перенаправлять в пункты их назначения.

Открытие трассы позволит сократить себестоимость грузовых перевозок и транспортных издержек. Вместе с тем благодаря организации скоростного транзитного движения будет снижено негативное воздействие на окружающую среду за счет разгрузки существующих дорог и населенных пунктов, через которые сегодня следуют «караваны» грузовиков.

Строительство ЦКАД поможет сформировать на территории Московской области ряд крупных международных транспортных коридоров (МТК): «Лондон - Нижний Новгород», «Хельсинки - Юго-Восточная Европа», «Север - Юг» и «Хельсинки - Нижний Новгород».

Кроме того, реализация проекта повысит безопасность дорожного движения. На всем протяжении дорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеонаблюдения, вертолетными площадками, стоянками для отдыха водителей и придорожными сервисами.

Как будут строить Центральную кольцевую автодорогу

Строить Центральную кольцевую автодорогу планируется в пять этапов (пусковых комплексов), по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП)*. Это значит, что в финансировании объекта участвуют и государство, выделяя субсидии из федерального бюджета, и средства Фонда национального благосостояния РФ, и частные инвесторы. Каждый пусковой комплекс будет строиться в рамках отдельного проекта ГЧП.

Оператора, который будет обслуживать дорогу после ее открытия, определят в ходе отдельного конкурса. Это связано с необходимостью выбора единого оператора для всех пусковых комплексов ЦКАД.

Разработка проектной документации Центральной кольцевой автодороги велась в течение четырех лет - с 2008 по 2011 год. В подготовке проекта участвовало более 100 специализированных проектных институтов и организаций. Генеральной проектной организацией стало ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект».


В апреле 2012 года президент России Владимир Путин подписал поручение о начале строительства дороги. В 2014 году были подведены итоги открытого конкурса на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и капитальному ремонту первого участка (пускового комплекса) магистрали на территории Москвы и Московской области. Победителем стало ООО «Стройгазконсалтинг».

Первый участок ЦКАД планируется открыть в 2018 году. Его длина составляет 49 километров, из них 22,4 километра пройдут по территории «новой Москвы» (Троицкий и Новомосковский округа).

ЦКАД: начало строительства

Строительство Центральной кольцевой автодороги на присоединенных территориях началось в конце лета текущего года.

Особое внимание при проектировании ЦКАД уделено развитию прилегающих территорий. Уже в ближайшие полгода будет разработан единый проект планировки территории «новой Москвы» в районе Центральной кольцевой автодороги на расстоянии в один километр в каждую сторону от магистрали. Это позволит определить перспективы развития земельных участков, прилегающих к дороге. На них могут появиться логистические центры, инженерная инфраструктура, придорожный сервис и другие объекты, где будут созданы новые рабочие места.

По оценкам экспертов, серьезных технических проблем при строительстве Центральной кольцевой автодороги не ожидается. Трасса проходит по свободной территории, где нет плотной городской застройки и, соответственно, не возникнет проблем с освобождением площадок.

Наша справка

*Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это форма долгосрочного взаимодействия государственных структур и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей.

Срок окончания строительства первого пускового комплекса ЦКАД продлен до 2019 года, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе совещания по строительству ЦКАД. Глава госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах уточнил, что строительство первой очереди ЦКАД будет завершено к концу 2019 года. Ранее предполагалось, что первый участок ЦКАД будет сдан в 2018 году.

"Срок окончания строительства двух секций - декабрь 2018 года, двух других секций - декабрь 2019 года", - сказал Кельбах, демонстрируя Медведеву карту строящейся дороги вокруг Москвы. "А полное окончание работ?" - уточнил премьер. "Декабрь 2019 года", - подтвердил глава "Автодора".

Как отметил Медведев, в период поиска частных соинвесторов изменились инвестиционные условия, а сам процесс поиска шел "несколько медленнее, чем планировалось".

Премьер напомнил, что проект строительства стартовал в 2013 году и вошел в число приоритетных в транспортной стратегии до 2030 года. В рамках первой очереди планируется построить 339 км дорожного полотна.

По его словам Медведева, ЦКАД должна также стать основой для развития целого ряда мелких и средних бизнесов, которые здесь создаются - автозаправок, ремонтных станций, кафе, ресторанов и гостиниц. При этом ранее сообщалось, что у ЦКАД могут запретить строительство жилья и торговых центров из-за опасности транспортного коллапса.

Проект первого участка ЦКАД реализуется на основании долгосрочного инвестиционного соглашения с АО "Крокус Интернешнл" на 48,9 млрд рублей (госфинансирование - 42,1 млрд рублей, частное - 6,8 млрд рублей). Участок будет эксплуатироваться на платной основе.

Проектом первого пускового комплекса предусмотрено строительство четырехполосной автомагистрали и устройство пересечений с железнодорожными путями и автомобильными дорогами. Участок пройдет по территории Подольского, Наро-Фоминского районов и городского округа Домодедово Московской области, а также Троицкого административного округа Москвы.

На участке протяженностью 49,5 км (км 96 - км 146) будет возведено четыре развязки, три эстакады, 24 путепровода и 14 мостов. Прогнозируемая интенсивность движения - 43,5 тыс. автомобилей в сутки.

При этом изначально подрядчиком строительства было ООО "Стройгазконсалтинг" (СГК), однако компания запаздывала со строительством первой очереди ЦКАД примерно на полгода. СГК уведомил ГК "Автодор", что не может исполнить контракт. Позднее было принято решение заменить подрядчика, и новым исполнителем стал "Крокус Интернешнл".

ЦКАД - проект кольцевой автодороги вокруг Москвы, расположенной на максимальном удалении в 50 км от МКАД, ее длина составит около 530 км и пройдет по территориям Новой Москвы и Подмосковья. В целом ЦКАД состоит из пяти участков, четыре из которых, представляющих замкнутое кольцо, должны были ввести в эксплуатацию в 2018 году. Полное завершение проекта намечено на 2025 год.

Жители Подмосковья могут получить льготы при оплате проезда по ЦКАД

Министр транспорта РФ Максим Соколов не исключил, что жители Подмосковья будут пользоваться льготами при оплате проезда по Центральной кольцевой автомобильной дороге. Об этом он сообщил журналистам по итогам совещания с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым по строительству ЦКАД.

"Возможно. Вообще, Подмосковье оказывает серьезную помощь в реализации этого проекта. Это понятно - он реализуется на его территории. И в свое время мы с губернатором (Московской области) Андреем Юрьевичем Воробьевым обсуждали различные формы, когда для социальных групп населения могут быть установлены пониженные тарифы под гарантии так называемого трафика, что они будут использоваться жителями этих населенных пунктов", - сказал Соколов, отвечая на вопрос, будут ли жители Подмосковья пользоваться льготами для оплаты проезда по ЦКАД.

По словам министра, все участки строящейся дороги, кроме участка в объезд Звенигорода, будут работать в платном режиме, а указанный участок будет бесплатным (за исключением сбора платы с большегрузных автомобилей). Отвечая на вопрос о стоимости проезда по платным участкам ЦКАД, глава Минтранса сказал, что она будет утверждена после того, как будет выбран единый оператор, передает ТАСС.

Ленинградку «расклинит»

Объезд Солнечногорска и Клина по скоростной трассе М-11 запустят в скором времени.

Четырехполосная лента первого участка М-11 начинается перед Солнечногорском на 58-м километре действующей платной дороги М-11 и выходит на М-10 (старая Ленинградка) сразу за Клином .

Отрезок дороги – всего 38 километров. Пройти его на разрешенных здесь 130 км/час можно будет примерно за 20 минут. Но именно он произведет скоростной прорыв на маршруте Москва-Петербург. Ведь автомобилисты знают: Солнечногорск и Клин – самые пробочные места. Тысячи машин обычно скапливаются перед Солнечногорском, ползут через весь город на 1-2-й скорости. Многочисленные светофоры «клинят» движение и в Клину. Проезд через эти города нередко занимает 1,5-2 часа, особенно туго водителям приходится в «дачные» пятницу и воскресенье.

Объездной участок расклинит Ленинградку в конце лета. Дорога уже полностью готова. Нанесена разметка, установлены дорожные знаки и указатели, шумозащитные экраны. Встречные направления разделены барьерами, над которыми возвышаются опоры освещения. Кстати, этот участок будет освещаться на всем протяжении.

Готова к сдаче развязка на пересечении с Пятницким шоссе. Она состоит из двух частей: одна – на Пятницком шоссе, вторая – на М-11, между ними – пункт взимания платы. Развязка позволит проехать со скоростной автодороги М-11 в сторону Солнечногорска или в сторону Москвы по Пятницкому шоссе. Так что участок М-11 будет иметь не только транзитное, но и внутрирегиональное значение. Он позволит быстро добраться из столицы до дачных поселков загруженного истринского направления.

Еще одна развязка на новом участке находится на пересечении с большим бетонным кольцом А-108. С нее можно будет повернуть на Клин. Всего на этом отрезке дороги построено 26 искусственных сооружений.

Как рассказал руководитель проекта государственной компании «Автодор» Андрей Панфилов , осталось облагородить территорию вдоль трассы, произвести гидропосев откосов.

Специалисты «Трансстроймеханизации » объяснили, что по сравнению с 217-километровым отрезком трассы М-11 от Твери до Новгорода , который был сдан в июне этого года, строительство обхода Солнечногорска и Клина велось в относительно простых условиях. В Новгородской области почти вся трасса строилась на болотах, поэтому приходилось строить свайные поля, заменять слабые грунты, производить микровзрывы для укрепления основания дороги.

Но схожи оба участка тем, что «Автодор» применяет в строительстве лучшие технологии и высокостойкий асфальтобетон, благодаря чему гарантия до первого ремонта составляет 18 лет.

«Злой» светофор погаснет

К концу года на пересечении Пятницкого шоссе и малого бетонного кольца откроется эстакада.

Сейчас на злополучном перекрестке – километровые «хвосты» из машин. Это одно из самых сложных мест в Подмосковье . Движение плотное по всем направлениям, а попутная полоса – всего одна. Поэтому включенный левый поворотник у стоящей на светофоре фуры – сущее наказание для тех, кто стоит за ней. Это еще несколько минут томительного ожидания.

– Движение по эстакаде буде открыто к концу года. На ней завершены почти все строительно-монтажные работы, уложен асфальтобетон, установлены барьеры, светодиодные фонари, – рассказал руководитель проекта государственной компании «Автодор» Вячеслав Карман .

В скором времени водители, едущие по кольцу, будут пересекать перекресток по путепроводу над Пятницким шоссе с возможностью съехать на него в оба направления без заторов. Для дачников и транзитников это станет явным облегчением.

Эстакада на малой бетонке – часть 5-го пускового комплекса строящейся ЦКАД. В отличие от других участков, только 28 километров из почти 77 пройдут по новому маршруту в обход деревни Юшково и Голицына. В остальном 5-й комплекс ЦКАД совпадает с маршрутом малого бетонного кольца.

Кстати, когда в ноябре прошлого года открылся обход Звенигорода , он сильно ослабил транзитную нагрузку на улицы города. Как отметил руководитель проекта ГК «Автодор» Вячеслав Карман, жители частного сектора на улице Игнатьевской теперь стали спокойно переходить дорогу. А раньше там был такой транспортный поток, что ступить на проезжую часть было страшно, не говоря о том, чтобы перебежать с одной стороны улицы на другую.

Пятый пусковой комплекс ЦКАД пройдет между Ленинградским шоссе М-10 и Киевским шоссе М-3. Местами – через населенные пункты. Строить обходы – сложно. Дело в том, что плотность застройки в западной части Московской области настолько высока, что прокладывать дорогу по новому маршруту оказалось экономически нецелесообразно. Поэтому было решено реконструировать и расширить действующий участок А-107.

– Две полосы старой дороги разбираем до основания, реконструируем, и рядом строим две новых полосы. Кольцо будет 4-полосным. Всего на 5-м комплексе задействованы более 800 человек и 4 тысяч единиц техники, – рассказал главный специалист центра управления проектами Государственной компании «Автодор» Евгений Ушкевич .

Просто накатать асфальт на старый слой оказалось невозможным. Как известно, малое бетонное кольцо строилось для военных нужд и оставалось секретной дорогой до 80-х годов прошлого века. О безопасном скоростном режиме речи не шло. Поэтому сейчас дорожные строители и срезают старую бетонку до земли, спрямляя «волны» и тем самым обеспечивая комфорт и безопасность. На 5-м комплексе ЦКАД, как и на других его участках будут минимум по 2 полосы в каждую сторону, разделительные барьеры между встречными направлениями и освещение на всем протяжении дороги.

А еще одна особенность 5-го участка в том, что здесь будет бесплатный проезд.

Первого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области от развязки с трассой М-4 Дон. Магистраль длиной более 520 км и шириной от 4 до 8 полос пройдет в 25-65 километрах от МКАД.

Строительство Центральной кольцевой было предусмотрено еще постановлением Правительства РФ от 2001 года, но путь от концепции до начала стройки занял долгие 13 лет. В честь этого события у будущей развязки ЦКАД с трассой М-4 «Дон» была заложена памятная капсула о начале строительства.


1-й участок 1-го пускового комплекса ЦКАД, км 96 - км 146. Он имеет длину 49,49 км и пройдет от развязки с М4 “Дон” до участка А-107 между Калужским и Киевским шоссе. На схеме ниже обозначен красным.

Как ни странно, открытая информация о ЦКАД неполна и противоречива. Попробуем свести воедино все, что достоверно известно на этот момент, и разберемся, зачем нужна эта дорога, в каком порядке будут строить участки ЦКАД, сколько будет стоить проезд и чтобы дальше будет происходить с трассами А-107 и А-108 ("малой бетонкой" и "большой бетонкой").

Какова будет длина ЦКАД и где посмотреть его схему прохождения?
Кажется, вопрос о длине ЦКАД элементарен. Но ответ не так прост: я встречал 5 вариантов в диапазоне от 520 до 530 км. Это связано с тем, что за годы согласований и проектирования проект претерпел несколько корректировок. В данный момент правильный ответ 529,02 км. Именно такая длина получится, если сложить длины всех пусковых комплексов.

Общая схема ЦКАД с наложением на местность выглядит так.

Тем, кто хочет посмотреть точнее, где пройдет трасса, оценить расстояние от дороги до какого-нибудь объекта, поможет наша карта дорожных строек , но пока там не весь ЦКАД. Еще советую схему Roads.ru с наложением на Яндекс-карту .

В каком порядке будут строить участки ЦКАД?
Начнем с терминологии. Почти все СМИ сейчас употребляют термин «участок» и пишут о «4-х участках до 2018 года». На самом деле ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов (ПК) или 10 участков .


Кроме того, есть небольшой соединительный участок между 3 ПК и 5 ПК длиной 5,3 км. Он не входит в пусковые комплексы ЦКАД и ГК «Автодор» строит его за собственные средства.

Далее, строительство ЦКАД разбито на 2 этапа . На первом этапе, до 2018 года построят 6 участков из 10, которые образуют кольцо длиной 338,35 км, практически дублирующее ММК. Ширина дороги будет в основном 4 полосы. На втором этапе, с 2020 по 2025 гг., построят остальные 4 участка длиной 190,67 км шириной 6 полос, а все построенное в рамках этапа 1 расширят с 4 до 6 полос (местами до 8).


Этапы строительства на анимированной схеме:

Основные технические параметры пусковых комплексов ЦКАД.

Все ли участки ЦКАД будут платными и сколько будет стоить проезд?
Платными будут все участки, кроме 5 ПК - реконструируемого участка трассы А-107, так называемого Звенигородского хода «малой бетонки. Планируется, что стоимость проезда по платным участкам для легковых машин будет 2,32 рубля за 1 км.

Какую пользу принесет ЦКАД?
Эффект от дороги трудно переоценить. Причем он будет колоссальным и для Москвы, и Московской области, и России в целом.

Москве ЦКАД поможет тем, что оттянет на себя часть транзитного и большегрузного потока с МКАД и обеспечит связность присоединенных территорий с Московской областью. Более того, это позволит избавить Москву от ее нынешней роли всероссийского грузо-распределительного центра, перехватив грузы для других регионах на дальних подступах с пересортировкой и отправкой по регионам. И то и другое - мощное средство борьбы с московскими пробками.

Московской области ЦКАД будет еще более полезна. Прежде всего, она разгрузить от транзита «малую бетонку» А-107 и западный участок «большой бетонки», а также «головные» участки радиальных магистралей между МКАД и ЦКАД. Далее, ЦКАД поможет решить одну из главных проблем Московской области и Москвы - нехватку рабочих мест в Подмосковье, из-за которой сотни тысяч жителей ежедневно участвуют в «маятниковой» миграции, ездя утром в столицу, вечером домой. По оценкам властей, ЦКАД позволит создать аж 200 тысяч новых рабочих мест ! Думается, эта оценка оправдана: дорога такого уровня неизбежно «притянет» не один десяток инвест-проектов, как производственных, так и логистических. И первые заявки, по словам губернатора Воробьева, уже поступили. Не будем забывать и об инфраструктуре дорожного сервиса: уже сейчас вдоль ЦКАД запланировано строительство 32 АЗС с минимаркетами и фастфуд-кафе, 30 многофункциональных АЗС с 22 кафе-ресторанами, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей.


Что до России в целом, ЦКАД позволит сформировать хордовые дороги, которые станут частью четырех международных транспортных коридоров (МТК).

Вместе с уже проводимой и планируемой до 2020 г. реконструкцией главных федеральных трасс (М-4 «Дон, М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия») все это позволит стране реализовать свой транзитный потенциал. Сейчас, смешно сказать, Россия зарабатывает на транзите 5% от того, что могли бы. И недополучает в бюджет страны, по оценке комитета Госдумы по транспорту, до 2,5 трлн. рублей в год . Развитие транзита - отличный способ возобновить экономический рост, создать сотни тысяч рабочих мест, привлечь дополнительные инвестиции в логистику и нефтепереработку. (Еще про транзитный потенциал РФ).

Но это еще не все. Эффект от магистрали, хоть и меньший, ожидается для экономик соседних областей - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской. Вырастет безопасность дорожного движения и скорость поездок, повысится мобильность людей. Будет ускорено и удешевлено перемещение грузов внутри страны, повысится конкурентоспособность любой российской продукции.

Как ни странно, снизится и уровень негативного воздействия на окружающую среду: ведь вредные выбросы при 5-10 км/ч в 4-10 раз выше, чем при скоростях 60-80 км/ч.


Зачем нужна новая трасса? Почему просто не реконструировать кольцевые А-107 или А-108?
Этот вариант рассматривался, но от него отказались по трем причинам.

Первая причина социальная. Обе эти дороги проходят через города и поселки. На А-107 длина «населенных» участков - более 40 км, бетонка проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другие, расстояние до застройки местами 5-30 м. При реконструкции до 6 полос пришлось бы либо строить массу обходов городов, либо выкупать множество собственности. Причем во втором варианте все равно осталось бы много недовольных - ведь выкупалась бы только сносимая собственность, а вовсе не дома всех нежелающих жить рядом с транзитной магистралью.

Вторая причина техническая. Чтобы магистраль стала привлекательной для транзита, она должна быть рассчитана на скорость 130-150 км/ч и иметь I техническую категорию . Это означает очень высокие требования к кривизне, продольным уклонам, ширине обочин, количеству примыканий и т.д. Но ни ММК, ни МБК этим требованиям не соответствуют даже близко! Реконструировать любую из них до категории I - значит полностью ее перестраивать, по сути снести старую дорогу и построить на ее месте новую.

Третья причина планировочно-градостроительная. Учитывая, что в Московской области плотность дорожной сети в 4-5 раз ниже, чем в европейских странах с аналогичной плотностью населения, куда лучше иметь 2 дороги, местную и транзитную, а не одну гибридную. При реконструкции ММК или МБК на «скоростной» трассе оказался бы и медленный местный, и быстрый транзитный трафик. По одной дороге по-прежнему ехали бы и трактора, и пассажирские автобусы, и местные «Газельки», и международные большегрузы. К тому же пришлось бы решать проблему тех сотен примыканий и перекрестков, которые есть на «бетонках» сейчас. И либо создавать местному трафику колоссальные перепробеги в десяток-другой километров, либо строить лишние десятки эстакадных разворотов и развязок. Именно по этой причине реконструируемый в рамках ЦКАД «Звенигородский ход» трассы А-107 будет шириной 4 полосы, на нем сохранят светофоры (хоть и построят несколько развязок), и он будет иметь лишь II техническую категорию.

В общем, выбранное решение, с моей точки зрения - оптимальное.

А что будет с «бетонками» и ж/д переездами на них?
Обе бетонки останутся бесплатными и будут использоваться преимущественно местным трафиком. А все ж/д переезды будут реконструированы, вместо них построят путепроводы. 2 путепровода в Алабине и в Белых столбах на А-107 уже достраиваются.

Строящийся путепровод на А-107 в Белых столбах (кликабельно)

Строящийся путепровод на А-108 в Алабине (кликабельно).

Еще 3 путепровода, в Львовском на А-107, в Шараповой охоте и Липитино на А-108 начнут строить в этом году. Сейчас идет подготовка к строительству.

Путепровод на А-107 в Львовском (кликабельно).

Путепровод на А-108 в Шараповой охоте (кликабельно).

На очереди переезды Голицыно и Юрово на Малом кольце, Дорохово - на Большом. Путепровод в Голицыне (Больших Вязёмах) построят до 2018 года по отдельному титулу одновременно с 5-м пусковым комплексом ЦКАД. По остальным двум адресам путепроводы тоже запланированы, сроки ввода от 2018 до 2020 года.

Спасибо госкомпании «Автодор» и форуму Roads.ru за предоставленную информацию. Если нашли ошибки в этой статье, напишите об этом, но только с надежным пруфлинком.

Автомобилисты, которым приходится ездить по Пятницкому шоссе от Зеленограда в сторону области, не могли не заметить масштабные вырубки леса, которые ведутся у пересечения трассы с «малой бетонкой» (она же — Малое московское кольцо, она же — трасса А107) и вдоль самой «бетонки». Да, там будет возводиться развязка и расширяться дорога, но это лишь малая часть глобального проекта под названием «строительство Центральной кольцевой автодороги». Что подразумевает этот проект, в какие сроки он будет реализован и как изменит автомобильное движение на западе Московской области и, в частности, в окрестностях Зеленограда — рассказываю со схемами, картинками развязок и фотками симпатичных старых грузовиков. :) (Большая часть информации в посте — с сайта «Автодора», иное — указано отдельно.)

Итак, ЦКАД — трасса, которая строится на территории Новой Москвы и Московской области. Ее предполагается сделать преимущественно платной. Общая протяженность ЦКАД будет равна примерно 530 километрам. 339 из них составит кольцо, которое пройдет параллельно «малой бетонке», обходя при этом населенные пункты. Исключением в плане обхода населенки станут несколько отрезков, включая большой участок от Ленинградского шоссе до Звенигорода, — из-за отсутствия места для нового строительства здесь все ограничится реконструкцией существующей трассы А107. При этом и проезд на ней останется бесплатным.

В качестве «компенсации» в 30 километрах западнее построят дублер этого участка (отмечен пунктиром на схеме выше и бордовым и фиолетовым цветами на схеме ниже). Он пройдет примерно на уровне существующей «большой бетонки» (она же — Большое московское кольцо, она же — трасса А108) и будет пересекать Ленинградское шоссе чуть южнее Клина. Соединяться с «малым кольцом» ЦКАД этот участок-дублер будет в Наро-Фоминском районе и посредством продолжения Новой Ленинградки (трасса М11), для строительства которой сейчас снова ищут соинвестора.


Все строительство ЦКАД разбито на пять пусковых комплексов. «Дальний дублер» — это второй пусковой комплекс, к реализации которого, по данным ТАСС , собираются приступить после 2020 года. А вот закончить основное кольцо ЦКАД «Автодор» намерен в 2018 году, хотя по двум из четырех оставшихся пусковых комплексов еще нет подписанных соглашений с соинвесторами — пока лишь рассматриваются конкурсные предложения.
Ближайший к Зеленограду участок трассы входит в состав пятого пускового комплекса (самый темный отрезок на карте ниже). Это 76 километров от Новой Ленинградки примерно до Киевского шоссе. Из них 28 километров составляют участки нового строительства и 48 — отрезки «малой бетонки», подлежащие реконструкции.


Изображение с сайта стройкомплекса Москвы (кликабельно)

К реконструкции, подразумевающей расширение дороги до четырех полос с устройством 3-метровых обочин с каждой стороны и 3-метровой разделительной полосы, уже приступили. Эти фотографии сделаны между Пятницким и Волоколамским шоссе. Где-то еще только валят лес вдоль трассы...

А где-то уже вовсю готовят «подушку» под будущее дорожное покрытие.

На этих фотографиях, по-моему, отлично понятен масштаб того, что было, и того, что будет.

Не удержался от того, чтобы сфотографировать крупным планом самосвал Tatra из детства. Сто лет таких не видел — думал, их уже и нет у нас особо, а оказалось, что на строительстве ЦКАД в наших краях, в основном, они и трудятся.

Вот схема пятого пускового комплекса ЦКАД. На нем будет устроено 26 мостовых переходов и пять развязок: на пересечениях с Ленинградским, Пятницким, Волоколамским и Минским шоссе, а также на обходе Звенигорода (у Звенигорода будет фактически две развязки, но формально они считаются двумя разными очередями одного объекта).

Вот небольшая видеопрезентация пятого пускового комплекса.

В видео имеетс визуализация проекта развязки на пересечении будущей ЦКАД с Ленинградским шоссе. Вот она. Ленинградка идет сверху вниз, ЦКАД — горизонтально. Слева от М10 нынешняя «бетонка», направо пойдет несуществующее сейчас продолжение в сторону Новой Ленинградки.

Вот как эта развязка выглядит на схеме из презентационных материалов «Автодора».

Для развязки с Пятницким шоссе визуализацию найти не удалось — только схему.

Именно с упоминания этого места я начал свой пост. Вот так оно теперь выглядит.

Место не узнать. Еще прошлой осенью к перекрестку со всех сторон вплотную подходил лес, а теперь там большой голый участок, позволяющий просматривать местность во все стороны. Масштабы вырубки впечатляют. Лес, конечно, жалко, но здесь его действительно рубят для нужного дела, и вопроса, почему именно здесь (в отличие от маршрута, по которому проложили Новую Ленинградку) в данном случае не возникает.

Наблюдаю это место с начала мая и буквально до последних дней ни на этом перекрестке, ни на том участке «бетонки», что мы проезжаем по дороге на дачу, не было ни одного щита с информацией о том, что тут происходит. И только в эти выходные заметил сразу два таких стенда.

Буквально в нескольких сотнях метров от этого места ЦКАД будет пересекать будущий (нижняя дорога на схеме ниже). Впрочем, прямого съезда между ними не будет.

Строительство пятого пускового комплекса ЦКАД ведет ООО «Кольцевая магистраль», с которым госкомпания «Автодор» в декабре 2014 года заключила по результатам конкурса долгосрочное инвестиционное соглашение. Сумма контракта превышает 42,1 млрд рублей, причем большую часть этой суммы составляют субсидии федерального бюджета и средства Фонда национального благосостояния и только 4,8 млрд — инвестиционные средства. (Общая стоимость строительства Центральной кольцевой автодороги, по данным ТАСС, оценивается в 300 млрд рублей.) Соглашение между «Автодором» и «Кольцевыми магистралями» будет действовать до 2038 года — помимо строительства, которое, напомню, завершится в 2018 году, оно включает в себя также последующее содержание и ремонт дороги.

Вообще, разговоры о строительстве ЦКАД, которые шли последние лет десть, за это время успели так надоесть, что я, признаюсь, даже пропустил момент перехода от этих разговоров к реальным делам. Между тем, официальный старт строительству дороги был дан еще в августе 2014 года. Правда, на юге региона. В наших краях активная фаза работ началась этой весной. И, кстати, думаю, нам повезло с тем, что тут не нашли, где строить новую дорогу, и просто расширят старую. Участок «бетонки» от Ленинградки до Волоколамки и раньше был очень неплохим и, насколько я могу судить, не сильно загруженным, а теперь станет еще лучше. Плюс под это дело появятся действительно необходимые развязки на пересечениях с Пятницей и Ленинградкой, которые без ЦКАД мы еще неизвестно сколько ждали бы. И все это — в отличие от других районов Подмосковья — бесплатно в плане проезда.