Как вернуть (зачесть) переплату по взносам на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование. Возвращаем переплату по взносам пошаговая инструкция

Как с 1 января 2019 года возвращать излишки при уплате страховых взносов и возможно ли зачесть данную переплату в счет предстоящих платежей?

В связи с тем, что полномочия по управлению страховыми взносами перешли из внебюджетных фондов в Налоговую службу у многих бухгалтеров возникает вопрос - как с 1 января 2019 года возвращать излишки при уплате страховых взносов и возможно ли зачесть данную переплату в счет предстоящих платежей? Конечно, при возникновении излишков не стоит медлить и производить их зачет или возврат как можно быстрее, но ситуации бывают разные. Поговорим об этом подробнее.

Зачесть нельзя, вернуть

С 1 января 2019 года страхователи, как и прежде, имеют право на возврат переплаченных денежных средств по страховым взносам. Возвратом переплат занимается ФНС РФ, а не пенсионный фонд и Соцстрах. В целом, процедура возврата средств при переплате по взносам аналогична той, что действует и для налогов, с одним важным условием, закрепленным в пункте 6.1 статьи 78 НК РФ. Если излишки по взносам в ПФР были отражены в персонифицированных отчетных сведениях, и пенсионщики произвели распределение их по лицевым счетам, то у Налоговой не будет возможности вернуть такие переплаты.

Решения о зачете переплат по страховым взносам выносят налоговики, а значит, и заявление следует представлять в ФНС РФ по форме, действующей для возврата или зачета излишков по налогам, штрафам и пеням (ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание, если в платежных поручениях при уплате страховых взносов была допущена ошибка, уточняющие сведения в фонды подавать не нужно. Придется делать возврат платежа по вышеописанной схеме, через налоговиков и, если есть необходимость, перечислять средства вновь.

Что насчет взносов «на травматизм»?

Поскольку взносы «на травматизм», как и прежде, находятся в ведение ФСС РФ, то и возвратом их будет заниматься Соцстрах, в связи с чем в Федеральном законе от 24.07.1998 №125-ФЗ используется статья 26.12. В ней приведен порядок действий при зачете или возврате излишков.

По закону у фонда есть 10 рабочих дней для того, чтобы известить страхователя в письменном или электронном виде о возникшей переплате, конечно, собственное заявление вы можете подать и раньше этого срока.

Обратите внимание, приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457 утвержден бланк заявления для возврата и зачета страховых взносов «на травматизм» (Приложение 2) - Форма 22 – ФСС РФ.

При возникновении каких-либо сомнений по факту образования переплаты, проводится перекрестная сверка по страховым взносам на травмы и оформляется акт по форме 21-ФСС РФ.

Возврат излишков страхователю производится в течение месяца с момента его извещения фондом или самостоятельной подачи заявления. Если период возврата средств превысил один месяц, Соцстрах должен будет кроме возврата самих средств выплатить и проценты по ставке рефинансирования Центробанка 1/300.

Между разными видами взносов учесть переплату

Ранее действовал порядок, при котором было возможно засчитывать переплату между разными страховыми взносами. Начиная с 2017 года, так делать нельзя, то есть, переплата пойдет в зачет только по тому виду взноса, его пеням и штрафам, по которому, собственно, и образовалась, такие требования предъявляет пункт 1.1 статьи 78 НК РФ. Это правило применяется и в 2019 году.

Работодатели - плательщики страховых взносов в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца обязаны производить исчисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Таковые определяются в виде разницы, при этом:

Уменьшаемое представляет собой произведение базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов;
- вычитаемое - сумму страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Их необходимо перечислить в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 1, 3 ст. 431 НК РФ, п. 3, 4, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Понятие переплаты

Порой плательщик перечисляет в казначейство суммы несколько большие, чем полагалось. Причины могут быть разными:
- банальная невнимательность при заполнении соответствующей платежки;
- неучет существующих предельных величин баз для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страхование на случай ВНиМ);
- начисление страховых взносов на суммы, с которых исчисление взносов не производится, и др.
У ПБОЮЛов на общей системе налогообложения, уплачивающих взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, доходы которых в 2014 и 2015 годах превысили 300 000 руб., переплата "пенсионных" страховых взносов за данные годы образовалась после выхода постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 N 27-П. КС РФ счел, что указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, свидетельствует о намерении законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
ПФР с подачи Минтруда (письма от 16.11.2016 N 17-4/ООГ-1563, от 09.07.2014 N 17-3/В-313) рекомендовал предпринимателям исчислять "пенсионные" страховые взносы из суммы фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, не учитывая при этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ.
Письмо Минтруда России N 17-3/В-313 пенсионщики отправили и в ФНС, поскольку на налоговиков возложена обязанность по представлению в ПФР сведений о доходах от деятельности индивидуальных предпринимателей за расчетный период (п. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Переплата страховых взносов может возникнуть также, если судом будут признаны неправомерными действия контролирующего органа по взысканным суммам страховых взносов (пеней, штрафов).
Вводя в НК РФ главу 34 "Страховые взносы", законодатель не расшифровал понятие "излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы". Понятия "излишне уплаченный (взысканный) налог" в НК РФ также нет. Зато Кодексом регламентированы порядки зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа (ст. 78, 79 НК РФ).
Президиум ВАС РФ счел, что излишняя уплата налога имеет место тогда, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (без участия налогового органа), по какой-либо причине (в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения) ошибается в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:
- платежными поручениями налогоплательщика;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа;
- информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).
Иными словами, сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет государственного внебюджетного фонда как страховые взносы, может считаться излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами только тогда, когда денежные средства фактически поступили в соответствующий бюджет. Причем излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами становятся поступившие в соответствующий бюджет суммы независимо от времени их зачисления - до 1 января 2017 года или после.

Как известно, 0 часов 1 января 2017 года для страховых взносов - рубеж:
- до того порядок исчисления определялся упомянутым Законом N 212-ФЗ и администрировали их ПФР и ФСС России (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ);
- после порядок исчисления страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ, а функции контроля перешли к ФНС России (подп. 3 - 5 п. 1 ст. 23, п. 2.1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НК РФ).
С 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов РФ разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части:
- контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов;
- проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам;
- взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также
- принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
ПФР и ФСС России контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ). Эти функции осуществляются в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Налоговики вправе взыскивать:
- недоимки по страховым взносам, соответствующие пени и штрафы в государственные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2017 года;
- страховые взносы, пени и штрафы, доначисленные органами ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ)).
Взыскания налоговики производят в порядке и в сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России.
Обосновать образование излишне уплаченной суммы страховых взносов плательщик может, подав уточненный расчет по страховым взносам.
Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (форма РСВ-1 ПФР, форма 4 - ФСС), необходимо представлять в территориальные отделения ПФР или ФСС России в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
Страховые взносы, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных НК РФ, но они не являются предметом регулирования НК РФ. Поэтому суммы излишне уплаченных либо взысканных страховых взносов, образовавшиеся в период по 31 декабря 2016 года включительно, не могут быть зачтены в счет страховых взносов, исчисляемых с начала текущего года. Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Поэтому с уточненным расчетом желательно подать соответствующее заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Формы "пенсионных" заявлений о возврате (23-ПФР, 24-ПФР) приведены в приложениях 3 и 4 к Постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 N 511п, формы "соцстраховских" заявлений (23-ФСС РФ, 24-ФСС РФ) - в приложениях 3 и 4 к Приказу ФСС России от 17.02.2015 N 49.
В уже упомянутом письме Минфина России N 03-02-07/2/11564 указано, что Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не определены полномочия органов ПФР, органов ФСС России и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения:

- сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС России по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных упомянутой статьей 20 Закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Если у плательщика имеются недоимка по страховым взносам, задолженность по уплате соответствующих пеней, штрафов во внебюджетные фонды, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то и недоимка, и задолженность уплачиваются этим плательщиком или взыскиваются налоговым органом (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ).
До уплаты указанных недоимки и задолженности (либо их взыскания в установленном порядке) у территориального отделения ПФР (территориального отделения ФСС России) отсутствуют основания для возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Следовательно, при наличии:
- недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2017 года, а также
- доначислений сумм страховых взносов, пеней и штрафов по результатам контрольных мероприятий, -
плательщику, у которого имеются суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, вначале необходимо погасить указанные недоимки, задолженности и доначисления. И только после этого территориальные отделения ПФР (ФСС) смогут принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, соответствующие органы ПФР (ФСС) должны принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате.
Если плательщиком страховых взносов представлялся уточненный расчет по страховым взносам, то 10 дней исчисляются со дня завершения территориальным отделением ПФР (ФСС) камеральной проверки указанного расчета.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальное отделение страховщика должно направить его в соответствующий налоговый орган (п. 4 ст. 21 Закона N 243-ФЗ). Возврат страховых взносов осуществляется ИФНС, в которой зарегистрирован плательщик страховых взносов.

С 2017 года введенный пункт 1.1 статьи 78 НК РФ, которой устанавливались нормы по зачету или возврату сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней и штрафа, позволяет осуществить зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет:
- предстоящих платежей плательщика по этому взносу;
- задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения, -
или же возвратить их в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Следовательно, излишне уплаченные суммы страховых взносов за периоды начиная с текущего года можно зачесть только по видам взносов:
- по пенсионному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОПС;
- по медицинскому страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОМС;
- по социальному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ВНиМ.
Зачет сумм страховых взносов по одному из видов обязательного страхования в счет страховых взносов по другому виду невозможен.
Для зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо обращаться в свою ИФНС. Зачет осуществляется в том же порядке, который был установлен для зачета по налогам (с учетом особенностей пункта 1.1 статьи 78 НК РФ).
Факт излишней уплаты страховых взносов может быть обнаружен как самим их плательщиком, так и налоговиками. Выявив переплату, налоговый орган обязан известить об этом страхователя в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Используется им при этом форма сообщения о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложение 2 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).
В приложениях к этому Приказу ФНС России приведен также ряд форм, которые могут быть использованы при осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов. Например, формы заявления о возврате (о зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложения 8, 9).
Налоговиками же могут быть использованы формы о зачете (приложение 1), возврате (приложение 3), принятом решении о зачете (возврате), об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (приложение 4).
При обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате страховых взносов, не исключена возможность проведения совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. Предложение о проведении такой сверки может исходить как от плательщика страховых взносов, так и от налогового органа.
Результаты совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам оформляются соответствующим актом (форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам приведена в приложении к Приказу ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@). Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам вручается плательщику в течение следующего дня после дня его составления. Акт в тот же срок может быть направлен по почте заказным письмом или передан плательщику в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (подп. 11 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@, далее - Методические рекомендации) предписывают налоговым органам перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных НК РФ, в частности:
- фактическое зачисление суммы излишне уплаченных страховых взносов на счет по учету доходов бюджета соответствующего внебюджетного фонда;
- отсутствие задолженности по пеням и штрафам соответствующего вида страховых взносов - при возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей осуществляется только на основании заявления плательщика. Такое заявление может подаваться в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей налоговики должны принять в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим плательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта такой излишней уплаты, или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Плательщик может представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам. В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов. Указанное заявление может быть направлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представлено через личный кабинет.
Излишне уплаченные страховые взносы могут быть возвращены только по заявлению плательщика (поданному в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет). Возврат должен быть осуществлен в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления.
Возврат излишне уплаченных страховых взносов при наличии задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов могут быть поданы в течение трех лет со дня уплаты суммы взносов.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении (о зачете (возврате) или об отказе) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Сообщение передается лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Проценты

Налоговики обязаны вернуть излишне уплаченную сумму налога в течение месяца со дня получения заявления от их плательщика, причем в случае нарушения срока возврата налога фискалы должны начислить проценты на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок (п. 10 ст. 78 НК РФ). Проценты уплачиваются за каждый календарный день нарушения срока возврата, и их сумма определяется исходя из ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Для расчета суммы процентов, подлежащих уплате, используется следующее выражение (п. 3.2.7 Методических рекомендаций):

П = СВ: 365 (366) x СР x ДПР: 100%,

где П - сумма процентов, подлежащих начислению; СВ - сумма, которая подлежит возврату на расчетный счет налогоплательщика; СР - ставка Банка России, действовавшая в дни задержки перечисления; ДПР - количество дней просрочки.
Если до окончания месяца налоговиками была возвращена часть излишне уплаченного налога, то проценты начисляются на сумму остатка.
При изменении ставки Банка России в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки.
С 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке (указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У). Размер ключевой ставки в 2017 году составляет:
- с 1 января по 26 марта - 10%;
- с 27 марта по 1 мая - 9,75%;
- с 2 мая - 9,25%.
Правила, установленные статьей 78 НК РФ, согласно пункту 14 этой статьи применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов. И логично полагать, что при задержке налоговиками возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов ими должны быть начислены проценты.
Норма о начислении процентов в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществлялся с нарушением установленного 30-дневного срока, существовала и в Законе N 212-ФЗ (п. 17 ст. 26). 30-дневный срок при этом отсчитывался с момента подачи заявления (п. 11 ст. 26). И, казалось бы, при перечислении сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налоговики также должны начислять проценты за дни задержки. Однако Минфин России в письме от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564 указал, что Законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Налоговики, скорее всего, будут следовать рекомендациям финансистов.

Особенности возврата взносов на ОПС

Примечание. Руководство ФНС России в письме от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 предложило следующий алгоритм действий нижестоящим налоговым органам в случае передачи фискалам некорректных сумм задолженности в составе сальдо расчетов по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года:
- при обращении плательщика в налоговый орган лично либо по телефону следует рекомендовать ему обращаться в соответствующий орган ПФР или ФСС России;
- в случае поступления официального обращения плательщика указанное обращение следует направить в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда по принадлежности.

Пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ установлены ограничения по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Не допускается возврат в случае, если, по сообщению территориального органа управления ПФР, сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Аналогичная норма была установлена и пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
В указанных нормах Закона N 212-ФЗ и НК РФ при этом говорится о суммах излишне уплаченных страховых взносов, которые были указаны в сведениях, представленных плательщиком страховых взносов в ПФР в составе отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Страхователи-работодатели отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету представляли в расчете РСВ-1 ПФР. И за последний квартал 2016 года такой расчет добросовестные плательщики представили в середине февраля 2017 года.
Органы ПФР обязаны, в частности, обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведения, представленные налоговыми органами и страхователями, а также надежное хранение этих сведений (ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования"). А вот срок перенесения этих сведений в лицевые счета законом не установлен.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены случаи, когда осуществляется перерасчет размера страховой пенсии. Среди таковых значится увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования значения индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Следовательно, к этому дню в лицевом счете застрахованного лица должны быть учтены сведения, представленные страхователями по индивидуальному (персонифицированному) учету. Маловероятно, что к началу второго полугодия не будет сообщения территориального органа управления ПФР о том, что сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлый год, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. А это означает, что возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, окончившиеся до 1 января 2017 года, плательщикам ждать не следует.
ПБОЮЛы не представляют отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету за себя в ПФР.
Пункт 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предписывал налоговым органам направлять в ПФР сведения о доходах от деятельности самозанятых физических лиц - плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. Это позволяло пенсионщикам определить сумму страховых взносов, которую должен был уплатить ПБОЮЛ за прошлый год. Уплаченную предпринимателем сумму страховых взносов на ОПС, которую следовало перенести в его индивидуальную карточку, они могли определить в первой половине апреля по поступившим платежным документам: срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период являлись основанием для направления требования об уплате недоимки, а также для проведения ее взыскания (п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Все это сводит к нулю вероятность возможности возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 годы ПБОЮЛами, находящимися на общей системе налогообложения, чьи доходы в эти налоговые периоды превысили 300 000 руб.

Как с 1 января 2019 года возвращать излишки при уплате страховых взносов и возможно ли зачесть данную переплату в счет предстоящих платежей?

В связи с тем, что полномочия по управлению страховыми взносами перешли из внебюджетных фондов в Налоговую службу у многих бухгалтеров возникает вопрос - как с 1 января 2019 года возвращать излишки при уплате страховых взносов и возможно ли зачесть данную переплату в счет предстоящих платежей? Конечно, при возникновении излишков не стоит медлить и производить их зачет или возврат как можно быстрее, но ситуации бывают разные. Поговорим об этом подробнее.

Зачесть нельзя, вернуть

С 1 января 2019 года страхователи, как и прежде, имеют право на возврат переплаченных денежных средств по страховым взносам. Возвратом переплат занимается ФНС РФ, а не пенсионный фонд и Соцстрах. В целом, процедура возврата средств при переплате по взносам аналогична той, что действует и для налогов, с одним важным условием, закрепленным в пункте 6.1 статьи 78 НК РФ. Если излишки по взносам в ПФР были отражены в персонифицированных отчетных сведениях, и пенсионщики произвели распределение их по лицевым счетам, то у Налоговой не будет возможности вернуть такие переплаты.

Решения о зачете переплат по страховым взносам выносят налоговики, а значит, и заявление следует представлять в ФНС РФ по форме, действующей для возврата или зачета излишков по налогам, штрафам и пеням (ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание, если в платежных поручениях при уплате страховых взносов была допущена ошибка, уточняющие сведения в фонды подавать не нужно. Придется делать возврат платежа по вышеописанной схеме, через налоговиков и, если есть необходимость, перечислять средства вновь.

Что насчет взносов «на травматизм»?

Поскольку взносы «на травматизм», как и прежде, находятся в ведение ФСС РФ, то и возвратом их будет заниматься Соцстрах, в связи с чем в Федеральном законе от 24.07.1998 №125-ФЗ используется статья 26.12. В ней приведен порядок действий при зачете или возврате излишков.

По закону у фонда есть 10 рабочих дней для того, чтобы известить страхователя в письменном или электронном виде о возникшей переплате, конечно, собственное заявление вы можете подать и раньше этого срока.

Обратите внимание, приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457 утвержден бланк заявления для возврата и зачета страховых взносов «на травматизм» (Приложение 2) - Форма 22 – ФСС РФ.

При возникновении каких-либо сомнений по факту образования переплаты, проводится перекрестная сверка по страховым взносам на травмы и оформляется акт по форме 21-ФСС РФ.

Возврат излишков страхователю производится в течение месяца с момента его извещения фондом или самостоятельной подачи заявления. Если период возврата средств превысил один месяц, Соцстрах должен будет кроме возврата самих средств выплатить и проценты по ставке рефинансирования Центробанка 1/300.

Между разными видами взносов учесть переплату

Ранее действовал порядок, при котором было возможно засчитывать переплату между разными страховыми взносами. Начиная с 2017 года, так делать нельзя, то есть, переплата пойдет в зачет только по тому виду взноса, его пеням и штрафам, по которому, собственно, и образовалась, такие требования предъявляет пункт 1.1 статьи 78 НК РФ. Это правило применяется и в 2019 году.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Действующее законодательство позволяет вернуть переплату по страховым взносам каждому гражданину. Для реализации данной процедуры сначала необходимо определить период, в который была совершена переплата по страховым взносам, а также размер переплаты. Так как эти показатели существенно влияют на порядок дальнейших действий.

Если переплата по страховым взносам возникла до 1 января 2017 года, то необходимо обратиться в ФСС и ПФР напрямую. Так как в январе 2017 года в силу вступило новое законодательство, по правилам которого происходит возмещение переплаты по взносам за текущий год и следующие периоды.

Если переплата по страховым взносам была осуществлена в текущем году, то изначально следует обратиться именно в налоговые органы.

1. Порядок обращения для зачета и возврата переплаты по страховым взносам.
2. Порядок возврата переплаты в ФСС.
3. Порядок возврата переплаты по ОПС и ОМС до 2017 года.

Порядок обращения для зачета и возврата переплаты по страховым взносам

Первым делом необходимо в местный налоговый орган за возвратом взносов на ОПС и ОМС. Дополнительно можно обратиться в ВниМ. Это касается только тех переплат, которые были произведены до 31 декабря 2016 года. Так как с января месяца следующего года уполномоченным органом по этим вопросам стала ФНС. И все обращения по возврату переплаченных взносов необходимо направлять именно в этот орган. Изменения приобрели свою актуальность по причине смены органа, осуществляющего контроль. Так как органы ПФР и ФСС не справлялись с нагрузкой по принятию страховых взносов. Поэтому принятием страховых взносов от предпринимателей с 2017 года теперь занимается федеральная налоговая служба на законных основаниях. Это означает, что все вопросы по этой теме, в том числе и возврат переплаты по взносам, необходимо направлять исключительно в ФНС.

При этом органы ФНС не смогут осуществить процесс возврата по страховым взносам, если период переплаты приходится на предыдущие годы. Так как принимали эти взносы другие органы, а именно ПФР и ФСС.

Исключением из данного правила являются страховые взносы на травматизм. Так как их возвращать необходимо по старым правилам, то есть в фонде социального страхования.

Порядок возврата переплаты в ФСС

Этот вопрос почему-то вызывает затруднения у населения. Хотя алгоритм возврата страховых взносов аналогичен механике возврата налогов. Только фигурируют при этом другие органы. А процесс составления и подачи документов точно такой же.

Дополнительно стоит ознакомиться с 78 статьей Налогового кодекса. Особый интерес вызывает первая часть шестого пункта данного нормативно правового акта. Содержит она в себе причину отказа в возврате переплаты по страховым взносам. Не получится возместить переплату только в том случае, если органы ПФР уже перевели эти денежные средства по счетам застрахованных лиц в системе ОПС.

Многие граждане полагают, что переплату по взносам можно перенести в счет других взносов. Но действующее законодательство не позволяет реализовать этот способ. То есть переплата по страховым взносам за какой-то конкретный период не может быть перенаправлена в качестве обязательного взноса во внебюджетные фонды в следующие периоды. Поэтому следует проявить особую внимательность в отношении данного вопроса.

Возврат взносов в 2017 году

Возврат социальных взносов будет осуществляться по новым правилам, то есть в другом государственном органе, которым является налоговая служба. Новые правила повлекли за собой образование новых документов, а именно новых форм заявлений на возврат переплаты по взносам.

Пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сообщает, что возврат переплаты по страховым взносам осуществляется путем отправления заявительного письма в налоговую инспекцию. Сделать это можно не только посредством Почты России, но и онлайн. Во втором случае для граждан доступно два варианта:

— либо направить электронное письмо в ФНС;
— либо оформить возврат в личном кабинете на сайте ФНС.

Второй вариант является более практичным и популярным. Так как в этом случае обращение в государственный орган не может потеряться или прийти в неизвестный срок.

Законодательство предоставляет налоговой службе ровно один месяц для возврата переплаты по страховым взносам. Началом отсчета является дата получения письма. Если вы подаете документы через личный кабинет на сайте, то датой отсчета является статус принятия, который вы увидите в онлайн форме.

Дополнительно стоит отметить, что до 31 марта 2017 года налоговая служба принимала заявление о возврате переплаты по страховым взносам по старой форме. А уже с 1 апреля стала действовать новая форма, о чем сообщает приказ ФНС от 14 февраля 2017 года. Поэтому перед составлением документов рекомендуется проверить бланк заявления. Ведь если бланк старого образца, то налоговая инспекция не примет документ, то есть вы не сможете оформить возврат переплаты по страховым взносам, а будете вынуждены повторно проходить процедуру, но уже с новыми документами по действующему образцу.

Порядок возврата переплаты по ОПС и ОМС до 2017 года

Возврат переплаты по ОПС и ОМС за период до 2017 года осуществляется по старым правилам на основании документов, которые составлены по старым формам. Обращаться в этом случае необходимо в органы внебюджетных фондов, которыми являются пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Если у вас есть переплата по взносам как до 2017 года, так и после. То необходимо обращаться в два разных органа с разными комплектами документов. Причиной этому является смена органов контроля за страховыми взносами по причине загруженности фондов.

Разъясните, каков порядок зачета и возврата суммы переплаты по страховым взносам в ФСС?

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что сумма излишне оплаченных страховых взносов подлежит:

  • зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам;
  • зачету в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом;
  • возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Страховщик обязан сообщать плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным факте излишней уплаты страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

При обнаружении на лицевом счете плательщика излишних сумм работник ФСС предлагает произвести сверку данных, которая оформляется актом совместной сверки по форме 21-ФСС РФ (приложение 1 к Приказу № 49 ).

В случае если по результатами сверки подтверждена переплата, учреждение подает в ФСС соответствующее заявление:

  • о зачете суммы по форме 22-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49 ). При этом плательщик определяет, в счет каких платежей производится зачет;
  • о возврате суммы по форме 24-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49 ) с указанием своих платежных реквизитов.
Обратите внимание

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ .

В акте совместной сверки и заявлениях плательщика сведения о видах социального страхования, контролируемых ФСС (федеральные законы № 255-ФЗ , 125-ФЗ ), отражаются одновременно.

Напомним, что с 01.01.2015 по заявлению плательщика страховых взносов может производиться зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому упомянутому виду страхования (п. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ ). О допустимости такого зачета в отношении сумм переплаты между платежами, контролируемыми ФСС, дает разъяснение Минтруд в Письме от 24.09.2014 № 17-3/В-451 .

Возврат переплаты производится только на основании заявления плательщика и после погашения всех задолженностей у него перед ФСС, включая пени и штрафы согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ . Следовательно, на лицевой счет учреждения поступит сумма, оставшаяся после зачета.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ .

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного месяца со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. В случае если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится с нарушением установленного срока, ФСС начисляет на сумму излишне уплаченных страховых взносов проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (ч. 17 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ ).

Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов в силу п. 24 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ .

В том случае, если в результате сверки не будет подтверждена переплата, учреждению следует представить уточненный расчет с правильными сведениями по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Вопрос

Как отражаются операции по возврату и зачету сумм переплаты страховых взносов, контролируемых ФСС, в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений?

В бухгалтерском учете учреждений операции по возврату переплаты по страховым взносам на лицевой счет отражаются в соответствии с положениями п. 104 Инструкции № 162н , п. 132 Инструкции № 174н , п. 160 Инструкции № 183н .

Зачет платежей в рамках одного вида социального страхования отразится на основании положений п. 18 Инструкции № 157н исправительной бухгалтерской записью, оформленной методом «красное сторно».

Зачет суммы переплаты по одному виду страхования в счет платежей по другому виду страхования отражается исправительной бухгалтерской записью, оформленной по методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

В бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений операции по зачету и возврату переплаты по страховым взносам оформляются на основании справки (ф. 0504833) и отражаются в соответствии принятым ФСС решением следующим образом:

Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Возврат переплаты на лицевой счет учреждения

1 304 05 213 1 303 02 730 0 201 11 510 0 303 02 730 0 201 11 000 0 303 02 000

Зачет переплаты по одному и тому же виду социального страхования в счет предстоящих платежей, погашения недоимки и задолженности по штрафам, пеням

Исправительная запись (методом «красное сторно»)
1 303 02 830 1 304 05 213 0 303 02 730 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000

Зачет переплаты по одному виду социального страхования в счет платежей и погашения недоимки, задолженности по штрафам, пеням по иному виду страхования

1. Исправительная запись (методом «красное сторно»)
1 303 02 830 1 304 05 213 0 303 02 730 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000
2. Дополнительная запись соответственно по иному виду социального страхования
1 303 06 830 1 304 05 213 0 303 06 830 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000
Пример

В бюджетном учреждении по акту сверки ФСС выявлена переплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 000 руб., образовавшаяся за счет средств от приносящей доход деятельности. На основании поданного заявления и решения, принятого органом ФСС, указанная сумма была зачтена в счет погашения задолженности по штрафам, пеням, образовавшимся по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения на основании решения ФСС будет сформирована справка (ф. 0504833) и произведена следующая запись:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена исправительная запись по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(методом «красное сторно»)

2 303 02 830 2 201 11 610

18 (статья 213 КОСГУ)

(14 000)
Отражена дополнительная запись по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2 303 06 830 2 201 11 610

18 (статья 213 КОСГУ)

14 000
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Приказ ФСС РФ от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.