Покупательская способность. Покупательная способность россиян падает, они переходят на дешёвые товары

Часто можно слышать, что уровень развития производства, его производительность не позволяют повышать уровень оплаты труда в России. Соглашаясь с классической экономической закономерностью эпохи индустриального развития, в то же время, хотелось бы возразить: низкая покупательская способность населения (а следовательно, низкий спрос) как раз и не позволяет развить производство, включить механизм конкуренции, серьезных инвестиций и т.п. Те положительные экономические тенденции, которые наметились в последние годы, произошли благодаря увеличению денежной массы, росту доходов населения. Западные компании, почувствовав возникший спрос, сразу поспешили открыть свои дочерние предприятия в России. Наметился рост в мясомолочной промышленности, в которую потянулся с инвестициями и российский капитал.

Следует заметить, во второй половине 2000-х годов при увеличении ежегодной денежной массы в стране на 25% прирост инфляции составлял 3-4%, что несущественно. Инфляция болезненно воспринимается обществом лишь потому, что, во-первых, повышение уровня доходов населения, главным образом бюджетников, происходит не опережающими темпами, а едва-едва поспевает за инфляцией; во-вторых, ее уровень по основным потребляемым продуктам населения с низкими доходами: хлебу, молочным продуктам – значительно выше. Как и в ситуации с зерном, соответствующие государственные структуры не осуществляли прогнозирование и не выполняли необходимое регулирование, очевидно посчитав, что рынок сам решит проблемы.

Отчасти с этим можно было бы согласиться, вот только не хватает для этого весьма существенных предварительных действий: разбюрократизировать рынок, изменить неэффективную налоговую систему, убрать единый социальный налог на зарплату (для формирования пенсионного фонда его не хватает, как и для достойного медицинского страхования; он сдерживает рост оплаты труда и в целом экономики государства, способствует неофициальным «черным зарплатам»), и лет пять, как минимум, не вспоминать ни о каких налогах с предприятий на их фонды оплаты труда, пока уровень доходов населения не вырастет до мировых соотношений между ВВП и зарплатой. Почему-то забыто мнение авторитетного академика Львова, что по данному соотношению Россия значительно отстает от США.

Пенсионные и страховые начисления необходимо переложить на федеральный бюджет (по крайней мере до тех пор, пока зарплата основной массы работающих существенно не вырастет, и лишь затем перейти к существующим в мировой практике стандартам, когда сам человек решает, за что и кому платить). Следует помнить, что идея монетаризации льгот (сейчас нечто подобное планируется сделать с медицинским обслуживанием) с величайшим трудом находит понимание в основной массе людей из-за низкого уровня доходов, не позволяющих обеспечить минимально необходимые потребности, адресная компенсация воспринимается населением как возможность потратить эти средства на первостепенные нужды, например на питание, а не на проезд, как предусматривалось.


Люди, которым полагаются льготы, получают компенсации. В то же время государство сняло с себя бремя дотирования неэффективной работы частных компаний, например транспортных. Все, вроде бы, справедливо. Но для правительства, поставившего перед собой цель построить процветающее, комфортное для проживания людей государство, должно быть далеко не безразлично, воспользовался ли конкретный житель России компенсацией по адресу или нет. При проведении подобных реформ необходимо учитывать весь комплекс финансовых, социально-экономических, психологических и других возможных факторов. Инфляционные процессы зависят не только от денежной массы, от финансового инструмента регулирования – ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но и от объема товаров и услуг, представленных на рынке.

Если торговые сети носят монополизированный характер и не могут удовлетворить спрос населения иначе, как путем поднятия цены, то нужно приоткрыть российский рынок для западных товаров и услуг, ровно настолько, чтобы связывать возрастание денежной массы. Правительство располагает широким набором инструментов для балансировки с денежной массой (например, таких, как выпуск государственных ценных бумаг и т.п.). Естественно, что чиновники, регулирующие этот сегмент рынка, должны быть высокой квалификации.Если же причина роста цен на российском рынке, как это можно часто услышать, в возросших ценах на западных рынках на аналогичные товары, то тем более необходимо повышать доходы населения. Они-то уж точно не смогут обвалить западные рынки, вызвав в свою очередь новое повышение цен в наших магазинах.

Распространено мнение, что открытие российского рынка для западных товаров и услуг ударит по российскому производителю и отразится на ВВП. Но так как 80% доходов бюджета страны – доходы от экспорта углеводородов и металлов, то существенным образом на благосостоянии населения открытие российского рынка, в принципе, не мо-жет отразиться. При этом возрастет качество российских товаров, неэффективные производства с нищенскими зарплатами рабочих исчезнут. Кроме того, можно, как принято во всем мире, дотировать своего российского производителя. Пример – США и другие развитые страны, дотирующее производство сельскохозяйственной продукции.Низкий уровень оплаты труда в России пытаются объяснить низкой производительностью. Однако на современном заводе «Форд» в г. Всеволожске действуют самые современные технологические линии с высокой производительностью труда. Почему же уровень зарплаты на заводе такой же низкий, как и в целом по стране? Да потому, что рыночная стоимость оплаты труда в России низкая, производительность труда в данном случае никакого значения не имеет.

В то же время планы российского правительства по значительному увеличению производительности труда вполне реальны. Как только Россия вступит в ВТО, многие западные компании перенесут свои самые современные высокорентабельные производства на российскую территорию. В России недорогое сырье, дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила, льготное налогообложение – условия, близкие к идеальным.Отечественные производители смогут подняться до уровня мировых производителей, используя современные западные технологии, менеджмент, инвестиции.

В стране, где основную долю ВВП составляют доходы от экспорта нефти, газа и металлов, такой переход производства на новые технологии можно осуществить абсолютно безболезненно для общества. Государству необходимо создать лишь соответствующие условия для этого, повысить уровень доходов основной части населения.В то же время необходимо иметь в виду, человечество в своем раз витии находится не на индустриальном этапе, закончившемся еще в прошлом веке, а на информационном, при котором бизнес по созданию и продаже новых технологий более прибылен, чем само производство при внедрении этих инноваций. Существует спорная (во многом)точка зрения, что в информационном обществе любое производство теоретически убыточно, так как его окупаемость не поспевает за разработкой новых технологий и их внедрением в аналогичное производство.

Но не поэтому ли производства ведущих брендов перемещаются в развивающиеся страны (Китай, Индию и др.)? Если проанализировать балансы крупных западных фирм, то станет ясно, что 80% их активов составляют не основные фонды (как это было 20 лет назад), а нематериальные активы (программное обеспечение, KNOW-HOW и т.п.). В этой связи, насколько верно, что крупные ведущие российские газовые, нефтяные и сталелитейные компании скупают по всему миру аналогичные производства? Конечно, устойчивость укрупненных компаний к неблагоприятным конъюнктурным воздействиям повышается, но становятся ли их производства эффективнее? И в какой мере это соответствует переходу на инновационный путь развития страны?

Так как же поднять уровень оплаты труда в России? Ситуация в настоящий момент для этого весьма благоприятная. С одной стороны, осударство не может диктовать менеджерам частных компаний уровень оплаты труда на их предприятиях, но с другой – оно располагает возможностью повысить зарплату в бюджетной сфере.

При этом потребуется пересмотреть расходные статьи бюджетов (федерального и субъектов федерации). Что же касается налоговых отчислений государству на доходы предприятий от разработки и экспорта углеводородного сырья, то в этом вопросе, очевидно, необходимо ориентироваться на мировой опыт, например, опыт той же процветающей Норвегии, где доля государственного изъятия доходов нефтедобывающих предприятий составляет приблизительно 80%. Речь идет, конечно, не только о доле, но и в целом о механизме функционирования, чтобы предприятия могли развиваться, обновлять основные фонды, разрабатывать новые месторождения и т. п. Особенно продуманным в налогообложении должен быть подход для угледобывающих предприятий.

Доля работающего населения в бюджетной сфере велика. Поэтому повышение уровня заработной платы бюджетников создаст конкуренцию, и частные компании тоже будут вынуждены поднимать зарплату своим работникам. Если устранить к тому же ЕСН (единый социальный налог на зарплату, который обязано платить предприятие), то путь к повышению благосостояния населения России будет открыт.

Достижение доходов населения России уровня доходов развитых стран относительно ВВП позволит включить рыночные механизмы решения важнейших проблем, над которыми наше правительство работает не один год, а именно: развития производств в различных секторах экономики (и прежде всего на инновационной основе); решения жилищной проблемы (и не только потому, что жилье станет доступным по цене основной массе населения, а еще и потому, что станет возможным аренда качественного жилья). Мировые тенденции свидетельствуют о том, что значительная доля населения развитых стран арендует жилье. Тогда проблемы ЖКХ станут решаться, так как в настоящее время население из-за низких доходов «привязано» к своим квартирам и не может проголосовать рублем, например, арендовать жилье в доме, где проблемы ЖКХ решены. Имеющаяся в стране жилая площадь будет более эффективно использоваться, тогда, может, и не понадобятся те объемы строительства типового жилья, к которым мы так стремимся, пытаясь решить острейшую жилищную проблему. Проблемы коммуналок, хрущевок, брежневок будут безболезненно для общества решены: проблемные реконструированы либо снесены. Новое строительство (в условиях возросших требований покупателя) будет осуществляться по индивидуальным проектам высокой архитектурной ценности. При этом будет развиваться так хорошо зарекомендовавшее себя в России начала ХХ века строительство доходных домов.

Получение основной массой работающих достойной зарплаты решит многие социальные проблемы, возрастет уровень медицинского обслуживания, снизится преступность, возрастет самоуважение населения России. Финансовая независимость способна сделать человека действительно свободным и счастливым, добросовестным и гуманным. Богатство и процветание страны определяются высоким уровнем жизни ее населения, его доходами. К процветанию способен привести рынок, необходимо только запустить в действие его базовые механизмы.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися у людей денежными средствами и при уровне цен на товары и тарифов на услуги, сложившемся в стране. Покупательная способность зависит от уровня доходов населения и той их части, которая может быть выделена на покупки, но не в меньшей степени обусловлена величиной цен и тарифов на услуги.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ" в других словарях:

    Энциклопедический словарь экономики и права

    покупательная способность населения - количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися у людей денежными средствами и при уровне цен на товары и тарифов на услуги, сложившемся в стране. Покупательная способность зависит от уровня… … Словарь экономических терминов

    Экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг. Падение покупательной способности валюты называется инфляцией, рост покупательной способности… … Википедия

    Количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с получаемым денежным вознаграждением и уровнем цен на товары и тарифов на услуги. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ПОКУПАТЕЛЬНАЯ - количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися у людей денежными средствами и при уровне цен на товары и тарифов на услуги, сложившемся в стране. Покупательная способность зависит от уровня доходов… … Большой экономический словарь

    Покупательная сила денег, способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров. Выражается в меновых пропорциях, складывающихся между деньгами и товарами. П. с. д. зависит как от факторов, лежащих на стороне… … Большая советская энциклопедия

    ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ - НАСЕЛЕНИЯ – потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг. Выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения и соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума …

    Словарь терминов по социальной статистике

    ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - – показатель потенциальных возможностей населения по приобретению товаров и услуг. Выражается: 1) как товарный эквивалент средней заработной платы; 2) как соотношение средней заработной платы с величиной прожиточного минимума … Социальная статистика. Словарь

Богатейшая страна, однако экономика страны переживает не лучшие времена. Результаты аналитической работы, проведенной Росстатом, свидетельствуют о том, что по итогам 2015 года было зафиксировано падение темпов роста экономики на 3,7%.
Виной тому политическая нестабильность и реализация в прошлом множества непродуманных реформ, реализованных на начальном этапе развития нового постсоветского государства. Проблемы были и ранее, но их усугубили европейские санкции и обвал национальной валюты. Посмотрим, какие факторы обусловили развитие экономики России по негативному сценарию?Сырьевой характер экономики
Экономика России по-прежнему зависит от цен на нефтегазовые ресурсы. Несмотря на неоднократные заявления Президента о том, что экономике страны необходимо развитие по пути от сырьевой направленности к инновационной составляющей, на практике этого сделать не удалось. Единственный путь к благосостоянию - это структурная модернизация экономической сферы, которая требует как финансовых вложений, так и многих лет системной работы. К 2017 году этих ресурсов у страны точно не будет, а значит, желаемого результата не достигнуть.

Статус мировой державы

Россия ведет свою игру на международной политике с позиции мирового лидера. Чтобы удержать этот статус государство тратит на оборонный комплекс колоссальные суммы. В кризисных условиях этот объем финансовых ресурсов становится для бюджета все более ощутимым.Интересный факт: по оценкам экспертов, армия ежегодно «съедает» 80 миллиардов долларов из российского бюджета.

Отсутствие собственных производств

Многие фабрики и заводы закрываются - и эта тенденция началась еще задолго то сегодняшней эпопеи с падением рубля. В нынешних условиях развитие этой сферы также под вопросом, поскольку работодатели, наоборот, пытаются сократить издержки, устанавливая 3-дневную рабочую неделю для сотрудников, реализуя таким образом более гуманную альтернативу увольнению.
Кроме того, плачевные времена переживает и энергетический комплекс, без которого функционирование фабрик и заводов просто невозможно. Здесь сказалась проведенная ранее приватизационная политика энергокомплекса, которая привела к тому, что государство потеряло контроль над энергоресурсами, а нынешние владельцы используют их отнюдь не в национальных интересах.

Снижение покупательской способности населения

Инфляция, рост цен, ухудшение условий кредитования - все это уменьшает реальные доходы населения и снижает покупательскую способность граждан. Все это приводит к снижению товаропроизводства, уменьшению количества платных услуг, оказываемых населению, и также вносит свою лепту в усугубление общеэкономического спада.


Что произойдет с рынком потребительского кредитования?

В условиях снижения покупательской способности итак уже существенно закредитованное население страны вновь обращает взор на банковские кредитные продукты. Однако ставки настолько высоки, что вкупе с ужесточением требований к заемщикам и падением реального уровня доходов условия для граждан ставятся просто нереальными. Спрос на потребительские кредиты падает - и этот процесс продолжится в 2017 году.
Эта тенденция подтверждается и последними исследованиями ВЦИОМ: 87% жителей страны уверены, что сейчас не время брать кредит, и вот, в чем причины:
1. На данный момент уже произошло существенное ужесточение правил потребительского кредитования. Многие заемщики рискуют остаться банкротами.
2. В настоящее время происходит обсуждение новой политики Центробанка. В частности, рассматриваются поправки в федеральный закон «О потребительском кредитовании». Есть вероятность того, что доля Сбербанка при расчете значения полной стоимости кредита будет уменьшена, что приведет к удорожанию кредитных продуктов.
Аналитики приводят примеры: Кредит на сумму менее 100 тысяч рублей будет обходиться в среднем не в 31,7%, а в 38% годовых. Если же займ будет более 300 тысяч рублей, процентная ставка по нему возрастет с 26,7% до 28,6%.
3. Снижается уровень доверия к банковской системе в целом. Практически каждую неделю люди читают новости о том, что у очередного крупного банка отозвана лицензия. Все это повышает уровень недоверия, заставляя граждан держать финансовые накопления в банке, но в той, что находится дома.
Интересный факт: По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, 43% россиян считают, что правильнее забрать деньги со счета в банке, чем положить их туда.

Какая судьба ожидает российскую валюту?

Институт экономической политики имени Егора Гайдара, РАНХиГС и Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития в своем аналитическом докладе выдвинули следующую версию экономического прогноза для России на 2017 год: эксперты уверены, что в течение 2016 года рубль будет продолжать свое падение, однако в 2017 году национальная валюта, наконец, укрепится. Базовый прогноз предполагает курс рубля, равный 69,4 единиц за доллар, а оптимистичный сценарий - 64,6.
На заметку: по оценкам экспертов в прошлом году рубль упал на 7,6%.
Корреспондент агентства «Деловые новости» поинтересовался мнением Святослава Левина, эксперта Центра информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства: «Аналитики надеются, что при умеренном воздействии на ситуацию власть добьется стабильного положения в стране. Для этого, в 2016-2018 гг. потребуется провести такие мероприятия антиинфляционной политики: укрепить российский рубль; усилить конкуренцию на рынке за счет удаления посредников; повысить реальные доходы граждан; провести структурную политику для повышения темпов развития экономики; повысить предложение товаров и услуг»,- сказал Святослав.

Мировой опыт свидетельствует о том, что главным инструментом вывода страны из экономического кризиса является повышение покупательной способности населения. Вместе с тем в России эта покупательная способность за последний год существенно снизилась, по некоторым группам товаров - более чем на 25%. По оценке Всероссийского центра уровня жизни, в 2015 году число высокообеспечнных и среднеобеспеченых россиян уменьшилось (на 25% и на 46% соответственно), а количество низкообеспеченных и наиболее нуждающихся граждан увеличилось (на 8% и на 28% соответственно).

Ряд идеологов и экспертов финансово-экономического блока правительства на состоявшемся "Гайдаровском форуме" фактически призвали к дальнейшему затягиванию поясов.

Считаю, что необходима разработка программы срочных мер по повышению покупательной способности населения.

Во-первых, надо актуализировать минимальный размер оплаты труда. Сегодня его размер составляет всего лишь 6 204 рубля. По моему мнению, с 1 июля 2016 года он может быть установлен на уровне 90% от величины прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте Федерации по состоянию на IV квартал 2015 года. Понятно, что установление МРОТ на более высоком уровне будет способствовать не только социальной поддержке людей, но и легализации трудовых отношений, выводу заработной платы из тени, что благоприятно отразится на собираемости налогов на доходы физических лиц и взносов во внебюджетные социальные фонды.

Во-вторых, необходимо обеспечить полноценную индексацию пенсий по инфляции 2015 года. Кроме того, должна быть скорректирована принятая нами мера о неиндексации пенсий работающим пенсионерам. Нам нужно ввести дифференцированный подход для таких граждан с учетом их реальных пенсий, зарплат и нуждаемости. Например, очевидно, что пенсии низкооплачиваемых работников в бюджетной сфере должны индексироваться так, чтобы не вызвать отток людей и не создать там искусственный дефицит кадров.

В-третьих, надо предоставить субъектам Федерации право вводить предельную норму прибыли на социально значимые товары и услуги, определяемые перечнем правительства России, по аналогии с предельной нормой прибыли на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, перечень которых уже утверждается на федеральном уровне.

В-четвертых, необходимо создать систему аффилированных банков, которые под государственные гарантии или под государственные средства выделяли бы льготные кредиты на приобретение отечественных товаров длительного пользования: автомобилей, жилья, строительных материалов и так далее. Данная мера особенно актуальна сегодня, потому что кредиты стали менее доступными для населения, в том числе из-за роста процентных ставок, возрастает доля просроченной задолженности.

В-пятых, надо запустить разработанную министерством промышленности и торговли программу помощи беднейшим людям через платежные продовольственные карты, о чем я уже писал на страницах "Российской газеты". Напомню, что по этой программе люди, нуждающиеся в поддержке, будут получать денежные средства для приобретения овощей, фруктов, ягод, зелени, мясной, молочной, рыбной продукции, птицы, яиц. Опосредованно получателями субсидий станут российские сельхозпроизводители.

Комплекс вышеперечисленных мер должен быть принят вместе с мерами антиинфляционного характера, ограничивающими спекулятивную составляющую финансового капитала, и мерами, направленными на поддержку занятости. Это будет способствовать скорейшему выходу России из экономического кризиса.

Андрей Исаев (заместитель председателя Государственной думы)

отметили

«Покупательная способность падает во всех категориях товаров. Люди меняют структуру потребления, смещают спрос в сторону более нужных и более дешевых товаров», - сказал член президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ломакин-Румянцев.

«Есть люди, которые стали реже ходить в магазины и точно планировать свои закупки, такие «оптимизаторы». У них вырос средний чек, но совокупные расходы не снизились. Есть те, кто получил название cherry-pickers. Английский термин означает тех, кто с торта забирается вишенки. Они ходят по промоакциям и покупают только то, что можно купить в рамках этих промоакции», - объяснил член президиума АКОРТ.

Он уточнил, что это связано со снижением реальных доходов граждан.

Также Ломакин-Румянцев заметил, что меняется и отношение к текущему потреблению.

«Ситуация, когда люди были готовы тратить все свои доходы на текущее потребление, потихоньку уходит в прошлое. Это уже имеет тяжелые последствия для нашей экономики», - сказал он.

Внутренний рост, по его словам, перестаёт быть фактором роста экономики. «Последствия – все секторы, так или иначе, завязанные на удовлетворение внутреннего спроса упрутся в понятные ограничения. Так же как сегодня уже в эти огранчиения воткнулись производители рыбной или молочной продукции», - пояснил Ломакин-Румянцев.

«Например, программы внутренней продовольственной помощи, которые предполагают субсидирование покупок определенных типов продуктов для определенных категорий граждан. Программу разрабатывает МИнпромторг и, я так понимаю, в ней активно участвует Минсельхоз и Минтруда. Второй вариант - это то, что делают независимо от государства торговые компании со своими промоакциями, со своими мерами по удержанию цен», - рассказал Ломакин-Румянцев.

Также ранее руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин в эфире РСН рассказал, что В 2015 году жители РФ съели на 5 килограммов на человека меньше, чем в докризисном 2013 год.

В 2016 году курс рубля продолжает падать. Официальный курс валют на 11 февраля – 79 рублей за доллар, 89 – за евро.

В связи с тяжёлой ситуацией в экономике правительство разрабатывает антикризисный план. Дмитрий Медведев назвал приоритетом антикризисного плана выполнение соцобязательств.

На эту же тему: