Правил землепользования и застройки пзз. Градостроительный регламент и правила землепользования и застройки

Тем, кто имеет в собственности хоть какую-то недвижимость в 2017 г., необходимо знать, что такое правила землепользования и застройки, потому что они необходимы при владении любым объектом недвижимости в населенном пункте.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Разобраться в этом вопросе, безусловно, может каждый, но грамотно разобраться в нем можно только с помощью специалиста. Для этого можно обратиться в администрацию сельского или городского поселения или в дорогостоящую юридическую консультацию, но гораздо проще и быстрее в 2017 г. будет воспользоваться услугами специалистов онлайн прямо на сайте.

Для этого достаточно напечатать вопрос во всплывающую форму внизу экрана, и образованный юрист 24 часа в сутки будет отвечать на ваши вопросы.

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Правила землепользования и застройки – это объемный свод правил и информации о том, какое целевое назначение землям может устанавливаться, какие существуют вообще территории и насколько большими или маленькими могут быть разные объекты недвижимости. Правила создаются на уровне муниципалитета. Разрабатывает их специальная комиссия, а утверждением в 2017 г. занимается глава муниципального образования. ПЗЗ – это полноценная правовая бумага муниципального образования, которая должна быть обязательно опубликована в официальных источниках (СМИ или сайт), иначе не обретет должной юридической силы.

Первые правила

Вообще правила застройки появились еще в начале прошлого века в Америке. Конечно, они были совершенно другими, но цели у них были схожи. Основным направлением забот американских правил застройки было исключение возможности установления несовместимых вариантов разрешенного использования по соседству друг с другом. К примеру, плохо влияет на демографию страны и окружающую среду в принципе, если рядом с жилой зоной расположен завод по переработке тяжелых металлов. Или же если военный объект находится вблизи от общественно-деловой зоны.

Структура ПЗЗ и работа над ними

Рассматриваемый документ состоит из трех частей:

  • информация о том, как применять их и внесение изменений в правила землепользования и застройки;
  • карта правового территориального распределения;
  • градостроительный регламент.

Во время разработки правил и до окончательного их утверждения организуется общее голосование в сельском поселении или городе на предмет выявления просьб и предложений от граждан в отношении определения зон сельского поселения или городского округа. Такие голосования в 2017 году проводятся от двух до четырех месяцев. Если слушания проводятся относительно какой-то определенной территории, то на них присутствуют только собственники земельных участков и построек в границах выделенной территории. Такие слушания проводит комиссия, которая изначально разрабатывала правила землепользования и застройки. Далее члены комиссии дорабатывают документ и отправляют его главе муниципалитета.

Простые люди, организации или гос. органы могут поспорить с решением об узаконивании правил только в судебном порядке.

Как внести коррективы в правила

Вносить изменения в правила землепользования и застройки можно лишь по решению главы сельского поселения или мэра города в 2017 году. Письма ему могут направлять либо гос. органы, либо гр-не и юр. лица. Положительное решение о согласии может быть принято только в случае, если:

  • правила в сельском поселении (или в городе) не соответствуют другим, более важным или принятым ранее, документациям;
  • выдвинуто предложение об установлении других - совершенно новых - границ любой зоны или изменении регламента;
  • вследствие принятия правил землепользования и застройки нерациональным методом осуществляется владение наделами и постройками.

Содержание структурных частей ПЗЗ

Первая составляющая правил землепользования сельского поселения или города несет в себе теоретическую информацию организационного характера, то есть, как правильно пользоваться документом, в каком порядке можно вносить изменения в него, использованные термины и так далее.

Две других составляющих уже интереснее. Они и являются главными в правилах землепользования и застройки.

Серединная часть в ПЗЗ

Карта градостроительного зонирования делит земельные владения городского образования или сельского поселения на правовые территории. В 2017 г. это могут быть зоны жилых мало-, средне- или многоэтажных построек, деловые зоны или зоны инфраструктур и так далее.

Очертания территориальной зоны могут проходить только по границам других объектов, например, земельных участков, водных объектов, по красным линиям, трассам и другое. Один земельный участок может одновременно находиться только в одной тер. зоне. Логичная связь вытекает, если рассмотреть пример:

Иванов И.В. является собственником кусочка земли в общественно-деловой зоне (на нем построено одноэтажное здание с офисными помещениями). Гражданин Иванов решил оборудовать парковку, но для этого требуется дополнительная территория. На его счастье (как ему показалось) рядом продавался участок неподалеку от частного сектора. Иванов И.В. заключил сделку купли-продажи с собственником, зарегистрировал право на участок и пошел в администрацию за разрешением на строительство. Но все оказалось не так просто. Несчастный гражданин Иванов не посмотрел правила землепользования и застройки и купил участок для парковки, который входит в зону жилой застройки.

Естественно, разрешения на ее оборудование он не получил, зато построил себе дом и живет сейчас там со своей семьей.

Есть еще отдельные зоны – с особыми условиями пользования территорией. Если их утверждением занималось государство, то границы могут не соответствовать границам других зон, которые установлены на муниципальном уровне сельским поселением в 2017 г.

Третья часть правил

Это градостроительный регламент. Пожалуй, он является наиболее интересным для простых людей, ведь этот документ содержит информацию обо всех видах разрешенного использования земель и ОКСов, а также об определении минимума и максимума объема недвижимости и об ограничениях их эксплуатации или изменения по высшим законам.

Разрешенное использование в правилах разделено на три большие группы, причем для каждой территориальной зоны эти группы имеют разные виды использования. Итак, это:

  • основные виды;
  • разрешенные в условном порядке
  • и вспомогательные.

Если в 2017 году вы захотели изменить вид и назначение вашего земельного надела в сельском поселении, например, то вы можете ознакомиться с последней частью ПЗЗ, выбрать любой подходящий вам ВРИ (естественно, в рамках зонирования) из первых двух групп, и написать заявление о кадастровом учете изменений в кадастровую палату (бесплатно). В таком случае походов в муниципалитет и каких-то дополнительных согласовок не потребуется.

Утвержденные последними ВРИ возможно установить только вкупе с другими, они никогда не смогут быть отдельным полноценным видом допустимого назначения.

Для предоставления вспомогательного вида использования в 2017 г. необходимо подавать обращение в администрацию и проводить общественные собрания с собственниками участков и строений по соседству, интересы и жизнь которых рискуют быть затронутыми в результате согласия на предоставление третьего вида использования. Да, и расходы за организацию этого процесса ложатся на плечи заявителя.

Кроме этого, градостроительный регламент определяет минимальные и максимальные рамки. Но это не обязательно площадь участков или строений, это еще и процент застроенной территории одного участка, отступление от границ наделов при строительстве, этажность или высота ОКСов и многое другое.

В случае если, к примеру, в 2017 году ваш клочок земли в сельском поселении настолько небольшой, что меньше самого маленького размера, который предполагает эта правовая территория, можно обратиться в комиссию, разработавшую правила землепользования и застройки, за получением согласия отклониться от данного размера. Такое разрешение, опять же, дается по итогу проведения общественных слушаний.

Что такое генеральный план

Есть схожий документ – генеральный план. Он направлен на грамотное планирование развития территории населенного пункта.

Сейчас ведется очень много споров о том, какой же документ первичный – градостроительный план или правила землепользования?

Многие склоняются к мнению, что все же утверждение ПЗЗ является средством достижения целей генерального плана.

Проект землепользования и застройки (ПЗЗ) города Москвы был утвержден 28.03.2017 г. Постановлением Правительства Москвы № 120-ПП.

ПЗЗ Москвы 2018
ПЗЗ Новомосковский административный округ скачать
ПЗЗ Троицкий административный округ скачать
ПЗЗ ЦАО скачать 240 mb
ПЗЗ САО 324 mb
ПЗЗ ВАО скачать 116 mb
ПЗЗ СВАО скачать 100 mb
ПЗЗ ЮВАО скачать 327 mb
ПЗЗ ЮАО скачать 110 mb
ПЗЗ ЮЗАО скачать 99 mb
ПЗЗ ЗАО скачать 171 mb
ПЗЗ СЗАО скачать 83 mb
ПЗЗ Зеленоградский скачать 40 mb

Что можно узнать из ПЗЗ?

В ПЗЗ приведены следующие регламентирующие параметры:

  • виды разрешенного использования земельного участка;
  • предельные параметры разрешенного строительства (этажность, площадь);
  • охранные зоны.

Как читать ПЗЗ?

Определяем установленный вид разрешенного использования участка
  1. Открыть карту градостроительного зонирования нужного Вам округа или поселения - "Границы территоральных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства".
  2. Определить установленный вид разрешенного использования. На каждой территории есть условные обозначение видов разрешенного использованя:
    • Вариант 1 - в формате х.х.х (например 2.1.0, 2.2.0, 13.2.0). Посмотреть соответствие вида использования в Таблице видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства .
    • Вариант 2 - в формате ххххххх (например 22908919) с маркировкой красным цветом. Найти соответсвующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть виды разрешенного использования.
    • Вариант 3 - в формате ххххххх (например 22908919) с маркировкой синим цветом. Найти соответсвующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть виды разрешенного использования.
    • Вариант 4 - обозначена литера "Ф" - территориальная зона сохраняемого землепользования (фактическое использование). В качестве предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в упомянутых зонах устанавливаются параметры расположенных на указанных земельных участках объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о параметрах объектов капитального строительства, расположенных на конкретном земельном участке, для указанного земельного участка числовое значение индекса «Ф» является равным «нулю». Другими словами, на территориях с индексом Ф новое строительство не предусмотрено. Застройка этих территорий предполагает внесение изменений в ПЗЗ и разработку проекта планировки.
    • Вариант 5 - обозначена литера "Н" - территориальная зона на которой градостроительный регламент правилами землепользования и застройки не устанавливается.
Определяем предельные параметры застройки.
  1. Открыть карту градостроительного зонирования нужного Вам округа или поселения - "Границы территоральных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
  2. Найти территорию, в которую попадает Ваш объект.
  3. Определить установленные предельные параметры. На каждой территории есть обозначенные параметры:
  • Вариант 1 - в формате трех показателей, написанных в столбик (например в столбик "4", "15", "прочерк"). Первый параметр показывает максимальную плотность застройки земельных участков (тыс. кв.м./га). Второй - максимальную высоту застройки (м). Третий - Максимальную застроенность земельных участков (%). Если в качестве параметра стоит прочерк, то этот параметр не установлен.
  • Вариант 2 - в формате ххххххх (например 22908919). Найти соответствующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть предельные параметры.
  • Вариант 3 - в формате ххххххх (например 22908919). Найти соответствующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть предельные параметры.
  • Вариант 4 - обозначена литера "Ф" - территориальная зона для которой установлены значения максимальной плотности застройки и(или) максиамльной высоты застройки и(или) максимальной застроенности земельных участков, равные фактическим значениям перечисленным параметрам. Это значит, что участок можно застраивать только в параметрах уже существующего ОКС. Если участок пустой, то на нем не возможно застройка без разработки градостроительной документации (проекта планировки территории).
  • Вариант 5 - обозначена литера "Н" - территориальная зона, для которой градостроительный регламент правилами землепользования и застройки не устанавливается.

Правила землепользования и застройки разрабатываются на основе генерального плана городского или сельского поселения, либо территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Они являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях поселений.

Правила застройки включают в себя графические и текстовые материалы.

Графические материалы представляют собой схему территориального зонирования, в которой установлены границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон, а также схемы зон ограничений на использование территорий. Границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. В отличие от традиционных нормативных правовых актов, в которых правовую нагрузку несет только текст, графические материалы Правил землепользования и застройки имеют непосредственный правовой статус.

Текстовые материалы включают в себя собственно градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, а также процессуальные нормы, связанные с использованием и изменением объектов недвижимости.

Под градостроительным регламентом понимается совокупность установленных параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.

Градостроительными регламентами могут быть, например :

    виды разрешенного использования объектов недвижимости (владельцы вправе избирать приемлемые для них виды использования, а также менять их в зависимости от конъюнктуры рынка; в специально оговариваемых случаях для этого требуется соблюдение определенных условий и согласования по критериям непричинения ущерба сопряженным владениям);

    предельные параметры разрешенного строительства на земельных участках (например, отступы построек от границ земельных участков, показатели высоты или этажности построек, процента застройки участков и др.).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В правилах землепользования и застройки выявляются ситуации так называемого несоответствующего использования. Режим использования таких участков устанавливается ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации. Объекты недвижимости, существовавшие до введения нормативного акта правового зонирования, характеристики и параметры использования которых расходятся с градостроительным регламентом, объявляются несоответствующими и продолжают существовать в особом режиме без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Они могут использоваться и поддерживаться при условии, что степень несоответствия с правилами землепользования и застройки не будет возрастать. При этом любое последующее изменение этих объектов должно будет происходить только в направлении приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Исключение составляют случаи, когда использование объектов недвижимости опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование такого участка и иных объектов недвижимости или срок приведения видов использования их в соответствии с градостроительным регламентом устанавливается органами местного самоуправления.

Введенное законодательством понятие «несоответствующее использование» можно рассматривать как один из юридических механизмов реализации политики градостроительного развития. Обеспечивая взаимодействие его с экономическими механизмами, можно более эффективно решать проблемы, которые ранее трудно поддавались разрешению, например, проблемы перепрофилирования и перебазирования вредных производств.

Правила застройки основаны на соответствующих государственных градостроительных нормативах и правилах. В конкретных поселениях в содержание правил застройки включаются также градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью учета местных природно-климатических, экономических, социальных и иных условий.

Правила землепользования и застройки имеют обязательную юридическую силу в границах муниципального образования. Они подлежат исполнению всеми субъектами, осуществляющими изменения объектов недвижимости или причастными к этому процессу, административными органами надзора и контроля, собственниками и пользователями недвижимости, инвесторами, проектировщиками, застройщиками, подрядчиками. Правила являются основанием для разрешения споров в судебном порядке. Сведения градостроительных регламентов подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.

Согласно Градостроительному Кодексу содержательное соотношение градостроительной документации и Правил землепользования и застройки следующее. Генеральный план города (или комплексная схема градостроительного развития территории района) как градостроительная документация о планировании развития территорий и поселений рассматривается в качестве документа долгосрочного планирования, в котором определяются основные направления развития территории, и проводится функциональное зонирование без установления градостроительных регламентов.

На основе градостроительной документации о планировании развития территорий и поселений разрабатываются Правила землепользования и застройки , в которых общие решения Генерального плана приобретают конкретное выражение в виде градостроительных регламентов, т. е. «переводятся» на правовой язык. Правила землепользования и застройки, таким образом, обеспечивают последовательную реализацию Генерального плана.

Особое значение для разработки Правил землепользования и застройки приобретают устанавливаемые в Генеральном плане и иных специальных документах ограничения на использование территорий по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности, в том числе санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия. Градостроительные регламенты, устанавливаемые по условиям ограничения использования территорий, являются приоритетными и носят, как правило, ограничительный или запретительный характер.

На основе Правил землепользования и застройки разрабатывается градостроительная документация о застройке поселений , в которых, в частности, устанавливаются границы земельных участков, может определяться архитектурное решение застройки, решаются вопросы инженерного оборудования, транспорта и благоустройства территории, а также иные вопросы.

Порядок разработки правил застройки, их рассмотрения, обсуждения, учета предложений граждан и их объединений об использовании и о застройке территорий, а также утверждения, публикации и введения их в действие определяется органами местного самоуправления.

Как правило, проекты таких нормативных правовых актов разрабатываются совместно специализированной проектной организацией, часто на конкурсной основе, и органами местного самоуправления. Может создаваться специальная межведомственная комиссия как структура, с одной стороны, принимающая активное участие в создании документа, с другой стороны, обеспечивающая его функционирование в дальнейшем.

Опыт специального регулирования отношений в области территориального зонирования на уровне органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации уже существует. Правила застройки, основанные на новых механизмах правового регулирования градостроительной деятельности, утверждены, например, в Новгороде, Иркутске, Хабаровске, Казани, Самаре. В Москве принят Закон «О градостроительном зонировании территории г. Москвы».

Одним из первых городов, разработавших систему правового зонирования, является город Казань. В городе выделено 32 вида зон, объединенных в шесть групп: жилые зоны, центральные деловые и коммерческие, промышленно - коммунальные, зоны специального использования, рекреационные зоны, сельскохозяйственные зоны.

В группе жилых зон, например, выделяются следующие зоны: индивидуальной жилой застройки; индивидуальной жилой застройки на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры; малоэтажной смешанной жилой застройки; малоэтажной смешанной жилой застройки на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры; среднеэтажной смешанной жилой застройки; среднеэтажной смешанной жилой застройки на территориях Действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры; многоэтажной жилой застройки в 5 - 10 этажей; многоэтажной жилой застройки в 5 - 10 этажей на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры; многоэтажной жилой застройки в 9 - 20 этажей.

Для всех зон и, соответственно, для каждого земельного участка, расположенного в этих зонах, определены регламенты использования недвижимости. Таким образом, устанавливаются юридически фиксированные границы зон с юридически закрепленным регламентом.

В Правилах застройки содержатся процедурные вопросы формирования земельных участков как объектов недвижимости. На сформированные земельные участки выдается сертификат разрешенного использования земельного участка. Этот документ закрепляет правовые условия использования и строительного обустройства объектов недвижимости. В то же время сертификат используется и как основание для проектирования. Например, на основании сертификата разрабатываются задания на проектирование и выдаются технические условия для присоединения к инженерным сетям.

В правилах застройки также содержатся процедуры предоставления городской администрацией первичных прав на земельные участки, сформированные как единицы недвижимости. При передаче участка в долгосрочную аренду, заключается договор с подробно определенными условиями передачи и мер по принудительному их выполнению либо расторжению договора.

Однако, наряду с рядом несомненных достоинств, Правила застройки г. Казани имеют и некоторые недостатки, которые характерны для многих подобных проектов. В частности, Правила застройки содержат сведения о предельных параметрах строительства только в некоторых зонах. Отсутствие этих требований для каждой зоны может приводить к ошибочным градостроительным решениям и нарушениям прав и интересов граждан.

Структура и содержание норм и правил застройки должны быть ориентированы на интересы застройщика при соблюдении гарантий общественных интересов и прав владельцев, арендаторов, пользователей соседних земельных участков. Таким образом, Правила землепользования и застройки являются необходимым документом для развития города, который способствует достижению привлекательности и безопасности города для населения и при этом увеличивает определенность и снижает риски для инвесторов.

Вопросы для повторения

    Генеральный план, как целевая стратегия градостроительного развития города. Обязательные положения генерального плана.

    Факторы, определяющие границы и особенности проектирования генеральных планов.

    Основные графические материалы генерального плана.

    Круг задач экономиста при разработке генерального плана.

    Основные виды градостроительной документации о застройке населенных мест.

    На какие территории разрабатываются проекты планировки?

    Проект межевания территорий как основной документ для обеспечения стабильности отношений в сфере землепользования, и его содержание.

    Какие показатели определяются в проекте застройки?

Земли поселений имеют специфический правовой режим. Он обусловлен специфическими чертами данной категории земель.

Основными специфическими чертами земель поселений являются:

Эти земли ограничены городской (поселковой) чертой;

Режим земель поселений распространяется только на земли в пределах городской (поселковой) черты;

Земли поселений находятся в ведении органов городских (сельских) поселений. Эти органы осуществляют использование и охрану земель в пределах границ поселения.

Для удобства управления территория городского (сельского)поселения в пределах его границ делится на зоны, фиксируемые на карте зонирования.

Для каждой территориальной зоны устанавливается Градрегламент не устанавливается на земли:

Земли лесного, водного фонда, земель запаса;

Земли особо охраняемых природных территорий(кроме земель оздоровительных местностей и курортов);

Земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

Земли особых экономических зон. градостроительный регламент, определяющий правовой режим отдельных земельных участков конкретной зоны.

Градостроительный регламент

Градостроительный регламент определяет порядок использования воздушного и подземного пространства определённой зоны при застройке участков и эксплуатации зданий, строений и сооружений. Эти вопросы регулируются ст. 38-44 ГРК РФ, договорами землепользователей и органов управления городского хозяйства (или органами эксплуатации городской инфраструктуры).

Он устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилищного, рекреационного, общественно-делового, производственного) и иных видов использования земельных участков.

Для участков одной территориальной зоны устанавливается единый градрегламент. Он определяет основу правового режима земельных участков территориальной зоны и используется для строительства и эксплуатации объектов капитального строительства; вид разрешенного использования участков территориальной зоны субъектами земельного права: собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами. Они обязаны использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования.

Не соответствуют градрегламенту территориальной зоны объекты и земельные участки в случаях, если:

Виды их разрешённого использования не входят в перечень видов разрешённого использования, установленный градостроительным регламентом; Их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Земельные участки и объекты недвижимости можно использовать без приведения их в соответствие с градрегламентом, если их использование не опасно для жизни и здоровья граждан и использование объектов безопасно для окружающей среды и памятников истории и культуры.

Срок их приведения в соответствие с градрегламентом Градостроительный регламент не распространяется на земельные участки:

В границах территорий охраны памятников историко-культурного и природного наследия;

В границах территорий общего пользования;

На землях, занятых линейными объектами. земельных участков и строений устанавливается органом местного самоуправления. Реконструкция и расширение зданий могут проводиться только в соответствии с градрегламентом.

В градостроительном регламенте указывается:

Виды разрешённого использования земельных участков и объектов недвижимости; Предельные размеры(min и max)земельных участков и параметров разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства; Ограничения на использование земельных участков и объектов капстроительства (ст. 30 ГРК).

Регламенты выделяют следующие виды территориальных зон (ст.35 ГРК РФ):

Жилые зоны предназначены для застройки жилыми зданиями разной этажности, а также объектами социально-бытового и культурного назначения. Жилые зоны могут предусматривать ИЖС, а также разноэтажную жилую застройку и иные виды застройки, предусмотренной градрегламентом. В жилых зонах допускается возведение отдельно стоящих, встроенных и пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования и культуры; культурных зданий, автостоянок и гаражей, храмов церквей монастырей; объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих воздействие на окружающую среду. В состав жилых зон могут входить территории для садоводства и дачного хозяйства Предельные размеры земельных участков, предоставляемых в московской области(нормы действуют с 2003 года):

КФХ - от 2 до 40 га;

Огородничество- 0,04-0,1 га;

Садоводство- 0,06-0,15 га;

Дачное хозяйство-0,06-0,25 га.

Нормы предоставления не распространяются на земельные участки, предоставленные до принятия закона.

Нормы площади для ЛПХ и ИЖС устанавливаются органами местного самоуправления в каждом конкретном районе московской области. Закон Московской областной думы 2003г «о предельных размерах земельных участков, предоставляемых в Московской области». Бирюков Б, М. Правила землепользования и застройки территорий. М, 2007..

Деловые зоны предназначены для застройки административными зданиями, объектами социально-бытового, культурного назначения, объектами образования-здравоохранения и иными общественными объектами. В состав зон могут входить: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; Зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; Зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной деятельности и предпринимательства; Общественные зоны иных видов.

В состав деловых зон могут быть включены жилые дома, гостиницы и гаражи.

Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, иных промышленных объектов.

Зоны инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Для железной дороги санитарно-защитная зона составляет 10 метров;

Для ЛЭП она составляет 15 метров;

Для водохранилищ и источников водоснабжения - от 50м до 2 км.

Рекреационные зоны создаются для туризма и отдыха граждан. Это земли, занятые городскими лесами, скверами, парками, бульварами, городскими садами, прудами, озерами, пляжами и водохранилищами. Могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий (земли, имеющие особое научное, рекреационное, культурное, историческое иное ценное значение. Их использование должно осуществляться в соответствии со ст.94-100 Земельного кодекса РФ.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах их охраны, используются в соответствии с градостроительным регламентом с учётом требований охраны памятников и объектов природного и культурного наследия. Постановление правительства РФ от 26.04.2008№315»об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры)народов РФ».

Сельскохозяйственные зоны предназначены для производства сельскохозяйственной продукции. Это пашни, сенокосы, земли, занятые многолетними насаждениями, зданиями, строениями, сооружениями с/х. назначения. Эти земли используются для сельскохозяйственного производства до изменения вида их разрешённого использования генпланом или правилами землепользования и застройки. Земли общего пользования предназначены для общественных и хозяйственных нужд (дороги, проезды и т. д). Они могут включаться в состав различных территориальных зон. Эти земли не подлежат приватизации (ч 2 ст. 27 ЗК).

3.2.1 Пригородные зоны

Они представляют собой прилегающую к городу местность.

Они обладают специфическими чертами:

Эти земли не входят в состав земель населённых пунктов;

Земли обслуживают нужды города и служат резервом для его развития;

Они удовлетворяют рекреационные и продовольственные потребности горожан.

Земли пригородных зон состоят из земель иных категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли мелких поселений; земли общего пользования; земли водного, лесного фонда; земли промышленности, транспорта и иного специального назначения.

В состав земель пригородной зоны могут входить земли, находящиеся за пределами населённых пунктов, составляющие с городом единую социальную и природную территорию, а также выделяться зоны, выполняющие разное функциональное назначение (санитарные, сан-защитные, Санитарно-защитные зоны для отходов предприятий (по классу опасности):

Класс отходов ширина санитарно-защитных зон

I класс опасности 1 км

II класс опасности 500м

IIIкласс опасности 300м

IVкласс опасности 100м

Vкласс опасности 50м санитарно-гигиенические, Вокруг крупных городов создаётся лесопарковый защитный пояс, шириной от 5 до 10 км. рекреационные).

В границах этих зон запрещена любая деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Запрещён перевод земель лесного фонда, на которых расположены зелёные зоны и лесопарки, в земли иных категорий (п. 6 ст. 86 ЗК).

Использование земель пригородных зон определяется проектом её планировки, а также градостроительной документацией.

В пригородной зоне могут быть размещены предприятия и сооружения, деятельность которых связана с благоустройством города и его нормальным функционированием (например, водопроводные станции, предприятия по очистке канализационных стоков, хлебобулочные и кондитерские предприятия, ремонтные мастерские, и т.д.). В пригородной зоне разрешается строить только те предприятия, деятельность которых связана с обслуживанием города (их можно строить только в городах-спутниках). Предприятия не должны наносить вред окружающей среде. Предприятия, расположенные в рекреационной зоне, должны соблюдать нормативы чистоты воздуха и воды (в местах массового отдыха горожан).

Граница пригородной зоны устанавливается с учётом величины города, климатических условий, развития транспортных связей и размещения мест массового отдыха горожан.

Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ (границы пригородных зон Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются федеральными законами этих городов.)

Документы зонирования территорий утверждаются-изменяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления(правилами землепользования и застройки). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми субъектами градостроительных отношений.