Приказ на проведение инвентаризации тмц. Составление приказа в произвольной форме

Инвентаризация кассы - это процедура, необходимая как при подготовке к составлению годовой бухгалтерской отчетности, так и в ряде других случаев. Денежные средства в кассе организации находятся на особом учете, потому что деньги - это наиболее ликвидные активы предприятия и они чаще являются объектом хищения, чем другие виды имущества. Именно поэтому проводить регулярную инвентаризацию денежных средств в интересах компании. О том, как правильно это сделать, читайте в статье.

Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний...» (Методические указания).

Не забудьте с материально ответственными работниками (МОЛ), которые имеют доступ к денежным средствам и документам, в обязательном порядке заключить договоры о полной материальной ответственности. Если такой договор не заключен, то в случае выявления недостачи организация не сможет удержать с работника сумму ущерба в полном размере (ст. 241 -244 Трудового кодекса РФ ).

Когда процедура обязательна

Инвентаризация денежных средств в кассе производится:

  • перед тем как составлять годовую бухгалтерскую отчетность (п. 27 Положения о бухучете, приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н );
  • перед сменой МОЛ (п. 1.5 Методических указаний);
  • если обнаружены хищения (п. 1.5 Методических указаний);
  • если произошли чрезвычайные ситуации, такие как пожар, авария и т. п. (п. 1.5 Методических указаний);
  • если организация ликвидируется (реорганизуется) (п. 1.5 Методических указаний).

В остальных случаях инвентаризация кассы (2018)осуществляется в те сроки, которые установит руководитель своим приказом.

Порядок и сроки проведения инвентаризации кассы за 5 шагов

Шаг 1. Вначале издается приказ руководителя, в котором определяются:

  • сроки проведения;
  • место проведения;
  • участки и объекты, которые будут проверены;
  • состав инвентаризационной комиссии.

Такое распоряжение можно составить по форме № ИНВ-22 (скачать его унифицированный бланк можно в конце статьи).

Следует помнить, что любое решение — либо использовать унифицированные формы, либо отказаться от них и разработать собственные документы — должно быть закреплено в учетной политике.

Если предприятие достаточно большое и, например, имеет магазины в разных городах, то для одновременного контроля всех касс создаются инвентаризационные комиссии. Комиссия должна состоять не менее чем из двух человек.

В ее состав обязательно включают:

  • представителей руководства организации;
  • бухгалтера;
  • других специалистов.

Недопустимо формировать комиссию только из работников сторонней организации (например, представителей аутсорсинговой компании или аудиторской фирмы).

Работника, ответственного за сохранность денежных средств, в состав комиссии также не включают. Он может только находиться там, где проводится ревизия, наблюдать за ее процессом и подписывать инвентаризационную опись.

Если при проведении мероприятия по контролю отсутствует хотя бы один член комиссии, ее результаты будут признаны недействительными.

Образец заполнения приказа об инвентаризации кассы

Шаг 2. Перед началом ревизии МОЛ обязаны расписаться в акте инвентаризации наличных денег по форме № ИНВ-15. Таким образом они подтвердят, что к началу процедуры вся документация сдана в бухгалтерию.

Шаг 3. Инвентаризация денежных средств в кассе заключается в пересчете денежных купюр, монет и денежных документов. Комиссия пересчитывает деньги и сверяет сумму с остатком по кассовой книге. Если какие-либо приходные и(или) расходные кассовые ордера не отражены в кассовой книге в течение дня, то указанные в них суммы также учитываются при расчете.

Шаг 4. Результаты такого пересчета оформляются в акте, составленном комиссией по форме № ИНВ-15, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 . Акт распечатывается в двух экземплярах, в них ставят свои подписи все члены комиссии и МОЛ.

В случае проведения проверки при смене МОЛ акт составляется в трех экземплярах:

  1. Экземпляр для бухгалтерии.
  2. Экземпляр для прежнего МОЛ.
  3. Экземпляр для нового МОЛ или лица, временно исполняющего его обязанности.

Шаг 5. Если в ходе проверки были выявлены недостачи и(или) излишки денежных средств, информация об этом обязательно вносится в акт инвентаризации. На его оборотной стороне МОЛ указывает причины выявленных излишков и недостач.

Образец заполнения: инвентаризация кассы (бланк ИНВ-15)

(от лат. inventarium - хозяйственные предметы) – это периодический переучет наличного имущества, товаров с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Когда нужно проводить инвентаризацию?

Необходимость проведения инвентаризации установлена законодательством России о бухгалтерском учете. В частности, об этом говорит ст.11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

Инвентаризация производится в отношении активов и обязательств по инициативе самого налогоплательщика или во исполнении требований закона – обязательная инвентаризация.

В случае, если инвентаризация производится по инициативе налогоплательщика, то он самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации, а также требования к ее проведению устанавливаются законодательством России, федеральными и отраслевыми стандартами.

Процедура проведения инвентаризации начинается изданием соответствующего Приказа руководителя. Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 г. утверждена унифицированная форма Приказа о проведении инвентаризации № ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации для частного случая ее проведения может быть составлен с учетом реквизитов, предусмотренных для данной формы.

В качестве образца ниже приведем форму Приказа о проведении инвентаризации.

Приказ


№ _____________

О проведении инвентаризации

В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и в целях обеспечения достоверных данных бухгалтерского учета и годовой отчетности ООО «_________» приказываю :

1. Провести инвентаризацию ___________________(имущества, финансовых активов и обязательств) по состоянию на «___»________ ____ года.

2. Для проведения инвентаризации основных средств, находящихся на балансе и числящихся на забалансовых счетах бюджетного учета у материально ответственных лиц ________________ (ФИО), _____________________ (ФИО), _________________ (ФИО) назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:


3. Для проведения инвентаризации денежных средств в кассе, бланков строгой отчетности, материальных запасов, находящихся на балансе и числящихся на забалансовых счетах бюджетного учета у материально ответственных лиц ___________________ (ФИО) , __________________ (ФИО) _________________ (ФИО). назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель ___________________________________ (ФИО, должность)
Члены комиссии: ___________________________________ (ФИО, должность) ___________________________________ (ФИО, должность)

5. К инвентаризации приступить «___»_______ _____ года и окончить «___»_______ _____ года. Материалы по результатам инвентаризации сдать в финансовый отдел не позднее «___»_______ _____ года.

6. Финансовому отделу (ФИО) проверить и сопоставить данные инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бюджетного учета и до «___»_______ _____ года подготовить предложения руководителю по результатам инвентаризации.

7. Результаты инвентаризации отразить в бюджетном учете до «___»_______ _____ года.

8. Материально ответственным лицам до начала инвентаризации проверить наличие и состояние объектов основных средств и материальных запасов по местам их хранения, «___»_______ _____ года представить в комиссию расписку в том, что все поступившие основные средства и материальные ценности оприходованы, выбывшие – списаны, все первичные документы по ним сданы в финансовый отдел.

9. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________ (ФИО, должность)

Касса необходима учреждению для приема, хранения и выдачи денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов. Рассмотрим в статье правила ведения кассовых операций, а также ошибки, выявляемые проверяющими в ходе инвентаризации кассы.

Согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, названной инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В учетной политике утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе кассы. Следует заметить, что учреждения силовых министерств и ведомств являются субъектами учета.

В пункте 20 Инструкции № 157н определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Закона о бухгалтерском учете.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что учреждения в своей учетной политике определяют порядок проведения инвентаризации кассы, руководствуясь Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

Когда проведение инвентаризации кассы обязательно?

В пункте 1.5 Методических указаний № 49 поименованы случаи, когда проведение инвентаризации кассы обязательно, а именно:
  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
В учетной политике могут быть установлены иные случаи, когда обязательно проведение инвентаризации кассы, и сроки ее проведения (например, может быть предусмотрена ежеквартальная инвентаризация).

Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

Касса инвентаризируется в ходе выездной проверки (которая проводится учредителем, различными контрольными органами) и в результате мероприятий внутреннего контроля.

В статье 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Для проведения инвентаризации в рамках внутреннего контроля в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая в том числе осуществляет проверку кассы (п. 2.2 Методических указаний № 49). Состав этой комиссии -утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (ревизоры, экономисты и т. д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала проверки фактического наличия денежных средств в кассе учреждения инвентаризационная комиссия получает приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), составленные в день проведения кассовых операций, которые еще не были отражены в кассовой книге (ф. 0504514).

При проведении инвентаризации (как в рамках внутреннего контроля, так и при внешних проверках) оформляются:

- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) .

Она применяется для отражения результатов проверки бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. Заметим, что согласно п. 50 Инструкции № 162н денежные документы хранятся в кассе учреждения.

В инвентаризационной описи (ф. 0504086) выявляются расхождения между сведениями о фактическом наличии объекта учета и данными бухгалтерского учета путем их сопоставления;

- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) . Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения, то есть сведений о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведений по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации, номеров последних приходного и расходного кассовых ордеров.

Если в ходе проведения инвентаризации (в рамках внутреннего контроля) были выявлены излишки, недостача или иные отклонения фактических показателей от данных бухгалтерского учета, оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . В ней фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) .

При проведении выездной инвентаризации кассы ее результаты отражаются в акте, составляемом по ее итогам.

Каковы особенности проведения проверки кассы?

Инвентаризация кассы предполагает:
  • выборочную проверку ведения журнала операций по счету «Касса», журнала операций с безналичными денежными -средствами;
  • сверку первичных бухгалтерских документов с выписками по лицевым счетам, открытым в территориальных органах федерального казначейства, проверку правильности и законности их оформления;
  • контроль за полнотой и своевременностью оприходования денежных средств, поступающих в кассу;
  • проверку правильности списания денежных средств на расходы, использования их по целевому назначению (на выдачу заработной платы, командировки, хозяйственные нужды и т. д.);
  • проверку наличия и сохранности денежных средств;
  • контроль за соблюдением порядка ведения записей в кассовой книге;
  • проверку наличия договора о материальной ответственности кассира;
  • проверку соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
При подсчете фактического наличия ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (п. 3.40 Методических указаний № 49).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по талонам на ГСМ) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам (п. 3.41 Методических указаний № 49).

Какие нарушения выявляются в ходе инвентаризации кассы?

Как показывают результаты проверок, в ходе инвентаризации кассы выявляются следующие нарушения.

Несоблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе учреждения

С 1 января 2013 года ведение кассовых операций казенными учреждениями осуществляется в соответствии с Положением № 373-П. Данным документом предусмотрено, что для ведения наличных денежных расчетов учреждению следует установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге (ф. 0504514) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимита остатка наличных денег).

Нормы п. 1.4 Положения № 373-П допускают наличие денежных средств в кассе учреждения в объеме, превышающем установленный лимит остатка наличных денежных средств, в выходные и праздничные дни.

Как определено в названном пункте, казенные учреждения обязаны хранить на лицевых счетах наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Накопление казенным учреждением наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, входящих в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (других выплат), включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни, если юридическое лицо производит в эти дни кассовые операции.

В других случаях накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Данный лимит определяется по правилам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, либо устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений.

Возложение обязанностей кассира на работника ввиду отсутствия работника, постоянно выполняющего функции кассира

При временном отсутствии работника, выполняющего обязанности кассира, его трудовые обязанности выполняет другой сотрудник без документального оформления. Как установлено в п. 1.6 Положения № 373-П, кассовые операции у юридического лица ведутся кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа сотрудников этого юридического лица, с установлением работнику соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Иными словами, на выполнение трудовых обязанностей временно отсутствующего кассира должен быть назначен приказом (распоряжением руководителя) другой сотрудник, причем дата приказа должна соответствовать дате начала периода отсутствия кассира.

Например, И. А. Иванов, выполняющий в учреждении функции кассира, с 19.08.2013 отбывает в отпуск. Об этом свидетельствует рапорт И. А. Иванова, подписанный руководителем учреждения. В приказе о возложении обязанности кассира на другого работника должна быть проставлена дата до 19.08.2013.

Нарушения в оформлении приходных и расходных кассовых ордеров

Часто в ходе проверки выявляется отсутствие подписей в расходных и приходных кассовых ордерах, на основании которых получались и выдавались денежные средства из кассы учреждения.

Согласно п. 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, производимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Приходный кассовый ордер (ф. 0310001) и расходный кассовый ордер (ф. 0310002) подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии - руководитель либо кассир (п. 2.2 Положения № 373-П).

Если руководитель ведет кассовые операции и оформляет кассовые документы, он подписывает эти документы.

Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Положения № 373-П).

В случае ведения руководителем кассовых операций образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

В соответствии с п. 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при ее отсутствии - обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты операций с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения - субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по поводу осуществления отдельных фактов хозяйственной жизни принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходных и приходных кассовых ордерах при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины за 2012 - 2013 годы является нарушением (п. 8 Инструкции № 157н, п. 1.8, 2.2, 2.3 Положения № 373-П).

Если проверка охватывает период, когда кассовые операции осуществлялись в соответствии с правилами, установленными Порядком № 40 , то проверяющие при проверке руководствуются нормами данного документа.

В Порядке № 40 говорится, что выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (по платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или уполномоченными на это лицами (п. 14 Порядка № 40).

В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

Пунктом 20 Порядка № 40 установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или уполномоченных на это лиц;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

При несоблюдении одного из названных требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере при ее наличии на заявлении при проведении проверки соблюдения учреждением кассовой дисциплины не признается нарушением кассовой дисциплины, если применялся Порядок № 40.

В кассовых документах не должно быть никаких исправлений (п. 2.1 Положения № 373-П, п. 10 Инструкции № 157н, п. 19 Порядка № 40).

Иногда проверяющие расценивают как нарушение отсутствие подписи кассира рядом со штампом «Получено» на приходном кассовом ордере (ф. 0310001). Обратимся к нормам законодательства, чтобы понять, правы ли они. Операции по поступлению денежных средств в кассу отражаются на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001), форма которого и рекомендации по ее заполнению приведены в Постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Согласно нормам п. 84 данного постановления приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром (в соответствующих графах документа).

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. -КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:

По строке «Основание» - содержание хозяйственной операции;

По строке «В том числе» - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «Без налога (НДС)».

В приходном кассовом ордере по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

Таким образом, Постановление № 88 не содержит требования о наличии подписи кассира рядом со штампом. Данное требование отсутствует и в Инструкции № 157н. Следовательно, отсутствие этой подписи рядом со штампом не является нарушением законодательства.

Инвентаризацией считается ряд мероприятий , направленных на периодический пересчет и проверку имущества и товаров на предмет целостности, сохранности и наличия, а также установление их соответствия данным из бухгалтерской отчетности. Для проведения данных мероприятий необходимо сформировать соответствующую документацию.

Объем управления запасами связан с балансом между временем выполнения пополнения запасов, стоимостью затрат на инвентаризацию, управлением активами, прогнозированием запасов, оценкой, обзором инвентаря, прогнозированием цен на будущие запасы, физической инвентаризацией, доступным помещением, управлением качеством, пополнением, возвратом товаров и прогнозированием спроса.

Балансировка этих конкурирующих требований приводит к оптимальному уровню запасов , который является непрерывным процессом, поскольку бизнес нуждается в смене и реагировании.

Данный приказ является одним из основных документов любого мероприятия инвентаризационного характера. Он может быть составлен либо в произвольной форме, либо согласно бланкам №ИНВ-22 и №ИНВ-23 , которые утверждены Постановлением Госкомстата России №88 от 18.08.98.

Как проводят проверку

Проведение инвентаризации начинается с составления соответствующего приказа от руководителя . Если осуществляется частная проверка, то документ составляется с учетом реквизитов, характерных именно для нее.

Порядок проведения данной процедуры определяется Рекомендациями Минфина РФ №49 от 13.06.1995.
Первый этап заключается в определении членов комиссии, которые имеют полномочия на сопоставление факта наличия ОС и данных бухгалтерского учета.

Перед началом проведения инвентаризационных мероприятий бухгалтером предоставляются для изучения данные относительно бухучета с фиксированным перечнем имущества организации, его стоимостей, а также обязательств фирмы.

Данная информация находит отражение в отчетах о движении ТМЦ и регистрах бухгалтерского учета. Данные обязательно проверяются на достоверность и сравниваться с информацией из первичной документации.

Комиссии предоставляются описи имеющихся ценностей, товаров, запасов . Проводится проверка наличия того или иного имущества в деятельности компании с тем, что присутствует в документе.

По окончанию процедуры подсчета составляется акт, в котором указываются все результате проверки, а в ведомости учета отражаются все выявленные расхождения. Итоги обсуждаются на специальном собрании инвентаризационной комиссии, где крайне важно правильно указать данные из распоряжения об инициированных контрольных мероприятиях, членах комиссии, выявленных расхождениях.

В случае отсутствия расхождений, это также необходимо зафиксировать в документе . Актом результатов мониторинга является .

Существуют общие формы для конкретной группы товаров, например, при инвентаризации наличных денег используют №ИНВ-15, учет всех нематериальных активов — №ИНВ-1а, — №ИНВ-3, учет основных средств — , заполнение данных документов регламентировано Постановлением Госкомстата РФ No88 от 18.08.1988 .

Инвентаризация проводится обязательно с материально-ответственными лицами , которыми могут быть, например, продавцы или кассиры. Именно эти работники должны предоставлять расписки о том, что все поступившее ценное имущество оприходовано, отпущенное – списано, а вся первичная отчетность по ним представлена бухгалтерии.

На описи должны стоять подписи членов комиссии и материально-ответственных лиц. Результаты проверки признаются недействительными, если отсутствует хотя бы одна подпись. Опись отправляется на хранение в архив на срок не менее 5 лет.

Далее инвентаризационной комиссией могут быть предложены пути решения несоответствий (оприходование, излишек), а также проведение ряда мероприятий, которые в дальнейшей исключат возможность появления подобных проблем.

Проведение проверки напрямую зависит от классификационного признака (степень охвата, обязательность и периодичность проведения).

В случае полной проверки затрагиваются все объекты собственности организации, а также обязательства перед кредиторами. Она необходима при ликвидации фирмы, смене статуса или структуры. В случае с частичной инвентаризацией затрагиваются только отдельные группы имущественных объектов, например, деньги в кассе, процедуру следует провести до начала календарного года.

Плановая инвентаризация отличается от внеплановой датой проведения, которая во втором случае не определена, а в первом – четко регламентирована. Внеплановая проверка может быть назначена руководителем компании или государственными органами.

Также выделяют проверочную , которая необходима для проверки достоверности определенных сведений, и контрольную инвентаризацию, которая уже констатирует факт недостоверности информации и выносит решение.

Следует помнить, что разные имущественные объекты оцениваются не одинаково. После занесение приказа в журнал, комиссия подготавливает всю бухгалтерскую и техническую документацию, проверяет на наличие объектов на складе, все сменные носители с информацией.

Как составить распоряжение

Особенности при составлении распоряжения о проведении инвентаризации :

  1. проводится только 1 раз в 3 года.
  2. В случае возникновения чрезвычайной ситуации выполняется проверка сразу же в этот день либо по его завершении.
  3. При процедуру следует завершить до увольнения старого сотрудника, обычно, в день передачи полномочий.
  4. , хищение, порча должны быть зафиксированы строго в день установления данного факта.
  5. Смена формы собственности, реорганизация, передача в аренду.

Приказ об инвентаризационном мониторинге потребуется в следующих случаях :

  1. Проведение разного рода сделок с недвижимым имуществом — сдача в аренду, продажа и покупка, смена формы собственности, реорганизация.
  2. Подготовка бухгалтерской отчетности за год.
  3. Заключение нового договора о материальной ответственности и назначение нового ответственного лица.
  4. Хищение, порча имущества.
  5. Непредвиденные обстоятельства – пожары, наводнения и другие ЧС.
  6. Прекращение деятельности организации и последующая ликвидация.

Данные ситуации являются основополагающими для начала процедуры проверки, но законодательство РФ предусматривает и частные случаи.

Необходимые сведения и образец

Приказ о проведении инвентаризации составляется по форме №ИНВ-22 и имеет следующую структуру :

  1. Состав комиссии с указанием должностей всех сотрудников, участвующего в мероприятии.
  2. Название документа (если не приказ, то распоряжение или постановление), дата начала и окончания проверки, номер.
  3. Полные реквизиты (название структурного подразделения, если объекты инвентаризации находятся в нем, код ОКПО).
  4. Причины проведения процедуры.
  5. Элементы проведения – НМА, ОС, обязательства.
  6. Сроки поступления материалов по результатам инвентаризации в бухгалтерию (сличительные ведомости, акты и описи).

Согласно законодательству РФ, установленные параметры проверки и основания должны утверждаться руководителем компании, доводиться до председателя комиссии и все ее членов, включаться в соответствующий журнал по учету контроля за выполнением приказов.

Заполнение документа

Сначала необходимо заполнить общие реквизиты (название, даты, структурные подразделения или организация в целом). Далее указывается общая цель проведения инвентаризационного мероприятия.

Следующим заполняется информация о составе комиссии , в которой могут быть как сотрудники компании, так и независимые аудиторы. Все проверяющие в момент проведения инвентаризации должны присутствовать на месте. В случае болезни кого-либо из состава необходимо внести соответствующие изменения.

Проставляются даты начала и окончания проверки, а также временной промежуток, за который данные сличительного мониторинга попадут в бухгалтерию.

Кроме случаев обязательной проверки, организации самостоятельно могут определять события, требующие проведения мониторинга, а также время и правила. Каждая организация регламентирует данный процесс, закрепляя его в учетной политике.

Владение большим количеством инвентаря в течение длительного времени обычно не выгодно для бизнеса из-за дорогостоящего хранения, возможности износа и затрат на восстановление. Тем не менее, слишком мало инвентаря тоже не выгодно, так как бизнес рискует потерять потенциальные продажи и потенциальную долю на рынке. Прогнозы и стратегии управления запасами, могут помочь свести к минимуму затраты на процедуру инвентаризации, поскольку товары создаются или принимаются только по мере необходимости.

Инвентаризация товаров на складе в 1С — на данном видео.

В случае предполагающегося проведения инвентаризации сначала обязательно издается соответствующий приказ о том, когда она состоится. Готовый образец приказа о проведении инвентаризации и описание процедуры его составления описаны ниже.

На сегодняшний день законодательство разрешает компании разработать и утвердить собственную форму приказа о проведении инвентаризации, однако на практике зачастую более удобно воспользоваться готовой формой ИНВ-22 . В нем обязательно отражается такая информация:

  1. Название компании – допускается сокращенный вариант, например, ООО «Магнит» или ИП Багрова А.П.
  2. Коды по ОКУД и ОКПО
  3. Номер приказа – нумерацию проставляют, как правило, сквозным порядком (хронологически, в течение всего календарного года). Допускается иной порядок нумерации, удобный для конкретной компании.
  4. Дата составления – одновременно это дата издания приказа и вступления его в силу (если не указано иное).
  5. Цель – чаще всего по товарно-материальным ценностям.
  6. Состав комиссии, которая будет проводить эту процедуру:
  • председатель (полное название должности, фамилия, инициалы);
  • члены комиссии (полное название должностей, фамилия, инициалы).
  1. Что именно нуждается в инвентаризации – например, «товары, находящиеся на складе».
  2. Точные сроки начала и окончания процедуры (даты).
  3. Причина работы – например, плановая ежегодная или контрольная проверка.
  4. Указание о том, куда сдать отчетные материалы по завершению процедуры, тоже прописываются в приказе.
  5. Прописывается должность лица, издавшего приказ (обычно это директор или начальник отдела), ставится его подпись, приводится расшифровка (фамилия, инициалы).

Пустой бланк приказа о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22 выглядит так.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации, представлен далее:


Как самостоятельно оформить приказ: видео инструкция

Если приказ о проведении инвентаризации создается в произвольной форме, он может содержать и дополнительные сведения. Однако обязательные данные всегда должны отражаться в нем.

Порядок составления

Важно соблюсти порядок принятия решения о проведении учета, порядке составления документа и ознакомления с ним сотрудников. В общем случае последовательность действий выглядит так:

  1. Руководство принимает решение о том, когда и на каком основании будет проведен учет.
  2. Определяется точный состав комиссии – сначала получают устные договоренности с сотрудниками, планируют их смены, рассчитывают часы для отдыха с соблюдением требований о минимальном количестве времени между ближайшими сменами.
  3. После получения окончательного согласования даты и состава сотрудников выходит приказ о проведении в компании инвентаризации – либо по собственному образцу, либо по форме ИНВ-22, рассмотренной выше.
  4. Каждый работник, чья фамилия упомянута в документе, обязательно ознакомляется с ним и ставит подпись на самом документе (если он оформлен по произвольному образцу) или на отдельном листе ознакомления. Этот лист подшивается к приказу и является неотъемлемой его частью.
  5. Затем, когда документ подписан и директором, и сотрудниками, и другими ответственными лицами (при необходимости), его необходимо зарегистрировать в соответствующем журнале. Компания вправе сама разработать его образец, однако зачастую используется форма ИНВ-23, которая показана ниже.

В ней отражаются такие сведения:

  • название компании;
  • вид ее деятельности;
  • коды по ОКУД и ОКПО;
  • когда начат журнал (дата);
  • кто ответственен за ведение документа (должность, полные ФИО);
  • нумерация записей (сквозной хронологический порядок);
  • даты выхода приказов о проведении инвентаризации;
  • полный состав комиссии, осуществлявшей инвентаризацию (фамилия, инициалы);
  • объект инвентаризации;
  • дата начала процедуры – планируемая (по приказу) и фактическая (иногда они могут расходиться).

По окончанию процедуры, отчетные документы по проверке (ведомости, описи, акты и др.) необходимо передать в бухгалтерию для предоставления соответствующих сведений. Ответственным за сохранность документов и передачу их в бухгалтерию является лицо, издавшее его или иное уполномоченное лицо, которое назначено руководством.

Оформление результатов

После того, как проведение инвентаризации окончено в полном объеме, все задачи приказа о выполнении работы решены, предстоит серьезный этап подведения итогов. Основные цели в данном случае такие:

  1. Строгое сведение всех данных в отчетные документы – этим занимаются сотрудники бухгалтерии.
  2. Выявление недостатков и/или излишков по всем категориям объектов, по которым был проведен учет.
  3. Анализ и объяснение причин расхождений с фиксированием фактов в соответствующих отчетных документах.

Как правило, для этого проводится заседание той же самой инвентаризационной комиссии. В ее состав входят сотрудники, непосредственно участвовавшие в работе, а при необходимости – и иные работники. Заседание может длиться один или несколько дней в зависимости от объема задач. При этом таких комиссий может одновременно работать не одна, а несколько.

Основными отчетными документами являются:

  1. Протокол(ы) заседания.
  2. Ведомость по расхождениям (форма ИНВ-26).

Соответственно, последним этапом является издание приказа о подведении итогов инвентаризации, проведение которой состоялось в соответствии с исходным планом. Форма этого документа произвольная. Как правило, он составляется и подписывается также директором компании.

Задачи и случаи инвентаризации

Благодаря инвентаризации удается решить сразу несколько задач:

  1. Установить точное фактическое количество каждой материальной единицы – товара, сырья, иной ценности.
  2. Установить расхождения по каждой группе – как в сторону убытка, так и в сторону излишка.
  3. Проанализировать причины недостачи и/или избытка.
  4. Отследить динамику изменений количества товарно-материальных ценностей, сделать выводы о том, как можно снизить недостачу (например, изменить логистику, усилить охрану, модернизировать складское оборудование и т.п.).

При этом важно понимать, что издание приказа о проведении инвентаризация и само проведение этой процедуры – обязанность, а не право компании. Закон четко регламентирует случаи, когда обязательно следует провести учет:

  1. Накануне составления документов по бухгалтерской отчетности за уходящий год.
  2. Смена лиц, ответственных за хранение товаров – это материально ответственные лица. Например, увольнение, переход на другую позицию и т.п.

Также есть основания и для проведения внепланового учета.