Природные условия и общая характеристика зарубежной европы. Общая характеристика зарубежной европы

– один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк.км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

В зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

  • очень густая сеть городов;
  • особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и
  • расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);
  • с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;
  • граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным , в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Европы довольно сложен. Господствующая религия — христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних : из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

  • из ,

Зарубежная Европа относится к одной из самых густозаселенных частей современного мира – плотность населения здесь составляет в среднем 100 человек на квадратный километр. Всего в регионе проживает 9% от общего количества жителей планеты, то есть численность населения Зарубежной Европы – около 500 млн. чел.

Урбанизация и размещение населения

Размещение населения Зарубежной Европы обусловливается расположением городов, поскольку уровень урбанизации в этом регионе – 74%, что является одним из самых высоких показателей в мире. И это средний показатель, в некоторых государствах он превышает 80% и даже 90%.

Уровень урбанизации Бельгии – 97,8%, Дании – 87,5%, а Швеции – 85,7%.

Рис. 1. Бельгия.

У европейской урбанизации есть определенные характеризующие черты:

  • густая городская сеть;
  • особый тип городской застройки по западноевропейскому типу (обязательное наличие старой части города с ратушей и площадью);
  • изменения, которые начались в конце 20 века – рост объема застройки пригородов и городов-спутников. Явление, названное субурбанизацией, привело к тому, что городское население растекается и формируются значительные урбанизированный зоны, что отражено в учебнике за 11 класс;
  • размывание границ между городом и деревней.

Национальности Зарубежной Европы

Когда-то население стран Зарубежной Европы было достаточно стабильным по национальному показателю, но современные тенденции постепенно вносят в вопрос свои изменения. Тем не менее на данный момент оно отличается стабильными национальными показателями, чему способствует отнесенность в общей языковой семье – индоевропейской.

Это не отменяет сложности национального состава и наличия регионов, где время от времени обостряются межнациональные отношения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Сложен и религиозный состав населения. Основной религиозной конфессией является христианство, но оно разделено на разные течения: на севере это, в основном, протестантизм, южная часть характеризуется преобладанием католицизма, а в центре наблюдается смешение конфессиональных течений. Есть страны с преобладающим православием.

Рис. 2. Схема распределения течений христианства в Зарубежной Европе.

Демографические проблемы Зарубежной Европы

Демографические проблемы Западной Европы имеют свои особенности, которые можно охарактеризовать простым словосочетанием: “старение населения”. Из-за увеличения средней продолжительности жизни уровень рождаемости снижается все ощутимее. Также на прирост населения в значительной степени влияет то, что “цена” ребенка в каждым годом возрастает.

Таким образом, естественный прирост населения в последние десятилетия держится на низком уровне (1,5%), некоторые страны даже заявляют о том, что количество их жителей убывает. География последнего явления такова: Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия, Германия. В этих странах больше всего пожилых людей, причем их возрастной состав имеет постоянную тенденцию к увеличению этой прослойки населения.

Для этого региона характерна половая диспропорция, женщин здесь на 2% больше, чем мужчин (51% и 49%) соответственно.

Миграция в Зарубежной Европе

Неутешительные демографические тенденции привели к тому, что Европа из очага эмиграции стала центром трудовой иммиграции. При этом большинство рабочей силы – это люди, имеющие временный статус “гостей-рабочих”.

В настоящий момент в этой части мира легально трудится около 20 миллионов иностранных граждан.

Данные таблицы ниже продемонстрируют общие иммиграционные тенденции в Зарубежной Европе.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным регионом иммиграции в процентном соотношении является Швейцария, а по количеству людей – Германия. В то же время Италия занимает последнее место по обоим показателям, что объясняется относительно низким по европейским меркам уровнем жизни в стране. Она же характеризуется массовой эмиграцией населения в более благополучные страны – Францию, Германию, Великобританию.

Рис. 3. Трудовые мигранты в Европе.

Что касается структуры занятости, то процент населения, работающего в сфере услуг, очень высок и превышает показатель в 35%. Безработица тоже находится на высоком уровне, например, в странах ЕС средний показатель составляет 11,5%.

Что мы узнали?

Основную информацию о том, какова численность Зарубежной Европы и уровень ее урбанизации. Какими проблемами характеризуется этот регион – снижение уровня прироста населения и массовый поток трудовых иммигрантов. Получили общее представление об иммиграционных тенденциях и составе населения по религиозному признаку.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 177.

Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Кафедра географии и экологии

План - конспект урока по курсу «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Тема: Население Зарубежной Европы.

Выполнила: магистрантка 1-го курса

Естественно-географического факультета

Группы МПГз-16

Князева М.С.

Руководитель: Борщ Е.А.


Ульяновск,2016

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

    Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы(цифровые образовательные ресурсы)

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2004. – 400с.: ил., карт. – (География). Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

Новые термины: демографическая зима, депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Цель - эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха и доверия.

Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продожим изучать Зарубежную Европу

    Изучение нового материала:

- Тема нашего урока «Население Зарубежной Европы»

Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Цель урока – Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Для достижения данной цели, на уроке мы решим следующие задачи :

    познакомиться с естественным движением изучаемого региона и его причинами;

    объяснить процессы миграции на данной территории;

    изучить национальный и религиозный состав;

    дать определение понятию урбанизация.

Естественное движение населения

Ребята, как вы считаете, как изменяется население Зарубежной Европы в данный момент? Возрастает или уменьшается? Объясните причины.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Запишите в тетрадь.

На мировом фоне этот регион выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения. Такое явление демографии называют демографической зимой. Демографическая зима – низкий естественный прирост за счет низкой рождаемости. Запишите это определение в тетрадь.

Рождаемость в регионе повысилась после второй мировой войны, но в 50-е годы 20 века отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей. Общемировой показатель 26 человек на 1000 жителе (промилле.) Запишите общемировой показатель в тетрадь. В Среднем европейская женщина производит 2, 1 ребенка. Такой уровень рождаемости приводит к тому, что воспроизводство населения не обеспечивается. Это, в свою очередь, приводит к старению населения.

Попробуем объяснить причины низкой рождаемости в регионе:

    высокая продолжительность жизни;

    старение населения;

    резкое возрастание «цены» ребенка;

    влияние городского образа жизни;

    непрочность семьи;

    слабое влияние религии.

За счет этих причин происходит убыль населения, т.е. депопулияция. Запишите определение в тетрадь.

Такая депопуляция находит отражение в возрастно- половых пирамидах. Обратите внимание на рис.46. на стр. 184 в вашем учебнике. Проанализируйте данный рисунок.

(Меняется возрастной состав населения: пирамиды имеют «суженное основание»,т.е. низкая рождаемость, растет доля пожилых людей)

Рождаемость европейских стран растет за счет мигрантов. Самая высокая рождаемость и естественный прирост в Албании (26 промилле). Как вы думается, почему?

Высокая рождаемость в Албании связана с влиянием мусульманства.

Сравнительно высокая рождаемость в Ирландии, Исландии, Македонии.

Но вместе с этим есть страны с очень низкой рождаемостью – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ. Запишите эти страны в тетрадь.

В каких странах особо остро стоит демографическая ситуация? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения в странах Зарубежной Европы?

Вывод: все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах восточной Европы. Связано это, в первую очередь, с тем, что в этих странах долгое время проводилась жесткая демографическая политика. В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей. За незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз контрацептивов в страну и их продажа были запрещены. После снятия этих ограничений рождаемость резко снизилась, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран проводит демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, без запрета на аборты и использование контрацептивов. Но расширенное производство наблюдается не во многих странах. В некоторых, таких как ФРГ, проявляется естественная убыль населения.

Миграции

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Вспомните, что такое миграция? Ее виды.

(Миграция- перемещение население. Виды миграции: эмиграция- выезд из страны, миграция- въезд в страну.)

Европа превращается в очаг трудовой иммиграции. Проанализируйте рис. 47 на стр. 184 в учебнике.

Между странами эмиграции и иммиграции существует определенная закономерность. Какая?

(Страны-эмиграции- страны бывшие колонии, странны иммиграции- страны метрополии.)

Почему Европа стала очагом трудовой иммиграции?

(1.Нехватка трудовых ресурсов: насчитывается около 20 млн. иностранных временных гостей- рабочих, а не граждан. Больше всего в Германии- около 7 млн. человек.

2. Приток иммигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе, но вместе с этим ухудшается качество жизни населения, обостряются многие социальные проблемы.)

Национальный состав

- П о национальному составу население Европы относительно однородно. Подавляюще количество из 62 народов этого региона относится к индоевропейской семье. Какие страны называют однонациональными, двунациональными, многонациональными? Ответ на этот вопрос оформим в виде таблицы

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Бельгия

Швейцария

Великобритания

Испания


В двунациональных и многонациональных странах зачастую возникают национальные конфликты.

Межнациональный конфликт в Бельгии. Надпись на государственном гербе гласит: «В единении наша сила». Но достичь этого единения не удается со времен образования государства (1830год). На территории этой страны проживает 2 народа: фламандцы и валлоны. Причиной конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, т.е. Валлония. Здесь активно добывались полезные ископаемые, развиты ремесла, население жило гораздо богаче. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия выполняла сельскохозяйственную роль. Ее население подвергалось экономическому и национальному дискредитированию. Ситуация изменилась после второй мировой войны. Районы юга стали старопромышленными, север стали развивать наукоемкие отрасли. Благодаря благополучной демографической ситуации население Фландрии выросло. Это привело к обострению конфликтов между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в стране два государственных языка. Все вывески и документы производятся сразу на 2 языках. Непростые ситуации наблюдаются и в Испании, Румынии, Болгарии.

Примером многоязыковой страны, где нет конфликтов на этой почве, может служить Швейцарская Конфедерация.

Религиозный состав

- Как вы думаете, какие религии преобладают в Европе?

На основе текста учебника на стр.182 и карт атласа составьте схему «Религиозный состав стран Европы»

Религии Европы

Католическая церковь Православная церковь Мусульманство

Католики Протестанты

В Европе очень много течений протестанства: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

Урбанизация

- Что такое урбанизация?

(Рост городского населения)

Зарубежная Европа - один из наиболее густозаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 120 человек на 1 кв. км. Уровень урбанизации здесь один самых высоких – 78%. Некоторые страны достигают уровня 80-90 %. Люксембург -100%. Запишите эти данные в тетрадь.

Для городов характерен западноевропейский тип. В центре обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально отходят улицы с жилыми зданиями, магазинами.

Обратите внимание на рис.48 на стр. 185.

Назовите крупные агломерации (Лондонская, Парижская, Рейнско- Рурская). Население более 10 млн. человек. Запишите крупнейшие агломерации в тетрадь.

Отметьте самое большое количество городов-миллионеров в странах:

Великобритания -7,ФРГ-6, Италия-5, Польша-3, Франция- 3.

Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития. Пометьте это в тетради.

Европа долгое время характеризовалась высоким уровнем урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако, в 70-е годы 20 века начался отток населения в пригородные и сельские зоны. Как называется такое явление? В чем его причины? Какие города подверглись этому явлению? Найдите ответ на стр. 183 в учебнике.

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходт значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из более центральных частей.

Города: Лондон, Париж, Милан, Гамбург, Вена

Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных частях городов, ухудшение состояния окружающей среды, недостаток места для реконструкции предприятий, перенос рабочих мест в пригородные зоны, массовая автомобилизация, желание многих семей жить в частном доме).

3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

    Дайте краткую характеристику демографической ситуации в Европе?

    Назовите причины низкой рождаемости в европейских странах?

    Какое влияние оказывают миграции на Зарубежную Европу?

    Расскажите о национальном составе изучаемого региона?

    Перечислите преобладающие религии европейских стран?

    Охарактеризуйте уровень урбанизации в Европе?

    Поясните, что такое субурбанизация и каковы причины этого явления?

    Домашнее задание

Пункт 3 стр.181-183 прочитать, нанести на контурную карту крупнейшие агломерации, выполните задания 4, 5, 6 на стр. 216-217 письменно.

Выставление оценок

Литература:

1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География).

2. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.

3. Примерная школьная программа по географии для 10 класса.

1-2 минуты

25-27 минут

Запись числа и темы урока в тетрадь

Беседа

Постановка цели и задач урока

Объяснительно – иллюстративный метод

Запись в тетрадь

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь

Частично- поисковый метод

Ответ учащихся

Запись определения в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Ответ учащихся

Запись вывода в тетрадь

Запись в тетрадь

Объяснительно- иллюстративный метод

Работа с учебником

Ответ учащихся

Запись в тетрадь

Оформление таблицы

Рассказ

Запись в тетрадь

Работа с текстом учебника. Составление схемы в тетради

Запись в тетрадь определения

Запись в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Работа с учебником.

Запись определения в тетрадь

Ответ учащихся

6-7 минут

2 минуты

Население Зарубежной Европы

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Герцеговина

Болгария

Великобритания

Ирландия

Исландия

Македония

Нидерланды

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Финляндия

Хорватия

Швейцария

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:

Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Швейцария,

Великобритания,

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

Балтийская

Германская группа

Кельтская

Романская

Греческая группа

Албанская

Финно-угорская

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.