Продавая ценные бумаги на открытом рынке центральный. Банковские операции банка россии

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка и тот может расширить объем своих операций (к примеру, при норме обязательного резерва в 10% поступление на резервный счет 10 тыс. руб. позволяет увеличить объем операций на 100 тыс. руб.).

Если ЦБ продает ценные бумаги, то процесс протекает противоположным образом. Продажи бумаг на открытом рынке используются для стерилизации , т.е. всасывания излишней денежной массы.

В промышленно развитых странах операции на открытом рынке стали основным инструментом центрального банка в силу следующих факторов:

1) государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в различных количествах, а значит, и оказывать существенное влияние на предложение денег;

2) появляется возможность эффективно контролировать объем операций;

3) по причине высокой ликвидности рынка государственных ценных бумаг скорость проведения операций на нем довольно высока.

Операции на открытом рынке в зависимости от условий сделок подразделяются на прямые сделки (купля-продажа за наличные) и срочные сделки (купля-продажа на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО). Объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами. При прямых сделках купля-продажа ценных бумаг совершается с немедленной поставкой, а процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. При этом различают прямые сделки РЕПО и обратные (или парные). Прямые означают покупку ценных бумаг центральным банком с обязательством дилера или коммерческого банка выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера или коммерческого банка через определенный срок.

По целям проведения операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции используют прямые сделки и направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Защитные используют сделки РЕПО и проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня.

Купля-продажа ценных бумаг позволяет не только контролировать количество денег в обращении, но и изменять его в необходимых параметрах.

3. Процентная политика Центрального банка. С помощью данного инструмента центральный банк может влиять на денежную базу и ликвидность банков. В этих целях используется ставка рефинансирования и ставка по кредитным и депозитным операциям ЦБ (учетная ставка).

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам. Изменение ставки рефинансирования позволяет достаточно гибко регулировать объем денежной массы в обращении1. Если ставка рефинансирования повышается, то объем заимствований коммерческих банков у ЦБ сокращается, в результате чего может уменьшаться выдача кредитов коммерческими банками.


Кроме того, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают свои процентные ставки по ссудам. Таким образом, объемы выдаваемых кредитов сокращаются и предложение денег в экономике снижается. При повышении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Сфера использования ставки рефинансирования центрального банка:

Служит ориентиром для рыночных процентных ставок по депозитам и кредитам. Это своего рода индикатор намерений ЦБ;

Применяется в подоходном налогообложении граждан при расчете подоходного налога с материальной выгоды, образующейся по кредитным договорам, при выплате страхового возмещения, при начислении процентного дохода по депозиту; используется также при налогообложении прибыли;

Учитывается при расчете курса ценных бумаг;

Является инструментом регулирования плавающего валютного курса;

Используется как прогноз центрального банка по инфляции.

Таким образом, изменение ставки рефинансирования позволяет гибко регулировать объем денежной массы в обращении.

Вместе с тем изменение ставки рефинансирования может иметь неоднозначные экономические последствия. К примеру, существенное повышение ставки рефинансирования часто используется как антиинфляционная мера. В то же время увеличение ставки рефинансирования при бюджетном дефиците увеличивает государственный долг за счет растущих процентных выплат по государственным ценным бумагам, что в конечном счете способно раскрутить инфляционный процесс (особенно если бюджетный дефицит значителен).

Официальная учетная ставка (discount rate) представляет собой плату, взимаемую ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Это так называемая процедура учета ценных бумаг ЦБ, получившая название учетного, или дисконтного, окна, своего рода разновидность кредитования банков под залог ценных бумаг.

Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору - домохозяйствам и фирмам.

Коммерческие банки прибегают к займам через учетное окно ЦБ в двух случаях. Во-первых, для пополнения обязательных резервов (если учетная ставка ЦБ ниже ставки процента на межбанковском рынке), а во-вторых, в целях получения прибыли (если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика).

Если центральный банк хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды ЦБ возрастает. Предоставляя денежные ссуды коммерческим банкам, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков (кредиты поступают на резервный счет коммерческого банка в ЦБ), расширяя денежную базу. Эти резервы банки могут использовать для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги.

При повышении учетной ставки выше ставки межбанковского рынка коммерческие банки сокращают заимствование у ЦБ, что уменьшает и предложение денег. Это приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и удорожает кредит. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, а значит, и объем кредитов, который могут предоставить коммерческие банки, уменьшается. Соответственно сокращается и денежная масса в обращении.

Однако изменение учетной ставки не может оказать существенного влияния на поведение банков по ряду причин:

ЦБ не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуду и нельзя точно рассчитать рост или сокращение предложения денег;

Учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка;

Объем средств, заимствованных у ЦБ, в общих резервах коммерческих банков незначителен.

4. Валютная политика - это политика, направленная на регулирование сферы международных расчетов страны и поддержание курса ее национальной валюты. Данный инструмент может оказывать непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная политика основана на изменении учетной ставки (учетная ставка, как уже говорилось, влияет на процентные ставки в стране) и выполняет две функции: внутреннюю и внешнюю.

Внешняя функция дисконтной политики направлена на привлечение иностранных капиталов и повышение курса национальной валюты, а также на регулирование платежного баланса. Данная функция реализуется при повышении учетной ставки. Эффективность внешней функции дисконтной политики зависит от притока или оттока иностранного краткосрочного капитала. Банки учитывают разницу процентных ставок на национальных и мировых валютных и кредитных рынках. Получая более дешевый кредит в стране, где ставки ниже, они размещают иностранную валюту на том рынке, где процентные ставки выше.

Девизная политика заключается в том, что центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денеж-ной единицы. При этом центральный банк использует валютные интервенции , имеющие похожий механизм действия с операциями на открытом рынке. Валютные интервенции представляют собой куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. При этом появляется возможность корректировать колебания курса национальной валюты: продажа долларов ведет к повышению курса рубля, и наоборот.

Однако такая политика при больших нарушениях в системе платежного баланса может привести к плачевным результатам - истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценения национальной валюты.

В этой связи центральный банк использует более гибкий инструмент - валютные свопы , которые позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс национальной валюты. Валютный своп - это форма сделки, при которой происходит купля-продажа валюты на условиях немедленной поставки с одновременным обратным срочным обменом по согласованному курсу. Эти сделки используются для пополнения валютных резервов и поддержания стабильности национальной валюты.

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • - срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • - сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • - способа установления ставок: определяемых или Центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37). Федеральный Закон о Центральном банке РФ (Банке России) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95 №210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности ценных государственных бумаг.
Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже ценных государственных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями - с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.
Таким образом, операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.
Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.

10.4. Политика обязательных или минимальных, резервов

Исторически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является “административным” и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков их кредитные возможности по сравнению с такими “рыночными” методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.
Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.
Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны.
Во многих странах в счет минимальных резервов засчитываются наличные кассовые активы кредитных институтов.
В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса. Так, например, ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах в 2001 г. были установлены в следующих размерах:
Великобритания - 0,45%
США - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,
Франция - 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,
ФРГ - от 4,15 до 12,1%,
Швейцария - 2,5 %,
Япония - от 2,5 до 0,125%.
В некоторых случаях при определении величины минимальных резервов учитываются и межбанковские обязательства.
В целом можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45 %, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.
В ряде случаев кредитные институты освобождаются от соблюдения обязательств по минимальных резервам. Так, например, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обязательства, связанные с финансированием импорта.
Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств. Так, например, в ФРГ в обязательства, облагаемые минимальными резервами, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. Исключение составляют обязательства по отношению к другим институтам, содержащим минимальные резервы.
В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной развития денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов. Например, центральные банки Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии, как и Бундесбанк ФРГ, регулируют денежную массу на основе целевых ориентиров, поэтому в этих странах резервные обязательства распространяются на значительную часть пассива баланса банка.
Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. Так, в Японии при установлении изменения индекса денежной массы и обязательных минимальных резервов принимаются во внимание депозитные сертификаты. В США обязательства, подлежащие учету в минимальных резервах, покрываются строго определенной частью денежной массы.
В ряде стран установление минимальных резервов по отношению к вкладам в иностранной валюте для нерезидентов имеет свои особенности. Например, в США и Японии с целью исключить уклонение от выполнения обязательств по минимальным резервам включают в расчет обязательств в США евродепозиты, а в Японии - обязательства по отношению к оф-
фшорным центрам.
В ФРГ при введении чрезвычайных мер в период сильного натиска иностранного капитала на денежный рынок с 16 сентября по 15 декабря 1977 г. нормы обязательных резервов для нерезидентов были установлены в размере 80%, что изменило направление движения капитала в другую сторону.
Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков.
Таким образом, изменение норм обязательных резервов является во всех промышленно развитых странах действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.

Еще по теме 10.3. Операции на открытом рынке:

  1. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC)
  2. Отражение операций на открытом рынке в банковских балансах
  3. 3. Операции на открытом рынке (политика открытого рынка).

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Операция на открытом рынке - , совершаемая на официальном уровне Центральным банком страны. Суть - проведение операции с активами (ценными бумагами) в банковской системе. Краткая аббревиатура - ООР.


Немаловажный момент - механизм проведения ООР. В большинстве случаев государство прибегает к аукционным торгам, о которых уже упоминалось выше. Здесь, в зависимости от текущей ситуации на финансовых рынках, может использоваться два варианта аукционов :

1. Особенность первого способа в том, что ЦБ объявляет размер ставки процента, по которой он готов предъявить коммерческим банкам средства в форме покупки государственных активов на определенный период. В частности, данная ставка может зависеть от средней ставки по депозитам на межбанке и соответствующего периода (1-2 месяца).

Коммерческие банки принимают решение о поводу объема ценных бумаг, которые они могут реализовать ЦБ по указанной ставке. Далее в ЦБ направляются заявки, которые сортируются и вводятся в специальное устройство. После заявки суммируются с учетом оценки потребностей экономики страны в кредитах, а также необходимости корректировки объема денежной массы.

К примеру, по заявкам коммерческих структур общая цена активов, которые они готовы реализовать ЦБ по установленной последним ставке - 20 млрд. рублей. При этом ЦБ оценил текущую ситуацию и принял решение о необходимости привлечения лишь 10 миллиардов рублей для покрытия потребностей экономики, то есть всего половины предложенной коммерческими банками суммы. В такой ситуации заявки будут удовлетворены, но только на 50%.

Применение такого варианта проведения ООР, а также такого способа организации аукциона позволяет добиться максимальной стабильности на рынке и избежать серьезных колебаний процента на межбанке.

2. Второй вариант ООР актуален в ситуации, когда на денежном рынке имеет место нестабильная ситуация. В этом случае ЦБ не устанавливает заблаговременно ставку процента по покупаемым ценным бумагам. В свою очередь, коммерческие банки должны не только прописать объем активов, которые они готовы реализовать на конкретный срок, но и размер ставки процента. При определении последнего показателя каждый банк исходит из своих возможностей и предпочтений.

Как и в первом варианте, Центральный банк собирает поступившие заявки, проводит их анализ и принимает решение с учетом текущих задач в отношении финансово-кредитной политики. При этом цель ЦБ - определить предел ставок, которые будут оптимальны для покупки активов.

Заявки коммерческих структур на продажу активов ЦБ (как и в ситуации с первичной подпиской векселей Центральным банком) должны удовлетворяться по ставке процента, который указан в заявке. Исключением могут быть лишь те варианты, когда размер ставки процента стал ниже минимально установленного аукционом процента. Заявки, в которых прописывается минимальная ставка ЦБ, могут удовлетворяться лишь частично (с учетом определенной пропорции к общей цене предложенных к реализации активов).


Операции по скупке долговых активов на фиксированный срок (с учетом обратной продажи) позволяют ЦБ не только увеличить размеры кредитных запасов коммерческих банков и «влить» дополнительные средства в финансовый сектор, но и лимитировать общие объемы экспансии путем изъятия средств из кредитной системы.

Как уже отмечалось, сделки на открытом рынке проводятся ЦБ с определенной регулярностью в неизменный день недели. При этом сутки, когда проводится обратная продажа, должны быть в соответствии с днем приобретения новой партии долговых бумаг у коммерческих структур. Следовательно, если величина обратной продажи ранее приобретенных бумаг больше объема покупки новой партии, то на практике это может означать лимитирование объема кредитных ресурсов банка.

ООР могут осуществляться ЦБ в нерегулярном режиме (время от времени), когда появляется необходимость в расширении или ограничении объема денежных средств в обороте. В такой ситуации ЦБ может совершать продажу или покупку ценных бумаг. В роли контрагентов могут выступать коммерческие банки, АО и ООО, имеющие соответствующую лицензию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Операции на открытом рынке (OOP), осуществляемые цен­тральным банком по собственной инициативе, являются основ­ными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денеж­но-кредитной политики. Их главной отличительной чертой яв­ляется инициатива центрального банка или его обязательное согласие на проведение той или иной операции.

Операции на открытом рынке могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе аукционах) или в любое время и в любом объеме по усмотрению центрального банка.

Исходя из частоты проведения, различают следующие виды OOP:

- регулярные плановые операции , о проведении которых центральный банк объявляет заранее (аукцион по продаже кре­дитов, депозитов и пр.);

- нерегулярные операции , которые используются централь­ным банком по мере возникающей необходимости, например в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономичес­кого равновесия, и поэтому не могут планироваться заранее. Они делятся на нерегулярные плановые (дата заранее неиз­вестна) и двусторонние операции, о которых прочим бан­кам не сообщается ни до, ни после их проведения.

По цели OOP подразделяются следующим образом:

- корректирующие (защитные) операции , призванные ком­пенсировать краткосрочные нежелательные изменения в струк­туре банковских резервов;

- структурные операции , ставящие своей целью долговре­менное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.).

Операции на открытом рынке подразделяются на три основ­ных типа:

Проведение операций с ценными бумагами;

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков;

Проведение операций с иностранной валютой.

Операции центрального банка с ценными бумагами пред­ставляют собой покупку или продажу центральным банком на открытом рынке твердопроцентных ценных бумаг по собствен­ной инициативе и за свой счет.

Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на цен­ные бумаги (деньги поступают в экономику); если же его целью является уменьшение резервов банков, то он выступает на рын­ке на стороне предложения ценных бумаг (связывание избыточ­ной ликвидности).

Необходимо отметить два важных момента, делающих воз­можным достижение центральным банком поставленных целей. Во-первых, операции центрального банка (в отличие от коммер­ческих банков) не связаны с приоритетом доходности, поэтому они проводятся по наиболее оптимальным ценам, которые не мо­гут предложить коммерческие банки. Во-вторых, указанные операции осуществляются с дисконтными облигациями, доход и цена которых находятся в обратной зависимости (чем выше цена (курс), тем ниже доход по данной ценной бумаге). Таким образом

центральный банк, воздействуя на экономические интересы субъектов регулирования, достигает поставленных целей.

Операции с ценными бумагами различаются в зависимости от следующих критериев:

Условий сделки - купля-продажа «до погашения» или операции на срок с обязательной обратной операцией (покуп­ка-продажа ценных бумаг - «прямые» сделки, продажа-по­купка - «обратные» сделки);

Объектов сделки - операции с государственными или коммерческими облигациями; рыночные или нерыночные цен­ные бумаги (последние не могут свободно обращаться на вто­ричном рынке);

Срочности сделки - краткосрочные (до 3 месяцев), сред­несрочные и долгосрочные (свыше 1 года);

Сферы проведения операций - банковский или откры­тый, первичный или вторичный рынок;

Способа установления процентных ставок - определяют­ся ЦБ или рынком.

Операции с иностранной валютой проводятся с целью как стерилизации избыточной денежной массы, так и увеличения предложения ликвидности. Частота данных операций (в част­ности, как средства связывания избыточной денежной массы) зависит от наличия у центрального банка достаточного объема иностранных резервов.

Различают следующие виды операций с иностранной валютой:

Покупка-продажа центральным банком иностранной ва­люты без обязательной обратной операции (чаще всего исполь­зуются как структурные операции, целью которых является долговременное воздействие на обменный курс национальной денежной единицы);

Купля-продажа валюты с условием обязательной обратной операции. Данные операции используются центральным бан­ком в качестве корректирующих, так как, проводимые на ко­роткий срок, они не оказывают влияния на обменный курс на­циональной денежной единицы.

Операции с иностранной валютой, так же как и с ценными бумагами, могут быть прямыми (покупка-продажа) и обратны­ми (продажа-покупка).

Таким образом, на основании рассмотренных типов опера­ций на открытом рынке можно определить тактику централь­ного банка при их использовании:

1. Увеличение долгосрочного спроса на ликвидность может быть компенсировано центральным банком с помощью прямых операций: периодические прямые покупки «до погашения» долгосрочных ценных бумаг, приобретение иностран­ной валюты, увеличение объема краткосрочных кредитов. Краткосрочный спрос на ликвидность может быть ком­пенсирован путем увеличения объема краткосрочных креди­тов. Помимо этого, центральный банк может производить пря­мые покупки краткосрочных ценных бумаг, проводить прямые краткосрочные РЕПО и СВОП.

2. Если банки сталкиваются с избытком ликвидности, то центральный банк вправе: предложить им на выгодных услови­ях краткосрочный депозит в центральном банке; произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погаше­ния; продать векселя с условием обратного выкупа в ближай­шем будущем (короткое обратное РЕПО); провести короткие об­ратные СВОПы.

Если центральный банк не уверен в длительности колеба­ний спроса на ликвидность, то более предпочтительными явля­ются краткосрочные операции (операции тонкой настройки), так как они воздействуют на рынок непродолжительное время. Кроме того, при проведении любых операций центральный банк должен либо воздействовать на объем ликвидности (став­ка при этом определяется рынком), либо установить процент­ную ставку и позволить банкам самостоятельно определять объ­ем ликвидности. Следовательно, центральный банк, проводя денежно-кредитное регулирование, делает возможным получе­ние обратной информации (обратная связь) от банковской сис­темы и может оценить достоверность, обоснованность и, в ко­нечном счете, эффективность своих действий.

Операции на открытом рынке Национального банка Рес­публики Беларусь предоставлены следующими видами.

Аукционные OOP являются основным инструментом регули­рования ликвидности банковской системы со стороны Нацио­нального банка, инициируются им и проводятся на аукционной основе с целью сглаживания относительно долгосрочных колеба­ний ликвидности (до 30 дней по операциям поддержания, до 180 дней - изъятия ликвидности). Ставки по аукционным опера­циям могут определяться либо НБ, либо на конкурентной осно­ве; лимиты по ним не устанавливаются.

На аукционной основе проводятся следующие операции:

Покупка-продажа государственных ценных бумаг и цен­ных бумаг Национального банка на условиях РЕПО;

Эмиссия краткосрочных облигаций НБ; . депозитный аукцион;

Ломбардный аукцион.

Двусторонние OOP ориентированы на ограниченную поддер­жку ликвидности в банках в случаях ее непредвиденного значительного оттока; проводятся по индивидуальным заявкам банка сроком до 14 дней. Особенностью данных операций является не­обходимость согласования с Национальным банком объемов, срока рефинансирования, а также вида используемого инстру­мента. Ставка по двусторонним операциям носит штрафной ха­рактер; лимиты по ним также не устанавливаются.

На двусторонней основе проводятся следующие операции: ломбардный кредит по фиксированной ставке, покупка у бан­ков иностранной валюты на условиях СВОП и операции по встречному размещению депозитов.

К операциям структурной настройки относятся: покуп­ка-продажа государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг НБ на условиях до погашения. Данные операции иници­ируются Национальным банком и проводятся с целью коррек­тировки долгосрочных параметров денежного предложения с учетом целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Став­ки по этим операциям ориентируются на аукционные сделки; лимиты по ним не устанавливаются.