Промежуточная бухгалтерская отчетность: что следует помнить. Правила ведения промежуточной бухгалтерской отчетности

По закону представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и органы Росстата нужно только по итогам года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ; ч. 2 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность, которая составляется за период меньше года (ч. 5 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Для кого же тогда составляется промежуточная бухгалтерская отчетность?

Отчетный период для бухгалтерской отчетности

Закон о бухучете не говорит нам, какой отчетный период действует для целей бухучета - год, квартал, месяц или какой-то еще. То есть этот вопрос остается на усмотрение самой организации. Руководство компании и ее собственники решают:

  • как часто нужно составлять промежуточную бухгалтерскую финансовую отчетность;
  • в какой срок после окончания отчетного периода должна быть готова промежуточная бухгалтерская отчетность. Это зависит от внутренних целей компании. К примеру, компания входит в холдинг и составление промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо ей для формирования единой отчетности холдинга на конкретную отчетную дату;
  • каков состав промежуточной бухгалтерской отчетности. Например, фиксируется, что промежуточная бухгалтерская отчетность включает в себя только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;
  • какие формы промежуточной бухгалтерской отчетности будут использоваться.

Как правило, все эти вопросы закрепляются в учетной политике.

То есть назначение промежуточной бухгалтерской отчетности определяет руководство и собственники компании.

Заполнение промежуточной бухгалтерской отчетности

В бухгалтерском балансе отражаются данные по состоянию на конкретную отчетную дату (как правило, последний день выбранного отчетного периода). Например, на 31 января, на 28 (29) февраля и т.д.

Будут ли приводиться в балансе данные за прошлый и позапрошлый годы и в каком виде, решает руководство компании.

Показатель строки 1370 промежуточного баланса определяется как сумма остатков по счетам 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 99 «Прибыли и убытки» на отчетную дату.

Промежуточный отчет о финансовых результатах содержит данные об оборотах за конкретный отчетный период (например, за 1 квартал или за полугодие). Строка 2410 «Текущий налог на прибыль» заполняется по данным декларации по налогу на прибыль за последний отчетный период.

Представление промежуточной бухгалтерской отчетности

Как мы уже сказали, в госорганы представляется только годовая бухгалтерская отчетность. Поэтому промежуточная бухгалтерская отчетность составляется исключительно для руководства, собственников компании и иногда для определенных внешних пользователей. Им она и представляется в установленные учетной политикой сроки.

Промежуточная бухгалтерская отчетность 2016

Если руководство вашей компании примет решение составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность по итогам каждого месяца или каждого квартала или на конкретную отчетную дату 2016 года, то это решение должно было быть закреплено в учетной политике на 2016 год.

Согласно ст.13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. При этом выделяется порядок составления и представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Квартальная отчетность организации в соответствии с п.3 ст.14 Закона о бухгалтерском учете получила наименование "промежуточной". Отличием промежуточной отчетности от годовой является ее упрощенный состав, необязательность подтверждения статей баланса данными инвентаризации, а также отсутствие необходимости проведения реформации, заключающейся в распределении финансовых результатов деятельности. Отчетность составляется на основании остатков по счетам и субсчетам учета, выведенных в Главной книге по состоянию на отчетную дату (отчетной датой для квартальной отчетности за год.признается соответственно: 30 июня — для квартальной отчетности за первое полугодие; 30 сентября — для квартальной отчетности за 9 месяцев). Особое внимание при формировании отчетных показателей организациям следует уделить порядку применения новых положений и указаний. Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н;

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Согласно п.29 Положения по ведению бухгалтерского учета и п.49 ПБУ 4/99 квартальная (промежуточная) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (приложение 2), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Последнее положение означает, что состав промежуточной отчетности, представляемой по требованиям учредителей организаций, может включать и иные формы. При этом действующими на сегодняшний день требованиями законодательства регламентирован только объем представляемой организациями отчетности. Непосредственно в качестве форм бухгалтерской отчетности организации вправе использовать самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99. При разработке своих самостоятельных форм или применении утвержденных, а также, как вариант, при изменении утвержденных форм, организации должны руководствоваться требованиями ПБУ 4/99, Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н, а также разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 3 апреля 2002 г. N 16-00-16/51, о структуре и составе используемых форм бухгалтерской отчетности. В частности, согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организация вправе принять решение о представлении отчетности по утвержденным Минфином России формам, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, определенные ПБУ 4/99. В случае если этого не достигается, организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, предъявляемых к составу показателей отчетности действующим законодательством.

При разработке форм бухгалтерской отчетности самостоятельно организациями должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк итоговых разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма N 1). Если организация примет решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то при разработке, изготовлении и использовании бланков форм должно быть обеспечено достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия. Организации вправе в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, приведенного в Приложении 2 к Приказу Минфина России N 4н, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

Сроки, порядок и адреса представления промежуточной бухгалтерской отчетности В соответствии с п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности квартальная отчетность должна представляться в течение 30 дней по окончании соответствующего квартала. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности должен считаться следующий за ним рабочий день. Согласно п.1 ст.15 Закона о бухгалтерском учете промежуточная бухгалтерская отчетность представляется учредителям и участникам организации, собственникам ее имущества (если перечисленные адреса предусмотрены учредительными документами организации), а также территориальным органам государственной статистики.

Кроме этого, в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 части первой НК РФ квартальная отчетность должна представляться также и в налоговые органы по месту регистрации организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны представлять бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Согласно новой редакции п.6 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность может составляться, храниться и представляться соответствующим пользователям в установленной форме на бумажных носителях, а при наличии технических возможностей и с согласия пользователей — может также представляться в электронном виде. Исходя из этого, отчетность может быть представлена в установленные адреса непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или же передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации представить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления по принадлежности. При получении отчетности по телекоммуникационным каналам связи получатель обязан передать организации квитанцию о приеме в электронном виде. Исходя из вышеизложенного, конкретным днем представления организацией бухгалтерской отчетности по принадлежности, по которой определяется исполнение требований действующего законодательства, является дата отправки почтового отправления с описью вложения, дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи или же дата фактической передачи отчетности по принадлежности. Согласно Методическим рекомендациям по отчетности при представлении отчетности на бумажных носителях, отчетность в обязательном порядке должна прилагаться к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. В представляемых отчетных формах не допускаются подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждаются лицами, подписавшими бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Отчетность представляется в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно. Подписываться она должна руководителем и главным бухгалтером организации. При этом реквизиты о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера должны проставляться только в случае его фактического наличия у бухгалтера, подписавшего отчетность (Письмо МНС России от 20 апреля 2001 г. N АС-6-16/332 "О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера"). Если такого аттестата у главного бухгалтера нет, проставляются прочерки. Главный бухгалтер (бухгалтер), не владеющий квалификационным аттестатом профессионального бухгалтера, имеет полное право подписи отчетности.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерскийучет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Россия наметила новый этап реформирования системы бухгалтерского учета, ориентированный на переход к международным стандартам. Это вызвано требованиями времени, вступлением страны в ВТО, необходимостью единообразного подхода к представлению финансовой отчетности. Данная статья раскрывает требования к формированию и представлению промежуточной отчетности в связи с принятием нового Закона о бухгалтерском учете <1>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает конкретные периоды формирования промежуточной отчетности. В п. 3 ст. 14 данного Закона закреплено: месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Подобных положений о периодичности формирования промежуточной отчетности новый Закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу 1 января 2013 г., не содержит.

Данный Закон устанавливает два вида отчетности: годовую и промежуточную (п. п. 3, 4 ст. 13). По смыслу п. 1 ст. 18 указанного Закона обязательной будет только годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в орган государственной статистики по месту государственной регистрации экономического субъекта. При этом положений об обязанности представления указанной отчетности в налоговый орган Закон не содержит .

Как следует из п. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, которым является календарный год (п. 1 ст. 15).

Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы определены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Так, Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ внесены изменения в указанную правовую норму, в которой:

  • во-первых, закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • во-вторых, установлен срок представления отчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года , за исключением случаев, когда организация в соответствии с законодательством не обязана вести бухгалтерский учет.

Таким образом, с 01.01.2013 компаниям не придется сдавать в налоговые органы квартальную бухгалтерскую отчетность (см.

Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Вместе с тем остается неясным вопрос о необходимости формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Промежуточная отчетность: составлять или нет?

Закон о бухгалтерском учете предусматривает формирование промежуточной финансовой отчетности. Так, в п. 4 ст. 13 указано: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

При этом в рассматриваемом Законе не оговорено, в каких именно случаях и куда необходимо сдавать промежуточную отчетность. Какие периоды определены для формирования и сдачи периодической отчетности? Какие формы отчетности следует включать в ее состав?

Определенный ответ на эти вопросы можно найти в п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете: состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, определяется федеральными стандартами.

Из данного пункта следует, что мы должны ожидать выхода в свет федерального стандарта.

Минфин планирует создать в своем составе структурное подразделение "Совет по стандартам бухгалтерского учета", на который предполагает возложить обязанности по разработке федеральных и отраслевых стандартов учета. Разработка федеральных стандартов будет осуществляться открыто посредством СМИ и Интернета, то есть каждое заинтересованное лицо сможет в течение трех месяцев после даты публикации стандарта внести свои предложения и дать рекомендации. Подобного рода практика публичного обсуждения разрабатываемых стандартов применяется Советом по МСФО.

Однако до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов ст. 30 Закона о бухгалтерском учете предписывает применять правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Закона, к которым относится и Минфин.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете после 01.01.2013 продолжает действовать ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <2>, в п. 48 которого закреплено, что организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Требование о формировании промежуточной отчетности содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <3>. Очевидно, что на основании приведенных норм экономические субъекты и после вступления в силу Закона о бухгалтерском учете обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Между тем возможно, что до 30.04.2013 (вероятный срок составления бухгалтерской отчетности за I квартал 2013 г.) будут изменены названные нормативные документы или приняты новые стандарты, регламентирующие порядок и периодичность формирования промежуточной бухгалтерской отчетности.

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Закон о бухгалтерском учете является "первой ласточкой" грядущих коренных изменений в бухгалтерском учете РФ в направлении перехода на МСФО, обусловленного в том числе и вступлением РФ в августе 2012 г. в ВТО. Поэтому попытаемся найти ответы на вопросы о составе и требованиях к промежуточной отчетности в МСФО (IAS) 34 <4>.

<4> Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

Промежуточная финансовая отчетность, в соответствии с данным Стандартом, содержит набор финансовых отчетов за период меньший, чем полный отчетный год (полугодие, квартал) деятельности организации. При этом Стандарт не настаивает на обязательном составлении такой отчетности, поскольку предполагается, что требование о ее представлении должно содержаться в национальном законодательстве, например в Законе о бухгалтерском учете.

Состав промежуточной отчетности

Согласно МСФО (IAS) 34 промежуточная отчетность может состоять из сокращенных форм финансовых отчетов, хотя не запрещается составлять ее в полном объеме. Главное, чтобы в этой отчетности раскрывалась информация за промежуточный период, уместная и необходимая для понимания финансового положения и результатов деятельности организации в течение данного периода.

Сокращенный формат отчетности предполагает включение в нее каждого из заголовков и промежуточных статей, которые присутствовали в последней годовой финансовой отчетности.

Промежуточный финансовый отчет включает следующие сведения:

  • сжатый бухгалтерский баланс (по состоянию на конец промежуточного периода) и сравнительный бухгалтерский баланс (по состоянию на конец предшествующего финансового года);
  • сжатый отчет о прибылях и убытках (за текущий промежуточный период и нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату), а также сравнительные показатели за соответствующие периоды предшествующего финансового года. Организация, которая публикует промежуточную финансовую отчетность ежеквартально, готовит, например, в III квартале четыре отчета о прибылях и убытках: один — нарастающим итогом за девять месяцев с начала текущего года, второй — за III квартал, третий и четвертый — сравнительные отчеты о прибылях и убытках за соответствующие периоды предыдущего финансового года;
  • сжатые отчеты о движении денежных средств (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего финансового года);
  • сжатые отчеты об изменениях в капитале (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего года);
  • выборочные пояснительные примечания.

Требования к составлению промежуточной отчетности

Промежуточная отчетность в течение всего года должна составляться на основе единой учетной политики. Если в течение года проводится ее изменение, вся ранее поданная промежуточная финансовая отчетность должна быть представлена повторно с изменениями, вытекающими из новой учетной политики. Проведения инвентаризации имущества на промежуточные даты, как правило, не требуется, а переоценка основных средств необходима только при составлении годовой финансовой отчетности.

Частота представления промежуточной отчетности не влияет на оценку годовых результатов организации. С точки зрения промежуточной финансовой отчетности оценка производится за период с начала года до отчетной даты дискретным методом.

Доходы, получаемые сезонно, циклично и нерегулярно (дивиденды, лицензионные платежи, правительственные субсидии и т.д.), должны прогнозироваться и переноситься в целях составления промежуточной отчетности, если предположение или такая отсрочка не будут обоснованными на конец финансового года организации.

Затраты, понесенные неравномерно в течение финансового года, должны предвидеться или переноситься в целях составления промежуточной отчетности в том случае, когда есть основания предполагать или переносить такие затраты на конец финансового года. Например , затраты на проведение крупного планового периодического ремонта, который предполагается сделать в конце года, учитываются для целей составления промежуточной отчетности, если только организация не имеет на этот счет иного правового или традиционного обязательства.

В выборочных пояснениях к промежуточной отчетности должны быть раскрыты все существенные изменения, произошедшие с момента составления последней годовой финансовой отчетности, приведены комментарии о сезонности операций, описаны характер и сумма нетипичных позиций, приведены изменения в предшествующих оценках, изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, выплаченных дивидендов. Раскрывается также информация о выручке и результатах по сегментам, покупке или продаже дочерних компаний и долгосрочных инвестициях, реструктуризации и прекращаемой деятельности, об изменениях в условных активах и обязательствах.

Раскрытие информации, содержащейся в промежуточной отчетности

Промежуточная финансовая отчетность и выборочные пояснения предназначены для раскрытия всех изменений, произошедших с момента составления последней годовой финансовой отчетности. Такие пояснения должны отражать:

  • доказательства того, что учетная политика применялась последовательно, и описание любых последующих ее изменений, пояснительные комментарии о сезонности или цикличности операций;
  • характер и сумму факторов, влияющих на активы, обязательства, капитал, чистую прибыль или потоки денежных средств, которые являются необычными из-за своего характера, размера или происхождения;
  • изменения в оценках сумм, представленных в предыдущих промежуточных периодах финансового текущего года или в предшествующие годы;
  • изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, включая факты непогашения обязательств или нарушения долговых соглашений;
  • выплаченные дивиденды;
  • выручку и результаты по отраслевым или географическим сегментам (в зависимости от того, какой формат по сегментной отчетности является приоритетным);
  • события, произошедшие после отчетной даты;
  • покупку и продажу дочерних предприятий, долгосрочных инвестиций, реструктуризацию и прекращаемую деятельность;
  • изменения в условных обязательствах и условных активах;
  • доказательства того, что промежуточная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с МСФО.

Если оценка суммы, представленной в промежуточной финансовой отчетности, существенно меняется в течение окончательного промежуточного периода финансового года, а отдельный финансовый отчет за окончательный промежуточный период не публикуется, характер и сумма этого изменения в оценке показателя должны раскрываться в примечаниях к годовой финансовой отчетности с указанием существенных изменений последнего периода, их причин, величины и т.п.

Изменение требований к составлению отчетности

Существенное изменение требований к бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам объясняется различными факторами.

Так, в отношении бухгалтерской отчетности — стремлением отказаться от излишних квартальных форм, что освободит организации от необходимости обосновывать расхождения между квартальной отчетностью и декларациями по налогу на прибыль. С 2013 г. налоговые органы смогут потребовать подобные объяснения только по итогам года.

Кроме того, введенные изменения соответствуют МСФО, в частности МСФО (IAS) 34, не предполагающему обязательного представления финансовой отчетности в контролирующие органы.

Таким образом, с 1 января 2013 г. экономические субъекты должны будут сдавать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в налоговые органы один раз в год не позднее трех месяцев с окончания финансового года. Кроме того, данную информацию необходимо представлять в двух экземплярах: один — в территориальные подразделения ФНС, другой — в Росстат. Тем не менее составлять промежуточные своды и вести бухгалтерский учет поквартально организациям необходимо, поскольку в настоящий момент продолжают действовать нормы ПБУ 4/99, в которых определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

О периоде формирования промежуточной отчетности

Отметим, что период составления промежуточной отчетности никак не освещен ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в других нормативных актах.

Рассматриваемая отчетность — это сведения за промежуточный период, которым может быть квартал или полугодие. МСФО (IAS) 34 также не содержит конкретных требований к периодичности составления промежуточной финансовой отчетности. На практике она чаще всего формируется за квартал, поскольку составление ежемесячных финансовых отчетов — слишком трудоемкий процесс.

Однако при выборе периода формирования промежуточной отчетности нужно руководствоваться в первую очередь информационными потребностями менеджеров, собственников и потенциальных инвесторов. Кроме того, такая информация необходима прежде всего самим экономическим субъектам. Поэтому, если законодательные акты не предписывают периодичность ее составления с указанием федеральных и ведомственных учреждений, в которые ее нужно представлять, руководству компании не следует отказываться от ее составления.

Российское законодательство всегда предполагало составление квартальной отчетности. Для публичных компаний существуют отчеты эмитента — как квартальные, так и полугодовые. Нужно ориентироваться на требования тех пользователей или же тех органов, которые требуют составления отчетности и являются ее официальными получателями. Скорее всего, квартальная отчетность не должна быть обязательной. Если говорить о публичных компаниях, то полугодовая отчетность будет обязательным элементом.

Конечно же, составлять отчетность ежемесячно достаточно трудно, хотя это может быть вполне оправданно, если, с точки зрения инвестора, такая информация является полезной. Полгода, на наш взгляд, слишком большой промежуток, и в этом случае информация может быть несвоевременной. Таким образом, при выборе периода для составления промежуточной отчетности следует руководствоваться, с одной стороны, потребностями пользователей отчетности в информации о компании, а с другой — трудоемкостью и целесообразностью ее подготовки. Потому каждая компания должна выбрать и закрепить в учетной политике свой промежуточный период, если это не будет прописано в законодательных и нормативных актах.

На практике экономические субъекты составляют промежуточную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34 в двух случаях:

  • менеджмент добровольно принял решение о подготовке промежуточной финансовой отчетности для обеспечения потенциальных инвесторов максимально оперативной и достоверной информацией о финансовом состоянии предприятия;
  • компания публикует промежуточную отчетность в соответствии с обязательными требованиями регулирующих органов.

По мнению авторов, отказываться вовсе от подготовки промежуточной отчетности было бы неразумно. Прежде всего ежемесячные и квартальные данные необходимы руководству предприятия и его собственникам для ведения управленческого учета и принятия управленческих решений, поскольку они позволяют получать информацию о деятельности компании и выполнении составленных планов. Отчетные документы позволяют своевременно совершенствовать и разрабатывать новые стратегии бизнеса, оценивать экономическую эффективность и стабильность фирмы. Кроме этого, составление квартальной финансовой документации необходимо, например, для определения действительной стоимости доли участника при выходе его из общества. Не стоит также забывать, что промежуточные экономические данные важны третьим лицам, которые заинтересованы в сотрудничестве с компанией: банкам, инвесторам, поставщикам, покупателям. Зачастую при заключении договоров одним из условий продолжения сотрудничества является обязанность регулярно показывать балансы компании.

Такие документы позволяют судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности.

* * *

В данной статье мы постарались донести до читателя, что переход на международные стандарты учета предоставляет экономическим субъектам определенную степень свободы при выборе периода формирования промежуточной отчетности, то есть обеспечивает минимизацию "бюрократии" и "обязаловки" при представлении периодической отчетности в государственные органы.

А.А.Никитина

кафедры бухгалтерского учета и анализа

аграрный университет"

Л.Р.Давлетбаева

заведующая кафедрой

бухгалтерского учета и анализа

ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный

аграрный университет"

Отчетность. Ее состав. Определение, сроки и требования к отчетности согласно ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовым положением организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Цель бухгалтерской отчетности — обобщение учетных данных за определенное время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Бухгалтерскую отчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации в не зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.

Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, движения по банковским счетам не является основанием для не сдачи бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность формируется и сдается в налоговые органы по состоянию на следующие даты календарного года:

  • на 01 апреля, то есть за первый квартал отчетного года;
  • на 01 июля, то есть за первое полугодие отчетного года;
  • на 01 октября, то есть за девять месяцев отчетного года;
  • на 01 января, то есть за отчетный год.

Отчетным периодом признается год.

Бухгалтерская отчетность, сдаваемая на 01.04, 01.07 и на 01.10, считается промежуточной.

Состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма №1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма №2);
  • отчета об изменениях капитала (форма №3);
  • отчета о движениях денежных средств (форма №4);
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения для организаций, подпадающих под обязательный аудит.

Субъекты малого предпринимательства имеют право формировать и сдавать только бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности:

  • годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года (то есть до 1 апреля);
  • квартальная (промежуточная) отчетность – в течение 30 дней по окончанию квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября включительно).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы после ее утверждения компетентным органом юридического лица, определенным учредительными документами организации. В ООО таким органом является Общее собрание участников, в ЗАО, ОАО – общее собрание акционеров.

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99)
(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра финансового учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Тема: Особенности формирования промежуточной бухгалтерской отчетности

Специальность 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Специализация — Бухгалтерский учет, контроль налогообложения

и судебно – бухгалтерская экспертиза

УФ, 3 курс, гр. 31 УС Н.А. Столярова

Руководитель

к.э.н., доцент Е.А. Боброва

Орел 2009

ВВЕДЕНИЕ

1. Виды, назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Нормативное регулирование и принципы формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, общие требования, предъявляемые к ней

3. Организационно – экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

4. Особенности процедуры составления промежуточной бухгалтерской отчетности

5. Влияние учетной политики организации на состав и оценку показателей бухгалтерской (финансовой)отчетности

6. Бухгалтерский баланс как источник информации о финансовом положении организации.

Оценка статей бухгалтерского баланса

7. Показатели отчета о прибылях и убытках и их взаимосвязь с бухгалтерским учетом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Отчетность является заключительным этапом любой системы учета, завершающей стадией учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы. Она включает совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей.

Отчетность необходима также и для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для принятия правильных управленческих решений.

Отчетность должна быть достоверной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и данные об изменениях в его финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность предприятия включают дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения пред­определенных результатов, информация не является нейтральной.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской отчетности отдельно.

Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Если показатель несуществен в обособленном виде, он объединяется с другими в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним (в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках или пояснительной записке). При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение предприятием вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Как минимум предприятие должно раскрыть в бухгалтерской отчетности данные по группам статей, включенным в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

При отсутствии тех или иных показателей, необходимых для выработки у пользователей отчетности полного представления о финансовом положении предприятия, следует исходить из требований принципа существенности, согласно которому в бухгалтерскую отчетность включаются дополнительные показатели, необходимые пользователю для принятия решения. Кроме того, непосредственно в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, (как «в том числе» или «из них», к соответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должна быть раскрыта вся существенная информация (существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% согласно приказу Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003г. № 67н). Предприятие может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.

При разработке и принятии содержания пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предприятие вправе для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенных показателей или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), согласно образцу формы, представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать эти показатели в пояснительную записку.

Существенным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее открытость. Она должна быть открытой для ознакомления пользователей-учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Правительство РФ издало Постановление от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке». Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408 «Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке».

Целями и задачами бухгалтерской финансовой отчетности является достоверное отражение финансового положения предприятия, отражение правильного учета на предприятии, на основании этого будут сделаны соответствующие выводы об организации.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

1. Виды, состав, значение и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. В свою очередь, отчетный период - это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации. Принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности является одним из определяющих принципов, положенных в основу методологии бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность

Вопрос: Кто относится к числу пользователей бухгалтерской отчетности?

Ответ: Пользователями бухгалтерской отчетности являются учредители (участники), собственники имущества, инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики, работники и другие лица, заинтересованные в информации об организации (п. 4 ПБУ 4/99, п. п. 3.3, 3.4 Концепции). В качестве иных лиц, заинтересованных в информации об организации, можно привести органы власти, которым эта информация необходима для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения (пп. 6 п. 3.4 Концепции). Таким образом, пользователями бухгалтерской отчетности являются в том числе органы государственной статистики и налоговые органы.

1. Организации обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.

Формат представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.

При представлении бухгалтерской отчетности в налоговые органы на бумажном носителе следует принять во внимание Письмо ФНС России от 09.12.2015 N СД-4-3/21620 и Информационное сообщение ФНС России "О сдаче отчетности на бланках со штрих-кодом", а при подаче отчетности в электронной форме — Письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@. В данном Письме содержатся разъяснения о порядке представления отчетности по Форматам, утвержденным Приказами ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ и от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@. Хотя в настоящее время эти Форматы не применяются, считаем, что разъяснения остаются актуальными.

Вопрос: Обязаны ли организации представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронной форме?

Ответ: В Налоговом кодексе РФ не установлена обязанность для организаций представлять годовую бухгалтерскую отчетность в электронной форме. Ее представление в электронной форме является правом налогоплательщика, а не обязанностью (Письма Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055, ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316, от 10.01.2012 N АС-4-3/10@).

Вопрос: Требуется ли доверенность для представления бухгалтерской отчетности организации в налоговый орган?

Ответ: Полномочия лица, которое представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 — 187 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Исключением является законный представитель организации: директор, генеральный директор и т.п. (п. 1 ст. 27 НК РФ).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность простого товарищества?

Ответ: Нет. Представление бухгалтерской отчетности простого товарищества в налоговые органы не предусмотрено ст. 23 НК РФ. Аналогичный вывод содержит Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-02-07/2/62783 (направлено Письмом ФНС России от 30.12.2014 N ГД-4-3/27197).

2. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлена обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности органу государственной статистики .

Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации утвержден Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220.

Вопрос: Каков срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2015 г.?

Ответ: И в орган государственной статистики, и в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за 2015 г. необходимо представить до 31 марта 2016 г. включительно, так как на эту дату истекает трехмесячный срок с даты окончания отчетного года — 31 декабря 2015 г. (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 3 ст. 192 ГК РФ, п. 5 ст. 6.1, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вопрос: Какой день считается датой представления бухгалтерской отчетности?

Ответ: Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности (п. 47 ПБУ 4/99, п. 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

В случае отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи датой представления отчетности в Росстат считается дата отправки, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении (п. 8 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

При передаче бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган датой ее представления считается дата отправки, зафиксированная оператором электронного документооборота.

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики промежуточную бухгалтерскую отчетность?

Ответ: Нет. Представление промежуточной бухгалтерской отчетности ни в налоговые органы, ни в органы государственной статистики не предусмотрено (Письмо ФНС России от 20.09.2012 N 3-2-17/475@, п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики аудиторское заключение в тех случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно?

Ответ: В органы государственной статистики — да, следует. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в орган государственной статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.

2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01, абз. 2 п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В налоговые органы аудиторское заключение организации представлять не обязаны (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545).

3. Кроме того, организации обязаны представить бухгалтерскую отчетность по другим адресам, предусмотренным законодательством РФ, учредительными документами организации, решениями соответствующих органов управления организацией (п. 44 ПБУ 4/99, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Вопрос: Как утверждается, в каком объеме и в какие сроки представляется годовая бухгалтерская отчетность ООО?

Ответ: Утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО находится в компетенции общего собрания его участников (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).

Уставом ООО должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться в период с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). За 30 дней до проведения общего собрания (если уставом ООО не предусмотрен более короткий срок) участникам общества должны быть представлены (п. п. 3, 4 ст. 36, ст. 48, п. п. 3, 5 ст. 47, п. 6 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ):

— годовая отчетность общества;

— аудиторское заключение (оно требуется только в случаях, когда проведение аудита обязательно);

— заключение ревизионной комиссии (необходимо только в обществах, число участников которых превышает 15 человек).

ООО представляют годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и в налоговые органы в общем порядке, т.е. в том же составе и в те же сроки, что и другие организации.

См. дополнительно:

— формы бухгалтерской отчетности;

— упрощенные формы бухгалтерской отчетности (в том числе для малых предприятий);

— объем представляемой бухгалтерской отчетности, в том числе для малых предприятий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

В ФЗ № 402 от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» в статьях 13 и 15 прописаны основные условия формирования , где прописано, что годовые отчетные данные призваны показывать правдивую информацию о финансовом состоянии субъекта на установленную дату, движении денежных потоков за период. Также в 13 статье Закона о бухгалтерском учете, в пунктах 4 и 5 сказано и о промежуточной бухгалтерской отчетности, когда ее нужно делать и каким компаниям.

Согласно Закону о бухучете с 1 января 2013 года промежуточная отчетность фирмы составляется в тех случаях, которые установлены российским законодательством и иными правовыми актами (Минфина России и ЦБ РФ) (п. 4 ст. 13 ФЗ № 402). К примеру, промежуточная финансовая отчетность может быть подготовлена, если:

  • страховая компания предоставляет в орган страхового надзора квартальную бухгалтерскую отчетность (в соответствии с Законом о страховом деле);
  • бухгалтерская отчетность за квартал эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.

Обратите внимание, что с 1 января 2013 года финансовая отчетность за квартал в налоговую службу не предоставляется (ст. 23 НК РФ).

Промежуточная отчетность составляется за период с 1 января по последний день соответственного периода, то есть за такой период времени, который менее отчетного годового периода. Такие отчетные данные обязаны к составлению, если это утверждено:

  • в учредительных документах субъекта;
  • решением владельца субъекта;
  • приказами государственного регулирования;
  • российским законодательством.

Порядок состава учета и формирование курсовой отчетности установлены ЦБ РФ и ответственными за это органами исполнительной власти.

Промежуточная бухгалтерская отчетность и соблюдение налогового законодательства

Необходимость формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность налоговому органу предусмотрена российским Налоговым кодексом. Курсовых положений в кодексе не прописано. Но в законодательстве присутствует противоречие относительно периодичности составления бухгалтерской отчетности, то есть какой период называть «промежуточным».

В одном из положений по бухгалтерскому учету говорится, что субъект должен формировать за месяц, квартал с начала отчетного периода нарастающим показателем промежуточную бухгалтерскую отчетность, если законодательно не установлено иное. Следующий пункт того же положения говорит, что такая отчетность требуется в случаях, если они установлены учредительными документами субъекта или законодательством государства. Выступать против этих положений не должны отраслевые и федеральные стандарты (ст. 21 п. 15 ФЗ № 402).

Отсюда следует, что состоять и быть показана промежуточная отчетность, основываясь лишь на положении «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России № 43н от 06.07.1999г.), не должна.

В то время как предоставление промежуточной бухгалтерской отчетности за 2014 или в 2015 году в налоговый орган и управление статистики законодательно не установлено. Получается, что если к субъекту не применима обязанность составления и формирования промежуточных финансовых данных, но он считает это необходимым для собственных целей, то данное решение должно быть прописано в составе нормативных стандартов. В данных актах должно быть зафиксировано это решение, а также частота, срок, объем, форма и порядок, как составляется финансовая промежуточная отчетность и т. д.

К таким актам относится , что утверждена его руководителем. Или же дополнения к ней, которые должны быть утверждены отдельным приказом. Этими актами урегулирована промежуточная бухгалтерская отчетность 2014 или 2015 года. Такие документы являются внутренними локальными нормативными актами компании в сфере регулирования бухгалтерского финансового учета, главное - чтобы они не противоречили курсовым отраслевым и федеральным положениям.

Положения ст. 269 НК РФ и составление бухгалтерской отчетности

Минфин России неоднократно разъяснял вопрос установления размера собственного капитала при подсчете величины процентов по контролируемой задолженности, которые признаются расходом. Согласно этим данным собственный капитал это ни что иное, как разница между пределом обязательств плательщика и суммой чистых активов. Величина обязательств предприятия и сумма активов должны быть определены из данных промежуточного бухгалтерского учета соответственно порядку определения стоимости активов акционерных обществ.

Исчислению подлежит пограничная величина процентов по контролируемой задолженности, признаваемых расходом, методом деления суммы процентов, что начислены налогоплательщиком в налоговом периоде, на показатель капитализации, что рассчитан на последнюю отчетную дату налогового периода. Делать это нужно каждое крайнее число отчетного финансового периода согласно ст. 269 п. 2 НК РФ. Метод подсчета коэффициента капитализации определен ст. 269 п. 2 НК. При этом норма не включает конкретного источника данных для установления величины собственного капитала при необходимости расчета собственного коэффициента.

Чтобы определить коэффициент капитализации, нужно величину непогашенной соответствующей задолженности поделить на размер собственного капитала, что соответствует части участия предприятия другого государства в уставном капитале российского предприятия, полученный результат нужно разделить на 3. Организации лизинговой деятельности и банки полученный результат должны делить на 12,5. Устанавливая границу собственного капитала, в учет не будут взяты суммы долговых обязательств - инвестиционный налоговый кредит, суммы рассрочек и отсрочек, задолженность по налогам и сборам, текущая задолженность уплаты налогов и сборов.

Для сравнения, подп. 3 п. 3 ст. 25 НК РФ прямо обязывает налогоплательщика в установлении размера чистых активов предприятия, основываясь на финансовой отчетности, и в выборе источника информации не ограничивает налогоплательщика. Отсюда вывод, граница собственного капитала при подсчете коэффициента капитализации может устанавливаться из показателей промежуточного бухгалтерского учета, что присутствуют в любых источниках. Источниками может являться справка бухгалтера или регистры бухгалтерского учета, которые и представят собой состав промежуточной отчетности. Т.е., исходя из положений НК, налогоплательщик не обязан предел капитала определять исключительно из данных финансовой отчетности.

Стоит обратить внимание на то, что НК не определен порядок расчета указанной финансовой величины при том, что установлены показатели, не принимающие участие в расчете границы собственного капитала.

В свою очередь известно, чтобы сформировать стоимость чистых активов требуется составить расчет из данных промежуточной отчетности. В письмах 2005 года Минфин разъяснял, что у небанковской организации собственный капитал - это разница между суммой строк раздела «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» и итоговой строкой бухгалтерского баланса.

Относительно вывода Минфина о том, что данные финансовой отчетности устанавливают величину собственного капитала, можно оспорить. Причины тому следующие:

  • в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК сказано, что плательщик должен отчитываться в налоговую инстанцию лишь годовыми показателями;
  • 6 ноября 2011 вступил в силу , где хозяйственным субъектам была отменена необходимость в составлении финансовых отчетов с показателями за месяц и за квартал. Все письма Минфина с пояснением данного вопроса были выпущены ранее этого срока;
  • как уже было сказано, Налоговым кодексом не определен порядок формирования предела капитала.

И лишь в разъяснениях Минфина сказано о приравнивании разницы между границей обязательств организации и суммой чистых активных средств к величине собственного капитала.

Подводя итог, можно определить, что составление налогоплательщиком промежуточной бухгалтерской отчетности поквартально, а не помесячно для того, у кого по налогу на прибыль отчетный период месяц, не является рискованной ситуацией и не может создать конфликтной ситуации с налоговым органом. Ведь по состоянию на крайнее число периода отчета граница собственного капитала может быть определена из других документов, что включают в себя нужные данные для расчета и представлены на соответствующую отчетную дату.

КГН и составление бухгалтерской отчетности

Согласно определению, данном в Налоговом кодексе, одна из сторон договора при формировании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) должна состоять из установленных условий, в том числе МСФО о промежуточной отчетности. К ним относится размер чистых активов субъекта, рассчитанный на последнюю дату составления финансовой отчетности, что предшествует дате включения документов в налоговую инстанцию для регистрации документа о принятии консолидированной группы налогоплательщиков, должен быть более размера ее уставного капитала.

Основываясь все на том же Налоговом кодексе, термины, понятия и институты курсовых отраслей законодательства используются в значениях, применяемых в этих отраслях, при условии, что другое не предусмотрено НК РФ. Например, отчетная дата, согласно закону о бухгалтерском учете в п. 6 ст. 15, это дата, на которую состоит финансовая отчетность, последний день календарного периода. Отсюда, размер чистых активных средств субъекта для регистрации документа о создании КГН подлежит расчету на основе бухгалтерской и финансовой отчетности, что составлена позднее отчетной даты, предшествующей включению документов в налоговую инстанцию для регистрации данного договора.

Периодичность подачи таковой промежуточной отчетности для норм законодательства в НК не прописана. Аналогичным будет следующее утверждение. Если на основании ст. 23 п. 2 Закона об ООО общество должно своему участнику выплатить его долю в уставном капитале, при том что курсовая политика предприятия включает ежеквартальный порядок сдачи финансовой отчетности, основа расчета состоит из действительной стоимости доли промежуточных отчетных данных, полученных на более позднюю дату, что предшествовала дате прошения члена общества о выплате его доли.

Данный вывод подтвержден официальным документом Министерства Финансов России от 27 ноября 2013 года. Разъяснение гласит, что сторона договора - организация о создании КГН может располагать обязанностью о составлении и предоставлении промежуточной финансовой отчетности на разные отчетные даты. Все зависит от акта, каким эта обязанность установлена (собственник субъекта может решить ежемесячно составлять и представлять финансовую промежуточную отчетность).

Подытожим:

Проанализировав все данные, Минфин пришел к выводу, что устанавливаться размер чистых активов должен из промежуточной бухгалтерской отчетности на более позднюю отчетную дату, составление и подача которой устанавливается ФЗ № 402. Письмом от 8 ноября 2013 года Минфин также указывает, что расчеты чистых активов предприятия должны производиться согласно последней бухгалтерской отчетности, что составлена еще до даты подачи документов для регистрации в налоговый орган об организации КГН.

В письме от 10 июня 2013 года Минфин также указывает на необходимость исходить из норм законодательства бухгалтерского учета для определения отчетной даты, когда должна составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, по которой и будет устанавливаться размер чистых активных средств субъекта при организации КГН.

В пункте 3 статьи 25 Налогового кодекса включены условия создания КГН. Это касается и условия о превышении количества курсовых активов участника КГН над количеством его уставного капитала. Это условие должно быть соблюдено за период всего существования КГН. Нарушение любого условия являет собой основание для выхода предприятия из состава КГН. Если же нарушается условие статьи 25 предприятием, то это является основанием для прекращения действия КГН. Специальных дат для осуществления проверок соблюдения условий кодекса не установлено.

Отсюда, расчет чистых активов предприятия для соблюдения условий статьи 25 относительно превышения чистых активов предприятия над уставным капиталом должен происходить согласно бухгалтерских данных на те отчетные даты, когда возникают основания для их составления согласно правилам бухгалтерского учета.

См. также:

Rating 5.00 (1 Vote)

Промежуточная бухгалтерская отчетность: когда составляется

Промежуточная бухгалтерская отчетность не сдается ни в Росстат, и в налоговую инспекцию. Но такая отчетность может быть обязательной, если этого требует устав, решения собственника, договор или законы.

Промежуточная бухгалтерская отчетность по уставу или договору

Для начала посмотрите, что сказано о бухотчетности в уставе вашей компании. Учредителям отчетность может понадобиться для принятия решений о выплате промежуточных дивидендов, об увеличении или уменьшении уставного капитала компании или для других целей. Поэтому они имеют полное право закрепить ежеквартальную или ежемесячную регулярность в уставе или протоколе собрания (решении) собственников. Невыполнение этого требования может обернуться конфликтом с учредителями или директором.

Также промежуточная бухгалтерская отчетность может потребоваться, если компания планирует привлекать инвестиции или брать кредиты. Ведь, как правило, квартальная отчетность является одним из требований банков и крупных инвесторов. Кроме того, данные бухучета обычно запрашивают для участия в различных конкурсах и тендерах, электронных торгах. Так что контрагент может сам поставить условие о представлении квартального баланса.

Причем промежуточную отчетность могут запросить на этапе заключения договора или прописать такое требование в нем самом. Если его проигнорировать, то сделка скорее всего сорвется. У руководителя будут формальные основания привлечь бухгалтера к дисциплинарной ответственности: сделать замечание, выговор или вовсе уволить (ст. 22 ТК РФ). Но на практике такое бывает крайне редко. Чаще бухгалтеру просто в срочном порядке приходится воссоздавать отсутствующую промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность по закону

В редких случаях промежуточная бухгалтерская отчетность составляется согласно законам РФ. Это довольно узкий круг компаний. К примеру, квартальную отчетность должны представлять:

  • страховые компании — в страховой надзор (ст. 28 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • компании, выпускающие ценные бумаги, — в регистрирующую организацию (ст. 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ).

Для большинства компаний законодательство такие требования не устанавливает.

Промежуточная бухгалтерская отчетность в учетной политике

Если промежуточная бухгалтерская отчетность формируется компанией, в учетной политике можно прописать:

«Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Основание: пункт 3 статьи 14, пункт 5 статьи 13, пункт 4 статьи 15 Закона № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.

Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах согласно приложению 1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Основание: пункты 1 и 2 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Для представления членам совета директоров, учредителям организации и банку-кредитору промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по состоянию на 31 марта, 30 июня и 30 сентября».

Сегодня до конца дня годовая подписка на «Главбух» со скидкой 40%. Спешите подписаться по суперцене - всего 9999р. вместо 17556р. Распечатать счет или оплатить подписку картой можно Если вам нужен персональный счет, позвоните в нашу службу подписки 8 800 55 66 00. Звонок для вас будет бесплатным даже с мобильного .

Помимо полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, хозяйствующие субъекты могут предоставлять и промежуточные сведения. Когда и какие формы следует предоставлять? Ответы – в нашей статье.

Когда следует предоставлять промежуточную отчетность


Сразу скажем, что единообразия здесь нет.


Так, у разных организаций даты, на которые они должны составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, различаются. Здесь следует руководствоваться наличием или отсутствием:


· соответствующей законодательной обязанности у субъекта;


· нормативно-правовых актов Минфина России, обязывающих предоставлять промежуточную отчетность;


· договоров, учредительными документами и профильными решениями собственников организации.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является отрезок времени с 1 января по отчетную дату того периода, за который она составляется. Об этом говорит часть 4 статьи 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .


Действующем законодательством установлено, что промежуточная отчетность составляется только в тех случаях, когда обязанность ее представления установлена (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ):


· российским законодательством ;


· нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (напомним, что к таковым относятся Минфин России и );


· договорами и учредительными документами экономического субъекта;


· решениями собственника экономического субъекта.

Разберемся подробнее.


Примером установления обязанности по предоставлению промежуточной отчетности на законодательном уровне могут служить положения Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» . Исходя из них, у эмитента ценных бумаг ежеквартально возникает необходимость по предоставлению промежуточных форм.


Что касается договоров, учредительных документов и решений собственников, то здесь речь идет о составлении внутренней промежуточной отчетности с управленческими, аналитическими, корпоративными, контрольно-ревизионными и иным целями.

Какие формы должны входить в состав промежуточной отчетности


В настоящее время сложилась ситуация, когда состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в общем случае, определяют учредители и участники компании.


На практике, чаще всего, указанная отчетность включает в себя:



Дело в том, что состав промежуточной отчетности должен устанавливаться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Имейте в виду: исключением из указанного правила являются учреждения государственного сектора и Банка России.

Федеральные стандарты обязательны к применению, если ими самими не предусмотрено иное (ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).


Разработать указанный стандарт имеет право любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. К таким субъектам, в частности, относятся:


· саморегулируемые организации;


· союзы и ассоциации по развитию бухгалтерского учета.

Утвердить федеральный стандарт может только Минфин России или .


Однако на сегодняшний день стандарты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , еще не утверждены. Соответственно, применяться должны те правила бухгалтерского учета и составления отчетности, которые были утверждены до 1 января 2013 года. Получается, что промежуточная бухгалтерская отчетность должна, как правило, состоять из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Об этом говорит пункт 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н .

Резюме:

1. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является отрезок времени с 1 января по отчетную дату того периода, за который она составляется.
2. Представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговые органы не требуется.
3. В общем случае, промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.