Юрий Смелянский: «Оккупация Крыма выгодна бенефициарам по обе линии фронта. Юрий Смелянский: В Крыму нет воды

Пересохший Северо-Крымский канал. Фото: из открытых источников

Юрий Смелянский: В Крыму нет воды. На что пойдет Россия? Пресные горизонты замещаются соленой водой. Воды уже не хватает и на бытовые нужды, не говоря об агробизнесе. Решения этой проблемы без днепровской воды в Крыму нет

14.06.2018 //

С каждым днем ситуация с обеспечением водой в Крыму все хуже. Например, Белогорское водохранилище сможет обеспечить потребителей только до конца июля. На что может пойти Россия для решения этого вопроса? – ред.

Во-первых, все водохранилища, которые существуют в Крыму, строились исходя из решения проблем какого-то конкретного региона. Они строились с точки зрения создания определенного резерва воды в первую очередь для использования в сельском хозяйстве. Допустим, в Белогорске есть два водохранилища – Тайганское и Белогорское. И так по всей территории Крыма есть ряд водохранилищ. Значительная часть из них строилась еще в 30-е, 40-е, 50-е годы. В 70-е построено самое последнее. И строились они из расчета того количества населения, которое там проживало, и тех поливных площадей, которые на тот момент существовали.

Основным инструментом решения всех проблем при ведении агробизнеса в Крыму являлся Северокрымский канал, который на 85% обеспечивал потребности полуострова в пресной воде. Отсутствие днепровской воды – это отсутствие агробизнеса, в первую очередь на севере Крыма, который до момента пуска Северокрымского канала представлял собой полупустыню, так называемую «Голодную степь».

На сегодняшний день, это уже отмечалось и в 2017, и в 2018 году, а первые признаки этого намечались еще в 2016, перед оккупантами стоит не только проблема обеспечения пресной водой агробизнеса и промышленных предприятий, которым она необходима для производства той продукции, которую они производят, тот же «Крымский титан». Уже сегодня это и проблема обеспечения бытовых потребностей населения отдельных регионов Крыма. В первую очередь это как раз регионы севера Крыма (Красноперекопский, Первомайский, Раздольненский, Советский, Красногвардейский, Нижнегорский) – часть из перечисленного, это районы, в которых уже объявлено ЧС. Кроме того, это Судак, Севастополь, Феодосия, Керчь.

Тот период времени, который прошел с момента начала оккупации и соответственно с момента, когда в 2014-м году Украина перестала подавать днепровскую воду в Крым по Северокрымскому каналу, принес уже свои негативные результаты. При этом действия оккупантов на территории Крыма ускорили нарастание негативных итогов их присутствия и отсутствие днепровской воды. Что имеется ввиду?

Для точечного одномоментного решения вопросов, как это в общем-то и принято в России (не особо кто-то задумывается о перспективе), началась выкачка пресной воды из существующих водохранилищ и переброска их на север Крыма для решения возникших трудностей. А также началось хищническое использование подземных пресных горизонтов.

Но уже сегодня можно говорить, что ресурс исчерпан. Оккупанты вынуждены сами признавать то, что, например, на севере Крыма подземные пресные горизонты воды все больше и больше минерализуются. Т.е. фактически пресной воды под землей, которую можно нормально использовать только в бытовых нуждах, там уже не осталось. И уже на протяжении прошлого и этого года поступает информация о том, что в Армянске, в Красноперекопске, в Керчи и в других населенных пунктах севера Крыма из крана течет непонятная цветная жидкость или же соленая вода, и зачастую выпадают водоросли.

Пресные горизонты замещаются соленой водой, соответственно воды уже не хватает и на бытовые нужды, не говоря об агробизнесе.

Решения этой проблемы в целом без днепровской воды в Крыму нет.

Что может точечно делать или обещать Россия в Крыму? Уже не первый раз возникает этот вопрос. Он возникал в 2014-м году в форме лозунгов и обещаний, и в 2015-м, потом о нем перестали вспоминать. Но вот сегодня он опять начинает обговариваться.

Переброска воды из реки Кубань в Крым. Это прожект, который, вероятнее всего, никогда не будет реализован с учетом того, что в реке Кубань и на той материковой части России, которая пользуется водой из нее, есть свои проблемы с водоснабжением. И водный баланс Кубани далеко не адекватен водному балансу Днепра, плюс те затраты, которые необходимо понести при такой переброске. В итоге сколько будет стоить эта вода в Крыму? Т.е. фактически этот проект нереализуем. Хотя, подобные гигантские проекты позволяют компенсировать «друзьям Путина» потери от санкций и одновременно давать населению России повод для очередной «гордости».

Кроме того, для решения проблемы оккупационные власти предлагают некоторые подходы. Во-первых, использование хозяйственно-бытовых сточных вод возле крупных крымских городов. Но практических итогов этих обещаний нет никаких. То есть, пока нигде о своих очередных «победах» они еще не трубили.

Во-вторых, использование подземных вод, но этот ресурс уже фактически исчерпан.

В-третьих, вопрос опреснения соленой воды. Уже сами оккупанты были вынуждены признать, что он тоже в Крыму нереализуем. Нереализуем в первую очередь по той причине, что существующие на сегодняшний день технологии опреснения подразумевают большие энергозатраты. Этой энергии в Крыму тоже не хватает. Для того, чтобы заместить опресненной морской водой или опресненной соленой водой, которая есть в подземных горизонтах, всю недостающую потребность в пресной воде в Крыму в целом, оккупантам придется построить (тут еще вопрос по каким нормативам считать, вот даже по самым минимальным российским нормативам) 10 атомных электростанций типа Запорожской. Десять Запорожских АЭС в Крыму… Как минимум вызывает улыбку.

В-четвертых, они рассматривали вопросы сбора конденсатов, в первую очередь, для полива фруктовых садов, переход на капельное орошение в целом в агробизнесе. Да, такие технологии тоже существуют, но тут есть другая проблема. Первый момент, это то, что Крым – непризнанная международным сообществом территория, серая зона. В серую зону современные западные технологии не придут. И момент второй. Допустим если говорить о капельном орошении, о котором действительно оккупанты в Крыму очень много говорили. Дело в том, что капельное орошение решает проблему минимизации потерь воды. Каждая сельхозкультура требует определенный объем воды. Существуют нормативы, и те, кто занимается аграрным бизнесом это знают. А сегодня в Крыму этого необходимого объема пресной воды для обеспечения нормативного объема полива сегодня нет.

Поэтому, теоретически, капельное орошение по тем технологиям, которые уже есть в России может быть обеспечено в оккупированном Крыму. И, возможно, заявления коллаборациониста Аксенова о новой крымской коллективизации, в том числе, связаны с подготовкой бюджетного финансирования подобного проекта. Только проблему орошения это тоже не решает.

Соответственно, что остается России? Или договариваться с Украиной, что по тем заявлениям, которые на сегодняшний день уже были и по тем настроениям, которые сегодня превалируют в украинском обществе, сложно прогнозировать, что такая договоренность может состояться. Да и агрессивные заявления Путина, которые прозвучали на последнем телеобщении не дают оснований думать, что крымский переговорный процесс в ближайшее время может начаться.

Остается одно, пытаться расширить территорию, которая находится сегодня под оккупацией с тем, чтобы обеспечить себе возможность поставки электроэнергии и пресной воды в Крым. В случае такого развития событий – активизация военных действий уже и со стороны Крыма, акватории Азовского моря с захватом части Херсонской и части Запорожской областей. Что в свою очередь, конечно, тоже вызовет негативную реакцию со стороны всего мирового сообщества. Новые санкции. Но исключать возможность того, что Россия начнет действовать именно таким способом, мы не можем.

Есть, конечно, и самое очень простое решение этой проблемы. Оккупанты должны выйти из Крыма, и тогда Украина спокойно на свои территории возобновит поставки днепровской воды. После проведения необходимых ремонтных работ по всему Северо-Крымскому каналу.

Что можно говорить с точки зрения имеющихся тенденций в Крыму,и как они будут развиваться в дальнейшем.На протяжении без месяца четырех лет оккупации Крым развивался в определенном алгоритме,который оккупантами был задан еще в момент начала оккупации - развитие военной базы и все те последствия,которые с этим связаны.

Наша организация,"Майдан иностранных дел" в своих публикациях и выступлениях, неоднократно на протяжении всех этих четырех лет говорили о том,что туризм и военная база - это несовместимые вещи.Категории антагонисты.И теперь можно с уверенностью говорить о том,что это так.При этом речь идет не только о туризме,а в целом об экономике Крыма и соответственно о полной деградации крымской экономики,всего социально-экономического пространства в оккупированном Крыму.Падение качества жизни крымского населения.

Чем отличался 2017-й год?Как итог 2017-го можно говорить о том,что,во-первых,это был год,в котором очень ярко проявилась деградация системы здравоохранения в Крыму.

Во-вторых,это год начала ликвидации права собственности,с точки зрения прав частной, индивидуальной собственности человека,домохозяйства.Если за предыдущие три года оккупации в основном оккупанты экспроприировали государственную собственность Украины или частную собственность,но только лишь в плоскости бизнеса: малого - разрушения рынков,ликвидации мелких частных предприятий; среднего,крупного - экспроприации крупных предприятий,санаториев,так называемой национализации с попытками перепродажи в дальнейшем.Все это мы наблюдали.

В 2017-м году наступил следующий этап:

- Это отъем частного жилья под интересы оккупантов,и эти все интересы связаны как раз-таки с развитием военной базы и в том числе инфраструктурными проектами,которые должны обеспечить жизнедеятельность военной базы.

- Отъем земельных участков.Больше всего это проявилось в районах строительства Керченского моста,трассы Таврида и в Севастополе,где создан центр военной базы оккупантов,где штаб,управление и все остальное.

В-третьих,по сути,в Крыму ликвидировано право на труд в том понимании,в котором понимаем его мы,в котором его понимают в западной цивилизации.Когда люди имеют равные базовые условия на труд,а дальше уже в рамках конкуренции,в зависимости от компетенций,которые человек приобрел за время своей жизни.

Почему мы говорим о том,что в Крыму это уже произошло?2017 год показал,что приоритетом при предоставлении более высокооплачиваемых рабочих мест имели люди, которых в нарушение международных норм,международного гуманитарного права переселяли с материковой части России в оккупированный Крым.И более высокооплачиваемые должности,в первую очередь,руководящие в местных органах самоуправления,в коммерческих предприятиях,в системе здравоохранения,в системе образования и т.д. предоставлялись так называемым сегодня в Крыму "понаехавшим",а не жителям Крыма.В том числе и за счет снижения уровня заработной платы,за счет увеличения требований к исполняемой работе (в первую очередь,они связаны с дополнительной отчетностью,документоведением и т.д) для местного населения.

Т.е. создали условия,при которых уровень заработной платы не является взаимосоответствующим предъявляемым к работнику требованиям и возложенным на него обязанностям.И крымчанам в последнюю очередь с точки зрения проводимых "конкурсов" предлагались рабочие места и т.д.Приоритет для мигрантов с материковой России.

В 2018-м году все эти перечисленные тенденции получат свое развитие,потому что задача оккупантов укреплять и развивать созданную военную базу.Задача оккупантов продолжить пока еще мягкое выдавливание жителей Крыма,граждан Украины с оккупированной территории - они им там не нужны.С точки зрения оккупантов - это потенциально нелояльное население.

Мы уже неоднократно на протяжении четырех лет озвучивали свое мнение о том,что та военная база,которую оккупанты создали и развивают в Крыму,требует 500 тысяч, максимум,до миллиона гражданского населения для обслуживания этой базы.Остальное население лишнее.Оккупанты будут продолжать решать эту двуединую задачу: сократить численность населения в Крыму и заменить его на более лояльное население - материковых жителей Российской Федерации.

Все эти тенденции,направления через ухудшение качества здравоохранения,ухудшения качества образования и жизни населения оккупированного Крыма в целом,уменьшение заработных плат для крымчан,дальнейшее увеличение тарифов,увеличение налогового давления,цен - это все в 2018 году будет продолжаться.И соответственно будет развиваться уныние,страх будущего,рост недовольства теми жизненными реалиями, которые сегодня в оккупации имеют крымчане,независимо от того,к какой социально-политической группе они относятся,т.е. это были про-украинские или это были про-российские жители Крыма,или те,которые оценивали все происходящее через качество личной жизни.

В сложившихся условиях,для приближения момента деоккупации полуострова украинской власти необходимо прекратить практику формирования ложных реальностей и пиар использования темы оккупированного Крыма.Необходимо перейти к последовательному формированию внутренней политики по отношению к оккупированному полуострову в рамках норм действующего законодательства и реализации направлений,которые определены Рекомендациями парламентских слушаний по Крыму в июне 2016 года.

С момента принятия упомянутых Рекомендаций прошло полтора года.Ни одного пункта утвержденных депутатами Верховной Рады Рекомендаций ни законодательная,ни исполнительная вертикаль власти не выполнила.Если в 2018 году отношение украинской власти к формированию внутренней политики и созданию условий будущей деоккупации Крыма не изменится - говорить о временной перспективе восстановления территориальной целостности Украины бессмысленно!

Киев – На прошедшей неделе лидеры крымскотатарского народа анонсировали гражданскую блокаду оккупированного Крыма. Представители Меджлиса, активисты и народные депутаты в конце сентября намерены выехать на админграницу с полуостровом и заблокировать движение фур с украинскими продуктами, которые, несмотря на оккупацию, продолжают поступать на полуостров. О том, какие шансы у этой акции на успех, а также почему украинские власти не спешат отменять закон о свободной экономической зоне «Крым» и возвращать оккупированный полуостров, мы говорим с экономическим экспертом благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Юрием Смелянским.

Парадоксально, но факт: кормить оккупированный полуостров без уплаты налогов в бюджет украинскому бизнесу позволяет закон о СЭЗ «Крым», принятый в прошлом году. При этом продукты, попадающие на полуостров, редко доходят до крымчан, чаще всего они перегружаются и через паромную переправу отправляются на Кубань, отмечают в Меджлисе. Таким образом, Украина кормит не только оккупантов в Крыму, но и агрессора в России. Эксперты и общественность уже несколько месяцев призывают власти отменить закон о СЭЗ «Крым». В парламенте еще летом были зарегистрированы альтернативные законопроекты, отменяющие его действие. Однако до сих пор они так и не вынесены на обсуждение в сессионный зал. В связи с этим представители Меджлиса и общественные активисты решили повлиять на ситуацию, самостоятельно перекрыв путь украинским фурам на полуостров.

Поставлять украинские продукты в оккупированный Крым на сегодня позволяет закон о СЭЗ «Крым », который действует уже несколько месяцев и, вопреки публичным заявлениям различных политиков, его никак не отменят. Способна ли гражданская блокада Крыма, анонсированная лидерами крымскотатарского народа повлиять на ситуацию и привести к отмене этого закона?

– Объявленная акция – это проявление гражданской позиции по отношению к тем процессам, которые в условиях войны происходят в стране. И это может повлиять на изменение точки зрения представителей власти в процессе принятия решений в отношении оккупированной территории Крыма, а также оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей.

Какой должна быть эта акция, чтобы стать эффективной?

– Мы с вами прекрасно помним акции, которые проводили представители крымскотатарского народа в борьбе за восстановление своих прав в Крыму. Когда они были не согласны с определенными решениями властей, они выходили, например, на пешеходный переход, устанавливали цепочку движения по нему, а фактически перекрывалась трасса. Действия на админгранице с Крымом, которые анонсируются, призваны обратить внимание на то, что гражданское общество в моно- или мультинациональном составе не согласно с тем, что происходит, но у него не остается других способов быть услышанным властью. Гораздо эффективнее объявленная акция будет в том случае, если гражданское общество Украины максимально поддержит эту акцию. При проведении подобных акций, в том числе, крепнет мощь и сплоченность украинской политической нации.

Все ли способы быть услышанными украинской властью исчерпаны? Отмена закона о СЭЗ «Крым » позволила бы решить проблему и ничего не пришлось бы блокировать на админгранице. Народные депутаты Украины Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев, которые инициировали гражданскую блокаду Крыма, могли бы этот процесс начать.

Мы переоцениваем роль одного, двух или пяти депутатов в парламенте. У нас все-таки их больше 400

– Мы переоцениваем роль одного, двух или пяти депутатов в парламенте. У нас все-таки их больше 400. Депутат или группа депутатов могут инициировать либо рассмотрение какого-либо острого вопроса (слушания комитетские или парламентские), либо принятие законопроектов. Сможет ли депутат или группа депутатов повлиять на то, чтобы внесенный законопроект был реально рассмотрен в определенные сроки, – это вопрос.

Если вы помните, в июне группа депутатов инициировала рассмотрение законопроекта о внесении изменений в закон об оккупированных территориях. В переходных положениях этого законопроекта (в пункте 2-м) содержалась норма о ликвидации норм действия закона о СЭЗ «Крым». Но он до сих пор на рассмотрение не вынесен. Я не думаю, что группа депутатов, которая работала над этим документом, не заинтересована в том, чтобы итоги их труда были рассмотрены в сессионном зале.

Затем в парламент был внесен еще один вариант изменений в этот закон (об оккупированной территории). Но не рассматривается ни один. Смогут ли Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров единолично «продавить» рассмотрение какого-либо законопроекта, который ликвидирует закон о СЭЗ «Крым»? Эта вероятность – 50/50. Но тут же введем поправочный коэффициент, что есть группа лоббистов, которые тратили свои деньги на то, чтобы этот закон был принят. Им что, не интересно, чтобы он продолжал действовать? Конечно, интересно! И у этих лоббистов есть свои депутаты, которые будут работать на то, чтобы не только не принять альтернативный законопроект, а чтобы даже не допустить его рассмотрения.

Кто эти лоббисты?

– Лоббисты известны. Это все те представители украинского крупного бизнеса, которые имели работающие активы в Крыму в дооккупационный период и которым закон о СЭЗ «Крым» позволил на законных основаниях перерегистрировать эти свои крымские активы как резидентов государства-оккупанта и продолжать безболезненно и с большей выгодой вести бизнес.

Известно ли, во сколько представителям бизнеса обошлось принятие закона о СЭЗ «Крым »?

– Нет, мне неизвестно.

– «Майдан иностранных дел » несколько месяцев назад представил свою стратегию возвращения Крыма под контроль Украины. Экономическая блокада там значится как одно из основных условий для деоккупации полуострова. Инициатива лидеров крымскотатарского народа коррелируется с вашей стратегией.

– Замечательно. Если наши взгляды имеют поддержку в гражданском обществе, это приятно. Раз наши взгляды находят положительный отклик, то ценности, на которых базируются наши взгляды, разделяются и воспринимаются и другими группами гражданского общества в стране. Это очень хорошо.

Вы поддерживаете эту акцию?

– Мы – сторонники того, чтобы власть правильно выстраивала стратегию и тактику с точки зрения восстановления территориальной целостности страны. И мы сторонники того, что власти и гражданскому обществу в Украине допустимо использовать любые мирные невоенные действия для создания условий, которые могут привести к деоккупации своей территории, которая на сегодняшний день контролируется страной-агрессором.

Почему предложенная вами стратегия не стала государственной?

– Это вопрос к власти. Мы стратегию презентовали на разных уровнях, в том числе для представителей власти и дипломатических кругов. Круг людей, которые знают об этой стратегии, достаточен для того, чтобы власть тоже о ней узнала. Мы знаем, что представители власти ее читали.

– Сегодня есть ощущение, что Крым невыгодно освобождать от оккупации – ни украинской власти, ни бизнесу. Поскольку на аннексии активно зарабатывают деньги и одни, и другие. Может, в этом причина такой пассивности властей в отношении формирования государственной стратегии возвращения полуострова под контроль Украины?

В стране существует достаточно влиятельная группа людей, которая имеет возможность вести бизнес на оккупированной территории Крыма без уплаты при этом налогов в совокупный бюджет Украины

– На сегодняшний день в стране существует достаточно влиятельная группа людей, которая имеет возможность вести бизнес на оккупированной территории Крыма без уплаты при этом налогов в совокупный бюджет Украины. Если есть выгода, то любой бизнесмен будет заинтересован в том, чтобы такая ситуация продолжалась как можно дольше. Есть также интерес у других групп, которые зарабатывают деньги на контрабанде, то есть на криминальном бизнесе.

Зарабатывают на этом, в том числе, и оккупанты.

– Не бывает бенефициара только по одну линию фронта. Это всегда сообщество, которое в данном случае создано по обе линии фронта, и каждый участник имеет свою выгоду. По-другому налаживание подобной системы невозможно. Этим группам лиц тоже выгодно, чтобы ситуация с Крымом оставалась такой, как сейчас, как можно дольше. И здесь вопрос лишь в одном: насколько эта ситуация выгодна с точки зрении государственных интересов? В какой степени превалирует государственная позиция в принятии решений относительно действия норм закона о СЭЗ «Крым» и той политики, которую ведут сегодня власти Украины по отношению к оккупированной территории Крыма?

– Способны ли акции, подобные анонсируемым представителями Меджлиса, повлиять на то, чтобы важность государственных интересов в итоге перевесила над коммерческими?

– Да, способны. Это публичное выражение мнения гражданского общества, то есть избирателей. И чем более массовым оно будет, тем в большей степени власти страны вынуждены будут прислушиваться к существующему у народа Украины мнению.

Что можно говорить с точки зрения имеющихся тенденций в Крыму, и как они будут развиваться в дальнейшем. На протяжении без месяца четырех лет оккупации Крым развивался в определенном алгоритме, который оккупантами был задан еще в момент начала оккупации - развитие военной базы и все те последствия, которые с этим связаны.

Наша организация, "Майдан иностранных дел" в своих публикациях и выступлениях, неоднократно на протяжении всех этих четырех лет говорили о том, что туризм и военная база – это несовместимые вещи. Категории антагонисты. И теперь можно с уверенностью говорить о том, что это так. При этом речь идет не только о туризме, а в целом об экономике Крыма и соответственно о полной деградации крымской экономики, всего социально-экономического пространства в оккупированном Крыму. Падение качества жизни крымского населения.

Чем отличался 2017-й год? Как итог 2017-го можно говорить о том, что, во-первых, это был год, в котором очень ярко проявилась деградация системы здравоохранения в Крыму.

Во-вторых, это год начала ликвидации права собственности, с точки зрения прав частной, индивидуальной собственности человека, домохозяйства. Если за предыдущие три года оккупации в основном оккупанты экспроприировали государственную собственность Украины или частную собственность, но только лишь в плоскости бизнеса: малого - разрушения рынков, ликвидации мелких частных предприятий; среднего, крупного – экспроприации крупных предприятий, санаториев, так называемой национализации с попытками перепродажи в дальнейшем. Все это мы наблюдали.

В 2017-м году наступил следующий этап:

Это отъем частного жилья под интересы оккупантов, и эти все интересы связаны как раз-таки с развитием военной базы и в том числе инфраструктурными проектами, которые должны обеспечить жизнедеятельность военной базы.

Отъем земельных участков. Больше всего это проявилось в районах строительства Керченского моста, трассы Таврида и в Севастополе, где создан центр военной базы оккупантов, где штаб, управление и все остальное.

В-третьих, по сути, в Крыму ликвидировано право на труд в том понимании, в котором понимаем его мы, в котором его понимают в западной цивилизации. Когда люди имеют равные базовые условия на труд, а дальше уже в рамках конкуренции, в зависимости от компетенций, которые человек приобрел за время своей жизни.

Почему мы говорим о том, что в Крыму это уже произошло? 2017 год показал, что приоритетом при предоставлении более высокооплачиваемых рабочих мест имели люди, которых в нарушение международных норм, международного гуманитарного права переселяли с материковой части России в оккупированный Крым. И более высокооплачиваемые должности, в первую очередь руководящие в местных органах самоуправления, в коммерческих предприятиях, в системе здравоохранения, в системе образования и т.д. предоставлялись так называемым сегодня в Крыму "понаехавшим", а не жителям Крыма. В том числе и за счет снижения уровня заработной платы, за счет увеличения требований к исполняемой работе (в первую очередь они связаны с дополнительной отчетностью, документоведением и т.д) для местного населения.

Т.е. создали условия, при которых уровень заработной платы не является взаимосоответствующим предъявляемым к работнику требованиям и возложенным на него обязанностям. И крымчанам в последнюю очередь с точки зрения проводимых "конкурсов" предлагались рабочие места и т.д. Приоритет для мигрантов с материковой России.

В 2018-м году все эти перечисленные тенденции получат свое развитие, потому что задача оккупантов укреплять и развивать созданную военную базу. Задача оккупантов продолжить пока еще мягкое выдавливание жителей Крыма, граждан Украины с оккупированной территории – они им там не нужны. С точки зрения оккупантов - это потенциально нелояльное население.

Мы уже неоднократно на протяжении четырех лет озвучивали свое мнение о том, что та военная база, которую оккупанты создали и развивают в Крыму, требует 500 тысяч, максимум до миллиона гражданского населения для обслуживания этой базы. Остальное население лишнее. Оккупанты будут продолжать решать эту двуединую задачу: сократить численность населения в Крыму и заменить его на более лояльное население – материковых жителей Российской Федерации.

Все эти тенденции, направления через ухудшение качества здравоохранения, ухудшения качества образования и жизни населения оккупированного Крыма в целом, уменьшение заработных плат для крымчан, дальнейшее увеличение тарифов, увеличение налогового давления, цен – это все в 2018 году будет продолжаться. И соответственно будет развиваться уныние, страх будущего, рост недовольства теми жизненными реалиями, которые сегодня в оккупации имеют крымчане, независимо от того, к какой социально-политической группе они относятся, т.е. это были проукраинские или это были пророссийские жители Крыма, или те, которые оценивали все происходящее через качество личной жизни.

В сложившихся условиях, для приближения момента деоккупации полуострова украинской власти необходимо прекратить практику формирования ложных реальностей и пиар использования темы оккупированного Крыма. Необходимо перейти к последовательному формированию внутренней политики по отношению к оккупированному полуострову в рамках норм действующего законодательства и реализации направлений, которые определены Рекомендациями парламентских слушаний по Крыму в июне 2016 года.

С момента принятия упомянутых Рекомендаций прошло полтора года. Ни одного пункта утвержденных депутатами Верховной Рады Рекомендаций ни законодательная, ни исполнительная вертикаль власти не выполнила. Если в 2018 году отношение украинской власти к формированию внутренней политики и созданию условий будущей деоккупации Крыма не изменится – говорить о временной перспективе восстановления территориальной целостности Украины бессмысленно!

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Кремлевские власти, в очередной попытке убедить мировое сообщество в том, что оккупированная территория Крыма безвозвратно стала частью РФ, вновь выходят за рамки правового поля своей же страны.

Институт российской системы выборов регулируется в соответствие с Конституцией РФ федеральным законодательством. В Конституции это статьи 3; 10; 12; 32; 62; 81; 84; 94; 95; 96; 97 и другие. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый в 2014 году. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый в 2002 году. В 2014 году ЦИК РФ в соответствии с действовавшим тогда законодательством, объявил о том, что выборы состоятся 4 декабря 2016 года. Однако, начиная с весны 2015 года депутатами Госдумы VI созыва рассматривался вопрос о переносе выборов с 4 декабря 2016 года на более ранний срок. В числе возможных дат досрочных выборов назывались второе и третье воскресенья сентября, а также различные даты в октябре и ноябре 2016 года. В результате уже в июле были приняты и подписаны Президентом РФ поправки в соответствующий федеральный закон, в результате которых выборы были перенесены на третье воскресенье сентября. Данное решение распространяется не только на Выборы 2016 года, но и на все последующие выборы депутатов Государственной Думы. Незадолго до окончательного принятия поправок, вопрос об их законности рассматривался в Конституционном Суде РФ, который пришел к выводу, что однократное и незначительное отклонение от конституционного 5-летнего срока существования очередного созыва Государственной Думы не противоречит Основному Закону РФ.

17 июня 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Указ № 291, в соответствии с которым выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначаются на 18 сентября 2016 года.

Согласно действующему законодательству, выборы в Государственную Думу проходят по смешанной системе. Это означает, что голосовать можно будет и за партийный список (единый федеральный округ), и за кандидатов в одномандатных округах. По одномандатным округам будет избираться ровно половина численного состава Госдумы — 225 человек из 450 депутатских мандатов Государственной Думы. Другая половина распределяются между списками политических партий.

По единому федеральному округу партии выдвигают списки кандидатов, состоящие из одной федеральной группы кандидатов и нескольких региональных групп. В федеральной части списка может быть не более 10 кандидатов, а количество региональных групп должно составлять не менее 35 (верхней планки закон не устанавливает). Кандидатов в списке может быть от 200 до 400 человек.

В России партии сами решают, каким образом отбирать лиц, выдвигаемых ими в качестве кандидатов. В 2016 году были два основных способа выдвижения: проведение праймериза и выдвижение партийным съездом (партийной конференцией). В первом случае претендент на выдвижение в качестве кандидата должен пройти процедуру первичных выборов, на которых за него голосуют либо выборщики, либо все граждане. При этом даже если партия провела праймериз, то партийное руководство вовсе не обязано выдвигать победителей в качестве кандидатов. Например, «Единая Россия» провела 22 мая 2016 года праймериз, на котором мог проголосовать любой желающий гражданин России. Победителям этих праймеризов было обещано выдвижение от партии в Государственную думу. Однако ряд победителей был снят без объяснения причин, а вместо них «Единая Россия» выдвинула лиц, проигравших праймериз или вовсе в них не участвовавших. Также праймериз провели несколько небольших партий, не представленных в Государственной думе России.

В рамках осуществляемых действий и принятия решений по подготовке к проведению выборов в Государственную Думу РФ территория оккупированного Россией Крымского полуострова также была включена в этот процесс. На оккупированной территории Крыма создано 4 одномандатных избирательных округа (1 - г. Севастополь, 3 - по остальной территории оккупированной Автономной республике Крым). Не смотря на то, что оккупантами в 2014 году проведена перепись населения на всей оккупированной территории, данные по численности избирателей взяты по итогам выборов в Верховную Раду Украины в 2012 году.

Выборы (период)

г. Севастополь

Всего избирателей

Исходя из опубликованных данных, допустимо говорить о том, что с территории оккупированного Крыма выбытие населения составило, за период оккупации, 70703 человека. Хотя эти данные не совсем объективны. Так как, по заявлению представителей коллаборационистской власти в г. Севастополе, за период оккупации только в Севастополь прибыло с материковой части России дополнительного населения порядка 100000 человек. Соответственно, допустимо утверждать, что объективные данные о количестве избирателей в Крыму оккупантов не интересуют.

Всего в предстоящих выборах принимают участие 22 политических партий РФ. Из них 17 политических партий выдвинули своих кандидатов по оккупированной территории Крыма.

  1. Всероссийской политической партии «Единая Россия»
  2. Всероссийской политической партии «Партия Великое Отечество »
  3. Всероссийская политическая партия «Партия Роста»
  4. Всероссийская политическая партия «Партия Родина»
  5. Общественная организация - Политическая партия «Партия родителей будущего»
  6. Общероссийская политическая партия «Воля»
  7. Политическая партия «Гражданская платформа»
  8. Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России
  9. Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
  10. Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России
  11. Политическая партия народной свободы ПАРНАС
  12. Политическая партия «Патриоты России»
  13. Политическая партия «Родная партия»
  14. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»
  15. Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость»
  16. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»
  17. Политическая партия «Справедливая Россия»

Всего по созданным в оккупированном Крыму избирательным округам выдвинулось 149 человек. В том числе:

Политическими партиями - 137 человек;

Путем самовыдвижения - 12 человек.

По единому партийному федеральному списку выдвинуто 127 человек, из них 27 по одномандатным округам. Еще 10 человек были поддержаны в своем выдвижении по одномандатным округам.

Отказано в регистрации кандидатами на выборах 37 соискателям статуса депутата Государственной Думы России. Отказалось от участия в выборах после регистрации кандидатами 2 человека. Потерял статус выдвигаемого кандидата 1 человек по решению политической партии.

Полностью отказано в регистрации кандидатам от политических партий: Всероссийской политической партии «Партия Великое Отечество »; Общественная организация - Политическая партия «Партия родителей будущего»; Общероссийская политическая партия «Воля»; Политическая партия «Родная партия», а так же всем самовыдвиженцам.

В итоге для участия в выборах на оккупированной территории Крыма центральной избирательной комиссией РФ зарегистрировано 109 кандидатов. Из них 88 человек имеют регистрацию места проживания в оккупированном Крыму. Следовательно, эти люди помимо паспорта гражданина Российской Федерации имеют паспорт гражданина Украины.

Для справки.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Статья 4. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

7. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

13. Гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

3-1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 29. Статус членов комиссий

1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а так же граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

О чем, в применении к ситуации с выборами 18 сентября 2016 года в Государственную Думу РФ в оккупированном Крыму, говорит федеральное законодательство РФ? Все 88 человек, которые имеют крымскую регистрацию и выдвинуты кандидатами в депутаты Государственной Думы, являются гражданами и Российской Федерации, и гражданами Украины. Все эти люди до оккупации где-то работали, получали заработную плату в украинских предприятиях и учреждениях, открывали депозиты в украинских банках, брали в них кредиты. Соответственно, и об этом говорят приведенные выдержки из российского законодательства, они не имеют права быть избранными, а значит и выдвинутыми, депутатами Государственной Думы РФ. Та же ситуация в отношение лиц, которые будут работать в избирательных комиссиях любого уровня в Крыму. В случае, если хотя бы один кандидат будет избран на территории оккупированного Крыма Государственная Дума РФ теряет свою легитимность, так как депутат от оккупированной территории Крыма в момент выборов находился вне рамок правового поля России по этому вопросу. Причины:

1. Кандидаты (избранный депутат), которые имеют, крымскую регистрацию являются, в этой ситуации, еще и гражданами Украины. Законодательством РФ это запрещено.

2. Решение по итогам выборов, которое примет избирательная комиссия, сформированная на территории оккупированного Крыма из жителей Крыма, будет не законным, так как в комиссии при принятии решения участвовали граждане Украины. Это тоже запрещено действующим законодательством РФ о выборах.

Исходя из изложенного, любое решение, которое примет сформированный состав Государственной Думы РФ нового созыва при участии депутатов от оккупированной территории Автономной республики Крым и г. Севастополя не будет иметь юридической силы, так как за него будут голосовать лица находящиеся вне рамок правового поля РФ.

1. Всем жителям оккупированной территории Крыма. Не зависимо от того что они сожгли, порвали, выбросили, сдали в миграционную службу РФ или хранят дома свои паспорта гражданина Украины - отказаться от участия в предстоящих 18 сентября 2016 года выборов. Как в качестве кандидатов в депутаты, так и в качестве членов избирательных комиссий.

2. Если предыдущая рекомендация для них не приемлема, то сдать свои заграничные паспорта. Они им больше не пригодятся, так как все эти лица будут включены в соответствующие списки и им будет закрыта возможность получить визу на въезд или просто въехать на территорию страны, которая чтит международное право.

3. Украине, поздравить Российскую Федерацию с будущим нелегитимным парламентом.

4. Украинской власти. Эффективно использовать созданный российскими властями инструмент воздействия на оккупанта, на всех политико-дипломатических площадках. Зафиксировать всех кандидатов, членов избирательных комиссий (по возможности), проверить информацию в отношении официального выхода из гражданства Украины тех лиц, которые на момент начала работы в избирательных органах или выдвижения кандидатом, имели украинское гражданство. Возбудить против граждан Украины - участников выборов уголовные дела, информировать об этом международное сообщество. Зафиксировать всех граждан РФ, которые принимают участие в выборах или их организации на территории оккупированного Крыма. Ввести против них санкции, возбудить уголовные дела. Внести предложения о применении соответствующих подходов, к указанным лицам, странам, которые ввели санкции против РФ после оккупации и принятии РФ решения об аннексии Крымского полуострова. Подготовить политическую и правовую аргументацию по непризнанию легитимности Государственной Думы нового созыва, как итога выборов 2016 года, со всеми вытекающими из такого решения последствиями. Отработать систему правовых аргументов по признанию недействительными полномочий российской делегации в межпарламентских и других международных организациях. Проводить мониторинг и своевременно обращать внимание иностранных государств на недопустимость участия так называемых «депутатов», избранных от Крыма и г. Севастополя, в работе межгосударственных органов, в том числе делегаций РФ в эти государства."