Зернохранилища и зерносклады. Спецхран для зерна -агротехника и технологии

Целью разработки является обоснование экономической эффективности инвестиций в строительство и организацию работы современного зернового элеватора мощностью единовременного хранения 35 000 тонн. Рассматриваемое в проекте предприятие планирует приобрести современное, высокотехнологическое элеваторное оборудование, произвести его монтаж и отладку, наладить приемку и отгрузку зерна, а также все необходимые операции по его хранению и доработке.

Реализация проекта проходит в несколько этапов:
1-й этап. Технологическое проектирование нового элеваторного комплекса:
2-й этап. Разработка проектно-сметной документации элеватора:
3-й этап. Поставка оборудования, строительные работы и управление
4-й этап. Обучение персонала.

Планируется инвестировать 240 000 000 рублей.

Зерновой элеватор предусматривает строительство элеватора общей вместимостью 35 000 тонн, предназначенного для хранения различных зерновых культур. Физический вес, качество - элеватор оценивает эти параметры у поступающего сырья. Стоимость элеватора также определяется его оснащением выработкой, занимаемой площадью, количеством принимаемого и подрабатываемого зерна в час.

Для крестьянских хозяйств вырастить урожай - только половина дела. Сегодня не менее важно его сохранить, то есть, выражаясь языком специалистов, сберечь качественные показатели зерна. Ведь теперь пшеница превратилась в товар, который необходимо выгодно продать. Обеспечить сохранность выращенной сельхозпродукции, от которой зависит продовольственная безопасность региона, да и страны в целом, - основная цель элеватора.

В свете высокого урожая зерновых и масличных культур этого года особо остро проявилась проблема доступа к элеваторным мощностям. В настоящий момент бизнес-стратегия многих зерновых компаний предполагает строительство собственного элеватора для накопления, доработки и хранения партий зерна, закупленных у товаропроизводителей в начале сезона, с целью более выгодной реализации зерна в более поздние периоды сезона. С другой стороны, для многих товаропроизводителей появление в регионе нового элеватора, закупающего зерно и оказывающего услуги по его хранению и доработке, также является важным сигналом к началу более тесного сотрудничества с зерновой компаний, владеющей элеватором.

Рассматриваемое в бизнес-плане предприятие будет оказывать следующие услуги:

Помощь в приемке или отгрузке железнодорожным или автомобильным транспортом партий зерна, по которым уже заключен договор покупки или продажи;

Размещение партии зерна на ответственное хранение до того времени, когда владелец найдет покупателя;

Прием зерна на консигнацию, т.е. с поручением найти покупателя и совершить сделку;

Выполнение подработки рядового или семенного зерна до определенных кондиций или других технологических операций;

Осуществление обмена партии зерна на другой вид зерновой культуры, на семена, на готовую продукцию (комбикорм, муку, отруби, кормовые отходы);

Осуществление доставки зерна с территории владельца.

Подработка зерна в полном объеме по условиям договора складского хранения зерна будет включать:

Первичную очистку зерновой культуры;

Сушку зерна;

Вторичную очистку зерна;

Активное вентилирование зерна;

Охлаждение зерна;

Защита зерна от вредителей;

Изъятие механически поврежденного или мелкого зерна;

Разделение культур;

Другие услуги по доводке зерна.

Элеватор рассчитан на хранение следующих видов зерна: кукуруза, пшеница, ячмень, рапс, подсолнечник, соя, зернобобовые.
Инфраструктура элеватора подразумевает наличие железнодорожной ветки на территории предприятия и близкое расположение предприятия к транспортным магистралям и достаточному количеству аграрных производителей. Для реализации проекта необходимо 240 млн.руб.

Срок окупаемости проекта - 5,5 лет. В инвестиционном разделе описана структура инвестиционного проекта, представлены его этапы и основные ресурсы, а также стоимость каждого из этапов проекта, сроки его выполнения и организационный план мероприятий. В маркетинговом разделе бизнес-плана выполнен анализ рынка зерна и ситуации на рынке элеваторных услуг, представлены основные принципы ценообразования на рынке и возможная рыночная позиция нового предприятия, анализ основных конкурентов, описаны тенденции и прогнозы развития зерновой отрасли и элеваторной промышленности.

На рынке возобладал интересный тренд: стационарные элеваторы уступают место небольшим модернизированным хранилищам хозяйств. Агрохолдинги тоже строят или покупают индустриальные мощности для размещения зерна. Они нужны, чтобы сохранить маржу основного бизнеса: обеспечить кормами мясное производство или выгодно продать собранный урожай.

Масштабные инвестиции в АПК и рост сельхозпроизводства обострили инфраструктурные проблемы отрасли: в стране не хватает современных мощностей для хранения. Дефицит одних только линейных элеваторов в сезоне-2008/2009 при рекордном урожае (108 млн т), по данным «Рус-агротранса», составил 28 млн т. В зерновом секторе это приводит к серьезным потерям урожая, высоким ценам за хранение и, соответственно, снижению рентабельности производства и сезонным колебаниям цен на внутреннем рынке. Кроме того, нехватка элеваторов ограничивает экспортный потенциал. В 2010 году Минсельхоз разработал ведомственную целевую программу «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка». За два года ее реализации (2011-2012) планировалось увеличить мощности по подработке, хранению и перевалке зерна на 6,1 млн т благодаря субсидированию инвесткредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию элеваторов. На эти цели из федерального бюджета планировалось направить около 3,6 млрд руб. на условиях регионального софинансирования. К моменту принятия программы, по данным Росстата , вместимость хранилищ зерна в стране была на уровне 118 млн т — формально больше, чем объемы урожаев, включая рекордный 2008 год. Но 66 млн т общих мощностей приходилось на емкости сельхозпроизводителей, 70% которых, в свою очередь, представляют собой склады и амбары, построенные в 1950-70-х годах. В таких условиях невозможно качественное хранение — в частности, теряется 10-20% помещенного в такие емкости зерна. А индустриальные мощности — собственно, элеваторные — сильно изношены. По данным Минсельхоза, износ основных средств и оборудования составляет 70-80%, а энерго- и капиталоемкость старых предприятий на 30-40% выше современных. Подработка и хранение зерна на таких устаревших площадках, как правило, экономически невыгодны сельхозпроизводителям.

Объемы без качества

Основная проблема хранения в том, что подавляющее большинство элеваторов — наследство советских времен, они не отвечают современным технологическим и логистическим требованиям, уверен директор департамента информационно-аналитического обеспечения Российского зернового союза (РЗС ) Рудольф Булавин. Сказывается и специфика расположения хранилищ с ориентацией на инфраструктуру плановой экономики. «Предполагалось, что профицитные по зерну регионы будут сразу отправлять урожай в места потребления. В дефицитных — таких как Москва, Санкт-Петербург, Челябинская область, Пермь — создали мощности для хранения зерна по полгода или году, — рассказывает эксперт. — Поэтому теперь в некоторых областях с высокой урожайностью то и дело возникает проблема нехватки хранилищ». По данным РЗС , сейчас формально имеющихся в стране элеваторов достаточно: средний валовый сбор в последние годы составляет 85 млн т, а номинальная мощность промышленного хранения превышает 100 млн т (более 75% — элеваторы и хлебоприемные пункты, остальное — хранилища зерноперерабатывающих предприятий). Трудности с размещением зерновых бывают только в очень урожайные годы, подтверждает генеральный директор «Русского зерна» Алексей Верхотуров, ссылаясь на опыт своей компании.

По статистике все хорошо, но нужно смотреть, сколько мощностей у нас реально работают, говорит первый зампред Комитета по аграрным вопросам Госдумы Айрат Хайруллин. По его словам, в России всего 38 млн т действующих элеваторных емкостей плюс склады в хозяйствах где-то на 25 млн т, то есть в общей сложности можно единовременно разместить только 63 млн т. Оценка основана на данных регионов, поясняет Хайруллин. Также необходимо учитывать, что на элеваторы складируют не только зерно, и часть емкостей заполняют другими агрокультурами. «А зимой 2010 года из-за сильных снегопадов по всей стране обрушилось очень много складов хозяйств и ХПП советской постройки — главным образом, зданий, построенных до 1970-х годов», — добавляет он. 63 млн т —это еще оптимистичные цифры, уверен Хайруллин, поскольку выбытие старых мощностей опережает ввод новых. Учитывая, что, кроме урожаев, нужно хранить переходящие запасы и семена, сбор даже 80-82 млн т зерновых может привести к обрушению цен на внутреннем рынке, беспокоится он. «Чтобы этого не произошло, мы должны активнее строить элеваторы, особенно в зерносеющих регионах», — заключает Хайруллин. По данным Минсельхоза, в прошлом году мощности единовременного хранения были увеличены почти на 645 тыс. т. «А в целом за пять последних лет их прирост составил где-то 2,6 млн т, так что ситуация не застойная», — указывает Булавин. С точки зрения объемов, имеющейся инфраструктуры хранения (примерно 100 млн т) достаточно для складирования нынешних урожаев, тем более что в ЮФО зерно оперативно отгружают на экспорт, говорит руководитель отдела анализа рын- ков «Русагротранса » Игорь Павенский. Другое дело, что только около трети мощностей более-менее соответствуют современным требованиям и способны обеспечить качественное хранение, а остальные нуждаются в существенном обновлении, добавляет он. Группа «Агро-Белогорье » — крупный потребитель зерна — постоянно ощущает нехватку качественных емкостей, поддерживает Павенского Андрей Матвейчук, возглавляющий отдел ресурсного обеспечения дирекции по растениеводству и животноводству компании. Холдинг выходит из положения, оптимизируя логистику, объясняет он: «[С момента сбора урожая] до ноября мы пользуемся временными хранилищами без угрозы потери качества зерна». За этот период комбикормовые заводы успевают переработать его и освободить место под новое, которое в течение нескольких месяцев тоже перерабатывается.

Кому что выгодно

Если агрокомпания рассчитывает на устойчивую рентабельность, то ей не обойтись без своих хранилищ, чтобы не продавать весь урожай сразу, говорит Булавин из РЗС . «Конечно, какие-то амбары есть у любого хозяйства, но нужны конструкции, позволяющие сохранить зерно хотя бы в течение года без серьезных потерь качества», — отмечает он. Необязательно инвестировать в классический элеватор с подработкой и перевалкой из силоса в силос — достаточно складов или мини-элеваторов для непродолжительного хранения (до четырех месяцев), уточняет Павенский. Как раз такие объекты в основном и строят аграрии. В большие элеваторы объемом от 200 тыс. т вкладываются крупные производители и агрохолдинги, привлекающие при реализации этих проектов средства федерального и региональных бюджетов. По наблюдениям гендиректора компании «Агроко » Алексея Иванова, сейчас элеваторы строят те, кто хочет купить зерно в сезон по минимальной цене, а потом партиями перерабатывать. Такая стратегия, например, у производителей мяса, имеющих комбикормовые производства. У «Агро-Белогорья» два завода, где вырабатывают корма. Зерновое сырье складируется на собственных элеваторах, напольных складах и в хранилищах агрофирм группы. Все эти мощности вмещают 280 тыс. т, и еще 30 тыс. т можно разместить на временное хранение, перечисляет Матвейчук. «При хорошем урожае мы закрываем собственные потребности на 60-70%», — подытоживает он. За последние три года «Агро-Белогорье » создало мощностей для постоянного хранения зерна более чем на 75 тыс. т. По опыту заместителя президента холдинга АВГ (строительство элеваторов) Сергея Цаллагова, в собственных мощностях прежде всего заинтересованы агрохолдинги и стабильно развивающиеся крупные хозяйства. Верхотуров из «Русского зерна» тоже говорит, что средняя или небольшая компания никогда не окупят элеватор, даже если найдут средства на его постройку. «Средняя стоимость строительства — $200 за тонну хранения, — делится он расчетами. — Зерно хранится по полгода, в среднем по цене $2,5-3/т с НДС в месяц. То есть если хранить на своих мощностях, то с каждой тонны можно заработать $12-15. С учетом ставки дисконтирования, сложно даже предположить, за какое время инвестиции в строительство окупятся». Мелким и средним игрокам выгоднее хранить зерно на условиях аутсорсинга или, собирая, сразу же продавать, поддерживает Верхотурова руководитель направления переработки самарской агрокомпании «Синко» Вячеслав Сурин. Крупные производители и трейдеры диверсифицируют хранение и отгрузку: часть, не складируя, продают, часть — размещают на своих элеваторах. Какие-то объемы, закупив в начале сезона, оставляют на надежных сторонних элеваторах, реализуя в период ценовых максимумов. «Компании с высоким уровнем технологий сельхозпроизводства получают чистое зерно, не требующее подработки, — рассказывает Иванов. — Его можно сразу закладывать в пластиковые рукава, а кукурузу — предварительно высушив». «Агроко » хранит пшеницу и кукурузу таким способом, а подсолнечник — в крытых складах площадью 10 тыс. м².

Дорого и сложно

Чтобы построить элеватор, необходимы не только серьезные финансовые ресурсы, но и готовность владельца к большому числу согласований и других формальностей. «Нужно получить свидетельство о регистрации потенциально опасного производственного объекта, пройти процедуру подтверждения соответствия закону о промбезопасности, требуется лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрыво- и пожароопасных производственных объектов, — перечисляет Булавин. — Само собой, придется все застраховать». Все эти расходы составят несколько процентов от стоимости закупленного оборудования, говорит Булавин, затрудняясь конкретизировать издержки. Объем инвестиций индивидуален, замечает Цаллагов из АВГ: все зависит от пожеланий заказчика, географического расположения элеватора, вложений в инженерную инфраструктуру и цен на стройматериалы. В среднем затраты на строительство варьируются от $200 до $250 за тонну хранения. По расчетам Булавина, они несколько больше — $240-300/т.

Строительство с нуля полнофункционального элеватора на 50 тыс. т стоит не менее 200 млн руб., знает Сурин из «Синко». Если средства заемные, то 11% годовых (без учета субсидий) — это еще 22 млн руб. Чтобы элеватор окупился за 20 лет, предприятие должно ежегодно получать не менее 10 млн руб. чистой прибыли. Таким образом, рассуждает топ-менеджер, минимальная чистая прибыль без учета процентов по кредиту должна составлять 32 млн руб./год. «Для этого, — продолжает Сурин, — валовая выручка элеватора емкостью 50 тыс. т должна быть почти 160 млн руб., а рентабельность — 20%, чего почти никогда не бывает. Одним словом, это почти нереальные цифры при нынешнем положении дел на рынке и динамике цен [на агрокультуры]». Даже если выручка элеватора с тонны масличных за сезон будет в среднем 3 тыс. руб. без НДС, а с тонны зерновых — около 1,5 тыс. руб., это означает необходимость принять, разместить, один раз опорожнить и вновь заполнить емкости примерно 20 тысячами тонн подсолнечника (60 млн руб.) и 67 тысячами тонн зерна (около 100 млн руб.). Выполнить такой бизнес-план почти невозможно, подытоживает Сурин. «У нас семь элеваторов общей мощностью 600 тыс. т, за 10 лет окупились еще не все», — делится Верхотуров из «Русского зерна». Компания не строила их, но инвестировала в покупку, реконструкцию и модернизацию.

Инвестиции в мощности все равно рано или поздно вернутся, рассуждает Булавин из РЗС : «С точки зрения здравого смысла у агропредприятия должен быть хотя бы мини-элеватор — с учетом волатильности рынка это надежное и долговременное вложение». Конечно, нужно не только использовать его как хранилище, но и обеспечивать оборачиваемость товарных партий, продавая одни и заполняя элеватор другими, добавляет он. Цаллагов отмечает, что окупаемость во многом зависит от расположения объекта (в регионе, где производится много зерновых, проект окупится намного быстрее), наличия в области / районе конкурирующих элеваторов, развитости и состояния транспортной инфраструктуры. Возможность зарабатывать на размещении зерна интервенционного фонда также может значительно ускорить возврат инвестиций, говорит он. Субсидии тоже снизят срок окупаемости: новая гос-программа предусматривает увеличение мощностей хранения зерна на 17 млн т и льготное кредитование таких проектов. Минсельхоз планирует, что на них ежегодно будет привлекаться примерно 91,8 млрд руб. инвесткредитов. Господдержку на строительство элеватора или зернохранилища получить вполне реально, уверен Булавин — при условии, что банк сочтет проект ликвидным и согласится кредитовать. Верхотуров рекомендует не строить, а покупать мощности для хранения, причем искать варианты, которые из расчета на тонну мощности дешевле возведения нового объекта. Но тогда почти наверняка придется инвестировать в реконструкцию или модернизацию, а новые владельцы, дешево купившие старый актив, не всегда на это готовы, замечает Булавин. По мнению гендиректора компании «Мелас» (входит в ГК «Агрико ») Владимира Погадаева, сейчас на рынке переломный момент: крупные стационарные элеваторы уступают место небольшим модернизированным хранилищам. «Во-первых, аграрии заинтересованы в снижении затрат на хранение зерна, а во-вторых, элеваторы обезличивают зерно и соблюдают достаточно спорную классность», — говорит он.

В 2005 г. аграрий из Новосибирской области Валерий Хиреев сдал на Краснозерский элеватор 700 т зерна. «При приемке был занижен уровень клейковины, указана повышенная сорность и влажность. В результате зерно было оценено как продукция более низкого сорта. За его хранение нам пришлось заплатить 200 тыс. руб.», — негодует он. Через год Хиреев решил обратиться на частный Алтайский элеватор. Партию в 1,27 тыс. т у него приняли всего за 38 тыс. руб. и с качеством «по факту», чем аграрий остался очень доволен. Но сейчас хозяйство Хиреева развивается, и он подумывает о покупке собственного зернохранилища.

Если хранить зерно «на стороне», можно потерять от 30 до 50% урожая, добавляет заместитель директора «Мелькомпинжинеринг» (Нижний Новгород, дистрибьютор оборудования для элеваторов фирмы Riela, Германия) Кирилл Голышев. «Помимо того, что на элеваторах часто занижают сортность зерна или могут неправильно его завесить, еще неизвестно, какого качества оно вернется к аграрию, если вообще вернется», — предостерегает он.

Однако генеральный директор «Ивантеевского Элеватормельмаша» (Московская обл., производство оборудования для элеваторов) Любовь Друзьяк уверена, что хозяйства стремятся строить свои зернохранилища вовсе не из-за потери доверия к элеваторам, а из-за нестабильности на рынке зерна. «Поскольку хранить продукцию на стороне стало довольно накладно, крестьяне стараются не продавать зерно «с колес», а держать у себя до момента роста цен», — объясняет гендиректор.

Дороговизна хранения, по ее мнению, обусловлена главным образом неполной загруженностью элеваторов. «В этом плане у отжившей системы, при которой все заботы о сохранности зерна брало на себя государство, были определенные плюсы: емкости зернохранилищ были почти полностью задействованы, поэтому доработка и хранение обходились дешевле», — вспоминает специалист.

Сдавать или строить

Проблемы с хранением зерна знакомы и главе КФХ «Толокнево» (Ставропольский край) Александру Толокневу. В хозяйстве есть два зернохранилища объемом по 2 т каждое. Но в 2007 г. там разместили семена, из-за чего товарное зерно были вынуждены сдать на элеваторы и в арендованные хранилища.

Претензий к стоимости хранения «на стороне» у агрария нет (за одну тонну хозяйство платит 100 руб./мес.), но качество, по его словам, оставляет желать лучшего. «Пшеницу четвертого класса они принимают как фураж, занижая качество зерна, — сетует Толокнев. — Но доказать что-либо практически невозможно, да и спорить, когда идет уборочная, времени нет: надо быстрее размещать зерно — вдруг дождь пойдет. Ведь тогда весь урожай потеряешь». В хозяйстве пришли к выводу, что лучше иметь свои хранилища. Но пока их строительство в проекте, аграрию приходится мириться с ситуацией.

Хиреев, у которого в Новосибирской области около 3 тыс. га пашни под зерновыми и 1 тыс. га сенокосных пастбищ, тоже арендует зернохранилище. Один из совхозов, находящийся недалеко от хозяйства, предоставляет аграрию в пользование огромный зерноток, и за это он кормит совхозный скот. Такие отношения вполне устраивают обе стороны. Однако в будущем предприниматель собирается разводить КРС и зарабатывать на переработке зерновых, а потому планирует выкупить зернохранилище. «Если хозяйство не занимается животноводством или переработкой зерна, то не важно, держите ли вы зерно у себя или «на стороне» - по деньгам и то, и то получается примерно одинаково — считает он. Естественно, речь идет о сотрудничестве с «порядочным» элеватором или хранилищем, где не будут занижать качество продукции и брать большие деньги за дополнительные услуги — очистку, сушку и т. д. , добавляет он.

В КФХ «Алена» (Краснодарский край) под зерновые отведено около 2 тыс. га. «Урожай мы храним на собственном мини-элеваторе и в ангарах, которые начали строить «с нуля» в 2001 г.», — рассказывает глава хозяйства Роман Синчило. Сегодня из десяти запланированных силосов «Алене» осталось достроить только два (на 650 т каждый).

Несколько лет назад, когда своих мощностей еще не было, компания прибегала к услугам государственных и частных элеваторов. Но Синчило пришел к выводу, что из-за нестабильности цен на зерновые хранение продукции «на стороне» может оставить хозяйство без прибыли. Аграрий вспоминает, что несколько лет назад в июле он сдал на элеватор 1 тыс. т зерна. Продавать его он начал в марте следующего года и почти ничего не заработал: стоимость пшеницы выросла ровно на столько, сколько составила маржа за ее хранение. «Кроме того, на элеваторах сплошь и рядом занижают качество зерна и берут деньги за доработку», — сетует специалист. По его подсчетам, хранение продукции «на стороне» в течение полугода обходится примерно в 500 руб./т, тогда как у себя — «раз в 10 дешевле».

С Синчило согласен Хиреев. «Если уж доверять элеваторам, то только тем, которые помимо хранения занимаются переработкой. Такие компании, как правило, идут навстречу производителям продукции, оказывая услуги по доработке зерна бесплатно», — говорит он.

Поиск партнера

Чтобы решить, что лучше: строить собственный мини-элеватор или найти надежного партнера для хранения зерна на «стороне», хозяйству стоит обратиться к специалистам, советует генеральный директор «Ростовского промзернопроекта» (Ростов-на-Дону, проектирование и строительство элеваторов) Игорь Фомин. «Они подготовят технико-экономическое обоснование, в котором рассмотрят оба варианта. При этом обязательно будет учитываться, является ли предприятие товаропроизводителем зерна или просто занимается покупкой и перевалкой», — объясняет гендиректор. По его мнению, аграриям лучше построить свое хранилище, тогда как закупщикам выгоднее хранить зерно «на стороне».

Те, кто решил возвести собственные мощности, как правило, останавливают выбор на популярных сегодня емкостях из оцинкованного металлического листа, нежели из монолитных или сборных железобетонных конструкций, которые строили еще в советские времена, говорит Фомин.

По его словам, оба варианта имеют и плюсы, и минусы. Металлические емкости обходятся дешевле и возводятся за считанные месяцы, но в капитальных железобетонных сооружениях товар сохраняется лучше. «Благодаря более толстым стенам этих зданий зерно защищено от значительных перепадов температуры. А вот в металлических емкостях при очень низких температурах воздуха возникает высокая конденсация влаги, а это может отразиться на качестве зерна», — предупреждает Фомин. Поэтому такие элеваторы хороши лишь для южных районов, делает вывод специалист.

Кроме соответствующего оборудования, для эффективной работы элеватора хозяйство должно иметь автоподъезд и железную дорогу. «Только в этом случае, работая на приемку и отгрузку зерна, элеватор будет использоваться наиболее рационально», — заявляет генеральный директор.

По его словам, «стоимость возведения 1 т металлической емкости для хранения зерна составляет 5-7 тыс. руб.». Стало быть, строительство элеватора емкостью 5 тыс. т обойдется хозяйству в 25-35 млн руб., подсчитывает Фомин. Но если речь идет о портовом элеваторе с более сложными устройствами по отгрузке зерна на воду, то «цена за 1 т емкости составит порядка 8-10 тыс. руб.», добавляет он.

Сэкономить при строительстве элеватора можно, уменьшив количество емкостей и одновременно увеличив их объем за счет высоты силоса, говорит Фомин. По этой причине современные элеваторы из металлических емкостей сегодня «тянутся вверх», — аргументирует специалист. А вот строительство зернохранилища может обойтись несколько дороже, чем возведение элеватора такой же мощности, замечает он. «Дело в том, что под хранилище понадобится отвести значительный земельный участок. К тому же оно дорого в обслуживании. И если на элеваторе основные технологические процессы (очистка, сушка, транспортировка, перевалка зерна) автоматизированы, то на зерноскладах нельзя полностью уйти от ручного труда», — сравнивает Фомин.

Оборудование

Многие хозяйства принимают решение переоборудовать уже имеющиеся у них помещения. И все же в России зерносклады большей частью строят заново, замечает Игорь Загорулько, маркетолог компании «Элеватормельмаш» (Краснодарский край, производство оборудования для элеваторов). По оценкам специалиста, около 80% рынка занимает отечественное оборудование. «Конкурентов в этой отрасли довольно много, так что хозяйства почти всегда могут купить хорошее оборудование для элеваторов у себя в регионе», — доволен маркетолог.

Хозяйства строят элеваторы или зернохранилища «с нуля» только в том случае, если речь идет о возведении металлических силосов, уточняет Друзьяк из «Ивантеевского Элеватормельмаша». «А с выбором оборудования у аграриев нет проблем, — согласна она с Загорулько. — Да и мы на отсутствие спроса не жалуемся».

Если у хозяйства с небольшими объемами производства есть здание в приличном состоянии, то почему бы его не переоборудовать в зернохранилище, рассуждает Голышев из «Мелькомпинжинеринг». Но если компания планирует расширять посевные площади, экономически выгоднее построить новый элеватор, считает он.

Что касается стоимости технического оснащения элеватора или зернохранилища, то она будет зависеть от многих факторов: объема емкостей, площади отданной под строительство земли, производительности и многого другого, добавляет Голышев. В стандартную комплектацию элеватора входят: весовая, лаборатория, узел приемки с железнодорожного и/или автомобильного транспорта, зерноочистительный комплекс, накопительные емкости перед сушилкой, зерносушилка, хранилище, узел отгрузки на железнодорожный и/или автомобильный транспорт, перечисляет специалист.

При выборе поставщика оборудования он советует обращаться к услугам специалистов и вдумчиво рассматривать предложения. По его наблюдениям, покупатели чаще смотрят на первую страницу, где указаны объемы хранения, и на последнюю, где напечатана цена. «В результате берут то, что на первый взгляд кажется дешевле, забывая про дополнительные затраты, связанные с монтажом и пусконаладкой данного оборудования», — предупреждает он.

Кому элеватор по карману

Чтобы построить свой мини-элеватор или зернохранилище, хозяйство должно быть довольно крупным — мелким производителям это не под силу, утверждают в «Элеваторхолдинге» (Саратов, сеть элеваторов, входит в холдинг «Солнечные продукты»).
Каждое хозяйство само решает, что ему выгоднее и проще, говорят в компании. Если держать продукцию у себя, не придется платить за хранение «на стороне». В то же время понадобятся приличные инвестиции для строительства мощностей. Если же прибегать к услугам государственного или частного зернохранилища или элеватора, то придется платить не только за хранение, но и за приемку, сушку и подработку.

Элеваторный рынок в этом сезоне оживился. Аграрии активно начали строить и расширять свои зернохранилища. сайт поинтересовался, какие факторы влияют на стоимость строительства элеватора в пересчете на одну тонну хранения зерна? Возможно ли удешевить строительство? И в какие суммы удается уложиться?

Расходы закладываются в проекте

Контролировать будущие расходы нужно начинать на стадии проекта. Такой совет дает технический директор ООО .

По его мнению, оптимальный результат на выходе можно получить, когда проектант работает вместе с технологами и строителями. Такая связка теоретиков с практиками помогает сократить время строительства, а значит, и стоимость.

«Проектант может создать проект, требующий больших затрат и трудоресурсов. Очень часто они перестраховываются по запасам прочности, как металлоконструкций, так и фундаментов. В этом случае строители могут подсказать, где «перебор», который выльется в дополнительные неоправданные затраты»,- говорит Александр Попов.

Он подчеркивает, кроме проекта удешевить строительство элеватора позволяет хорошая организация всех работ и надежные поставщики оборудования.

Сколько возьмет площадка?

Помните эпизод из сказки о Буратино, в котором лиса Алиса и кот Базилио сажали денежки на Поле чудес? Примерно так происходит и с площадкой для строительства элеватора. Вердикт о том, сколько в нее придется «закопать» выносят геологи.

Если вам не повезло с грунтом и необходимо забивать сваи, то это автоматически потянет удорожание проекта. «Строительство на бессвайном основании будет как минимум на 10% дешевле, чем со сваями»,- подчеркивает эксперт .

Раньше надумаешь, дешевле построишь

Чем раньше вы начнете продумывать детали строительства, тем больше шансов сделать его дешевле, считают эксперты.

«Важно, чтобы от принятия решения о строительстве элеватора до активной фазы работ, прошло минимум 4-5 месяцев. За это время есть возможность хорошо поработать с технологией - оптимизировать количество оборудования. Вместо 50 единиц установить 40-45. К примеру, при стоимости одной нории $100 тыс. - это будет заметная экономия»,- считает Сергей Щербань.

Если же решение о строительстве принять в мае, придется очень спешить к сезону. При этом не исключено, что по окончанию работ вы будете кусать локти, глядя на результаты спешки: «И количество металла можно было уменьшить на металлоконструкциях, и транспортные маршруты оптимизировать…».

Сергей Щербань отмечает, выгоднее планировать строительства элеватора зимой. Это дает возможность поторговаться с поставщиками оборудования. Чтобы в зимние месяцы загрузить свое производство хотя бы на 70%, они готовы делать скидки.

А вот в горячий сезон действует обратная схема, и есть риск переплатить. У предприятий переизбыток заказов. Отказывать клиентам «в лоб» они не хотят. Поэтому опоздавшим могут выставить завышенные расценки. Философия у производственников проста - уйдет заказчик - не страшно, согласится - за такую цену ему выполнят заказ в порядке очереди.

Зимой или ранней весной лучше также закупать часть металлопроката и арматуру. Металлопрокат есть на складах, и металлобазы готовы уступать в цене.

«Отчасти это замораживание капитала, потому что до работ с металлопрокатом еще нужно дойти. Но такой шаг оправдан. Он позволяет существенно экономить. В сезон цена тонны металла возрастает на 3-4 тысячи, а бывает и больше»,- говорит Сергей Щербань.

Делать предварительный заказ и вносить предоплату до начала сезона он предлагает также по бетону и сваям. Таким образом, можно зафиксировать их стоимость. Оплата за каждую партию отдельно по мере подвоза - не лучший вариант. Цена стройматериалов постоянно растет.

«В прошлом месяце цена за бетон поднялась на 170 грн за куб. И это не предел. Когда на стройку нужно около 5 тыс. кубов бетона, не трудно посчитать, насколько увеличится расход средств по сравнению со стартовой цифрой. За цементом потянется арматура. Единственное, что можно зафиксировать - расценки на выполнение работ. Все остальное - если не закупить заранее и не внести предоплату - будет расти в цене в течение всей стройки», - рассказывает Сергей Щербань.

Он также подчеркнул, что не сделав предварительный заказ, можно остаться без некоторых стройматериалов. К примеру, в Харьковской области существует ограничение по производству свай свыше 300 мм. Если не законтрактоваться заранее, сваи придется возить из других областей, а это дополнительные расходы на логистику, что тоже необходимо учитывать в стоимости.

Заранее нужно заказать и строительный кран.

«Чтобы поставить норийную вышку - нужны спецкраны. Это очень востребованная техника, ее надо заказывать за месяц. Соответственно к этому времени нужно успеть выполнить все подготовительные работы. Иначе кран на площадке будет простаивать»,- говорит Александр Попов.

Если резюмировать мнения экспертов, то получится вывод: качественное планирование позволяет существенно экономить.

«Когда у тебя все заранее заготовлено, ты понимаешь, что у тебя в мае придет то-то, в июле то-то, можно планировать работы и рассчитывать бюджет. Бывает, гонят фундамент, перешли к металлу - остановились. Нет технических решений или еще чего-то. Ты перерасходовал деньги на то, чтобы тебе гнали фундамент, а следующий месяц «куришь бамбук», потому что нечего делать - нет силосов или еще чего либо. Непродуманность на старте удорожает проект максиму на 20-25%»,- считает Сергей Щербань.

По его мнению, в таких условиях очень дорого обходится спешка. Чтобы быстрее строиться, на площадке необходимо задействовать много людей. А это выше затраты. К тому же при спешке никто не думает, как построить дешевле. Заказчика в такие моменты интересует только наличие оборудования, металла или свай. Торговаться уже нет возможности.

Исполнители строительных и монтажных работ

Расходы на строителей и монтажников - один из пунктов, где можно варьировать в бюджете. К примеру, «Волынь-зерно-продукт» при строительстве своих элеваторов задействует собственные бригады. В компании посчитали, что это вдвое дешевле, нежели работать с подрядчиками.

«Своим работникам мы платим достойные зарплаты, но эти расходы значительно меньшие, нежели оплата генподряда. Подрядчики в свои договора закладывают, помимо зарплат непосредственных исполнителей, еще и прибыль, налоги, зарплаты руководства. Так что разница получается очень весомая»,- аргументирует технический директор «Волынь-зерно-продукт» Александр Попов.

Для того чтобы ускорить выполнение строительных работ, он рекомендует вводить на площадке как минимум двухсменный режим работы.

Руководитель подчеркивает, удешевить строительство элеватора позволяют также надежные поставщики оборудования.

«Мы работаем с проверенными поставщиками, которые укладываются в оговоренные сроки и не задерживают строительство. За счет этого удается вкладываться в намеченные графики»,- говорит руководитель.

Кроме «железных» сроков поставок у компании есть еще одно требование к поставщикам оборудования - те должны предоставить монтажную бригаду. Либо собственную, либо проверенную, с которой работают уже много лет.
«Монтажники и поставщик оборудования должно быть одно лицо. Либо должны много лет работать в паре. На этом тоже можно удешевить строительство. В таких случаях не будет проблем - не то привезли, не так смонтировали», - говорит Александр Попов.

Отечественное или зарубежное?

Если говорить о зарубежном оборудовании, сегодня из-за отмены ввозной пошлины, по словам экспертов, в выигрыше европейцы. У них появилась возможность достаточно серьезно сбрасывать цены и потому они могут конкурировать с отечественными производителями.

«Если покупаешь оборудование на элеватор свыше 60 тыс. т хранения у одного европейского поставщика, есть полная надежда сторговаться на стоимость, приближенную к цене украинского оборудования. К тому же украинские представители европейского поставщика дают приемлемые цены на доставку и монтаж этого же оборудования. В пересчете, европейское выходит дороже на 7-10%, а бывает и одинаково с украинским производителем. Поэтому нередко собственники отдают предпочтение европейцам»,- объясняет Сергей Щербань.

А вот американское и турецкое оборудование сегодня дороже для украинских аграриев, нежели европейское, примерно на 20%. Правда, турецкие производители пытаются удерживаться на рынке и сбрасывать цены, как, говорят элеваторщики, за счет «умолчания некоторых технических характеристик своего оборудования».

По мнению экспертов, при миксе украинского и импортного оборудования и использовании металлических силосов, можно говорить о вилке $150-180 на тонну хранения.

Мощности хранения

Мощности единовременного хранения также влияют на стоимость строительства элеватора. При этом разные очереди одного элеватора могут иметь разную стоимость.

«Одно дело, когда у тебя есть существующий элеватор, и ты туда доставляешь силосы. Ты фактически платишь только за силосы, фундамент и за часть инженерных сетей. А другое, когда ты строишь в поле, с нуля, и у тебя в бюджете не просто силосы, а вся инфраструктура и перефирийные сооружения: весы, завальные ямы, административные строения. Получаются разные суммы», - акцентирует руководитель департамента Управление проектами» .

Сергей Щербань считает, чем меньше элеватор по мощностям, тем выше его стоимость в пересчете на тонну хранения.

«Строительство элеватора на 50-60 тыс. т сложно уместить в $100 за тонну хранения. Бывает, что с отечественным оборудованием вмещаются в $95 за тонну хранения, но это очень сложно. Стоимость строительства элеватора мощностью 100-150 тыс. т на сегодняшний день выходит $85-90 за тонну хранения. Это минимум. $120 - это уже достаточно серьезная стоимость, с зарубежным оборудованием, с дорогостоящим свайным полем»,- подсчитывает эксперт.

Стоимость с инфраструктурой

Очень затратной составляющей в строительстве элеватора является инфраструктура.

«Если нужно построить не только элеватор, но и подвести внешние сети - к примеру, 10 км железной дороги или газовый трубопровод, это сильно повлияет на общую стоимость строительства в пересчете на тонну хранения. Могу привести пример одного из элеваторов на Востоке Украины. За счет инфраструктуры первая очередь строительства элеватора на 18 тыс. т хранения обошлась до $220. Вторая очередь строительства - с добавлением нескольких емкостей - может стоить уже гораздо меньше - $140-150 на тонну хранения»,- рассказывает Богдан Голубояр.

Некоторые эксперты признаются, что только на инфраструктуру при строительстве элеватора они закладывают в бюджет $400-500 тыс. В эту стоимость может входить строительство двух ж-д веток с отстойником, а также подведение газа на расстояние до 2 км.

Есть также риски, которые могут быть навязаны при выдаче технических условий. Среди них те же отчисления на развитие социальной инфраструктуры близлежащего сельского совета.

Логистика и «географические особенности»

Нередко стоимость одинаковых типовых элеваторов, построенных в разных местах, может отличаться в разы. На это влияют несколько моментов, в первую очередь «плечо» подвоза строительных материалов. Поэтому, прежде чем строить элеватор, убедитесь, что бетон, щебень, песок придется возить не за тысячу километров.

Учтите расстояние (а значит и стоимость транспортных услуг) при подвозе свай и металлоконструкций. Если эти расходы не посчитать и не оптимизировать, стоимость строительства может сильно возрасти.

Итого: минимум и максимум

Все относительно, к такому мнению сходятся все участники рынка. Нельзя назвать цифру, которая была бы эталоном, при расчете стоимости строительства элеватора на тонну хранения.

«Обычно на рынке ходит какая-то цифра, дескать, $150 - это хорошо, а $160 - это уже много. Кто-то когда-то такое сказал, и все стремятся к этому идеалу. На практике же все очень индивидуально»,- убеждает Богдан Голубояр.

«Стоимость строительства элеватора «под ключ» на тонну хранения зерна варьируется от $98 до $120 за тонну хранения. Нижний и верхний предел опять таки зависит от набора оборудования и вместимости», - говорит представитель компании UGT Татьяна Григоренко.

«Минимум - это $85-90. Но можно дотянуть и до $120 - это уже достаточно серьезная стоимость», - высказывает свое мнение Сергей Щербань.

Стоимость не ниже $200 за тонну хранения с инфраструктурой - такую цифру озвучил Кирилл Винокуров, руководитель отдела по работе с клиентами компании .

А вот при строительстве зернового терминала идет совсем другой порядок цифр. Озвучивалась цифра $350-400 на тонну хранения, в которую входит дорогие инфраструктурные составляющие: укрепление береговой линии, погрузочный кран, и так далее.

Из-за нехватки элеваторных мощностей для хранения зерна, а также катастрофического устаревания элеваторов аграрии ежегодно теряют не менее 10% своего урожая. Тем не менее программы господдержки, необходимой для обеспечения хозяйств собственными элеваторами, до сих пор нет. А пока вопрос о господдержке остается открытым, строительство элеваторов современного типа могут себе позволить только крупные предприятия.

Абсолютное большинство элеваторных мощностей для хранения зерна, которые сейчас функционируют в нашей стране, было построено еще в СССР, рассказывает Аркадий Злочевский, президент Российс­кого зернового союза. Все они с точки зрения современного ведения сельского хозяйства расположены нерационально.

Дело в том, что в СССР было принято строить элеваторные емкости в местах потребления зерновых ресурсов, поскольку они туда перевозились и хранились в течение года. Сейчас же зерно хранится в местах производства и отгружается оттуда по мере формирования спроса.

А такой подход приводит к дефициту элеваторных мощностей. Например, в Московской области (место потребления) пустуют элеваторы с хорошей инфраструктурой, сетует эксперт. В то время как на многих элеваторах, построенных в местах производства, зерно хранится в неподходящих условиях, что ежегодно приводит к потере 2-3% урожая и к ухудшению качества еще 10% зерна.

Что еще хуже, нехватка элеваторных мощностей в местах производства обрушивает цены на зерно, из-за чего аграрии вынуждены продавать свою продукцию за бесценок. Конечно, сохранить урожай можно и без специализированных мощностей для хранения. Но для этого нужно вложиться в технологии обработки зерна и специальные препараты, которые не позволят ему сгнивать.

И то эти затраты имеют смысл только при хорошей конъюнктуре рынка. Впрочем, проблема нехватки элеваторов имеет локальный характер. Она более характерна для южных регионов России, замечает Александр Диченский, декан технологического факультета Тверской сельско­хозяйственной академии им. Сахарова. А вот в северо-западных областях (например, в Тверской области) имеющихся мощностей для хранения зерна вполне достаточно.

Потребность в дотациях

Повлиять на ситуацию с хранением зерна системно способно только государство, уверен Аркадий Злочевский. По его мнению, необходимо поддерживать строительство элеваторов именно в хозяйствах, чтобы фермеры могли сохранить урожай в течение сезона. Причем необходима программа не по субсидированию ставок привлеченных кредитов, а именно по компенсации части затрат.

В США в 60-80-е годы XX века была реализована подобная прог­рамма, которая компенсировала 50% расходов на строительство емкостей для хранения зерна, вспоминает эксперт. Поэтому сейчас в каждом американском фермерском хозяйстве стоит емкость для хранения зерна с подработкой и сушкой. Но в нашей стране пока о такой программе речи не ведется, сожалеет он.

Единственное, в начале 2000-х годов сущест­вовала программа по поддержке элеваторных мощностей линейного типа (сухие порты и портовые мощности). Тогда возвели четыре портовых элеватора в бассейне Азовского моря, которые были необходимы, чтобы решить проблему дефицита перевалочных портовых мощностей. Но и та программа ограничивалась лишь субсидированием ставок привлеченных кредитов, говорит эксперт.

Устаревшие элеваторы

На данный момент общая емкость для хранения зерна в нашей стране составляет 120 млн т единовременного хранения, из них только 34 млн т — элеваторная (остальное — склады напольного хранения не элеваторного типа). Из этих 34 млн т только 40% находятся в состоянии, которое позволяет обеспечить сохранность количества и качества зерна. Это связано с тем, что оборудование устарело (срок службы советских бетонных элеваторов — 25-30 лет), используется недостаточно хорошая система аспирации и т. д. , поясняет Злочевский.

Кроме того, элеваторные мощности, доставшиеся в наследство от СССР, не отвечают современным требованиям в части мощнос­ти загрузки и выгрузки, объема хранения (раньше зерно закладывалось надолго, сейчас зерновые массы часто перемещаются), а также температурного и влажностного режимов (14,5%), которые должны строго соблюдаться, дополняет Александр Диченский из Тверской сельскохозяйственной академии им. Сахарова. При несоблюдении этих параметров зерно потеряет в качестве. Таким образом, имеющиеся элеваторы не справляются с возложенными на них задачами.

Есть и еще одна проблема: многие аграрии, особенно в областях с невысокими урожаями зерна, хранят его у переработчиков, в планы которых не входит модернизация своих элеваторных мощностей. А устаревшее оборудование, которое требует больше затрат при эксплуатации, сказывается на цене закупки зерна у аграриев, говорит Диченский.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо переоборудовать элеваторные хозяйства. В среднем строительство 1 т емкости элеваторного хозяйства обходится в $250. Модернизация, которая включает в себя переоборудование, переоснащение и «латание дыр» — в $50-100. Получается, что для приведения в порядок одного элеватора потребуется $5 млн, а чтобы построить новый — $25 млн. Вложить такие средства может себе позволить лишь незначительное количество холдингов, считает Злочевский.

Современные элеваторы

Субъектами введения новых элеваторных мощностей сейчас являются бизнесмены. В среднем по стране в год вводится 700 тыс. т емкостей, приводят данные эксперты. Например, компанией «Биотехнологии» на американском оборудовании CHIEF в 2012 году в Тамбовской области началось строительство первой очереди современного элеватора на 240 тыс. т. Данный элеватор задуман как инфраструктурный элемент завода по производству биотехнологической продукции из зерна.

Также современный элеватор полного цикла (приемка зерна, подработка, очистка, сушка, хранение) был построен в 2014 году в «Знаменском селекционно-гибридном центре» (г.Орел). Объект был возведен специалистами «Инновационной проектно-строительной компании» — официального дилера GSI — при поддержке технических специалистов компании GSI (одного из ключевых брендов корпорации AGCO ) в качестве склада сырья для комбикормового завода, в котором может единовременно храниться 136 тыс. т зерна. Помимо этого, на элеваторе функционируют две башенные сушилки.

Строительство элеватора было завершено за год. В «Знаменском» уверены, что вложения, направленные на закупку оборудования, проведение проектных, земельных и строительно-монтажных работ и т. д. , себя оправдают.

В ближайшее время AGCO также планирует строительство элеваторов в Краснодарском Алтайском, Приморском, Хабаровском крае, Тамбовской, Орловской, Брянской, Воронежской, Курской, Новосибирской областях и других регионах России, Казахстана, Белоруссии, Украины и других странах СНГ.

Немалое количество элеваторов возвела также компания Petkus . «За последние два года за строительством элеваторных мощностей к нам обратилось около 10 предприятий из разных регионов: Курганской и Тюменской областей, Пермского края, Республики Мордовия и др.», — рассказывает Людмила Крышкова, главный технолог компании Petkus (Германия; инновационные технологии в растениеводстве). Среди таких предприятий агрохолдинг «Авангард Агро», «Кузбасский пищекомбинат» (подразделение «Боровково»), агрофирма «Труд» (Пермский край), «Рассвет» (Курганская область), перечисляет специалист.

Еще одно предприятие, на котором Petkus построили элеватор, — «Русское поле» (Тюменская область, производство зерна и семеноводство; 8 тыс. га). Директор предприятия Владимир Иващенко рассказал, что первая очередь элеватора (четыре силоса по 800 т) была построена в 2011-ом, а вторая очередь — в 2014 году (четыре силоса по 110 т). Аграриев полнос­тью устраивают эксплуатационные возможности мощностей, если не считать того, что нет емкости для хранения семян.

На элеваторе хранят пшеницу, ячмень, овес, горох, рапс собственного производства. Средняя урожайность составляет порядка 40 ц/га. Мощности элеватора в аренду другим хозяйствам не сдают, потому что все заполнено своими культурами. Например, даже в неурожайном 2014 году было собрано 18 тыс. т. Учитывая то, что каждый сорт хранится отдельно, все емкости оказались заняты.

Строительство элеватора обошлось довольно дорого — порядка 80 млн руб. Федеральной поддержки не оказывалось, однако в Тюменской области функционировала программа областной поддержки аграриев, которые занимаются семеноводством. По этой программе областная администрация компенсировала предприятию 30% затрат без НДС на покупку оборудования для элеваторов первой очереди. Вторую очередь уже строили полностью за свой счет.

Правильный металл

При строительстве элеватора наиболее важным моментом является выбор материалов. Производители оборудования для хранения зерна предпочитают импортный металл отечественному, так как последний недостаточно высокого качества.

От использования же бетонных конструкций на данный момент отказались практически все производители, говорит Злочевский. Его слова подтверждает Андрей Ардышев, директор по ключевым клиентам GSI по СНГ. Предпочтительнее использовать оцинкованный металл, объясняет специалист, потому что по объему инвестиций «металлический» элеватор обходится в два раза дешевле, чем бетонный, и строится в 2-3 раза быстрее.

Срок службы элеватора из оцинкованного металла при грамотном монтаже и инженерной проработке составляет 20-25 лет. Выбор силоса зависит от метеорологических особенностей региона. Если снеговая нагрузка достаточно высокая (320 кг на квадратный метр), как, например, в Башкирии, это нужно учитывать при инженерной разработке: предусмотреть дополнительные перекрытия и более мощные балки.

Важность высокого качества оцинковки подтверждают и специалисты компании Petkus . Если емкость для хранения строится для комбикормового завода, для мельницы или для комплекса по глубокой переработке зерна, то она ориентирована на постоянную эксплуатацию в течение года и должна быть прочной.

Более того, дополнительная степень защиты от износа нужна не только для емкостей для хранения силоса, но также для днищ транспортеров и головных узлов норий. Она реализуется за счет применения специального износостойкого пластика.

К сожалению, практически весь качественный металл сейчас импортный. «В 2012 году мы провели переговоры с российскими производителями стали, и выяснилось, что несмотря на техническую возможность изготовления оцинкованной стали с нужными нам параметрами, им это неинтересно ввиду небольшого объема», — делится опытом Андрей Ардышев из GSI (AGCO ).

По этой причине даже российские производители силосов — «Сельэлеватормельмонтаж» (Московская область), «Мельинвест » (Нижний Новгород), «Воронежсельмаш» (Воронеж), «Элеватор-спецстрой» (Ростовская область) и др. — вынуждены закупают сталь в Финляндии, Испании и прочих зарубежных странах. А ведь в условиях кризиса крайне важно, чтобы отечественные производители смогли делать элеваторное оборудование, аналогичное западному.

Техническое ноу-хау

Современные технологии позволяют зерну храниться долго и оставаться качественным. Для этого внутри силоса на определенном расстоянии друг от друга по радиусу и по диаметру вывешиваются расположенные вертикально (от крыши силоса до дна) термокабели, рассказывает Ардышев. В этих кабелях через каждые 1-1,5 м расположены датчики температуры. Такая система термометрии дает возможность контролировать температуру зерна в процессе хранения.

Эта система на большинстве подобных объектов связана с центральным компьютером управления элеватором. После получения сигнала от термокабелей о том, что температура начала повышаться, включается система аэрации (вентиляторы), и в силос начинает поступать воздух. В результате температура за счет продувания зерна снижается. Если даже после этого цель не достигнута, можно сделать рециркуляцию: пересыпать зерно из одного силоса в другой, после чего температура понизится.

Благодаря термометрии можно посмотреть, начало ли нагреваться зерно, и, соответственно, нивелировать эту проблему и хранить зерно дальше. К тому же с помощью таких систем удается минимизировать присутствие человеческого фактора на производстве, резюмирует Ардышев. Однако вытяжные вентиляторы есть не на всех элеваторах, уточняет Злочевский. В некоторых не нужна даже система аспирации (например, на элеваторах компании Chief, США), так как перемещение зерна идет через закрытые шнековые системы.

Некоторые клиенты, которые не имеют денежных средств на строительство элеватора, решают проблему по хранению зерна с помощью складских площадей, рассказывает Людмила Крышкова из Petkus . Безусловно, это не совсем правильно с технологической точки зрения. Тем не менее многие аграрии хранят зерно в арочных складах или в «пэт-рукавах». Такие варианты подходят для хозяйств с не очень интенсивным оборотом.

Тем, кто все же решился построить элеватор в условиях кризиса, для растягивания затрат на более длинный временной промежуток в Petkus советуют реализовывать проект постепенно. В первый год осуществить запуск приемки и очистки с сушкой, далее провести поэтапное наращивание мощности хранения и интеграцию с уже функционирующими объектами.

Гладкостенные силоса являются наиболее оптимальным решением для хранения большого количества небольших по объему партий, считает Крышкова, — они могут быть интегрированы в любые производственные здания или системы хранения, или могут быть частью конструкции помещения, что удешевляет стоимость здания семенного завода, мельницы или элеватора.