Соглашение о компенсации выпадающих доходов. Компенсация выпадающих доходов перевозчику из средств бюджета

С тех пор, как в квартирах жителей появились приборы учета, каждый собственник может посчитать, сколько ресурсов он потратил, сэкономил или перерасходовал семейный бюджет на коммуналку.

Но чем внимательнее смотришь на цифры, тем меньше понимаешь арифметику ЖКХ. В этой сфере постоянно принимаются новые постановления, вносятся изменения, в которых непросто разобраться. Приходится призывать на помощь специалистов.

Сегодня на вопросы читателей «НКК» отвечают представители министерства строительства и ЖКХ края.

Петр Крючков из п. Карапсель Иланского района обратился в «НКК» с просьбой помочь жителям села разобраться в начислениях квартплаты. А именно – с компенсацией, которую Петр Крючков называет выпадающими доходами:

«До 1 января 2015 года все было нормально. С 1 января начисления ведет КРЭК, расчетная группа находится в Красноярске, по телефону ничего выяснить нельзя. В апреле пришла квитанция, из которой узнал, что я не только не получу выпадающие доходы в сумме 884 руб. 27 коп., а еще должен КРЭК 810 руб. 72 коп. Как нам объяснили, вышло новое постановление правительства, но в нем ничего не понятно. У нас дом 16-квартирный, с 2010 года стоят общедомовые приборы учета тепла, ХВС, ГВС. Должно на сельском совете висеть объявление с указанием, сколько человек должен получить выпадающих доходов на 1 Гкал, на 1 куб. м ГВС и на 1 куб. м ХВС, и тогда любой сможет умножить израсходованные Гкал и кубы воды и узнать, сколько получит. Это будет открыто и честно, и не будет лазейки ворам. Мы надеемся, что вы найдете специалиста, который рассчитает, какие должны быть выпадающие доходы в конкретных суммах. И почему, чтобы получить их, надо писать заявление, собирать справки? »

Поясним, что употреблять термин «выпадающие доходы» в данной ситуации некорректно. В отношении потребителей он неприменим, а используется при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов такими организациями. Для граждан есть компенсация части оплаты за услуги.

В министерстве строительства и ЖКХ края пояснили: тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами Региональной энергетической комиссии. Они утверждаются не для городов и районов, а индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, оказывающей услуги ресурсоснабжения, с учетом ее затрат.

Рост тарифов обусловлен инфляционными процессами, подорожанием энергоресурсов, горюче-смазочных материалов, увеличением транспортных расходов.

Согласно требованиям жилищного законодательства, повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

Предельный индекс утвержден в целом по комплексу коммунальных услуг, без учета изменения оплаты по каждому виду. В комплекс входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, включая поставки бытового газа в баллонах, отопление, включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления.

Если совокупный объем расходов граждан на оплату коммунальных услуг превышает установленный предельный индекс, то производится компенсация части их расходов.

На территории Красноярского края утверждены предельные индексы со следующей календарной разбивкой:

с 01.01.2015 по 30.06.2015 – в размере 0 %;

с 01.07.2015 – в размере 8,9 %.

Соответственно, при увеличении тарифов на коммунальные услуги плата потребителей по комплексу коммунальных услуг в течение IІ полугодия 2015 года не должна превышать плату по комплексу коммунальных услуг в декабре 2014 года более чем на 8,9 %.

Жителям Иланского района полезно знать, что платят за коммунальные услуги они не в полном объеме. А только 77,64 % (по итогам 2014 года) от размера платы, определенного в соответствии с экономически обоснованными тарифами. Часть размера платы компенсируется из краевого бюджета.

В соответствии с Законом Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1881 «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов» на 2014 год для граждан, проживающих на территории Иланского района, предоставлена компенсация части платы по комплексу коммунальных услуг в размере 21 164,9 тыс. руб., на 2015 год предусмотрена компенсация в размере 19 314,9 тыс. руб.

Термином «выпадающие доходы» достаточно активно пользуются специалисты финансово-бюджетной сферы, однако его нормативного определения не существует. Несмотря на это, данное понятие широко применяется в нормативных правовых актах.

В финансово-бюджетной сфере активно используется термин «выпадающие доходы». В статье мы рассмотрим вопрос о том, что под выпадающими доходами понимается в сфере ЖКХ, а также как УК осуществляется их налогообложение. Помимо общего описания мы приведем в тексте конкретные рекомендации бухгалтерским работникам по выстраиванию учетной политики.

При широком использовании понятия «выпадающие доходы» в нормативных правовых актах четкого определения для него не предусмотрено. В жилищно-коммунальном хозяйстве здесь подразумеваются доходы, которые получаются в качестве льгот по оплате ЖКУ. Это компенсационные льготы, которые предоставляют бюджеты на разных уровнях.

Чтобы понять сущность выпадающих доходов, нужно разобраться с особенностями отношений сторон, между которыми возникают такие обязательства. Здесь потребуется погрузиться в отношения органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне с организациями, предоставляющими услуги гражданам-льготникам. В части выпадающих доходов они регулируются пунктом 1 статьи 125 ГК РФ.

Из-за особого правового статуса льготы облагаются налогами по отдельным правилам. Опишем порядок налогообложения, который НК РФ предусматривается для выпадающих доходов в сфере ЖКХ. Обращаем внимание на то, что он во многом определяется следующими моментами:

  • уровень той бюджетной системы, которая предоставляет льготу;
  • организационно-правовая форма предприятия, предоставляющего льготы.

Налогообложение доходов регулируется главой 25 НК РФ. Напомним, что в плане взыскания налогов доходом считается экономическая выгода, полученная в денежном или натуральном виде и учитываемая в случае возможности оценить ее.

В пункте 1 статьи 248 НК РФ доходами называются:

  • доходы от продажи товаров, услуг и имущественных прав (далее по тексту - доходы от реализации);
  • внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 НК РФ доходами от реализации считается выручка от продажи того, что было произведено собственными силами или приобретено ранее у других участников рынка. Если в статье 249 доходы не указаны, то они считаются внереализационными. Их подробно описывает статья 250 НК РФ.

Статья поможет сформировать основные показатели активов и пассивов бухгалтерского баланса в УО и составить отчет о финансовых результатах.

В статье 251 НК РФ перечисляются доходы, которые не принимаются в расчет при налогообложении прибыли.

Особенностью выпадающих доходов является то, что у них имеется целевой характер. Статья 251 НК РФ исчерпывающе описывает средства, которые признаются целевым финансированием и не принимаются в расчет при обложении налогом прибыли.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ целевое финансирование не нужно учитывать при налогообложении прибыли. Участвующие в таких процессах налогоплательщики обязуются раздельно вести учет доходов и расходов, связанных с целевым выделением средств. Если организация такой учет не ведет, то целевые поступления считаются подлежащими обложению налогом.

В налогообложении целевыми могут признаваться средства, полученные как из бюджета, так и от организаций (граждан). По статье 251 НК (подпункт 14 пункта 1) целевым финансированием считается имущество, которое плательщик налогов получает и использует по назначению, указанному федеральным законодательством или источником средств. Это имущество может получаться в следующих видах:

  • бюджетные деньги, выделяемые на выполнение капремонта в качестве долевого финансирования;
  • многоквартирные дома по ФЗ-185 от 21 июля 2007 года, которые передаются УК, ТСЖ, ЖСК и другим специализированным организациям, выбранным собственниками квартир;
  • общедомовое имущество в многоэтажках, передаваемое УК, ТСЖ, ЖСК и прочим организациям, обслуживающим дома в соответствии с ЖК РФ. В случае непосредственного управления МКД получателями становятся специализированные УО, которых собственники нанимают для выполнения работ по содержанию и ремонту общедомового имущества;
  • средства владельцев квартир в МКД, поступающие УК и ТСЖ на выполнение капремонта общедомового имущества. Получателями здесь также могут быть специализированные НКО, которые работают по ЖК РФ и занимаются выполнением капитальных ремонтов.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ целевые поступления не относятся к базе для расчета налога на прибыль (исключительным случаем тут является только получение подакцизных товаров). К этим поступлениям относятся бюджетные деньги и средства на содержание НКО, безвозмездно поступающие от прочих организаций и граждан. Они должны быть израсходованы по назначению, которое заранее указывается получателю.

Целевые средства на содержание НКО и ведение ими предусмотренной уставом деятельности, включают в себя:

  • произведенные по законам РФ об НКО взносы учредителей, членов или участников общества;
  • пожертвования, если они признаются таковыми гражданским законодательством РФ;
  • доходы в качестве полученных в безвозмездном порядке услуг или работ, выполнение которых происходит с оформлением договоров;
  • отчисления на создание резерва на ремонт (текущий или капитальный) общего имущества, которые по статье 324 НК РФ могут осуществляться в ТСЖ, ЖСК, гаражных, садово-огородных, строительных и прочих кооперативах их участниками.

Мы привели все эти нормы для того, чтобы показать отсутствие выпадающих доходов организаций из сферы жилищно-коммунального хозяйства в перечне доходов, не облагаемых налогами. Это значит, что выпадающие доходы в ЖКХ подлежат налогообложению по общим правилам. В связи с этим появляется вопрос - к какой категории нужно относить выпадающие доходы:

  • выручка;
  • внереализационные доходы.

Тут нет однозначного ответа. В дискуссиях обычно перевешивает мнение о том, что выпадающие доходы надо учитывать как выручку. Объясняется это принадлежностью выпадающих доходов к недополученной выручке от оказанных ЖКУ гражданам-льготникам. Мы считаем, что плательщик налогов сам может выбрать подходящий ему вариант учета этих поступлений для его последующего закрепления в учетной политике.

Деньги, которые налогоплательщики получают в качестве бюджетных субсидий для возмещения понесенных затрат, связанных с использованием регулируемых государством расценок на ЖКУ, не вносятся в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154 НК РФ. В ней говорится о том, что в случае продажи товаров (услуг) с использованием государственных расценок и субсидий, а также льгот для отдельных категорий потребителей, налоговая база рассчитывается по фактической цене проданных товаров (услуг). Субсидии и льготы при расчете НДС учитывать не нужно.

Получается, что выпадающие доходы учитываются в налогообложении следующим образом:

  • начисление налога на прибыль - по общим правилам;
  • начисление НДС - на основе специальной нормы НК РФ.

Отдельно отметим, что в данном случае плательщик налогов не получает оснований для того, чтобы раздельно вести учет НДС. Такая обязанность сохраняется только за теми, кто осуществляет операции, как подпадающие, так и не подпадающие под этот налог. Выпадающие доходы нельзя причислить ни к одной из указанных категорий. Это бюджетные субсидии, выделяемые из-за применения регулируемых государством расценок, и для них раздельно вести учет НДС не нужно.

В целях совершенствования порядка возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи постановляет:

1. Утвердить через Городской центр жилищных субсидий порядок возмещения выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством (далее - Порядок), согласно приложению к настоящему постановлению.

Принять к сведению, что в случае недостаточности средств, выделяемых на очередной финансовый год бюджету города Москвы из федерального бюджета на реализацию федеральных законов в части возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (пользование антенной и радиоточкой), указанный недостаток покрывается за счет средств городского бюджета в соответствии с вышеназванным Порядком.

2. Установить, что возмещение выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) - выплата компенсаций производится на основании договора, заключаемого между Городским центром жилищных субсидий и организацией, получающей бюджетные средства.

3. Жилищным и ресурсоснабжающим организациям, организациям связи независимо от ведомственной принадлежности, организационно - правовой формы и вида собственности обеспечить представление Городскому центру жилищных субсидий информации о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи преимущественно на магнитных носителях.

4. Городскому центру жилищных субсидий:

4.1. Обеспечить ведение раздельного учета выплаченных жилищным и иным организациям компенсаций по каждой категории граждан, пользующихся льготами по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи по видам предоставленных льгот и источникам их покрытия (федеральный бюджет и бюджет города Москвы).

4.2. Ежеквартально составлять сводный кассовый отчет о произведенных компенсационных выплатах за счет средств федерального и городского бюджетов и представлять его в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы.

5. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Москвы от 14.11.2000 N 890 "О работе Городского центра жилищных субсидий и мерах по совершенствованию системы предоставления населению Москвы субсидий и льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг", кроме пункта 1 постановления;

Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 03.12.99 N 958-РЗП "Об утверждении Порядка возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Аксенова П.Н.

И.о. Мэра Москвы

В.П. Шанцев

Приложение

к постановлению Правительства

ВОЗМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ

ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ЖИЛИЩНЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ

И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УСЛУГ СВЯЗИ (РАДИОТРАНСЛЯЦИИ

И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АНТЕННЫ) ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ НА ТО ПРАВО

В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

1. Общие положения

Настоящим документом устанавливается единый Порядок возмещения через Городской центр жилищных субсидий жилищным и иным организациям (далее - организациям) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы и вида собственности выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) в соответствии с действующим законодательством.

Перечень категорий граждан и услуг, выпадающие доходы от предоставления льгот по которым возмещаются через Городской центр жилищных субсидий, определяется на основании федерального законодательства и законодательства города Москвы.

Порядок определяет принципы и механизм возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны), а также учет организациями возмещенных средств.

Особенности возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, в том числе и в случае привлечения средств федерального бюджета, определены пунктами 4 и 5 настоящего Порядка.

Термины, определения и сокращения, используемые по контексту Порядка:

а) жилищная организация - организация независимо от ее организационно - правовой формы и вида собственности, осуществляющая функции управления жилищным фондом;

б) ЖКУ и услуги связи - жилищные, коммунальные услуги и услуги радиотрансляции и телевизионной антенны;

в) ГЦЖС - Городской центр жилищных субсидий;

г) граждане - потребители услуг, имеющие право на льготы по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами;

д) расчетный документ - документ (расчетная книжка, счет, квитанция), по которому производится оплата услуг;

е) учетный документ - документ (лицевой счет, карточка учета), по которому организация ведет учет начислений за услуги;

ж) исполнитель услуг - жилищная организация, обеспечивающая заключение договоров на поставку коммунальных и иных услуг для нужд потребителей;

з) поставщик услуг - организация, являющаяся непосредственным производителем услуг (ресурсоснабжающие организации, организации связи).

2. Основные принципы возмещения организациям через

Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов

от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных

и коммунальных услуг, услуг связи, а также условия

предоставления названных льгот

2.1. Льготы по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок и тарифов на оплату жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, установленных . При этом при оплате жилищных услуг и услуг теплоснабжения по обязательным ставкам льготы предоставляются исходя из этих ставок, а при оплате названных услуг по добровольным ставкам льготы предоставляются исходя из добровольных ставок.

Гражданам, оплачивающим услуги технического обслуживания дома и отопления по фактической стоимости, но имеющим право на льготы в соответствии с действующим законодательством, льготы по оплате названных услуг рассчитываются исходя из утвержденных условий начисления платежей и обязательных ставок за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, и исходя из фактической стоимости - за остальную площадь.

Если гражданин имеет право на льготы по оплате ЖКУ и услуг связи по двум и более основаниям, льготы рассчитываются по одному из них по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежей могут применяться разные льготы.

2.2. Льготы по оплате ЖКУ и услуг связи в случае, если расчеты ведутся через жилищную организацию, рассчитываются гражданам жилищной организацией, в управлении которой находится дом, путем внесения в расчетный документ начислений по названным платежам, уменьшенным на сумму льгот.

2.3. Начисления в учетном документе производятся в зависимости от принятого порядка оказания услуг.

По платежам за жилищные услуги и услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), по которым жилищная организация является поставщиком или исполнителем услуг, она производит в учетном документе 100% начисление платежей с выделением сумм, компенсируемых из бюджета через ГЦЖС, и сумм, подлежащих оплате пользователем услуг. По платежам за коммунальные услуги, по которым ресурсоснабжающая организация является поставщиком, она производит в учетном документе 100% начисление платежей с выделением сумм, компенсируемых из бюджета через ГЦЖС, и сумм, подлежащих оплате пользователем услуг.

По платежам за коммунальные услуги и услуги связи, которые оказываются непосредственно поставщиком услуг, но плата за которые вносится через жилищную организацию на основании заключенного между ними договора на сбор платежей, начисления в учетном документе жилищная организация производит в размере льготной ставки.

В первом случае средства от ГЦЖС получают соответствующая жилищная и ресурсоснабжающая организации и учитывают их в составе доходов или целевых сборов по соответствующему виду услуг.

Во втором случае ресурсоснабжающим организациям и организациям связи, с которыми у жилищной организации заключен договор на сбор платежей в их пользу, жилищная организация перечисляет собранные с населения средства с учетом имеющихся у граждан льгот. Эти организации производят начисление и отражение платежей за соответствующие коммунальные услуги и услуги связи в порядке, который применяется жилищными (ресурсоснабжающими) организациями в первом случае, и получают от ГЦЖС соответствующие средства.

2.4. Выпадающие доходы организаций от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным, возмещаются ГЦЖС организации, являющейся поставщиком или исполнителем услуг, в соответствии с договором. Образец примерного договора приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.

2.5. Отчеты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи составляются организацией, получающей соответствующее возмещение (компенсации) отдельно по каждому виду платежа и каждой льготной категории граждан, и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются в ГЦЖС по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Порядку.

2.6. Обо всех случаях изменения в течение отчетного периода в составе категорий граждан, имеющих право на льготы (рождение, возникновение права собственности, смерть и т.д.), или объемов предоставления льгот организация, получающая возмещение (компенсации), до 5 числа месяца, следующего за расчетным, должна извещать ГЦЖС для корректировки подлежащих перечислению бюджетных средств.

Указанные изменения вносятся в отчет о выпадающих доходах отдельно выделенным абзацем.

2.7. В случае если организация не представляет отчет о выпадающих доходах в срок, указанный в пункте 2.5 настоящего Порядка, выплата компенсаций прекращается. Выплата производится только после представления организацией соответствующего отчета с указанием причин его задержки, но за период, не превышающий по совокупности 6 месяцев.

3. Контроль за достоверностью представленной информации

о выпадающих доходах организаций от предоставления

гражданам льгот на оплату жилищно - коммунальных услуг

и услуг связи, перечисление компенсационных сумм

и составление отчетной документации

3.1. ГЦЖС производит проверку представленных организациями отчетов о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, необходимых для расчета сумм компенсаций, и ежемесячно до 20 числа перечисляет организациям соответствующую компенсацию.

3.2. Для проверки представленных отчетов о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи и о их праве на льготы ГЦЖС вправе запрашивать в соответствующих организациях копии необходимых документов.

3.3. ГЦЖС ежеквартально составляет сводный кассовый отчет о фактически произведенных компенсационных выплатах и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет его в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы. Образец сводного кассового отчета приведен в приложении 3 к настоящему Порядку.

3.4. ГЦЖС и организации, получающие компенсацию за предоставление льгот, ежеквартально (до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) производят сверку перечисленных и полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты по состоянию на 1 число.

3.5. Персональную ответственность за достоверность представляемой в адрес ГЦЖС информации о выпадающих доходах несет руководитель организации, представляющей отчет.

3.6. Контроль за достоверностью представляемой в адрес ГЦЖС информации о выпадающих доходах жилищных, ресурсоснабжающих организаций и организаций связи возлагается на Управление городского заказа Правительства Москвы, финансовые управления административных округов, на Управление транспорта и связи Правительства Москвы с правом требования у жилищных, ресурсоснабжающих организаций и организаций связи информации по вопросам, которые определяет настоящий Порядок.

4. Принципы компенсации государственным служащим города

Москвы, проживающим в Московской области, льгот

по оплате жилищных и коммунальных услуг

4.1. Положения настоящего раздела регулируют взаимоотношения в части возмещения льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг только с государственными служащими города Москвы и государственными служащими города Москвы, вышедшими на пенсию с государственной службы, проживающими в Московской области (далее - государственные служащие).

4.2. Льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставляются государственным служащим, проживающим в Московской области, исходя из ставок и тарифов на оплату жилищных и коммунальных услуг, не превышающих установленных на соответствующей территориальной единице Московской области для граждан, имеющих одно и единственное жилье.

4.3. Льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг государственным служащим, проживающим в Московской области, предоставляются непосредственно ГЦЖС.

4.4. Государственные служащие, проживающие в Московской области, для получения льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг предъявляют в ГЦЖС документ, дающий право на льготы (справка установленного образца, выданная Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы), расчетный документ по платежам за жилищные и коммунальные услуги, справку жилищной организации по месту регистрации, подтверждающую, что они не пользуются льготами по иным основаниям, а также сообщают банковские реквизиты для перечисления компенсационных сумм. Вышеназванные расчетный документ и справка возобновляются каждые полгода.

В случае если расчетный документ и справка не представляются, выплата компенсации прекращается. Возобновление выплат осуществляется только после представления указанных выше документов, но за период не более 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

4.5. При первичном обращении государственного служащего в ГЦЖС льготы на оплату жилищных и коммунальных услуг предоставляются не более чем за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, если в указанный период они имели право на льготы.

4.6. ГЦЖС на основании представленных государственными служащими документов производит расчет сумм, подлежащих компенсации, и перечисляет их на расчетный счет государственного служащего.

5. Принципы компенсации организациям выпадающих доходов

от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных,

коммунальных услуг и услуг связи, возмещение которых

осуществляется за счет средств федерального бюджета

5.1. В настоящем разделе отражены особенности возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы, а также особенности возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления льгот гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, семьям, имеющим детей - инвалидов в возрасте до 18 лет, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и другим категориям граждан, определенных федеральным законодательством.

5.2. Расходы, связанные с возмещением выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам, названным в п. 5.1 настоящего Порядка, льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, установленных федеральным законодательством, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

5.3. Департамент финансов г. Москвы на основании уведомлений, полученных из Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Москве (УФК МФ России по г. Москве), представляет реестр на зачисление поступивших средств на лицевой счет Управления городского заказа Правительства Москвы, открываемый в УФК МФ России по г. Москве.

5.4. В реестрах, предоставляемых Департаментом финансов г. Москвы, конкретизируются коды функциональной классификации в соответствии с законом города Москвы о бюджете на соответствующий год.

Управление федерального казначейства МФ России по г. Москве на основании реестра Департамента финансов г. Москвы списывает названные средства на лицевой счет Управления городского заказа Правительства Москвы.

5.5. В установленном порядке Департамент финансов г. Москвы вносит изменения в план бюджетного финансирования Управления городского заказа Правительства Москвы.

Основанием для внесения изменений в план бюджетного финансирования Управления городского заказа Правительства Москвы по средствам, поступившим из федерального бюджета на предоставление льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи по лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы и другим категориям граждан, определенных федеральным законодательством, является заявка на компенсацию жилищным, ресурсоснабжающим организациям и организациям связи сумм выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи.

Заявка составляется ГЦЖС по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку, на основании представленных жилищными, ресурсоснабжающими организациями и организациями связи отчетов о предоставлении гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи и до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляется в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы.

5.6. С лицевого счета Управления городского заказа Правительства Москвы осуществляется перечисление средств ГЦЖС на расчетный счет, открытый в кредитном учреждении, для компенсационных выплат организациям в возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг, услуг связи.

Основанием для перечисления средств являются платежные поручения Управления городского заказа Правительства Москвы и документы, подтверждающие произведенные затраты.

5.7. ГЦЖС ведет учет предъявленных и перечисленных поставщикам и исполнителям услуг сумм в возмещение выпадающих доходов от предоставления названным в п. 5.1 настоящего Порядка категориям граждан льгот, расходы от возмещения которых покрываются за счет средств федерального бюджета, на отдельном субсчете балансового счета 86 "Целевое финансирование" и отражает полученные и перечисленные суммы в отчетах об исполнении сметы расходов (1-ММ) отдельной строкой.

5.8. На основании произведенных компенсационных выплат жилищным, ресурсоснабжающим организациям и организациям связи ГЦЖС ежеквартально составляет сводный кассовый отчет по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Порядку, и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет его в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы. После чего Департамент финансов г. Москвы на основании отчета заполняет форму 2-Р "Отчет о финансировании расходов, связанных с реализацией Законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" и др. и направляет ее в Управление федерального казначейства МФ России по г. Москве.

5.9. В случае непоступления средств из федерального бюджета (или поступления в недостаточном для выплат компенсаций объеме) на предоставление льгот категориям граждан, названным в п. 5.1 настоящего Порядка, компенсация выпадающих доходов жилищным, ресурсоснабжающим организациям и организациям связи осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 1 настоящего постановления.

5.10. Городской центр жилищных субсидий:

5.10.1. Ежеквартально представляет в Управление федерального казначейства МФ России по г. Москве сводный кассовый отчет о произведенных компенсационных выплатах за счет средств федерального и городского бюджетов в части категорий граждан, возмещение льгот которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Порядку.

5.10.2. Ежеквартально представляет в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы копии названного в п. 5.10.1 отчета.

Приложение 1

к Порядку

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР N _____ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УСЛУГ СВЯЗИ (РАДИОТРАНСЛЯЦИИ И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АНТЕННЫ) от "___" _____ 200__ г. Городской центр жилищных субсидий в лице начальника ___________ _____________________________, действующего на основании Устава, и организация ____________________________________________________ в лице ____________________________________________________________, действующего на основании _______________________________________, в дальнейшем - Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора Возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате ________________________________________________________ __________________________________________________________________ в соответствии с Порядком возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством. 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Организация: 2.1.1. Ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Городской центр жилищных субсидий отчеты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот. 2.1.2. В течение отчетного периода (квартала) до 5 числа каждого месяца извещает Городской центр жилищных субсидий обо всех изменениях в составе категорий граждан, имеющих право на льготы, или объеме предоставляемых льгот. 2.1.3. Лишается права предъявлять Городскому центру жилищных субсидий не возмещенные за отчетный квартал суммы к оплате в качестве задолженности в случае, если не представляются отчет о выпадающих доходах от предоставления льгот течение 3 месяцев от указанного в п. 2.1.1 настоящего договора срока и объяснения его задержки. 2.1.4. Указывает в отчетах о выпадающих доходах произошедшие в течение квартала изменения сумм, подлежащих возмещению, отдельно выделенным абзацем.

2.1.5. В случае изменения банковских реквизитов в течение 5 дней сообщает измененные банковские реквизиты Городскому центру жилищных субсидий. 2.1.6. Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по состоянию на 1 число проводит с организацией сверку полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты на указанную дату. 2.2. Городской центр жилищных субсидий: 2.2.1. Ежемесячно до 20 числа перечисляет организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот на основании отчетов о выпадающих доходах. 2.2.2. Проверяет представленные организацией отчеты о выпадающих доходах и достоверность информации о праве граждан на льготы. 2.2.3. Прекращает выплату компенсации в случае, если организацией не представляются отчеты в соответствии со сроками, указанными в п. 2.1.1 настоящего договора. 2.2.4. Возмещает выпадающие доходы организации от предоставления льгот на основании представленных отчетов с нарушением сроков сдачи отчетов, но не более чем за 6 месяцев. 2.2.5. Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по состоянию на 1 число проводит с организацией сверку полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты на указанную дату. 3. Ответственность Сторон Стороны несут ответственность за невыполнение принятых по настоящему договору обязательств в соответствии с действующим законодательством: - организация несет ответственность за достоверность информации, представляемой в Городской центр жилищных субсидий, и правильность расчетов выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны); - Городской центр жилищных субсидий несет ответственность за перечисление денежных сумм на компенсацию в сроки, установленные Порядком и настоящим договором. 4. Прочие условия 4.1. В своих взаимоотношениях Стороны руководствуются положением Порядка, указанным в разделе 1 настоящего договора. 4.2. Выявленные в результате проверок суммы завышения или занижения подлежащих перечислению средств соответственно удерживаются или доперечисляются при последующих расчетах. 4.3. Споры и разногласия между Сторонами решаются в установленном законом порядке. 4.4. Возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот за период, превышающий 6 месяцев, не производится. 4.5. Настоящий договор заключается в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон. 4.6. Все изменения и дополнения к договору оформляются только в письменной форме. 4.7. Отчет о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку, названному в разделе 1 настоящего договора. 5. Сроки действия договора 5.1. Срок действия настоящего договора устанавливается с момента его подписания по ____________ 200 ____ г. 5.2. Договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из Сторон не заявит о его прекращении за месяц до окончания срока договора на условиях, предусмотренных настоящим договором. 6. Юридические адреса и реквизиты Сторон ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________

Установление тарифа в сфере энергетики - детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.

Энергоснабжающие организации - коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда - и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.

С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля - граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.

Фабула дела

Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.

В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.

Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.

Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.

Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат - следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.

Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2018 г. по делу № А03-21157/2016.

Позиция суда

1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;

2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;

3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:

4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;

a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;

b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;

c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;

d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.

Комментарии

1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;

Некоторые предприятия имеют право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Такие средства могут выделяться, например, в целях возмещения предприятию доходов, выпадающих из-за применения последним регулируемых государством цен на услуги, которые оказываются льготным категориям граждан. Однако порядок учета бюджетных средств для целей бухгалтерского и налогового учета прямо не прописан ни в одном из нормативных актов, регулирующих данные сферы. Что, соответственно, порождает вопрос, как и в какой момент следует учитывать указанные бюджетные средства. Предлагаем вместе проанализировать этот и многие другие вопросы.

Что такое выпадающие доходы?

Политика государства такова, что оно стремится переложить на граждан все бремя расходов по услугам, получаемым ими. В то же время, осознавая, что это бремя для многих граждан окажется непосильным, государство (в том числе и с целью ограничения аппетитов монополистов — поставщиков услуг) вводит ограничение на рост цен и тарифов по некоторым видам товаров и услуг. В частности, возможность государственного регулирования цен установлена п. 1 ст. 424 ГК РФ. При этом сами основы государственного регулирования заложены в Указе Президента РФ от 28.02.1995 N 221, Постановлении Правительства РФ N 239 и ряде федеральных законов.

Иначе говоря, получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ позволяет предприятиям сдерживать рост розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, контролируемые государством, так как часть стоимости этих товаров (услуг) оплачивается из бюджетных средств.

В настоящее время существует несколько способов реализации государственного регулирования цен, однако нас интересует лишь один из них — установление льгот для отдельных категорий потребителей. В такой ситуации у предприятия, реализующего услуги по заниженным тарифам (ценам), зачастую не покрываются затраты на производство и поставку услуг. В результате чего образуются так называемые выпадающие доходы, которые компенсирует государство (в лице субъектов РФ или муниципалитетов). Кстати, действующим законодательством прямо не установлена безусловная обязанность государства по возмещению предприятиям выпадающих доходов в полном объеме. В арбитражной практике есть немало решений, из которых следует, что споры возникают не только из-за размера возмещаемых сумм, но и из-за самой обязанности компенсировать выпадающие расходы (см. постановления ФАС УО от 13.12.2013 N Ф09-12420/13, ФАС МО от 08.11.2013 N А40-155306/12-55-1420, ФАС ВВО от 16.12.2013 N А29-3869/2011).

Заметим, нормативного определения понятия "выпадающие доходы" применительно к рассматриваемой ситуации не существует. Тем не менее данное обстоятельство не мешает участникам указанных правоотношений активно его использовать, в том числе в нормативных документах (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р). Очевидно, что под выпадающими доходами следует понимать те убытки, полученные предприятием в результате предоставления услуг льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут скомпенсированы государством.

На конкретном примере

Автотранспортное предприятие реализовало в марте 2014 года проездные билеты, в том числе социальные проездные билеты, дающие право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.

Выручка за указанный период составила 5 500 000 руб., расходы — 5 900 000 руб.

Сумма выпадающих доходов, образовавшихся в результате реализации предприятием социальных проездных билетов, составила 250 000 руб.

Распорядитель бюджетных средств — орган местного самоуправления — 12.05.2014 принял решение о возмещении из местного бюджета лишь части названной суммы (не беремся оценивать, по каким причинам), и в этом же месяце (22.05.2014) на счет предприятия поступило 200 000 руб.

Как указанные хозяйственные операции должны быть отражены в учете?

Бухгалтерское законодательство…

…не содержит на этот счет никаких специальных указаний.

Сразу оговоримся, что правила, установленные ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" , в данном случае не применяются. В силу п. 3 действие названного бухгалтерского стандарта не распространяется на экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов.

Учет поступления субсидий, получаемых в целях возмещения выпадающих доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен, осуществляется в общеустановленном порядке. То есть доходы, связанные с оказанием услуг, должны отражаться автотранспортным предприятием по правилам, установленным ПБУ 9/99 "Доходы организации" .

При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, то есть независимо от ее фактического поступления. Величина выручки определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом, и никоим образом не зависит от других обстоятельств (п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

В части бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов, необходимо пояснить следующее.

Данные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Сказанное согласуется с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

В то же время включать в состав выручки по состоянию на 31.03.2014 недополученную сумму доходов (в нашем случае 250 000 руб.) не стоит, поскольку это противоречит принципам признания дохода, установленным в п. 12 ПБУ 9/99. Согласно названному пункту сумма дохода одновременно должна отвечать следующим условиям:

— ее размер может быть достоверно определен;

— имеется уверенность в увеличении экономических выгод предприятия.

С определением размера выпадающего дохода сложностей в данной ситуации не возникает. Чего не скажешь о втором критерии — об уверенности: как правило, она появляется лишь после принятия распорядителем бюджетных средств соответствующего решения.

Рассматриваемые бюджетные компенсации следует квалифицировать в качестве прочих доходов, то есть в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99. Признавать такие доходы нужно в том отчетном периоде, когда распорядитель бюджетных средств примет решение о возмещении выпавших доходов. Иными словами, в тот момент, когда у предприятия появится уверенность в получении указанных средств.

Признание данных сумм в момент оказания услуг, если нет уверенности в их дальнейшей компенсации из бюджета, по мнению автора, приведет к искажению финансовой отчетности.

Таким образом, в учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

31.03.2014

Отражена выручка от реализации услуг (включая продажу проездных билетов)*

Отражена себестоимость реализованных услуг

Отражена сумма полученного убытка

12.05.2014

Признан доход в виде суммы, причитающейся к возмещению из бюджета

22.05.2014

Получены из бюджета средства в целях компенсации выпадающих доходов

* Вопросы, связанные с расчетами по НДС, в примере не рассматриваются.

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ не содержит четких указаний о порядке признания в составе доходов субсидий, получаемых налогоплательщиками в целях возмещения выпадающих доходов. Иначе говоря, положениями названной главы не решены два вопроса:

— о самой возможности признания рассматриваемых субсидий доходом, учитываемым при налогообложении прибыли;

— о квалификации указанного дохода (внереализационный или доход от реализации). От этого зависит дата признания дохода: либо на момент реализации услуг, либо на момент фактического получения денежных средств из бюджета. Подобный нюанс в контексте рассматриваемых субсидий немаловажен, так как их перечисление непосредственному исполнителю происходит постфактум и не всегда в полном объеме.

Зато в гл. 25 НК РФ содержится норма, формально позволяющая исключать из состава доходов при определении облагаемой базы любые бюджетные средства по налогу на прибыль, если рассматривать их в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251). Ключевые слова здесь — бюджетные средства и целевое финансирование. Ведь в том, что эти средства получены из бюджета, сомнений не возникает, как нет сомнений и относительного того, что все бюджетные средства выделяются на определенные цели.

Руководствуясь названной нормой, налогоплательщики нередко предпринимали попытки минимизации своих налоговых обязательств в случае получения бюджетных средств, направляемых на компенсацию доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен и тарифов. И арбитры их поддерживали (см., например, Постановление ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09).

Не устраивала подобная ситуация (по понятным причинам) налоговых инспекторов. Итак…

…возникает ли в данной ситуации налогооблагаемый доход?

В споре, рассмотренном в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09, контролеры наконец взяли реванш — и какой! Они смогли убедить высших арбитров в том, что бюджетные средства, получаемые налогоплательщиком в целях возмещения доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен на услуги, оказываемые льготным категориям граждан, следует признавать доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

После опубликования упомянутого судебного акта (а также Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/10, содержащего аналогичный вывод) у налогоплательщиков практически не осталось шансов сэкономить в подобной ситуации на налоге на прибыль. Характерный пример — Постановление ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13.

Но решив один из поставленных вопросов, налоговое ведомство не спешило останавливаться на достигнутом.

…в какой момент признавать доход?

Контролеры стали настаивать, что средства, получаемые в качестве компенсации выпадающих доходов, следует учитывать в момент оказания услуги, то есть независимо от фактического поступления денежных средств налогоплательщику.

Словом, анализируемые суммы налоговики квалифицировали исключительно как доходы от реализации, то есть в строгом соответствии с позицией высших арбитров из Постановления N 15187/09: подобные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного налогоплательщиком от реализации услуг.

Арбитры с ними соглашались. Например, в Постановлении ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13 по данному вопросу отмечено следующее. Получение налогоплательщиком дотаций из бюджета позднее даты реализации потребителям услуг по перевозке по льготным ценам не является основанием для включения этих денежных средств в доход налогоплательщика в период их получения. Главой 25 НК РФ при использовании налогоплательщиком метода начисления подобное не предусмотрено (см. также Постановление ФАС ВВО от 18.04.2013 N А38-223/2010).

Хотя Минфин еще в письмах от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99 разъяснил, что средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе внереализационных доходов.

Спорная ситуация разрешилась благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13, в котором, на наш взгляд, дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, в какой момент следует признать в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, бюджетные средства, направленные для компенсации выпадающих доходов.

Приведем основные тезисы:

1. Исходя из положений ст. 41, 247 НК РФ основанием для возникновения облагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который можно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ.

2. В момент оказания услуги налогоплательщик не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

3. Недополученная сумма дохода, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования на основании ст. 16 ГК РФ.

Добавим, в основе последнего тезиса лежит правовая позиция, изложенная в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых в целях исполнения законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Окончательный вердикт высших арбитров таков: несмотря на производственный характер деятельности налогоплательщика, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда.

Но вернемся к нашему примеру. Если принять во внимание приведенные выводы Президиума ВАС, которые в дальнейшем, очевидно, будут использоваться (и налогоплательщиками, и налоговыми инспекторами), получается, что автотранспортное предприятие несет минимальный риск, если:

— при исчислении налога на прибыль за I квартал 2014 года не включит в облагаемый доход сумму выпавших доходов — 250 000 руб.;

— при исчислении налога на прибыль за II квартал 2014 года в составе внереализационных доходов учтет лишь фактически полученную из бюджета сумму в размере 200 000 руб.

* * *

Подведем итоги. Бюджетные средства, направляемые хозяйствующему субъекту в качестве компенсации выпадающих доходов, образовавшихся в результате применения им регулируемых государством цен и тарифов для реализации товаров (работ, услуг) льготным категориям граждан, не являются средствами целевого финансирования. В бухгалтерском учете они отражаются по общим правилам, в соответствии с требованиями ПБУ 9/99. В целях налогообложения прибыли данные суммы признаются внереализационным доходом и учитываются в облагаемой базе по мере фактического поступления из бюджета.

О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов