Содержание экономической теории физиократов. Физиократы - это кто? Представители физиократов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

на тему: Школа физиократов

ЭФ, ЭУПП, 1 курс, 1221111 П.И. Бурик

Руководитель

Ст. преподаватель В.И. Жук

Введение…………………………………………………………………..3

1.Понятие физиократы ………………………………………………….4

2.Центральные идеи теории физиократов……………………………..5

3.Основоположник школы физиократов Ф.Кенэ……………………...6

4.Основные теоретические положения Ф.Кенэ………………………...8

5.Экономическая таблица Ф.Кенэ……………………………………...11

6.Анн Робер Жак Тюрго………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………....14

Список литературы ……………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Историю экономических учений необходимо знать каждому культурному человеку так же как каждый культурный человек должен знать историю своей Родины. Знать прошлое необходимо для того, чтобы лучше понимать настоящее и в определенной степени предвидеть будущее. Дело в том, что история повторяется и, столкнувшись с какой-либо проблемой сегодняшнего дня, можно найти в прошлом похожую ситуацию и выяснить ее причины и последствия. Это же относится и к истории экономических учений, ведь повторяются не только экономические ситуации, но и экономические идеи, которые можно использовать сегодня. Кроме того, знакомство с различными теоретическими объяснениями одних и тех же экономических проблем ведет к выработке творческого мышления.

В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов – «власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774). Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и.т.п.). Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.

  1. Понятие физиократы

Во Франции в середине XVIII в., вошедшего в историю человечества как век Просвещения, хотя и зародился класс капиталистических фермеров, положение крестьянства оставалось тяжелым. Страна в ходе бесконечных войн теряла свои колонии, сократилась ее внешняя торговля, ослабли позиции на Европейском континенте. Промышленность обслуживала в основном двор и аристократию. Отраслью экономики, которая привлекала внимание ученых-практиков, оставалось земледелие.

В это время в стране складывается школа физиократов. Название «физиократизм» происходит от греческих слов «физио» - природа и «кратос» - власть; таким образом, физиократизм означает «власть природы». Название, данное этой школе не случайно, так как точно отражает суть их экономических воззрений. Её представителями являлись Ф. Кенэ, Д. Немур, А. Тюрго, В. Мирабо.

И действительно, источник богатства и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства. Физиократы объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей богатство страны. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.

Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента».

  1. Центральные идеи теории физиократов

Экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия "денежного капитала", они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение "первоначальным авансам" (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и "ежегодным авансам" (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

Физиократы предлагали правительству проводить политику свободной торговли, так как это самое надежное, совершенное и выгодное для народа и государства управление.

Физиократы выступали за монархическую централизованную власть и отводили государству такие функции, как, во-первых, сохранение «естественного порядка»; во-вторых, образование, которое является первой социальной связью; в-третьих, организации предприятий общественного характера.

Введение

1. Предшественники физиократов

2. Ф. Кенэ, основоположник школы физиократов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия»(от греческих слов - «власть природы») или школа физиократов. Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774).

Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и т.п.).

Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.

Глава школы физиократов Ф.Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.
Цель моей работы, исследовать учение физиократов.

1. Предшественники школы Физиократов

Развитие экономической науки проходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической и, в то же время, самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, товарно - денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена,общественного разделения труда, самого труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одно является условием развития другого, развитие одного означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью - это проблема производства прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения.

Целостных экономических учений до XVIII века не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления в целом народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство могли себя ощутить как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercante - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения, торговле.

Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов-физиократов.

2. Франсуа Кенэ основоположник школы физиократов

Франсуа Кенэ (1694-1774) - признанный лидер и основоположник школы физиократов - специфического тиснив в рамках классической политической экономии.

C 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел во дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных здоровью физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф.Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.

По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф.Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он сначала посвящает философской науке, а затем целиком экономической теории. В 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии» , издававшейся Дидро и д"Аламбером, в которой и были опубликованы основные его экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры»,«Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.
В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б.Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного
(рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.C точки зрения Ф.Кенэ главным объектом изучения экономической науки должна стать аграрная сфера.

Сельское хозяйство и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ремесле материя убывает, значит здесь, не производится общественного богатства. Ремесленники - бесплодный, или стерильный, класс.

Кстати, термин «класс» в отношении к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому продукту, впервые применил Ф. Кенэ.

Попробуем воспроизвести модель Ф. Кенэ:

1) Производительный класс, состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.)

2) Класс собственников, в который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному титулу владели землёй.

3) Бесплодный класс, включающий представителей индустрии, торговли, либеральных профессий и частнослужебного труда.

Из этой воспроизводственной концепции вытекает достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто получает и потребляет чистый продукт, тот и платит.Кенэ знает истинные причины упадка земледельческой страны. Их, по его мнению, восемь:

  • неправильная форма налогового обложения;
  • излишнее бремя налогов;
  • излишества в роскоши;
  • чрезмерные судебные расходы;
  • личная несвобода обитателей деревни;
  • отсутствие свободы во внутренней торговле;
  • отсутствие внешней торговли;
  • отсутствие возврата чистого годичного продукта к производительному классу.

Радикализм Кенэ несомненен. Пройдет немного времени, Французская революция по-иному разрешит противоречия этого общества, еще более решительно реализовав программу буржуазии. У Кенэ более мягкая программа.

Так сказать, «экспроприация», посредством налогообложения. Некоторые комментаторы, современники революции, считали, что если бы король послушался Кенэ, то революции вместе с гражданской войной можно было бы избежать.

Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию».

Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственником; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и созвать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного порядка, необходимом для осуществления государственного руководства.
В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте. Который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве, В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит якобы только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов.

Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию».
Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит...».

Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание на сфере производства. В этом его
«классицизм». Но величайшей заслугой этого ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство.

Сам термин «воспроизводство» введен в науку Ф.Кенэ. Более того, воспроизводственный процесс впервые в истории показан исследователем на макроэкономическом уровне, как некий общественный феномен, как беспрерывный обмен веществ в общественном организме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что.Ф. Кенэ явился основателем макроэкономической теории.

Ф. Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных потоков в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности общественного воспроизводства товаров, капиталов и производственных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики, так или иначе, обращались к трудам Ф.Кенэ.

3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ

Анн Роберт Жак Тюрго, родился в 1727 году в Париже. За 18 месяцев пребывания в должности генерального контролера финансов А.Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов (эдикты), открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося под явным влиянием придворного окружения, дворянства, духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была кратковременной победой А.Тюрго и его единомышленников.

Главными достижениями Тюрго в качестве министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере и др.

А.Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая какую- либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.

А.Тюрго, разделяя взгляды Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственников земля. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».

В связи с изучением механизма формирования цен на рынке А.Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику... это тот минимум, ниже которого она не может опуститься». При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки при приобретении товаров».

Анализируя земледельческие предприятия, Тюрго утверждает, что они могут приносить прибыль лишь в результате крупных затрат. Владельцы значительных капиталов, с целью извлечения дохода через обработку земли, вступают в арендные отношения с землевладельцами. По аналогии с фабрикантами эти предприниматели-арендаторы, кроме возмещения своих капиталов.
Анализируя заработную плату, Тюрго с большой решительностью подчеркивает ее тяготение к физиологическому минимуму получаемых рабочим жизненных средств. Тюрго утверждает, что рабочие вынуждены понижать цену своего труда, ибо, «имея выбор между значительным количеством работников, наниматель предпочитает того, кто соглашается работать за низкую цену».

Заслугой Тюрго является глубокое понимание им вопроса о генезисе наемного труда. Образование класса наемных рабочих, как в промышленности, так и в земледелии Тюрго объяснял отделением рабочего от условий труда, противостоящих ему как чуждая частная собственность противоположного класса. Освобождение рабочего от средств производства создает для него необходимость безвозмездно отдавать избыток, превышающий получаемую им заработную плату. Минимум необходимых жизненных средств, к которому тяготеет получаемая рабочим заработная плата, становится, таким образом, законом, который регулирует обмен между рабочим и собственником средств производства.

Из приведенных выше высказываний Тюрго видно, что, в отличие от традиционных воззрений физиократов, он выделяет прибыль на капитал в качестве особого вида дохода, в качестве самостоятельной экономической категории. Вместе с тем, рассматривая труд земледельца в качестве единственного вида труда, который производит больше того, что, составляет оплату труда, Тюрго видел в прибыли лишь часть «чистого» продукта, часть ренты.

Существование прибыли Тюрго связывал с процентом, а процент - с рентой. Правомерность денежного процента базируется, по мнению Тюрго, на той предпосылке, что денежный капиталист мог бы на определенную денежную сумму купить земельный участок и тем самым стать получателем ренты. Тюрго утверждает, что деньги, отданные в заем, должны приносить больший доход, сравнительно с доходом земель, приобретенных за тот же капитал, ибо«несостоятельность должника может привести его к потере своего капитала».

Что же касается денег, затраченных не, на покупку, а на обработку земли, а также помещенных в фабрики и торговлю, то, по мнению Тюрго, они должны быть источником большего дохода, чем процент на деньги, отданные в заем. Кроме процента на свой капитал, предприниматель должен ежегодно получать «прибыль как вознаграждение за свои заботы, за свой труд, за свои таланты, за свой риск». Доход предпринимателя должен давать ему также средства, чтобы «возмещать ежегодные потери на своих авансах».

Выдвинув идею сравнительной доходности или прибыльности денег, обращенных на покупку земли, отданных в ссуду и затраченных на промышленные предприятия, Тюрго пытается установить известную связь между движением этих различных доходов. Он указывает, что неравные доходы владельцев капитала, притекающие из различных способов его употребления, имеют тенденцию к равновесию. Он пишет: «Различное употребление капиталов приносит, таким образом, весьма не равные (по количеству) продукты; но это неравенство не мешает им оказывать взаимное влияние друг на друга, так что между ними устанавливается своего рода равновесие».

Свой тезис о тяготении различных видов дохода к равновесию Тюрго аргументирует следующим образом. Предположим, что происходит продажа земли в широких масштабах. Это приведет, очевидно, к понижению цены на землю, что вызовет повышение уровня процента; «владельцы денег предпочтут скорее скупать землю, чем отдавать их взаймы под проценты, не превышающие дохода от земель, которые они могут купить».

Повышение процента приведет к тому, что деньги не будут затрачены на обработку земли, промыслы и торговлю как на «дела более трудные и рискованные». «Одним словом - резюмирует ход своих рассуждений Тюрго,- по мере того как прибыли, получающиеся из какого-либо употребления денег, увеличиваются или уменьшаются, капиталы вкладываются в одни дела и извлекаются из других, а это неизбежно изменяет в каждом из этих употреблений капитала отношение капитала к годичному продукту».Приведенные высказывания Тюрго свидетельствуют о том, что им была сделана попытка установить, взаимосвязь между прибылью, процентом и рентой.
Его рассуждения о тенденции доходов капиталистического общества к равновесию базировались на исходных ошибочных позициях физиократизма о том, что прибавочная стоимость создается в одной лишь отрасли материального производства- сельском хозяйстве. Тем не менее Тюрго принадлежит заслуга самой постановки вопроса о взаимосвязи различных видов дохода в условиях капитализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной заслугой школы физиократов было то, что они первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения. Однако их взгляды были все же односторонними. Дальнейшее развитие экономической науки показало, что неверно связывать рост богатства общества только с земледелием. Важную роль даже в XVIII веке, не говоря уже о более позднем времени, играли в сознании богатства и другие отрасли народного хозяйства, особенно промышленность и торговля.

Физиократы первые имели цельное представление о социальной науке в полном смысле этого слова, они первые утверждали, что социальным лицам и правительствам остаётся только понять их, чтобы сообразовать с ними своё поведение. Физиократам принадлежит заслуга перенесения вопроса о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу непосредственного производства. Этим самым они заложили основу для научного анализа капиталистического производства. Теория физиократов базировалась на учении об эквивалентности обмена. В тесной связи с этим учением развивалась и их теория денег и критика меркантилизма.

Физиократы, по существу, выдвинули теорию основного и оборотного капитала. Они правильно изображали различие между этими двумя видами капитала, как существующее лишь в пределах производительного капитала, хотя они и ошибочно считали лишь земледельческий капитал производительным капиталом. Так как у Кенэ различие между первоначальными и ежегодными авансами существует лишь в рамках производительного капитала, то Кенэ не причисляет деньги ни к первоначальным, ни к ежегодным авансам. Оба вида авансов как авансы для производства противостоят деньгам, а также находящимся на рынке товарам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адвадзе В.С. История экономических учений. Учебник для вузов. М., 2004.
2. Гусейнов Р.А., Горбачева Ю.В. История экономических учений. Тексты лекций (под редакцией Горбачевой Ю.В.). НГАЭиУ, Новосибирск, 1994.
3. Черковец В. Историческая тенденция и социальная востребованность политической экономии // Российский экономический журнал. - №3. - 1996.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

РЕФЕРАТ

по истории экономических учений на тему:

Экономическая теория физиократов

1. Введение..................................................................................................3

2. Понятие физиократии………………………………………………....4

3. Экономические теории физиократов………………………………...5

4. Физиократия в России……………………………………………….13

5. Заключение…………………………………………………………...14

6. Используемая литература…………………………………………....15

Введение

История экономической мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой (вспомним взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.

И трудно спорить с М. Блаугом, который пишет: “Гораздо лучше знать интеллектуальное наследие, чем договариваться, что оно хранится в неизвестном нам месте и написано на незнакомом языке”.

Понятие физиократии

Во Франции в середине XVIII В., вошедшего в историю человечества как век Просвещения, хотя и зародился класс капиталистических фермеров, положение крестьянства оставалось тяжелым. Страна в ходе бесконечных войн теряла свои колонии, сократилась ее внешняя торговля, ослабли позиции на Европейском континенте. Промышленность обслуживала в основном двор и аристократию.

Oтpаслью экономики, которая привлекала внимание ученых-практиков, оставалось земледелие. Возникали общества поощрения агрикультуры, стремившиеся к внедрению английских методов хозяйствования как более прогрессивных. Публиковались агрономические сочинения.

В это время в стране складывается школа физиократов. Название «физиократизм» происходит от греческих слов «физио» - природа и «кратос» - власть; таким образом, физиократизм означает «власть природы».

Физиократия – направление политической экономии во Франции, которая центральную роль в экономике отводила сельскохозяйственному производству.

Физиократы сами себя называли экономистами. Это название получили в дальнейшем.

Крупнейшими представителями этой школы являлись Ф. Кен и А. Тюрго. Они - создатели классической французской политической экономии.

Экономические теории физиократов

Франсуа Кенэ

1. Франсуа Кенэ (1694-1774) родился в деревне Мерэ, вблизи Версаля, в многодетной крестьянской семье. Оставшись в 13 лет без отца, выполнял тяжелую работу и в поле, и дома. Поэтому научился грамоте поздно и ВСЮ свою жизнь испытывал к чтению подлинную страсть.

В 17 лет он принял решение стать хирургом. С 1711 по 1717 г. жил в Париже, практиковал в госпитале, одновременно работал гpавером в мастерской. В 23 года женился, получил диплом врача и начал работать в городе Манте недалеко от Парижа. Прожил здесь 17 лет, стал популярнейшим врачом в окpyгe. Выпустил несколько медицинских сочинений.

В 30-е годы XVIII в. переселился в Париж, стал домашним врачом герцога Виллеруа, а в 1749 г. перешел к маркизе Помпадур в Версальский дворец. Здесь, на антресолях, он прожил 25 лет. Квартира Ф. Кенэ, состоявшая из одной большой комнаты, стала местом сборищ «литературной республики». Здесь встречались ученые, философы, писатели, сплотившиеся вокруг «Энциклопедии» Д. Дидро. Именно здесь Ф. Кенэ, как пишет Мармонтель, «…ycepдно трудился над своими аксиомами и расчетами по экономике земледелия... мы рассуждали о земледелии и исчисляли чистый продукт...».

Произведения Ф. Кенэ публиковались в период 1756-1768 гг. в разной форме и часто анонимно. Некоторые из них остались в рукописном виде, но были разысканы и увидели свет только в ХХ в. Многие идеи Ф. Кенэ рассеяны в многочисленных, небольших по объему, сочинениях и в работах его учеников. В 1756 г. Д. Дидро привлек Ф. Кенэ к работе в «Энциклопедии», что имело очень важное значение для ученого. Он хорошо знал тяготы и нужды крестьян, видел их бедственное положение. В то же время, живя при королевском дворе, он был свидетелем расточительной роскоши аристократов.

Наиболее известными экономическими статьями Ф. Кенэ по сельскому хозяйству, написанными для «Энциклопедии», являются «Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги».

В обобщенном виде экономическая программа Ф. Кенэ была изложена в работе «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758). Концепция «естественного порядка» стала предметом исследования в работе «Естественное право» (1765), а также «Китайский деспотизм» (1767). Его мысль о том, что промышленность - бесплодная отрасль, развита в сочинении «О ремесленном труде» (1766). Самое знаменитое произведение Кенэ ­ «Экономическая таблица» (1758), которая неоднократно потом комментировалась. Ученик Ф. Кенэ Дюпон де Немур в 1768 г. опубликовал сочинение «О происхождении и прогрессе новой науки». В нем подведены итоги развития учения физиократов. Дюпон отметил, что трудами Ф. Кенэ была создана новая наука - политическая экономия в ее классическом французском варианте.

Ф. Кенэ разработал концепцию «естественного порядка» , согласно которой капиталистический способ производства есть естественная форма хозяйства, освобожденная от пережитков феодализма и развивающаяся на основе принципов свободной конкуренции. Ф. Кенэ создал учение об эквивалентности обмена, о деньгах, о цене . Здесь важны выводы об отношении обмена, торговли к процессу создания стоимости. По мнению физиократов, обмен ничего не производит, покупки удовлетворяются с обеих сторон, ценность обменивается на ценность. Деньги сами по себе являются бесплодным богатством, признается только их функция как средства обращения. В этом состояло отрицание меркантилистической политики, основанной на принципе: покупать дешевле - продавать дороже. Однако отрицание Ф. Кенэ значения торговой прибыли было неправомерным.

Прогрессивность взглядов физиократов заключалась в том, что они перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства. Ф. Кенэ создал учение о чистом продукте, о труде производительном и «бесплодном», хотя единственной отраслью, в которой создается богатство страны, он ошибочно считал только сельское хозяйство. В прибавочной стоимости, которую Ф. Кенэ называл «чистым продуктом» , он видел избыток земледельческой продукции над продуктами, затраченными в процессе производства. В его учении анализировался генезис прибавочной стоимости, хотя последняя и воспринималась только в форме земельной peнты.

К. Маркс, исследуя учение физиократов, писал: «Существенная заслуга физиократов состоит в том, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии». Слово «капитал не встречается в трудах Ф. Кенэ. Но он выделял такие затраты фермера , как затраты на осушение земли, строения, лошадей, плуги, бороны. Такие затраты делаются один раз в несколько лет и окупаются постепенно. Их Ф. Кенэ назвал первоначальными авансами (мы их называем основным капиталом). Кроме того, он выделял затраты на семена и содержание батраков, которые осуществляются ежегодно и должны окупаться урожаем текущего года. Такие авансы Ф. Кенэ называл ежегодными (в современной терминологии - оборотный капитал). Для времен Ф. Кенэ такой анализ был огpoмным достижением - им создана основа для анализа оборота и воспроизводства капитала, которое представляет постоянное возобновление и повторение процессов производства и сбыта. Именно Ф. Кенэ впервые использовал термин «воспроизводство», играющий в экономической науке исключительно важную роль.

Франсуа Кенэ один из первых попытался вскрыть экономические основы разделения общества на классы. Согласно его учению в обществе существуют три класса: производительный класс, класс собственников и класс непроизводительный. Ф. Кенэ первым встал на путь научного анализа воспроизводства и распределения общественного продукта при капитализме, разработав знаменитую «Экономическую таблицу». С помощью числового примера и графика он изобразил, как создаваемый в земледелии валовой и чистый продукт страны обращается в натуральной и денежной форме между тремя классами общества. Это был первый опыт макроэкономического анализа, первая модель общественного воспроизводства. Экономическая таблица Ф. Кенэ, как известно, послужила одной из точек опоры, использованных К. Марксом в его схемах воспроизводства.

Недостаток таблицы определялся ошибочностью теории «чистого продукта», неправильным делением общества на три класса, неумением вскpыть противоречия капиталистического способа производства.

Анн Роббер Жак Тюрго

2. Продолжателем исследований физиократов стал государственный деятель Франции, генеральный контролер финансов Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). А. Тюрго происходил из старинной дворянской семьи. По традиции семьи, как третий сын он должен был стать служителем церкви. Однако, получив блестящее образование, будучи гордостью Сорбонны, 23-летний аббат оставил духовную карьеру. На такое решение его подвигли занятия философией, изучение трудов английских мыслителей и других наук. А. Тюрго обладал феноменальной памятью, хорошо знал несколько языков.

В 1752 г. он получил судебную должность в парижском парламенте, купив место докладчика судебной палаты. Службу совмещал с усиленными занятиями науками. Сблизился с Д. Дидро, д Аламбером. Написал для «Энциклопедии» несколько философских и экономических статей. Впервые систематически изложил собственные экономические идеи в «Похвальном слове Венсану де Гурнэ,). В. Гурнэ сыграл важнейшую роль в жизни.А. Тюрго.

С 1761 по 1774 г. А. Тюрго работал в должности интенданта глухой Лиможской провинции. Будучи главным представителем центральной власти, интендант ведал всеми хозяйственными вопросами, прежде всего сбором налогов для короля. Столкнувшись с жестокой действительностью, косностью и забитостью крестьян, А. Тюрго провел в этой провинции реформы. Он упростил систему налогов, заменил дорожную повинность вольнонаемным трудом, организовал строительство благоустроенных дорог, много сделал для борьбы с эпидемиями скотa, вредителями посевов.

Занятый бесконечными докладами, служебными записками и циркулярами, он тем не менее не оставлял науки и написал в 1766 г. главную экономическую работу «Размышления о создании и распределении богатств».

После смерти Людовика xv в 1774 г. А. Тюрго был сначала

назначен морским министром, а через несколько недель - на пост генерального контролера финансов и фактически руководил всеми внутренними делами страны.

На посту генерального контролера финансов он провел меры по оздоровлению финансов государства. А Тюрго пытался устранить нелепости и несправедливости в налоговой системе, снижая налоговое бремя для промышленности и торговли, умеряя аппетиты налоговых откупщиков. Кроме того, он пытался ограничить расходы бюджета, где одним из главных были расходы на содержание двора, хотя это наталкивалось на сопротивление расточительной Марии Aнтyaнeтты. А Тюрго восстановил кредит государства .

В числе важных экономических мероприятий 6ыло введение А. Тюрго свободной торговли зерном и мукой, а также ликвидация монополии, захваченной проходимцами.

В 1776 г. А. Тюрго удалось добиться одобрения Людовиком XVI шести эдиктов (законов), направленных на подрыв феодальной системы. Был опубликован эдикт, в котором осуждались злоупотребления феодалов, устранялись феодальные ограничения в торговле и производстве. Натуральные дорожные повинности заменялись денежными сборами, которые были обязаны выплачивать земледельцы. Запрещались сборы с хлебной торговли. Уничтожались все другие налоги с торговцев. Предлагалось упразднить ремесленные цехи и гильдии.

Важнейшими из этих мер были отмена дорожной повинности крестьян и ликвидация средневековых ремесленных цехов и гильдий. Эдикт об отмене цехов сам А. Тюрго признавал необходимым условием быстрого развития промышленности и формирования сословия предпринимателей. А. Тюрго пришлось выдержать ожесточенное сопротивление парижского парламента, борьба с которым длилась более двух месяцев. 12 марта 1776 г. после регистрации законы вступили в силу.

Но против министра-реформатора выступили все верхи французского общества и цеховая буржуазия, а также семья короля. Уже 12 мая 1776 г. Людовик XVI подписал отставку А. Тюрго, не осмелившись собственноручно вручить документ министру. Прогрессивные начинания были прерваны, большинство проведенных мер и указанные эдикты полностью или частично были отменены.

А. Тюрго был не только самым способным учеником Ф. Кенэ, он пошел дальше своего учителя. Для А. Тюрго характерен более глубокий анализ капиталистических отношений, что дало основание К. Марксу заметить: «У Тюрго физиократическая система приняла наиболее развитый вид».

Главный экономический труд А. Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств» написан в тезисообразной форме. Для него характерна предельная лаконичность. Всего тезисов 100.

Эти тезисы делятся на три части. В первой части, включающей 1-31-й тезисы, изложена физиократическая система, где чистый продукт выступает не просто как дар природы, а является результатом особой производительности труда работника в земледелии, который присваивается земельным собственником.

Вторая часть охватывает 32-48-й тезисы, посвященные стоимости, проблемам цен и денег. А. Тюрго не поддерживал трудовую теорию стоимости, отказался от нее и заложил основы субъективной теории полезности, которая получит в XIX в. широкое распространение. Согласно его теории меновая стоимость и цена товара определяются соотношением потребностей, интенсивностью желаний вступающих в обмен лиц - продавца и покупателя.

Третья часть работы, в которую входят последние 52 тезиса, содержит самые значительные научные достижения А. Тюрго, обеспечивая ему почетное место в истории экономической мысли. Здесь рассматриваются классовая структура, дан анализ капитала, а также доходов капиталистического общества.

А. Тюрго дополнил предложенную Ф. Кенэ трехчленную классовую структуру общества, сделав тем самым шаг вперед в понимании производственных отношений. Если физиократы выделяли производительный класс (земледельцы), собственники земли и бесплодный класс (все прочие), то у А. Тюрго последний класс «распадается, так сказать, на два разряда. Первый составляют предприниматели-мануфактуристы, хозяева-фабриканты; все они являются обладателями больших капиталов, которые употребляют для получения прибыли, давая работу за счет своих авансов. Второй разряд состоит из простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, которые авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд и прибыль которых сводится к получению заработной платы». Класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих зарплату.

Таким образом, А. Тюрго дал пятичленное деление общества, что было ближе к действительности, чем модель Ф. Кенэ.

Одно из центральных мест в работе А. Тюрго занимает проблема капитала, которую он рассмотрел более глубоко по сравнению с Ф. Кенэ. У Ф. Кенэ капитал - это авансы в натуральной форме (сырье, оплата труда и т.п.), приносящие чистый доход; он не связывал капитал с проблемой распределения доходов между классами общества. В системе Ф. Кенэ отсутствует прибыль. А. Тюрго, понимая происхождение труда (рабочий отделен от средств производства), выделил прибыль на капитал в качестве самостоятельного вида дохода, получаемого предпринимателем-капиталистом. Но трактует он ее как часть «чистого продукта», Т.е. как часть ренты. Это объяснялось физиократическими корнями его воззрений, согласно которым единственно производительным трудом, производящим больше того, что составляет оплата труда, является труд в земледелии.

Последнее произведение А. Тюрго «Мемуар о налогах» вышло в свет в 1778 г. Оно было написано для Франклина - нового друга из восставших американских колоний.

Физиократия в России

Участником собраний физиократов у Мирабо был русский посланник в Париже князь Дмитрий Голицын. Один из образованнейших людей «золотого века» Екатерины II, он рекомендовал лукавой «владычице Севера» пригласить в Петербург ученика Кенэ П. Мерсье де Ла Ривьера, закончившего свой главный труд «Естественный и необходимый порядок политических обществ» (1767). Заезжий физиократ нашел крепостной строй вопиющей противоположностью «естественному порядку», недипломатично излагал свои впечатления («деспотический произвол», «рабство», «низкая культура земли» и т.д.) и доходил до утверждения, что «в России все необходимо уничтожить и затем вновь создать». Разумеется, языкатого француза пришлось отослать обратно.

Сам незадачливый Голицын в своих письмах в Петербург предлагал предоставить русским крестьянам личную свободу и право собственности на движимое имущество; оставив в помещичьей собственности землю, которую зажиточные крестьяне могут арендовать, а наиболее богатые – покупать. Таким образом в народе разовьется «свобода распоряжения избытками» - действенная причина «плодородия полей, разработки недр, появления изобретений, открытий и всего того, что может сделать нацию цветущей». Дипломат-физиократ советовал императрице показать пример помещикам, наделив правом собственности дворцовых крестьян. Самодержица лишь посмеялась.

Гораздо более серьезно она отнеслась к просьбе своего фаворита Григория Орлова и еще нескольких титулованных придворных учредителей «Патриотическое общество для поощрения земледельства и экономии», переименованное затем в Императорское Вольное экономическое общество. Его члены стали своего рода деятели прикладной физиократии. Среди них был родоначальник русской агрономии Андрей Болотов.

Заключение

Теория физиократов защищала капиталистическое производство, хотя на первый взгляд представляется, что физиократы - апологеты земельной собственности. Несмотря на то что сам Ф. Кенэ объявил себя идеологом феодализма, теория физиократов имела буржуазную сущность, так как они выдвинули требование о перенесении налогов исключительно на земельную ренту, считая, что промышленность должна быть ограждена от бремени налогов. Тем самым признавалась свобода предпринимательства и конкуренции. К. Маркс, характеризуя значение физиократов, писал: «В действительности же система физиократов является первой систематической концепцией капиталистического производства».

Используемая литература

1. История экономических учений: Уч. Пособие /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Костюк В. Н.

История экономических учений – М.: Центр, 2001.

3. Ядгаров Я. С.

История экономических учений: Учебник 3-е изд-е. – М.: ИНФРА-М, 2002.


Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.,1994,с.660.

Аникин А.В. юность науки. – с. 159.

Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения – Т. 26 – Ч. 1. – с. 12

Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения – Т. 26 – Ч. 1. – с. 25

Тюрго А.Р.Ж. Избранные эк. Произведения. – М.: Соцэкгиз, 1961.- с.129.

Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения – Т. 24 – с. 405.

Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения во Франции сформировалось французское учение физиократов (от лат. physis – природа и kratos – сила, власть). Имеются разные предположения о том, кто придумал название этой экономической школе – Ф. Кенэ или герцог де Немур.

В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок. Он определяется действием вечных и непреложных, установленных Богом физических и моральных законов, образуя естественное право: неизменный и из возможного – наилучший порядок вещей. "Все подчинено в этом мире законам природы, – писал Ф. Кенэ, – люди одарены достаточным разумом, чтобы постигнуть эти законы и соблюдать их..."

Физиократы считали, что каждому человеку позволено действовать, используя свои способности, ум, имущество. Свобода труда, обмена, конкуренции отрицает существование монополий и привилегий. Помимо физических и моральных законов в человеческом обществе действуют положительные законы, т.е. принудительные правила, издаваемые верховной властью для того, чтобы установить порядок, наиболее выгодный людям, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Законы государства нужны для охраны частной собственности, частных интересов, т. е. для того, чтобы никто не употреблял свою свободу во вред другим.

С естественным правом должны сообразовывать свои действия, как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленных целей.

Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, по мысли физиократов, будет иметь место, если каждому человеку позволят свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому главным их требованием являлось предоставление индивиду полной свободы действий: laissez faire, laissez passer ("позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят"). Общественное развитие и благосостояние достигается, таким образом, в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.

Поэтому задача науки, в том числе экономической, заключается в изучении и научном объяснении господствующего порядка. Взгляды физиократов способствовали утверждению принципов экономического либерализма . Его суть можно сформулировать следующим образом: "Только при естественном, не стесняемом государственной властью, течении экономических явлений отдельные индивиды и общество в целом извлекают из них максимальную пользу".

Расцвет школы физиократов пришелся на 50–70-е гг. XVIII в. Основными ее представителями являются: Франсуа Кенэ (1694–1774); Жан-Клод де Гурнэ (1712–1759); Дюпон де Немур (1739–1817); Мерсье де ла Ривьер (1720– 1793); Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781).

Идеи физиократов получили наиболее полное выражение в трудах Франсуа Кенэ и Анна Робера Жака Тюрго. Ф. Кенэ написал для "Энциклопедии", издававшейся Дидро и д"Аламбером, ряд статей: "Зерно", "Фермеры", "Налоги", "Население". Наибольшую известность получили его работы "Общие принципы экономической политики земледельческого государства" (1758), "Экономическая таблица" (1758), "Естественное право" (1765) и "Китайский деспотизм " (1767).

Основные экономические труды А. Тюрго – это "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), "Ценности и деньги" (1769) и др.

Предмет . Физиократы перенесли экономические исследования из сферы торговли и денежного обращения в материальное производство. Основным предметом изучения экономической науки стало сельскохозяйственное производство, которое они объявили единственной производительной отраслью. "Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства" . Такая постановка вопроса демонстрирует влияние древнегреческих мыслителей, в частности Ксенофонта, на базовый тезис учения физиократов. Ксенофонт писал, что земледелие – мать и кормилица всех профессий. Земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится.

Интерес физиократов к сельскому хозяйству был обусловлен тем, что в тот период Франция была аграрной страной, и сельское хозяйство являлось центром экономических противоречий. Причину отсталости французской экономики они связывали с неразвитостью капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Отстаивая идеи свободы, они противостояли воззрениям меркантилистов, за исключением Т. Мана, предложившего режим фритредерства. Физиократы, например, выступали за свободную, ничем не ограниченную торговлю.

Методология . В своих исследованиях физиократы опирались на концепцию "естественного порядка", понимая под ней господство непреходящих законов природы над законами общества. Идею подчинения общества принципам "естественного порядка", например, Ф. Кенэ объяснял возможной выгодой, которую получат экономические агенты, избавившись от препятствий на пути к экономике свободной конкуренции, основанной на сельскохозяйственном производстве. Следуя идеям французских просветителей, он не разделял частных и общественных интересов в условиях либеральной экономики.

Особенность методологии Ф. Кенэ заключалась в построении системы функционирования хозяйства на основе врачебного опыта. Экономика рассматривалась им как живой организм, развивающийся но объективным законам. Противодействие этим законам вызывает болезнь, вылечить которую можно, зная лишь ее особенности. Законы должны быть известны экономическому регулятору – просвещенному государству.

Ф. Кенэ объяснял экономические явления с позиции обмена продукции между общественными группами – классами . Он уточнил понятие "политическая экономия", понимая под ним взаимодействие классов в процессе производства и распределения богатства .

В работах А. Тюрго связь между теорией классов и теорией доходов проявляется даже больше, чем в экономическом учении Ф. Кенэ. Это объясняется его стремлением к детализации структуры классов и доходов с последующим обособлением прибыли как самостоятельной категории. Новаторство анализа Л. Тюрго состояло в том, что он объяснял особенности функционирования хозяйственной системы с позиции "общего экономического равновесия" , представляющего собой одновременное равновесие на рынках различных факторов производства, и, в первую очередь, на рынке земли.

Вариантом классической политической экономии является школа физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774). Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства.

Яркими представителями классической политической экономии стали Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов классики политической экономии рассматривали ее как науку о богатстве, искали источник капиталистического богатства в сфере производства.

Переход от политической экономии богатства к политической экономии труда предприняли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Учение К. Маркса получило широкое распространение в России. Экономическое учение К.Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

Физиокрамтия (фр. physiocrates, от др.-греч.цэуйт -- природа и ксЬфпт -- сила, власть, господство, то есть "господство природы") -- французская школаэкономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кенэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение -- "политической экономией" . Название "физиократия" дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кене -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками "естественного порядка" (ordrenaturel) в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Статьи Кенэ, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. Существенная заслуга физиократов, и прежде всего Кёне, по мнению К.Маркса, состояла в том, что "… они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения -- желания, одинаково характеризующие и физиократов, и "классическую" школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал -- понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин "физиократия" употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже -- в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита, но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе "О Тюрго как экономисте" немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя "смитианизм" лишь "английским видом физиократизма". Такого же мнения придерживается историк С. Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами -- последователями А. Смита. Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации. Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины -- она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни -- и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей "классической школы" политической экономии.

Основные положения

Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кенэ.

В главной работе Кёне "Экономическая таблица" (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и "бесплодный класс" (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) -- Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса "затрат-выпуска", являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л. Вальраса и В. Леонтьева.

В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они "формулировали великую проблему справедливого и несправедливого" в общественных отношениях и в этом смысле "основали школу социальной морали, которой раньше не существовало". Историк XIX века А. Лихтенбергер ("Lesocialismedu XVIII siиcle") говорит, что "в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости". Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что "физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства".

Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо, Пьер дюПон де Немур, Анн Робер Тюрго, Мерсьеде лаРивьер, аббат Бодо, аббат Рубо и т.д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур, богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV, которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов.

Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (richescultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами "богатый фермер" не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть "истинные земледельцы". По словам аббата Бодо, "в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов", должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних -- и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (lerevenudisponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника, вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: "он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава".

Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770--1771 и 1788--1789 гг. и экономическому кризису 1786--1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции.

В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсьеде лаРивьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что "законный деспотизм" (despotismelйgal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то "контрафорсы" могут лишь помешать ей -- и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает "естественному порядку", чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсьеде ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве. "Каких правил, -- спросила она, -- следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?" -- "Давать или создавать законы -- такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял", -- отвечал Мерсьеде ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. "Наука правления, -- сказал он, -- сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием". Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию. "Из их среды, -- говорит Бланки в своей "Истории политической экономии", -- был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии". Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение "ложным и опасным", тем не менее, прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. "Экономисты, -- говорит о Ф. Токвиль в "Старом порядке и революции", -- играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции -- и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции". В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий "революционный и демократический темперамент" деятелей конца XVIII в., и "безграничное презрение к прошлому", и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь "революционными бациллами физиократизма". Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

После появления "Богатства народов" А. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур -- до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах -- Ж.М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём "Капитале" Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы.

В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита.

Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в "Collectiondesprincipauxйconomistes"; "Друг людей" Мирабо переиздан Rouxel"ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.