Расчёт основных статистических показателей убытков. Убыточность страховой суммы

Формула убыточности в страховании

В страховании для оценки убыточности используются показатели: норма убыточности и коэффициент убыточности:

  1. Уровень нормы убыточности характеризует финансовую стабильность этого вида страхования. Норма убыточности представляет собой отношение выраженной в процентах суммы выплаченного страхового возмещения к сумме полученных страховых платежей. Значение полученного показателя может быть больше, равно или меньше 1. На практике вычисляется нетто-норма убыточности и брутто-норма убыточности.
  2. Коэффициент убыточности используется страховыми компаниями для сопоставления расходов по убыткам со своими доходами. Коэффициент рассчитывается как сумма убытков, разделенная на сумму полученной страховой премии, где делителем дроби (сумма убытка) принимают сумму понесенного убытка или сумму оплаченного убытка, а знаменателем (размер страховой премии) принимается сумма заработанной страховой премии. Иными словами, это отношение суммы понесенного убытка и расходов на регулирование убытков к сумме заработанной премии.

Формула комбинированного и относительного коэффициента убыточности

Замечание 1

Согласно рекомендациям международной системы регулирования страхования коэффициент страховой убыточности определяется как отношение суммы убытков и расходов для их урегулирования (осуществленных в отчетном периоде) к заработанной страховой премии.

Комбинированный показатель убыточности по операциям, отличным от страхования жизни представляет собой сумму коэффициента удельного веса расходов на ведение страхового досье и уровня произведенных страховых выплат.

Формирование комбинированного показателя для оценки уровня расходов по страхованию иному, чем страхование жизни, который принято относить к рисковым видам страхования подразумевает определение доли расходов на ведение страховых дел с одного рубля доходов, получаемых от операций по рисковым видам страхования. Данный комбинированный показатель дает более точную характеристику результатов деятельности страховой компании от осуществления рисковых видов страхования.

Комбинированный показатель убыточности по операциям страхования жизни рассчитывается также, как и в случае иных видов страхования, однако коэффициенты корректируются на сумму изменения резерва по операциям страхования жизни, не учитывая прирост за счет установленных норм доходности инвестированных денежных средств. По операциям страхования жизни с помощью комбинированного показателя оценивается уровень тех расходов, которые осуществляет страховая компания при выполнении таких договоров, с каждого рубля доходов от операций страхования жизни.

Уровень страховых выплат и расходов по урегулированию убытков относится к главным факторам, воздействующим на размер прибыли по страховым операциям. Поэтому данный показатель, соизмеряющий убытки и расходы с объемом полученных взносов по договорам страхования, в мировой практике используется для сопоставления похожих линий страховой деятельности по направлениям бизнеса.

Замечание 2

Относительный показатель страховой убыточности представляет собой отношение суммы страховых выплат и денежных средств, которые направляются страховщиком в текущем отчетном периоде на увеличение объемов страховых резервов к величине заработанных страховых премий отчетного периода.

Важно отметить, что рассчитанный описанным способом относительный показатель страховой убыточности значительно искажает реальный результат страховой деятельности и эффективность ее управления. Это связано с тем, что применяемая методика его расчета не учитывает данные относительно значительных расходов и затрат, которые осуществляет страховщик в процессе исполнения обязательств по заключенным договорам страхования. Следовательно, большая значимость на практике при оценке результатов реализации отдельных учетных категорий договоров страхования, классифицируемых в соответствии с их специализацией на страхование, отличающееся от страхования жизни, и собственно страхование жизни отводится соответствующим комбинированным показателем страховой убыточности.

Z модель Альтмана для коммерческих предприятий

Современная зарубежная практика финансово-хозяйственной деятельности фирм такова, что оценка вероятности убыточности осуществляется с использованием модели Э. Альтмана (Z-модель), предполагающая разделение предприятий на небанкротов и потенциальных банкротов. В России применение данной модели осложнено тем, что расчет отношения рыночной стоимости акций (обыкновенных и привилегированных) к балансовой стоимости краткосрочного и заемного капитала невозможен. Индекс Альтмана рассчитывается на основе показателей, которые характеризуют потенциал предприятия и финансовые результаты его работы в истекшем периоде.

Замечание 3

Двухфакторная модель Альтмана - одна из самых доступных простых методик прогнозирования убыточности, использование которой подразумевает расчет влияния показателей текущей ликвидности и удельного веса заемных средств в сумме пассивов.

интернет-биржа студенческих работ">

Рисунок 1. Двухфакторная модель Альтмана. Автор24 - интернет -биржа студенческих работ

Пятифакторная модель Альтмана включает коэффициенты, которые определяют вероятность убыточности предприятия. На базе этих коэффициентов выбрано пять наиболее важных, которые легли в основу разработанной модели, позволяющей через множественный дискриминантный анализ определить вес коэффициентов в отдельности.

Рисунок 2. Пятифакторная модель Альтмана. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Преимущества и недостатки модели Альтмана:

  1. Плюсом модели признается то, что в уравнении переменные иллюстрируют различные аспекты деятельности предприятия, возможные будущие изменения устойчивости его финансового состояния.
  2. Недостатком модели является то, что применение данной модели ограничено только акционерными обществами, акции которых обращаются в рамках рынка ценных бумаг. Для ее использования, может быть рассчитана курсовая стоимость акций как соотношение сумм дивидендов к среднему размеру ссудного процента, однако в этом случае такая оценка имеет значительную погрешность.

К совокупной всех застрахованных объектов. Теоретически показатель убыточности страховой суммы выражает вероятную величину той доли принятой страховщиком на ответственность совокупной страховой суммы, которая выбывает в связи с наступлением (за год или за тарифный период).

Показатель убыточности страховой суммы принимался в отечественной практике за основу при определении страхового тарифа. Убыточность страховой суммы исчисляется в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах.

Показатель убыточности страховой суммы имеет синтетический характер, его величина отражает как вероятность наступления страхового случая, так и ожидаемую величину ущерба. В связи с этим убыточность страховой суммы используется для оценки риска и применяется в анализе страховых операций, прежде всего для контроля за адекватностью обязательствам страховщика. С этой целью фактический показатель убыточности страховой суммы сопоставляется с величиной применяемой страховщиком нетто-ставки. Если фактическая величина убыточности страховой суммы приближается к величине нетто-ставки или превышает ее, проводят анализ ее элементов для выявления факторов, определяющих высокий уровень. Затем либо добивается снижения фактического уровня убыточности страховой суммы путем , либо пересматривает размер нетто-ставки.

При проведении экономического анализа убыточности страховой суммы учитывается присущая страхованию временная и территориальная раскладка ущерба. Для регионов с повышенным значением показателя разрабатываются программы его снижения.

Динамические ряды показателя убыточности страховой суммы характеризуют временную раскладку ущерба, создающую основу для прогнозирования выплат страхового возмещения и обеспечения. Показатель убыточности страховой суммы определяется по каждому или в целом по виду страхования в зависимости от наличия статистической информации. Развернутый анализ убыточности страховой суммы эффективен преимущественно в массовых видах страхования.

Принцип временной раскладки ущерба требует изучения динамических рядов убыточности страховой суммы и ее элементов. Показатель убыточность страховой суммы формируется под влиянием следующих факторов: числа застрахованных объектов и их страховой суммы, числа страховых случаев, числа пострадавших объектов и суммы страхового возмещения.

Применяются три элемента убыточности страховой суммы:

  1. частость, определяемая отношением числа страховых случаев к числу всех застрахованных объектов;
  2. опустошительность как отношение числа пострадавших объектов к числу страховых случаев;
  3. отношение рисков: средняя страховая сумма пострадавших объектов к средней страховой сумме застрахованных объектов.

Произведение частости, опустошительности и отношения рисков представляет собой убыточность страховой суммы. Элементы убыточности позволяют более глубоко анализировать синтетический показатель убыточности страховой суммы.

Убыточность страховой суммы определяется по каждому виду ответственности или в целом по виду страхования в зависимости от того, как построена нетто-ставка. Фактические показатели сопоставляются со средними, заложенными в тарифах. Если показатели убыточности страховой суммы приближаются к нетто-ставке или превышают ее размеры, это говорит о высоком уровне убыточности страховой суммы. По тем видам ответственности, по которым выплаты проводятся за счет резерва взносов (например, по дожитию в смешанном страховании жизни), синтетический показатель убыточности страховой суммы не анализируется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задача № 1

Рассчитать показатели страховой статистики в двух регионах: частота страховых событий, опустошенность страхового события, коэффициент убыточности, тяжесть риска, убыточность страховой суммы, частота ущерба, тяжесть ущерба. Сопоставить результаты расчёта по регионам, сделать краткий вывод, указать наименее убыточный регион.

Решение:

1) частота страховых событий

где, l , N - число застрахованных объектов

2) опустошенность страхового события: , n n - число пострадавших объектов, е - соотношение числа страховых событий

.(для 1 региона).

.(для 2 региона).

3) коэффициент убыточности:

Результаты показывают, что коэффициенты убыточности обоих регионов меньше 1, это говорит о том, что уничтожение застрахованных регионов не будет. страховое событие убыточность ставка

4)частота ущерба (частота наступления страхового случая):

. (для 1 региона)

. (для 2 региона)

5) тяжесть ущерба:

Cсредняя страховая сумма

Где. -страхов\ое возмещение.

Где -страховая сумма

для 1 региона.

Средняя страховая сумма страхового возмещения для 2 региона.

Тяжесть ущерба 1 региона.

Тяжесть ущерба 2 региона.

6) убыточность страховой суммы:

7) тяжесть риска: - отношение средних страховых сумм.

Тяжесть риска 1 региона.

Тяжесть риска 2 региона.

Задача №2

Решение:

Задача №3

Определите нетто-ставку по страхованию домашнего имущества для городской и сельской местности, полученные данные используйте для расчета брутто-ставки. По результатам расчетов сделайте краткие заключительные выводы.

Решение:

Нетто-ставка рассчитывается по формуле:

Найдем среднюю убыточность страховой суммы (со 100 руб. страховой суммы).

Так как вероятность наступления страхового случая не дана возьмем его равным убыточности страховой суммы

Брутто-ставка рассчитывается по формуле:

Задача № 3

Имеются данные для расчёта показателей страховой статистики

Рассчитать показатели страховой статистики в двух регионах: частота страховых событий, коэффициент кумуляции риска, опустошенность страхового события, коэффициент убыточности, средняя страховая сумма на 1 объект, тяжесть риска, убыточность страховой суммы, норма убыточности, частота ущерба, тяжесть ущерба, полный ущерб. Сопоставить результаты расчёта по регионам, сделать краткий вывод, указать наименее убыточный регион.

Решение:

частота страховых событий

; где, l

d n 1 - для первого региона, d n 2 - для второго региона.

Т.е на один объект страхования первого региона приходится 0,349 страховых случаев или 34,9% страховых случаев; второго региона приходится 0,553 страховых случаев или 55,3% страховых случаев.

опустошенность страхового события: , n n - число пострадавших объектов, е - соотношение числа страховых событий

.(для 1 региона).

.(для 2 региона).

На один страховой случай объекта первого региона приходится 1,114 пострадавших объектов, на один страховой случай объекта второго региона приходится 1,011 пострадавших объектов.

коэффициент убыточности:

где W - сумма выплаченного страхового возмещения.

Результаты показывают, что коэффициенты убыточности обоих регионов меньше 1, это говорит о том, что уничтожение застрахованных регионов не будет.

На один пострадавший объект первого региона приходится 0,167тыс.руб. страховых выплат, на один пострадавший объект второго региона приходится 0,144тыс.руб. страховых выплат.

частота ущерба (частота наступления страхового случая):

. (для 1 региона)

На один застрахованный объект первого региона приходится 0,389 пострадавших объектов.

. (для 2 региона)

На один застрахованный объект второго региона приходится 0,559 пострадавших объектов.

тяжесть ущерба:

Cсредняя сумма страхового возмещения

Cсредняя страховая сумма

Где. -страховое возмещение.

Где -страховая сумма

средняя страховая сумма страхового возмещения

для 1 региона.

Средняя страховая сумма страхового возмещения

для 2 региона.

Средняя страховая сумма для 1 региона.

Средняя страховая сумма для 2региона

Тяжесть ущерба 1 региона.

4,6% страховой суммы уничтожено для 1 региона.

Тяжесть ущерба 2 региона.

0,2% страховой суммы уничтожено для 2 региона.

убыточность страховой суммы:

Убыточность страховой суммы (вероятность ущерба) 1 региона.

На 100 руб. страховой суммы приходится 1,8% страхового возмещения для 1 региона.

Убыточность страховой суммы (вероятность ущерба) 2 региона.

На 100 руб. страховой суммы приходится 0,1 страхового возмещения для 2 региона.

тяжесть риска: - отношение средних страховых сумм.

Где S 1 - страховая сумма 1 региона.

S 2 - страховая сумма 2 региона.

Тяжесть риска 1 региона.

На 100руб. общих средних страховых сумм приходится 50,2руб. страховых сумм 1-го региона.

Тяжесть риска 2 региона.

На 100руб. общих средних страховых сумм приходится 149,8руб. страховых сумм 2-го региона.

Страховые события во 2-ом регионе происходят чаще, опустошенность страховых событий в 1-ом регионе больше, коэффициент убыточности в 1-ом регионе выше, частота ущерба выше во 2-ом регионе, тяжесть ущерба выше во 1-ом регионе, убыточность страховой суммы выше во 1-ом регионе, тяжесть риска выше во 2-ом регионе. Можем сделать вывод, что наименее убыточен 2-ой регион.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение суммы страхового возмещения. Вероятность страхового случая и нетто-ставка. Расчет брутто-ставки по страхованию домашнего имущества. Современная стоимость страхового фонда. Единовременная нетто-ставка на дожитие и убыточность страховой суммы.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Расчет суммы страховых платежей по добровольному страхованию риска непогашения кредита. Определение частоты страховых событий, тяжести ущерба, коэффициентов кумуляции риска и убыточности страховой суммы регионов. Финансовая устойчивость страхового фонда.

    задача , добавлен 20.11.2009

    Расчет страховой суммы, общей величины страховой премии с учетом скидки по франшизе, суммы страхового возмещения с учетом франшизы по системе пропорционального страхового обеспечения. Расчет тарифной брутто- и нетто-ставки. Определение рисковой надбавки.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2012

    Страхование в Казахстане: состояние и перспективы, объективная необходимость. Анализ убыточности страховых сумм, расчет ставок. Определение тарифной нетто-ставки и учет страховых рисков. Управление предприятиями и совершенствование страховых выплат.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2015

    Понятие страхового рынка. Страховой тариф как элемент системы цен. Этапы расчета страхового тарифа. Новые ставки страховых взносов в 2011 году. Соотношение спроса и предложения на страховые услуги. Синтетический показатель убыточности страховой суммы.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Расчет размера страховых выплат по страхованию имущества по системе пропорциональной ответственности. Количество договоров страхования, которое планируется заключить за год. Значение брутто-ставки страхового тарифа. Финансовая отчётность страховщика.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2016

    Изучение задач актуарных расчетов. Определение принципов страховой политики: совокупность, рентабельность операций, эквивалентность, доступность и стабильность тарифов. Рассмотрение показателей страховой статистики. Ознакомление с видами страховых премий.

    контрольная работа , добавлен 22.05.2010

    Место страхования в системе экономических категорий. Убыточность страховой суммы как основа для определения величины нетто-ставки. Страхование как часть финансовой системы. Способы осуществления страховой защиты. Понятие "аквизиция" и "сюрвейер".

    контрольная работа , добавлен 23.07.2009

    Раскрытие сущности и определение задач актуарных расчетов. Исследование содержания тарифной политики. Изучение состава и структуры тарифной ставки. Общая характеристика показателей страховой статистики. Сущность страховых взносов и виды страховых премий.

    реферат , добавлен 11.06.2012

    Расчет размера единовременной премии по заданным условиям. Формула расчета нетто-ставки. Расчет брутто-ставки по страхованию жилых помещений. Определение страхового возмещения по сумме непогашенного в срок кредита (предел ответственности страховщика 85%).

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

таблица скроллится вправо
Начальный
класс КБМ (по
предыдущему
договору)
Значение
КБМ
Класс КБМ по новому договору по окончанию срока страхования
предыдущего договора, после
0
страховых
выплат
1
страховой
выплаты
2
страховых
выплат
3
страховых
выплат
4 и более
страховых
выплат
  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель , если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.

Рынок страхования не остается в стороне и в настоящее время в большинстве страховых компаний наблюдается рост убыточности. Убыточность складывается из множества мелких и крупных факторов, и борьбу с ней страховщики начинают еще при разработке продуктов. Проанализируем убыточность ОАО «СГ МСК» по различным видам страхования за период 2008, 2009, 2010 года. Для целей максимально объективного анализа совокупность различных видов страхования по убыточности будем рассматривать и по обязательным видам и по добровольным. Структура убыточности ОАО «СГ МСК» по различным видам страхования за 2008, 2009, 2010 г. представлена в таблице (2.11).

Таблица 2.11

Структура убыточности компании за период 2008-2010 года

Как показывают данные таблицы (2.11) у ОАО «СГ МСК» высокий процент убыточности по многим видам страхования. В 2008 году наиболее убыточным являлось обязательное медицинское страхование - 85,3%, обязательное страхование гражданской ответственности ОСАГО - 61,39% и добровольное страхование гражданской ответственности транспортных средств КАСКО - 46,44% также имеют высокий уровень убыточности. В 2009 году наиболее высокого уровня убыточности достигло страхование жизни, составив 86,84%, на втором месте по убыточности было обязательное медицинское страхование - 86,73 %, что выше показателя 2008 года, добровольное имущественное страхование и добровольное страхование гражданской ответственности транспортных средств КАСКО имели значительный уровень убыточности. В 2010 году ситуация не изменилась и обязательное медицинское страхование по убыточности составило 84,91 %, второе место заняло добровольное страхование гражданской ответственности транспортных средств КАСКО - 67,87 %. За анализируемый период особенное внимание следует уделить убыточности по добровольному страхованию КАСКО. Данный вид страхования наиболее подвержен росту убыточности, что является далеко неположительным моментом для ОАО «СГ МСК». Наибольшие убытки страховщикам приносит страхование автокаско (последствия увеличения тарифов и агентский комиссий). Убыточность ОСАГО несколько снизилась по сравнению с 2008 и 2009 годом после корректировки поправочных коэффициентов.

Рассмотрим какую долю убыточности занимает каждый вид страхования в 2010 году. Показатели убыточности представлены на рисунке(2.23).

Рис.2.23.

Наибольший удельный вес по убыточности принадлежит обязательному медицинскому страхованию, добровольному страхованию транспортных средств автовладельцев, обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Главной причиной завышенной убыточности данных видов страхования является количество страховых выплат по отношению к страховым взносам. Убыточность страховой компании главным образом влияет на получаемую ею прибыль. Необходимо снизить показатели убыточности по некоторым видам страхования.

Во второй главе дипломной работы было проанализировано финансовое состояние рассматриваемой компании. Были проанализированы показатели прибыли и рентабельности компании, рассмотрены наиболее затратные статьи расходов. В компании увеличились страховые выплаты, что говорит об увеличении показателей убыточности и как следствие снижение показателей рентабельности компании. По анализу платежеспособности и ликвидности компания показала себя финансово-устойчивой и способной погашать свои обязательства. Наиболее перспективным видом страхования для компании является добровольное страхование ответственности - Каско. Уровень убыточности к 2010 году вырос по многим видам страхования, что говорит об увеличении страховых выплат. Чистая прибыль компании к 2010 году увеличилась. Необходимо увеличить значение чистой прибыли, чтобы компания могла выходить на лидирующие позиции на рынке и выживать в конкурентной борьбе. Показатели деловой активности компании находятся в рисковом диапазоне, что говорит об ухудшении развития компании.

В следующей главе мы рассмотрим варианты повышения показателей прибыли и рентабельности.

прибыль рентабельность страховой рынок