Когда бюджетникам повысят зарплату в. Бюджетникам повысят зарплату, но только на бумаге

Министр финансов Антон Силуанов пообещал, что с января 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы в среднем будут увеличены на 23%.

«В следующем году мы в полном объеме выполняем те решения, которые были заложены в указах президента от мая 2012 года. С января 2018 года будут обеспечены заработные платы работников бюджетной сферы в соответствии с теми задачами, которые поставил президент»,

— сказал министр в эфире телеканала «Россия 24»

Средняя зарплата работников бюджетной сферы с учетом обеспечения выполнения указных позиций будет увеличена на 23%, заверил Силуанов.

В своих «майских указах» 2012 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу поэтапно довести уровень зарплат учителей, работников детских садов, врачей, преподавателей вузов и некоторых других категорий бюджетников до средней по региону их места работы. У отдельных категорий он должен был к 2018 году превысить среднюю зарплату по региону вдвое.

«То есть ряд бюджетников будет иметь уровень заработной платы в размере, среднем по экономике субъекта РФ: такие бюджетники, как учителя, средний медицинский персонал, ряд других бюджетников, работники культуры и так далее. Ряд работников бюджетной сферы — врачи, работники высшей школы, целый ряд других более высококвалифицированных бюджетников — будет иметь уровень оплаты труда, двукратный от среднего в экономике субъекта РФ. Необходимые ресурсы заложены в бюджете», — заверил глава Минфина.

Однако темпы исполнения «майских указов» после 2014 года замедлились из-за кризиса, и серьезного повышения своего уровня жизни бюджетники не ощущают. Теперь решено наверстать потерянное, тем более, что в 2018 году состоятся президентские выборы.

Как следует из пояснительной записки правительства к федеральному бюджету на 2018-2020 годы, в 2018 году на все «майские указы» из федерального бюджета предлагается потратить 769,6 млрд рублей, в 2019 году — 735,4 млрд руб., а в 2020 году — 714 млрд руб.

К майским указам относятся 11 документов, подписанных президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года сразу после президентских выборов. И указы, связанные с повышение зарплат бюджетникам, считаются самыми дорогими и спорными из всех.

Речь, прежде всего, идет об указе № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Расходы на эти цели на три года запланированы на уровне 791,2 млрд руб. (в 2018 году — 280,1 млрд, в 2019 году — 251,6 млрд руб, в 2020 году — 259,5 млрд руб). Чтобы добиться целевых показателей, в 2018 году правительству придется потратить на этот указ на 145,9 млрд руб больше, чем в 2017 году.

Расходы в последующие годы вызваны необходимостью поддерживать достигнутый уровень зарплат бюджетников — им предлагается индексировать оплату труда на 4% с 1 октября 2019 года и с 1 октября 2020 года.

Регионам, где с повышениям зарплат были наибольшие сложности, предусмотрена поддержка на частичную компенсацию дополнительных расходов в 2018 году в размере 80,4 млрд руб. Эти бюджетные дотации окажутся вдвое больше уровня 2017 года, когда они составляли 40 млрд руб. На 2019 и 2020 год на эти цели заложено 100 млрд руб.

В то же время Силуанов отметил, что в 2018 году рост реальных зарплат в России достигнет 4,1%. «Заработные платы у нас в текущем году растут, растут в реальном выражении более чем на 3%. А в следующем году заработные платы в реальном выражении вырастут на 4,1%, выше инфляции», — сказал министр.

При этом текущий рост зарплат не компенсирует снижения поступлений доходов из других источников. Поэтому, по данным Росстата, в ноябре 2017 года реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы, скорректированные на инфляцию и обязательные платежи) сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3%, за январь-ноябрь доходы упали на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом эффект от индексации зарплат на 4% даст прирост ВВП в реальном выражении на 0,8%, это сохранение рабочих мест, планов производства, обращает внимание Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс».

«Но в натуральном выражении повышение зарплаты на 4% означает, что в среднем она вырастет на 1500 руб. в месяц, что недостаточно для того, чтобы сократить бедность и обеспечить заметный рост экономики,» — отмечает эксперт.

Реальные доходы населения сокращаются уже почти четыре года подряд: в 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении, в 2015-м — на 3,2%, в 2014 году их снижение составило 0,7%. И, похоже, нынешний год не будет исключением.

«В следующем году россияне почувствуют не столько ощутимый рост, сколько просто рост, потому что индексация зарплат бюджетников плюс индексация пенсий позволят остановить спад доходов населения. Но никакого быстрого роста доходов не будет, он будет очень маленьким», — отмечает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.

При этом официальные прогнозы оптимистичны. В апреле Минэкономразвития прогнозировало рост реальных доходов в 2017 году на 1%. В августе планка поднялась до 1,2%. В октябре в прогнозе, который был представлен в Госдуму вместе с проектом трехлетнего федерального бюджета, оценка была повышена до 1,3%.

Если судить не по статистическим, а по социологическим данным, которые включают в себя еще и теневые доходы россиян, то ситуация с реальными доходами населения стабилизировалась, отмечает Наталья Тихонова, главный научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ. Хотя нельзя сказать, что это вектор значительного улучшения, но все-таки падение реальных доходов остановилось, добавляет эксперт. Однако, по ее словам, это средняя температура по больнице: есть группы населения, которые находятся в тяжелом положении — в первую очередь, пенсионеры.

Новый год – время новых ожиданий. Российский рынок труда уже практически вошел в стадию Новогодних каникул, поэтому большинство предприятий либо занимается годовой отчетностью, либо строит планы на будущее. Одним из самых актуальных вопросов будущего года, который больше других сегодня интересует рабочий люд, это вопрос повышения зарплаты. Кому и на сколько ждать повышения в 2018 году?

На этот вопрос постарались ответить аналитики рекрутингового агентства «Antal Russia». Согласно опубликованным ими результатам исследования, среди опрошенных аналитиками работодателей, если те и собрались повышать зарплату, то не более чем на 4-6%, да и то в порядке индексации. При этом каждый третий работодатель либо не уверен, либо не планирует закладывать средства на индексирование зарплат. В число «щедрых» вошел лишь 1% предприятий – они намерены увеличить жалование на 15%. Это, к слову, достаточно сдержанные планы по сравнению с текущим годом: на 2017 год среднестатистическая индексация, заложенная в бюджет компаний, составляла 7-9%.

Российский бизнес даже в лучшие времена не отличался щедростью к работникам – дополнительные расходы на персонал всегда болтались в конце списка приоритетов работодателей. И судя по результатам исследования, они стали еще более осторожны. Безусловно, нужно учитывать отраслевой разрез: представители крупного бизнеса, в отличие от мелких компаний, всегда имели больше возможностей повышать жалование даже несколько раз в год. Малый бизнес же про индексацию вспоминать не привык – тут принято повышать оклады лишь тогда, когда приходится нанимать нового человека.

Будут разочарованы

В 2017 году, в силу прогнозируемого экономического роста и существенного падения покупательной способности зарплат, на индексацию решились немало российских компаний. Она безусловно затронула и бюджетников, и частный сектор, однако всех в разной мере: кому-то повысили на размер инфляции, кому-то на 15%. Однако даже те частники, которые решились на индексацию в этом году, смотрят в 2018 год с меньшим оптимизмом. Никто, безусловно, не может отказаться публично – индексирование зарплат предусмотрено трудовым законодательством. Гораздо чаще работодатели обходятся общими формулировками, вроде «все зависит от ситуации на рынке». Или же вообще указывают на то, что, мол зарплата в каждом случае носит индивидуальный характер и пересматривается по результатам труда каждого сотрудника.

Впрочем, многие эксперты рынка уверены, что даже те, кто заложил в бюджет 2018 повышение окладов, не будет делать его массовым – прибавку получат лишь избранные сотрудники . Да и то лишь в некоторых секторах экономики. Например, хорошие шансы на рост зарплата имеют работники сферы информационных технологий и представители АПК, которые сегодня считаются дефицитными. Как всегда хорошая прибавка ждет работников нефтегазового сектора и добычи полезных ископаемых. Традиционная индексация ожидается на металлургических предприятиях и в целом в крупной промышленности. Более скромные ожидания касаются работников торговли – если повышение и будет, то лишь в качестве индексации по размеру инфляции. Да и то не у всех. А вот работникам страхования и финансового сектора и того ждать не стоит. Конечно, отдельные должностные оклады будут повышены, но массовых прибавок ждать не стоит.

Как утверждает руководство «Antal Russia», многие в 2018 году ожидали повышения жалования, но они будут разочарованы. Учитывая это, руководству таких компаний придется приложить немало усилий, чтоб избежать утечки кадров. Единственный вариант в такой ситуации – нефинансовое мотивирование персонала. А с этим у российских работодателей немало проблем.

Больше зарплата – больше нагрузка

Понимая, что работники нуждаются в повышении окладов (или оправдывая свою позицию другими экономическими проблемами), владельцы компаний идут на оптимизацию расходов. Отчаянный, но эффективный шаг: посредством сокращения части сотрудников и перераспределения зарплатного фонда оклады действительно растут . Но растет и нагрузка, на что, впрочем, согласны и сами сотрудники. Как утверждают в «Antal Russia», в будущем году каждый пятый работодатель намерен произвести сокращения. Такая оптимизация коснется административного персонала, работников бухгалтерии, экономистов, логистов, менеджеров по закупкам и продажам.

Вот яркий пример: в середине декабря Банк России объявил, что в будущие 3 года он намерен сократить 5,2 тыс. своих сотрудников. Под гребенку сокращений попадут не только рядовые специалисты, но и руководители подразделений в восьми регионах, в том числе и в столице. К слову, немаловажен тот факт, что трудоустройством сокращаемых сотрудников регулятор занялся же сегодня. Им был объявлен тендер на услуги по трудоустройству своих в будущем уволенных сотрудников. На такие консалтинговые услуги Центробанк готов потратить 38 млн рублей. Похоже, что Банк России решил идти по пути Сбербанка и автоматизации.

Еще один вариант экономии – аутсорсинг и удаленная занято сть. Первый практикуют сегодня все чаще. В число приоритетных аутсорсинговых направлений обычно входит бухгалтерия, юриспруденция, клининг, ремонты и так далее. «Удаленку» же чаще практикуют разработчики, дизайнеры, представители медиа. Оба эти варианта позволяют перераспределить и выделить дополнительные ресурсы. И если у работодателя нет иных целей в отношении этих денег, они идут на повышение зарплат.

Ждем автоматизацию

Как утверждают в «Antal Russia», в будущем году работодатели не изменят своей стратегии прошлых лет и продолжать сокращать бюджеты на сотрудников. Это не обязательно выразится в уменьшении зарплат – вероятнее, следует ждать сокращений. А вот заменить его поможет автоматизация производства. Вообще, в компании считают, что автоматизация, наверное, главный тренд будущих лет – уже сегодня ей уделяют время даже представители среднего бизнеса. Среди клиентов «Antal Russia» 9 из 10 предприятий уже автоматизировали корпоративный документооборот, а 50% занимаются автоматизацией и других направлений, однако, пока лишь в пилотном режиме . Одна из самых распространенных «фишек» ­– это автоматическая сортировка анкет соискателей и рассылка им приглашений.

Яркий пример – бот, разработанный для сети супермаркетов «Пятерочка». С его помощью был произведен автоматический обзвон более 16 тыс. претендентов и приглашение самых лучших из них. Разработчики заявляют, что это позволило сократить срок найма среднестатистического сотрудника в 4 раза – с двадцати до пяти дней.

Учитывая все это, трудно не согласиться с выводами исследователей: работодатели продолжают экономить, поэтому повышение ждет лишь немногих. И в небольших размерах.

Оклады работников федеральных учреждений с 01 января 2018 года вырастут на 4% Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716р «Об увеличении с 1 января 2018 года оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей», опубликовано на сайте правовой информации.

В соответствии с документом, федеральные государственные органы и учреждения должны принять меры об увеличении с 1 января 2018 года на 4% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Также повышение должно коснуться работников федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 января 2018 г. на 4 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда:

работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;

работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Последний раз зарплату данной группе лиц повышали в октябре 2013 года. Другим Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1456 «О повышении размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», повысил на 4% должностные оклады работников федеральных госорганов, работающих на должностях, не относящихся к категории федеральной государственной гражданской службы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОВЫШЕНИИ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ,

НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОЛЖНОСТЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Повысить с 1 января 2018 г. в 1,04 раза должностные оклады работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, установленные приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» и увеличенные в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 702 «О повышении с 1 декабря 2007 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», от 29 марта 2008 г. N 226 «О повышении с 1 февраля 2008 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», от 29 сентября 2008 г. N 721 «О повышении с 1 октября 2008 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», от 14 мая 2012 г. N 477 «О повышении с 1 октября 2012 г. размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» и от 12 октября 2013 г. N 912 «О повышении размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы».
  2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Напомним, также, что профсоюзы неоднократно заявляли о необходимости повышения уровня оплаты труда тем категориям работников, о которых не идет речь в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года.

Кроме того, в конце ноября Правительство выделило более 200 миллионов рублей на повышение зарплат работников учреждений культуры и 3,6 миллиарда рублей - тем, кто занят в сфере образования и науки.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам. Повышение зарплат идет несколькими путями. Во-первых, за счет увеличения показателей федерального и регионального МРОТ. Во-вторых, путем применения обязательной индексации. Наконец, по договоренности между работодателями и сотрудниками. Но обязаны ли работодатели применять все эти механизмы увеличения зарплат или могут легально сэкономить? Рассказываем.

Зарплата – не ниже МРОТ

ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум, на который вправе претендовать любой работник. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период положенную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу. Величина минимальной зарплаты регулируется ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно этой норме, МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

Ближайшее повышение данной величины запланировано на 1 января 2018 года в рамках поэтапного доведения МРОТ до прожиточного минимума ( и рекомендован к принятию).

С 1 января 2018 года МРОТ будет повышен до 85% от прожиточного минимума и составит 9 489 рублей в месяц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам.

2. ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум – минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

3. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу.

4. МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

5. При повышении МРОТ работодатели, уплачивающие своим сотрудникам минимальную зарплату, обязаны ее повысить до новых значений.

6. В ряде случае, указанных в ТК РФ, работодатель не обязан придерживаться МРОТ.

7. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

8. Работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

9. Законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Работодатель от индексации может «увильнуть», оформив локальные акты определенным образом.

10. Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального.

11. Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Письменно выраженного согласия от работодателей не требуется. Но отказаться письменно возможно.

Соответственно, с 1 января 2018 года работодатель, уплачивающий своим сотрудникам минимальную зарплату, обязан ее повысить до новых значений. Для этого нужно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Это возможно сделать как путем утверждения нового приложения к расписанию, так и путем принятия нового штатного расписания.

Говоря о зарплате «не ниже МРОТ», всегда имеют в виду выплаты именно по трудовому, а не по гражданско-правовому договору. Привлекая к работе сотрудников на основании договора подряда или платного оказания услуг, работодатель может не соблюдать условия о МРОТ. Соответственно, повышение этого показателя не приводит к обязанности работодателя увеличивать размеры вознаграждений по договорам ГПХ.

Кроме того, в ряде случае, прямо указанных в ТК РФ, работодатель также не обязан придерживаться МРОТ. Это, например, работа в условиях неполного рабочего дня (ст. 93 ТК РФ) и работа по совместительству (ст. 284 ТК РФ). В отношении таких работников работодатель не обязан оформлять никаких дополнительных соглашений в связи с повышением МРОТ.

Во всех других случаях, которые прямо не указаны в ТК РФ, работодатели не могут платить своим работникам зарплату ниже МРОТ. В противном случае их могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

Обязательная индексация зарплаты

В соответствии со ст. 134 ТК РФ работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Согласно данной норме, государственные органы, органы местного самоуправления, а также учреждения производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством. Все прочие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.

Норма ст. 134 ТК РФ, как мы видим, носит неопределенный характер и не устанавливает четкого порядка индексации зарплат сотрудников коммерческих компаний. У многих работодателей в связи с этим возникает заблуждение о том, что индексация зарплаты является обязательной только для госорганов и учреждений. На самом деле это не так. Индексация зарплат обязательна для всех работодателей, но с некоторыми оговорками.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О отметил, что ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, уклоняться от индексации зарплаты. Индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Поэтому установление размера индексации производится по усмотрению самого работодателя с учетом мнения профсоюза. Применять официальный уровень инфляции работодатель не обязан. Всякая прибавка к зарплате в связи с ростом потребительских цен считается индексацией. Для документального оформления индексации трудовые договоры не пересматриваются. Индексация производится на основании приказа об индексации зарплат.

БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram. Этот канал ежедневно с юмором пишет о главных новостях для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и 1С - оперативно в вашем телефоне!

Между тем, здесь есть один нюанс. Порядок индексации должен быть четко прописан при заключении коллективного договора либо закреплен в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения профсоюза. Только в этом случае работодатель должен производить индексацию. Без установления порядка индексации в локальных актах, работодатель не обязан повышать своим работникам зарплату.

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд и в Определении от 17.07.2014 № 1707-О.

Следовательно, если порядок индексации зарплаты был закреплен в коллективном договоре или любом другом локальном акте, работодатель в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам. Поэтому при заключении коллективных договоров это обстоятельство следует принимать во внимание.

Если у работодателя отсутствуют финансовые возможности для регулярного повышения зарплат, всякие упоминания об индексации из текста трудового, коллективного договоров и локальных актов лучше вообще исключить.

Обратите внимание на то, что недавно Роструд дал разъяснения , касающиеся индексации зарплат в коммерческих организациях. С точки зрения ведомства, работодатели в любом случае обязаны производить индексацию заработной платы в связи с инфляцией. Порядок такой индексации необходимо закрепить в коллективном договоре или другом локальном акте.

При этом Роструд требует штрафовать работодателей, которые не индесируют зарплаты в связи с инфляцией. Причем независимо от того, принят ли в организации локальный акт об индексации зарплат, или нет.

Данная позиция является, мягко говоря, спорной, поскольку ст. 134 ТК РФ прямо не устанавливает обязанность работодателей принимать локальные акты об индексации зарплат. Как бы то ни было, подобные разъяснения могут спровоцировать волну штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 тыс. рублей) и судебных разбирательств.

Применение регионального МРОТ

Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Причем, как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального. Например, МРОТ в Москве сейчас составляет 18742 рубля (постановление правительства Москвы 12.09.2017 № 663-ПП).

Порядок установления региональных показателей МРОТ регламентирован ст. 133.1 ТК РФ. Конкретная величина регионального МРОТ утверждается и регулярно обновляется на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате. Соглашение разрабатывается и принимается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ.

Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Никакого письменно выраженного согласия от работодателей не требуется.

По истечении 30 календарных дней после публикации предложения работодатели обязаны применять региональный МРОТ. Выплата зарплаты ниже указанной величины считается нарушением по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, штраф для организаций по данной норме составляет до 50 000 рублей.

При этом у организаций есть вполне легальная возможность не применять региональный МРОТ. Для этого они должны составить письменный отказ от присоединения к соглашению о региональном МРОТ. Отказ нужно направить в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ не позднее 30 календарных дней со дня опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему.

При этом к отказу нужно будет приложить протокол консультаций с профсоюзной организацией и предложения по срокам повышения зарплаты сотрудников до размера регионального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). В протоколе профсоюз как бы соглашается с тем, что в настоящее время работодатель не может повысить зарплату до регионального МРОТ. Одновременно с этим указываются предположительные сроки перехода на региональный МРОТ, которые не являются обязательными, но, указывая их, работодатель не отказывается от регионального МРОТ в перспективе.

Зачем работодатели отказываются от регионального МРОТ, спросите вы? Очень просто - отказ от регионального МРОТ предоставляет возможность экономить на фонде оплаты труда. Никакой ответственности за такой отказ законодательством не предусмотрено.

Однако необходимо учитывать, что выплата зарплаты ниже региональной «минималки» дает контролирующим ведомствам дополнительный повод для ужесточения контроля за таким работодателем. По логике проверяющих, если сотрудники согласны работать в организации с зарплатой ниже среднего по региону, значит, речь может идти о серых схемах выплаты зарплат в конвертах и ухода от уплаты налогов.

Официальное заявление президента России Владимира Путина, что в 2018 году проиндексируют зарплаты тех бюджетников, которые не попали под индексацию доходов, компенсирует инфляционные потери миллионам людей. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов .

"Под компенсационную часть майских указов 2012 года, касающуюся зарплат сотрудников бюджетных сфер, не попала огромная армия людей. Всего в России в бюджетных отраслях заняты более 14,5 миллиона человек, ежегодная индексация зарплат коснулась не более 9 миллионов. Если брать реальную статистику, касающуюся всех категорий работников указанных сфер, то на мой взгляд, рассчитывать на объявленную президентом индексацию 1 января 2018 года может более 7 миллионов работников.

Майские указы определяли индексируемые категории сотрудников весьма выборочно. В медицинской сфере в них попадали лишь непосредственно медработники, технический персонал не включался. В образовательной сфере аналогичная картина – ежегодную компенсацию инфляции получали лишь педагоги, прочие сотрудники этой бюджетной сферы на прибавку рассчитывать не могли. В январе она коснется бюджетников, работающих в транспортной сфере, культуре и всех других – это огромная армия россиян", - подчеркнул специалист.

Сегодня в ходе "Прямой линии" президент РФ Владимир Путин в ответ на жалобы работников бюджетной сферы о низких заработках, объявил: с 1 января 2018-го зарплаты индексируют всем бюджетникам. В том числе категориям, не попавшим в "майские указы". "В другой категории бюджетной сферы, которой в "майских указах" не оказалось, там сложнее. Им не индексировали, несмотря на то, что цены подросли, инфляция была значительная, в позапрошлом году она 12,9% была. А индексации не было. Это, конечно, несправедливо, я согласен. Я с правительством на этот счет говорил. У них есть поручение - с 1 января 2018 года их доходы будут проиндексированы", - сказал Путин.

"Фактически миллионы россиян получат прибавку к зарплатам порядка 4% - точный уровень инфляции в текущем году, естественно, подсчитывается в следующем. Этой серьезный шаг со стороны правительства, существенно повышающий нагрузку на федеральный бюджет. Однако нужно понимать: на постоянную основу эту практику руководство страны не ставит, это разовая акция, призванная поддержать всех сотрудников бюджетной сферы страны", - подчеркивает эксперт.

На индексацию зарезервировали 50 миллиардов рублей

О возможности индексации зарплат всем сотрудникам бюджетной отрасли в 2018 году Владимир Путин заявлял и ранее – в мае этого года он поручил правительству представить варианты решения этой задачи. Правительство должно было сделать это быстро, потому что на тот момент формировался бюджет страны на 2018 год. "Для решения вопросов социального характера (регионов - ред.), выравнивания заработной платы в федеральном бюджете этого года предусмотрено 40 миллиардов рублей. И, больше того, я еще попросил правительство, чтобы добавили. И правительство это сделало. Зарезервировали еще плюс 10 миллиардов рублей", - сообщил Путин.

Майские указы - 11 документов с поручениями правительству, которые были подписаны Владимиром Путиным в мае 2012 года. В них обозначены необходимые меры, призванные повысить качество жизни россиян. Впоследствии президент заявлял, что указы могут быть скорректированы с учетом изменившейся экономической конъюнктуры. Одновременно президент заметил: в школах зарплаты педагогов могут варьироваться в зависимости от стажа и квалификации педагога, но "в разы различаться не должны".

"К сожалению, федеральный бюджет РФ все еще дефицитный, и в нынешней ситуации можно считать чудом, что Минфин нашел дополнительные 50 миллиардов рублей для бюджетников. Это без того довольно сильная дополнительная нагрузка. Как известно, львиную часть расходов государство направляет на выполнение социальных обязательств – выплату зарплат бюджетникам, пенсий, оказание социальной поддержки гражданам.

Индексация зарплат всем без исключения бюджетникам – удачный ход в преддверии президентских выборов, которые пройдут весной следующего года. Однако едва ли в сложившейся финансовой системе и другим слабозащищенным категориям россиян стоит надеяться на дополнительные прибавки – уже сделанные президентом и правительством популярные шаги можно считать существенными", - заключает Александр Сафонов.