Основные черты географии народного хозяйства дальнего востока. Дальний восток и его значение в хозяйстве страны

1. Какие особенности экономико-географическо-го положения Дальнего Востока остались неизмен-ными, а какие со временем изменились?

Неизменной остается удаленность тер-ритории от Европейской России и широ-кий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов. Они определяют рай-он как главнейший форпост России на ее восточных рубежах. Здесь наша страна наиболее близко граничит по морю с США, Канадой и Японией. На юге При-морского края Российская Федерация по суше имеет границу с КНДР. Через дальневосточные порты осуществляются внешнеэкономические связи России со многими странами Тихоокеанского бас-сейна, которые могут служить районами потребления наших ресурсов и продукции и, в то же время, являются поставщиками некоторых видов товаров для субъектов Федерации Дальнего Востока.

Изменяется заселенность и транспорт-ная освоенность территории, значение и доступность разных видов полезных иско-паемых. Меняется геополитическое поло-жение, пограничные страны могут быть настроены миролюбиво, могут проявлять агрессивность.

В 2004 г. в Якутии завершено стро-ительство меридионального участка же-лезнодорожной линии Беркакит — Ал-дан — Томмот. Длина дороги 360 км. Од-нопутная железнодорожная линия на Томмот продолжает железнодорожную линию Тында — Беркакит и в скором вре-мени увеличит загрузку Байкало-Амурской магистрали на 5-7 млн т/год. В бли-жайшие 5-6 лет предполагается довес-ти железную дорогу до Якутска (еще 433 км). Это коренным образом изменит транспортно-географическое положение севера Дальнего Востока. Ныне завоз гру-зов для 80% территории Якутии осущест-вляется в короткий навигационный пери-од водным транспортом. Значителен объ-ем перевозок по автозимникам. Пока высокая доля расходов на транспорт ска-зывается на себестоимости якутской про-дукции, сильно снижая ее конкурентоспо-собность. Железная дорога Беркакит — Томмот снизит транспортные издержки для предприятий Якутии, повысит конку-рентоспособность их продукции. Про-кладка железной дороги до Якутска по-зволит соединить широтные националь-ные транспортные магистрали России: Транссиб и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой (Якутск — крупный порт в среднем тече-нии Лены, дающей выход к Севморпути).

2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих тер-риторий? Назовите черты отличия.

Черты сходства описаны в предыдущем вопросе. Отличия заключаются в разном широтном положении, а следовательно, в различной теплообеспеченности и агро-климатических ресурсах. Камчатка и Са-халин практически оторваны от мате-рика, и связь с ними возможна только по морю или по воздуху. Приморье и При-амурье граничат с зарубежными государ-ствами по суше, остальные из перечислен-ных регионов только по морю. Различна обеспеченность природными ресурсами, как лесом, так и полезными ископаемы-ми: Чукотка представляет собой практи-чески безлесные территории, на Сахалине успешно ведутся лесозаготовки и располо-жено самое большое число деревообраба-тывающих и целлюлозно-бумажных ком-бинатов на единицу площади (правда, они небольшие и объемы производства неве-лики). Сахалин богат нефтью, газом и уг-лем. Приморский край — углем и рудами цветных металлов. Полезные ископаемые Чукотки и Камчатки пока не только мало освоены, но еще и не изведаны.

3. Перечислите основные отрасли специализа-ции района. Что, несмотря на различия, их объеди-няет?

Основными отраслями специализации района являются: цветная металлургия (добыча алмазов в Якутии), пищевая про-мышленность (рыбный промысел) и элек-троэнергетика. Объединяет эти отрасли сырьевая направленность, эксплуатация природных ресурсов и низкий уровень развития наукоемких и требующих высо-кой квалификации технологий.

4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Вос-точной и Юго-Восточной Азии и с североамерикан-скими странами. Приведите примеры сотрудниче-ства.

Пока развитые страны рассматривают Дальний Восток России только как сырьевой регион и сотрудничество с ними носит однобокий характер. Отрицательно ска-зываются и политические разногласия. В качестве примера взаимодействия мож-но было бы привести и совместное освое-ние месторождений Сахалина. Но это ско-рее печальный пример, потому что инте-ресы России при этом соблюдаются не полностью. До сих пор доходы от эксплу-атации этих месторождений не поступают в российский бюджет.

Сотрудничество с Японией тормозится разногласиями по поводу принадлежнос-ти Курильских островов и Южного Саха-лина.

Среди наиболее успешных совместных работ — проект добычи углеводородного сырья «Сахалин-2». В рамках проекта в порту Восточный Приморского края в 2004 г. открыт двойной сухой док, пред-назначенный для строительства морских опорных сооружений из бетона. Это круп-нейший объект такого рода в России и один из самых больших в мире: площадь дока 33 га. Полным ходом идет строитель-ство двух газопроводов общей протяжен-ностью 1,7 тыс. км. Строится крупней-ший в мире и единственный пока в России завод по сжижению природного газа. Транспортировка сжиженного газа специ-альными судами считается одним из са-мых перспективных направлений разви-тия газовой отрасли. Первые поставки сжиженного природного газа с этого пред-приятия запланированы на 1 ноября 2007 г. Материал с сайта

5. Дальний Восток имеет свои особые условия развития — удаленность, притихоокеанское положе-ние, богатство ресурсов. Оцените перспективу даль-нейшего экономического развития региона. С раз-витием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Дальний Восток в территориальном разделении труда выделяется цветной ме-таллургией, рыбной промышленностью, судостроением и судоремонтом, лесным хозяйством и животноводством. Кроме то-го, отраслями специализации являются электроэнергетика, угольная промышлен-ность. Особенно отличают район такие по-чти уникальные отрасли, как добыча ал-мазов, слюды, морепродуктов, пушной промысел, мараловодство, выращивание сои. Дальний Восток играет важную роль в морских внешнеторговых связях Рос-сии. Особое значение приобретает район как экологически чистая в основном тер-ритория.

Перспективы района, кроме поддержа-ния и развития вышеперечисленных отраслей, ученые-экономисты связывают с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно- Якутского территориально-производст-венного комплекса. Велика роль укрепле-ния энергетической базы района, стро-ительства газопроводов, создания рыноч-ной инфраструктуры и налаживания внешнеэкономических связей. Стабиль-ное функционирование района (нормаль-ная жизнь граждан) немыслимо без раз-вития социальной сферы, решения эколо-гических и демографических проблем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Экономико-географическое положение Дальнего Востока очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отдаленный от Центра России район; с другой - Дальний Восток - это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России весьма нежелательно оставаться в стороне от этого.

Пока что Россия присутствует в этом регионе лишь как экспортер сырья: угля Южно-Якутского бассейна, древесины и продуктов ее переработки (пиломатериалов, щепы, целлюлозы), рыбы и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, морской капусты и т. д.).

Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона?

«Гражданская» специализация района ориентировалась на те виды продукции, которые, несмотря на огромные расстояния, было экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок.

Прежде всего - это добыча и обогащение руд цветных металлов (олова, свинца, цинка, вольфрама, золота и других). Золотодобывающая промышленность, называемая «королевой» Дальнего Востока, всегда имела особое значение. География ее очень широка: от Амурской области до крайнего севера Якутии и Чукотки.

Мировую известность приобрели якутские алмазы, добываемые в бассейне Вилюя, левого притока Лены.

На втором месте - рыбная промышленность (более 2/3 российского производства) - вылов и переработка рыбы (в том числе таких ценных пород, как лососевые) и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, гребешков, трепангов, морской капусты). Рыбные консервы, всемирно известная красная икра, свежемороженая и соленая рыба поставляются отсюда практически во все районы России, а также на экспорт. Дары моря перерабатываются на рыбозаводах в 60 городах и поселках - такого количества этих предприятий нет ни в одном районе Российской Федерации.

Третье направление специализации - лесозаготовки и целлюлозно-бумажная промышленность. Поскольку гораздо ближе к Европейской России находятся аналогичные (и более мощные) производства Восточной Сибири, то на Дальнем Востоке эта отрасль ориентирована на экспорт, прежде всего в Японию.

Открытие в 1960-х гг. месторождений угля в Южной Якутии и проведение туда железной дороги позволило сформировать еще одну экспортную отрасль - угольную промышленность. В Южно-Якутском бассейне открытым способом добывается около 10 млн т каменного угля, значительная часть которого идет на экспорт в Японию через специально построенный для экспортных грузов порт Восточный (близ Находки).

Рис. 169. Владивосток

Основанный в 1860 г. как небольшой укрепленный пост, Владивосток быстро стал главным портом России на Тихом океане, базой торгового и рыболовного флота. Вблизи в многочисленных бухтах базируются главные силы военно-морского Тихоокеанского флота.

Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Низкая плотность населения и редкая транспортная сеть требуют высокой надежности работы транспорта. Транспортные пути здесь - это одновременно и пути освоения территории: вновь построенная дорога начинает обрастать горнодобывающими предприятиями, поселками, а затем и городами.

Особую роль в хозяйстве района играет морской транспорт, который является здесь отраслью специализации района, обеспечивая не только внутренние, но и внешние экономические связи России во взаимодействии с железнодорожным транспортом. Главные порты сосредоточены на юге района, куда подходят железнодорожные магистрали. Это Владивосток, Находка, Советская Гавань и Ванино.

Большие валютные поступления приносит «контейнерный мост» Япония - Западная Европа. Суда из Японии доставляют контейнеры в порт Находку, там они грузятся на железнородожные платформы и следуют по Транссибирской магистрали и далее в страны Западной Европы. В перспективе Дальний Восток все в большей степени будет ориентироваться на связи со странами бассейна Тихого океана. При этом надо постараться избежать роли простого поставщика сырья и использовать богатые ресурсы района для того, чтобы поднять уровень жизни населения.

Выводы

Громадная территория, окраинное пограничное положение, широкий выход к морям, слабая заселенность, суровые природные условия и богатейшие минеральные ресурсы - вот основные факторы специфического развития хозяйства Дальнего Востока. Основные отрасли специализации производят продукцию, которую экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок. Это прежде всего обогащенные руды цветных металлов, особенно золота, рыба, лес и продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Транспортные пути на Дальнем Востоке - это пути освоения территории. Морской транспорт также является отраслью специализации района.

Вопросы и задания

  1. Какие особенности экономико-географического положения Дальнего Востока остались неизменными, а какие со временем изменились?
  2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих территорий? Назовите черты отличия.
  3. Перечислите основные отрасли специализации района. Что их объединяет?
  4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Восточной и Юго-Восточной Азии и с североамериканскими странами. Приведите примеры сотрудничества. Дальний Восток имеет свои характерные черты - обособленность, притихо-океанское положение, богатство ресурсов. Оцените перспективу дальнейшего экономического развития региона. С развитием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"

  1. Сравните Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России по природным условиям и природным ресурсам. Сделайте вывод.
  2. Районы азиатской части России, несмотря на различия, имеют общие особенности географического положения, экономического развития. В чем проявляются сходство и различия?
  3. Чем объяснить, что при общем более низком уровне экономического развития (по сравнению с европейской частью) и меньшей плотности населения в отдельных районах Сибири и Дальнего Востока остры экологические проблемы?
  4. Почему в Сибири, отличающейся сложными природными условиями, особую роль играет уровень социальной инфраструктуры? Какие отрасли входят в состав социальной инфраструктуры?
  5. Какие вы видите перспективы дальнейшего развития Сибири и Дальнего Востока?

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.

2.2 Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.

ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА

В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.

Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты.

Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий загрязнения Среды. Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка:

1. реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях "двойного назначения" весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.

2. освоение новых природных ресурсов и дальнейшее формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

3. в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

4. дальнейшее развитие Зейско-Свободненского комплекса на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения.

5. в районе г. Комсомольска-на-Амуре создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

6. ввод в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн.м 3 . (особенно ели, пихты).

7. в бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

8. дальнейшее разгосударствление экономики района;

9. возникновение элементов свободной конкуренции;

10. создание рыночной инфраструктуры.

11. устранение факторов, препятствующих развитию промышленности.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств - Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов.

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей.

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна сочетаться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию.

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сырьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Основное направление развития лесопромышленного комплекса - увеличение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины.


Заключение

Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.

Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего производства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота.

Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности.

Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузовю, ввозимых в районы из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.

Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей работы, совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.

Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.

Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.

Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности, судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации морских портов. Развиваются связи с Японией и США по линии рыбной промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем.


Список используемой литературы

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. - М., 1996.

2. Бусыгина И. Российский Дальний Восток//Мировая экономика и международные отношения. 2002г. №7.

3. Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги//Экономист. 2000г. №9.

4. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ. - М, 2005.- 312с.

5. Даринский А.В. и др. География России. - М.,

6. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. - М., 1996.

7. Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 2001. - 588 с.

8. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 472с.

9. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. - М., 1975-1985.

10. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. – 533 с. – (Серия «Высшее образование»).



Будут являться: развитие жилищной сферы, улучшение экологической обстановки, и улучшение городской инфраструктуры, 3 Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования 3.1 Применение стратегического планирования в развитии муниципального образования в Российской Федерации Российские города начали активно заниматься вопросами собственного социально- ...

И портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" - рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов. ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж­но-Якутского...

Мирный, Удачное, Айхал. На Дальнем Востоке разведаны редко встречающиеся в России месторождения слюды-флогопита на территории Верхнего Алдана в Томмоте. 2. Добыча благородных металлов и алмазов 2.1 Из истории освоения Освоение Россией Дальнего Востока началось в 50-х гг. XIX в., примерно в то же время, что и районов Дальнего Запада США (1845 г.). В России первый алмаз был найден в 1829 г. ...

1. Как и почему люди и экономика должны приспосабливаться к особенностям природы Дальнего Востока?

Под влиянием приморского положения, морского и муссонного климата границы географических зон на равнинах Дальнего Востока сильно сдвинуты к югу. Тундровые ландшафты встречаются здесь под 58-59° с. ш., т. е. значительно южнее, чем где-либо на материке Евразии; леса, доходящие до крайних южных районов Дальнего Востока и простирающиеся далее, составляют характерную особенность всей окраины материка в средних широтах, в то время как степные и полупустынные ландшафты, широко распространенные на этих широтах в более западных внутренних частях материка, здесь отсутствуют. Аналогичная картина типична и для восточной части Северной Америки.

Сложный рельеф, для которого характерно сочетание горных хребтов и межгорных равнин, определяет ландшафтную дифференциацию территории, широкое распространение не только равнинных, лесных и тундровых, но и в особенности горно-лесных, а также гольцовых ландшафтов определяют природу Дальнего Востока.

В связи с историей развития и положением по соседству с разнообразными во флористическом и зоогеографическом отношении областями территория Дальнего Востока отличается сложным переплетением элементов ландшафтов различного происхождения.

Дальний Восток отличается исключительным своеобразием и богатством природы, поэтому еще издавна здесь была довольно широко развита сеть заповедников.

2. Какие виды природных ресурсов определяют «лицо» района?

Дальневосточные запасы сурьмы, бора, олова составляют около 95% всех запасов этих ресурсов России, плавикового шпата и ртути – до 60%, вольфрама – 24% и около 10% общероссийских запасов железной руды, свинца, самородной серы, апатита. На северо-западе республики Саха (Якутия) располагается крупнейшая в мире алмазоносная провинция. Крупные запасы угля расположены в Ленском и Южно-Якутском бассейне (Якутия) , в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Дальневосточный регион – один из важнейших золотоносных районов России. Рудные и россыпные месторождения золота сосредоточены в Республике Саха, Магаданской, Амурской областях, в Хабаровском крае и на Камчатке. Оловянные и вольфрамовые руды открыты и разрабатываются в Республике Саха, Магаданской области, Хабаровском и Приморском краях. Основные промышленные запасы свинца и цинк (до 80% от общерегионального) сосредоточены в Приморском крае.

3. Почему на Дальнем Востоке выгодно развивать такую отрасль, как клеточное звероводство?

На Дальнем Востоке наиболее оптимальные условия для этого: климат и корм.

4. Отраслями специализации Дальнего Востока являются: а) цветная металлургия б) черная ёметаллургия в) рыболовство г) лесная промышленность?

Ответ: в, г

6. Дальний Восток - один из интереснейших рекреационных районов России. Составьте схему туристического маршрута по его территории для любителей: а) комфортного отдыха; б) экстремального отдыха; в) растительного и животного мира; г) морского круиза и подводного мира. К схеме туристического маршрута дайте подробное описание.

Владивосток. В заливе Петра Великого расположен единственный в России морской заповедник. В городе действуют три театра: драмы, юного зрителя и кукол. Музеи: краеведческий, военно-исторический, Тихоокеанского флота с двумя филиалами (кораблем-музеем «Красный вымпел» и подводной лодкой С-56), картинная галерея, дом-музей В.К. Арсеньева, ботанический сад РАН. Памятник на Морском кладбище на могилах матросов легендарного крейсера «Варяг». Окрестности города представляют собой Владивостокскую курортную зону (Тихоокеанское взморье), включающую курорт Садгород и ряд климатических курортных местностей. Здесь расположен Всероссийский детский лагерь «Океан».

Как объект туризма рассматривается и современный порт Находка. Интерес представляют этнографические особенности быта малых народностей района.

Хабаровск. В городе действую три театра, несколько музеев: краеведческий, художественный, дендрарий, планетарий. В городе действуют экскурсионные маршруты по р. Амур.

Петропавловск-Камчатский. Город знаменит самой большой в России морской бухтой. Из города направляются экскурсии в Долину Гейзеров.

В 1941 г. открыли долину Гейзеров. Всего в 20 км от Кроноцкого залива. Научный сотрудник Кроноцкого заповедника Т.И. Устинова, исследуя русло горной речушки Шумной, однажды обратила внимание, что температура воды в ней выше, чем в соседних речках. Она поднялась в верховья реки и обнаружила гейзер (Первенец). Когда замерили температуру в реке, пересекающей долину, а это было зимой, то термометр показал +28 градусов.