Какие налоги должен платить начинающий фермер. Налогообложение кфх и что нужно знать

Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) — отдельный вид предпринимательской деятельности, имеющий свои особенности и нюансы в налогообложении. Несмотря на массовость и чрезвычайно важное для экономики страны значение, КФХ считается наименее урегулированным видом бизнеса, имеющим достаточно белых пятен в законодательстве.

Учитывая, что в стране не устоялись какие-либо даже средние показатели популярности того или иного вида с/х хозяйства, в данном случае имеются в виду размеры, объемы произведенной продукции и суммы полученной прибыли, КФХ налоги в 2014 году платили по трем системам налогообложения. Какие налоги для КФХ существуют в 2015 году?

КФХ налоги — системы уплаты

Фермерскими хозяйствами считаются те субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются производством продукции сельского хозяйства. Для КФХ налоги рассчитываются по трем системам, каждая из которых лучше подходит к разным фермерским хозяйствам с учетом их мощностей и объемов производства. Некоторым КФХ подходит общая система налогообложения, другим — упрощенная, третьих устраивает единый сельскохозяйственный сбор. Каждая система имеет свои особенности, касающиеся ее применения в отдельно взятом случае.

Стоит подчеркнуть, что участники крестьянских хозяйств разделяются на две категории — это непосредственно члены и наемные работники. Это различие важно учитывать при уплате страховых взносов. ИП глава КФХ налоги в пенсионный фонд выплачивает в фиксированном размере, как непосредственно за себя, так и за рабочих по найму.

Какие налоги платит КФХ на ОСН

ОСН для фермерских предприятий предусматривает ту же систему, которая применяется для индивидуальных предпринимателей. Такие же, какие налоги платит КФХ, — платит и любой ИП, не работающий на «упрощенке».

Сборы с фермерских хозяйств на общем налогообложении:

Несмотря на кажущуюся сложность уплаты налоговых выплат по общей системе, в сравнении с упрощенной системой или системой единого с/х сбора (ЕСХН), многие крестьянские хозяйства остаются именно на общем налогообложении.

Причина вполне прагматична и заключается в удобстве работы заказчиков с с/х предприятиями на общем налогообложении. Большинство оптовиков также находятся на ОСН и нуждаются в сокращении налоговой нагрузки, которую дает система возмещения из госбюджета НДС. Работа с КФХ, работающимипо«упрощенке» или ЕСХН, лишает их такой возможности и существенно уменьшает возможности заработка на товаре. Тем не менее, многие хозяйства используют УСН (упрощенную систему налогообложения) и ЕСХН.

Налоги КФХ в 2017 году по упрощенной системе налогообложения

Рассчитываются налоги КФХ в 2017 году в УСН так же, как и для других форм предприятий.

Единый сбор рассчитывается двумя способами:

  • По доходу;
  • По доходу минус расход (по расходу).

В первом случае процентная ставка, на которую умножается сумма полученных доходов, составляет 6%.

Во втором случае процентная ставка, на которую умножается сумма полученных доходов минус понесенные расходы, составляет 15%.

Налог на доход КФХ рационально выбирать, если есть уверенность, что доходы будут существенно больше, чем расходы. Впрочем, быть уверенным в высоких доходах при работе с фермерскими хозяйствами весьма неосмотрительно — помимо конъюнктуры рынка и финансово-организационной грамотности фермерам необходимы изрядная доля удачи и благоволение природы. Но и при учете самых неблагоприятных факторов иногда 15-процентная ставка на разницу расходов и доходов может быть больше, чем 6-процентная на доход.

Если нет, то выбирается система «доход минус расход» при учете, что полученная итоговая сумма будет большей, чем мин. сбор. Эта уплата рассчитывается при умножении полученного дохода на 1% и берется, как обязательная для уплаты, если предприятие понесло убытки или расчет дохода с вычетом расходов умноженного на 15 % составил меньше минимального. Таким образом, налоги для КФХ в 2015 году по УСН такие же, что и были ранее.

КФХ налоги ЕСХН

Для сельскохозяйственных предприятий КФХ была введена объединенная налоговая выплата — ЕСХН. Для КФХ налоги ЕСХН — оптимальная структура налогового сбора. ЕСХН для КФХ является разновидностью льготного налогообложения, необязательного, но весьма привлекательного. Налоговая ставка на ЕСХН устанавливается в размере 6% от дохода минус расход и рассчитывается по формуле:(доход — расход) х 6%.

Несомненным преимуществом перехода фермеров на налог ЕСХН является сокращение количества налоговых выплат, заменяемых одним объединенным сбором.

Выплата КФХ налога ЕСХН производится только дважды в году — это сокращает количество вынужденных затрат на авансовые платежи в два раза.

Основные средства КФХ можно списать сразу после ввода в эксплуатацию. Кассовая система учета вместе с отсутствием необходимости вести сложную бухгалтерию не только упрощает документооборот, но и позволяет включать в доход даже авансовые платежи. Правда при этом отсутствует возможность применять практику отсроченных платежей. Не освобождается плательщик ЕСХН и от обязанности оплатить налог на землю КФХ, которой данное хозяйство пользуется.

В зависимости от особенностей работы фермерского хозяйства (его клиентской базы и мощностей) владельцы КФХ могут выбрать для себя оптимальную систему налогообложения. К сожалению каждая из них имеет свои недостатки, главный из которых — невозможность пользоваться преимуществами всех трех, что понижает рыночную гибкость с/х производителей и сужает спектр возможностей расширять свое дело и развиваться.

Видео: Отличия ЛПХ и КФХ

Перед выбором налогов КФХ рассмотрим данный вопрос об отличиях хозяйств.

Я являюсь главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Первоначально КФХ было зарегистрировано в качестве юридического лица в 1996 г., с 2003 г. переведено на уплату ЕСХН. В 2011 г. я решил привести организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями действующего законодательства и зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с заявлением о постановке на налоговый учет было подано и заявление о переходе на уплату ЕСХН. Имущество, все это время принадлежащее мне как физическому лицу (складское здание, коровник, гараж для с/х техники), использовалось при осуществлении деятельности как до, так и после регистрации в качестве предпринимателя, поэтому налог на имущество не уплачивался с учетом положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Однако по результатам выездной проверки за 2008-2010 гг. инспекция доначислила налог на имущество физических лиц. Проверяющие посчитали, что льготой по уплате налога на имущество могло воспользоваться само КФХ, если бы эти здания принадлежали ему как юридическому лицу, а у меня такое право появилось только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции?

К сожалению, формально налоговики правы. В такой ситуации у гражданина не было оснований не уплачивать налог на имущество физических лиц. Дело в том, что положения п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождают юридических лиц от уплаты налога на имущество организаций, а индивидуальных предпринимателей — от уплаты налога на имущество физических лиц. Обязательным условием для освобождения является использование имущества в деятельности, доходы от которой облагаются ЕСХН. То есть льготой может воспользоваться организация либо предприниматель, использующие принадлежащее им имущество в целях осуществления деятельности, доходы от которой облагаются сельхозналогом. В рассматриваемой ситуации, несмотря на то что имущество использовалось в деятельности юридического лица - плательщика ЕСХН, его собственником, а значит, и плательщиком налога на имущество оставался гражданин как физическое лицо (п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Напомним, что фермерские хозяйства, созданные в форме юридических лиц, вправе сохранять этот статус до 2013 г. (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). И в целях применения положений главы 26.1 НК РФ такие фермерские хозяйства рассматриваются именно как юридические лица, не имеющие никакого отношения к гражданам-предпринимателям и уплачиваемым ими налогам. Переведено на уплату ЕСХН было само хозяйство как юридическое лицо, а не гражданин - собственник недвижимости. В периоде, охваченном выездной проверкой, гражданин не являлся самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, а значит, не мог воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога на имущество, прописанной в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Отметим, что ст. 48 ГК РФ определен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, чьи участники наделены в отношении имущества организации вещными правами. Крестьянские (фермерские) хозяйства в этом перечне не поименованы. Поэтому с момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ, то есть с 01.01.95, в отношении имущества фермерских хозяйств, созданных в качестве юридических лиц, не действует режим долевой или совместной собственности граждан-участников, как это было предусмотрено Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Имущество КФХ считается принадлежащим самому хозяйству как юридическому лицу только в том случае, когда недвижимость оформлена в собственность организации и учтена на балансе в составе объектов основных средств. В таком случае фермерское хозяйство - юридическое лицо, применяющее систему налогообложения в виде ЕСХН, может воспользоваться освобождением от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

С учетом изложенного действия инспекции являются правомерными.

Между тем, на наш взгляд, есть некоторый шанс отстоять свою позицию в суде. Об этом свидетельствует постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2011 № А57-1434/2011, в котором арбитры рассмотрели аналогичное по сути дело в пользу налогоплательщика. Но нужно отметить одно важное обстоятельство: в ситуации, ставшей предметом исследования судей, гражданин передал недвижимость фермерскому хозяйству по договору безвозмездного пользования, и это послужило дополнительным подтверждением использования спорного имущества в деятельности КФХ.

Судьи указали, что гражданин, осуществляя через созданную им организацию сельскохозяйственную деятельность с применением спецрежима, имел право на льготу, установленную п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Иной подход, по их мнению, противоречил бы основам налогового законодательства. Ведь Налоговый кодекс не допускает установления дифференцированных ставок налогов, сборов и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В своих решениях Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость соблюдения законодателем конституционного принципа равенства налогообложения. КС РФ указывал на допустимость установления дифференцированного режима налогообложения для различных категорий лиц, но только в том случае, когда такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (постановления от 27.04.2001 № 7-П и от 16.07.2004 № 14-П, Определения от 18.01.2005 № 55-О и от 24.05.2005 № 177-О).
Принцип равного налогового бремени, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 21.03.97 № 5-П, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

С учетом этого арбитры решили, что предъявление гражданину требования об уплате налога на имущество, которое фактически использовалось в деятельности, облагаемой ЕСХН, и так или иначе принадлежало субъекту, осуществлявшему сельскохозяйственную деятельность, обусловлено только неопределенностью организационно-правовой формы последнего в связи с изменением законодательства. А значит, требования инспекции об уплате налога на имущество не могут быть признаны законными.

Несомненно, важную роль сыграло наличие документа, подтверждающего, что спорное имущество использовалось в деятельности КФХ - договора безвозмездного пользования. При этом из материалов дела нельзя сделать вывод о том, определяла ли организация доход от безвозмездного пользования имуществом (по этому вопросу см. письма Минфина России от 31.10.2008 № 03-11-04/2/163 и от 01.07.2008 № 03-11-04/2/93, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98). Инспекторы, возможно, тоже не обратили на это особого внимания, но они не оспаривали сам факт использования имущества в сельскохозяйственной деятельности, а это важно. Поэтому если в ситуации, описанной в вопросе, такой договор изначально отсутствовал, представлять его в суд мы не рекомендуем: инспекция может указать, что в таком случае в налоговом учете КФХ должно быть зафиксировано определение включаемого в налоговую базу по ЕСХН внереализационного дохода от получения безвозмездного права пользования недвижимостью. Вместо этого лучше озаботиться подтверждением фактического использования имущества в деятельности КФХ. Для этого могут пригодиться договоры, на основании которых КФХ поставлялись товарно-материальные ценности на адрес склада, показания свидетелей (например, работников), подтверждающие, что сельскохозяйственная техника действительно хранилась в гараже, и т.д. И не забывайте: именно налоговики должны доказать, что имущество вы использовали для целей, не связанных с осуществлением деятельности КФХ. Если доказательств этого они не представят, судьи, возможно, встанут на вашу защиту.

Сегодня рассмотрим, каково налогообложение КФХ в 2017 году и как оно зависит от использования системы. Кроме того, вы узнаете, какие именно формы налогообложения могут использоваться крестьянскими фермерскими хозяйствами.

Что платить

Если участниками хозяйства было принято решение о , то становится возможным применение одной из следующих систем:

  • ОСНО.
  • ЕСХН.

Общая СН

При нахождении на ОСН необходимо уплачивать имущественный, и транспортный налоги (если это необходимо), налог на добавленную стоимость, НДФЛ (в качестве налогового агента). Правда, в отличие от обычных организаций, налог на прибыль в случае КФХ может снижаться до 0% при выполнении определенных условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ. С упомянутой льготой можно ознакомиться в п. 1.3 ст. 284 НК РФ.

Пояснения имеются и к выплатам по НДФЛ. На протяжении пяти лет с момента регистрации хозяйства его члены, в том числе и глава, по данным обязательствам. Однако применение льготы возможно только единожды. Никаких заявлений на предоставление льготы писать не требуется, она включается «автоматом». По истечении этого срока крестьянское фермерское хозяйство должно начинать выплаты на уровне налогового агента.

Применение льготы возможно только единожды.

Упрощенная система налогообложения

Применение не подразумевает никаких особенностей, поэтому хозяйство платит налоги в установленном порядке.

Вне зависимости от того, организовывало ли КФХ юридическое лицо или нет, работая с объектом «доходы», оно может уменьшить единый налог на полную сумму страховых взносов как за главу, так и за членов, не применяя ограничений в 50%.

Вообще, по закону, крестьянские фермерские хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям, поэтому все выплаты по медстраховке и в фонд пенсии происходят по общим принципам.

ЕСХН

Применение также требует уплаты всех налогов, что и организации без образования КФХ.

Без оформления организации

Если открытие КФХ произошло без организации, то, по закону, оно действует на уровне индивидуального предпринимателя. Значит, система налогообложения может применяться аналогичная ему. На выбор предоставляются те же варианты:

  • ОСНО.
  • ЕСХН.

Ведя деятельность на общей системе, выплаты по налогам, в том числе и налогу на имущество, производятся в том же порядке. Так же, как и при создании организации, на правах ИП хозяйства освобождаются от выплат по НДФЛ всех участников на срок до пяти лет.

С доходов, которые были получены иным способом, то есть не от реализации готовой выращенной продукции, налог должен быть уплачен аналогичным образом. Исключениями являются:

  • Субсидии, выделенные бюджетом.
  • Государственные , которые были выданы на развитие КФХ.

Главой КФХ могут быть привлечены наемные работники со стороны, но в этом случае на первого накладываются обязательства по выплатам НДФЛ в качестве налогового агента.

На остальных системах налогового обложения фермерские хозяйства уплачивают те же налоги, что и индивидуальный предприниматель. Никаких дополнительных льгот для КФХ не предусмотрено. Аналогичные требования распространяются и на обязательные страховые и пенсионные взносы.

Создавая крестьянское фермерское хозяйство, его участники в первую очередь задумываются о выплате налогов. Хочется, чтобы такие взносы были минимальными, а для этого можно воспользоваться введенными государством льготами. С 2015 года были введены так называемые налоговые каникулы для КФХ. Но что это такое, и как ими воспользоваться? Именно это мы разберем ниже в нашей статье.

Налоговые каникулы – это временной отрезок, когда налоговая служба освобождает фермерское хозяйство от уплаты налогов на прибыль. Налоговая ставка будет составлять ноль процентов, но это не значит, что не нужно выплачивать обязательные взносы в фонды. Важно отметить, что вводить или не вводить налоговые каникулы каждый регион решает сам. Поэтому в одних городах эти льготы действуют, а в других нет. Работать программа будет до 2021 года включительно.

Вводить или не вводить налоговые каникулы каждый регион решает сам.

Кто может воспользоваться

По закону, воспользоваться данными каникулами смогут организации, которые возникли после вступления в силу данного закона, то есть не раньше 2015 года. Обмануть налоговую службу не получится, даже если снять хозяйство с учета, а затем зарегистрировать вновь.

Дается право не платить налог только первые два года. В качестве системы налогообложения может быть или патентная.

ЕСХН

Однако если фермерское хозяйство выбрало (обычно это так), можно также получить право на налоговые каникулы. Причем глава КФХ может освобождаться от уплаты налогов на пять лет. Об этом говорится в ст. 217 Налогового кодекса России.

Глава КФХ может освобождаться от уплаты налогов на пять лет.

Отсчет начинается с того года, в который хозяйство было зарегистрировано в налоговом органе. Освобождаются от налогов только те доходы, которые были получены от продажи сельскохозяйственной продукции, а также от переработки. Если менее чем через 5 лет хозяйство вновь перейдет на общий режим налогообложения, то возможность еще раз воспользоваться налоговыми льготами все равно сохранится.

В заключение

Такая мера поддержки фермеров как освобождение КФХ от налогов призвана поднять в России сельское хозяйство. Этой льготой стоит воспользоваться всем, кто решил организовать крестьянское хозяйство. Ведь срок действия данного закона ограничен.

Особенности налогообложения глав крестьячнмских (фермерских) хозяйств разъясняются в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.09.2004№ 04-503/252@ (см.: Приложение 8)

Для крестьянских (фермерских) хозяйств удобной системой налогообложения является налогообложение по системе единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), установленнная гл.26.1 НК РФ. Для организаций переход на ЕСХН заменяет уплату:

Налога на прибыль организаций;

Налога на имущество организаций;

Единого социального налога (ЕСН).

Крестьянские(фермерские) хозяйства, уплачивающие ЕСХН, перестают быть плательщиками:

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;

Налога на имущество физических лиц - в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

Налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

Единого социального налога.

При этом крестьянские фермерские) хозяйства продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иные налоги и сборы, предусмотренные общим режимом налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и положениями гл.26.1 НК РФ организации, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Условия перехода на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) состоят в следующем. Переход на ЕСХН и возврат на общий режим налогообложения осуществляются организациями добровольно.

Для того чтобы применять ЕСХН с 1 января 2005 г., организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) быть сельскохозяйственным товаропроизводителем, т.е. производить сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивать рыбу, осуществлять ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализовывать эту продукцию и (или) рыбу.

2) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ею рыбы, по итогам 9 месяцев 2004 г., а также в течение всего времени применения ЕСХН должна составлять не менее 70%.

Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.09.2004 N 449.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такое хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица и согласно п.2 ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. Поэтому на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются правила, установленные для предпринимателей.

При этом п.3 ст.23 Закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

Следовательно, на крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица, распространяются положения гл.26.1 НК РФ, предусмотренные для юридических лиц.

Главой 26.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕСХН не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в частности по НДФЛ, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Несмотря на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства, он производит им выплаты и является по отношению к ним налоговым агентом, следовательно, обязан удержать с этих выплат НДФЛ.

В то же время п.14 ст.217 НК РФ установлено, что обложению НДФЛ не подлежат доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

Таким образом, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, переведенного на уплату ЕСХН, вправе воспользоваться данной льготой (см. Письмо МНС России от 20.09.2004 N 04-5-03/252@).

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НК РФ.

3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Обратите внимание! Организация может иметь розничный магазин (другую торговую точку), который в учредительных документах не оформлен как филиал и представительство, и продавать через него только продукцию собственного производства.

В этом случае розничная торговля не будет признаваться видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, и организация может перейти на ЕСХН.

Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 25.06.2004 N 03-05-13/11.

Для перехода на уплату ЕСХН организации необходимо подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Форма заявления утверждена Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 (в ред. Приказа МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/415@).

В заявлении должны быть указаны: общая сумма доходов от реализации, сумма доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и ее доля в общей сумме доходов.

Для плательщиков ЕСХН установлен единый объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка составляет 6%.

Подав в установленный срок заявление о переходе на ЕСХН, организация, ранее применявшая общий режим с использованием метода начисления, должна рассчитать налоговую базу на 1 января 2005 г. Это связано с тем, что доходы и расходы на ЕСХН признаются кассовым методом.

Согласно правилам ст.346.6 НК РФ при переходе на уплату ЕСХН такая организация должна исчислить налоговую базу следующим образом:

Увеличить налоговую базу на суммы авансов и предварительной оплаты, полученные в период нахождения на общем режиме налогообложения, если товары будут поставляться после перехода на ЕСХН;

Включить равномерно в расходы остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения. Если основные средства были приобретены до перехода, а их оплата будет осуществлена после перехода на ЕСХН, то их стоимость учитывается в расходах начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата (аналогичный порядок установлен и для нематериальных активов);

Включить в расходы затраты на дату их осуществления, если они были предварительно оплачены до перехода на ЕСХН (если, например, товары были получены, когда организация находилась на общем режиме, а оплата будет произведена после перехода на ЕСХН, то они включаются в расходы на ЕСХН на момент их оплаты);

Не включаются в доходы денежные средства, полученные после перехода на ЕСХН, если организацией эти суммы ранее уже были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Не включаются в расходы денежные средства, уплаченные после перехода на ЕСХН в оплату расходов, если до перехода такие расходы уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вышеперечисленные правила не распространяются на организации, применявшие и до перехода на ЕСХН кассовый метод, а также на индивидуальных предпринимателей.

В отношении необходимости восстанавливать НДС при переходе на ЕСХН теперь имеется полная определенность. Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ ст.346.3 НК РФ была дополнена п.8.

Согласно этому пункту суммы НДС, принятые к вычету по правилам гл.21 НК РФ до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять и упрощенную систему налогообложения (УСН). Применение УСН регулируется гл.26.2 НК РФ. Как и ЕСХН, УСН предусматривает уплату единого налога вместо ряда налогов. Перечень заменяемых налогов при УСН аналогичен ЕСХН. Соответственно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги уплачиваются организациями согласно правилам общей системы налогообложения.

Организации, применяющие УСН, продолжают вести кассовые операции и представлять статистическую отчетность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Хотя "упрощенцам" гл.26.2 НК РФ и п.3 ст.4 Закона N 129-ФЗ позволяют не вести бухгалтерский учет в полном объеме, в некоторых случаях без ведения бухгалтерского учета обойтись нельзя (см. статью И. Кирюшиной "Учетная политика для "упрощенца"" на с. 51).

Переход на УСН является добровольным.

При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев 2004 г. доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).

Не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ.

К ним относятся организации, имеющие филиалы (представительства), организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, и др.

Главой 26.2 НК РФ предусмотрены два объекта налогообложения: доходы (налоговая ставка 6%) и доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (налоговая ставка 15%). Выбор объекта налогообложения осуществляется организацией при подаче заявления о переходе на УСН.

Подав заявление о переходе на УСН, например с 1 января 2008г., и указав в нем объект налогообложения, например доходы, организация может его изменить, но только до 20 декабря 2007 г. После этой даты объект налогообложения нельзя будет изменить в течение всего периода применения УСН.

Применяя УСН, организация должна следить за тем, чтобы по итогам налогового (отчетного) периода ее доход не превысил 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превысила 100 млн руб.

Если такое превышение произойдет, организация будет считаться вернувшейся на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Кроме того, налоговые и финансовые органы настаивают на том, что организация должна вернуться на общий режим при нарушении любого из условий применения УСН, установленных п.3 ст.346.12 НК РФ.

При этом переход на общую систему налогообложения, по мнению налоговых органов, необходимо осуществить начиная с того квартала, в котором допущено нарушение (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2004 N 21-09/05568), а по мнению Минфина России, в подобной ситуации организация должна перейти к общему режиму налогообложения с начала того года, в котором произошло нарушение условий применения УСН (см. Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52).

Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при исчислении налоговой базы на дату перехода на УСН выполняют правила, аналогичные правилам исчисления налоговой базы, установленным для перехода на ЕСХН. В частности, в налоговую базу следует включить авансы, полученные в период применения общего режима налогообложения, по договорам, исполняемым после перехода на УСН, а также остаточную стоимость основных средств. Не включаются в налоговую базу денежные средства, включенные организацией в доходы при исчислении налога на прибыль по общему режиму налогообложения.

Расходы, осуществленные как до, так и после перехода на УСН, признаются в зависимости от даты их осуществления и оплаты. Не уменьшают налоговую базу денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Обратите внимание! В отличие от ЕСХН УСН не предусматривает порядок признания в расходах стоимости нематериальных активов, приобретенных до перехода на УСН. Аналогичное разъяснение дано в Письме УМНС России по г. Москве от 27.04.2004 N 21-08/28628.

Согласно изменениям, внесенным в гл.26.2 и 26.3 НК РФ Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ, организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на ЕНВД по одному из видов деятельности, разрешено по другим видам деятельности применять УСН.

Поскольку п.7 ст.346.26 НК РФ установлена обязанность организации вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, и предпринимательской деятельности, находящейся на иных режимах налогообложения, ведение раздельного учета как при совмещении ЕНВД с общим режимом, так и при совмещении ЕНВД с УСН необходимо продолжать.

Применяя одновременно УСН и ЕНВД, организация обязана следить за тем, чтобы предельный размер выручки по всем видам деятельности не превышал установленный годовой лимит в 15 млн руб., а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышала 100 млн руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Закон N 129-ФЗ и гл.26.3 НК РФ освобождение от ведения бухгалтерского учета для ЕНВД не предусматривают. Поэтому, применяя УСН и ЕНВД, организации следует продолжать вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Организации придется соблюдать и другие требования.

Как уже было отмечено, при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, а также учитывать неразделимые расходы и уплачиваемые по обоим спецрежимам страховые взносы. Работников, занятых в деятельности, переведенной на ЕНВД, и работников, занятых в "упрощенной" деятельности, также необходимо разделить.

В рамках национального проекта граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, и крестьянские (фермерские) хозяйства получают из бюджетов субъектов Российской Федерации суммы субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам). Полученные суммы признаются доходами налогоплательщиков-заемщиков, подлежащих налогообложению налогом на доходы по налоговой ставке в размере 13 процентов, (письмо ФНС от 19.04.2006 г. № 04-2-02/313@)