Определение здравоохранения. Здравоохранение

Определение здравоохранения. Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы.

Здравоохранение – это сложная система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

Понятие «здравоохранение» входит в понятие «медицина», как ее социальная, организационная, нормативная функция. Следовательно, здравоохранение должно квалифицироваться как общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства. Т.е. здравоохранение – это социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья.

Эффективность здравоохранения - это показатели, отражающие степень достижения намеченных целей по повышению здоровья населения. Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

социальную, которая оценивается числом сохраненных жизней, числом увеличения лиц экономически активного возраста за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности;

медицинскую , которая оценивается показателями здоровья населения, качества медицинской помощи в области профилактики, диагностики и реабилитации при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах;

экономическую - это оптимизация затрат на медицинское обслуживание, экономическое обоснование мероприятий по охране здоровья, экономический анализ использования средств в здравоохранении, достижение лучшего результата при минимальных затратах финансовых и трудовых резервов.

Здравоохранение как система.

Система здравоохранения – это суперсистема (система городского, сельского, ведомственного здравоохранения, система охраны материнства и детства, система специальных служб). Она связана с различными подсистемами, например с социальной защитой и т.д.

В России вплоть до 1917 года не было единой общегосударственной системы здравоохранения. Делом охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения. Попытки Временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения были безуспешными.

В 1918 году был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен И.А. Семашко.

На 1 съезде медико-санитарных отделов были приняты принципы здравоохранения нового общества: государственный характер, плановое развитие, единство, санитарная самостоятельность населения – его активное участие в здравоохранении и, прежде всего профилактическое направление.

Надо отметить, что системы здравоохранения были и остаются ограниченными – не представляют равноправное обеспечение медицинской помощью.

Правительство России осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья.



В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» действуют три уровня системы здравоохранения:

1. Государственная система здравоохранения РФ.

К государственной системе здравоохранения относятся:

Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ;

Органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Российская академия наук, Государственный комитет санитарно-эпидемического надзора РФ;

Находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, учреждения и организации.

2. Муниципальная система здравоохранения .

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

Муниципальные органы управления здравоохранения;

Находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на правах оперативного управления.

3. Частная система здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся:

ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;



ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Структура органов здравоохранения.

1. Поликлиника - это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения профилактической работы среди населения, оказания медицинской помощи больным на дому, лечебно-диагностического обслуживания населения, экспертизы временной нетрудоспособности.

От амбулатории отличается более значительным объемом деятельности и возможностью оказания специализированной помощи по многим врачебным специальностям.

Показатели работы поликлиники :

Структура посещений по специальности;

Динамика посещений, распределение посещений по виду обращений, по месяцам, дням недели, часам дня;

Объем помощи на дому, структура посещений на дому, активность врачей по помощи на дому;

Соотношение первичных и повторных посещений на дому.

С целью улучшения организации работы поликлиники необходимо провести анализ интенсивности потока больных, правильно организовать врачебный график приема больных, обеспечить четкую работу регистратуры, поднять дисциплину персонала.

Диспансеризация - это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, предусматривающий сочетание, как профилактических мер, так и выявление ранних стадий заболеваний и состояний «предболезни»; своевременную лечебную коррекцию имеющихся нарушений с целью восстановления здоровья, исключения прогрессирования заболевания или возникновения осложнений, могущих обусловить наступление инвалидности.

Необходимо проводить в поликлинике следующие виды медицинских осмотров для работающего населения, состоящего под диспансерным наблюдением:

При поступлении на работу – предварительные осмотры;

В период работы - периодические осмотры,

Целевые осмотры - на выявление заболеваний определенной нозологии.

2. Больничные учреждения .

Это: республиканские больницы, областные больницы, городские многопрофильные и центральные районные больницы, сельские участковые больницы.

Больница - это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее населению квалифицированную специализированную медицинскую помощь: стационарную, поликлиническую, врачебную помощь на дому, скорую и неотложную помощь, медико-социальную помощь и осуществляющая различные виды профилактической работы.

Задачи стационарной медицинской помощи: круглосуточное наблюдение за больным, квалифицированное диагностическое обследование, проведение лечебных мероприятий на высоком профессиональном уровне.

Показатели работы стационара:

Среднее число дней работы койки;

Среднее число занятых и свободных коек;

Оборот койки;

средние сроки пребывания больного в стационаре.

3. Стационар на дому - это современная форма оказания стационарной помощи больным с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. Штаты и режим работы устанавливаются руководителем учреждения индивидуально в зависимости от потребности населения в этом виде помощи, объема и профиля работы.4. Дневной стационар - это форма оказания стационарной медицинской помощи больным с острыми или хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения. Он может быть организован как в поликлиниках, так и в больницах. Финансирование предусматривается в смете учреждения, в составе которого организован дневной стационар.

5. Госпиталь для ветеранов войны - э то госпиталь предназначенный для оказания медицинской помощи, сохранения здоровья и реабилитации инвалидов и участников войн. Финансирование осуществляется из территориальных бюджетов и предусматривает повышенные нормы ассигнований. Дополнительное финансирование осуществляется из территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

6. Фельдшерско-акушерский пункт - ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке. ФАП может быть организован в сельском населенном пункте при числе жителей от 300 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км.

Основные задачи :

Проведение под руководством врача профилактических и противоэпидемических мероприятий;

Воспитание у населения навыков здорового образа жизни (валеологии);

Проведение патронажа детей и беременных женщин;

Выполнение врачебных назначений по лечению больных в полном объеме;

Оказание доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях, острых и обострении хронических заболеваний;

Своевременное направление больных к врачам.

7. Детский дом - это государственное воспитательное учреждение (дошкольное или школьное) для детей-сирот, детей одиноких матерей или нуждающихся в помощи государства. В ведении Министерства социального обеспечения имеются также детские дома для детей-инвалидов.

8. Дом – интернат - это учреждение специального типа, предназначенное для оказания медико-социальной, педагогической, психологической и других видов помощи социально незащищенным группам населения в стационарных условиях.

9. Дом ребенка - это государственное учреждение, предназначенное для воспитания детей со дня рождения до 3 лет. В дом ребенка принимают сирот, детей одиноких матерей, детей, родители которых лишены родительских прав или отбывают наказание. Детям неизвестных родителей присваивают фамилию, имя, отчество и регистрируют в Загсе на основании акта о приеме.

Современные системы здравоохранения .

Все современные системы здравоохранения в зависимости пропорционального участия в финансировании здравоохранения государства, населения можно разделить на 3 группы.

1. Преимущественно государственная (бюджетно-страховое здравоохранение) - общественная система (наиболее выражена в Великобритании, Италии). Впервые в мире добровольное медицинское страхование появилось в Великобритании. Страховые взносы собираются в виде обязательного налогообложения. Распределением средств занимается государственно-административные организации, а не частные страховые компании.

2. Преимущественно страховая система . Бисмарк впервые в мире предложил в Германии обязательное медицинское страхование (модель Бисмарка). Наиболее полно и четко представлена в Германии, Франции, Японии. Доля государственных дотаций значительная. Частные компании действует в рамках установленных законов и инструкций.

3. Преимущественно частная система (частно - страховая система здравоохранения), наиболее характерна для здравоохранения в США (частный сектор представлен 30%). Чрезвычайно развито добровольное медицинское страхование. Государство оплачивает до 50% расходов на медицинскую помощь престарелым, бедным и другим незащищенным группам населения, а так же оплачивает общественные противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Современные системы здравоохранения лишь «преимущественные», так как нигде нет «чистой» системы, без элементов других систем. Все системы имеют и свои достоинства и недостатки. Выбор системы обусловлен спецификой экономической системы, существующей в стране: это отношение собственности. Главным отличием этих систем является уровень централизации.

В России действует модель Семашко. В России не смотря на введение обязательного, социального медицинского страхования и создание общественной модели здравоохранения с бюджетно-страховой медициной, большая часть средств поступает из государственного бюджета и ресурсов субъектов Федерации. То есть у нас смешанная система здравоохранения.

Отраслевая структура государственной системы здравоохранения .

Здравоохранение, как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру:

Министерства и органы управления здравоохранением всех уровней;

Лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения;

Фармацевтические предприятия и организации;

Санитарно-профилактические учреждения;

Учреждения судебно-медицинской экспертизы;

Службы материально-технического обеспечения;

Предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

1. Лечебно-профилактические учреждения (амбулаторно-поликлинические, больницы, диспансеры и др.)

2. Учреждения охраны материнства и детства.

3. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

4. Учреждения медицинского образования (высшие и средние) и научно-исследовательские учреждения.

5. Аптечные учреждения и предприятия медицинской и фармацевтической промышленности.

6. Санаторно-курортные учреждения.

7. Учреждения патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.

8. Органы и учреждения системы обязательного медицинского страхования (ОМС)

3. Принципы развития здравоохранения в СССР .

1. Всеобщность (социальная справедливость – 1978 г. Алма-атинская конференция провозгласила «Здоровье для всех к 2000 году»).

2. Профилактическая направленность (у нас никогда не выполнялось, только медицинские осмотры).

3. Экономическая эффективность (новый принцип) трудно выполнимый, так нет точного определения здоровья, нет критерия эффективности здравоохранения. Государственную систему здравоохранения мало волнует данный принцип, так как они сидят на финансовых потоках.

4. Единство науки и практики (наука должна идти впереди).

Важнейшим документом ВЦИК стал декрет «О страховании на случай болезни», который передавал все медицинские учреждения разных ведомств больничным кассам, обязывал кассы оказывать помощь застрахованным рабочим, служащим бесплатную медицинскую помощь.

С 1948г. осуществлялась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения (объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых ЦРБ, объединенных больниц, изменение подчиненности СЭС – они становились самостоятельными).

В 1986 году в Канаде (г. Оттаве) на международной конференции был принят документ «Хартия здоровья», в котором была выдвинута идея «промоции здоровья» - продвижения здоровья, т. е. повышение качества самой жизни. Главная составляющая – достойный материальный уровень, который создаст условия для развития личности, ее свободы.

У нас сейчас в здравоохранении положение такое, какое в развитых странах было в 50е годы. Мы шли по экстенсивному пути, т.е. наращивание количества коек, врачей, и считали, что это позволит достигнуть высокого качества медицинской помощи.

4. Проблемы в России, которые тормозят реформирование здравоохранения .

1. Уменьшение участия государства в управлении здравоохранением (децентрализация).

2. В стране нет опыта государственного регулирования (государственный аппарат не владеет методами экономического управления).

3. Проблема здоровья не выдвинута на первый план ни со стороны государства, так и со стороны конкретного человека.

5. Основные направления реформирования здравоохранения в России .

Сохранение государственного, бюджетного сектора здравоохранения;

Создание системы страховой медицины;

Развитие медицинских учреждений, основанных на различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной);

Создание механизма эффективного управления отраслью;

Внедрение экономических методов управления;

Реструктуризация учреждений здравоохранения (коечной сети, расширение стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинических учреждений в оказании медицинской помощи населению).

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы »

Методический материал

Для проведения теоретического занятия

по теме:

по дисциплинеОбщественное здоровье и здравоохранение

для специальности:

Акушерское дело

Сестринское дело

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»

Тема: Определение здравоохранения. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы. Определение предмета экономики здравоохранения

Количество часов: 2 часа

Место проведения: аудитория

Цели занятия:

уметь:

· ориентироваться в принципах организации здравоохранения и его экономической составляющей.

знать:

· определение предмета «экономика и управление здравоохранением»

· определение «здравоохранение»

· принципы организации здравоохранения

· задачи экономики здравоохранения

  • виды эффективности здравоохранения (медицинская, экономическая социальная);

Обеспечение занятия:

· Наглядные пособия:

граждан в Российской Федерации"

1.Определение здравоохранения.

2. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы.

3. Определение предмета экономики здравоохранения.

4. Виды эффективности здравоохранения.

ХРОНОКАРТА

· Организационный момент 3 мин

· Проверка исходного уровня знаний 10мин

· Изложение нового материала 60 мин

· Контроль усвоения материала 15 мин

· Организационный момент 2 мин

Литература:

основная:

Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2004;5-24

дополнительная:

1. Перфильева Г.М. и др. «Экономика здравоохранения», учебное пособие для студентов «Сестринское дело», М., 2004.121-126

2. Журнал «Экономика здравоохранения», 2010,№2,с.19-26

Домашнее задание:

Основной учебник:с. 20-25; 86-97,105-116,конспект, СР по теме 1 час:

Принципы организации здравоохранения в РФ.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: Определение здравоохранения. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы. Определение предмета экономики здравоохранения

Определение здравоохранения

Медицина – это наука о здоровье и болезнях человека, изучающих их и дающая рекомендации по методам их лечения. Она состоит из двух ветвей: санитарно-профилактической (гигиена) и лечебно-профилактической. Известно три вида медицины – традиционная, народная и нетрадиционная (доказательная или аллопатическая). Виды традиционных медицин – китайская, тибетская и индийская. Для традиционной медицины симптомы говорят о нарушении гармонии человека с окружающей средой и задачей служит восстановление этой гармонии.

Основателем нашей современной доказательной медицины является Парацельс (1490 г). Доказательная медицина – осознанное и осмысленное использование последних достижений науки при оказании медицинской помощи, позволяющее соединить научные данные с опытом врача.Доказательная медицина судит о заболевании по симптомам и, ликвидировав их, считает человека здоровым. Реализуется она у медицинского работника через предпочитаемые им практические приемы, алгоритмы терапии, клинические критерии, протоколы лечения, руководство по клинической практике.

Медицина в обществе и государстве реализуется через систему организации здравоохранения, т.е. лечебной помощи населению.

Здравоохранение – это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на практические действия по сохранению и улучшению здоровья населения.

Общественное здравоохранение – это вид организации здравоохранения, осуществляемого из общественных средств и под контролем общества. В противовес ему существуют частное и страховое виды здравоохранения – т.е. виды организации здравоохранения.

Организация здравоохранения – это система обеспечения населения в медицинской помощи в данной местности или государстве.

Организация здравоохранения тесно связана с понятием – охрана здоровья населения.

Охрана здоровья населения – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека;

Предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (определение из «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан»1992).

В широком смысле охрана здоровья населения – это общегосударственная и общенациональная задача, это проблема национальной безопасности государства. Как видно из определения, здоровье человека лишь в определенной степени зависит от системы организации здравоохранения. А сама система организации здравоохранения зависит от того, сколько государство может выделить на эти цели – т. е. от экономики здравоохранения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

  • Ответы на экзаменационные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению.
  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 4. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 10. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 11. Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.
  • 12. Статистическая совокупность. Определение, виды, свойства. Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности.
  • 67. Выборочная совокупность, требования, предъявляемые к ней. Принцип и способы формирования выборочной совокупности.
  • 68. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков.
  • 12. Организация статистического исследования. Характеристика этапов.
  • 70. Содержание плана и программы статистического исследования. Виды планов статистического исследования. Программа наблюдения.
  • 71. Статистическое наблюдение. Сплошное и несплошное статистическое исследование. Виды несплошного статистического исследования.
  • 72. Статистическое наблюдение (сбор материалов). Ошибки статистического наблюдения.
  • 73. Статистическая группировка и сводка. Типологическая и вариационная группировка.
  • 74. Статистические таблицы, виды, требования к построению.
  • 75. Клинико-статистическое исследование. Особенности клинико-статистического исследования.
  • 18. Средние величины, виды, методика расчета. Применение в работе врача.
  • 81. Среднее квадратическое отклонение, методика расчета, применение.
  • 17. Ошибка репрезентативности, методика расчета ошибки средней и относительной величины
  • 83. Определение доверительных границ средних и относительных величин.
  • 1) Для средних величин:
  • 2) Для относительных величин:
  • 84. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t»
  • 13. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 21. Динамические ряды, их виды, методы выравнивания. Показатели.
  • 14. Относительные величины, виды, методы расчета. Использование в работе врача. Возможные ошибки в применении относительных величин.
  • 27. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 28. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика вычисления показателей. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции.
  • 28. Специальные показатели рождаемости (показатели фертильности). Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 29. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции.
  • 31. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень.
  • 32. Материнская и перинатальная смертность, основные причины. Показатели, методика вычисления.
  • 33. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения в Беларуси.
  • 37. Международная статистическая классификация болезней. Принципы построения, порядок пользования. Значение ее в изучении заболеваемости и смертности населения.
  • 38. Заболеваемость как медико-социальная проблема. Современные тенденции и особенности в Республике Беларусь.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 41. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • Показатели инфекционной заболеваемости.
  • Основные показатели, характеризующие важнейшую неэпидемическую заболеваемость.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • 4) Заболевания с временной утратой трудоспособности (вопрос 30)
  • 45. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема. Факторы риска. Направления профилактики. Организация кардиологической помощи.
  • 46. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Основные направления профилактики. Организация онкологической помощи.
  • 51. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
  • 52. Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи
  • 52. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 53. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
  • 54. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.
  • 57. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп), определение, содержание, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 35. Основные принципы первичной медико-санитарной помощи. Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи.
  • 59. Организация работы приемного отделения больницы. Документация. Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
  • 69. Инвалидность как медико-социальная проблема Определение понятия, показатели. Тенденции инвалидности в Республике Беларусь.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 71. Организация медицинской помощи в условиях стационара. Учреждения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 72. Виды медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Охрана здоровья женщин и детей в Республике Беларусь. Управление. Медицинские организации.
  • 58. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 60. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 62. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы участкового врача-терапевта.
  • Организация работы участкового терапевта.
  • 63. Основные показатели, характеризующие качество и эффективность диспансерного наблюдения. Методика их вычисления.
  • 70. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы. Служба медицинской реабилитации в Республике Беларусь.
  • 70. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
  • 74. Городская больница, ее задачи, структура, основные показатели деятельности. Документация.
  • 83. Планирование семьи. Определение. Современные проблемы. Медицинские организации и службы планирования семьи в рб.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 89. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы. Организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 87. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
  • 90. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь.
  • 91. Структура, организация, содержание работы женской консультации. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин. Документация.
  • В понятии ЗО 3 момента (акцента):

    1. Социальная деятельность государства - обязанность общественных структур по укреплению здоровья.

    2. Совокупность возникших взглядов на протяжении истории или знаний о болезнях и здоровье населения.

    3. Совокупность действий людей, направленных на лечение, профилактику и укрепление здоровья.

    Медицина - понятие более широкое, чем ЗО.

    Служба ЗО - взаимодействие трех составляющих системы ЗО:

    1) органа управления: а. центрального (Министерства ЗО) б. местных (областные отделы ЗО, комитет по ЗО при Мингорисполкоме, руководство ТМО)

    2) учреждения системы ЗО

    3) кадрового потенциала ЗО

    Медицинская помощь - комплекс лечебных, санитарно-противоэпидемических и прочих мероприятий, проводимых населению в лечебно-профилактических учреждениях.

    История развития ЗО.

    В древнем мире - школы лекарей, санитарный контроль за состоянием рынков, колодцев, попытки регламентации деятельности таких мероприятий (Спарта, мусульманские страны)

    До 16 века строгой системы ЗО не было. В 16 в. - первые поытки подготовки врачебных кадров и образования больниц.

    В России в 1581 г. отдельным указом Ивана Грозного учреждена царева аптека, которая оказывала медицинскую помощь царю и семье, а впоследствии и боярам. Затем она была переименована в аптекарский приказ, который управлял дворянскими аптеками. В 1654 г. открыта первая лекарская школа при аптекарском приказе. Особое развитие системы ЗО произошло во времена Петра I. Аптечный приказ переименован в медицинскую канцелярию, созданы школы медицинских госпиталей, подготовки врачей.

    Во время Земской реформы медицинская помощь оказывалась на селе. Принципы Земской медицины: участковость, разъездная врачебная помощь, обеспечение уездов фельдшерами.

    В ВКЛ организовывались общества призрения - учреждения при монастырях и церквях.

    На 5-ом Всероссийском съезде советов 1918 г. учрежден народный комиссариат, первый нарком - Семашко.

    Системы ЗО:

    1. госудаственная (бюджетная) система - система Бевериджа (подробнее см. вопрос 3)

    Государственная система - основана в Англии Бевериджем. Источник финансирования - государственный бюджет (70%), дотации предприятий, пожертвования, личные взносы, налоги от зарплат.

    В 1980 г. эксперты ВОЗ предложили организационные принципы государственной системы ЗО внедрять во всех странах мира.

    2. страховая система

    3. частная (рыночная) система (подробнее см. вопрос 4).

    Основное различие - источник финансирования. В РБ - 2 формы: государственная и частная.

    3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.

    Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

    Ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

    Профилактическую направленность здравоохранения;

    Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

    Приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

    Координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и

    субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

    Экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

    Ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

    Участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

    Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:

    1) государственный характер ЗО - государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства Здравоохранения).

    2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к населению) медицинской помощи.

    3) профилактическая направленность с-мы ЗО - один из ведущих принципов:

    Организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия

    Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил

    Формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ)

    Широкий охват населения диспансеризацией

    4) единство ЗО - единство лечения и профилактики, науки и практики

    5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение

    6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья

    7) прогнозирование

    8) интернационализм в ЗО - помощь другим странам, координация действий

В статье рассмотрим, что такое здравоохранение. Мы поговорим обо всех аспектах развития этой системы, детально изучим историю, а также подробнее разберемся с самим определением. Каково состояние здравоохранения в России на сегодняшний день?

Что это значит?

Здравоохранение — это обязанность социума, которая чаще всего выполняется государством. Она включает в себя общественные, социальные и научные аспекты. При этом описываемая система выполняет организационную, социальную и нормативную роль. Здравоохранение - это некий комплекс действий, которые исходят от социума в общем и конкретных его представителей, а также от разнообразных фондов и министерств. То есть это сотрудничество всего социума на его собственное благо.

Здравоохранение — это термин, объяснить который без вовлечения в понятия медицины невозможно. Итак, медицину трактуют как некий комплекс научно подтвержденных знаний и практических действий, которые направлены на сохранение здоровья, избавление людей от болезней и продления их жизни, а также улучшение ее качества. Другими словами, понятно, что медицина своими корнями уходит в самые ранние периоды существования людей.

Началось все с того, как обычный пещерный человек захотел избавиться от своего недуга, как он захотел вылечить свою рану или избавиться от боли. Но на сегодняшний день здравоохранение - это огромная по важности социальная функция, которая заключается еще и в укреплении общечеловеческого здоровья.

Первые формы здравоохранения мы можем наблюдать еще во времена глубокой древности. Тогда, до появления первых государств, племена и общины заботились о членах своих родов. Они пытались предостеречь от каких заболеваний или помочь в случае сильных травм, используя простейшие лечебные манипуляции. Немного позже особое уважение получили знахари и шаманы, которые выделялись из общества и немного возвышались над ним, потому что могли помочь человеку в его хвори. Они помогали избавляться от разных недугов при помощи ритуалов и заклинаний, но чаще всего их знания основывались на простом опыте, который они получали в процессе своей практики.

Поэтапное развитие

Организация здравоохранения постепенно перешла в руки к женщинам, когда наступила эпоха матриархата. В славянской культуре таких девушек именовали берегинями. Подобную культурную особенность до сих пор можно встретить в небольших деревнях и сельской местности. После того, как появились прообразы городов и государств, властители начали уделять большое внимание самочувствию своих сограждан. Во-первых, это было важно для того, чтобы армия всегда была на чеку и могла отстоять границы своей территории. Во-вторых, очень остро стояли вопросы гигиены и санитарии, ведь в то время множество людей погибали от эпидемий, которые вызывала банальная грязь.

Также функцию здравоохранения на себя брали некоторые религиозные сообщества. Особенно сильно это проявилось в христианском религиозном мире. Здесь церковь считала себя уполномоченный заботиться о больных людях. Позже она начала заниматься построением различных храмов и лечебниц для больных и убогих. Властители городов и княжеств поддерживали такое вмешательство, потому что собственными силами не всегда удавалось поддерживать нужный уровень здоровья. Иногда они даже жаловали религиозным общинам и церкви большие земельные территории.

Государственная регламентация

Даже в те далекие времена уже было некоторое подобие министерству здравоохранения. Так, все люди делились на определенные классы. Каждый клан занимался определенной деятельностью. Со временем государство захотело регламентировать деятельность знахарей. Поэтому различные предписания по медицине уже можно было найти не только в каких-то религиозных рукописях, но даже в законодательных актах. Также появились определенные запреты, за нарушение которых следовало наказание. Но при этом в государственном здравоохранении очень явно проводилась параллель между гражданами из сословий с приличным имуществом и обычными бедняками. Так, для примера, за лечение катаракты свободный богатый человек платил в 3 раза больше, чем раб за точно такую же манипуляцию. Если операция была неудачная, то раб мог взыскать минимальный штраф у врача, но если операция была неудачная у богатого человека, то врачу могли отсечь руку.

Первые шаги

Первое подобие министерства здравоохранения стали появляться примерно на рубеже XIX века. Тогда заботу о здоровье признали общенациональной ценностью, которая требует специальных, научных и денежных вливаний. Постепенно формируется ведомственная система здравоохранения, которая работает на общенациональной основе.

Совершенствование системы здравоохранения интенсивно продолжается в условиях капитализма, то есть со второй половины XIX века. Все равно медицинская помощь остается довольно ограниченной, но зато она предоставляется на равноценной основе. Право на медицинскую помощь получает каждый человек независимо от его национальной принадлежности, социального статуса, возраста, пола, территории проживания или цвета кожи. Но при этом учреждения здравоохранения все равно имели некий отпечаток той человеческой общности, в границах которой они действовали. Другими словами, они в той или иной мере отражали экономические, политические социальные интересы верхушки общества.

Протест

Естественно, обычные люди прекрасно понимали причины такой дискриминации. Это причина и еще ряд других привели к тому, что разразились революционные движения во многих странах. Такие исторические события показали, что вопрос здравоохранения стоит довольно остро и ответственность за него лежит на государстве. В «Декларации о правах человека» здоровье рассматривается как национальное богатство, которое нужно поддерживать.

После революционного бунта в Департаменте здравоохранения проводится ряд мероприятий, принимаются законы и различные акты, которые направлены на максимальное поддержание человеческого здоровья. Также становится более разносторонним подход к укреплению здоровья. Появляется все больше новых свежих идей, которые эффективно внедряются в медицине. Большое распространение получают научные общества, которые проводят исследования и обнародуют их. Активно создаются приюты и воспитательные учреждения за счет государства.

Развитие

ООН в 1948 году принимает «Декларацию прав человека». Помимо гуманности и демократических идей, там идет речь о том, что любой человек имеет право на медицинский уход. Отдельно оговариваются периоды материнства и детства, которые дают человеку право на специфический уход. Также в это время выходит новое постановление, которое говорит о важности повышения уровня условий труда. Появляется термин "социальное страхование".

В период Гражданской войны повсеместно создаются институты и ученые лаборатории, в которых изучается биология и биохимия при помощи экспериментальных методов. Большое внимание уделяется здоровью женщин и детей. Везде создаются консультации для ухода за младенцами.

По указу Наркомздрава на заводах начали создавать центры медицинской помощи, стационары и амбулатории. Но все же развитие советского здравоохранения было немного заторможено из-за малого количества врачей и достойной медицинской техники. Надо было не только увеличить число практикующих врачей, но и провести качественную медицинскую реформу. Также было важно привлекать в учебные заведения молодых людей, которые бы хотели посвятить себя медицине.

Областные центры

Естественно, что наилучшую помощь получали люди, живущие в центральных городах. Тем не менее здравоохранение области тоже всячески поддерживалось. Представители власти создавали специальные медицинские службы, которые имели несколько кругов управления, для того чтобы следить за исполнением медицинских правил. Также министерство здравоохранения области пыталось контролировать ситуацию за счет зарплаты, повышая оплату труда хотя бы на незначительную сумму. Большой проблемой было то, что в Советском Союзе игнорировали опыт зарубежных стран, ведь можно было не делать собственных ошибок, а научиться на опыте других. Иосиф Сталин и его окружение всячески пытались навязать административно-командную систему и подавляли тех, кто предлагал что-то новое.

Здравоохранение в России

Поговорим о том, как обстоят дела в нашей стране. Отдельного внимания заслуживает здравоохранение Москвы. Здесь оно находится на высоком уровне, но так было далеко не всегда. На сегодняшний день правительство нашей страны ведет активную федеральную политику в области здравоохранения. Постоянно разрабатываются и принимаются новые акции, которые направлены на улучшение и совершенствование медицинской помощи.

Министерство здравоохранения в России - это не единственная ветвь, которая занимается этими вопросами. Общая система состоит из четырех элементов: это бюджетные организации и учреждения, государственная система ОМС, частные учреждения и частные врачи, общественные и религиозные организации, а также фонды и благотворительные организации. Все они трудятся во благо единой цели.

Ключевые органы управления, то есть учреждения здравоохранения, регулируют деятельность всех федеральных служб. Главный санитарный врач занимается контролированием деятельности санитарно-эпидемиологическим служб. Также он контролирует и налаживает деятельность региональных медицинских центров.

На высоком уровне обеспечена исполнительная власть в регионах. Также надзор осуществляют органы судебной власти, которые тщательно следят за тем, чтобы в медицинской практике не было случаев нарушения прав человека. Таким образом, для министерства здравоохранения РФ характерно, что все три ветки власти, а именно исполнительная, законодательная и судебная, влияют и дополняют друг друга. Они осуществляют надзор за системами здравоохранения, а также корректируют их деятельность и тщательно охраняют права каждого человека.

Функции

Министерство здравоохранения выполняет целый ряд функций:

  • Разрабатывает программы федерального уровня для развития здравоохранения.
  • Следит за оказанием медицинской помощи и надлежащем уровне медицинского образования.
  • Определяет порядок деятельности и структуру органов управления.
  • Обозначает расходы для нужд здравоохранения при формировании бюджета.
  • Разрабатывает налоговые льготы для определенных группы населения.
  • Управляет собственностью центров здравоохранения.
  • Обеспечивает экологическую безопасность и следит за природопользованием.
  • Занимается разработкой эпидемиологических и санитарных норм, проводит санитарно-эпидемиологический надзор.
  • Контролирует организацию здравоохранения на всей территории страны.
  • Разрабатывает и регламентирует меры, направленные на помощь людям, попавших в экстренные ситуации.
  • Занимается информированием людей об окружающей среде.
  • Следит за деятельностью фармацевтических компаний и формирует единую техническую политику.
  • Разрабатывает нормы сертификации лекарственных средств и следит за их реализацией.
  • Проводит статистический сбор данных.
  • Устанавливает стандарты и положения медицинской работы.
  • Координирует деятельность центральных и местных служб здравоохранения.
  • Занимается лицензированием специальных препаратов и оборудования.
  • Стимулирует и координирует исследования в сфере биологии и химии.
  • Создает дополнительные комитеты для охвата всего населения.
  • Разрабатывает эффективную международную политику для сотрудничества с другими странами на медицинской основе.

Как мы поняли, министерство здравоохранения действительно имеет много задач. Его функции старательно исполняются на каждом уровне. Органы местного самоуправления выполняют аналогичную функцию, только на местном уровне. В законодательстве очень четко определены полномочия и обязанности всех служб и органов, поэтому удается обеспечить эффективное регулирование.

Кроме того, министерство здравоохранения регулярно реформирует систему контроля для того, чтобы максимальную упростить ее. В России отлично разработана отраслевая структура, которая позволяет разделить обязанности, чтобы оказать населению максимальную помощь в разных сферах.

Подводя итоги статьи, скажем, что здравоохранение - это функция общества, которая развивалась с самых древних времен. На сегодняшний день она находится на довольно высоком уровне, но, тем не менее, на постоянной основе совершенствуется. В наши дни мы прибегаем к опыту зарубежных стран и стараемся создать функционирующую действенную систему охраны здоровья.