Регламенты проведения налоговых проверок. Как проходит камеральная налоговая проверка: сроки, что проверяют

28 сентября 2018 Отправить на почту

Главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.

Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.

В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.

Общая информация о камеральной проверке

Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.

Камеральная проверка – что это?

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.

Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.

Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.

Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.

Важно!

Диаграмма 1



Где проходит проверка

Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.

Этапы камеральных проверок

Основные этапы камеральной проверки следующие:

  1. Проверка правильности исчисления налоговой базы.
    На этом этапе проводится анализ, который включает в себя:
    • проверку логической связи между отдельными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
    • проверку сопоставимости данных декларации с аналогичными показателями предыдущего периода;
    • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
    • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в ИФНС данным о финансово-хозяйственной деятельности компании.
  2. Проверка правильности арифметического подсчета данных в декларации , исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой.
  3. Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов .
  4. Проверка правильности примененных ставок налога и льгот , их соответствие действующему законодательству.

Диаграмма 2



Как проходит камеральная проверка, правила и порядок

Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.

Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.

  1. Налогоплательщик (компания или ИП) сдает декларацию.
  2. Данные сданного отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС.
  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
  4. Показатели текущего периода анализируются в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.
  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
  6. Если после вышеназванных действий налоговики не выявили ошибок. Противоречий или нарушений – у инспекции нет оснований для проведения углубленной камеральной проверки. На этом «камералка» успешно заканчивается.
  7. Если в декларации по тому или иному налогу выявлены противоречия, ошибки, нарушения – высылают требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

Когда камеральная налоговая проверка проходит с истребованием документов и пояснений

В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.

Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.


Важно!

Какие пояснения требуют инспекторы на камеральных проверках

Когда инспекторы просят пояснения

Что делать компании

Нестыковки

Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС

Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются.

Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать.

Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя.

На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса.

Льготы

Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств.

Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней.

Динамика расходов

У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару.

Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).

Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.

Важно!

С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату. Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.

Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.

Диаграмма 4



Какие контрольные мероприятия проводит ИФНС на камеральной проверке

Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:

Мероприятие налогового контроля

Вызов в ИФНС для дачи пояснений

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи.

Требование дачи пояснений

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется требование о даче необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений

Истребование документов у проверяемой компании

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей ИФНС требует документы;
  • в какой срок они должны быть представлены;
  • наименование и реквизиты документов, а также период, к которому они относятся;
  • полное и сокращенное наименование проверяемой компании, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого ИФНС требует документы (например, камеральная проверка по НДС за II квартал 2017 года).

Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей).

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц

В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы или информацию о проверяемой компании у контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков).

Допрос свидетелей

Налоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки.

Проведение экспертизы

Инспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки.

Привлечение специалиста, переводчика

НК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль.

Осмотр документов и предметов

В ходе камеральной проверки ИФНС осматривать помещения организации:

  • если организация подала декларацию по НДС с возмещением;
  • если в декларациях по НДС компании и ее контрагента ИФНС обнаружила расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении вычета.

Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля (письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606).

В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.

Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.

Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2-3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и Налоговый кодекс не предусматривает последствий его пропуска.

Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ

Налогоплательщиков-физлиц больше всего интересует камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. Ее подают граждане, которые хотят получить налоговый вычет на обучение, лечение, при покупке жилья и т.д.

Статус проверки и срок выплат по результатам проверки 3-НДФЛ . С запуском сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» появилась возможность отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций 3-НДФЛ. Статус камеральной проверки может быть одним из следующих: завершена или в процессе, результат камеральной проверки, сведения по решениям на возврат, сумма налога к возврату.

Камеральная проверка завершена, когда перечислят деньги? Срок возврата налогового вычета после камеральной проверки 3-НДФЛ зависит от того, как долго длится в реальности камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. По закону инспекции отводится на проверку стандартные три месяца, однако на практике этот срок может быть меньше (если представлены все документы и у инспекции нет вопросов к сумме заявленных вычетов), а может и затянуться. Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки составляет один месяц. То есть 1 месяц отводится ИФНС непосредственно на возврат налога на банковский счет, указанный налогоплательщиком в заявлении на возврат.

Таким образом, назвать конкретный срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки невозможно. Максимально он может составить 4 месяца плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Результат и возражение на результат проведения камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки инспекторы не выявили никаких ошибок, расхождений в отчетности либо нарушений налогового законодательства, то камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Никаких уведомлений об успешном окончании «камералки» налогоплательщику не отправляют (за исключением камеральных проверок по НДС с возмещением).

В случае если на камеральной проверке выявлены нарушения:

  1. Составляется акт камеральной налоговой проверки ( Налогового кодекса РФ) – в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки
  2. Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику – не позднее 5 рабочих дней с даты составления;
  3. Если налогоплательщик согласен с выявленными ошибками и противоречиями, которые привели к занижению суммы налога к уплате, он вносит исправления либо добровольно уплачивает сумму доначислений по решению налогового органа. Если подается уточненка. После подачи уточненной налоговой декларации по ней начинается новая проверка.
  4. В случае несогласия с ошибками и недочетами, выявленными в ходе камеральной проверки, налогоплательщик подает возражение на акт камеральной проверки. Вместе с ним, как правило, в ИФНС предоставляются пояснения и оправдательные документы – на это дается 1 месяц.
  5. Руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, возражения на акт камеральной налоговой проверки и выносит решение: о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений.

Важно!

Инспекторы обязаны уведомить проверяемую компанию или ИП о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Также руководитель инспекции может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Чаще всего такое происходит на камеральной проверке по НДС.

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.

Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.

Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.

Особенности возмещения НДС

(проверка декларации по НДС с возмещением)

В чем особенности проверки декларации НДС с возмещением?

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

Сроки проведения камеральной проверки по НДС - 2017

Летом 2017 года срок проведения камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев. Поручение о сокращении срока камеральной проверки НДС ФНС направила нижестоящим инспекциям письмом от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@ . Новый порядок действует в отношении проверки декларации по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года.

Нововведение рассчитано только на добросовестных налогоплательщиков. Таковых, по данным ФНС, всего 12 тыс. компаний (или 60% от общего числа организаций, заявивших НДС к возмещению). Впервые новый, ускоренный, порядок камеральных проверок по НДС налоговики начали применять при проверке деклараций по НДС за II квартал 2017 года.

Сокращение срока проведения камеральной проверки по НДС стало возможным благодаря системе «АСК НДС-2», которая позволяет инспекторам проводить автоматизированный контроль операций как самого налогоплательщика, так и его контрагентов, и применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок деклараций по НДС к возмещению.

FAQ по камеральным проверкам

Рассмотрим самые популярные вопросы, связанные с камеральными налоговыми проверками.


Ответ: Вправе, при наличии оснований. Налоговым кодексом не установлено ограничений по частоте истребования пояснений или документов на камеральной налоговой проверке. Ограничения наложены лишь на ситуации, в которых налоговики вправе высылать требования. Например, налоговики вправе требовать пояснения на камеральной проверке, если обнаружили противоречия или ошибки в сведениях, если компания сдала «уточненку» с уменьшением налога. Если инспекторы высылают требования законно, то на них нужно отвечать. Даже если компания получает их каждый день. Если требование незаконно, – надо сообщить об этом в ИФНС. Но в любом случае необходимо как-то отреагировать на запрос инспекции.

Ответ: Проводить осмотры на складах и в других помещениях налогоплательщика инспекторы вправе. Но чаще всего это происходит, если идет камеральная проверка по НДС, и в декларации налог заявлен к возмещению, либо налоговики нашли противоречия в декларации по НДС или расхождения с декларациями поставщиков. Инспекторам важно убедиться, что компания реально ведет деятельность, у нее есть товары на складе, штат сотрудников или оборудование, необходимое для производства товара. На проведение осмотра у инспекторов должно быть постановление, подписанное руководителем ИФНС или его замом.

Ответ: Да, вправе. Налоговый кодекс не содержит ограничений на проведение таких проверок. Поэтому налоговики могут одновременно провести камеральную налоговую проверку и выездную ревизию по одним и тем же налогам за одинаковый период. Ведь эти ревизии регулируют разные статьи – статья 88 и статья 89 Налогового кодекса РФ.

Ответ: ИФНС вправе оштрафовать компанию за каждый документ, который не был представлен на камеральной проверке. Но только при том условии, что эти документы просто обязаны быть у компании. Если запрошены «необязательные» бумаги, компания не обязана их предоставлять, а ИФНС – штрафовать за их непредставление. Однако обязательно стоит сообщить налоговикам, что компания не ведет документы, которые затребовала ИФНС.

Отдел камеральных проверок в ИФНС

Отдел камеральных проверок есть в каждой ИФНС, и, как правило, не один. Каждый отдел камеральных проверок в налоговой службе имеет свое направление работы. Например, один занимается камеральными проверками возмещения НДС, а другой – специализируется на налоге на прибыль.

Основные задачи отдела камеральных проверок:

  • проверка налоговых деклараций,
  • отбор деклараций и налогоплательщиков для углубленных камеральных проверок;
  • истребование документов и пояснений в рамках углубленных камеральных проверок;
  • проверка уточненных налоговых деклараций;
  • первичный отбор компаний и ИП, в отношении которых может быть назначена выездная проверка.

Помимо всех названных функций, сотрудники отдела камеральных проверок НДС в ходе проверки обоснованности возмещения НДС могут:

  • истребовать документы у контрагентов в рамках встречных проверок;
  • направлять запросы в таможню, правоохранительные органы, банки, регистрационную палату и т.д.);
  • проводить осмотры;
  • проводить опросы свидетелей;
  • проводить экспертизу документов и т.д.

Наши эксперты готовы провести анализ требования, которые выставляет отдел камеральных проверок, и дать рекомендации о дальнейших действиях, а при необходимости, представлять интересы вашей компании в налоговой инспекции.

Связаться с экспертом

Ведение деятельности организаций и ИП, внесенных в реестр, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Предприятию необходимо выбрать систему налогообложения и следовать ей при исполнении обязательств перед бюджетом.

Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.

Что это значит?

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится территориальным налоговым органом по месту нахождения ИФНС. Инспекция подвергает контролю предприятия всех форм собственности и организационных структур.

Мероприятие характеризуется:

  • Ограниченным предметом контроля. Преимущественно проверяется соответствие законодательству одного налога.
  • Четко оговоренным в Налоговом кодексе периодом проверки (3 месяца).
  • Возможностью выемки документов и проверкой их на территории органа.
  • Широкими правами инспекторов по проведению мероприятия – истребование документов у лица и партнеров, проведение осмотров, допросов, экспертизы.

Право проведения контроля установлено в ст. 88 НК РФ. Процедура может проводиться:

  • Без участия налогоплательщика по данным отчетности, представленной в ИФНС. О начале проведения лицо может узнать только при запросе пояснений или ряда документов по ограниченному перечню.
  • В углубленном варианте с участием плательщика налогов. Проверка осуществляется при предъявлении проверяемому лицу решения и требования, подписанных начальником ИФНС или равнозначными должностными лицами – заместителями руководителя.

Документы проверяемого предприятия представляются в ИФНС только по письменному требованию . Если о начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомлен, в ходе проведения мероприятия инспектор может предложить представить лишь пояснения.

Законодательством установлен срок проведения процедуры. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев от даты предъявления решения , но может быть продлена по уважительным обстоятельствам:

  • Потребностью проведения дополнительных действий, заключающихся в запросах и получении сведений о документообороте партнеров. Решение о встречной проверке направляется в территориальную Инспекцию по месту расположения контрагента.
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации по налогу за проверяемый период. Новое начало срока проведения мероприятия будет исчисляться от даты подачи этого документа.

Контроль может охватывать деятельность предприятия за 3 предшествующих года . Документы более раннего периода не подлежат проверке в связи с вступлением в силу исковой давности. При указании в требовании несоответствующего законодательству периода лицо может оспорить право не представлять документы в установленном порядке – обращение к руководству ИФНС и обжалование в судебных органах.

Подробную информацию о данном мероприятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Основания для процедуры

Проверка проводится на основании анализа, проводимого одноименным отделом ИФНС. Причиной начала мероприятия могут стать:

  • Нестыковка данных деклараций внутри одного отчетного периода.
  • Несоответствие показателей одного вида отчетов, представленных по нескольким срокам.
  • Заявление льготы по налогу.
  • Представление декларации по НДС, по результатам которой заявлено возмещение из бюджета или значительный по сумме вычет.
  • Подача отчетности, содержащей данные об использовании природных ресурсов.

Кроме мероприятий внутреннего контроля ИФНС проводит камеральные проверки, заменяющие выездные для малых и микро предприятий. Процедура осуществляется в отношении компаний:

  • Применяющих специальные режимы или .
  • С отсутствием имущества и транспортных средств.
  • Представляющих нулевую отчетность.

В случае проведения углубленной проверки основанием для мероприятия выступает решение руководителя ИФНС. Документ свидетельствует о начале мероприятия и должен быть вручен должностному лицу предприятия под подпись с указанием даты получения.

К решению прилагается требование о представлении документов согласно указанному перечню. В большинстве случаев список не является достаточно конкретным или содержит фразу «иные документы», что позволяет инспектору произвести дополнительный запрос.

На подготовку и подачу документов отводится 10 дней . В случае пропуска срока, заявленного в требовании, или отказа от представления документации, ИФНС имеет право наказать проверяемое лицо в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как часто проводится, место проведения

Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица . Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.

Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.

Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.

Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.

Кто ее проводит?

Ответственность за проведение мероприятий лежит на камеральных отделах ИФНС. Внутри этой структуры имеется несколько отделов, разделенных функционально по налогам. Наибольшую численность проверяющих имеют отделы камерального контроля по НДС.

К проверке привлекают одного инспектора, который проводит все этапы – составление требования, проверку документов, проведение дополнительных мероприятий, оформление результата.

Пошаговый порядок проведения

Процедура КНП имеет четко отработанный и законодательно установленный механизм. При контроле осуществляются этапы:

  1. Определение органом ИФНС слабого места в отчетности или получение декларации о возмещении из бюджета.
  2. Принятие решения и формирование требования о необходимости представления документов.
  3. Ознакомление налогоплательщика с решением и требованием.
  4. Получение документов.
  5. Непосредственно проверка.
  6. Составление акта и решения по нему.
  7. Вручение документов налогоплательщику в соответствии со сроками.

Работа предприятия сводится к подготовке документов по заявленному списку. Подготовленные согласно правилам бумаги представляются в территориальный орган ИФНС и передаются проверяющему инспектору через отдел приема входящей корреспонденции.

Документация представляется в заверенных копиях с сопроводительным письмом-описью. Формы сшиваются между собой или подаются в папке. Инспектор имеет право затребовать оригиналы для сравнения с дубликатами.

Результат и его обжалование

По результатам проведения процедуры инспектор составляет справку о факте окончания КНП и акт . Если материалы показали соответствие исчисления налога требованиям законодательства, акт налогоплательщику не вручается. При проверке правомерности заявления в декларации возмещения НДС лицо получает решение с указанием суммы. Размер НДС может отличаться от заявленного при частичном подтверждении вычета.

При обнаружении расхождения данных все нарушения отражаются в акте. Может быть установлено:

  • Нарушение действующего налогового законодательства, в результате чего обязательство было занижено.
  • Неправомочность заявления льготы или налогового вычета.
  • Отсутствие основания для возмещения НДС.
  • Несвоевременность представления отчетности.

На составление акта после окончания мероприятия и подготовки справки отводится 10 дней. Документ вручается должностному лицу предприятия в срок не позднее 5 дней . Если для получения акта лицо не явилось в ИФНС, документ переправляется налогоплательщику почтой. Датой его вручения считается 6-й день со дня отправки корреспонденции.

Важность даты вручения обоснована возможностью оспаривания результатов контроля в течение 10 дней. Возражения представляются в письменном виде и рассматриваются налоговым органом в течение месяца, по окончании которого выносится решение. В случае отсутствия возражений и представленных разногласий решение по акту принимается по окончании срока обжалования.

В дальнейшем результат может быть оспорен налогоплательщиком в судебном органе первой и вышестоящей инстанций.

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка - что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Являясь эффективным средством позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка - что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки - дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:


Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте. Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений. Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка - что это, освещен в полной мере.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ .

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

    заявлена сумма НДС к возмещению;

    заявлены льготы;

    отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

    декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ )

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ )

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ )

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ )

Участие переводчика, эксперта (статья 95 , 97 НК РФ )

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91 , 92 НК РФ )

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

    камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

    в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ ;

    акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

    налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

    в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля .

ФНС - ведомство, которое в силу специфики своей деятельности часто устраивает регулярные проверки деятельности предприятий. Они проводятся в силу необходимости осуществления налогового контроля, мониторинга исполнения предписаний плательщиками норм закона. В числе самых распространенных типов процедур, о которых идет речь, - камеральные проверки. С какой периодичностью они могут проводиться? К каким выводам может прийти ФНС по факту проведения таких проверок?

Камеральная проверка: определение

Исходя из формулировок НК РФ, камеральная налоговая проверка - это процедура, проводимая территориальным органом ФНС России, направленная на изучение деклараций и иных документов плательщика, ведущего деятельность по месту нахождения структуры ведомства.

Цель - контроль над соблюдением законодательства, регулирующего исчисление и уплату соответствующих сборов в казну. Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев с момента, когда плательщик предоставит в ФНС декларацию и прилагаемые к ней документы.

Формальности

По итогам процедуры могут составляться документы, свидетельствующие о нарушении соответствующих законов. Как правило, это сформированный по особой форме акт. Если проблем не выявлено - такие источники составлению не подлежат. Вместе с тем, если камеральная налоговая проверка выявила, что предприниматель допустил ошибки в декларации и иных документах, то в его адрес выносится предписание: в течение 5 дней внести в источники соответствующие корректировки. Если плательщик отказался рассмотреть соответствующий запрос, то, в свою очередь, сотрудник ФНС вправе составить акт, о котором сказано выше.

Акт налоговой проверки

Какова может быть структура соответствующего документа, о котором идет речь выше? Как выглядит акт камеральной налоговой проверки? Образец данного источника в части ключевых формулировок мы сейчас рассмотрим.

Согласно типовой форме, по которой составляются акты камеральных проверок, нас будут более всего интересовать пункты 2 и 3 соответствующего документа.

В пункте 1 акта, как правило, указываются формальные сведения - адрес организации, наименование, тип проверки и т. д.

В пункте 2 ФНС излагает перечень нарушений. Это может быть, например, формулировка вида "установлено, что декларация подписана лицом, не имеющим отношения к деятельности фирмы".

В пункте 3, в свою очередь, излагаются выводы и рекомендации (предложения) ФНС по устранению нарушений. В нашем случае это, вероятно, будет формулировка вида "внести исправления в декларацию".

Отличия от выездной проверки

Следует отметить, что кроме камеральной есть еще и выездная налоговая проверка. В чем разница? Выездная налоговая проверка подразумевает, что ФНС будет изучать не только документы, но также и корректность исчисления, а также уплаты всех необходимых сборов в казну. Основание для проведения такой процедуры - распоряжение руководителя территориального подразделения ФНС, которое функционирует по месту регистрации плательщика. При этом "выездная" проверка необязательно подразумевает фактическое прибытие сотрудников налоговых органов в офис предпринимателя. Допустим вариант, при котором соответствующая процедура может быть проведена и в кабинетах ФНС. Выездная проверка может подразумевать исследование деятельности предпринимателя на предмет исчисления и уплаты как одного, так и нескольких видов налогов. Изучению подлежит период функционирования фирмы в 3 предшествующих года. При этом проверять фирму в выездном формате дважды за один и тот же период не допускается.

Как мы уже сказали выше, камеральная налоговая проверка допускает составление только акта о нарушениях процедуры исчисления и уплаты сборов в казну. В случае с выездным форматом вариантов для действий ФНС может быть больше. Налоговики могут потребовать проведения различных экспертиз, запрашивать информацию у зарубежных структур и проводить иные дополнительные действия.

Камеральная проверка: порядок проведения

Изучим то, в каком порядке проводится налоговая проверка в камеральном формате. Как мы уже сказали, эта процедура, главным образом, базируется на изучении корректности заполнения деклараций и иных документов. Инициируется камеральная проверка в момент поступления в ФНС соответствующей отчетности от предпринимателя. Специалисты ФНС проверяют декларации и сопутствующие им документы на предмет:

  • корректности определения налоговой базы;
  • правильности использованных арифметических действий в строках и графах;
  • законности заявляемых вычетов;
  • корректности примененных плательщиком ставок и возможных льгот, исходя из положений релевантного законодательства;

В свою очередь, в рамках каждого из перечисленных этапов проверки ФНС производит совокупность иных действий (например, сверку полученных цифр с теми, что были указаны в декларациях по предыдущим периодами, сведениями в собственных базах данных и т. д.).

Если налоговая проверка обнаружит ошибки или несоответствия в документах, то, как мы уже сказали выше, предприниматель в письменной форме информируется о них. Одновременно ФНС предлагает ему изменить или дополнить соответствующие источники. Если оба действия налоговиками произведены не были, то результат камеральной проверки признается недействительным. Соответственно, если плательщик не внес необходимые исправления в документы, то ФНС будет оформлять соответствующее нарушение. Однако это не единственный возможный сценарий дальнейших действий. Рассмотрим возможные варианты активностей ведомства после того, как камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов завершена.

Действия налоговиков

Собственно, как только сотрудник ФНС обнаруживает ошибки в источниках, предоставленных плательщиком, он обязан составить докладную на имя руководства своего территориального отдела. В ней излагаются факты, которые свидетельствуют о возможном нарушении человеком налогового законодательства. Там же, в докладной записке, сотрудник ФНС отражает рекомендацию принять какое-либо решение. Как правило, одно из следующих:

  • привлечь плательщика к ответственности (или отказаться от этой процедуры);
  • инициировать дополнительные мероприятия, связанные с налоговым контролем.

Интересный факт: если плательщик, получив рекомендации от ФНС по исправлению неверных сведений в декларациях и иных документах, не произвел необходимых действий, то налоговики имеют право инициировать уже не камерального типа процедуру, а выездного. Это - плановая проверка. Налоговая может включить предприятие в соответствующий перечень.

Если налоги недоплачены

ФНС может установить, изучив декларации и иные сопутствующие документы, что предприниматель необоснованно занизил суммы сборов, подлежащие исчислению и уплате. То есть, осуществляя не только выездные, но и камеральные проверки налоговых органов, сотрудники ведомства вправе устанавливать подобные факты. В этом случае в течение 10 дней после проведения соответствующей процедуры руководитель территориального подразделения ФНС выносит предписание о привлечении плательщика к ответственности в соответствии с нормами НК РФ. После этого предприниматель уведомляется о необходимости доплатить в бюджет недостающую сумму сборов, включая пени, а также внести корректировки в документы.

Обработка документов

Камеральная проверка - что это за процедура с точки зрения алгоритма действий налоговиков в плане работы с документами? Рассмотрим этот нюанс.

Первым делом, документы исследуются на предмет полноты и актуальности предоставления - в соответствии с теми сроками, что установлены законодательством. Далее, проверяется то, насколько своевременно документы были предоставлены в ФНС. Следующий этап - внешний вид документов, присутствие всех необходимых реквизитов, корректный шрифт и т. д. Далее исследуется правильность расчетов, арифметика, обоснованность использования льгот. Следующий этап - проверка корректности определения налоговой базы.

Таким образом, в ходе камеральной проверки сотрудник ФНС производит три типа основных действий:

  • проверку на соответствие формальным требованиям, касающимся заполнения документов;
  • исследование арифметических действий плательщика на предмет корректности;
  • проверку документов и сведений в них с точки зрения нормативного регулирования.

Процедура, завершающая камеральную проверку, - подведение выводов по всем цифрам и прочим параметрам изучения документов, формирование предписаний.

Сроки

Важнейший аспект такой процедуры, как камеральная налоговая проверка, - сроки. Выше мы только обозначили, что предельный временной интервал, которым обладает ФНС для завершения исследования поданных предприятием документов, - 3 месяца. Теперь же мы рассмотрим нюансы, связанные со сроками, более подробно.

Как таковой, отсчет отведенного периода времени на проверку начинается с момента поступления документов предпринимателя в распоряжение структуры ФНС. Например, если подразумевается камеральная налоговая проверка по НДС, то ее началом будет считаться предоставление соответствующей квартальной декларации.

Важный нюанс, касающийся сроков, - они могут быть продлены. Но на то у ФНС должны быть существенные основания. Какие, например? Как правило, такие случаи возможны, если проверяются документы самых крупных плательщиков по региону (согласно критериям, установленным ФНС). Также увеличение сроков проверки возможно, если сотрудники ведомства выявили неточности или противоречия в информации, предоставленной компанией, которая может свидетельствовать о прямом нарушении законодательства. Еще один возможный повод - ФНС посчитала необходимых провести дополнительные процедуры в рамках налогового контроля.

Дискуссионные моменты

Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.

Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто - главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.

Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример - в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано - это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.

Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС - акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.

Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:

  • степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
  • логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
  • сравнение данных по разным периодам;
  • сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.

В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные - компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.