Обрабатывающая высокотехнологическая промышленность в польше. География польши

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.

Польша, в настоящие дни, обладает сильно развитой экономикой и является значимым участником европейских и мировых экономических отношений. Польша успешно производит и отправляет на экспорт машины и оборудование — это около половины экспорта страны, автомобили, автобусы; авиационную технику; суда для добычи морских запасов страны, суда для транспортировки грузов, яхты; продукцию химической отрасли, топливо, текстильные изделия, продукты питания, мясо, фрукты. Так же развита область производства строительных материалов и рыболовство.

На сегодняшний день, после переориентации производства на ближневосточный и западноевропейский рынки, основными отраслями промышленности Польши являются автомобильная, металлургическая, тяжёлое машиностроение, химическая и фармакологическая отрасли, пищевой и текстильный сектора. Большое развитие получило судостроение и авиационная промышленность. Страна, на сегодняшний момент, является одним из экономических лидеров в . Промышленность Польши сегодня составляет более тридцати процентов от общего ВВП страны. Большая часть производимой продукции отправляется в страны Евросоюза, на экспорт, что может говорить о высоком уровне качества и конкурентоспособности.


Автомобильная промышленность

На сегодняшний день в Польше выпускается более пятисот тысяч автомобилей в год. В основном это марки зарубежных брендов, таких как: Toyota, Fiat, Opel, Volkswagen. Кроме легкового транспорта страна производит грузовой. Это и автобусы, и строительная и аграрная техника. Также, в этом направлении производится большое количество автомобильных деталей, начиная от производства покрышек и автокресел и заканчивая электроникой и двигателями внутреннего сгорания. Большая часть производимой продукции страна отправляет на экспорт. Автомобильное производство располагается в таких городах как Варшава, Плоцк, Нысь, Люблин. Производство грузового транспорта – в Ельче и Стараховице.

Металлургия

Металлургическая промышленность Польши делится на чёрную и цветную отрасли.

Чёрная металлургия.

За последние годы страна провела обширную модернизацию своих производств, что подняло промышленность на новый уровень, улучшило качество выпускаемой продукции и, соответственно, её объём. Сегодня Польша выпускает более 20 миллионов тонн проката. Для производства металла страна добывает и использует собственные залежи угля. Центры производства – Варшава, Гданьск, Познань.

Цветная металлургия.

Здесь можно выделить горнодобывающую отрасль. По запасам и добыче медной руды, серебра и серы страна занимает одно из ведущих мест в мире, по запасам полиметаллов, в Европе. По производству меди Польша занимает третье место в Европе и десятое в мире. Промышленность сосредоточена в южных воеводствах.

Тяжёлое машиностроение

Эта отрасль отличается большой металлоёмкостью. Специализируется на продукции сельхоз назначения, горнодобывающих машинах, оборудовании для строительства; оборудовании для химических производств, пассажирских и товарных вагонов. Производственные комплексы расположены, в основном, в Силезском воеводстве, Варшаве, Лодзе, Вроцлаве, Познани, Гданьске. Годовой оборот в машиностроении Польши на данный момент составляет порядка 70 миллиардов долларов.
Ближе к настоящему времени в машиностроении появилось направление по приборостроению, по изготовлению изделий для электротехнической промышленности. Центрами по изготовлению электронных и электротехнических деталей является Варшава, Быдгощ и Гданьск.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Польши основывается в основном на больших залежах соли и серы. Польша производит огромное количество высококачественных азотных удобрений для сельского хозяйства, пластификаторы и другие химические вещества. Сильно развито производство серной кислоты, фосфата, лаков, красок. Чуть менее – производство пластмасс, каучука, автомобильных покрышек. Польша и здесь является лидером по количеству выпускаемой продукции, входит в европейскую десятку производителей. Но, тем не менее, отсутствие в природных ресурсах такого важного сырья как нефть (добыча очень незначительна), сказывается на общей экономике страны, в связи с чем, Польша сильно отстаёт от западноевропейского региона в области химической промышленности.

Фармацевтическая отрасль

Производство фармацевтической продукции, так же, занимает ведущие места в экономике Польши. Благодаря своей положительной динамике в развитии, эта отрасль вышла, по данным компании “Business Monitor International”, на второе место по обороту и привлекательности рынка. По аналитическим прогнозам, развитие этой отрасли на конец 2017 года, будет более пяти процентов, а оборот составит порядка девяти млрд евро. Акцент фармацевтической отрасти делается, в основном, на производство генериков. Генерик – это лекарственное средство, у которого химический состав такой же, как у оригинала, обладающее такой же эффективностью, но не имеющее патента.

Лёгкая промышленность

Основными препятствиями в динамике развития легкой промышленности Польши остаётся невысокий спрос местной продукции на внутреннем рынке и возросший ввоз продукции легкой промышленности из стран Азии, в первую очередь из Китая. Влияние данных факторов приводит к тому, что, по оценкам экспертов, рынок продукции легкой промышленности неминуемо ожидает четкое разделение: в низшей ценовой категории будет преобладать продукция, ввозимая из стран Южной или Юго-Восточной Азии, а польские предприятия, выпускающие подобные изделия будут закрываться, в то же время шансы дальнейшего развития будут только у тех производств, которые занимаются производством дорогой, качественной и уникальной продукции под хорошо узнаваемым брендом, а также развивают свою собственную торговую сеть розничных продаж.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность занимает солидную нишу в двадцать процентов от всей экономики страны. Предприятия, выпускающие продукты питания, алкоголь, табак или напитки расположены равномерно по всей территории, есть почти в каждом городе. Особо выделяются своим развитием отрасли мясоперерабатывающей, кондитерской, молочной продукции. Экспорт продукции этих сегментов промышленности на рынке достигает восьмидесяти процентов, что говорит о надлежащем высоком качестве. Очень важным направлением в пищевой промышленности является производство сахара, так как это усиливает влияние на рост в других областях. За последний период пищевая промышленность так же прошла модернизацию новым оборудованием и технологиями.

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность — это национальная отрасль Польши. Большинство производственных предприятий располагается в Лодзи. Предприятия занимаются обработкой шёлка, льна, синтетических волокон, хлопка для изготовления тканей. Далее, продукция передаётся на внутренние предприятия, которые специализируются на пошиве одежды, изделиях из ткани.

Обувное производство

Польша производит модную и комфортную мужскую и женскую обувь. В списках брендовых польских производителей такие фирмы, как: Nessi, Szydlowski, Sala, Kanewski, Marco, Acord, Badura, Best But, Simen, Mariaz. Обувь польского производства прекрасно зарекомендовала себя и на внутреннем рынке страны, и в странах Европы.
Производители польской обуви работают на новых линиях оборудования, закупленного в других странах для модернизации внутреннего производства, на предприятиях работает квалифицированный, обученный персонал, проводится постоянный контроль за качеством на всех этапах производства. Все это обеспечивает польскую продукцию необходимыми для конкурентной позиции на рынке особенностями - надежность, невысокая стоимость и комфорт. Время сломанных каблуков и супинаторов давно в прошлом.
Материалы для производства закупаются в соседних европейских странах. Например, кожу для производства обуви возят из Италии и Испании.
Мягкие отделочные материалы, гибкая подошва, делают изделия удобными.
Польская обувная продукция отличается сравнительно невысокой ценой. При этом, как уже говорилось, для ее изготовления поставляется высококачественное сырьё стран европейского союза. Дело в том, что у польских производителей нет такой известности как у именитых брендов, поэтому ставить высокую стоимость за неизвестное имя не приходится.

Судостроение

Грузооборот здесь обеспечивается и речными и морскими путями. Польша обладает довольно большим торговым флотом. Основные водные направления – реки Одра и Висла. Наибольшую часть морских перевозок (более 60%) обеспечивают порты Гданьска и Гдыни.
Несмотря на то, что мощные судоверфи, построенные во времена ПНР и являвшиеся экономическим двигателем, фактически потеряли свою значимость, на их основе, как ростки после дождя, прорастают небольшие, но более специализированные частные предприятия. Ближе к настоящему времени совместная доходность этой отрасли составляет около десяти миллиардов долларов. По мнению ведущих мировых держав, это развитие может только радовать. Современные, небольшие польские судоверфи чувствуют себя и на внутреннем и на внешнем рынках, как рыбы в воде.

Если в конце прошлого века в Польше строились суда, стоимостью примерно 3-4 доллара за один килограмм веса, то сегодняшнее, частное судостроение, поменяв сектор выпускаемой продукции, значительно подорожало. Сегодня стоимость продукта водной промышленности возросла в шесть – семь раз и составляет 18-20 долларов за килограмм, а это служит лучшим ориентиром технологического развития. Всё производство прошлого века не идет ни в какое сравнение с суперсовременными роскошными яхтами, парусниками и другими видами судов.

Рыболовство

Несмотря на то, что за последние годы добыча продуктов моря имеет тенденцию к понижению объёма добычи, оно остаётся важной отраслью хозяйства. Если в середине прошлого века Польша улов в морской промышленности составлял около 650 тыс. т., то к нынешнему времени показатели добычи уменьшились до 450 тыс. т.

Производство стекла, строительных материалов

Запасы природных ресурсов в Польше имеют благодатные условия для поднятия промышленности строительного сырья и материалов. Основным является производство цементной и стеклянной промышленности. Основные районы по производству цементной промышленности – это Опольский — 30% всего производства в Польше, Свентокшиский (25%) и Холмский – это Люблинское воеводство, 10-12%.
Лидирующей областью с многолетним опытом в производстве стекла и изделий из него является Судетский округ. Здесь находится много больших предприятий, сосредоточенных вблизи городов Болеславца, Валбжиха и Строне-Сленска.

Авиационная промышленность

В Польше хорошо развита внутренняя сеть собственных авиалиний, что предполагает её использование как в перевозке пассажиров внутри страны, так и различных грузов. Благодаря этому по стране находится множество сервисных и инженерных авиацентров.

Польша производит большое количество разнообразной авиационной техники. И, так же, занимается её обслуживанием. По стране располагается более пятидесяти авиационных предприятий, которые выпускают вертолёты, небольшие спортивные и пассажирские самолёты, планеры, самолёты для сельского хозяйства. Производят авиационные запчасти к своей продукции.

Авиационная долина, территориально находящаяся на юго-востоке Польши – это одно из лучших мест для осуществления и развития авиапроектов. Самолёты местного производства, помимо спроса внутри страны, идут на экспорт. Их закупает как Европа, так и страны мира. Польша располагает своими центрами по подготовке, переквалификации и обучению пилотов.

Воздушное сообщение имеет большое значение для международных перевозок пассажиров. Крупнейший аэропорт расположен в столице страны — Варшаве (1700000 Пассажиров). Он соединен международными авиационными направлениями со всеми европейскими странами, а также с основными мировыми: Нью-Йорком, Каиром, Дели и Пекином. Также, значимые аэропорты находятся в городах: Гданьск, Вроцлав, Краков, Познань.

Заключение

Утверждают, что улучшение экономических изменений, которые происходят в стране за последние годы, связаны с переориентацией внутренних производителей на экспорт выпускаемой продукции. В связи с чем совершенно не удивительно, что все промышленные отрасли страны сегодня активны в своём развитии. В результате, страна, считается одной из самых обещающих по вложению субсидий и своему экономическому потенциалу.
В Европе, развитие польской экономики считают феноменом. Страна получила название «европейского Китая», которому, несмотря на мировой кризис, удалось не остановиться в своём развитии. Польша – это быстро растущий рынок, который вскоре начнёт оказывать влияние на мировую экономику.

Польша - это страна, которая является одной из самых развитых промышленных стран. Именно здесь сегодня прекрасно развиты ведущие отрасли, в которых работают сотни тысяч специалистов, выпускается не только готовая продукция, но также важное сырье для промышленных центров Европы. Чем же именно могут на сегодняшний день похвастаться промышленники Польши, и какие самые крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться подробнее.

Что производит Польша самостоятельно

В Польше выпускается различная продукция, ее качество во всем мире довольно таки высоко оценивается. В частности, промышленность выпускает:

  • фармацевтику;
  • косметику, парфюмерию;
  • различные виды удобрения;
  • различные виды синтетических волокон;
  • каучуки;
  • автомобильные покрышки;
  • продукты питания, табачные изделия;
  • одежду и обувь.

Большого внимания заслуживает машиностроение в Польше. На сегодняшний день именно эта промышленность производит большое количество разнообразных изделий, востребованных не только в Польше, но и в Италии, Франции, а также Германии.

Сюда из Польши идет поставка суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения. Кроме этого промышленность Польши выпускает вагоны и другие транспортные средства обычно под заказы других государств.

Металлургия Польши

Металлургическая отрасль Польши сконцентрирована в нескольких самых больших промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и остальные. Польша в последнее время провела полную модернизацию предприятий, за счет этого получилось одновременно не только увеличить выпуск продукции, но и поднять промышленность на другой уровень использования ресурсов, а также улучшить качество продукции.

Помимо этого, поднялся и объем поставок изделий в остальные страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. На сегодняшний день как раз польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и остальные.

Главным потребителем продукции металлургии Польши считается, конечно, ЕС туда поставляли до 90 процентов всей продукции. Также польский металлургический продукт является очень популярным в Китае, России, Украине, где товар ценят за высокое качество, а также достаточно приемлемую цену.

Самые крупные предприятия

В Польше работают самые крупные предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них являются следующие:

  • Polpharma SA эта фармакологическая компания, имеющая широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA компания, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer крупный производитель бытовой техники, входящий в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux компания, занимающаяся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

У этих компаний сегодня есть филиалы практически по всей Еврозоне, они обеспечивают экспорт товаров в разные страны. Некоторые из данных организаций продолжают расширяться, в связи с этим часто приглашают на собственные предприятия не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов.

Крупнейшие заводы в Польше

Как раз в Польше находится несколько больших заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о самых развитых среди них, отметить можно будет Гданьску судоверфь, ее производство ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Другие предприятия Польши немного меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников практически вышеупомянутым не уступают.

Эти предприятия были организованы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в пятидесятых годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью были модернизированы, благодаря этому они выпускают продукцию, которая соответствует современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

На сегодняшний день польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря этому они имеют довольно-таки широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентов. Уже в ближайшее время по объему выпускаемой продукции они будут опережать немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым лидирующее место на рынке во всей Еврозоне.

Говорят – польской промышленности не существует, польская промышленность неконкурентноспособна, польская промышленность устарела, польскую промышленность сожрал ЕС. И из года в год повторяют, словно мантру, 5 главных стереотипов о, якобы, не существующей промышленности Речи Посполитой. На самом деле, может эта отрасль и не является главной рабочей лошадкой государственной экономики, но все же она чувствует себя гораздо лучше, чем многим может показаться.

Они говорят – ее не существует.

- Польской экономики не существует, поскольку ее сожрал иностранный капитал

Согласно данным Центрального бюро статистики, на конец 2013 года количество иностранных инвесторов в экономике Речи Посполитой составляло 12 государств или 26 128 компаний. Следует отметить, что львиная доля инвесторов «прибыла» из стран Евросоюза – более 90 %. Чистая прибыль от таких внедрений составляет более 42 миллиарда злотых и почти 2 миллиона рабочих мест.

Хотя сухая статистика показывает, что иностранный капитал чувствует себя в Польше вполне прекрасно, все же остается вопрос: существует ли польская фирма? Как на фоне мировой экономики, полноправным членом которого Польша является вот уже без малого четверть столетия, можно определить «национальность» промышленности?

Как определить национальность промышленности?

Когда акционерами компании являются представители разных государств или инвестиционные фонды, регулярно подкармливаемые финансовым потоком со всего мира, довольно трудно определить «гражданство» фирмы. Как правило, при таком раскладе считается, что компания безвозвратно утратила свою национальную идентичность и превратилась в один из винтиков мирового капитала. Однако, с точки зрения самого государства, не столь важно, кто именно руководит фирмой. Действуя на территории Речи Посполитой, сплачивая налоги, предоставляя рабочие места, внося вклад в польскую экономику, все эти иностранные «фирмочки» принимают важное участие в экономическом развитии страны. Нельзя забывать и о присутствии польских инвесторов в зарубежных компаниях. Только в 2012 году дивиденды от их существования составили около 4 миллиардов злотых, а тенденция к их росту повышается с завидным упрямством из года в год.

Не важно кто, важно - где.

- У польской промышленности нету ни одного известного мирового бренда

Пожалуй, более дурацкого аргумента и не придумать. В качестве примера частенько представляют компании, которые, не смотря на свою откровенную «польскость», принадлежат иностранным инвесторам. Знаменитейшая кондитерская марка «E. Wedel», приобретенная «PepsiCo», известные алкоголи «Soplica», «Absolwent», «Żubrówka» и «Bols», принадлежащие концерну «Русский Стандарт», «Krupnik» и «Balsam Pomorski», которые в свое время выкупила французская «Belvedere Group», сеть супермаркетов «Biedronka», которая в 1997 году перешла в руки португальского «Jeronimo», или «Gadu-Gadu», являющегося от недавнего времени собственностью южноафриканского концерна "Naspers». В самом расцвете своей промышленной карьеры все эти бренды, давно ставшие мировыми, были исключительно польскими.

Но польская промышленность не заканчивается на этих «утраченных» марках. На иностранном рынке огромную популярность приобрели одежда и обувь польского производства. Крупнейшие производители этого типа товаров – «LPP», «CCC» и «Coccodrillo», которые в совокупности открыли за пределами Речи Посполитой 260 фирменных магазинов. Новые рыночные горизонты постепенно осваивают и «запасные игроки». Компания «Big Star» делает ставку на популярность в Румынии, Хорватии и Испании, «Wójcik Fashion Group» прекрасно чувствует себя на территории Германии, Италии и Китая. Производители детской обуви «Gucio» и «Bartek» покорили сердца (и кошельки) родителей в Украине, Великобритании и, даже, в США.

Обувной монстр.

- Польская промышленность еле дышит

Знаете, какой самый главный враг современной польской промышленности? Это, как ни странно, фраза: «При социализме было лучше». Отбрасывая в сторону все , лучшим аргументом в сторону оппонента будут не гласнословные заверения о развивающемся промышленном потенциале Речи Посполитой, а сухие статистические факты.

Поскольку в эпоху развитого социализма Польша являлась таким себе сырьевым придатком, то, естественно, что с 1998 года экономика опустилась ниже плинтуса. Однако, правильная политика властей и внедрение в действие плана Бальцеровича помогло государству довольно безболезненно и быстро (в мировых масштабах) справиться с депрессией. И, если в 1990 году показатель ВВП составлял 56, 6 миллиарда долларов, то на сегодняшний день эта цифра возросла до 550 миллиардов.

- Польская промышленность лишилась главного козыря – судоверфи

Хотя гордость польской промышленности – мощные судоверфи, бывшие во времена ПНР экономическим движком, фактически утратили свой боевой потенциал, на их фундаменте, как грибы после дождя, прорастают мелкие, но гораздо более специализированные частные предприятия. На конец 2013 года совокупный доход этой отрасли составил 10 миллиардов долларов. По словам ведущих мировых экономистов, эта тенденция не может не радовать и польские современные судоверфи чувствуют себя, как рыба в воде.

Если в 90-х годах прошлого столетия в Польше строились суда, стоимость которых составляла примерно 3 доллара за килограмм, то сегодняшнее судостроение претерпело значительные метаморфозы. На сегодняшний день, стоимость водного транспорта возросла до 18-20 евро за килограмм, что отвечает стоимости Мерседеса класса С. А это, кстати, служит лучшим подтверждением технологического рывка. Весь ПНР-овский «металлолом» не идет ни в какое сравнение с ультрасовременными роскошными яхтами и другими видами судов.

Флагман польской судоверфи.

- Польская промышленность, даже, если и существует, давно устарела

Позвольте категорически не согласиться. Еще в 1991 году в Польше было создано Агентство Промышленного Развития. В переходный период эта государственная служба смогла спасти тысячи рабочих мест, вложив огромные средства в модернизацию средних и крупных предприятий. Хотя до недавнего времени главной задачей Агентства являлась реструктуризация компаний, в последние лет десять главный акцент делается на инновации. Власти Польши всячески поддерживают талантливых ученых и разработчиков, занимающихся стремительным развитием научно-исследовательских проектов, которые помогут максимально смодернизировать промышленный сектор, снизить себестоимость конечного продукта и вывести экономику на новый положительный виток своего существования.

Так что вы там говорили о несуществующей польской промышленности? Она не только существует, она еще и вносит свою огромную лепту в мировую экономику. Оптимизм терять нельзя ни при каких условиях, и Польша, в скором времени, наверняка превратиться в доброго промышленного монстра старенькой Европы.