Население городов хмао на год. Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Население Ханты-Мансийского автономного округа к началу 2003 года составит 1 миллион 449,6 тысяч человек. Такой прогноз озвучила представитель Департамента экономической политики округа Ольга Кокорина на прошедшей сегодня в Ханты-Мансийске конференции по вопросам демографии. Заявленная цифра больше данных начала 2002 года на 36,7 тысяч человек. Другими словами округ станет богаче на население небольшого городка или района. Точность прогноза можно будет проверить не раньше декабря, когда будут озвучены данные переписи населения в автономном округе. Примечательно, что оптимистичный прогноз прозвучал на фоне показателей, говорящих о сокращении населения страны. По словам представителя Министерства труда и социального развития РФ Ольги Самариной, в существующих социально-экономических условиях жителей России к 2016 году станет меньше на 9 миллионов человек.

Сегодня в Ханты-Мансийске начала свою работу научно-практическая конференция "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития".

В её работе принимают участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития РФ, Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, депутаты окружной Думы и члены Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

Своим мнением о проблемах и перспективах демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа с участниками конференции поделился Губернатор Югры Александр Филипенко.

"За последние четыре десятилетия население автономного округа увеличилось в 12 раз. Естественно, чтобы разместить этих людей, обеспечить их необходимыми условиями для проживания надо сделать очень многое", - отметил Александр Филипенко, - "Выполняя социально-экономическую программу развития Ханты-Мансийского автономного округа, окружное Правительство исходит из того, что Югра - это место постоянного проживания людей. Мы обязаны обеспечить людям достойные уровень и качество для жизни. Только тогда можно говорить об устойчивом улучшении демографической ситуации в автономном округе".

Александр Филипенко подчеркнул, что наблюдаемая в настоящее время относительно благоприятная в сравнении с другими регионами страны демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе должна быть сохранена.

"В принципе она может быть улучшена за счёт интенсификации проводимых в округе социальных программ, прежде всего, в области здоровья и снижения смертности, особенно детской", - сказал Губернатор автономного округа, - "Этой же цели должны служить и разрабатываемые программы демографической политики, ориентированные на укрепление семьи, рост рождаемости и снижение смертности".

Участники конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" согласились, что Ханты-Мансийский автономный округ по демографическим параметрам находится в числе наиболее благополучных субъектов Федерации, поэтому опыт его специалистов особенно ценен.

Начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Министерства труда и социального развития Российской Федерации Ольга Самарина отметила, что "По прогнозам специалистов к 2016 году население России сократится по сравнению с нынешним периодом более чем на 9 миллионов человек и составит 134,8 миллиона человек. Надо понимать, что благоприятная демографическая ситуация составляет основу безопасности любого государства, а России в первую очередь.После 2008 года количество населения нетрудоспособного возраста увеличится в два раза, а численность населения, вступающего в трудоспособный возраст - в два раза уменьшится. В этой ситуации мы уже ничего не можем изменить.

Из 89 субъектов Федерации в нашей стране в 67 происходит ежегодное сокращение численности населения, в 27 регионах России число умерших людей превышает число родившихся в два раза.

Страна вступает в критическую полосу и, если не предпринимать никаких действий, то последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Только 16 регионов России в 2001 году имели естественный прирост населения. Радует, что Ханты-Мансийский автономный округ также относится к регионам с благополучной демографической ситуацией. Это является результатом эффективности тех мер, которые здесь предпринимаются".

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1 января 2002 года составила 1423,8 тысяч человек.

Значительные расходы округа на социальные нужды определили устойчивую положительную динамику показателей рождаемости и смертности. Число родившихся в 2001 году - 16,9 тысяч человек. В расчёте на 100 человек населения естественный прирост в 2001 году составил 5,1(в 2000 году - 4,5), уровень рождаемости - 12,2 (в 2000 году - 11,3), уровень смертности 7,1 (в 2000 году - 6,8). Превышение числа родившихся над числом умерших зарегистрировано во всех городах и районах округа, за исключением Берёзовского и Кондинского районов.

По итогам научно-практической конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" будут приняты рекомендации Думе и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа.

17.11.2015 Находится в Полезно

Ханты-Мансийский АО, наверное, самое интересное место для тех, кто хочет познакомиться с северной культурой. Несмотря на небольшое количество коренного населения, многие традиции благодаря предприимчивости небольшой группы сохранены до сих пор.

Коренной народ и их традиции

Коренной народ Ханты-Мансийского АО - это Ханты и Манси. В старой литературе известны как Остяки и Вогулы. А в научной есть общий термин - Обские Угры. Первое указывает на основное место проживания, а второе происходит от «Юрга», «Югория» - территория на полярном Урале, описанная в русских летописях XI – XV вв.

Когда-то население кочевало с одного места на другое. Основа животноводства - это олени. Это для них все - и еда, и одежда… Без них в тайге не выжить. Поэтому обращаться с ними Ханты учатся с детства. Животные очень пугливые, но сильные. Рогами могут серьезно ранить. Иногда даже взрослый мужчина не может справиться в одиночку.

Раньше Ханты передвигались только на нартах (узкие, но длинные сани). Сегодня они используются все реже и реже. С открытием нефтяных месторождений у коренного населения появилась возможность стать ближе к цивилизации. Она, можно сказать, наступает. И сопротивляться бесполезно. Поэтому они начали искать компромисс.

За возможность установить нефтяные «качалки» с местным населением заключают договор. За это они получают электричество, бензин, и даже квартиры. При необходимости нефтяники бесплатно доставляют хантов в тайгу.

Те, кто выбирает городскую жизнь не всегда привыкает к ритму и возвращаются обратно - в городе, по их словам, жизнь «искусственная», и неинтересная. К тому же заставляет лениться. На природе такое невозможно.

Самое хорошее время - это весна. Не сильно холодно и можно ходить на «легке», но скоро лето. Очень короткое и хлопотное. Поэтому весной, когда есть немного свободного времени празднуют «День оленивода». Приезжают семьями. Замужних женщин можно распознать по платку, который закрывает практически все лицо. А молодые и незамужние, наоборот, ищут женихов, которые в этот день соревнуются между собой, демонстрируя силу, меткость и выносливость.

Раньше было обычным делом прыгать через нарты, метко бросать арканы и управлять упряжкой. Помогало выжить в суровых условиях тайги. Сегодня эти соревнования больше возможность напомнить, что традиции все еще живы. Но с каждым днем сохранить культуру все сложнее и сложнее.

Раньше ханты передвигались на упряжках, с места на место, в поисках хороших пастбищ, вместо домов были чумы (конические шалаши). С этих времен, наверное, только олени и остались.

Домашний быт

У каждой семьи есть свои угодья - это участок с лесом и рекой. Если спросить о площади, глубине озера или о кол-ве оленей, то ханты никогда не скажут точную цифру - плохая примета. Удачи не будет.

Сегодня ханты больше не кочуют. Есть два стойбища (место, где живут ханты) - летнее и зимнее, где стоят деревянные дома. Дом поделен на несколько зон. Перегородок нет, поэтому его можно сравнить с квартирой-студией. У каждого свое место. Женщины находятся у печи и рядом с мужчиной. Круг обязанностей у них очень широк: и по хозяйству помочь и свои дела сделать. На отдых практически нет времени. А, может быть, это привычка - работать с утра до утра.

Благодаря цивилизации у них есть сотовые телефоны, стиральные машины, отопление, но даже несмотря на это времени не хватает. Ханты очень любят хлеб (нянь). Рецепт очень прост: вода, сахар, соль, мука. И ничего больше.

Когда выдается несколько свободных минут хозяйка вышивает и делает украшения из бисера. Работа очень тяжелая и монотонная, хотя и занятная. Украшают шубу, у которой мех как снаружи, так и внутри. Получается тяжелая, но очень теплая. Никакие морозы не страшны. Для тайги в самый раз. Причем при вышивке орнаментам уделяется больше внимания. Когда-то они имели определенное значение. Большая часть их утеряна. Но жители знают, где и как они должны находиться - на воротнике, манжетах и т.д.

В Югорской долине проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей - ханты, манси и лесных ненцев, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на дальних родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. В округе осуществляют деятельность 39 национальных общин. Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закрелены в Уставе Ханты-Мансийского округа.

Малочисленные народы севера

В 1925-1926 гг. постановлениями ВЦИК и СНК была определена группа так называемых "туземных народностей и племён", получившая льготы в развитии хозяйства. К середине 1950-х гг. малочисленными были признаны 26 "малых народнойстей Севера": саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, нганасаны, селькупы, кеты, эвеки, долганы, юкагиры, чуванцы, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удегейцы, негидальцы, ороки, орочи. Эти народы были особо выделены на основе признаков:

1) малая численность;

2) особый характер традиционных занятий (оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);

3) подвижный образ жизни (кочевой, полукочевой, полуосёдлый);

4) низкий уровень социально-экономического развития (пережиточные формы первобытно-общинных отношений).

Более 80 лет специальные постановления правительства определяли экономические и социальные льготы для малочисленных народов Севера, выделяли большие средства для развития их экономической культуры. Некоторые меры в отношении народов Севера имели положительные результаты: развитие грамотности, языка и письменности, литературы, медицины, товароснабжения, средств связи, формирование интеллигенции и др.

С 1950-1960-х гг. в обиходе был термин "народности Севера", сохранился и термин "малые народы Севера", в настоящее время введён термин "малочисленные народы Севера". Список малочисленных народностей Севера расширен за счёт включения в него шорцев, телеутов, кумандринцев, тувинцев-тоджинцев, кереков. Выделение малочисленных народностей Севера в особую группу сыграло большую роль в их консолидации, развитии их этнического самосознания, создания общественных организаций - Всероссийской ассоциации малочисленных народов Севера, местных этнических, а также религиональных ассоциаций.

Ханты

Народ ханты (устаревшее - остяки, самоназвание - ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. Из 22,5 тыс. ханты, насчитывающихся в Российской Федерации, на территории ХМАО проживают около 12 тыс. (то есть более 53%).

Среди ханты выделяются три этншические группы - северная, южная и восточная. В каждой из них обособляется ряд подгрупп, получивших свои названия по названиям рек, в бассейнах которы они локализованы: ханты аганские, тромъёганские, ваховские, казымские, кондинские, салымские, среднеобские (сургутские), юганские, нижнеобские пимские и др. Кадая из этнических подгрупп отличается языковым диалектом, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключаением браков в своей группе). До начала XX в. русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантыйского ас-ях - "народ большой реки" или "обские люди"), ещё ранее, до XIV в., - югрой. В основе формирования жизненного уклада ханты лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих угорских племён. Во второй половине I тыс. складываются основные группы ханты, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Урала на западе. С XIV в. начался процесс вытеснения народностью манси части ханты из западных областей и их переселение в востонче и северные районы. В результате миграции и этнических контактов с аборигенным населением Севера на ханты сильное влияние коазали ненцы, на востоке - селькупы, в южных районах - тюркоязычные народы, а позднее и русские. Процессы "обрусения" ханты особенно интенсивно проходили в XVIII-XX вв. на Иртыше, Оби, Конде. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, большей частью ставшие позднее этнотерриториальными группами. В результате межплеменных и иных военных столкновений сложились так называемы княжества, во главе которых стояли князьцы. Позднее, в период русской колонизации, многи из приобских и прииртышских остяцуких княжеств были преобразованы в отдельные волости, формальными главами которых остались местные князья, ведавшие сбором ясака. В последующие века ханты продолжали вести традиционный образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, большие рыболовные сети, огнестельное оружие и др.

Манси

Манси (устар. русское - вогулы) - один из малочисленных (8,3 тыс. человек) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6 тыс. человек (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби - реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий), а также Нижнюю Обь (Березовский, Октябрьский районы).

Самоназвание народности - манси махум ("манси люди"), часто локальные самоназвания связаны с местностью, рекой: алы тагт мансит (верхнесосьвинские), сакв мансит (сыгвинские, то есть ляпинские), полум махум (пельымские). Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. В нём выдерляются северная, южная, восточная и западная группы диалектов. Язык и традиционная куольтура в настоящее время сохраняются лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси.

Этнос манси сложился в результате слияния племён уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II-I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание куольтур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется она в культуре коня и небесного всадника - Мир-Сусне-Хума.

Первоначально манси были расселены на Южном и Среднем Урале и их западных склонах, а также в Прикамье (басейны рек Вишеры и Чусовой). Их более рання топонимика отмечена также на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки и Мезени. Этническая история этого небольшого народа характеризуется многочисленными групповыми миграциями с запада (Приуралье, Прикамье) на восток - за Урал, на Северную Сосьву, Нижнюю Обь, притоки Конды, реки Туру и Тавду. Это происходило в результате активизировавшейся экспансии русских и коми в XI-XV вв. Под давлением русского заселения северных территорий коня, в свою очередь, далее за Урал остатки манси.

Особенности быта и занятий, специфика духовной культуры и мифологических представлений у манси чрезвычайно схожи с хантыйскими. Так, основными традиционными занятиями манси являются охота, рыболовство, сбор дикоросов, у северных и приуральских - оленеводство. Часть южных, западных и восточных манси восприняли от русских переселенцев земледелие и животноводство. Исторически большая часть манси относились к полуосёдлым охотникам и рыболовам. Лишь часть северных манси, перенявших культуру самодийского тундрового типа, классифицировались как кочевые оленеводы. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились с луком и стрелами (позднее - с ружьём), с собакой. Ловили зверя и птицу ловушками, петлями, сетями-перевесами. С развитием товарно-денежных отношений пушная охота постепенно вытеснила мясную. Рыбу ловили множеством способов - посредством запоров и сетями, ставшыми ловушками и лучением. Ещё в XIV-XVIII вв. основным транспортным средством у манси была собачья упряжка, со временем её вытеснил олений транспорт. Летом плавали на долблёных лодках с нашитыми из досок бортами (облас, калданка). На Обь спускались в большых крытых лодках - каюках. Широко использовали лыжи, которые были двух типов - голицы и подшитые (подклеенные) камусом.

Дисперсный тип расселения манси обусловлен их занятием (охотой и рыболовством), а также полуосёдлым образом жизни. Как и ханты, мансийские поселения были постоянными (зимними) и временными - сезонными (весенними, летними и осенними), в которые переселялись на время промысла. Традиционные селения (пауль) состояли из одного - десяти домов и располагались по берегам рек, обычно на расстоянии одного дня пути одно от дургого. Основным типом жилища является срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В жилищах, расположенных близко к воде, делали фундамент из двух-четырёх брёвен, в низких местах срубы ставили на сваи. Для отопления и освещения в постоянном жилище устраивали чувал - открытый очаг типа камина. В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили амбары - наземные и свайные. Для проведения собраний и праздников существовали общественные здания, для беременных и рожениц - свециальные постройки (мань кол - "маленький дом"). В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в которых помещали идолов, изображавших духов-покровителей.

Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, демисезонную - из кожи или сукна, летнюю - из ткани. В старину манси делали одежду из крапивного сукна, позднее перешли на покупные ткани. Традиционная женска одежда - платье, халат, зимой - двойная распашная оленья шуба (ягушка, сак), богато орнаментированная бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой. В качестве украшений использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками. Носили большое количесвто колец, нагрудные бисерные украшения. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, пояса. Верхняя глухая одежда - малица, гусь (совик).

В XX в. жизнь манси так же, как и ханты, сильно изменилась: их насильственно переводили на осёдлость, сгоняли в колхозы и совхозы, внедряя нетрадиционные виды деятельности - такие, как овощеводство, животноводство, клеточное звероводство.

Лесные ненцы

Ненцы (старинное название - самоеды, юраки) - коренное население Евразийского Севера России. По переписи 1989 г. численность ненцев составила 34,3 тыс. человек. Выделяются две этнические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторым особенностям культуры. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи, разделяется на два диалекта - тундровый и лесной. На лесном диалекте говорят 5-7% ненцев. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы.

Самоназвание лесных ненцев - нещанг ("человек"), старое название - казымская или кунная самоядь. Название пян хасова ("лесные люди") дано им тундровыми ненцами. Традиционные районы проживания - верхнее и среднее течение реки Пур, увал Нумто от верховьев рек Казым, надым, Пим до верховьев реки Аган. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. В настоящее время насчитывается около 2000 лесных ненцев, большая часть которых проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. По своей культуре и языку лесные ненцы во многом близки с северными и восточными ханты. Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1902 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак. Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарка) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными учёным. В конце XIX в. сенсационно прозвучало "открытие" профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идёт о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.

Ещё несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетённые из ивового лыка сети и невода, а вкачестве грузил употреблялись куски мамонтовых рёбер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось с помощью запорных сооружений на небольших речках, а также сетевой ловли и неводьбы на проточных озёрах. Основным летним транспортом служили лодки-долблёнки (обласа) из сосны или кедра, зимним - запряжённые оленями нарты, лыжи. Оленеводство лесных ненцев характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных заграждений (коралей) и дымокуров. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и частично потребности в пище. Важное значение имела охота в зимне-весенний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном. Осенью, весной или летом охотились на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы, слопцы. Белку промышляли с помощью лука и стрел.

Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) - каркасная контрукция из 25-40 шестов и покрышек (нюков) из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек - навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба ("нянь мят" - "хлеба дом"). Традиционная одежда и обувь шьётся из шкур домашних и диких олений. Мужская одежда состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), малично рубахи, сшитой из сукна, и совика (верхней одежды мехом наружу). Женской одеждой является ягушка - распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Пищевой рацион лесных ненцев составляют дикоросы, рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя.

Основой социальной организации является род. Счёт родства ведётся по отцовской линии. В прежние годы запрещались браки между представителями одного рода и браки с иноплеменниками, хотя уже в XIX в. были нередки межэтнические браки лесных ненцев с восточными и северными ханты.

В осное религиозных представлений лесных ненцев лежат анимистические представления: вера в духов, населяющих окружающий мир. Центральным святилищем является озеро Нумто ("божье озеро"), на одном из островов которого (Нго-ях - "остров-сердце") приносились жертвы языческим богам. По легенде, в озеро превратился сброшенный на землю сын верховного небесного бога Нума - Нумгибой. Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духа каха (хэхэ). Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нга (Нгомулик). Через своих слуг, злых духов - нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умерших. Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися ("небо-отец") и Я-Кати ("земля-бабушка"). Важное значение имеют "земные" духи - хозяева воды и леса, духи-хозяева урочищ и территорий (каха), духи-покровители жилища (например, Мяты-Кати - "бабушка дома").

Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет - многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.

Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.

Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)

В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.

Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов - все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.

Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тысячи рек и озер. Главные реки - Обь и Иртыш. Треть округа - это болота, а более 50% всей территории - таежные леса. Рельеф округа - это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.

На юге Ханты-Мансийский автономный округ - Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе - с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.

Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.

Основное население - это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе - Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры - 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси - всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.

Криминал. Уровень преступности - 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона - от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.

Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат - ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе - более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.

Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей - это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске - 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево - однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.

Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей - средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.

Города Ханты-Мансийского автономного округа

Из небольшого поселка, где основой экономики были колхозы, лесозаготовки и промысловая отрасль он в считанные годы превратился в индустриального гиганта не только Сибири, но и всей России. Основой экономики стала нефтедобыча, нефте и газопереработка, транспортировка нефтепродуктов. Для электроснабжения предприятий было построено две мощных ГРЭС. Находясь рядом, они образуют одну из самых мощных в мире ТЭС.

Мощь Сибири. Фото by Shed (http://fotki.yandex.ru/users/shed82/)

Сегодня Сургут - это не только огромный город-завод, с частоколом дымящих труб, нефтяными вышками и бесконечными трубопроводами, но еще и современный мегаполис с развитой инфраструктурой, множеством торгово-развлекательных комплексов, театров, выставок, школ, ВУЗов, спортивных комплексов. Здесь есть все, что есть, например, в Москве. Да вы и разницу между ними заметите, попав туда. Ну, может, пробок побольше, да воздух в Сургуте почище, хоть и ненамного. А население города - 325 511 человек.

Есть и где культурно отдохнуть, и на что посмотреть - обязательно стоит посетить Городской Драматический театр, который с успехом поставил уже более 70 спектаклей. Можно прогуляться по аллее почета авиационной техники, и своими глазами увидеть вертолеты, которые помогали нефтяникам осваивать Нижневартовск.

А если захотите отправиться за покупками или активно отдохнуть - пожалуйста! К Вашим услугам 11 торгово-развлекательных комплексов, расположенных в разных частях города.

Город с минимальной безработицей - менее одного процента.

Развивается и малое предпринимательство: например, в 2013 году было выделено более 5 миллионов рублей на субсидии, гранты для молодежного предпринимательства, семейного бизнеса, компенсации части расходов предпринимателей.

В общем, для построения карьеры этот город, пожалуй, один из лучших в России: молодой, богатый, перспективный. На рынке труда здесь вообще огромный выбор работы, так как на 1 человека приходится не менее 10 вакансий.

Кстати, и в культурном плане все в порядке - есть замечательный театр кукол «Волшебная флейта», музей, галерея, кинотеатр, несколько храмов и церквей.

Общие сведения и история

Ханты-Мансийск расположен на юге Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Является его столицей и столицей Ханты-Мансийского района, а также самым многонаселенным и большим среди центров автономных округов Российской Федерации. Городской статус получил в 1950 году. Площадь Ханты-Мансийска - 10,542 км².

Первое упоминание о Ханты-Мансийске, в качестве городка князя Самара датируется 1582 годом. В 1620-30-х годах на месте городского района Самарово появился Самаровский ям. В 1708-м село стало частью Сибирской губернии. Спустя сорок лет была проведена первая в империи перепись ямского населения. Оказалось, что в Самарово живет 487 ямщиков.

В 1935-м село Самарово слилось с возводимым административным центром Остяко-Вогульском.

Районы Ханты-Мансийска

В Ханты-Мансийске нет официального разделения на районы. Неофициально же выделяются такие районы и микрорайоны, как: Геофизика, Гидронамыв, ОМК, район улицы Дунина-Горкавича, Рыбников, Самарово, Студгородок, Центр, ЦРМ, Учхоз и Южный.

Численность населения Ханты-Мансийска на 2017 и 2018 год. Количество жителей Ханты-Мансийска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Ханты-Мансийска. В таблице указано распределение количества жителей Ханты-Мансийска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Ханты-Мансийска:

Численность населения города в 2015 году составила около 97,7 тысяч. Плотность населения - 289.5 чел./км².

В перестройку, и годы, предшествовавшие ей, в Ханты-Мансийске проживало примерно 30 тысяч жителей. Затем число населения резко возросло за счет внешних и внутренних мигрантов. Они приезжают и сейчас - из других областей и республик России, а также из государств - азиатских членов СНГ. Можно сказать, что в 2009 году в город приехали 4043 человека, а уехали 702. Показатель 2010 года составляет 3183 и 683 человека, соответственно.

Средний возраст хантымансийцев не очень большой, так как большинство горожан представляют жители работоспособного возраста, в основном бывшие жители других регионов России.

Естественный прирост в городе составляет около 13,4%. В 2010 году количество рождаемости составило 1636 человек, а умерших - 506. Показатель 2011 года составляет 1627 и 520 человек, соответственно.

В Ханты-Мансийске, по данным 2010 года проживают представители таких национальностей, как: русские - 69,94%; татары - 5,05%; ханты - 3,75%; украинцы - 2,97%; таджики - 1,92%; азербайджанцы - 1,87%; манси - 1,51%; киргизы - 1,27%; узбеки - 1,12%; немцы - 0,74%; башкиры - 0,53%; белорусы - 0,44%; армяне - 0,43%; казахи - 0,41%; молдаване и чуваши - по 0,4%; лезгины - 0,37%; кумыки - 0,34% и другие - 2,33%. Доля не указавших национальную принадлежность составила 4,21%.

Этнохороним: хантымансиец, хантымансийка, хантымансийцы.

Ханты-Мансийск фото города. Фотография Ханты-Мансийска


Информация о городе Ханты-Мансийск в Википедии.