Организационно правовая форма создания банка. Еще раз об организационно-правовой форме банка россии

Согласно данным социологических исследований, которые ежегодно проводятся в России, многие граждане относятся к сотрудникам полиции с большим недоверием. Для такого отношения, несомненно, существуют достаточно объективные причины. Недоверие граждан к сотрудникам правоохранительным органам в качестве последствия влечет так называемый правовой нигилизм, в идеалах которого воспитывается ни одно поколение россиян. Тем ни менее. давайте разберемся, куда жаловаться на сотрудников полиции?

На сегодняшний день большинство наших соотечественников не хотят писать заявление в полицию, если они стали жертвой преступления небольшой степени тяжести, которое не повлекло за собой существенного ущерба. Такая ситуация порождает большой процент латентной преступности. В результате этого преступники чувствуют свою безнаказанность и продолжают свою незаконную деятельность.

Еще меньшее количество людей пытаются защитить свои права, если они стали жертвой полицейского произвола или бездействия сотрудников полиции. Тем не менее, российское законодательство имеет в своих арсеналах достаточно эффективные меры, направленные против нарушителей в погонах, поэтому, чтобы была возможность в случае необходимости защитить свои законные интересы, каждый гражданин должен знать четкий алгоритм действий в такой ситуации.

По каким причинам можно пожаловаться?

Таких причин может быть множество, но самыми распространенными являются следующие:

  1. Сотрудник полиции (участковый) неправомерно действует, нарушает закон, действуют не по уставу, оказывают давление;
  2. Правоохранители не приехали по вызову,
  3. Сотрудники приняли заявление, о совершении преступления, но не спешат провести проверочные мероприятия;
  4. Если проверка по заявлению была проведена, но достаточно поверхностно и формально и по ее результатам было отказано в возбуждении уголовного или административного дела;
  5. Если полицейские бездействуют в иных ситуациях;
  6. Если после возбуждения уголовного дела сотрудники полиции не проводят необходимые следственные мероприятия и спешат побыстрее закрыть его и сдать в архив;
  7. Сотрудники органов внутренних ведут себя вызывающе и не по уставу.

В вышеуказанных ситуациях крайне не желательно тянуть с написанием обращения в надзорные инстанции, потому меры необходимо принимать по горячим следам.

Органы, в которые можно подать жалобу на полицейских

Согласно действующему российскому законодательству, в случае противоправного поведения, действий, бездействий сотрудников полиции вы можете подать обращение в компетентные органы.

Прокуратура Российской Федерации


Прокуратура Российской Федерации – этот государственный орган призван осуществлять надзор за соблюдением закона, в том числе за соблюдением закона при осуществлении деятельности правоохранительными органами. Любая прокурорская проверка в отношении сотрудников органов внутренних дел, согласно закону, в установленные сроки. Если по результатам этой проверки прокурором будут выявлены нарушения в деятельности полицейских, то он может вынести предписание об их устранении, а также может составить представление на имя начальника полицейского отделения, в котором указать на необходимость привлечения виновных лиц к ответственности. О результатах проверки уведомляется заявитель в письменной форме.

Судебные органы

Суды Российской Федерации – согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на отстаивание своих законных интересов в суде, в том числе, если они были нарушены органами государственной власти или же их должностными лицами. В суде можно признать бездействия или действия сотрудников полиции незаконными. Соответствующее заявление подается в процессуальном порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства.

Вышестоящее начальство


Начальник отделения полиции – он является непосредственным руководителем, поэтому вправе наказывать своих подчиненных в некоторых случаях. Например, вы можете написать жалобу на его имя в случае, если подчиненные ему полицейские позволили себе некорректное или грубое обращение по отношению к вам, а также использовали при общении с вами ненормативную лексику. По результатам служебной проверки полицейские, допустившие подобного рода проступки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Управление собственной безопасности

Управление собственной безопасности – в это структурное подразделение полиции стоит писать жалобу в случае, если полицейский совершил преступное деяние. Обычно в этот орган поступают заявления на коррумпированных полицейских, на сокрытие улик или же насильственные действия в отношении подозреваемых. По указанным фактам обязательно проводятся проверочные мероприятия, по результатам которых может быть вынесено решение о необходимости возбуждения уголовного дела против виновных лиц.

Отличительные особенности жалобы на сотрудников полиции

Жалобу на сотрудников полиции отличают следующие характерные черты:

  • Ее может написать любой человек, который считает, что сотрудниками полиции были нарушены его права и законные интересы.
  • Заявление, обращение в суд может быть написано в рукописном исполнении или машинописном. Для обращения в суд необходимо соблюдать процессуальный порядок. Без юристов и адвокатов не обойтись.
  • В обращении в обязательном порядке должны быть указаны паспортные данные заявителя, а также реквизиты органа, куда она подается.
  • В обращении указываются все имеющие отношение к делу факты. Они должны быть изложены четко и кратко.

В целом, законом не определена четкая форма написания жалобы на сотрудников полиции, поэтому она составляется в свободной форме, но с обязательным соблюдением вышеперечисленных правил. Напомню, что при обращении в суд необходимо соблюдать процессуальный порядок.

Как осуществляется подача жалобы на сотрудников полиции и каким образом происходит ее рассмотрение

После написания вами жалобы (административного иска в суд) вы можете отправить ее в соответствующую инстанцию двумя традиционными способами: лично или же почтовым отправлением . Помимо этого, в наше время появилось возможность подачи жалобы по электронной почте (в суд не всегда такая возможность предусмотрена). В частности, если вы посетите официальный сайт любой прокуратуры вашего города, то обратите внимание на то, что там есть так называемая онлайн-приемная. Такой электронный сервис создан как раз для подачи различных жалоб. Если вы решили воспользоваться этим сервисом, то в обязательном порядке укажите электронный адрес, на который можно будет отправить вам сведения о принятых по вашему обращению мерах.

Если вы пожелали подать жалобу лично, то обычно это делается через канцелярию того или иного органа. Так, в канцелярии прокуратуры при регистрации вашей жалобе на ее копии, которая будет дана вам на руки, ставится отметка с указанием даты ее принятия и должностного лица, который будет заниматься вашим делом. У него вы и можете уточнять о его продвижении по телефону или записавшись на прием.

По результатам проведенной проверки должно быть вынесено соответствующее решение, о котором в обязательном порядке должен быть уведомлен автор жалобы. Такое уведомление обычно направляется в конверте по почте или же электронным письмом. Помимо этого, можно указать в обращении о том, что ответ на него вы желаете забрать лично в руки. Тогда его можно будет получить в канцелярии соответствующего органа под роспись. В случае, если принятым по жалобе решением заявитель остался недоволен, он имеет полное право обжаловать его в вышестоящую инстанцию или в суд. Еще раз напомню, что при обращении в суд необходимо соблюдать процессуальный порядок.

Многим россиянам, наверное, приходилось обращаться к сотрудникам полиции. Но нередко они отказывают в расследовании того или иного происшествия или преступления, не хотят искать пропавших родственников, пытаются увильнуть от возбуждения уголовного или административного дела, либо своим бездействием сводят на нет все предпринятые ранее усилия в решении проблемы. Некоторые обратившиеся в полицию разводят руками, другие идут вышестоящему начальству, но и там не встречают понимания.

Кому жаловаться сначала

Прежде всего, конечно, надо сначала на имя руководителя данного органа внутренних дел, в котором работает сотрудник полиции, если своим бездействием он никак не способствует развитию сложившейся ситуации.

Это заявление можно отправить , можно принести в приемную и оставить секретарю. Лучше написать заявление в двух экземплярах и один оставить себе. Также подобное заявление можно опубликовать на сайте ОВД или УВД.

Написать заявление можно на обычном листе бумаги А4. В нем следует указать имя и фамилию сотрудника полиции, желательно знать его звание и должность. Также в произвольной форме следует изложить и саму ситуацию.

Кроме того, можно позвонить на « » либо в приемную начальника и изложить суть жалобы. В настоящий момент все телефонные звонки фиксируются, поэтому любой звонок не останется без ответа. Можно даже позвонить 02.

Обжаловать бездействие можно, обратившись и в министерство внутренних дел России напрямую. Туда следует направлять заказным или . Ответ придет через несколько недель уже с заключением по обращению. Также можно обратиться в управление собственной безопасности полиции. Но бывает и так, что в полиции отказываются помочь.

Куда жаловаться дальше

Обжалование бездействия сотрудника полиции происходит более эффективно, если обратиться в . Лучше всего это сделать в письменном виде, а также можно написать на сайт прокураторы в интернете. В произвольной форме следует описать ситуацию, указать все имеющиеся данные. В прокуратуре относятся к таким жалобам более заинтересованно и ответят достаточно быстро.

Кстати, будет не менее эффективно и обращение в средства массовой информации. Можно написать в газету или обратиться на телевидение. Еще можно пойти на прием в общественную палату.

Если не поможет и прокуратура, то остается последняя инстанция – суд. Туда также следует отнести жалобу на бездействие сотрудника полиции в письменной форме. Один экземпляр надо оставить себе. Там жалобу должны зафиксировать, поставить штамп на втором экземпляре. Впрочем, так делается и в других органах.

Лучше всего обжаловать действия полиции сразу же, не откладывая дело в долгий ящик, так этот процесс будет наиболее результативнее.

обязательное соблюдение законодательных норм и нормативов;

Стремление к получению прибыли;

Уклонение от рисков;

Ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и собственным капиталом;

Свободное распоряжение ресурсами и доходами;

Самостоятельный выбор своих клиентов;

Предпочтение длительной перспективы краткосрочным ре­зультатам и др.

А поскольку коммерческий банк - социальная система, то можно говорить о сочетании частных целей его участников, кото­рые предполагают достижение разного:

Владельцы банка - роста банка;

Управляющие банком - эффективной работы банка;

Акционеры - роста доходов банка;

Исполнители - роста заработной платы, премий, льгот и т.п.;

Вкладчики - устойчивой и стабильной работы банка;

Заемщики - уменьшения процентной ставки по ссудам и

увеличение размера кредита;

Клиенты - хорошего качества услуг и низких тарифов на них;

Государство - соблюдения законодательства, надежную ра­боту банка.

Будучи юридическим лицом, коммерческий банк в целях получе­ния прибыли:

Привлекает во вклады денежные средства физических и

юридических лиц;

Размещает эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

Ведет банковские счета физических и юридических лиц.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 48-122)

каждая организация должна обладать признаками, позволяющими отнести ее к юридическим лицам, например:

Иметь в собственности, либо хозяйственном ведении, либо оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;

Иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации и действует в соответствии с законода­тельством и целями, предусмотренными в его учредительных до­кументах.

Юридические лица различаются по целям деятельности и делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В Российской Федерации ком­мерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих орга­низаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в форме АО (акционерное общество - ЗАО или ОАО), ООО (обще­ство с ограниченной ответственностью) и ОДО (общество с допол­нительной ответственностью).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В ст. 7. Закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ) определено, что общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных право­вых актов Российской Федерации.

Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возмож­ность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обще­стве не допускается установление преимущественного права обще­ства или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых ак­ционерами этого общества.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, при­знается закрытым обществом. Такое общество не вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превы­шать пятидесяти.

В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоя­щим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 11 июля 1998 г., от 31 декабря 1998, от 21 марта 2002, от 29 декабря 2004 г.), обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное обще­ство, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

По гражданскому законодательству РФ общество с дополнитель­ной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники такого об­щества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обя­зательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропор­ционально их вкладам (если иное не предусмотрено учредительными документами общества). Фирменное наименование общества с допол­нительной ответственностью должно содержать слова с дополнитель­ной ответственностью. К обществам с дополнительной ответственно­стью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответ­ственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ.

ООО и ОДО не вправе выпускать акции. Они могут быть учре­ждены одним или несколькими лицами. Уставный капитал такого общества формируется на паевых началах. Размер доли каждого лица в уставном капитале определен учредительными документами.

На банки в форме ООО распространяется действие Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февра­ля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)

Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам. Риск их убытков, связанных с деятельностью банка, ограничивается стоимостью внесенного ими вклада. По обязатель­ствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников ООО они несут солидарную ответственность.

ООО не может иметь в качестве единственного участника дру­гое хозяйственное общество, состоящее на одного лица.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным обра­зом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо ого­ворена в уставе банка.

Участниками такого банка могут быть как юридические, так и физические лица. Для формирования уставного капитала банка нельзя использовать средства федерального бюджета, государствен­ных внебюджетных фондов, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государственной вла­сти (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом).

Средства бюджетов субъектов РФ, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государст­венной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала банка, если это предусмотрено специальным законодательным ак­том субъекта РФ или решением органа местного самоуправления.

Для формирования уставного капитала банка можно привлекать и иностранный капитал. В настоящее время его участие в банков­ской системе России ограничено квотой в 12%. В целом по системе она рассчитывается как отношение суммарного капитала кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрировавшихся в РФ.

Регулирование В ст. 1, 5 и 6 Федерального закона «О бан-

ках и банковской деятельности» закрепле-

деятельности „ ^

ны следующие важнейшие положения, коммерческих банков,

г регулирующие банковскую деятельность.

1. Банк (и любая кредитная организация) должен быть органи­зацией коммерческой, т.е. такой, основной целью деятельности ко­торой должно быть получение прибыли и ее распределение между акционерами или пайщиками.

2. Банк (и любая кредитная организация) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.

3. Банк (и любая кредитная организация) может быть создан одним или несколькими лицами и функционировать на основе лю­бой из форм собственности, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, т.е. на основе либо государственной (феде­ральной и/или субъекта Федерации), либо муниципальной, либо частной (индивидуальной и/или общей, которая, в свою очередь, может быть или долевой, или совместной), либо иной формы соб­ственности. К «иным» формам собственности могут быть отнесены кооперативная и смешанная, последняя означает сочетание разных базовых форм собственности (например, Сбербанк России является государственно-частным).

4. Банк (и любая кредитная организация) может и должен сис­тематически проводить банковские операции, предусмотренные в Законе и его (ее) персональной лицензии (лицензиях). Абсолютное большинство банков имеет лицензии со стандартным перечнем раз­решенных им банковских операций.

5. Всякий банк (но только банк) обязан систематически прово­дить для своих клиентов как минимум следующие три группы бан­ковских операций в их совокупности (одновременно): открытие и ведение банковских счетов; привлечение во вклады (депозиты) де­нег; размещение привлеченных и собственных средств от своего имени и на свой риск на условиях возвратности, платности, сроч­ности, т.е. выдача денежных кредитов.

6. Банки (и НКО) должны проводить банковские операции в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливае­мыми Банком России. В то же время ст. 31 Закона допускает неко­торые исключения из этого требования при проведении кредитны­ми организациями расчетно-платежных операций. Имеется в виду, что в случае отсутствия правил, установленных Банком России, кредитные организации могут проводить такие операции по дого­воренности между собой, а если это операции международные - в порядке, установленном в федеральных законах, и по правилам, принятым в международной банковской практике.

7. НКО, лицензируемые Банком России, могут и должны про­водить отдельные банковские операции, предусмотренные в Законе и их персональных лицензиях (перечни разрешаемых им операций строго индивидуальны в той мере, в какой эти организации ориен­тированы на разные виды деятельности).

Собственно банковские операции (например, денежное креди­тование) для этих организаций основным и регулярным видом дея­тельности не являются.

8. Любой банк (и НКО, если ее лицензия разрешает ей это де­лать) может, когда это интересно самому банку (кредитной органи­зации) и требуется клиенту, проводить финансовые операции, на­званные в Законе «другими сделками кредитной организации». Термин призван подчеркнуть, что имеются в виду финансово- хозяйственные, а также правовые действия, которыми на постоян­ной основе могут заниматься лишь кредитные организации, т.е. проведение данных операций (сделок) в норме можно считать ис­ключительным правом кредитных организаций (естественно, с уче­том того, что эпизодически подобные сделки могут совершать лю­бые юридические и физические лица).

9. Любой банк и любая НКО независимо от своих лицензий (т.е. рассматриваемые не в своем специфическом качестве финан­совых институтов, а просто как обычные предпринимательские единицы) вправе совершать любые хозяйственные операции (сдел­ки), допускаемые законодательством страны, за исключением опе­раций (сделок), означающих ведение на постоянной основе произ­водственной, торговой и страховой деятельности.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организа­ции не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение пер­вых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации - юридическое лицо дол­жен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собст­венных средств для внесения в уставный капитал кредитной орга­низации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответст­вующим местным бюджетом за последние три года.

Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требо­вания Банка России). Достаточность средств кредитной организа­ции - учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала).

Кредитная организация - учредитель должна соответствовать требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов, для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России реше­ния о государственной регистрации кредитной организации.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются положени­ем Банка России «О порядке и критериях оценки финансового поло­жения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных орга­низаций» от 19 марта 2003 г. № 218-П (зарегистрировано Министер­ством юстиции Российской Федерации 5 мая 2003 г. за № 4498).

Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запраши­вать у учредителей кредитной организации любую информацию о фи­нансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или кос­венно (через третьи лица) определять решения, принимаемые учреди­телями кредитной организации. В указанный в запросе срок учредите­ли кредитной организации направляют в Банк России (территориаль­ное учреждение Банка России) необходимую информацию.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредите­лей кредитной организации - физических лиц, а также порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственно­сти, находящихся в ведении органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления.

р Коммерческая организация, как правило, должна

™р иметь в собственности обособленное имущество,

коммерческих используемое ею в уставных целях, и отвечать этим оанков имуществом по своим обязательствам. Указанное

имущество, представляющее собой денежные, материальные, а так­же нематериальные активы, обычно существует в формах уставного капитала и собственного капитала организации. Это в целом спра­ведливо и для коммерческих банков.

Все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собствен­ные и привлеченные (заемные).

Собственные средства (капитал) коммерческого банка имеют двух­уровневую структуру. Они состоят из базового капитала (капитал пер­вого уровня) и дополнительного капитала (капитал второго уровня).

В состав капитала первого уровня включаются источники собст­венных средств, носящие наиболее устойчивый характер, а второго - источники собственных средств, величина которых может изменяться.

В состав капитала первого уровня входят:

Уставный капитал (фонд);

Эмиссионный доход банка;

Резервный фонд;

Фонды экономического и социального развития;

Нераспределенная прибыль текущего года.

Уставный капитал (УК) коммерческого банка - это денежное выражение имущества, которым банк должен обладать как юриди­ческое лицо и как хозяйствующая единица (не менее некоторой нормативно устанавливаемой величины), т.е. это тот размер имуще­ства, только при наличии которого вновь создаваемый банк может быть вообще зарегистрирован в качестве юридического лица и по­лучить первую банковскую лицензию.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций.

№ 37-Т «О рублевых эквивалентах показателей в со­ответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 г. № 1755-У» определено, что на II квартал 2008 года рублевые эквиваленты ми­нимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций составят 185 338 000 руб., вновь регистрируемой не­банковской кредитной организации - 18 533 800 руб. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь реги­стрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, составляет 3 706 760 000 руб.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регист­рации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в руб­лях и иностранной валюте достаточно новый показатель, введенный в действие в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 325 ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (вступил в силу 8 марта 2008 г.).

В соответствии с этим установлена возможность предоставления права привлечения во вклады денежных средств физических лиц вновь регистрируемым банкам и банкам, с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, при выполнении сле­дующих условий:

Размер уставного капитала вновь создаваемого банка (собст­венных средств (капитала) действующего банка) составляет величину не менее рублевого эквивалента 100 млн евро;

Банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органа­ми управления банка.

Банк России определяет также рублевые эквиваленты мини­мального размера собственных средств (капитала) кредитной ор­ганизации. Для банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) он установлен в размере 185 338 000 руб., для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, - в размере 185 338 000 руб. В свою очередь, рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государст­венной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, со­ставляет 3 706 760 000 руб.

Официально зарегистрированный в учредительных документах фак­тический УК банка (не ниже минимально необходимого, но не ограни­чиваемый сверху) - это та сумма, которой банк отвечает перед своими кредиторами в конечном счете, т.е. в том случае, если для выполнения своих обязательств, для оплаты долгов у него не останется иных средств.

Уставный капитал банка - основа его ресурсов, складывается из взносов юридических и физических лиц - участников (акционеров или пайщиков) банка. Формирование УК банка регламентируется Гражданским кодексом, Законом «О банках и банковской деятельно­сти», другими законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии с инструкцией «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных органи­заций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109-И уставный капитал кредитной органи­зации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в фор­ме общества с ограниченной ответственностью или общества с до­полнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Вклад в УК кредитной организации может быть в виде:

Денежных средств в валюте Российской Федерации;

Денежных средств в иностранной валюте;

Принадлежащего учредителю кредитной организации на пра­ве собственности здания (помещения), завершенного строи­тельством (в том числе включающего встроенные или при­строенные объекты), в котором может располагаться кредит­ная организация;

Иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответст­вии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в слу­чаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в устав­ный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организа­ции не может превышать 20% УК. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, под­тверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный ка­питал кредитной организации.

Эмиссионный доход (премия на акции) возникает как положитель­ная разница между стоимостью реализации акций (или долей, если банк создан в форме общества с ограниченной ответственностью) их первым владельцам и номинальной стоимостью акций (долей).

Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли банка. Средства резервного фонда предназначены для возмещения убытков и потерь, которые могут возникнуть при осуществлении банком различных операций. Предельный и мини­мальный размер резервного фонда определяется уставом банка. Минимальный размер не может быть меньше 15% величины опла­ченного уставного капитала.

Учредительными документами коммерческого банка может быть предусмотрена и возможность создания различных фондов экономи­ческого и социального развития. Эти фонды формируются за счет чистой прибыли банка и включаются в состав капитала первого по­рядка, если данные об их формировании подтверждены аудиторами.

Составным элементом капитала первого порядка является и его нераспределенная в текущем году прибыль, если данные о ней под­тверждены аудиторской организацией.

В состав капитала второго уровня входят:

Прибыль отчетного года, не подтвержденная аудиторской организацией;

Резерв на возможные потери по ссудам;

Фонды банка, данные о которых не подтверждены в ауди­торском заключении, и ряд других элементов.

Таким образом, в состав капитала первого порядка банки вклю­чают источники собственных средств, носящие устойчивый харак­тер, в состав капитала второго порядка - те источники собствен­ных средств, величина которых достаточно легко может изменяться во времени.

Основную долю ресурсов коммерческого банка составляют при­влеченные кредитные ресурсы. Их доля в общей сумме имеющихся в распоряжении банков кредитных ресурсов колеблется в зависимо­сти от величины банка, его специализации, других факторов и мо­жет даже превышать 80%.

Выделяют три основные группы привлеченных коммерческим банком средств: средства клиентов банка; кредиты, полученные от центрального банка; средства кредитных организаций.

1. Средства клиентов банка. Формируя свои ресурсы, банки при­влекают денежные средства своих клиентов - юридических и фи­зических лиц. Эти средства имеют наибольший удельный вес в пас­сивах коммерческих банков и являются основой для осуществления активных операций.

2. Кредиты, полученные от центрального банка. Дополнительные кредитные ресурсы коммерческие банки могут привлечь, предло­жив центральному банку к переучету учтенные ими коммерческие векселя. Если вексель соответствует предъявляемым требованиям, то центральный банк учтет его, но удержит часть вексельной суммы в соответствии с объявленной учетной ставкой. Увеличить свой кредитный потенциал российские коммерческие банки могут, так­же участвуя в проводимых с 1994 г. Центральным банком РФ кре­дитных аукционах.

Привлеченные на аукционе кредитные ресурсы банки могут использовать в любом направлении без соблюдения уровня пре­дельной маржи. К аукциону допускаются банки, проработавшие не менее одного года, выполняющие все нормативы, установлен­ные Центральным банком РФ, не имеющие на корреспондент­ском счете в ЦБ отрицательного сальдо и просроченной задол­женности по кредитам ЦБ. Аукцион может быть организован по американскому, голландскому способу или как аукцион с фикси­рованной процентной ставкой. Уровень процентной ставки на момент начала торгов - ставка рефинансирования ЦБ.

3. Средства кредитных организаций. Эти средства коммерческие банки привлекают на рынке межбанковских кредитов (рынке МБК). В качестве кредиторов на этом рынке выступают банки, имеющие в данный момент времени свободные ресурсы и стремящиеся при­быльно их разместить, в качестве заемщиков - банки, испыты­вающие потребность в кредитных ресурсах. Сроки сделок на рынке МБК могут быть различными, но наиболее распространены сделки сроком от одного до шести месяцев.

Ставка по кредитам МБК зависит от уровня спроса на свобод­ные ресурсы и от объема их предложения. Размер процентной став­ки по конкретному договору - результат непосредственной догово­ренности между банками.

Существует ряд показателей, характеризующих состояние рос­сийского МБК:

MIBOR (предложение на продажу) - средняя величина ста­вок, по которым крупнейшие российские банки готовы про­дать кредитные ресурсы;

MIBID (предложение на покупку) - средняя ставка, по которой те же банки готовы привлечь кредитные ресурсы;

MIACR1 - средняя фактическая ставка по договорам, за­ключенным на рынке МБК теми же банками.

„ , При всем единстве сущности бан-

Кпассификация и структура * У

и ков на практике функционирует

коммерческих банков * ,

г множество их видов. Классифика­

ция банков в зависимости от критерия специализации представ­лена в табл. 10.1.

Таблица 10.1. Классификация банков
Критерий Виды банков
классификации
По форме собственности Государственные

Смешанные

По отраслевому признаку Многоотраслевой Обслуживающий одну отрасль
По территориальному признаку Региональные

Межрегиональные

Национальные

Международные

По числу филиалов Безфилиальные

Многофилиальные

По масштабам деятельности Крупные

Консорциумы

По видам операций Универсальные

Специализированные

Инвестиционные

Ипотечные

сберегательные

В основу системы управления коммерческими банками могут быть положены два подхода:

Субординация - система передачи распоряжений;

Координация - система разделения полномочий между ин­станциями.

Теоретически структура управления банком может иметь не­сколько вариантов.

1. Однолинейная структура управления основана на принципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной выше­стоящей инстанции. Достоинство: четкое разграничение компетен­ции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.

2. Многолинейная (штатная) структура управления основывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключается в том, что на верхних уровнях происходит разделение управленческих функций между несколькими инстанциями, выступающими в качестве спе­циализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокращение времени движения ин­формации по инстанциям. Недостаток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.

3. Линейно-штабная структура управления представляет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предполагает созда­ние инстанций двух видов: линейных инстанций, обладающих пра­вом отдачи распоряжений, и специализированных штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обладают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, оказывающий помощь ли­нейным инстанциям в подготовке принятия решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юридический отдел, отдел марке­тинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: четкое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.

В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостат­ки, на практике используется модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений.

4. В матричной структуре управления комбинируются два критерия построения организационной структуры - экономические функции управления и выполнение услуг, т.е. наряду с функциональными отде­лами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менедже­ры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках «своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между ме­неджерами групп услуг и функциональными отделами в обмене ин­формацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в случае недостаточно четкого разграничения полномочий различных функциональных отделов и менеджеров групп услуг.

Типовая организационная структура коммерческого банка Рос­сии - это выделение отделов по видам операций:

1) кредитные;

2) расчетные;

3) кассовые;

4) вексельные;

5) фондовые (с ценными бумагами);

6) межбанковские;

7) с иностранной валютой;

8) комиссионные (посреднические) и др.

^ Высшим органом управления банком (в

органы ц -I

г любой его организационно-правовой фор-

управления ме) является общее собрание акционеров

коммерческим банком или участников.

Оно созывается ежегодно для решения следующих вопросов:

Изменение устава банка, его уставного капитала;

Утверждение итогов годовой деятельности, распределение доходов;

Избрание совета банка и др.

Количественный и персональный состав счетной комиссии предлагает совет директоров банка, а утверждает общее собрание.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет поручения совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы банка.

Совет директоров определяет приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную, инвестиционную, валютную политику. Проводимая банком политика должна обеспечить дос­тижение заданных параметров его деятельности даже при сущест­венных изменениях экономической ситуации в стране и на денеж­ном рынке. Совет директоров рекомендует размеры дивидендов, использование резервного фонда, создание филиалов и представи­тельств, утверждает заключение крупных сделок, выдачу крупных кредитов и т.п.

Если акционеров более 1 тыс., в совет директоров должно войти не менее семи членов, если более 10 тыс. - не менее девяти чле­нов. Работу совета директоров возглавляет председатель совета.

Для определения вида организационно-правовой формы решающее значение имеют цели и характер деятельности юридического лица, в данном случае Банка России, и особенности осуществляемых им функций.

Необходимо отметить, что однозначного мнения об организационно-правовой форме такого юридического лица, как Банк России, не существует. Рассмотрим несколько мнений, нашедших отражение в юридической литературе - по своей организационно-правовой форме Банк России представляет собой:

  • ? унитарное предприятие;
  • ? государственное учреждение;
  • ? государственную корпорацию.

Центральный банк - унитарное предприятие (коммерческая организация). Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими предпосылками. Так, действовавшие до 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года №394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Устав Банка России, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.07.1991 года закрепляли за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие выводы получили подтверждение после принятия Федерального закона от 30.11.1994 года №52-ФЗ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса РФ». В части 6 статьи 6 указанного закона устанавливалось, что к созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и являющихся коммерческими организациями. Устав Банка России также предоставлял ему практически неограниченные полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом. После принятия Конституции РФ Закон «О Центральном банке (Банке России)» вступил в противоречие с конституционными положениями. Конституция закрепила за Банком статус особого органа, который в силу этого не может являться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии оценки его деятельности.

Из Конституции РФ 1993 года следует, что показателем работы Банка России является вовсе не прибыль, а устойчивость и защищенность денежной единицы России - рубля (Устав Банка закреплял прибыль как показатель финансовых результатов деятельности Банка). Эти и другие обстоятельства способствовали тому, чтобы в апреле 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года №394-1 «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу. Согласно статье 3 названного закона «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральным законом от 26.04.1995 года №65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» Банку предоставлено право осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке, установленном Законом.

Поэтому выводы некоторых авторов о коммерческом статусе Банка России носят предположительный характер. Реализация такого предположения на практике, при сохранении за Банком статуса государственного органа, не представляется возможным, поскольку «властные полномочия Центрального Банка по регулированию денежно-кредитной системы и осуществление им непосредственно банковской деятельности на коммерческой основе не совместимо».

Признанию Центрального Банка унитарным предприятием препятствует еще и то, что у него отсутствует Устав как таковой (вряд ли можно считать, что Уставом для Банка является Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)). Кроме того, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой организации.

Коммерческие банки могут создаваться только в форме хозяйственных обществ и обладают следующими признаками:

Основная цель деятельности коммерческого банка - максимальное извлечение прибыли (законом о ЦБ РФ, как отмечалось выше, предусмотрено обратное);

Коммерческий банк является кредитной организацией, созданной для осуществления банковских операций (Банк России создан для развития и укрепления банковской системы РФ и выполнения указанных выше управленческих задач);

Специальная компетенция коммерческого банка означает, что банк извлекает прибыль путем совершения определенных банковских операций (ЦБ РФ осуществляет все виды банковских операций, необходимые для выполнения основных задач);

Коммерческий банк действует на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ (деятельность ЦБ РФ не лицензируется).

Таким образом, организационно-правовая форма хозяйственного общества, которая характерна для коммерческих банков, не годится для определения статуса ЦБ РФ.

Центральный банк - государственное учреждение.

«Получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Организации, в том числе и Банк России, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками признаются некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).

Из некоммерческих организаций, перечисленных в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, статус ЦБ РФ сопоставим со статусом учреждения:

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера (функции, которые возложены законодательством на ЦБ РФ, соответствуют этой норме ГК РФ); В соответствии с действующим законодательством Банк России также создан собственником - Российской Федерацией.

Права владения, пользования и распоряжения закрепленным за учреждением имуществом могут осуществляться им в соответствии с целями деятельности учреждения, заданиями собственника и назначением имущества (ограничений по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим Банку России имуществом в законе о ЦБ РФ не предусмотрено); Создавая Банк России, собственник - Российская Федерация - наделил его уставным капиталом «в размере 3 млрд. рублей». На это финансирование Банка России со стороны Российской Федерации было прекращено. Таким образом, в случае с Банком России собственник финансирует созданное им юридическое лицо частично, только при его создании, что соответствует п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - закон о ЦБ РФ предусматривает, что имущество Банка России находится в федеральной собственности и он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. В то же время государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное предусмотрено федеральными законами. Вследствие чего государство может быть объявлено банкротом даже при наличии большого количества золотовалютных резервов, или процветать, даже при их отсутствии.

Центральный банк, как утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются государственными учреждениями.

Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (пункт 2 статьи 48 ГК РФ). Согласно статье 2 Закона о Центральном банке собственником имущества Банка является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Закона). «Осуществление Банком России своих расходов за счет собственных средств вовсе не противоречит ст. ст. 50 и 120 ГК РФ, так как согласно ст. 298 ГК РФ: «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то расходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет таких доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует государственное учреждение».

Учреждение согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по долгам Центрального банка, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 2 Закона).

Центральный банк - государственная корпорация. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям.

«Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное».

Ряд положений Закона о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммерческих организациях»;

  • ? Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса,
  • ? Банк России создан на основе Закона о Центральном банке,
  • ? Банк не имеет членства,
  • ? Банк в настоящее время не имеет уставных документов.

Все это соответствует требованиям статьи 7.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Веским доводом против представленной точки зрения является то, что Центральный банк не является собственником закрепленного за ним имущества, которое в соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке является собственностью Российской Федерации.

Макарова Я.М. предлагает свое определение организационно-правовой формы Банка: «Банк России - государственная корпорация с особым конституционно-правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов государственной власти. Имущество, переданное Банку России, является его собственностью». Как видно, данное определение устраняет высказанное выше замечание относительно невозможности признания за Центральным банком статуса государственной корпорации.

Подводя итог необходимо отметить следующее. Принципиальным выводом является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в сфере правления банковской системой не может являться коммерческой организацией, то есть организацией основной целью деятельности которой, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, является извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за Центральным Банком не может быть однозначно (без оговорок) признана никакая из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но ближе всех Центральный банк, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под определение государственного учреждения.

Определение же Центрального банка в качестве государственной корпорации потребует внесения соответствующих изменений в Закон о Центральном банке.