Налоговые ставки по налогам. Фактические и экономические ставки

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

Налоговая ставка - это…

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка - это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль - это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

Как налоговые ставки устанавливаются

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

К примеру, транспортный налог - налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (

В собственности частных лиц могут находиться различные объекты недвижимости, которые становятся объектом налогообложения и обязывают налогоплательщика уплачивать в пользу бюджета налог на имущество.

Вступающие в силу нововведения в области законодательства и порядка расчета данного налога существенно изменят размер налоговых выплат в сторону увеличения .

О том, что такое налог на квартиру, как правильно его рассчитать и кто имеет право на льготы - читайте далее.

Налог на имущество обязаны оплачивать частные лица, имеющие в собственности следующие объекты недвижимости:

  • гаражи, машино-места в паркинге;
  • квартиры, дома и комнаты;
  • единые комплексы недвижимости;
  • незавершенные объекты строительства;
  • на любую недвижимость, перечисленную выше.

Наиболее распространенным вариантом собственности частных лиц является квартира.

Налог на квартиру - местный налог, регулирование которого до начала 2015 года осуществлялось отдельным федеральным законом «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 года.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ № 284 от 04.12.2014 г., который вводит в Налоговый кодекс РФ дополнительную главу 32 «Налог на имущество физических лиц».

В качестве налоговой базы устанавливается (то есть максимально приближенная к рыночной) имеющегося в собственности объекта налогообложения. До принятия нормативных нововведений при расчете учитывалась инвентаризационная стоимость квартиры.

Сегодня узнать информацию о кадастровой стоимости квартиры можно в интернете несколькими способами:

  • если кадастровый номер неизвестен, то на сайте Росреестра в соответствующем разделе вводится адрес квартиры, по которому выводится государственный кадастровый номер;
  • если кадастровый номер известен, то его нужно ввести на сайте налоговой инспекции и посмотреть стоимость.

Дополнительно уточнить размер кадастровой стоимости недвижимости можно в МФЦ и в кадастровой палате Росреестра.

Новые правила расчета налога на квартиру применяются по каждому субъекту РФ в индивидуальном порядке.

Те регионы, которые до 1.12.2015 г. не успели установить кадастровую стоимость объектов недвижимости и обнародовать публично такие данные в соответствующем законодательном акте, при уплате в 2016 году будут применять предыдущую схему расчета.

При этом в полной мере перейти на расчет налога на квартиру по новой методике с учетом кадастровой стоимости, все регионы России должны до 1.01.2020 года.

Налог на дом или квартиру рассчитывается налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика и получается им в форме налогового уведомления, содержащего в себе данные о сумме и сроках оплаты.

В связи с тем, что рассматриваемый налог лиц является налогом местного уровня, то конкретная ставка определяется в каждом муниципальном образовании отдельно. В соответствии с новым законом приняты следующие ограничения по налоговым ставкам:

  • не более 0,1% от величины кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также сооружений хозяйственного назначения с площадью не более 50 кв. м.;
  • не более 2% для определенного перечня объектов налогообложения, перечисленных в Налоговом кодексе РФ (п. 7, 10 ст. 378), и объектов со стоимостью больше 300 миллионов руб.;
  • не более 0,5% для остального имущества.

Власти некоторых муниципальных образований, таких как, например, Москва, Крым, Санкт-Петербург и другие, вправе уменьшить ставку налогообложения 0,1% до 0 или, наоборот, увеличить её, но не больше, чем в 3 раза .

Законодательством допускается применение дифференцированных ставок в зависимости от таких параметров:

  • Вид налогооблагаемого объекта.
  • Местонахождение объекта.
  • Кадастровая стоимость.
  • Вид территориальной зоны, в пределах которой располагается объект налогообложения.

На федеральном уровне для квартир установлен вычет в эквиваленте стоимости 20 кв. м. данной квартиры. Именно это количество метров не будет подлежать налогообложению.

При отрицательной кадастровой стоимости она в соответствии с принятыми правилами приравнивается к 0.

Муниципальным властям дано право увеличивать размер налогового вычета по своему усмотрению.

Кто будет освобожден от уплаты налога?

В полном размере от уплаты налога на квартиру освобождаются следующие категории граждан:

  • инвалиды 1, 2 групп;
  • герои СССР и РФ;
  • лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны ВОВ;
  • члены семей, потерявших кормильца-военнослужащего;
  • граждане-участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • иные категории физических лиц, установленные статьей 407 Налогового кодекса РФ.

Налоговые льготы предоставляются в размере всей суммы налога, подлежащей обязательной уплате.

Для получения подобной льготы собственнику квартиры необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и заполнить соответствующее заявление о предоставлении ему льготы и необходимый комплект документов.

Льгота может быть предоставлена только в отношении одного объекта каждой категории налогооблагаемого объекта на усмотрение налогоплательщика.

Срок оплаты и правила расчета налога на квартиру

При новом порядке расчете налога на квартиру с учетом ее кадастровой стоимости уплачиваемая сумма будет несколько больше по сравнению с ранее применявшейся системой расчетов. В целях недопущения увеличения налогового бремени, было утверждено, что в течение первых 4-х лет (после введения в субъекте РФ новых правил) налог будет рассчитываться по формуле:

  • Н = (Н1 – Н2) x K + Н1,
  • где Н1 - налог, рассчитываемый с учетом инвентаризационной стоимости;
  • Н2 - налог, рассчитываемый с учетом кадастровой стоимости;
  • К - понижающий коэффициент, который постепенно обеспечит ежегодное увеличение налоговой нагрузки на 20%.

По годам коэффициент К варьируется следующим образом:

  • 0,8 - за четвертый год;
  • 0,6 - за третий год;
  • 0,4 - за второй год;
  • 0,2 - за первый год.

Начиная с пятого года, расчеты будут производиться исключительно исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Приведенная формула и расчет по ней целесообразно применять только тогда, когда налог с применением кадастровой стоимости получается в итоге больше, чем с инвентаризационной.

Для наглядности рассмотрим конкретный пример расчета налога на квартиру:

У Беляева А. И. есть в собственности квартира площадью 44,1 кв. м. и кадастровой стоимостью 1463326,03 руб. Инвентаризационная стоимость - 109749,45 руб. Для расчета будет применяться ставка 0,1% и понижающий коэффициент 0,2.

Расчет налога на квартиру за 2015 год будет произведен следующим образом:

  • сумма налогового вычета: 1463326,03/(44,1*20)=1659,1 руб.;
  • величина Н1: 109749,45 *0,1%=109,7495 руб.;
  • величина Н2: (1463326,03-1659,1)*0,1%=1461,667 руб.;
  • итоговая сумма налога за 2015 год с учетом понижающего коэффициента 0,2: Н= (1461,667‒109,7495)*0,2+109,7495=380,13 рублей.

Как видно, расчет налога на квартиру не представляет никаких сложностей .

Тем более, сейчас для этих целей на официальном сайте Налоговой инспекции можно воспользоваться онлайн-калькулятором.

Налог на квартиру за 2015 год должен быть оплачен собственником до 1.12.2016 г.

При этом налоговые уведомления в текущем году будут получены собственниками не позднее 1.10.2016 г.

В перечень пилотных регионов, в которых собственники заплатят налог на имущество по новой схеме, попали Амурская, Владимирская, Псковская, Архангельская, Новгородская, Самарская, Ивановская, Новосибирская, Магаданская, Тверская, Сахалинская, Пензенская, Нижегородская, Ярославская, Рязанская области, Москва и Подмосковье, Республики Бурятия, Коми, Мордовия, Ингушетия, Удмуртия, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

Начиная с августа текущего года физические лица постепенно будут получать по почте уведомления от ИФНС. К 2020 году все российские регионы должны будут оплачивать налоги в соответствии с новыми правилами и законодательством.

При нарушении сроков оплаты с налогоплательщиков может взиматься штраф, величина которого составит 20% от суммы долга, а также начисляться за каждый день допущенной просрочки (1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ).

Также необходимо помнить, что неполучение налогового уведомления на руки не освобождает гражданина от уплаты налога на имущество.

Новая система расчета налога на квартиру в 2016 году характеризуется увеличением его суммы по сравнению с ранее существовавшей. Однако применяемые методы поддержки государства для снижения роста налоговой нагрузки на населения в виде вычетов, льгот и понижающих коэффициентов помогут существенно снизить налоговое бремя.


1. Ставка налога (норма налогового обложения) - размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.
При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель). По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 20%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары, предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.
Установление налоговых ставок является универсальным инструментом государственного регулирования экономики. Не случайно ставки некоторых налогов, имеющих большое значение для хозяйствующих субъектов (акцизы, пошлины), оперативно устанавливаются Правительством в зависимости от экономических условий и целей.
2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:
- равные;
- тождественные (твердые);
- процентные (долевые).
Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают. Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается. Примером равного налогообложения служат некоторые местные налоги, предусмотренные подп. «ж» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы, - налог на содержание милиции, налог на благоустройство и др. Ставка по этим налогам устанавливается в размере, не превышающем 3% установленного законом минимального размера оплаты труда. При установленном в 1997 году минимуме 83490 руб. для каждого гражданина-налогоплательщика этот налог может быть установлен в сумме, не превышающей 2505 руб. в год.
При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении. Например, Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации» установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 50 коп.
Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения, например 12% с каждого рубля дохода физического лица. Процентные ставки установлены для налога на прибыль, НДС, акцизов и т- д. Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативными.
3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными. По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы, т. е. процент ставки фиксирован. Примером пропорциональной ставки служит ставка налога на имущество физических лиц - 0,1% оценочной стоимости имущества.
Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога. Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода. Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей. Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает. Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.
При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная. В результате простой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по налогу с владельцев автотранспортных средств, когда, согласно п. 29 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 50 коп. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. - по ставке 1 руб. 30 коп. за каждую лошадиную силу.
Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.
Регрессивные (дегрессные) ставки уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы. Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд. Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 10 млн. руб. госпошлина составляет 5% цены иска;
от 50 до 100 млн. руб. - 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.; от 100 до 500 млн. руб. - 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.; при цене иска более 1 млрд. руб. госпошлина составляет 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не более тысячекратного минимального размера оплаты труда.
Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.
4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога. В соответствии со ст. 10 Закона об основах налоговой системы льготы могут устанавливаться в виде понижения налоговых ставок. По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%. По налогу на прибыль предприятий и организаций наряду с общей ставкой (как правило) 35% установлена повышенная ставка налогообложения прибыли, полученной от посреднических операций, в размере (как правило) 43% и пониженная для предприятий, использующих труд инвалидов.
  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Существуют различные виды налогов, которые оплачивают и физлица, и компании, и ИП. Какие нужно оплачивать, их сроки, особенности уплаты? В нашей статье мы разберем основные особенности и рассмотрим все нюансы всех видов налогов.

    Сущность и функции налогов

    Простыми словами, налоги являются доходом государства, которые собираются на регулярной основе – это безвозмездные и безвозвратные платежи, которые взыскиваются с юридических и физических лиц для удовлетворения финансовых потребностей страны.

    К основным их функциям относят:

    • Фискальную, то есть обеспечение государства финансовыми ресурсами для осуществления деятельности.
    • Регулирующую, когда налоги сдерживают либо стимулируют какую-либо хоздеятельность.

    В Российской Федерации установлены такие виды сборов и налогов:

    • Косвенного и прямого характера.
    • Регионального, местного, федерального и муниципального значения.
    • Только для физлиц.
    • Толька для юрлиц.
    • В отношении товаров, услуг, доходов, прибыли и т.д.

    Главной целью общих налоговых платежей является пополнение бюджета в зависимости от вида расходов. Если речь идет о специальных налогах, то их взимают для обеспечения определенной области, например, для пополнения дорожного фонда, оплата транспортного налога и т.д.

    Какие налоги взимаются с физических лиц?

    Давайте максимально подробно рассмотрим виды налогов, которые оплачивают только физические лица.

    НДФЛ

    Все отчисления, взимаемые с частных лиц, попадают в Федеральный бюджет. Такой сбор можно смело назвать основным, поскольку его нужно отчислять с любых видов полученных доходов. Так, например, заработную плату сотрудник компании получает уже за минусом НДФЛ – обязанности по выплате налога ложатся на работодателей. Если частное лицо в течение отчетного года выполняло иные трудовые отношения, он должен сам обратится в налоговую, составить декларацию и оплатить налог.

    Плательщики НДФЛ: граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Если в течение 183 и более дней человек проживал на территории РФ, ему необходимо оплатить сбор с любых источников своего дохода, если менее – то только из дохода, который был получен на территории России.

    Объект налогообложения – сумма дохода, полученная человеком в течение года, при этом выраженная не только в денежной, но и натуральной форме.

    Вносятся авансовые платежи по НДФЛ не позднее 15 чисел в мае, августе и ноябре – не более 75 % от общей суммы дохода. Доплату за прошедший календарный год нужно внести не позднее 30 дней с момента получения извещения от налоговой службы.

    Налог на имущество

    Его относят к местным сборам. Объектом налогообложения считаются:

    • Квартира, дом или иное жилье.
    • Постройки.
    • Транспортные средства кроме авто, мотоциклов (например, моторные лодки, самолеты).

    Оплату по налогу проводят раз в год в соответствии с данными бюро, которое проводит техническую инвентаризацию. Начисляется сбор по следующей формуле: инвентаризационная стоимость * 0,1 %. Если же не проводилась оценка имущества, то для расчетов нужно использовать сумму госстраховки. Оплачивается до 15 сентября и ноября в равных долях.

    Транспортный налог

    Его плательщиками являются владельцы транспорта (не только авто и мотоциклы, но и любой транспорт «обутый» в шины). Оплачивают налог каждый год перед прохождением ТО, для расчета нужно знать мощность автомобиля и МРОТ в отношении единицы мощности.

    Налоги на дарение

    Если вам подарили имущество или вы его унаследовали, нужно оплатить налог на дарение. Правда, лишь в том случае, если стоимость наследуемого объекта составила более 850 МРОТ, и более 80 МРОТ при подаренном имуществе. Обязанность по уплате сбора и ответственность за неуплату лежат на частном лице.

    Земельный налог

    К объектам налогообложения относят сельскохозяйстенные угодья или участок, который получило частное лицо для заведения подсобного хозяйства, строительства жилья. На сумму влияет ставка и площадь участка:

    • 0,1 – 2 % для земель под сельскохозяйственные угодья.
    • 3 % для земли, где будет строится жилье (минимум – 60 рублей за квадратный метр).

    Можно внести всю сумму одним платежом или разделить ее на два раза, оплатив 15 сентября и ноября.

    Какие налоги платит ИП?

    Индивидуальные предприниматели могут оплачивать несколько видов налогов, к которым относят УСН, ПСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН. Наиболее популярны ЕНВД и УСН, поскольку с их помощью намного проще вести бухгалтерский учет. Но и у других систем есть преимущества. Для выбора стоит более подробно изучить особенности налогообложения, сроков оплаты, формы отчетности и т.д.

    УСН

    Чтобы работать по УСН, ИП должен соблюдать ограничения по численности занятых лиц. Кроме того, есть требования по остаточной стоимости ОС и величине дохода. В качестве объектов может использоваться либо доход (налоговая ставка составляет 6 %), разница между расходами и доходами (ставка составляет 15 %). Если вы попадаете под указанные требования, то на УСН можно перейти с 1 января следующего года. Нужно подать заявление в течение месяца.

    ЕНВД

    В данном случае расчет отталкивается не от реальных доходов ИП, а от предполагаемых. В НК РФ есть полный список типов деятельности, когда предприниматель может работать по ЕНВД. В случае, если бизнесмен занимается несколькими видами бизнеса, то ему нужно вести раздельный учет по обязательства и имуществу.

    ОСНО

    Если у ИП большой оборот, то ему следует работать по ОСНО. Большая часть предпринимателей, которые работают по данной системе, должны дополнительно уплачивать НДС, страховые взносы.

    ПСН

    В случае, если ИП занимаются теми видами деятельности, которые попадают под патентную систему налогообложения, могут либо перейти на нее, либо использовать параллельно. Налоговая ставка равна 6 % от дохода.

    Кроме того, ИП должен оплачивать страховые взносы. В случае, если доход за год составил менее 300 тысяч рублей, то применяется следующая форма расчета:

    ПФР = МРОТ * КМ * СТ, где:

    Уплата в ФФОМС высчитывается по следующей формуле:

    ФФОМС = МРОТ * КМ * СТ (ставка составляет 5,1 %).

    Сумма общего взноса (ОФВ) рассчитывается по формуле: ПФР + ФФОМС при доходе менее 300 тысяч рублей. Если сумма дохода превышает этот показатель, то кроме ОФВ плательщику нужно оплатить взнос в ПФР в размере 1 % от суммы, которая превысила доход в 300 тысяч рублей.

    Виды налогов для ООО

    Основные налоговые режимы для обществ с ограниченной ответственностью это ЕВНД, ЕСХН, ОСНО и УСН. Вообще, общая система предполагает для ООО следующее оплату:

    • 20 % на прибыль.
    • Налог на имущество компании.
    • Выплата налогов и сборов с заработной платы.

    Но в некоторых случаях ООО могут перейти на другие системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

    ЕНВД

    Данный вид сбора имеет некоторые преимущества, поскольку позволяет освободить организацию от некоторых допсборов. Правда, при расчете нужно учитывать предполагаемый, а не реальный доход, который устанавливается для определенного вида деятельности. Оплачивать сбор нужно в конце квартала, при этом обязанности по оплате всех сборов с заработной платы не снимается с компании.

    УСН

    Такой налоговый «режим» относится к организациям, занятым в малом бизнесе. Данный вид сборов имеет ряд важных преимуществ:

    • Нет нужды оплачивать налог на прибыль.
    • Налоги на имущество.
    • Уменьшена отчетность.
    • Есть возможность воспользоваться льготами.

    Чтобы перейти на данный режим, вам необходимо подать соответствующее заявление до 31 декабря.

    ЕСХН

    Чтобы перейти на данный режим, вам нужно подать заявление с 20 октября по 20 декабря. Главное, чтобы доход компании, которая занимается сельхоздеятельностью при использовании собственных сил, должен составлять минимум 70 %. Для расчета суммы налога используется формула:

    ЕСХН = (разница между доходов и расходом) * 6 %. Авансовые платежи оплачиваются до 25 июля, а окончательный расчет до конца марта следующего года за отчетным.

    Иные сборы с ООО

    Кроме вышеперечисленных налогов необходимо уплачивать и другие. Это и экологические сборы, лицензия.

    Прежде всего, к экологическим налогам относят средства за пользования водными ресурсами, землей. Любые организации, использующие воду, должны оплачивать сборы. Вносятся средства раз в квартал, а вот налоговая ставка зависит от нахождения водного ресурса, экономического региона РФ.

    Если речь идет о налоге на землю, то объектом является земельный участок, который относится к составной частью муниципального образования. Налоговая базакадастровая цена участка, оплата проводится один раз в год. Размеры налоговых ставок варьируются в размере от 0,3 до 1,5 %.

    Вконтакте