Всё о ростовщичестве простыми словами.

К вопросу о ничтожности кредитных договоров и других сделок с условиями уплаты процентов за пользование деньгами, как сделок, совершённых с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности

К сожалению, в широкий обиход в России и в других странах в последние 20 лет прочно вошли сделки, которые совершаются с целью, весьма противной основам нравственности и правопорядка наших народов. Речь идёт о сделках ростовщических . Эти сделки изучаются студентами высших и других учебных заведений России и других государств под видом «кредитного договора», «договора займа» (если есть условие уплаты процентов) и пр. Чтобы не возвращаться впоследствии к понятию этого противного основам нравственности и правопорядка явления, сразу дадим его определение.

Ростовщичество (или более ранний русский термин – «лихоимство », украинский – «лихварство», белорусский термин «лихвярство», «навезка», «гостинец») есть занятие ростовщика – требование и взимание процентов со ссуды. Таким образом, ростовщическая сделка – это ссуда (займ) с условием возврата не только этой же суммы, но и денег (процентов) за её получение / пользование. С точки зрения экономической, ростовщичество – это отдача капитала в ссуду за вознаграждение. Иные определения данного термина являются крайне неудачными и оправдывающими ростовщичество .

В двадцатом веке были попытки изменить значение слова «ростовщичество» под влиянием могущественных лиц, которые им занимались, но его сущности такие попытки так и не изменили. Так, «умная» Википедия гласит: «Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост ). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под “чрезвычайно высокий” процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Заметим, что Википедия и некоторые другие словари уже не определяют, что ростовщичество – это предоставление денег в долг под проценты, а только при условии – «под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или «под залог вещей». Выражение «чрезвычайно высокий» Википедия излагает в кавычках, да ещё и с оговоркой – «в современном языке». И это далеко неслучайно, так как этот термин – «чрезвычайно высокий» – чрезвычайно оценочный и не поддающийся точному определению. Судя по логике таких авторов, есть процент «высокий», но не «чрезвычайный» и наоборот, а есть и «удачное» сочетание и того, и другого.

Но самое главное – такие «ангажированные» словари фактически оправдывают такое опасное явление «как предоставление денег в долг под проценты (в рост )», не называя его ростовщичеством. Суть ростовщичества не меняется оттого, что процент «считается чрезвычайно высоким», так же, как женщине нельзя быть чрезвычайно беременной, а воде нельзя быть чрезвычайно мокрой, а вору – чрезвычайно вороватым. Оговорка – «под “чрезвычайно высокий” процент» – призвана ввести людей в заблуждение и оправдать теорию и практику ростовщичества. Имели место определённые попытки предать забвению значение слова «ростовщичество» и близких к нему. Однако правды от мира не скроешь, и кривда победить не может. Нужно отметить, что все наши мудрые славянские предки чётко определяли понятие этого противного нравственности и правопорядку явления.

Покажем в предельно простой форме на обычной житейской модели механизм функционирования ростовщичества , излагаемый в народный присказках. Зашёл как-то Иван к соседу-ростовщику одолжить 100 рублей на год. Тот отозвался на его просьбу с условием выплаты 100% ростовщического дохода и передачи в залог топора. Отдал Иван топор, получил деньги, однако по размышлении решил, что единовременно отдать 200 рублей ему будет сложно, и, вернувшись с полпути, он вернул первую половину сразу. Идёт домой и размышляет: «Денег нет, топора нет и ещё 100 рублей должен...»

Напомним, что с экономической точки зрения, ростовщичество :

1) причина инфляции (которая в России не прекращается 20 лет), нищеты подавляющего большинства населения России и его вымирания;

2) причина разорения перспективных хозяйств в России;

3) один из способов «рейдерства» в России;

3) причина преобладания торговли над другими сферами экономики в России, ликвидации национальных производств;

4) причина углубления экономического неравенства людей в России;

5) причина обесценивания труда людей в России;

6) причина глобального «экономического рабства» граждан России перед банками.

На макроэкономическом уровне ростовщичество – это причина текущего мирового кризиса. Так, А. Ваджра отметил: «Фундаментальной основой современного мирового могущества транснациональной олигархии является обретение ею, в ходе долгой и упорной борьбы, права производить международные деньги и давать их в долг под проценты. Если по какой-то причине она утратит это право, её безграничной власти придёт конец…» С данной позицией согласятся многие. Борьба за право производить стала очевидной в ходе текущего мирового кризиса и полностью легализовалась в 2009 г. Через год после крушения Lehman Brothers и начала «острой фазы» мирового кризиса, в мировых СМИ доминируют благостные прогнозы о неизбежном завершении кризиса. Не исключено, что в мировой валютно-финансовой системе действительно удастся на какое-то время достичь равновесия и даже демонстрировать признаки роста. Но цивилизационный кризис, кризис экономической системы, основанной на ссудном проценте , никто не отменял. Негативные проявления кризиса лишь отодвинулись на время.

Отметим, что из всех анализируемых причин мирового кризиса феномен ссудного процента в наименьшей степени представлен в сети Интернет и почти полностью отсутствует в публичных СМИ. И этому есть простое объяснение. Во-первых, достаточно сложно удерживать в сознании объективную генезиса капитализма в течение пяти веков. Удобнее и комфортнее «уцепиться» за какое-либо простое объяснение причины кризиса и надеяться на лучшее. Во-вторых, и это главное, большинство людей инстинктивно боятся представить масштаб кризиса.

Как отмечается в литературе, в общественно-полезной экономике ростовщичество должно быть запрещено законом , а ссудный процент должен быть строго равен нулю . Только при этом сохраняется важнейший принцип: доход вторичен и прямо пропорционален объёму созданных продуктов и оказанных услуг. При формировании же саморегулируемого без взаимосвязи с валовым внутренним продуктом происходит заведомо очевидная неизбежная разбалансировка спроса и предложения. Этот дисбаланс и приводит к неизбежной инфляции, росту цен, к экономическим кризисам и пр.

Ростовщичество основано на ложной (придуманной относительно недавно) ценности денег – их «товарной сущности». То есть деньги – это, по мнению ростовщиков, такой же товар, как, например, корова. Корову можно сдать в пользование другому на время за деньги (плату). Так и деньги можно давать во временное пользование за деньги. Такая ложь, конечно же, противоречит функциям денег, которые вы найдёте в любом учебнике по и в любом экономически здоровом обществе.

Ранее, во многих работах было рассмотрено и доказано то, что ростовщические сделки совершаются с целью, противной основам нравственности и правопорядка в России и в других государствах (см. напр. Гайдукова Е.Б., Колмаков В.Ю., Кускашев Д.В., Попов А.Н., Рудаков А.Л. «К вопросу о сделках, совершенных с целью, противной основам нравственности и правопорядка». Попов А.Н. «К вопросу о признании ничтожными ростовщических сделок – как сделок, совершённых с целью, противной основам нравственности и правопорядка». Гайдукова Е.Б., Попов А.Н. «К вопросу о преподавании юридических учебных дисциплин в части изучения ничтожных сделок – сделок совершённых с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности» и др.).

Подобной позиции (считают, что все сделки с условием уплаты процентов за пользование/получение денег (ростовщические сделки) совершаются с целью, противной основам нравственности и правопорядка в России) придерживаются все выдающиеся доктора и кандидаты юридических, экономических, философских, филологических, исторических , культурологии, которые были опрошены нами и в письменной форме выразили свою позицию. Дабы не быть голословными, сообщим о них:

  • доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», кандидат юридических наук, доцент А.В. Демин (Россия);
  • заведующий кафедрой общественных связей Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Акад. М.Ф. Решетнева, кандидат филологических наук, доцент А.В. Михайлов (Россия);
  • директор истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, доктор юридических наук, доцент В.В. Наумкина (Россия);
  • заведующая кафедрой уголовного права и процесса Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук, доцент Н.Н. Артеменко (Россия);
  • Заведующий кафедрой права факультета социальных наук Даугавпилсского университета, директор профессиональной магистерской программы «Правоведение», доктор юридических наук, ассоциированный профессор А.М. Байков (Латвия);
  • Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Алтайского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, чл.-корр. СО АН ВШ, Заслуженный РФ В.К. Гавло (Россия);
  • Профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Алтайского государственного университета, доктор юридических наук, профессор С.И. Давыдов (Россия);
  • Профессор Современной Гуманитарной Академии, доктор экономических наук, профессор С.А. Павлова (Россия);
  • Профессор Современной Гуманитарной Академии, доктор юридических наук, профессор А.И. Глушков (Россия);
  • Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ России, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор Л.К. Фортова (Россия);
  • Профессор кафедры гражданского права и процесса Филиала РГСУ в г.Красноярске, доктор философских наук, доцент, юрист Т.В. Мельникова (Россия);
  • Доцент кафедры социальной работы и социального права Филиала РГСУ в г.Красноярске, кандидат философских наук, юрист Д.В. Рахинский (Россия);
  • Председатель Саранского регионального отделения Российского философского , доктор философских наук, профессор научно-исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, профессор М.Э. Рябова (Россия);
  • Профессор Нижегородского государственного педагогического университета, доктор философских наук, профессор С.Н. Пушкин (Россия);
  • Профессор Тамбовского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор В.В. Никулин (Россия);
  • Заведующая кафедрой филиала НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права» в г.Воронеже, кандидат юридических наук, доцент Я.П. Горбунова (Россия);
  • Доцент кафедры юридического факультета РУДН, кандидат юридических наук, доцент В.А. Сокиркин (Россия);
  • Заведующая кафедрой конституционного права Филиала РГСУ в г.Красноярске, кандидат юридических наук, доцент С.М. Трашкова (Россия);
  • Профессор Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, доктор исторических наук, профессор Т.З. Рысбеков (Республика Казахстан);
  • Заместитель директора Филиала РГСУ в г.Красноярске, кандидат исторических наук, профессор В.Г. Седельников (Россия);
  • Доцент Гомельского государственного технического университета им.П.О. Сухого, кандидат юридических наук, доцент права Н.С. Ищенко (Республика Беларусь);
  • Заведующая кафедрой философии и политологии Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор Г.С. Широкалова (Россия);
  • Директор Красноярского филиала Современной Гуманитарной Академии, кандидат экономических наук, доцент К.Г. Ярулина (Россия);
  • Доцент кафедры гуманитарных дисциплин КрИЖТ ИрГУПС, кандидат философских наук, магистр политологии, доцент Е.А. Гончаров (Россия);
  • Профессор-консультант кафедры истории Гуманитарного института ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», доктор исторических наук, профессор В.В. Гришаев (Россия);
  • Профессор кафедры философии и культурологи Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор культурологии, профессор Н.В. Серов (Россия);
  • Начальник научной лаборатории проблем предупреждения и раскрытия тяжких преступлений Национальной академии внутренних дел , доктор юридических наук, старший научный сотрудник С.С. Чернявский (Украина);
  • Доцент Кузбасского государственного технического университета, кандидат исторических , доцент А.М. Белюков (Россия);
  • Доцент кафедры экономики и менеджмента Красноярского филиала МЭСИ, кандидат экономических наук, доцент В.Г. Акулич (Россия);
  • заведующая кафедрой русского языка ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», член – корреспондент САН ВШ, руководитель Регионального лингвистического центра Приенисейской , Член Президиума Красноярского отделения САН ВШ, Член Российского терминологического общества, доктор филологических наук, профессор О.В. Фельде (Россия);
  • Доцент ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», кандидат философских наук, доцент А.П. Павлов (Россия);
  • Профессор Современной Гуманитарной Академии, доктор юридических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Д. Малков (Россия);
  • Доцент Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, кандидат филологических наук, доцент Е.В. Ворошилова (Россия) и многие другие.

Как видно, представители разных специальностей и науки разных стран единодушны в своём мнении о вредоносности, аморальности и противоправности ростовщичества и ростовщических сделок .

Такой противной указанным основам целью является получение денег (процентов) за пользование денежными средствами, ибо эти деньги (проценты) являются чужой собственностью , которую ростовщики получают за сдачу в пользование (запрещённых для этого случая) вещей (денег). Все мировые религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) и национальное русское вероисповедание (т.н. языческая вера) осуждают ростовщичество, признают его тяжким грехом, который посягает на основу нравственности – запрет изымать чужое имущество («не укради», «не лихоимствуй» и пр.). Разрешение ростовщичества есть только в иудаизме только (которым иудаизм разрешает давать деньги под проценты только неиудеям) – как средства захвата собственности и власти у неиудеев , однако данное разрешение чуждо для нравственности российского народа. Аналогичное отрицательное отношение к ростовщичеству имеет место у всех славянских и других народов, в их культурах на протяжении обозримой истории человечества, что выражалось, в том числе и в славянском фольклоре и литературе.

Крайне негативное отношение к ростовщичеству и ростовщикам мы встречаем в трудах классиков русской литературы и других великих русских мыслителей, в том числе и современников; произведения большинства из них включены в программы обучения школьников и студентов в России, таких как: Г.Р. Державин (1743-1816 гг.), В.И. Даль (1801-1872 гг.), А.Д. Кантемир (1708-1744 гг.), А.С. Пушкин (1799-1837 гг.), М.Ю. Лермонтов (1814-1841 гг.), Н.В. Гоголь (1809-1852 гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И. Герцен (1812-1870 гг.), И.А. Гончаров и многие, многие другие (см. наши вышеуказанные статьи).

Остановимся ещё раз на юридическом анализе явления ростовщичества . В соответствии с Конституцией РФ и указанными ниже (которые содержат финансовые основы правопорядка), рубль в России – это денежная единица, но не товар . Далее, Федеральный закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» даёт определение в ст. 1: «Валюта Российской Федерации»: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка , находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа». Далее, статья 29 Федерального закона от 10 июля 2002 года «О Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону». Далее, в ст. 140 Гражданского кодекса РФ «Деньги (валюта)» прямо сказано: «1. Рубль является законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации».

Никакого другого назначения денег наши законы не указывают, а значит, иное назначение денег в России, как государственном институте, запрещено. То есть деньги являются ограниченной в гражданском обороте вещью – они могут использоваться только по своему назначению – как законное средство платежа .

Таким образом, положения ст. 819 Гражданского кодекса РФ (1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё и пр.), а также аналогичные им, противоречат Конституции РФ и другим положениям законов, а посему являются ничтожными и не могут применяться в части процентов .

Указанные неконституционные положения – это результат действий ряда чиновников государства, представляющих интересы ростовщических безнравственных организованных по предварительному сговору . В данном случае, государство, приняв такие законодательные положения, само нарушило основы нравственности и правопорядка нашего общества, создало условия для совершения ростовщических сделок, то есть явилось организатором и пособником для совершения этого правонарушения. Задача Конституционного Суда РФ и законодателя – как можно скорее исправить эту опасную ошибку, признать неконституционными и отменить все «правовые» положения, дозволяющие ростовщические сделки. Фактически ростовщичество – это правонарушение , которое по степени общественной опасности близко к преступным хищениям чужого имущества.

Правильнее было бы назвать «Кредитный договор» – «Ростовщический договор» , равно как и договор займа с условием выплаты процентов – «Ростовщический договор займа».

Ростовщичество давно нужно запретить, как преступление, в (как это сделали ряд государств, например, в таких странах как Иран, Пакистан), в разделе о преступлениях против собственности введя в действие статью примерно такого содержания:

1. Ростовщичество, то есть предоставление денег в пользование с условием возврата не только переданной суммы денег, но и процентов (денег или иного имущества) за предоставление указанной суммы, наказывается…

2. Действия, указанные в части первой данной статьи и получение процентов, наказываются...

3. Действия, указанные в части первой данной статьи и получение процентов в особо крупном размере, наказываются...

Это человек, занимающийся денежными ссудами. Сегодня так называют лицо или организацию, которая даёт средства в долг под очень высокие проценты. "Ростовщик" - это слово с негативным оттенком. Немалую роль в очернении представителей древней профессии сыграли писатели. В их произведениях ростовщики - это, как правило, стяжатели, скряги и подлецы.

Немного истории

Значение слова "ростовщик" стало известно людям еще до того, как появились деньги. Звучит оно, конечно, на разных языках по-разному. По-английски - usurer. По-немецки - wucherer. Ростовщики - это люди, которые были, есть и будут. Предоставление денег в долг - услуга, которая едва ли когда-нибудь утратит востребованность.

Ростовщиков в нашей стране лет сто назад презрительно называли лихоимцами. От слова "лихо", то есть "горе", "беда". Их ненавидели, им желали зла, их проклинали. При этом никто из представителей неуважаемой профессии не являлся домой к будущему клиенту сам. Происходило всё обычно строго наоборот: человек, оказавшийся в сложной ситуации, отправлялся в дом ростовщика, затем возвращался домой с необходимой суммой.

Иногда деньги вовремя не удавалось вернуть и процентщика, если верить Достоевскому, приходилось отправлять на тот свет. Возвращать бедолаге приходилось сумму, в два раза превышающую ту, что ему ссудил процентщик. Игнорировать долг было невозможно. У ростовщика имелась своя бухгалтерия, кроме того, его интересы находились под защитой государства. Дабы не оказаться в долговой яме, несчастные стрелялись или повторяли подвиг Раскольникова.

Но все ли ростовщики были негодяями? Быть может, они просто-напросто не вызывали симпатии у литераторов, людей творческих, как известно, нередко испытывающих нужду? Возможно, негативное отношение к ним возникло благодаря огромному количеству Ростовщик - это человек, выполняющий не вполне благородное дело. Но как сказал Маршак, все профессии важны и нужны. В действительности, негативное отношение к ростовщикам возникло очень давно. Прозаики и поэты к этому не имеют отношения.

Мнение мудрецов о ростовщичестве

Один мыслитель, живший за несколько веков до нашей эры, утверждал, что деньги не приносят никаких плодов, а потому использовать их для получения прибыли непозволительно. Фома Аквинский полностью согласился со своим предшественником. Средневековый философ тоже относился к ростовщичеству как к деятельности нечестной. А однажды даже высказал довольно необычную точку зрения. Фома Аквинский сказал, что ростовщик занимается не чем иным, как продажей времени. Довольно сложная мысль, понятная лишь людям эпохи средневековья. Но главное мы выяснили: лихоимцы, процентщики и заимодавцы в почете никогда не были.

Современные ростовщики

Стоит вспомнить, что в Средневековье, да и значительно позже, процентщики занимались тем, чем сегодня занимаются ломбарды. Тем не менее последние неприятие у граждан не вызывают. Значительно больше негативных эмоций порождают мелкие кредитные организации, ссужающие деньги под неоправданно высокий процент.

В прессе иногда появляются новости о том, как в городе N некий гражданин покончил с собой из-за невозможности выплатить долг банку. Подобные истории слишком печальны для того, чтобы сравнивать их с сюжетами из русской классики. В начале 90-х в России банков было мало, потребительских кредитов они не выдавали. Роль кредитной организации выполняли криминальные элементы. Истории людей, которые имели знакомства с подобными "предпринимателями", не менее печальны. Всё это подтверждает тот факт, что ростовщичество - не только древний род деятельности, но и бессмертный.

"Смерть ростовщика"

Как уже было сказано, подобные персонажи встречаются часто в литературе. Примеров много, поэтому приведем один из них. Садриддин Айни написал повесть "Смерть ростовщика", а в 1967 году книга была экранизирована. В произведении речь идет о событиях 1917 года, где главный герой задолжал ростовщику крупную по тем временам сумму. Лихоимец, потеряв надежду вернуть свои деньги, в наложницы забирает сестру главного персонажа, затем продает ее другому негодяю.

Библейская энциклопедия Брокгауза
  • свт.
  • Фома Аквинский
  • свт.
  • преп.
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Ростовщи́чество - деятельность, связанная с предоставлением займов с целью получения прибыли.

    Каково было отношение к ростовщичеству во времена ?

    В ветхозаветный период закон запрещал иудеям одалживать деньги в рост нуждавшимся братьям. Однако, устанавливая это требование, не говорил, что его действие распространяется на любые случаи займов, на все времена. Речь вообще не шла о запрете на ростовщичество как таковое.

    Скажем, в Книге «Левит» данный запрет обусловлен бедностью заёмщика и видами добрососедства: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою» ().

    А в Книге «Второзаконие» прямо прописано то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» ().

    Тем не менее, этот род деятельности среди Израиля не слишком приветствовался. Так, в Книге пророка Иезекииля между аспектами праведной жизни перечислена и непричастность к ростовщичеству: «в рост не отдает и лихвы не берет» ().

    Негативное отношение к ростовщичеству было вызвано не столько характером этого делания, сколько сопутствовавшими ему злоупотреблениями: прямыми нарушениями наложенных Богом ограничений, жадностью заимодавцев, притеснениями должников. Порицалась и сложившаяся было традиция подменять надежду на Бога надеждой на прибыль: «ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» ().

    Разумеется, при таком отношении к Богу и ближнему невозможно было вписаться в число добросовестных исполнителей главных Божественных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» ().

    Каково отношение к ростовщичеству в ?

    В Новом Завете требования о любви, милосердии, сострадании к ближнему звучат отчетливее и сильнее, чем в Ветхом. И эти Евангельские нормы должны лежать в основе нравственной жизни каждого христианина. Между тем, в сфере ростовщической деятельности нередко встречаются искушения. И далеко не каждый заимодавец готов Христа ради с ними бороться. Случается, что Евангельские правила и вовсе вытесняются коммерческими. Но всё же, это является исключением, а не общим порядком вещей. Коммерческая деятельность Евангелием не запрещена.

    Кончено же, цель этой притчи заключается не в том, чтобы привить человеку страсть к ростовщичеству. В отношении Господь выражался достаточно резко: «не можете служить Богу и » (). Однако сам факт того, что Христос упоминает о ростовщичестве без осуждения, характеризует его как допустимое.

    Другое дело, что ростовщичество ростовщичеству - рознь. Злоупотребления в этой области пресекались даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны приступать последователи Господа Иисуса Христа.

    Церковные каноны о ростовщичестве

    Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством только на клириков - 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.
    В общем виде этот запрет звучит так: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен » (44 Апостольское правило). В этом правиле перечисляются только три степени священства, но уже 17 правило I Вселенского собора расширяет круг лиц, которым запрещено ростовщичество, до всех «причисленных к клиру ». Причем согласно 138 правилу Номоканона при Большом Требнике ростовщичество запрещается также и монахам: «Инок же, или инокиня лихву взимающе да отлучатся, и от Причастия да возбранятся, дондеже престанут ».
    5 правило Карфагенского собора: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру ».

    Ростовщичество – это выдача кредитных средств под неоправданно высокий процент, что приводит к извлечению ростовщиком незаконной финансовой выгоды, а заемщика ставит в кабальные условия.

    Исходя из расплывчатых определений термина (определение которого, к слову, ни в каких российских законах не встречается), можно сказать, что любая деятельность, связанная с выдачей займов является ростовщичеством. Однако, в обыденном понимании, банки не считают ростовщическими организациями, а под словом «ростовщик» понимают частное лицо, ссужающее суммы денег нелегально.

    Иными словами, под «ростовщичеством» обычно понимается ситуация, когда ты приходишь к богатому дяде, и он дает тебе в долг десять тысяч рублей. А отдать ему надо через месяц двадцать, иначе сумму долга у тебя заберут совсем негуманными и незаконными методами.

    История ростовщичества

    Обращаясь к истории возникновения этого явления, можно обнаружить, что классическое ростовщичество намного старше банковского дела и уходит своими корнями в глубокую древность. Встретить описание этого явления можно у греческого поэта Гесиода, жившего в Элладе на два века раньше, чем там появились первые чеканные деньги.

    Возникает вопрос, как же такое возможно. Все дело в том, что в те времена займы выдавались и возвращались домашними животными, продуктами производства и т.п. Существует версия, что идея выдачи под процент появилась именно благодаря скоту. Давая теленка в долг, кредитор получал его обратно изрядно прибавившего в весе.

    Античность

    В Древней Греции услуги ростовщиков встречались двух видов, различавшихся ответственным лицом.

    • Это был либо заемщик, терявший в случае неуплаты долга свое имущество.
    • Либо сам заимодавец, терявший выданную сумму безвозвратно.

    В Древней Греции они носили название трапезисты от древнегреческого слова «стол», потому как они вели свои дела на рынке, где заседали за столами. Перечень предоставляемых трапезистами услуг был достаточно широк. Помимо выдачи денег под процент, это было и хранение денег, и ведение счетов и переводы сумм между городами и множество других функций, которыми в наши дни занимаются нотариусы.

    Позже, в средневековье, в ростовщиков не было четкой специализации и документа, регламентирующего круг обязанностей. Поэтому часто кроме займов ростовщики занимались обменом денег, что было одной из самых прибыльных операций. Чаще всего ростовщики ничем не выделялись среди других торговцев и даже могли являться членами гильдии.

    Движущая сила торговли

    В далекие времена существовал очень рискованным вид ссуды, так называемый «морской процент». Уходившие в плаванье торговцы должны были прибегать к услугам ростовщиков, чтобы оснастить корабль всем необходимым. В конце экспедиции, продав привезенный товар, торговец рассчитывался с кредитором из вырученных денег.

    Но, учитывая то, каким опасным и непредсказуемым делом были в те времена морские путешествия, нетрудно догадаться, что многих корабли не возвращались вовсе, либо приходили с пустыми трюмами, что приводило к большим потерям ростовщика.

    Именно из-за степени риска эти кредиты имели очень высокий процент, к тому же часто ростовщик вкладывался в предприятие собственными средствами, чтобы разделить прибыть. Эти отношения легли в основу первых компаний, позже частных фирм, сыгравших большую роль в морской и сухопутной торговле.

    Средневековье

    К началу одиннадцатого века в Европе шло смешение народов, возникали новые страны и города, где пышным цветом расцветало ростовщичество, достигшее небывалой жестокости. Чтобы хоть немного уменьшить кредитные ставки, правители способствовали выходу на рынок ростовщиков-евреев, ставки которых было до десяти раз ниже.

    Лишь к шестнадцатому веку вложение капитала под процент стала привычной и обыденной операцией. В те времена единственным условием для принятия таких денег было доказательство законности их происхождения. Помимо этого многие предприниматели вкладывали излишек свободных средств во всякого рода сомнительные предприятия, что неизбежно вело к повышенному риску и для кредитора и для заемщика. Поэтому ростовщики взимали в качестве некой страховки дополнительные проценты.

    Ростовщичество встречалось практически во все времена и во всех странах: древние Греция и Рим, Вавилон и многих других, но своего наивысшего расцвета достигло при феодализме. Разумеется, рост кредитования случился благодаря появлению денег в их современной форме, вытеснив формы расчета натурой.

    Ростовщичество в царской России

    С древности на территории Руси ростовщиков считали христопродавцами, преступающими церковные заветы. Во времена Киевской Руси в основном ростовщичеством занимались приезжие, что не один раз приводило к кровавым бунтам против ростовщиков.

    • Во времена царствования Анны Иоановны была создана ссудная казна, где практически любой желающий мог получить ссуду под залог серебра. Таким способом была предпринята попытка пресечь ростовщическую деятельность и получить доход в государственный бюджет.
    • За два десятка лет на смену казенным ломбардам пришли казенные банки. Они начали возникать в царствование Елизаветы Петровны, которая стремилась к ликвидации ростовщичества и поддержки предпринимательства дворян.
    • До конца девятнадцатого века важную роль в финансовой сфере играли все же не банки, а банкирские дома, над которыми был относительно слабый государственный контроль. Это приводило к всевозможным аферам и махинациям, и, как следствие, крупным финансовым скандалам.
    • После выхода знаменитого романа Достоевского, публичное высмеивание ростовщиков, как средоточие пороков, окончательно утвердилось в обществе.

    В начале двадцатого века ростовщичество официально считалось преступлением, что было закреплено Уголовным Уложением Российской Империи. В случае, если вина человека была доказана, ростовщик отправлялся а тюрьму или исправительный дом.

    Ростовщичество в наши дни

    Вид ростовщического кредита успешно дошел до наших дней, в основном в странах, где плохо развит внутренний рынок, а банковская система нестабильна (Африка, Латинская Америка). Что касается территории СНГ, то тут нишу ростовщиков занимают многочисленных микро-финансовые организации, выдающие короткие и небольшие займы населению.

    Уголовная ответственность за ростовщичество в России

    В соответствии с Гражданским Кодексом, такого понятия не существует. Сделки, имеющие элементы ростовщической, в суде будут признаны недействительными.

    Уголовным Кодексом предусмотрены две статьи, косвенно касающихся ростовщической деятельности: о незаконном предпринимательстве и о незаконном обогащении. Так же ростовщик может быть обвинен за сокрытие прибыли от налогов. Однако, на практике это достаточно сложно, поскольку какие-либо финансовые документы, по которым можно было бы отследить доход, отсутствуют.

    Так что можно сказать, по фактически ростовщичество в современной России недоказуемо и как преступлением как таковым не является.

    Ростовщичество Исламе и Христианстве

    Хотя профессия ростовщика и кажется прибыльной и несложной, на протяжении всей истории эти люди не были в почете. Прямой или косвенный запрет на занятие ростовщичеством часто встречался как у светских, так и у религиозных властей.

    Во многих учениях и трудах великих философов осуждались и клеймились, а если государство не запрещало прямо эту деятельность, то сильно ограничивало ее в возможностях.

    • В христианстве ростовщичество всячески осуждается и порицается, хотя ни в Ветхом, ни в Новом завете нет прямого запрета на ссуду денег под процент. Однако, все известные богословы высказывались однозначно, а церковь в 14 веке даже пыталась бороться с займами путем отлучения должников и заимодавцев.
    • Ислам так же запрещает ростовщичество, которое в некоторых странах законодательно запрещено. В наши дни в мусульманским государствах действуют банки, но выдача займов там разрешена на беспроцентной основе.
    • В иудаизме запрещено выдавать деньги под процент единоверцам, однако, на людей другой веры этот запрет не распространяется.

    Завершая этот рассказ о профессии ростовщика можно сказать, что столь однозначное отношение практически во все времена и у всех народов, такое горячее порицание профессии заимодавца может свидетельствовать лишь о том, что сам народ виновен в этом «грехе», ведь как известно, только спрос рождает предложение.