Эмиссия ценных бумаг представляет собой. Выпуск и обращение ценных бумаг

Страница 1 из 2

,

1. Понятие эмиссионных ценных бумаг, процедура эмиссии

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы и порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги;
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных действующим законодательством формы и порядка.
Форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, закрепленных эмиссионными ценными бумагами, определяются ФЗ РФ “О рынке ценных бумаг” и указываются в решении о выпуске ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:
- именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);
- именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);
- ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).
ФЗ “О рынке ценных бумаг” предусматривает, что при документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой. Данная формулировка некорректна, поскольку права держателей должны удостоверяться самими ценными бумагами, а не производными от них ценными бумагами - сертификатами. Кроме того, из этого положения вытекает, что к каждой ценной бумаге должно быть приложено решение о ее выпуске. Это нереально, и требуется, по нашему мнению, внести в закон изменения, уточняющие, что документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой, являются соответствующие ценные бумаги, содержащие все реквизиты.
При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой.
Выбранная эмитентом форма ценных бумаг должна однозначно определяться в его учредительных документах и (или) решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии ценных бумаг.
Невыполнение эмитентом указанных требований является основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг/
При выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме их владельцу может выдаваться один сертификат на все приобретаемые им ценные бумаги, содержащий указания на их общее количество, категорию и номинальную стоимость.
Сертификат эмиссионной ценной бумаги - это документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в нем количество ценных бумаг.
Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- вид ценных бумаг;
- государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг;
- обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем требований законодательства Российской Федерации;
- указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных этим сертификатом;
- указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером;
- указание на то, выпущены ли эмиссионные ценные бумаги в документарной форме с обязательным централизованным хранением или в документарной форме без обязательного централизованного хранения;
- указание на то, являются ли эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;
- печать эмитента;
- подписи руководителей эмитента и подпись лица, выдавшего сертификат;
- другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида ценных бумаг.
Обязательным реквизитом сертификата именной эмиссионной ценной бумаги является имя (наименование) ее владельца.
Владелец или номинальный держатель именных эмиссионных ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, может отказаться от получения сертификата.
Факт выдачи или отказа от получения сертификата должен быть отражен в системе ведения реестра.
Один сертификат может удостоверять право на одну, несколько или все эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером. Общее количество эмиссионных ценных бумаг, зафиксированных во всех выпущенных эмитентом сертификатах, не должно превышать количества ценных бумаг, зафиксированного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Эмитент при принятии решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме может определить, что сертификаты выпускаемых им ценных бумаг могут выдаваться на руки владельцам (без обязательного централизованного хранения) либо подлежат обязательному хранению в депозитариях и не могут выдаваться на руки всем владельцам (с обязательным централизованным хранением).
Не допускается введение обязательного централизованного хранения ценных бумаг для акций акционерных обществ, выпущенных в документарной и бездокументарной форме.
Для документарной формы выпуска эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения эмитент может также принять решение о введении обязательного централизованного хранения только при условии, если все ценные бумаги выпуска оказались к моменту принятия решения сданными клиентами в депозитарии.
Сертификаты эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения могут передаваться на хранение в депозитарии на основании депозитарного договора.
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг определяется эмитентом. Эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером выпускаются в одной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг может быть изменена по решению органа управления эмитента, принявшего решение о выпуске, только с согласия всех владельцев ценных бумаг данного выпуска и после регистрации такого решения в уполномоченном государственном органе.
Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, допускаются к обращению за пределами Российской Федерации по решению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона, не подлежат размещению.
Процедура эмиссии ценных бумаг - последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, установлена ФЗ РФ “О рынке ценных бумаг” и нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 19 ФЗ “О рынке ценных бумаг” процедура эмиссии ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного крута владельцев или заранее известного крута владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:
- подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
- раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Запрещается производить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию.
Рассмотрим каждый из этапов эмиссии ценных бумаг.
Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг должно содержать:
- полное наименование эмитента и его юридический адрес;
- дату принятия решения о выпуске ценных бумаг;
- наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о выпуске;
- вид эмиссионных ценных бумаг;
- отметку о государственной регистрации и государственный регистрационный номер ценных бумаг;
- права владельца, закрепленные одной ценной бумагой;
- порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;
- обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления этих прав;
- указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске;
- указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером и их номинальную стоимость;
- указание формы ценных бумаг (документарная или бездокументарная, именная или на предъявителя);
- печать эмитента и подпись руководителя эмитента;
- другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.
При документарной форме эмиссионных ценных бумаг эмитенту необходимо дополнительно представить описание (образец) сертификата.
Решение о каждом выпуске эмиссионных ценных бумаг должно быть зарегистрировано отдельно.
Эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске ценных бумаг в части объема прав по одной эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением.
Решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух или трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй - у эмитента, а третий передается на хранение регистратору (если таковой имеется). В случае расхождений в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.
Владельцы ценных бумаг имеют право знакомиться с решениями о выпуске ценных бумаг, хранящихся у эмитента и регистратора.
Федеральный закон запрещает ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения.
Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными, приведенными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет право требовать осуществления прав, закрепленных этой ценной бумагой, в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Второй этап - регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Регистрацию выпуска ценных бумаг осуществляют регистрирующие органы, перечень которых на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В зависимости от эмитента и общего объема номинальной стоимости ценных бумаг одного выпуска регистрацию осуществляет Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения.
Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить следующие документы:
- заявление на регистрацию;
- решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
- копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
- документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).
Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которые уставом и (или) внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту идо-стоверность информации, содержащейся в указанных документах, несут ответственность за исполнение по данным обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом.
Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, представляемых на регистрацию.
Регистрирующий орган имеет право отказать в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень оснований для такого отказа предусмотрен ст. 21 ФЗ “О рынке ценных бумаг” и является исчерпывающим.
Основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг являются:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона “О рынке ценных бумаг”;
- внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (в иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд, если регистрация осуществляется при учреждении акционерного общества и учредителями являются физические лица, в арбитражный суд - если учредителями являются юридические лица либо осуществляется дополнительная эмиссия ценных бумаг.
После регистрации выпуска ценных бумаг следующим этапом процедуры эмиссии является размещение их на рынке ценных бумаг.
Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг.
Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию.
На любом этапе эмиссии до даты регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или иной регистрирующий орган может признать выпуск несостоявшимся при наличии следующих обстоятельств:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения);



Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Последствием признания эмиссии несостоявшейся является возврат инвесторам их средств, потраченных на приобретение ценных бумаг, в порядке, установленном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что действующее законодательство не определяет, что считать датой начала эмиссии. По нашему мнению, такой датой следует считать дату принятия эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, поскольку принятие такого решения является первым этапом эмиссии.
Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам, то есть лицам, которые могут приобрести ценные бумаги, возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с требованиями ФЗ “О рынке ценных бумаг” и постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации - обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение, определяется главой 7 ФЗ “О рынке ценных бумаг”, Положением о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 января 1997 г. № 2, Положением о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г. № 9, Положением ЦБР от 2 июля 1998 г. № 43-П “О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков”.
Эмитент, публично размещающий эмиссионные ценные бумаги, обязан осуществлять раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах:
1. Составление ежеквартального отчета по ценным бумагам. Ежеквартальный отчет должен быть принят уполномоченным органом эмитента, представлен в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею государственный орган в виде брошюры, которая предоставляется всем владельцам ценных бумаг по их требованию, за плату, не превышающую расходы на ее изготовление9. Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать следующие данные:
- коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о раскрытых в отчетном квартале существенных фактах, затрагивающих финансово -хозяйстве иную деятельность эмитента;
- данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента: бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала;
- факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20 процентов в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом;
- данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого завершенного квартала не позднее 30 календарных дней после его окончания. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента.
2. Сообщение о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Публикуется эмитентом не позднее 5 дней с момента осуществления событий или совершения действий в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются сведения:
- об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления эмитента (за исключением общего собрания участников в обществах с ограниченной ответственностью и общего собрания акционеров в акционерных обществах);
- об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20 процентами указанного капитала;
- об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20 процентами и более уставного капитала эмитента;
- об изменениях в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20 процентами и более уставного капитала
- о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
- о начисленных и (или) выплачиваемых доходах по ценным бумагам эмитента;
- о погашении ценных бумаг;
- о выпусках ценных бумаг, приостановленных или признанных несостоявшимися;
- о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.
Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг предоставлять преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Настоящее положение не применяется в следующих случаях:
1) при эмиссии государственных ценных бумаг;
2) при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;
3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.
Заключительным этапом эмиссии ценных бумаг является регистрация отчета об итогах выпуска.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.
Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.
Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.
Как уже было отмечено, процедура эмиссии дополняется еще четырьмя этапами, в случае если при эмиссии, в соответствии с действующим законодательством, необходима регистрация проспекта эмиссии.
При регистрации проспекта эмиссии эмитент прежде всего осуществляет его подготовку. В соответствии со ст. 22 ФЗ “О рынке ценных бумаг” проспект эмиссии должен содержать:
- данные об эмитенте;
- данные о финансовом положении эмитента (эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы);
- сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Данные об эмитенте включают в себя:
а) полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования учредителей;
б) юридический адрес эмитента;
в) номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
г) информацию о лицах, владеющих не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента;
д) структуру руководящих органов эмитента, указанную в его учредительных документах, в том числе список всех членов совета директоров, правления или органов управления эмитента, выполняющих аналогичные функции на момент принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, с указанием фамилии, имени, отчества, всех должностей каждого его члена в настоящее время и за последние пять лет, а также долей в уставном капитале эмитента тех из них, кто лично является его участником;
е) список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5 процентами уставного капитала;
ж) список всех филиалов и представительств эмитента, содержащий их полные наименования, дату и место регистрации, юридические адреса, фамилии, имена, отчества их руководителей.
В проспекте эмиссии при выпуске акций в процессе создания акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридического лица иной организационно-правовой формы указываются только сведения о наименовании эмитента или его учредителях, данные о свидетельстве о государственной регистрации и юридический адрес эмитента.
Данные о финансовом положении эмитента включают:
- бухгалтерские балансы (для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерские балансы по счетам второго порядка) и отчеты о финансовых результатах деятельности эмитента, включая отчет об использовании прибыли, по установленным формам за последние три завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;
- бухгалтерский баланс эмитента (а для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерский баланс по счетам второго порядка) по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние три года;
- размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответствующий бюджет на дату принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- данные об уставном капитале эмитента (величина уставного капитала, количество ценных бумаг и их номинальная стоимость, владельцы ценных бумаг, доля которых в уставном капитале превышает установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации нормативы);
- отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, включающий в себя виды выпущенных эмиссионных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации, название регистрирующего органа, объем выпуска, количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг, условия выплаты доходов, другие права владельцев.
Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг должны содержать следующую информацию:
- о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска, о количестве эмиссионных ценных бумаг в выпуске;
- об эмиссии ценных бумаг (дата принятия решения о выпуске, наименование органа, принявшего решение о выпуске, ограничения на потенциальных владельцев, место, где потенциальные владельцы могут приобрести эмиссионные ценные бумаги; при хранении сертификатов эмиссионных ценных бумаги (или) учете прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии - наименование и юридический адрес депозитария);
- о сроках начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг;
- о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг;
- о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, которых предполагается привлечь к участию в размещении выпуска ценных бумаг на момент регистрации проспекта эмиссии (наименование, юридический адрес, функция, выполняемая при размещении ценных бумаг);
- о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам (порядок выплаты доходов по эмиссионным ценным бумагам и методика определения размера доходов);
- о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Подготовленный эмитентом проспект эмиссии должен быть зарегистрирован в регистрирующем органе.
Эмитент обязан обеспечить всем заинтересованным лицам доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров.
Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.
В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности.
Запрет на выпуск ценных бумаг по мотивам нецелесообразности не допускается. В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в статье 21 настоящего Федерального закона:
- нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
- несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ “О рынке ценных бумаг”;
- внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся. При этом Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и Постановление ФКЦБ устанавливают разные основания для такого приостановления или признания. ФЗ “О рынке ценных бумаг” указывает, что основания приостановления эмиссии и признания ее несостоявшейся являются одинаковыми. ФКЦБ делает между этими основаниями различия. По нашему мнению, поскольку понятия “приостановление эмиссии” и “признание эмиссии несостоявшейся” являются различными, то и основания каждого из этих действий регистрирующего органа не могут быть одинаковыми.
Действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии и являющиеся основанием для отказа регистрирующего органа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимися или приостановления эмиссии ФЗ “О рынке ценных бумаг”, называются недобросовестной эмиссией.
В соответствии с Положением о порядке эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31-12.97 № 45, эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии;
- осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг;
- нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и/или проспекте эмиссии;

- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;
- наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.
Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.
До принятия решения о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся в целях проведения проверки эмитента или защиты прав владельцев ценных бумаг должно быть осуществлено приостановление эмиссии ценных бумаг за исключением случаев, предусмотренных Положением.
Приостановить эмиссию, признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся, а также произвести аннулирование выпусков ценных бумаг вправе регистрирующие органы, к компетенции которых отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации.
Федеральная комиссия вправе приостанавливать эмиссию и признавать выпуск ценных бумаг несостоявшимся, государственная регистрация выпуска которых осуществлена иным регистрирующим органом с уведомлением этого регистрирующего органа.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган уведомляют о приостановлении эмиссии ценных бумаг: эмитента; андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; организаторов торговли.
Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг осуществляется в срок не позднее следующего дня после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения (последующее уведомление).
Если приостановление осуществляет иной регистрирующий орган, то он обязан не позднее 3 дней после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг направить копию уведомления об этом в Федеральную комиссию.
В случае принятия Федеральной комиссией решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг Федеральная комиссия обязана направить копию уведомления об этом в иной регистрирующий орган не позднее 3 дней после даты принятия такого решения.
Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг должно содержать следующие сведения:
- наименование органа, принявшего решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг;
- дату принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг;
- полное наименование эмитента ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена;
- вид, категорию (тип), форму ценных бумаг, государственный регистрационный номер их выпуска, орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена;
- основания приостановления эмиссии ценных бумаг;
- запрет совершать сделки по размещению этих ценных бумаг, запретна осуществление рекламы ценных бумаг этого выпуска, запрет регистратору принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган в срок не позднее 5 дней с даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг раскрывает информацию о факте приостановления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации, путем опубликования сообщения, содержащего все сведения, аналогичные сведениям, содержащимся в уведомлении.
В случае принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг орган, принявший такое решение, после установления фактов нарушения направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Предписание должно содержать сведения, аналогичные сведениям, содержащимся в уведомлении, а также указание о необходимых мерах и сроках устранения нарушений.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган вправе для выяснения всех обстоятельств, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг, проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию.
Эмитент, эмиссия ценных бумаг которого приостановлена, обязан в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске ценных бумаг, либо срока, установленного в предписании, устранить нарушения и направить в орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, а также в Федеральную комиссию отчет об устранении выявленных нарушений.
Если нарушения невозможно устранить в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске ценных бумаг, либо в течение срока, установленного в предписании, орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушение после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В этом случае эмитент обязан представить протокол об устранении нарушений, содержащий сроки и обязанности эмитента по устранению нарушений.
В случае неисполнения эмитентом обязанности по устранению нарушений, изложенных в протоколе, Федеральная комиссия или иной регистрирующий орган могут обратиться в суд о признании выпуска недействительным.
Эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена по письменному разрешению Федеральной комиссии или иного регистрирующего органа только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет рассматривается в срок не позднее 10 дней с даты его получения.
Федеральная комиссия или иной регистрирующий орган направляют в письменном виде в срок не позднее 3 дней с даты принятия решения уведомление о разрешении возобновления эмиссии ценных бумаг всем лицам, которые были уведомлены о приостановлении эмиссии ценных бумаг.
Письменное уведомление о разрешении возобновления эмиссии ценных бумаг должно содержать следующие сведения:
- наименование органа, принявшего решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг;
- дату принятия решения о возобновлении эмиссии ценных бумаг;
- полное наименование эмитента ценных бумаг, эмиссия которых возобновлена;
- вид, категорию (тип), форму ценных бумаг, государственный регистрационный номер их выпуска, орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, эмиссия которых возобновлена;
- указание на прекращение действия ограничений на совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, на осуществление рекламы ценных бумаг этого выпуска, запрета регистратору принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществление иных действий.
Орган, принявший решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг, в срок не позднее 5 дней с даты принятия такого решения публикует информацию о факте возобновления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации.
Выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом в следующих случаях:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии;
- осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и/или проспекте эмиссии;
- признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг;
- отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения);
- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;
- наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента;
- непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг после истечения срока размещения ценных бумаг;
- отказ регистрирующего органа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
- неразмещение предусмотренной решением о выпуске ценных бумаг доли, при неразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся;
- неразмещение хотя бы одной ценной бумаги выпуска;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом также в случае, если эмитентом в указанный в предписании срок не устранены нарушения, которые явились основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг (и которые должны были быть устранены в пределах срока размещения, установленного в решении о выпуске ценных бумаг).
В случае принятия Федеральной комиссией решения о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся она обязана уведомить об этом иной регистрирующий орган.
Уведомление о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся Федеральной комиссией осуществляется на следующий день после принятия такого решения по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи, с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения.
Федеральная комиссия и иной регистрирующий орган в случае, если это необходимо в целях защиты прав владельцев ценных бумаг, вправе признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся без применения процедуры приостановления эмиссии ценных бумаг.
В соответствии со ст. 26 ФЗ “О рынке ценных бумаг” возможно признание выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным. Однако Федеральный закон не определяет основания такого признания. Данный пробел восполняется Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 декабря 1997 г. № 45, в соответствии с которым выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по решению суда в следующих случаях:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации;
- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Обратиться с исковым заявлением о признании выпуска ценных бумаг недействительным могут Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, иной регистрирующий орган, орган государственной налоговой службы, прокурор, а также иные государственные органы и заинтересованные лица в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии в случаях, если:
- эмиссия ценных бумаг повлекла за собой введение в заблуждение владельцев этих ценных бумаг, имеющее существенное значение;
- цели эмиссии ценных бумаг противоречат основам правопорядка и нравственности;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
При этом Федеральная комиссия вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительным выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого осуществлена иным регистрирующим органом.
Регистрирующие органы вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительными выпусков ценных бумаг эмитентов, государственная регистрация выпусков ценных бумаг которых отнесена к их компетенции.
Если решение суда о признании выпуска недействительным, принято по иску иных лиц, то при вступлении такого решения в силу эмитент ценных бумаг обязан уведомить об этом Федеральную комиссию и иной регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг данного эмитента, а также направить в указанные органы копию решения суда.
Уведомление о признании выпуска ценных бумаг недействительным осуществляется в срок не позднее следующего дня после вступления в силу такого решения суда по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты вступления этого решения в силу (последующее уведомление).
Уведомление о признании выпуска ценных бумаг недействительным должно содержать следующие сведения:
- полное наименование эмитента ценных бумаг, выпуск ценных бумаг которого признан недействительным;
- наименование суда, дату принятия судебного акта о признании выпуска ценных бумаг недействительным;
- вид, категорию (тип), форму ценных бумаг, государственный регистрационный номер их выпуска, орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, признанного недействительным;
- основания признания выпуска ценных бумаг недействительным.
Эмитент обязан в срок не позднее 5 дней с даты признания выпуска ценных бумаг недействительным опубликовать сведения об этом в средствах массовой информации.
С даты вступления в законную силу решения суда о признании выпуска ценных бумаг недействительным запрещается совершение эмитентом сделок с этими ценными бумагами.
Обязанность по уведомлению регистратора, андеррайтеров, организаторов торговли, распространителей рекламы ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным, и ответственность за их неуведомление возлагается на эмитента этих ценных бумаг.
С даты получения предварительного уведомления о признании выпуска ценных бумаг недействительным регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении этих ценных бумаг, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии.
В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения этих ценных бумаг, должны быть возвращены владельцам. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также сами владельцы ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным для возврата средств, затраченных на их приобретение, вправе обратиться в суд.
Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным или несостоявшимся и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.
В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение в количестве сверх объявленного в проспекте эмиссии, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.
Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, то Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом. Следует отметить, что действующее законодательство не определяет, в чью пользу должны взыскиваться в этом случае средства. По нашему мнению, средства должны взыскиваться в пользу владельцев ценных бумаг, выпущенных сверх количества объявленного к выпуску.
Рассматривая вопросы недобросовестной эмиссии, хотелось бы обратить внимание на следующее. ФЗ “О рынке ценных бумаг” впервые на уровне закона закрепил понятие недобросовестной эмиссии. Вместе с тем этот закон содержит большое число норм, отсылающих к нормативным актам Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Огромное число нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пробелы в законодательстве породили немало проблем, основными из которых являются различное толкование используемых терминов, одинаковые основания признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и недействительным, неограниченная возможность регистрирующего органа для произвольного пересмотpa результатов заключенных между эмитентом и приобретателями и исполненных ими гражданско-правовых сделок, различный круг лиц, имеющих право оспаривать эмиссию, предусмотренный постановлением ФКЦБ и крут истцов, предусмотренный законом, необходимость более четкой регламентации правовых оснований признания выпуска ценных бумаг недействительным.

Понятие «ценная бумага» можно рассматривать с экономической и юридической точек зрения. В ГК РФ прописано, что это документ установленной формы, удостоверяющий имущественные права держателя на долю в предприятии. Как экономическая категория, ЦБ имеет ряд обособленных характеристик. Их классификация помогает раскрыть суть, виды и правила обращения.

Суть

Ценная бумага - это сертификат, удостоверяющий права владельца на имущество, реализация или передача которых осуществляется только при предъявлении документа. Ярким примером является акция. Держатель сертификата имеет право получить часть прибыли организации и активов в случае ее ликвидации. Как юридическая категория, ЦБ удостоверяет права владения, управления, передачи или получения собственности.

Признак эмиссионной ценной бумаги:

  • закрепляет совокупность прав;
  • эмитируется выпусками;
  • имеет одинаковые объемы, сроки реализации прав вне зависимости от времени покупки сертификата.

Как экономическая, она характеризуется ликвидностью, доходностью, курсом, надежностью. Сертификаты эмитируют (выпускают), продают и покупают, а также погашают (аннулируют).

Виды

Грамотно составленная классификация признаков позволяет правильно организовать учет операций с ЦБ, контролировать их движение и эффективно использовать в обращении.

Признак Разновидности
Происхождение Первичные (появляющиеся на рынке впервые) и вторичные
Срок Срочные и бессрочные
Форма Бумажные и бездокументарные
Принадлежность Отечественные и иностранные
Тип Инвестиционные (акции, облигации, фьючерсы и др.) и неинвестиционные (векселя, чеки)
Владение На предъявителя, именные и ордерные
Выпуск Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги
Форма собственности Государственные, корпоративные
Обращаемость Свободно обращаемые и нерыночные
Уровень риска Безрисковые и рисковые

Эмиссионные ценные бумаги и эмиссионная деятельность

В ст. 143 ГК РФ представлен список сертификатов, которые выпускаются крупными партиями на специальных бланках с обязательными реквизитами. Эмиссионными ценными бумагами являются акции, облигации, чеки, сберегательные сертификаты, коносаменты. Рассмотрим их детальнее.

Акции - это ЦБ, закрепляющие права держателя на получение части дохода в виде процентов и участие в управлении организацией.

Облигации – это эмиссионные ценные бумаги, подтверждающие право владельца в указанный в документе срок получить номинальную стоимость сертификата и зафиксированный процентный доход.

Депозитный сертификат – это свидетельство банка в письменной форме о вкладе средств, удостоверяющее право держателя по истечении определенного срока получить обратно деньги, а также процентное вознаграждение.

Коносамент – это документ, в котором содержатся условия договора перевозки груза.

Появлению ценных бумаг на фондовом рынке, как правило, сопутствует их эмиссия, т. е. выпуск. Данное понятие подразумевает целую процедуру, которая проводится в рамках законодательства.

Целевое назначение эмиссии

Осуществлением эмиссии ценных бумаг занимается эмитент, в качестве которого может выступать юридическое лицо, органы местного самоуправления либо частные лица, которые несут от собственного имени определенные обязательства перед обладателями ценных бумаг. Речь идет, прежде всего, о соблюдении прав, которые закреплены ценными бумагами.

Главная цель эмиссии ценных бумаг заключается в привлечении внешних источников финансирования.

Поэтому перед каждой эмиссией возникает задача выбора наиболее корректных финансовых инструментов.

При решении данной задачи следует учитывать следующие факторы:

  • располагает ли рынок необходимыми финансовыми инструментами;
  • средняя стоимость/сроки/условия финансирования;
  • непосредственные сроки эмиссии;
  • обеспечение, которое необходимо для привлечения денежных средств;
  • варьирование контроля над организацией с учетом источника финансирования (заемный/акционерный капитал).

Осуществление эмиссии ценных бумаг проводится при учреждении акционерных обществ, а также при потребности увеличения уставного капитала и привлечения дополнительных финансовых источников. Органы исполнительной власти прибегают к эмиссии, когда существует дефицит бюджета либо предполагается решение других значимых задач.

Привлечению заемного капитала на фондовом рынке способствует эмиссия корпоративных облигаций, которые размещаются среди индивидуальных/институциональных вкладчиков. При этом эмитент обязан обеспечить выплаты определенных процентов, а также основную сумму долга, которая приходится на конец срока обращения облигаций.

Корпоративная облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, оборот которой характерен для внебиржевого/биржевого рынка. Допускается выпуск с привлечением консультантов либо инвестиционных банков.

Образование акционерного капитала происходит посредством эмиссии акций с целью активации ресурсов долгосрочного назначения, которые так необходимы для стабильного функционирования предприятия. Если компания планирует привлечение средств с помощью эмиссии акций, она должна в обязательном порядке разработать долгосрочный план развития предприятия. В плане обычно указываются основные направления использования средств капитала, который будет достигнут за счет выпуска данных ценных бумаг.

Привлечение финансовых ресурсов: преимущества и недостатки

Плюсы и минусы привлечения предприятиями финансовых ресурсов, как правило, зависят от используемых фондовых инструментов.

Для эмитента, который занимается выпуском облигаций, характерны следующие преимущества:

  • обеспечение регулярного/стабильного контроля над деятельностью предприятия;
  • выплата процентов приходится на себестоимость продукции, что способствует уменьшению налогооблагаемой прибыли;
  • отсутствие участия кредитора в управлении предприятием;
  • сроки/условия участия можно предусмотреть заранее.

К недостаткам в данном случае обычно относят необходимость обеспечения стабильных источников поступления денежных средств, когда речь идет об обслуживании по займам. Риск невыполнения обязательств при этом может быть достаточно высок.

Выпуск долевых ценных бумаг, который выражается в публичном размещении акций, выгоден в плане привлечения потенциальных инвесторов, которые способны вывести предприятие на новые рыночные площадки, а также каналы реализации продукции.

Подобная эмиссия позволяет произвести актуальную оценку рыночной стоимости ценных бумаг. Тем не менее, подобный способ привлечения средств может создавать немалое количество последствий для руководства предприятия, суть которых сводится к значительной потребности во времени. Большие затраты времени, в свою очередь, могут обернуться ослаблением контроля над капиталом, и даже привести к смене руководства.

При выборе способа привлечения финансовых ресурсов рекомендуется руководствоваться основной стратегией развития фирмы. Не стоит забывать и о расчете затрат относительно реализации эмиссионного проекта, а также анализе возможных рисков. Данные процессы, как правило, отражаются в процессе конструирования ценных бумаг, осуществить которые эмитент не всегда способен самостоятельно. В таких случаях часто прибегают к услугам финансового консультанта – андеррайтера.

Эмиссия ценных бумаг и ее порядок

Весь механизм эмиссии ценных бумаг можно условно разбить на несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности, регламентированные законом. Формально к первому этапу можно отнести решение о выпуске ценных бумаг. Его может принять исключительно орган управления эмитента, который имеет соответствующие полномочия для проведения подобных действий. Согласно общим правилам, решение о выпуске акций может быть принято в период учреждения акционерного общества на собрании учредителей.

Если речь идет о дополнительном выпуске акций, решение принимается на совете директоров акционерного общества. Принятое решение должно быть оформлено согласно установленной нормативными документами форме. Данный документ вместе с общим пакетом бумаг следует представить в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации ценных бумаг.

В определенных случаях регистрации также подлежит проспект ценных бумаг, под которым следует понимать документ, содержащий подробные сведения об эмитенте, его материальном положении, выпущенных/выпускаемых ценных бумагах. Когда выпуск зарегистрирован, данные раскрыты, сертификаты отпечатаны, наступает черед размещения ценных бумаг.

Это самый важный этап для эмитента, поскольку именно при реализации ценных бумаг вырученные средства поступают на счет эмитента. Как и любой товар, ценные бумаги не всегда просто продать. При возникающих сложностях с продажей, всегда можно прибегнуть к профессиональной помощи андеррайтеров. Услуга, безусловно, не бесплатная, но это стоит того.

Размещение ценных бумаг предполагает открытую и закрытую подписку. Период размещения ценных бумаг должен ограничиваться одним годом. Если со стороны инвесторов наблюдался незначительный спрос относительно ценных бумаг, эмитент может ограничить количество ценных бумаг и разместить их меньшее число, чем было зарегистрировано. В противном случае нельзя увеличивать заявленное количество.

Исключительно после регистрации отчета эмиссию ценных бумаг можно считать завершенной.

Таким образом, процесс эмиссии ценных бумаг делится на следующие этапы:

  • Принятие эмитентом решения о выпуске/размещении ценных бумаг.
  • Работа с проспектом эмиссии.
  • Госрегистрация выпуска ценных бумаг/проспекта эмиссии.
  • Печать сертификатов ценных бумаг/раскрытие сведений, которые содержатся в проспекте эмиссии.
  • Размещение ценных бумаг/регистрация отчета.
  • Раскрытие сведений, которые содержатся в отчете, в случае, если имела место регистрация проспекта эмиссии.

Введение

Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать в качестве одного из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения определенных целей.

Государство использует эмиссию собственных бумаг потому, что чрезмерное увеличение налогов может привести к спаду экономической активности в стране, а неконтролируемая эмиссия денег грозит ростом темпов инфляции. Внешние кредиты могут ослабить экономическую независимость, а внутренние ограничат возможности Центрального банка Российской Федерации при регулировании денежного обращения. Субъекты Федерации и местные органы власти и управления (муниципальные органы) за счет выпуска собственных долговых обязательств могут обеспечить как приток денежных средств в бюджет, так и финансирование отдельных инвестиционных проектов. Эмиссия ценных бумаг наряду с другими источниками финансовых ресурсов может быть привлекательна для корпораций, так как в этом случае можно:

Варьировать сроки привлечения необходимых денежных средств (без ограничения срока при эмиссии акций) и выбирать приемлемый срок (при эмиссии облигаций);

Устанавливать приемлемую плату за привлекаемые денежные ресурсы, комбинируя имущественные права, закладываемые в ценные бумаги;

Увеличивать объем привлекаемых средств по сравнению с кредитом, который может выдать отдельный банк, за счет предложения выпускаемых ценных бумаг потенциально неограниченному кругу покупателей.


1. Понятие эмиссии.

Эмиссия представляет собой выпуск и размещение ценных бумаг. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» трактует эмиссию как ус­тановленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. действия, которые охваты­вают подготовку к выпуску, сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним.

Эмиссия охватывает исключительно эмиссионные ценные бумаги. Исходя из определения эмиссионных бумаг, к ним относят акции и облигации. При эмиссии ценных бумаг необходимо учитывать то, что как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, которые закреплены за ними. Поэтому у эмитента возникает возможность комбинировать различные имущественные права и тем самым изменять инвестиционные характеристики ценных бумаг, делая их более привлекательными для инвесторов. А у инвестора появляется возможность сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых ценных бумаг и выбирать те, которые соответствуют его инвестиционным целям.


2. Классификации эмиссии

Для понимания сущности эмиссии, осуществляемой корпорациями, определения ее целей, порядка проведения и параметров важно четко представлять себе отдельные виды (типы) эмиссии. Для этого проводят классификацию эмиссий, выделяя следующие наиболее значимые классификационные принципы:

Очередность проведения;

Форма осуществления;

Способ размещения ценных бумаг;

Форма существования выпускаемых ценных бумаг;

Характер владения;

Тип ценных бумаг.

2.1. Очередность проведения эмиссии

По очередности проведения эмиссию принято делить на первичную и последующие (дополнительные).

Первичная эмиссия имеет место тогда, когда образуется акционерное общество и необходимо сформировать уставный капитал. Порядок проведения первичной эмиссии зависит от того, какой способ учредительства законодательно закреплен в той или иной стране. В мировой практике принято различать единовременное (симультанное) и постепенное (суксессивное) учредительство.

Учредительство рассматривается как первоначальное вложение де­нежного капитала в акции, т. е. покупка акций в соответствии с их номиналом.

Более простой формой учредительства считается единовременное. При этой форме акционерное общество считается учрежденным только после того, как все выпущенные им акции полностью оплачены. В этом случае уставный капитал образуется за счет взносов учредителей, переданных в оплату акций общества. Как правило, государственная регистрация общества осуществляется после оплаты его учредителями определенной части уставного капитала, которая как бы служит гарантией организации и функционирования общества. Оставшаяся часть уставного капитала, как правило, должна быть оплачена в течение определенного законодательством срока.

Именно такой порядок учредительства принят в России. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» (ст. 34) акции ак­ционерного общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, указанного в уставе общества. При этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту его регистрации, а остальная часть - в течение одного года с момента регистрации.

Использование подобного подхода направлено прежде всего на защиту интересов контрагентов общества, поскольку оплаченный уставный капитал в этом случае является гарантией исполнения обществом своих обязательств.

Закон устанавливает (ст. 26) минимальный уставный капитал для государственной регистрации и обязательное указание в уставе на объем размещенных и объявленных акций (ст. 27).

При постепенном учредительстве акционерное общество считается учрежденным сразу же после его государственной регистрации независимо от того, полностью или нет оплачен уставный капитал общества. Учредители общества после его государственной регистрации привлекают инвесторов для оплаты уставного капитала.

Необходимо подчеркнуть, что первичная эмиссия касается исклю­чительно акций и имеет особое значение для акционерных обществ.

Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, так как они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств).

В России последующие эмиссии используются пока редко по следующим причинам:

Отсутствие опыта по эмиссии собственных ценных бумаг;

Слабое знание конъюнктуры рынка и механизма его функционирования;

Желание избежать издержек, сопровождающих эмиссию;

Преувеличение рисков, связанных с эмиссией ценных бумаг;

Стремление избежать размывания капитала и привлечения к управлению новых акционеров.

Если первичная эмиссия связана исключительно с привлечением денег, необходимых для формирования уставного капитала, то последующие эмиссии могут использоваться эмитентом не только для привлечения денежных средств, но и для решения других целей.

2.2. Формы осуществления эмиссии

По форме осуществления эмиссию можно разделить на открытую и закрытую.

Открытую эмиссию чаще называют публичной, так как она предпо­лагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации.

Закрытая эмиссия считается частной, или приватной, так как вы­пускаемые ценные бумаги предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется, как правило, принимать на себя обязательства по раскрытию информации.

Независимо от формы акционерного общества (открытого или закры­того) первичная эмиссия может осуществляться только в закрытой форме.

Указанные формы эмиссии различаются кругом инвесторов, привле­каемых к приобретению ценных бумаг, а также составом обязательств, принимаемых на себя эмитентом при выпуске ценных бумаг.

Выбор той или иной формы эмиссии имеет большое значение для эми­тента при привлечении денег под свои финансовые обязательства, поэтому важно определить достоинства и недостатки этих форм эмиссии.

К достоинствам открытой эмиссии можно отнести, во-первых, широкие возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Это напрямую зависит от количества возможных потенциальных инвесторов. При открытом размещении их количество не ограничено, а при закрытом оно заранее определено. Особое значение этот фактор приобретает при необходимости финансирования крупномасштабного проекта.

Во-вторых, обеспечение ликвидности ценных бумаг. С точки зрения эмитентов одним из факторов привлекательности ценной бумаги является степень ее ликвидности, которая определяет возможность для него быстро и без потерь мобилизовать денежные ресурсы в обмен на выпускаемые ценные бумаги. Естественно, что владелец свободно обращающихся акций находится в более предпочтительном положении, чем учредитель закрытого акционерного общества. Помимо этого эмитенты, сформировавшие ликвидный рынок своих ценных бумаг, имеют возможность более мобильно действовать на фондовом рынке, т.е. в относительно короткие сроки разместить новые выпуски ценных бумаг по приемлемой цене.

Несмотря на существенные преимущества, открытое размещение акций имеет и негативные стороны:

потеря контроля над управлением компанией путем размывания ее акционерного капитала. На сегодняшний день для многих российских компаний это тот фактор, который во многом тормозит развитие как данных конкретных компаний, так и всего фондового рынка;

возрастание издержек по обслуживанию корпоративного капитала и поддержанию компанией курса своих акций на вторичном рынке - проявляется в необходимости нести издержки по составлению ежеквартальных и годовых отчетов о финансово-хозяйственной деятельности.

2.3. Способы размещения эмиссии

Эмиссия ценных бумаг - облигаций, акций, опционов и т.д. - это установленная законодательно последовательность действий по размещению имеющими на это право эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг осуществляется теми организациями, кто имеет на это право, с одной из нижеследующих целей:

  • для формирования первоначального уставного капитала общества;
  • при изменении структуры уставного капитала происходит изменение количества и номинальной стоимости размещенных акций;
  • при изменении величины уставного капитала акционерного общества;
  • когда изменяется право, предоставляемое уже выпущенными акциями — при конвертации привилегированных акций в обыкновенные, при конвертации акций одного типа в тот же тип, но уже имеющий совсем другое право для владельца;
  • при привлечении инвестиций за счет размещения долговых обязательств и т.д.

Что такое эмиссия ценных бумаг

Эмиссионными ценными бумагами являются те документы, в основе которых лежит закрепляющая имущественное право владельца функция. К таким ц/б можно отнести и те, которые размещаются серийно и имеют равный объем и сроки осуществления прав в одном выпуске, причем, независимо от того, когда они были приобретены. К эмиссионным ценным бумагам относятся:

  • акция - ценная бумага, обладающая только эмиссионным характером;
  • облигация — ценная бумага, которая бывает как эмиссионная, так и не эмиссионная в случае единичных выпусков;
  • вексель - ценная бумага, относящаяся к типу не эмиссионных: исключение составляет серийно выпускаемый финансовый вексель.

На вопрос о том, какие ценные бумаги являются эмиссионными, какие к ним относятся, специалисты отвечают: к таким ценным бумагам относятся только те, которые характеризуются одновременно следующими признаками:

  • если ценная бумага закрепляет имущественные и неимущественные права владельца, подлежащие удостоверению - такая бумага является эмиссионной;
  • в случае, когда, согласно Федеральному закону по ц/б, осуществляются имущественные права владельца;
  • когда размещаются выпусками;
  • внутри выпуска обладают равными сроками и объемами осуществления прав, вне зависимости от времени их приобретения, например, акции или облигации.

Государство использует выпуск ц/б потому, что чрезмерно увеличенные налоги могут приводить к спаду экономической активности внутри страны, а неконтролируемый выпуск денег чреват ростом инфляции. Внешние кредиты ослабляют экономическую независимость, а внутренние — ограничивают возможности ЦБ Российской Федерации при урегулировании обращения денег. Субъектам Федерации и местным органам власти и управления — муниципальным органам за счет выпуска своих собственных долговых обязательств приходится обеспечивать не только приток в бюджет денежных средств, так и финансирование инвестиционных проектов. А потому выпуск ц/б, наряду с остальными источниками финансовых ресурсов, так привлекателен.

Для больших корпораций выпуск ц/б удобен тем, что:

  • можно варьировать сроками привлечения необходимых денежных средств, причем, без ограничения срока при выпуске ц/б и выбирать приемлемый срок;
  • можно устанавливать приемлемую оплату за привлекаемые в компанию денежные ресурсы, при этом комбинируя имущественные права, закладываемые в ц/б;
  • можно увеличить объем привлекаемых средств, особенно, по сравнению с кредитом, выдаваемым отдельным банком, за счет предложения выпускаемых имущественных документов неограниченному кругу покупателей.

Порядок эмиссии ценных бумаг

Независимо от цели эмиссии ценных бумаг, независимо от того, какие виды и в каком количестве выпускаются, обязательно должны быть соблюдены стандарты эмиссии ценных бумаг и пройдены все этапы эмиссии ценных бумаг. Поскольку эмиссия и обращение ценных бумаг является одним из источников, причем, достаточно актуальным, для получения финансовых ресурсов, то процедура выпуска используется не только государством — органами управления, но и юридическими лицами, которые имеют право на выпуск облигаций или акций, являющихся ценными бумагами.

Процедура эмиссии ценных бумаг должна иметь установленную законодательно последовательность по размещению этих документов и может быть первичной либо дополнительной. Регистрация эмиссии ценных бумаг — довольна сложная и дорогостоящая процедура, поэтому в случае принятия такого решения перед выпуском очень важно проведение предварительного анализа стратегического развития общества или компании.

Эмиссионные ценные бумаги - виды и этапы

Существуют разные критерии, по которым классифицируется ценная бумага. Одним из них является та форма ее выпуска, по которой ценная бумага была выпущена. По этому критерию выделяются эмиссионные ценные бумаги и неэмиссионные. Фондовые биржи России и многих других стран работают чаще всего именно с эмиссионными ц/б и являются организованным рынком, где торгуют облигациями или акциями.

Этапами стандартной эмиссии являются:

  • принятие решения;
  • утверждение решения;
  • государственная регистрация выпуска;
  • передача документов их первичным владельцам или размещение;
  • регистрация отчета - регистрация эмиссионных итогов.

Иногда вид выпуска отличается от стандартной последовательностью предпринимаемых действий. Например, в случае создания АО либо в случае реорганизации юридического лица — в случае разделения или слияния, выделения или преобразования порядок будет выглядеть несколько по-другому:

  • принятие окончательного решения о том, что предстоит эмиссия ценных бумаг;
  • утверждение решения и одновременная регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг или полного отчета об итогах.

При этом в случае злоупотреблений в данных действиях законодательно предполагается уголовная ответственность. Ведь чаще к ценным бумагам прибегают, когда преследует одну цель — осуществляют для привлечения денежных средств. Поэтому ее и проводят органы местного самоуправления или юридические лица, имеющие долговые обязательства.

Регистрация выпуска эмиссионных акций

Эмиссия обязательно регистрируется в соответствующих регистрирующих органах. Для того, чтобы ценные бумаги были зарегистрированы, для того, чтобы их выпуск был разрешен и у владельца появилось бы право пустить ценные бумаги в обращение, нужно собрать следующие документы:

  • заявление для разрешения - образец можно скачать в Интернете;
  • решение о выпуске эмиссионных ц/б;
  • проспект эмиссии ценных бумаг - это безусловный документ, требуемый при оформлении выпуска ц/б.
  • копии учредительных документов — при выпуске эмиссионных акций для создания акционерного общества.
  • проспект эмиссии ценных бумаг регистрируется в случае, если ценные бумаги реализуются среди безграничного круга лиц, т.е. открытой продажей, либо ценные бумаги распределяются среди заранее известных лиц числом не менее пятисот человек.

Наиважнейшая функция эмиссионных проспектов состоит в том, чтобы предоставлять вероятным инвесторам все виды наиболее достоверной и полной информации для принятия решения о том, будет ли ими инвестирована данная ценная бумага или нет. В случае, когда порядок эмиссионных действий требует, чтобы проспект был зарегистрирован, то на каждом этапе происходит полное раскрытие информации по ценным бумагам.

Если проспект нужно зарегистрировать, то порядок, по которому осуществляется этот процесс, дополняется несколькими этапами:

  • подготовкой проспекта;
  • регистрацией проспекта;
  • раскрытием всей информации, которую содержит проспекте и которая есть в отчете итогов выпуска.

Сам проспект эмиссии, как того требует порядок, независимо от того, какие ценные бумаги пускаются в обращение, должен содержать:

  • сведения о том, какая ценная бумага выпускается - вексель, акция или облигация;
  • данные об эмитенте — организации;
  • данные о ее финансовом положении.

Последних сведений проспект эмиссии по ценным бумагам, выпускаемый во время создания акционерного общества, не содержит, за исключением тех случаев, когда состав организации преобразуется, и в ее состав входят юридические лица, у которых иные организационно-правовые виды деятельности. При этом данные, представленные в проспекте об эмитенте, получившем право выпустить эмиссионные ценные бумаги, должны содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации, а также ее владельца или руководителя;
  • ее юридический адрес;
  • номер и дату ее регистрационного свидетельства в качестве юридического лица;
  • список ее филиалов;
  • информацию о лицах или лице, владеющих не менее чем пятью процентами уставного капитала и т. д.

Окончательный проспект эмиссии представляет собой документ-предложение, который высылается всем покупателям ц/б компании, причем, как во время, так и сразу после того, как ценным бумагам сделано первичное размещение. Вариант окончательного проспекта — это исправленная версия предварительного, которая содержит всю информацию о первичном размещении, а также исправления или дополнения, которые внесены в регистрационное заявление и в первоначальный проспект.

«Эмиссия ценных бумаг» — реферат

Дисциплины, в которых студентам экономических высших учебных заведений преподаются азы операций с ценными бумагами, их виды, этапы эмиссии, регистрация проспекта - одним словом все, что связано с рынком, занимающимся ценными бумагами, есть в учебных планах многих вузов. В процессе обучения студенты не только сдают экзамены и зачеты по этим дисциплинам, но и пишут хотя бы один реферат по всем пройденным темам. Сегодня такие рефераты или курсовые можно посмотреть в Интернете.

Реализацию экономических интересов эмитенты осуществляют на первичном фондовом рынке. А разрешение на выпуск ц/б дает им Федеральная комиссия по рынку ц/б. Размещение эмитентом ц/б среди первых владельцев специалисты называют первичным фондовым рынком. Именно на этом этапе эмитентом приобретаются необходимые ему для дальнейшей деятельности инвестиционные ресурсы.

При этом выпуск ц/б связан с определенным риском для эмитента. Наиболее существенными видами риска являются:

  • риск ликвидности - когда наступает снижение цен размещения;
  • увеличение комиссионных андеррайтеру;
  • временной риск, когда бывает упущено время для наиболее выгодного размещения или когда рынок не «готов» или, говоря языком специалистов — «перегрет»;
  • риск платежа, когда затягивается оплата со стороны приобретателя;
  • возможность оплаты не только денежным эквивалентом, но и иными ценностями;
  • операционный риск — отсутствие навыков у эмитентов.

Эмиссия в таком случае полностью размещается среди стратегических инвесторов, намеренных контролировать данное акционерное общество. Для защиты прав и интересов акционеров решение разместить ц/б посредством закрытой подписки принимает только общее собрание акционеров, причем, большинством — тремя четвертями голосов или семьдесят процентами от членов общего собрания.

Первичный рынок ц/б всегда считается в определенной степени каким-то неопределенным и «капризным». Облигации, акции и другие виды ц/б могут распространяться не настолько активно, как владельцам хотелось бы. У инвесторов могут возникнуть сомнения в эффективности предприятия эмитента, и тогда курс будут понижаться. Устойчивость фондового рынка во многом зависит от игроков — брокеров и дилеров, от того, насколько они способны «фиксировать» цены, т.е. придать стоимости стабильность, не допуская ее резких колебаний.

К тому же первичный рынок при всей своей организованности чреват потенциальной угрозой потери стабильности и равновесия. Акции или облигации, приобретенные инвесторами, могут быть перепроданы. Подобные сделки совершаются уже на вторичном рынке, который состоит из двух составляющих - из фондовых бирж и внебиржевого рынка.