Повышение роли государства в смешанной экономике. Функции и роль государства в смешанной экономике

экономика рынок денежный инвестиционный

Основным регулятором смешанной экономики является рынок. «Невидимая рука» рынка регулирует важнейшие параметры экономического развития. Прежде рыночный механизм объединяет производителей и потребителей в единую экономическую систему, подчиняет производство общественным потребностям в форме платежеспособного спроса. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов. Это означает, что он направляет ресурсы на производство тех товаров, которые наиболее нужны обществу, принуждает предпринимателей применять наиболее эффективные комбинации использования ограниченных ресурсов, способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий. И наконец, рынок играет большую селективную функцию среди товаропроизводителей, благодаря чему из товарного производства выбывают те хозяйствующие субъекты, результаты деятельности которых не отвечают условиям рыночной конкуренции.

Однако рынок не является идеальной формой организации общественного производства. Как субъект государственного регулирования он имеет определенные ограничения, которые можно объединить в четыре направления.

Первый - рынок не обладает совершенным механизмом, способным противостоять такому явлению, как экономическая нестабильность, которая проявляется через затяжной спад производства, чрезмерное безработицы, высокий уровень инфляции и т.д.

Второй - рынок способен реагировать только на индивидуальные потребности людей, которые финансируются отдельными субъектами согласно их индивидуальным планам. Поэтому рынок не имеет механизмов, которые способны обеспечивать людей общественными благами, т.е. товарами и услугами коллективного потребления, потребность в которых не зависит от индивидуальной платежеспособности. К ним относятся услуги государственного управления, национальной армии, милиции, здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.

Третий - современный рынок не совершенен, поскольку на рыночные отношения большое влияние могут оказывать монопольные образования. Воздействуя на объемы производства и цены, они ограничивают эффективность рыночной конкуренции и создают условия для такого распределения ресурсов, которое учитывает не общественные, а собственные интересы. Рыночный механизм не имеет надежного иммунитета, который способен противостоять монополизму.

Четвертый - взаимодействие людей через рыночный механизм порождает негативные побочные последствия, так называемые внешние эффекты, которые не учитываются в процессе рыночных отношений. К ним относятся избыточное неравенство в доходах, неравномерное развитие отдельных регионов, нарушения экологических условий жизни населения, отклонения от стандартов качества потребительских товаров и т.п.

Перечисленные выше ограничения рынка могут быть компенсированы только с помощью государственного вмешательства в экономику. Поэтому на современном этапе развития товарного производства государство объективно вынуждено выполнять ряд функций, направленных на регулирование экономики.

К главным ее функций можно отнести следующие:

1. Разработка политики социально-экономического развития страны, с помощью которой определяются главные цели, приоритеты и средства развития экономики. Это означает, что государство разрабатывает стратегию социально-экономического развития: определяет ресурсы и предусматривает определенные меры, необходимые для ее реализации; прогнозирует экономические, социальные и международные последствия ее внедрения в жизнь. Дер венная экономическая политика реализуется через экономические прогнозы, планы и программы, которые в условиях рыночных отношений должны ориентирующий и рекомендательный характер.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между отдельными мы субъектами рынка, т.е. устанавливает «правила игры» на рынке. Опираясь на экономическое законодательство, оно выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и принимает соответствующие меры к нарушителям.

3. Защита конкуренции как главного «мотора» рыночного механизма. С этой целью государство осуществляет антимонопольную политику.

4. Перераспределение доходов и ресурсов. Необходимость в перераспределении доходов обуславливается природой рынка согласно которому первичные доходы отдельных домохозяйств жестко связаны с результатами их индивидуальной трудовой деятельности. Это неизбежно порождает чрезмерные изменения в личных доходах, а также отсутствие доходов у нетрудоспособных членов общества.

Необходимость в перераспределении ресурсов определяется двумя аспектами. Первый касается необходимости выделения ресурсов на производство общественных благ. Эту проблему решает правительство. Он, с одной стороны, через налоги сокращает доходы и спрос частного сектора на ресурсы, с другой - используя налоговые поступления, он перераспределяет ресурсы в производство общественных благ через государственные закупки.

Второй аспект вытекает из необходимости учета внешних эффектов рынка. Например, цена как регулятор распределения ресурсов не учитывает расходы общества, связанные с загрязнением окружающей среды. Следовательно, она является заниженной и вызывает чрезмерный спрос на экологичные товары, направляет на их производство чрезмерное количество ресурсов.

В этих условиях государство может скорректировать распределение ресурсов двумя путями:

1) применение специального экологического законодательства, которое запрещает или ограничивает уровень загрязнения окружающей среды и заставляет предприятия производить дополнительные расходы, поднимает цену до оптимального уровня;

2) введение специальных налогов с предприятий, которые загрязняют окружающую среду, с целью возмещения потерь общества, связанных с этим загрязнением.

5. Стабилизация экономики. Как уже отмечалось, рынок не всегда может самостоятельно противостоять экономической нестабильности. Поэтому возникает необходимость государственного воздействия на экономический цикл. В основе стабилизационной функции государства лежит то обстоятельство, что расходы приватного сектора экономики могут быть недостаточными для достижения полной занятости или чрезмерными. В первом случае государство может применить стимулирующую политику, в другом - сдерживающую. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика, с помощью которых она влияет на совокупный спрос.

Государственное вмешательство в экономику может быть при условии, что оно является взвешенным, то есть учитывает «разделение труда» между государством и рынком. Поэтому в теории и на практике всегда существует проблема соотношения между государственным регулированием экономики и рыночным саморегулирующаяся регулирования. Во многом решение этой проблемы зависит от того, как понимается сущность государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства по созданию правовых, экономических них и социальных предпосылок, необходимых для наиболее эффективного функционирования рыночного механизма и минимизации его негативных последствий. Рациональное государственное регулирование экономики не противостоит механизма ее рыночного регулирования и не подменяет его, а сознательно использует его регулирующий потенциал, дает рыночным регуляторам способность более целенаправленно и эффективно влиять на экономическое развитие. В конечном итоге это должно способствовать достижению поставленных государством целей и приоритетов с меньшими экономическими и социальными потерями.

Опираясь на рыночный механизм, государство не ограничиться только его инструментами. Наряду с ними она использует и нерыночные инструменты, которые дополняют хозяйственный механизм, придают ему целенаправленный характер. Так, государственные закупки, налоги, трансферты, денежная эмиссия не являются инструментами рыночного механизма. Но без их использования не могут решаться важные вопросы социально-экономического развития страны.

Государственное регулирование экономики - это субъективный фактор экономики. Поэтому его эффективность обусловлена тем, насколько государство в процессе выполнения своих регулирующего функции учитывает объективные экономические законы, и прежде всего законы рынка. В этом смысле рыночные законы создают объективную границу для вмешательства государства в экономику. Иными словами, рыночный механизм - это сфера государственного невмешательства. Более того, государство должно способствовать развитию рыночного механизма, устранять искусственные препятствия на его пути, которые могут создавать для него предпринимательские монополии и властные структуры.

Государство может вмешиваться в рыночный механизм только в одном случае - когда этот механизм еще не достиг необходимого потенциала и поэтому не способен выполнять свою положительную роль в экономике. Показательным примером этого является переходная экономика, которая находится в состоянии изменения экономических отношений, когда административно-командные механизмы уже не действуют, а рыночные - еще находятся в стадии становления. Найти рациональное соотношение между государственным вмешательством в экономику и ее рыночным саморегулированием-актуальная проблема органов государственного управления.

В условиях развитого рынка государственное регулирование экономики - это вмешательство государства не в рыночный механизм, а в предпосылки и побочные последствия его функционирования. В первом случае государство с целью получения необходимых сдвигов в экономике должна не подменять законы рынка искусственными законами, а влиять на тех условия, которые обеспечивают реализацию этих законов. Воздействуя на условия функционирования рынка, она может направить развитие рыночных отношений в соответствии с целями государственной экономической политики. Так, применяя политику «дорогих» или «дешевых» денег, государство не вмешивается в законы денежного рынка, а влияет только на соотношение между спросом и предложением на деньги и через изменения в этом соотношении целенаправленно регулирует экономические процессы.

В противном случае государство, учитывая ограничения рыночного механизма, его неспособность предотвратить возникновение негативных побочных последствий от функционирования экономики, может нейтрализовать их с помощью нерыночных инструментов. Так, государственные программы помощи малоимущим, нетрудоспособным и временно безработным членам общества могут обеспечить их социальную защиту без вмешательства в рыночный механизм.

Важной предпосылкой, определяющей эффективность государственного регулирования экономики, является учет действий государства индивидуальных условий конкретной страны. Эти условия характеризуются такими показателями, как доля государственного сектора в смешанной экономике, структура экономики, достигнутый технический уровень производства, место национальной экономики в мировом разделении труда, природные, демографические, национальные и политические условия. Учет этих условий требует от каждого государства творческого подхода к определению границы и методов своего вмешательства в экономику.

Сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Что и как государство делает для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей характеризуется понятием "функции государства". Слово "функция" происходит от лат. и означает исполнение, обязанность, круг деятельности.

Современные государства мира выполняют политическую, социальную, международную и экономическую функции .

Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Все функции государства тесно взаимосвязаны. Но, по мнению экономистов, экономическая функция является важнейшей, поскольку отсутствие надлежащего экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функций.

Экономические функции государства в современной смешанной экономической системе можно сгруппировать по следующим пяти направлениям.

1. Эмиссионная функция. ее сущность заключается в обеспечении экономики необходимым количеством денег. В этой сфере государство является монополистом и противостоит большому количеству покупателей, которые формируют спрос на деньги. С целью удовлетворения этого спроса государство осуществляет денежно-кредитную политику.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между производителями и покупателями товаров, регламентирует осуществление отдельными предприятиями внешнеэкономической деятельности, определяет обязанности предприятий перед государством и т.д. Опираясь на экономическое законодательство, государство выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и принимает соответствующие меры к нарушителям.

3. Устранение недостатков рыночного саморегулирования. Механизм рыночного регулирования обеспечивает эффективное распределение ресурсов только при определенных идеальных условиях. Распределение ресурсов, при котором ни один из субъектов рынка не может улучшить своего состояния, чтобы не ухудшить состояния других субъектов рынка, называется эффективным (оптимальным) по Парето (Вильфредо Парето (1848-1923) - выдающийся итальянский экономист).

Однако в экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает оптимального по Парето использование ресурсов. Такие условия и создают недостатки (провалы, несостоятельность) рынка.

Изъяны рынка возникают вследствие несостоятельности конкуренции; неспособности рынка обеспечивать людей общественными товарами; внешних эффектов; неполноты рынков; несовершенство информации; экономической нестабильности.

Несостоятельность рыночного саморегулирования обеспечить эффективный по Парето распределение ресурсов компенсируется государственным регулированием экономики. С этой целью государство осуществляет защиту конкуренции, обеспечивает людей общественными товарами, реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий), участвует в решении проблем неполноты рынков, формирует информационную инфраструктуру рынка, осуществляет стабилизационную политику .

4. Перераспределение доходов. Экономика, оптимальная по Парето, констатирует состояние, за которым экономические ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Но эффективное распределение ресурсов еще не означает эффективного распределения доходов между членами общества. Конкурентные рынки способны порождать неравномерность распределения доходов и даже полный недостаток средств для существования в нетрудоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение через разнообразные социальные программы в форме трансфертных платежей. Кроме того, государство может регулировать индивидуальные доходы через влияние на процесс формирования первичных доходов (установление минимальной заработной платы, введение прогрессивно-пропорциональной формы налогообложения, индексация доходов с учетом инфляции, регулирование цен на товары и услуги первой необходимости и т. д.).

5. Обеспечение обязательными товарами. Товары (правила поведения), которые государство обязывает людей использовать (придерживаться), называются обязательными товарами. Важным аргументом в пользу государственного вмешательства в экономику является известная истина, что человек способен действовать вопреки собственным интересам (например, люди курят, употребляют чрезмерное количество алкоголя, нарушают правила дорожного движения, потребляют вредные для здоровья продукты и тому подобное). Взгляды, согласно которым государственное регулирование необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими. Сторонники патернализма считают, что "оставленные на произвол судьбы" люди способны вредить не только себе, но и другим членам общества.

Реализация экономических функций государства осуществляется через механизм бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики .

Примечания

1. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - 316 с.

Необходимость политической функции государства вытекает из самой сущности государства как политической формы организации общества. Политическая функция государства состоит в обеспечении целостности и сохранении общества, в создании условий для спокойного и гармоничного его развития. Игнорирование политической функции способно порождать политическую нестабильность, социальные конфликты и хаос в экономической сфере. При таких условиях любое государственное управление и государственное регулирование экономики не может быть и речи.

Социальная функция государства заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Выполнение социальной функции предусматривает: создание государством условий для воспроизводства и развития человека (демографическая политика, образование, воспитание и тому подобное); формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека; стимулирование творческого роста человека; воплощение в жизнь принципов социальной справедливости и прочее.

Международная (внешняя) функция государства заключается в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового сообщества. Внешняя политика должна учитывать геополитические обстоятельства, которые определяют судьбу народов, а также извечные национальные интересы. Государство должно осуществлять международную функцию в стратегических параметрах, налаживать нормальные отношения с другими странами вдоль своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с как можно большим количеством государств, способствовать развитию международных организаций. Благоприятное международное положение создает условия для конструктивного развития любой страны.

2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - С. 10-12.

Для защиты конкуренции и ограничения монополистических тенденций государство осуществляет антимонопольную политику. Она реализуется на основании антимонопольного законодательства, которое дает правовую оценку следующих явлений: злоупотребления монопольным положением на рынке; неправомерность некоторых соглашений между предпринимателями; дискриминация предпринимателей органами власти и управления; недобросовестная конкуренция. Нормативно-правовыми актами также регламентируются средства государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ответственность за его нарушение и т. д.

Другим является отношение государства к естественных монополий. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма способна обеспечить весь рынок товарами, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы конкурирующие фирмы. При таких условиях конкуренция становится нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не можно было бы реализовать, а следовательно, затраты на единицу продукции стали бы слишком высокими. Соответственно росли бы и цены.

Возможным средством обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополий есть альтернатива: государственная собственность - государственное регулирование.

Одной из важнейших функций государства является производство чистых и смешанных общественных товаров. Четко разграничить общественные, смешанные и частные товары - сложная задача, решение которой зависит от многих факторов: исторических, политических, экономических, демографических, идеологических и т. п. Однако такое разграничение является необходимым по двум причинам. Во-первых, сфера производства чистых общественных товаров приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора. Во-вторых, сфера производства смешанных общественных товаров является ареной конкуренции общественного и частного секторов. В отличие от других субъектов экономических отношений государство имеет законное право изымать доходы через налогообложение. Именно налоги и являются источником финансирования производства общественных товаров. Следовательно, возмещение расходов на производство общественных товаров осуществляется за счет налогоплательщиков.

В современном мире государство как субъект экономических отношений обеспечивает предоставление таких общественных услуг (товаров): государственное управление (в том числе государственное регулирование экономики), оборона, безопасность (человека, государства, общества), социальная защита, охрана здоровья, физическая культура, спорт, образование, фундаментальные научные исследования, культура, искусство, охрана окружающей среды и т. др.

Государство реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий) в разные способы. В некоторых случаях она регламентирует права и обязанности субъектов рынка. На практике это достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Так, государство устанавливает нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, а также ограничения по загрязнению воздуха, воды и тому подобное. Кроме того, государство может использовать различные формы и методы регулирования цен, которыми предусматриваются взыскания штрафов с предприятий, которые создают негативные экстерналии, и вознаграждение тех предпринимателей, которые создают позитивные экстерналии. Государство не может оставаться равнодушной к негативным внешним эффектам, но выбор оптимальных форм воздействия также не может быть шаблонным - он определяется спецификой конкретной ситуации и целесообразностью.

Государство принимает активное участие в решении проблем неполноты рынков. Для этого она осуществляет координацию действий потенциальных производителей и потребителей. Наиболее распространенными формами такой координации являются макроэкономические планы, государственные целевые комплексные программы, государственные закупки товаров (услуг) и тому подобное.

Обычной практикой для индустриально развитых стран является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Информация в основном является общественным товаром. Предоставление информации любому лицу не уменьшает ее количества для других. Эффективность требует бесплатного распространения информации или, точнее, плата за информацию должна покрывать расходы на ее предоставление. Если через информационную асимметрию потребитель в состоянии защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов как покупатель, он может попробовать это сделать через механизм управления общественным сектором как избиратель.

Государство осуществляет стабилизационную политику. В основу стабилизационной функции государства возлагается то обстоятельство, что уровень производства зависит от уровня совокупных расходов. Расходы частного сектора могут быть либо недостаточными для достижения полной занятости, или чрезмерными. В первом случае возникает избыточная безработица, во втором - инфляционный рост. В первом случае государство может применить стимулирующую политику, во втором - сдерживающую. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика.

3. Бандур С.И., Заяц Т.А., Терон И.В. Современная региональная социально-экономическая политика государства: теория, методология, практика. - К.: РВПС Украины HAH Украины. - ООО "ПРИНТ ЭКСПРЕСС", 2002. - 250 с.

В современной экономике государству принадлежит огромное значение. Мы выясним, почему необходимо государственное вмешательство в хозяйственные процессы, к чему сводятся главные социально-экономические функции государства и как оно участвует в кругообороте ресурсов, продуктов и доходов. Рассмотрение данных проблем тем более важно, что вокруг них идет не только постоянная и оживленная дискуссия, но и жесткая идеологическая и политическая борьба.

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ

Прежде чем говорить о природе современных форм государственного участия в хозяйственных процессах, остановимся на необходимости самого этого участия. То, что государственное, невмешательство в экономическую жизнь приводит к нежелательным последствиям, лучше всего уяснить с позиций пяти фундаментальных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система. Об этих вопросах уже шла речь в гл. 2.

Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов

Попытаемся разобраться более предметно в том, способна ли рыночная система сама по себе, т. е. без участия государства, находить оптимальные ответы на фундаментальные экономические вопросы? При этом рассмотрим каждый вопрос в отдельности.

1. Что производить? На данный вопрос чисто рыночная экономика отвечает просто: производится только то, что приносит прибыль. В свою очередь, прибыль обеспечивает лишь та продукция, выручка от реализации которой больше издержек на ее производство и сбыт.

Если реализация данного продукта обеспечивает его продавцу нормальную (среднюю) прибыль, то продукт будет вырабатываться и поставляться на рынок без заметных колебаний. Когда же товар обеспечивает сверхприбыль его поставщику (т. е. прибыль выше ее нормальной величины), тогда производство и сбыт указанного продукта начинают расширяться, привлекая в соответствующую отрасль дополнительные материальные и людские ресурсы до тех пор, пока цены на них не поднимутся настолько, что прибыль от их применения в производстве данного Продукта снова опустится до нормальной величины, а его выработка окажется на равновесном уровне. Коль скоро, наоборот, продажа конкретного продукта приносит прибыль ниже средней величины или даже вызывает убытки, то его поставки будут уменьшаться, соответственно сокращая производственное потребление необходимых для выработки этого товара вещественных и личных факторов производства, причем до тех пор, пока цены на них не снизятся настолько, что будут увеличивать прибыль от его выпуска до нормального уровня, при котором установится равновесный объем поставок данного продукта.

Механизм формирования так называемой нормальной прибыли на базе средней нормы прибыли будет описан во второй части курса. Здесь же следует отметить, что присвоение нормальной прибыли служит как бы индикатором [от лат. indicator - указатель] рыночного равновесия - равновесия спроса и предложения по поводу конкретного товара - равновесия, которое детерминируется его ценой и одновременно само определяет эту цену и объем производства, находящийся в зависимости от цен на необходимые для него объективные и субъективные факторы производства (цен, обусловленных соотношением спроса и предложения на каждый из них).

Таким образом, взаимодействие спроса и предложения, как на конечный продукт, так и на требующиеся для его создания ресурсы, играет решающую роль в определении прибыльности или убыточности тех или иных производств. Следовательно, именно этим детерминируется задача - что и в каком количестве выпускать. Поскольку носителем платежеспособной потребности (представителем спроса) является покупатель, то он обладает суверенитетом в определении того, какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет совокупные потребности. Суверенитет платежеспособных потребителей ограничивает свободу выбора производителей в деле установления структуры и объема поставок продукции, а также необходимых для ее выпуска ресурсов.

Вместе с тем механизм ответа на вопрос, что производить, эффективно действует только в условиях конкуренции. Ослабление конкуренции вследствие усиления монополистических тенденций подрывает гибкую реакцию предложения на изменяющийся спрос, что означает неадекватный ответ олигархического рынка на вопрос, какой набор товаров и услуг лучше соответствует сложившимся платежеспособным потребностям. Без государственного вмешательства в этот процесс невозможно наладить эффективное приспособление предложения к спросу. Вмешательства со стороны государства требует также и оптимизация структуры самого спроса, ибо на нее сильно влияет порождаемая рынком чрезмерная дифференциация доходов. К тому же рынок вообще не заинтересовывает в производстве так называемых общественных благ; их созданием занимается только государство.

2. Для кого производить? На этот вопрос чисто рыночная экономика отвечает без оглядки на мораль и справедливость: любой продукт распределяется между теми, кто желает и способен уплатить за него рыночную цену. Другими словами, возможностью получить всякий товар обладают только платежеспособные потребители. Остальных рынок не допускает к потреблению того, на покупку чего у них нет средств.

Как уже отмечалось в гл. 7, сама платежеспособность конкретных домохозяйств определяется тем, какими ресурсами они владеют и по каким ценам поставляют их на рынок, поскольку это формирует структуру и размеры их первичных денежных доходов. Расходуя эти доходы на доступные по цене товары и услуги, каждое домохозяйство получает их в свое потребление.

Столь беспощадный ответ рынка на вопрос, для кого производить, устраивает наиболее состоятельную и меркантильную часть населения, но оказывается весьма жестоким и болезненным для лиц, не получивших достаточного наследства и полноценного образования (квалификации) или не склонных к учету и эффективной реализации своих экономических интересов, а также для людей с невыраженными способностями, не говоря уже о многодетных и неполных семьях, сиротах, инвалидах и престарелых. Рынок и его законы обрекают эти категории населения на нищету. Частная благотворительность не способна ее устранить, хотя и может несколько сгладить. Только государственное вмешательство в распределение доходов в принципе может выровнять, хотя бы по доступу к основным благам, стартовые условия большинства людей.

Постсоветские реформы еще раз доказали, что устранение государства от участия в распределении наносит удар по интересам подавляющей части общества, а в конечном счете по обществу в целом. Это проявляется также в области технологии и организации производства.

3. Как производить? В условиях конкурентного рынка интересы максимизации прибыли заставляют фирмы минимизировать затраты на единицу продукции посредством приобретения наиболее дешевых ресурсов и оптимального их комбинирования на базе наиболее совершенных технологий и систем организации хозяйственной деятельности. Тут у предприятия обычно есть широкий выбор альтернатив по каждому ресурсу, пригодному для создания и сбыта продукции, как и по технологическим и организационным вариантам применения этих ресурсов. Верные решения или, наоборот, просчеты в этих вопросах существенно влияют на конкурентоспособность фирм, на их рыночное положение и его изменение в лучшую или худшую сторону.

Однако подрыв конкуренции ведет к ресурсному, технологическому и организационному консерватизму, поскольку максимизация прибыли в данных условиях может достигаться не за счет их оптимизации, а через монопольное обладание рыночной властью. Она выражается не только в контроле монополий над источниками ресурсов и за рынками сбыта, но также в скупке ими патентов [от лат. patens - открытый, явный] на результаты НИОКР и в приобретении лицензии [от лат. licentia - свобода, право] на их применение. Патенты и лицензии приобретаются олигополиями зачастую не для того, чтобы внедрять соответствующие новшества, а чтобы не допустить возможности их использования другими, т. е. в качестве превентивной [от лат. praevenio - опережаю, предупреждаю] меры по предотвращению усиления конкурентов.

Выходит, что без вмешательства государства в рыночную среду нельзя поддерживать конкуренцию и, следовательно, преодолевать застойные тенденции. Государство прежде всего через антимонопольное регулирование должно помогать рынку адекватно отвечать на вопрос, как производить.

4. Способна ли система адаптироваться? Конкуренция позволяет рыночной экономике быстро приспосабливаться к постоянным изменениям в спросе, в ресурсной базе, в технологии и организации хозяйственной деятельности. Угроза снижения прибыли, возникновения убытков и возможности банкротства вынуждает фирмы столь же постоянно обновлять номенклатуру продукции, переходить к использованию наиболее современных ресурсов и организационно-технических комбинаций их применения. Тут, по известному выражению А. Смита, как бы действует "невидимая рука", которая обеспечивает в данных вопросах тождество частных интересов предпринимателей, ориентированных на присвоение максимальной прибыли, с общественными интересами в удовлетворении меняющихся потребностей, в экономии ресурсов и в техническом прогрессе.

Но моно- и олигополии, моно- и олигопсонии снижают или даже нейтрализуют способность рыночной экономики к адаптации [от лат. adaptatio - прилаживание, приноровление]. Это обусловлено все тем же: имея возможность максимизировать прибыль за счет своей рыночной власти, они игнорируют те запросы, удовлетворение коих требует значительного риска и затрат, те ресурсы и технологии, какие являются достаточно капиталоемкими на стадии внедрения и предполагают значительную реструктуризацию. Для них "невидимая рука" А. Смита оказывается действительно невидимой, точнее, незамечаемой.

И тут лишь государственное вмешательство способно исправить ситуацию. Государство обязано не только препятствовать засилию олигополии посредством антимонопольного регулирования, но и оказывать поддержку фирмам-новаторам разными способами в освоении новой продукции, новых ресурсов и новых технологий.

5. Сколько использовать ресурсов? На данный вопрос чисто рыночное хозяйство отвечает тоже просто: спрос порождает предложение. Использование ресурсов определяется, с одной стороны, структурным соотношением совокупного спроса и совокупного предложения, а с другой - степенью монополизации национальной экономики. Хроническая и растущая безработица, недогрузка производственных мощностей во всех капиталистических странах наиболее наглядно свидетельствуют, что смешанная экономика, в которой доминируют рыночные отношения, не в состоянии задействовать все наличные материальные и трудовые ресурсы.

Такое положение можно изменить в позитивном направлении путем совершенствования государственного участия в экономике. Это в особенности касается сфер производства так называемых общественных и квазиобщественных [от лат. quasi - якобы, как будто] благ.

В статье раскрываются характерные черты смешанной экономики. При этом особое внимание уделено государственному регулированию как одному из элементов поддержки предпринимательства.

Роль государства в смешанной системе хозяйствования

В статье раскрываются характерные черты смешанной экономики. При этом особое внимание уделено государственному регулированию как одному из элементов поддержки предпринимательства.

Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.

Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.

Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.

Без активного вмешательства государства «невозможно I обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.

Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.

Хозяйственная система, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическими процессами с помощью рыночного механизма и государственного регулирования получила название смешанной экономики.

В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.

Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности, является государственная собственность.

Исторически во многих странах государственный сектор включает объекты транспортной системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятия государственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышения эффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другими целями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.

Так, например, расходы на образование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности или отдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышению эффективности экономики в целом. Следовательно, существуют экономические основания передачи части сферы здравоохранения и образования в государственное управление и финансирование.

Принципиально вопрос о необходимости государственного сектора решен теоретически и практически. Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданных ключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкая стимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности за использование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этих государствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны, государственные расходы достигают 62 процентов валового национального продукта .

Структура экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессы приватизации государственных предприятий, наиболее активно - в Англии, Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности - в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.

Возросшие масштабы накоплений в частном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частной собственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемые государственные предприятия в рыночную систему.

Сами по себе собственность и свобода выбора-необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной работы предприятий. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг.

Поэтому государственное регулирование обязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономике высокого уровня конкуренции.

В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по трем основным направлениям.

Во-первых, путем воздействия на предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.

Во-вторых, государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.

Наконец, важной функцией государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.

Но тут встает справедливый вопрос: какая же должна быть степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной системе хозяйствования.

На этот вопрос ответ можно получить исходя из концепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного производства. Как известно экономика существует во имя полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Как «спрос» всегда является частью «потребности», так и «рынок» всегда является частью «экономики». Рынок обеспечивает платежеспособную часть потребности («спросовую») ибо он не может быть убыточным, так как по определению он может быть только доходоприносящим.

Для удовлетворения неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство организует нерыночную («квазирыночную») сферу производства. Как видно из рис. 1 нерыночный сектор смешанной экономики существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).

То есть должен существовать особый баланс: с одной стороны - между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно рынком «так называемых «классических товаров»), и с другой стороны - между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно государством (так называемых «общественных благ»). Представленная графическая модель смешанной экономики носит абстрактный характер, но дает понять ее суть.

Конкретная экономика конкретной страны имеет свои проблемы, но логика смешанной экономики едина, это:

насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;

насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор;

процесс приватизации (в том числе и земли) будет в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного .

В целом эффективность экономики определяется эффективностью деятельности предприятий (фирм, компаний), которые в условиях смешанной системы хозяйствования непосредственно подвергаются воздействию рыночных механизмов, а также государственному регулированию.

Список литературы

1. Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов Н/Д, «Феникс», 1999.

2. Энклунд Клас. Эффективная экономика- шведская модель: Пер. со швед.- М.: Экономика, 1991.

3. Асаул Анатолий Николаевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета. Роль государства в смешанной системе хозяйствования

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru/

Лекция 12

  1. Причины вмешательства государства в экономику.
  2. Социально-экономические функции государства.
  3. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность.

1. В современной экономике государству принадлежит огромное значение. При всœем демократизме рыночного механизма он обладает целым рядом недостатков, обусловливающих крайне важность вмешательства государства в экономику.

Несовершенства рыночной системы:

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всœему человечеству, к примеру, рыбных богатств океана;

Игнорирует отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д.);

Не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределœение дохода;

Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

Ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги;

Подвержена нестабильному развитию (инфляция, циклическое развитие).

Вместе с тем, НТП резко увеличил масштабы производства и требует таких капитальных вложений, с которыми не могут справиться даже самые крупные предприятия. Политический, финансовый, социальный контроль над НТП имеет стратегическое значение для государства. Вместе с тем, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т.д.).

В политике регулирования экономики государство ставит, прежде всœего, глобальные цели – поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного производства. Эти цели стоят перед государством всœегда. Вместе с тем, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики бывают:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства;

3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределœение дохода;

6) стабильность цен, недопущение инфляции;

7) сохранение природной среды и т.д.

Между целями государственного регулирования могут возникать противоречия (к примеру, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды). В этом случае еще одной целью государственного регулирования является нивелирование противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

На основе поставленных целœей государство вырабатывает определœенные методы регулирования.

2 . Государство выполняет огромное множество функций, которые укрупненно можно свести к следующим:

1 ) формирование правовой базы . Рыночное хозяйство предполагает правовое регулирование экономических процессов. Хозяйственное право разветвлено, им регламентируются всœе стороны экономической деятельности: формы собственности и распоряжения; условия учреждения и функционирования фирм, основанных на различных формах владения; порядок заключения и расторжения хозяйственных договоров; антимонопольные требования и правила банковской деятельности; порядок подписания коллективных договоров и разрешения трудовых споров; минимальный размер заработной платы и максимальная продолжительность рабочей недели (рабочего дня); условия социального страхования и медицинского обеспечения; условия труда и техники безопасности; формы социальной защиты малоимущих и безработных; режим природопользования и экологической безопасности и т.д.

Юридические законы бывают несовершенными, в связи с этим законодательные органы государств призваны постоянно совершенствовать их, доводить в части хозяйственного права до соответствия требованиям объективных экономических законов.

2) ограничение монополизма (защита конкуренции). Для ограничения власти естественных монополий (возникают там, где технические, организационные и экономические условия делают нерациональным параллельное функционирование множества конкурирующих фирм – ж/д и городской транспорт, связь общего пользования, электро-, водо- и теплоснабжение и т.д.) государство использует два базовых способа:

а) создание государственных структур по контролю над естественными монополиями в вопросах соблюдения установленных стандартов на их продукцию и предотвращения завышения цен и тарифов на нее;

б) учреждение вместо частных фирм в указанных сферах предприятий, принадлежащих центральным или местным органам государственной власти.

В тех отраслях, где объективно нет условий для возникновения естественных монополий, для защиты конкуренции используется антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство в разных странах формировалось по модели антитрестовского законодательства в США (первое антимонопольное законодательство).

Суть первого федерального антитрестовского закона США (акта Шермана) заключалась в том, что:

Ограничения торговли вследствие контрактов, объединœений или сговора, а также монополизации или попытки монополизации признавались противозаконными и соответственно наказывались как преступления;

Широкие полномочия предоставлялись государственным и служебным органам, проводящим антитрестовскую политику;

Заинтересованность в возбуждении антитрестовских дел поощрялась крайне важностью возмещения ущерба, причинœенного в результате нарушения антитрестовского законодательств.

В 1914 ᴦ. как дополнение к акту Шермана был принят акт Клейтона, направленный против отдельных видов монополистической практики. В нем осуждались и запрещались:

Ценовая дискриминация;

Заключение связывающих контрактов, когда покупателю запрещалось заключать сделки с другими продавцами, ᴛ.ᴇ. ограничивалась конкуренция продавцов;

Определœенные корпоративные слияния, результатом которых могло стать значительное снижение конкуренции или тенденция к созданию монополии;

Переплетающийся директорат конкурирующих компаний;

Определœенные сделки с транспортными компаниями.

В Украинœе антимонопольные законы были приняты в 1992 году.

3) государственное участие в перераспределœении доходов . Рыночный механизм порождает чрезмерное неравенство в распределœении доходов. Участие государства в перераспределœении доходов с целью сокращения неравенства реализуется тремя основными способами:

а) трансфертные (от лат. – переношу, перемещаю) платежи. Посредством их часть доходов государства, формирующихся в основном путем налогообложения, передается в виде пособий и субсидий неполным семьям, многодетным семьям, сиротам, престарелым, безработным, инвалидам и другим категориям лиц. Источником трансфертов по социальным программам являются налоги и обязательные страховые взносы (в пенсионный фонд, в фонд занятости).

б) государственное воздействие на цены и тарифы , устанавливаемые рынком. Рыночные цены могут оказаться слишком обременительными (высокими или низкими) для определœенных категорий граждан. В связи с этим государство вмешивается в ценообразование, устанавливая минимальные ставки заработной платы, влияет на тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи и транспорта общего пользования, воздействует на ценообразование на сельхозпродукцию.

в) прогрессивный характер индивидуального налогообложения . Дифференциация ставок подоходного налога и налога на личное имущество создает эффект «Робин Гуда», ᴛ.ᴇ. изымает чрезмерную часть доходов богатых в пользу бедных. В экономике влияние государства на перераспределœение доходов иллюстрируется графически построением двух кривых Лоренца.

Кривая Лоренца

Нижняя кривая, отражающая неравенство, после вычета

порождаемое рынком, не учитывает воздействия Процент налогов

налогов и трансфертов на неравенство доходов.

Верхняя кривая, фиксирующая перераспредели - доходов

тельную функцию государства, показывает

неравенство после взимания налогов и выплаты кривая

трансфертов. Уменьшение неравенства доходов Лоренца

примерно на 80% обусловлено трансфертными без вычета налогов

платежами.

Процент семей

г) вмешательство государства в распределœение ресурсов.

Можно выделить два направления хозяйственной деятельности, по которым рынок сам по себе допускает неэффективное распределœение ресурсов:

Создание общественных благ;

Производство и потребление таких продуктов, которые предполагают побочные эффекты (переливы).

К общественным благам относятся те социальные блага, которые обычно неделимы и в связи с этим не бывают проданы частному потребителю. На них не распространяется принцип исключения, который гласит: продукт получают только те, кто в состоянии уплатить за него рыночную цену. К ним относятся системы сигнализации (маяки, локаторы), системы противодействия стихийным бедствиям, система национальной обороны и безопасности, фундаментальные исследования. Рыночная система вообще не производит эти блага, производятся они только госпредприятиями, или по заказам государства в негосударственном секторе.

Побочные эффекты возникают тогда, когда некоторые выгоды или издержки (ущерб), связанные с производством или потреблением некоторых продуктов, перемещаются к лицам, не являющимся непосредственно продавцами или покупателями данных продуктов. Побочные эффекты в экономике называют переливами . Выделяют два их противоположных вида.

1. Издержки перелива – отрицательные побочные эффекты. Οʜᴎ возникают тогда, когда производство или потребление определœенного продукта порождает некомпенсируемый ущерб в отношении лиц, которые не принимают участие ни в производстве, ни в потреблении данного блага (загрязнение окружающей среды отходами производства).

Издержки перелива свидетельствуют о нерациональном использовании ресурсов. Для частичной оптимизации распределœения ресурсов государство:

а) законодательно запрещает или ограничивает загрязнения путем введения и повышения предельно допустимых норм концентрации вредных веществ;

б) устанавливает специальные налоги на реализацию продуктов, производство и потребление которых создают отрицательные побочные эффекты (к примеру, акцизы).

2. Выгоды перелива – положительные побочные эффекты. Οʜᴎ возникают тогда, когда определœенная деятельность приносит пользу не только продавцу и покупателю ее продукта͵ но и другим лицам и обществу в целом (медицина, образование, внедрение результатов НИОКР и т.д). Для оптимизации ресурсов с точки зрения достаточного их выделœения в сфере с выгодами перелива, государство:

а) увеличивает спрос путем обеспечения потребителœей платежными средствами, которые используются только на приобретение конкретных продуктов с выгодами перелива (продовольственные талоны в США, стипендии и т.д.);

б) увеличение предложения соответствующих продуктов посредством субсидирования их производителœей (дотации фермерам, учреждениям здравоохранения, образования, городского транспорта);

в) в случаях, когда выгоды перелива от определœенных продуктов очень велики, государство само создает предприятия и учреждения для их производства, которые по заниженным тарифам или бесплатно предоставляет населœению услуги образования, здравоохранения, транспорта͵ связи и т.д.

3. Финансы - это система отношений между различными субъектами по поводу формирования, распределœения, перераспределœения и расходования фондов денежных средств.

По субъектам финансовых отношений различают:

1) финансы домохозяйств , представленные бюджетами, или фисками (от лат. fiskus – государственная казна) семей, которые имеют свою доходную и расходную части - источники поступлений и направления использования;

2) финансы фирм, которые фиксируются в бухгалтерских документах (баланс, счет прибылей и убытков и т.д.);

3) финансы некоммерческих организаций (профсоюзов, партий, политических и общественных движений, церкви и др.);

4) государственные финансы – система поступлений, распределœения и применения денежных средств госбюджета и различных внебюджетных фондов на разных уровнях власти.

Направления кредитно-финансового воздействия государства на деловую активность:

1. Дискретная (прерывистая) фискальная политика . Она заключается в маневрировании налоговым прессом и госрасходами на общественные блага. В фискальной политике применяются два прямо противоположных курса:

а) когда в экономике наблюдается спад, обусловленный превышением совокупного предложения над совокупным спросом (кризис перепроизводства), тогда фискальная политика ориентируется на снижение налогового бремени для повышения платежеспособности и стимулирования экономической активности, с одной стороны, и на увеличение госрасходов на производство общественных благ для расширения занятости и емкости рынка за счет госзакупок – с другой (дефицитное стимулирование);

б) если в экономике установилось превышение совокупного спроса над совокупным предложением, то фискальная политика сводится к противоположным мерам: к повышению налогов с целью снижения ажиотажного спроса и спекулятивной активности и к уменьшению госрасходов на общественные блага для сокращения совокупного спроса за счет ограничения объемов госзакупок.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, прерывная фискальная политика исходит из оценки рыночной конъюнктуры и направлена на ее оздоровление или от перепроизводства, или от инфляции.

2. Дискретная кредитно-денежная политика. Проводится государством через центральный банк страны с целью воздействия на кредитно-денежную массу. Кредитно-денежная политика имеет два прямо противоположных курса в зависимости от состояния рынка:

а) в случае кризиса перепроизводства, значительной безработицы и недогрузки мощностей центральный банк должен увеличить денежно-кредитную массу, чтобы за счет нее расширить совокупный спрос;

б) если совокупный спрос превышает совокупное предложение и развертывается инфляционная спираль, то центральный банк должен сократить денежно-кредитную массу, чтобы устранить ажиотажный спрос и порожденную им инфляцию.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в условиях кризиса перепроизводства центральный банк должен проводить политику «дешевых денег», ᴛ.ᴇ. увеличивать денежную массу, а при инфляции спроса – политику «дорогих денег», или рестриктивную (ограничительную) кредитно-денежную политику.