Послевоенное восстановление германии. Развитие государственности Германии в послевоенный период

Во Второй мировой войне Германия потерпела поражение. Фашистские преступники были осуждены и наказаны. В соответствии с решениями Крымской и Потсдамской конференций страна была разделена на зоны оккупации. В каждой зоне администрацию возглавлял главнокомандующий оккупационными войсками, а вопросы, касающиеся всей Германии, решал на принципах единогласия Контрольный совет, состоявший из четырех главнокомандующих. Одна треть территории и населения страны оказались в зоне оккупации СССР (восточная часть), а 2/3 - в зоне оккупации американских, английских и французских войск. Западная часть составляла наиболее густонаселенную и промышленно развитую часть Германии.

Экономика Германии была дезорганизована, лишь продовольственные поставки союзников спасали немцев от голодной смерти. Не хватало топлива, не работали электростанции. Десятки тысяч людей лишились жилья.

Антифашисты, томившиеся в лагерях и тюрьмах, стали возвращаться домой, находившиеся в эмиграции прибывали на родину, чтобы принять активное участие в возрождении Германии и создании нового демократического государства.

Уже 11 июня 1945 г. коммунистическая партия (КПГ) опубликовала свой манифест о целях и задачах германского народа по возрождению единой миролюбивой и демократической Германии, а к весне1946г. восстановила свою структуру. Через год в партии насчитывалось 324 тыс. членов, т. е. столько же, сколько было во всей Германии в 1932 г. Они включились в активную работу в органах местного самоуправления и заняли прочные позиции в профсоюзах.

Быстрыми темпами восстанавливалась и социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В мае 1945 г. в Ганновере возникло «бюро Шумахера», которое возглавил бывший депутат рейхстага К. Шумахер (1895-1952). Оно заложило основы новой программы, которая предусматривала национализацию горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности, ведущих банков, ограничение крупного землевладения, расширение рабочего представительства на предприятиях. Вместе с тем СДПГ заявляла о верности идеям и принципам буржуазной парламентской системы.

Старые партии крупной немецкой буржуазии были скомпрометированы, не имели достаточной социальной базы. Но возросла роль Католического центра. На его основе в 1945 г. была создана новая партия, которая стала называться Христианско-демократический союз (ХДС). Ее учредителями были католическое духовенство, промышленники, банкиры, интеллигенция, служащие. Христианские демократы заявляли о своей приверженности антифашизму, обещали обеспечить в новой Германии всеобщее благосостояние, ликвидировать засилье монополий, дать рабочим возможность управлять предприятиями. Ее программа предусматривала «социализацию» ряда отраслей промышленности. Это обеспечило христианским демократам поддержку трудящихся, особенно верующих. Лидером партии стал по настоянию американских оккупационных властей бывший бургомистр Кельна Конрад фон Аденауэр.

В этом же году возникает и баварский филиал ХДС - Христианско-социальный союз (ХСС), придерживавшийся более консервативных взглядов, чем ХДС.

Второй по влиянию буржуазной партией в западной зоне была Свободная демократическая партия (СвДП), созданная в 1948 г. Она выступала принципиальным сторонником частной собственности и свободы конкуренции.

В 1946 г. КПГ и СДПГ объединились в СЕГТГ.

Аденауэр Конрад (1876-1967) - федеральный канцлер ФРГ (1949-1963). В1946-1966 гг. возглавлял партию ХДС, при нем произошло восстановление экономики и военной мощи ФРГ, вступление ее в НАТО.

Создание Федеративной Республики Германии

Западные державы с самого начала вели согласованную политику по созданию в западной части Германии отдельного государства, которое стало бы частью западного мира и авангардом американской политики в Европе. В обход Контрольного совета по Германии в декабре 1946 г. и заключили соглашение об объединении с 1 января 1947 г. их зон оккупации в Бизонию, ставшую в 1948 г., после присоединения французской зоны, Тризонией. Отныне Контрольный совет практически перестал существовать, и обе части Германии стали развиваться разными путями.

Решающим шагом на этом пути стала сепаратная денежная реформа в июне 1948 г.: взамен обесцененных рейхсмарок были введены дойчмарки, а затем освобождены из-под контроля цены и зарплата.

Реформа быстро принесла положительные результаты: в магазинах появились товары, исчез «черный рынок». Начало быстро развиваться производство и строительство, формировалась рыночная экономика.

Следующим этапом стала разработка конституции будущего государства, названного Федеративной Республикой Германией. 8 мая 1949 г. парламентский совет, взявший на себя функции Учредительного собрания, одобрил западногерманскую конституцию, которая действует и поныне.

Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Бундестаг избирается всеобщим голосованием на четыре года, вторая палата - бундесрат - состоит из назначенных местными парламентами (ландтагами) представителей земель. Каждая земля (ланд) пользуется широкой автономией, избирает свой парламент и правительство. На совместном заседании бундестага и представителей ландтагов (Федеральное собрание) избирается на пять лет президент республики с ограниченными Полномочиями. Лидер партии, победившей на выборах, назначается федеральным канцлером, который концентрирует всю исполнительную власть. Он формирует правительство и находится у власти до истечения срока полномочий бундестага, если последний не выразит недоверия. Конституционный суд имеет право отменить любой закон, если сочтет его противоречащим конституции. Столицей ФРГ провозглашен Бонн.

В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ХСС, образовавший в коалиции со СвДП правительство. Канцлером был утвержден К. Аденауэр,«эрой Аденауэра», воздавая должное его личному вкладу в возрождение Германии. Официальное провозглашение ФРГ состоялось 21 сентября 1949 г.

На территории советской зоны 7 октября 1949 г. была провозглашена со столицей в восточном Берлине. Так совершился раскол Германии, продолжавшийся 40 лет.

Западная Германия заняла центральное место в проведении «холодной войны». Она имела общие границы с европейскими странами, а ее лидеры выдвигали территориальные претензии к Польше и Чехословакии. Это делало ее исключительно привлекательной для западных стратегов.

Во всех внешнеполитических мероприятиях США ФРГ занимала центральное место - в вопросах создания единой Европы, осуществлении «плана Маршалла», построении «атлантического» общества и сохранении существующей системы в центре Европы.

Внутренняя и внешняя политика ФРГ в 50-х годах

Основными направлениями политики правительства Аденауэра являлись полная и равноправная интеграция Западной Германии с политической и экономической структурой западного сообщества, восстановление германской экономики и утверждение всесилия германских монополий. С реализацией этой политики в условиях постоянно разжигаемой «холодной войны» были связаны далеко идущие планы правящих кругов ФРГ поглощения ГДР, превращения страны в главную опору западной оборонительной системы, перевооружения Германии и в конечном счете возрождения ее как великой державы.

Поэтому правительство ФРГ поддерживало все инициативы западных держав, направленные на включение страны в западноевропейские оборонительные структуры.

В октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения, по которым ФРГ становилась членом НАТО и в стране создавалась армия численностью в 500 тыс. чел. Возродилась военная промышленность: ФРГ стала выпускать танки, бронетранспортеры, подводные лодки и ракеты. Практически в этот период произошло юридическое оформление ФРГ как военно-политического союзника США и западных держав. ФРГ стала основой Атлантического союза и отныне оказывала решающее влияние на всю политику западных государств.
Параллельно с этим шло экономическое развитие страны. Особую роль в «экономическом чуде» ФРГ сыграл «план Маршалла», в систему которого Западная Германия была включена в июле 1948 г. В течение1948- 1949 гг. Западная Германия получила от США в виде помощи 1,4 млрд долларов. Именно эти средства стали первоначальным капиталом, определившим стремительное восхождение германской промышленности.

К концу 1949 г. развитие германской экономики достигло довоенного уровня.

Западногерманская промышленность развивалась на новой технологической основе, происходила перестройка всей ее структуры, создавались новые отрасли (нефтехимия, электроника, производство синтетических волокон). Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность. Шло ускоренное развитие и индустриализация сравнительно отсталых районов.

Благоприятная экономическая ситуация была создана для германской промышленности в связи с войной в Корее (1950-1953 гг.). В образовавшиеся бреши в мировом рынке хлынула продукция западногерманских предприятий. Она принесла промышленникам новые заказы и облегчила им проблему завоевания новых рынков.

Важнейшую роль в стремительном росте экономики Западной Германии сыграло создание собственного варианта ее государственного регулирования.

Программа «социально ориентированного рыночного хозяйства»

Программа предусматривала сочетание личной инициативы и свободной конкуренции с элементами государственного регулирования. Главной целью последнего провозглашалось поддержание «нормального» функционирования системы цен, пресечение злоупотреблений отдельных монополий, взимание налогов, использование кредитов и бюджетных ассигнований на социальные расходы и развитие передовых отраслей экономики.

В 50-е годы доктрина «социально ориентированного рыночного хозяйства» наиболее полно соответствовала интересам развития западногерманской экономики. 06щие благоприятные условия при наличии значительных свободных капиталов, емком внутреннем и внешнем рынке, массе дешевой рабочей силы и ограниченном государственном регулировании обеспечили западногерманской экономике успешное развитие.

Общий экономический подъем оказал глубокое воздействие на состояние и структуру сельского хозяйства. Его главной особенностью становится широкое внедрение индустриальных методов производства. На этой основе формируется аграрно-промышленный комплекс. Рост сельскохозяйственной продукции позволил полностью обеспечить страну продуктами питания собственного производства, и уже в середине 50-х годов в Германии проблема продовольствия была снята. Более того, в конце 50-х годов ФРГ начала вывозить продукты питания на экспорт.

Подъем сельскохозяйственного производства вписывался в программу «социально ориентированного рыночного хозяйства». Дешевизна продовольствия сделала дешевой рабочую силу и усилила конкурентоспособность западногерманской индустрии.

Постоянное превышение экспорта над импортом позволило правительству ФРГ сделать значительные золотовалютные накопления, по объему которых она вышла на второе место в мире после США. Расширялась внешнеэкономическая экспансия благодаря качеству немецких товаров.

Опираясь на мощный экономический потенциал и сильную валюту, западногерманские правящие круги выступили инициаторами европейской интеграции: с января 1958 г. ФРГ - член «Общего рынка». Ее индустрия давала 44% всей промышленной продукции «Общего рынка». Участие в европейской интеграции дало еще один мощный стимул к развитию германской индустрии: ФРГ развернула наступление на своих партнеров путем вывоза капитала.

Три года спустя после образования «Общего рынка» ФРГ заняла в нем господствующее положение. Ее индустрия поставляла в страны ЕЭС главным образом промышленное оборудование, продукцию машиностроения, а импортировала сырье. ХДС/ХСС провозгласила себя народной партией. При помощи гибкой социальной политики ей удалось добиться поддержки общества и политических течений. Многие мелкие партии вливались в ХДС.

Программа «социально ориентированного рыночного хозяйства» предусматривала проведение широких социальных мер, направленных на улучшение материального положения трудящихся. Фантастическое обогащение крупного капитала и благоприятная конъюнктура дали материальную возможность для обеспечения этой программы. С 1950 по 1959 г. реальная зарплата рабочих удвоилась, рабочая неделя была сокращена, законодательно закреплены ежегодные отпуска. В соответствии с ростом цен регулярно автоматически повышались пенсии и пособия на детей и многодетным семьям.

Выпуск дефицитной продукции увеличивался в десятки раз каждые два-три года. Это создавало в стране высокий рыночный спрос и стимулировало рост производительности труда.
На 50-е годы приходится продажа дешевых акций предприятий рабочим - «народных акций» для привлечения их к управлению и расширения класса собственников.
На протяжении 50-х годов ФРГ по объему производства обгоняла одну страну за другой, жизненный уровень ее населения неизменно поднимался. Это обеспечило успехи ХДС/ХСС на парламентских выборах 1953, 1957 и 1961 гг. и высокий авторитет федерального канцлера К. Аденауэра.

Христианские демократы считали ФРГ единственной законной представительницей немецкого народа и поэтому называли ГДР «советской зоной оккупации». В 1955 г. правительство ФРГ провозгласило «доктрину Халыптейна», согласно которой оно автоматически прекращает дипломатические отношения со всяким государством, которое установит дипломатические отношения с ГДР. Исключение было сделано лишь для СССР, с которым К. Аденауэр не решался вступать в конфликт. В 1955 г. он посетил Москву, и между ФРГ и СССР были установлены дипломатические и торговые отношения.

В связи с постоянными попытками игнорировать существование ГДР и стремлением дезорганизовать ее экономику со стороны руководства ФРГ власти ГДР соорудили в 1961 г. «Берлинскую стену» - систему заграждений, отделившую восточную часть города от западной. Отныне сообщение между ними осуществлялось по особым пропускам.

Начало 60-х годов. Конец «эры Аденауэра»

Укрепляя позиции монополий, «Общий рынок» нанес огромный ущерб трудящимся Увеличение дешевой иностранной рабочей силы привело к неблагоприятным последствиям для германских рабочих. Начавшаяся инфляция подрывала стабильность экономического развития. В стране начались забастовки.

Моральный авторитет христианских демократов был подорван. Были вскрыты скандальные факты нацистского прошлого ряда лидеров ХДС/ХСС, а также коррупция в высших эшелонах ее руководства. Уличенный в нечистоплотных финансовых аферах и политических интригах, лидер ХСС Ф. Штраус вынужден был в 1963 г. подать в отставку с поста министра обороны.

Выборы в бундестаг в 1961 г. отразили нарастание недовольства политикой К. Аденауэра. Его партия лишилась большинства мандатов. В октябре 1963 г. в возрасте 87 лет К. Аденауэр вышел в отставку. «Эра Аденауэра» закончилась.

Концепция «социально ориентированного рыночного хозяйства» в условиях общего рынка оказалась малоэффективной. Внешняя политика вызывала всеобщее осуждение, и за исключением узкого круга реваншистов и националистов никто ее не поддерживал. Осенью 1966 г. коалиция ХДС/ХСС и СвДП развалилась. СвДП вышла из правительства.

Вилли Брандт. Реформы внутренней и внешней политики

На выборах 1969 г. СДПГ и СвДП добились успеха и смогли создать коалиционное правительство. Через 20 лет после образования ФРГ федеральным канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт, активный деятель движения сопротивления против нацизма. Он начал глубокие реформы во внутренней и внешней политике.

Брандт Вилли (род. в 1913 г.) (настоящее имя Герберт Карл Фрам) - председатель СДПГ (1964- 1987), федеральный канцлер ФРГ (1969-1974). При нем восстановлены экономические связи ФРГ с СССР, ПНР, ГДР; ФРГ принята в ООН.

Были увеличены зарплата и пенсии, а на предприятиях созданы производственные советы, ограничившие произвол предпринимателей, установлен предельный размер квартплаты. Возобновила легальную деятельность коммунистическая партия.

Коренные изменения произошли и во внешней политике. С В. Брандтом связана разработка «новой восточной политики». Он считал необходимым наладить нормальные отношения с пострадавшими от гитлеровской агрессии странами Восточной Европы и прежде всего с Польшей, Чехословакией и СССР. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом, по которому ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные договоры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР обязывал обе стороны уважать целостность, независимость и самостоятельность каждого из германских государств.

Система договоров создала новый политический климат в Европе и способствовала улучшению отношений между Западом и Востоком. Наметившаяся разрядка в мировой политике была углублена «новой восточной политикой» В. Брандта. Внутри страны она нанесла сильный удар по западногерманским реваншистам и националистам. Блок ХДС/ХСС пытался сорвать ратификацию договоров в бундестаге, но потерпел поражение. Договоры вступили в силу, «новая восточная политика» получила поддержку большинства населения. Это был новый поворот в истории ФРГ: страна переходила на путь развития нормальных цивилизованных отношений с миром. На выборах 1972 г. правительство В. Брандта получило вотум доверия народа.

В мае 1974 г. правительство возглавил социал-демократ Гельмут Шмидт (род. в 1918 г.), вицеканцлером и министром иностранных дел стал лидер СвДП Ханс Дитрих Геншер (род. в 1927 г.). Смена правительства не привела к изменениям в политике ФРГ.
В.Брандт остался председателем СДПГ.

Политика «нового неоконсерватизма» Г. Коля

Между тем со второй половины 1980 г. началось замедление темпов экономического роста которое переросло в экономический кризис 1981-1982 гг. Количество безработных выросло до небывалого уровня - 2,5 млн человек. Инфляция привела к снижению покупательной способности населения.

Это вызвало осенью 1982 г. распад правящей коалиции.СвДП вступила в блок с ХДС/ХСС. Г. Шмидт, лишившись поддержки большинства в бундестаге, был вынужден уйти в отставку. Федеральным канцлером стал новый лидер ХДС Гельмут Коль.

ХДС сделал для себя важные выводы. Расчет на силовое решение германской проблемы был обречен на провал, и в партии началась переоценка ценностей. В 1982 г. в партии усиливается политическое течение, возглавляемое Г. Колем, которое было названо «новым неоконсерватизмом».
Его суть заключалась в требовании укрепления и расширения роли государства в общественно-политической, социальной и экономической жизни общества.

Коль Гельмут (род. в 1930 г.) - федеральный канцлер ФРГ (1982-1998), председатель ХДС с 1973 г. При нем произошло объединение ГДР и ФРГ, советские войска выведены с территории ГДР.

Г. Коль пошел на прямые переговоры с ГДР об объединении в единое государство. Осенью 1989 г., когда коммунистический режим в Восточной Европе рухнул, из ГДР началось повальное бегство в ФРГ. В конце октября восточногерманское правительство под руководством Э. Хонеккера подало в отставку, и 9 ноября 1989 г. была разобрана «Берлинская стена».

3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. Гельмут Коль стал самым популярным государственным деятелем в Германии.

Перед объединенной Германией стояли следующие задачи: подъем уровня экономики восточных земель, превращение нерентабельных предприятий в рентабельные, открытие здесь новых рабочих мест в связи с ликвидацией целых отраслей промышленности в восточной части страны.

В результате политики Г. Коля налоговые поступления в 1996 и 1997 годах оказались меньше планируемых на 57 млн долларов. Уровень безработицы достиг рекордной отметки: каждый десятый взрослый человек был безработным. Но при этом Г. Коль выдвинул план замораживания заработной платы у 3,2 млн рабочих на два года. В консервативно-либеральной коалиции (ХДС и СвДГТ), которую возглавлял Г. Коль, возникли разногласия. Его политика нарушала основу союза двух партий - сохранение высоких социальных расходов в условиях рыночной экономики. На выборах в бундестаг 1998 г. его партия потерпела поражение. Канцлером был избран лидер СДПГ Герхардт Шрёдер.

Новое правительство провело налоговую реформу, снизив налоги с 51 до 42%. В то же время разразился скандал с ХДС, обвиненной в коррупции. На выборах 2002 г. Шрёдер вновь одержал победу. Его отказ участвовать в войне против Ирака принес ему широкую популярность и поддержку в Германии.

Резюме

Поражение фашизма во Второй мировой войне
разделение страны на 4 зоны оккупации - США, Англия, Франция, СССР
рост влияния политических партий: КПГ, СДПГ, ХДС, СвДП
декабрь 1946 г. - образование Бизонии, 1948 г. - Тризонии
с июля 1948 г. - помощь западных государств по «плану Маршалла» в восстановлении экономики страны
21 сентября 1949 г. - провозглашение ФРГ. Начало «эры Аденауэра»
7 октября 1949 г. - провозглашение ГДР
октябрь 1954 г. - вступление ФРГ в НАТО, возрождение военной промышленности
50-е годы - выполнение программы «социально ориентированного рыночного хозяйства»
с января 1958 г. - ФРГ - член ЕЭС («Общего рынка»)
1961 г. - строительство «Берлинской стены»
1963 г. - конец «эры Аденауэра»
1969 г. - канцлер Вилли Брандт: изменения во внутренней и внешней политике
май 1974 г. - канцлер Гельмут Шмидт
1981-1982 гг. - замедление темпов экономического роста, экономический кризис
1982 г. - канцлер Гельмут Коль: политика «нового неоконсерватизма» - усиление роли государства в общественно-политической и экономической жизни общества
октябрь 1989 г. - правительство Э. Хонеккера (ГДР) уходит в отставку
2003 г. - новая победа Г. Шредера на выборах в бундестаг
9 ноября 1989 г. - падение «Берлинской стены»
3 октября 1990 г. - провозглашение единой Германии
27 сентября 1998 г. - поражение Г. Коля. Канцлер - Г. Шрёдер

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

ФРГ в 50-90-х годах: Послевоенное Возрождение Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Заочного Обучения

Специальность: Маркетинг

По дисциплине «История экономики»

Програма восстановления экономики ФРГ
после второй мировой войны

Руководитель: Вощанова Г.П.

Исполнитель: Элконин А.Б.:,группа МГ02/1

Москва 2002

Введение. 2

1. Политическая обстановка и экономическая ситуация в Германии первых послевоенных лет 3

2. Планы послевоенного восстановления экономики Германии и их реализация. 6

2.1. План Маршалла. 6

2.2. Реформы Л. Эрхарда. 7

Заключение. 14

Литература. 15

Введение

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, в то же время более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии и земель по Одеру и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. По тогдашним расчетам оккупационных властей, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в двенадцать лет, а костюм – раз в пятьдесят лет. Более того, оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».

Тем острее стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.

Весь комплекс задач по восстановлению страны оккупационное, а затем новое немецкое руководство Германии (в дальнейшем – ФРГ) должно было решать под давлением политической ситуации, когда существенно обострились противоречия между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции и фактически произошло разделение Германии.

Вошедшее в историю «немецкое экономическое чудо», т.е. быстрый рост экономики ФРГ в пятидесятых – шестидесятых годов XX века, представляет собой пример успешного выхода из острейшего кризиса как результата умелых действий политического руководства, сохранившего политическую стабильность, и сбалансированного вмешательства государства в экономическую жизнь страны, направленного на создание фундамента для быстрого развития экономики, в сочетании с внешней экономической поддержкой.

Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.

Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.

1. Политическая обстановка и экономическая ситуация в Германии первых послевоенных лет

Когда 25 апреля 1945 года у Торгау на Эльбе советские и американские солдаты подали друг другу руки, у изученного войной мира появилась надежда на то, что наступает новая эпоха примирения и безопасности. Однако конфликты, существовавшие в антигитлеровской коалиции, в частности, по вопросу о послевоенном устройстве Германии, проявились уже в 1943 году, и лишь усугубились после победного окончания войны.

США стремились к созданию либерального мирового хозяйственного порядка, при котором им как бесспорно сильнейшей в экономическом плане державе принадлежало бы и политическое лидерство, СССР, напротив, настаивал на принципе обеспечения стабильного мира посредством раздела сфер влияния между двумя сверхдержавами.

Одним из проявлений этого политического противостояния стало разделение Германии.

В июле 1945 года в Потсдаме, недалеко от Берлина, начал работу конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Главное место в работе конференции заняли вопросы, связанные с денацификацией, демилитаризацией и демократизацией Германии. Было установлено, что власть в Германии будет осуществляться Главнокомандующими оккупационными силами СССР, США, Великобритании и Франции. Среди объявленных Потсдамской конференцией целей оккупации Германии, имевших первоочередные экономические последствия, были: полное разоружение и демилитаризация Германии, включая ликвидацию всей ее военной промышленности или установление контроля над ней, а также право народов, пострадавших от германской агрессии, на получение репараций, в частности, демонтаж промышленных предприятий и раздел всего немецкого флота между СССР, США и Великобританией.

Раздел Германии на оккупационные зоны соответствовал бывшим границам административно-территориального деления Германии (за исключением Пруссии). Бывшая столица Пруссии – Берлин – был поделен на четыре зоны, США контролировали земли Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, и южную часть Западного Берлина. Британская зона включала земли Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, и западную часть Западного Берлина. Советская администрация была установлена над землями Мекленбург, Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, и Восточный Берлин (составлявший почти половину всей территории города). Вскоре выяснилось, что действия оккупационных властей в разных зонах существенно различались друг от друга.

В частности, Франция, не участвовавшая в Потсдамской конференции, и в меньшей части считавшая себя связанной ее решениями, стремилась извлечь максимальную сиюминутную выгоду из оккупации и, в противовес решениям Потсдама, не поддерживала идею сохранения экономического единства Германии (что, равно как аннексия Саарской области, в немалой степени способствовало впоследствии политическому разделению страны).

Советское оккупационное командование рассматривало в первую очередь возможности получения максимальной компенсации Советскому Союзу за потери, понесенные в ходе войны. Доля сохранившихся промышленных предприятий, демонтированных и вывезенных в СССР, составила в Советской зоне 45% (в зонах других государств-победителей она не достигла 10%). Одновременно СССР поддерживал политические преобразования, направленные на ориентацию Германии на коммунистический (социалистический) путь развития.

Первоначальные планы администрации США по максимальному экономическому ослаблению Германии с сохранением ее как сельскохозяйственной страны (план Моргентау) быстро подверглись коррекции, в первую очередь по политическим причинам: для противодействия складывавшемуся в Восточной Европе коммунистическому блоку необходимо было сформировать политический и экономический противовес. В сентябре 1946 г. в Штутгарте государственный секретарь США Бернс провозгласил, что Соединенные Штаты не собираются бесконечно дискриминировать Германию. Генерал Клей распорядился о прекращении репарационных поставок Советскому Союзу, генерал Дрейпер, руководитель экономического отдела американского военного правительства, заявил, что для строительства немецкой демократии необходимо для начала вновь передать немцам ответственность за их экономическую судьбу. Правительства США и Великобритании приняли решение о создании совместных бизональных хозяйственных управлений.

Поскольку к началу 1947 года Британия присоединила свою оккупационную зону к зоне США (Бизония), в 1948 к первым двум присоединилась и французская зона (Тризония), а в марте-апреле 1947 года Московская конференция Совета Министров иностранных дел стран-победительниц продемонстрировала полное расхождение во взглядах на ближайшие необходимые действия оккупационных властей в Германии (западные союзники предлагали планы возрождения экономики Германии, СССР настаивал на увеличении репараций и всенародном референдуме об унитарном или федеративном устройстве Германии), фактически разделение Германии можно считать совершившимся. С марта 1948 года прекратил свою деятельность Союзный контрольный совет, а в июне 1948 года СССР перекрыл сухопутные и речные пути между Западным Берлином и Западной Германией.

Таким образом, к 1948 году Германия оказалась расколотой политически и несостоятельной экономически. Товары, приток которых и без того был скуден, в основном оседали на складах и лишь незначительная их часть попадала на рынок. Неимоверно разбухшая (в 5 раз) денежная масса - следствие главным образом безудержного финансирования военных проектов - не давала никакой возможности проводить разумную валютно-финансовую политику. Хотя путем тотального рационирования, замораживания цен и заработной платы кое-как удавалось сохранять внешний порядок, все попытки обуздать инфляцию (600% к довоенному уровню) при замороженных ценах были обречены на провал и экономика впала в примитивное состояние меновой торговли. Процветал черный рынок и бартерный обмен. Ухудшению экономического положения способствовал приток в западные зоны оккупации беженцев из восточной зоны и стран Восточной Европы.

2. Планы послевоенного восстановления экономики Германии и их реализация

2.1. План Маршалла

В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года, общая сумма ассигнований, выделенных в рамках экономической помощи странам Европы составила с апреля 1948 по декабрь 1951 около 12.4 млрд. долл., из которых основная часть пришлась на Великобританию (2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.), Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию (1.0 млрд. долл.).

После войны Германия лежала в руинах. Промышленность была уничтожена, продукты выдавались по карточкам. Но в 1948 году произошло «чудо». Стали открываться заводы, на полках появились товары, а немецкая марка стала самой желаемой валютой в мире.

План Маршалла

Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда – Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото­рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет - по одному костюму».

Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

«Механизм» простой – чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема – покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье – либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

«Благосостояние для всех»

Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер – Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика – не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было непростым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

Новая марка

Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие – валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» - немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

В 50-е годы немецкая марка стала одной из самых надежных валют мира, в которой хранили свои сбережения жители многих стран. Даже когда DM в 1977 году обесценилась почти вдвое по сравнению с 1950-м годом, ее покупательная способность оставалась одной из лучших в мире.

Свободу ценам!

Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%.

Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».

Германия сдалась 8-ого мая 1945 года. Закончилась Великая Отечественная война. История послевоенной Германии – это рассказ о волнениях, гражданской борьбе и возрождении. История ГДР и ФРГ.

Послевоенная ситуация привела к разделению Германии. Холодная война, которая следовала после Второй мировой войны, расколола мир на два лагеря: коммунистический восток во главе с Советским Союзом и западный капиталистический мир во главе с США. Германия была разделена в 4 части: северо-запад был под властью британцев, юго-западная часть была захвачена французами, юг находился под контролем США, а Советы установили свой контроль над восточной Германией.

Потсдамская Конференция в 1945 году решила будущее Германии. Было принято решение, что Германия компенсирует Союзным государствам потери, которые они понесли во время войны. Компенсации были в форме товаров и оборудования. СССР получил львиную долю репарации. Однако между странами возникли разногласия относительно доли компенсации и будущего страны. США и Великобритания стремились к демократии и экономической самостоятельности Германии. Советы хотели большую территорию и были против идеи немецкого развития. Французы также хотели значительную часть земли и наложили вето на план объединения правительства страны. Консенсусом, устроившим всех, стало образование Германской Демократической Республики (ГДР) под руководством СССР на востоке, и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) на западе под эгидой США и Великобритании. С самого начала разделения территория под контролем СССР стала экономически отставать.

Восстание рабочих ГДР произошло 17 июня 1953 года, когда по всей Восточной Германии прошла череда стачек и демонстраций.

Начало Берлинского восстания связано с берлинскими рабочими, строившими элитное жилье для номенклатуры. 16 июня 1953 года рабочие вышли на улицы в знак протеста против указа Правительства о повышении трудовых норм на 10 процентов. Очень скоро к социальному добавился и политический протест: прозвучали первые требования об отставке правительства. Немцы требовали проведения свободных выборов и вывода советских войск. О берлинских событиях по радио узнали и жители других городов. 17-го июня вся страна пылала в народных волнениях. Порядка миллиона человек вышли на улицы. Более тысячи предприятий объявили забастовку. В Хале, Биттерфельде и Герлице демонстранты захватили городскую власть. Правительство ответило жестко, с помощью советских войск и ШТАЗИ подавив волну протеста, убив лидеров и заточив в тюрьмы активистов. Согласно введенному чрезвычайному положению, были запрещены все демонстрации, собрания, митинги и скопления людей более трех человек на улицах и площадях, а также в общественных зданиях. Было запрещено передвижение пешеходов и транспортных средств в ночные часы. Нарушители этого приказа наказывались по законам военного времени. Всего за пару дней жизнь вернулась в свое русло. Однако протест продолжал жить.

Социалистическое правительство ГДР объявило о создании стены, которая предотвратит влияние Запада. Многие люди сбежали на запад до строительства, некоторые были убиты во время ее возведения и еще больше при попытках ее преодолеть. Берлинская стена, которая показала полное различие между коммунизмом и капиталистическим миром, была закончена в августе 1961 года.

70-80-ые годы были отмечены быстрым экономическим подъемом и на Востоке и на Западе Германии. Два строя, социализм и капитализм, конкурировали между собой, возводя экономическое чудо на территории одной отдельно взятой страны. В то время как Восточная Германия была политическим козлом отпущения упрямого коммунистического режима и «младшим братом», на Западе существовала неконтролируемая коррупция и политическая нестабильность. Потребность объединения Востока и Запада исходила в первую очередь от «вестис» (восточных немцев). Благодаря уменьшающемуся советскому влиянию и большому давлению со стороны населения, Восток и Запад были

Потсдамские соглашения и создание военно-контрольного управления оккупированной Германией. После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.

Важнейшие соглашения по “германскому вопросу” были приняты на трехсторонней конференций СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле-августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа полного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация были признаны в качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии, закрепленных в документе: “Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начале контрольного периода”. Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения “в практически кратчайший срок” фашизма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, разрешения и всемерного поощрения деятельности демократических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления от районных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепенном свободном самоопределении немцев в рамках единого государства.

Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландтагов земель, в которых приняли участие Социалистическая единая партия Германии, Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая партия Германии.

Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС), состоящий из глав военных администраций союзников, решения в котором должны были приниматься на основе консенсуса. Каждый член СКС имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов.

Вся будущая подготовительная работа для СКС возлагалась на Совет министров иностранных дел союзников (СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это время принципов единства" Германии стала формула “Восточная и Западная зоны”, возникшая в ходе общей дискуссии на Потсдамской конференции по поводу репараций. По этой формуле, с разных идейных позиций и стали проводиться в жизнь “экономические и политические принципы при обращении с Германией”, принятые в Потсдаме. .

Проведение в жизнь Потсдамских соглашений по Германии. Принятые в Потсдаме соглашения должны были определить деятельность не только оккупационных властей, но и вновь создаваемых немецких органов управления.



Союзническое управление германской экономикой сводилось первое время к введению системы строгого контроля за производством и распределением с целью обеспечения немцев продуктами первой необходимости и репарационных поставок в счет возмещения ущерба странам, пострадавшим от войны. Более того, необходимо было ломать весь хозяйственный порядок в целях уничтожения военно-промышленного потенциала Германии.

Денацификация, несмотря на значительное число задействованных в ней организаций и учреждений, все больше превращалась в бюрократический фарс, ибо 95% выявленных лиц, связанных с нацизмом, не пострадали, продолжая впоследствии занимать видные должности в министерствах, судах, университетах, банках, бизнесе. Особенно неэффективна была система шпрухкаммер, которые обеляли многих сотрудничавших с фашистами лиц на том основании, что они были связаны с ними не по политическим, а по материальным соображениям.

Самым действенным итогом этой политики стало согласованное решение Московской сессии СМИД, утвержденное законом СКС в марте 1947 г., о ликвидации прусского государства как центра и вдохновителя германского “милитаризма и реакции”. Это был скорее символический акт, так как Пруссия как государство фактически прекратила свое существование еще в 1945 г.

Действенная, а не мнимая денацификация, освобождение немцев от националистических, расовых идей, от национал-социалистских мифов об их “избранности”, от экспансионистских устремлений требовала времени. Она происходила по мере изменения всего духовного климата страны, демократизации ее общественной и государственной жизни, чему способствовали как союзники, так и демократически настроенные слои западногерманского общества.



Курс на создание западногерманского “социального государства”. Разрушение крупного экономического потенциала в ходе декартелизации в англо-американской зоне закончилось к 1950 г., в советской зоне еще раньше. Оно имело и определенные позитивные последствия, выразившиеся не только в структурной перестройке промышленности, в обновлении технологии производства, но и в принципиальном изменении всей государственной хозяйственной политики, направленной отныне не на милитаризацию, а на восстановление и рост промышленного производства в мирных целях.

С началом “холодной войны” в 1946-1947 гг. в западных зонах стала все активнее проводиться политика оздоровления германской экономики во имя обеспечения “безопасности вместе с немцами”. Самим немцам предстояло и восстановить экономику, и определять стратегическое направление ее будущего развития.

Одной из первоочередных задач в послевоенной Германии стала реформа разрушенной финансовой системы страны, в которой процветала беспрецедентная инфляция, черный рынок с ценами, превышавшими официально зафиксированные в 20, 100 раз, в то время как заработная плата немцев была заморожена на уровне 1945 г.

Денежная реформа должна была сбалансировать денежную и товарную массу, восстановить доверие к немецкой марке как к надежному платежному средству и средству сбережения, упорядочить обязательства по выплате государственных и частных долгов, поднять уровень материального благосостояния немцев, обеспечить условия для свободы предпринимательства путем снижения налогового бремени и пр. Стабилизация валютной системы была выдвинута и главным условием “Плана Маршалла” - программы США по восстановлению Европы после второй мировой войны путем предоставления безвозмездной экономической помощи.

Западногерманская денежная реформа была осуществлена в 1948 г. жестким, конфискационным способом, с учетом положения социально незащищенных слоев общества. Старые рейхмарки были обменены на новые дойч-марки из расчета 100 на 6,5. При этом 93,5% денежной массы уничтожалось, но заработная плата и пенсии перечислялись в равном соотношении, что гарантировало прожиточный минимум всем работающим и пенсионерам, а также стимулировало труд немцев, очень скоро поднявших свою страну из руин.

Вместе с денежной реформой была проведена налоговая реформа, резко снижена ставка подоходного налога, проведена либерализация цен. Как главное условие успеха денежной реформы было создание и дееспособной банковской системы. В американской зоне Центральный банк земель, получивший активы и другое наследство отделений старого Имперского банка, был учрежден еще в конце 1946 г., во французской - в 1947 г., в английской - до денежной реформы в марте 1948 г. В январе 1948 г. был воссоздан и центральный банк, получивший название Банк немецких земель (БНЗ), который, согласно закону, должен был проводить самостоятельную денежную политику, не подчиняясь указаниям никаких партийных, общественных и государственных (кроме судебных) органов. Более того, его деятельность, согласно ст. 4 Закона, приравнивалась к органам управления объединенной западной экономической зоны. . .

По мере успехов экономического развития все настойчивее стали звучать требования о создании объединенного западногерманского государства и о дальнейшем четком определении его социально-экономических и политических ориентиров. В июле 1948 г. с такими рекомендациями, без учета мнения СССР, выступили США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия.

Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух моделей “социального государства”. Буржуазные партии христианского толка (окончательно оформившийся в партию в 1950 г. Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС), основанный в 1945 г. в Баварии в качестве региональной партии) предлагали создание “социального капитализма”. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), восстановленная в 1946 г., - создание “демократического социализма”. Между ними было много общих точек соприкосновения. Формула “социального государства” и возникла как попытка совместить разноплановые интересы отдельных слоев общества в чрезвычайно сложной ситуации послевоенной разрухи.

Образование ФРГ. Оккупационный статут. В преддверии скорого принятия конституции возникла необходимость и в определении новых принципов взаимоотношений между оккупационными властями и местными органами управления. Будущая конституция фактически снимала с повестки дня вопрос о заключении послевоенного мирного договора с Германией, способствовала правовому закреплению ее раскола на две части: ФРГ и ГДР.

В связи с этим в апреле 1949 г. был принят так называемый Оккупационный статут, разработанный западногерманскими оккупационными властями. Статут сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.

8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины “Учредительное собрание” и “конституция” были сняты из употребления по настоянию самих немцев как “подразумевающие явный сепаратизм”. Основной закон должен был обозначать “временный характер” установленных им конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ.

23 мая 1949 г. считается днем образования государства ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован в институт “военных комиссаров” западных держав в Германии. 14 августа 1949 г. были проведены первые выборы в бундестаг, 12 сентября 1949 г. создан бундесрат, через три дня избраны президент и федеральный канцлер. Но и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, так как сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров.

В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в сторону большего расширения полномочий государственных органов ФРГ, в частности, был снят контроль над федеральным и земельным законодательством, правительственным органам ФРГ были переданы некоторые полномочия в сфере внешней торговли и валютного регулирования, в том числе и в вопросах денежной эмиссии.

В 1952 г. был подписан договор о создании в рамках Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) “европейской армии”, а также Общий договор между ФРГ и оккупационными державами, согласно которому “оккупация заканчивалась” и за ФРГ признавалась “полная власть суверенного государства во внутренних и внешних делах”. В ответ на это была создана Организация Варшавского договора (ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. Завершился раздел мира на два блока противостоящих стран: социалистических и капиталистических.

Конституция 1949 г. Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков “Третьего рейха”, провозглашая “ненарушимость человеческого достоинства”, “неприкосновенность” и “неотчуждаемость” прав человека (ст. 1), среди которых - право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи “расовонеполноценных” и “нежизнеспособных” немцев, проводилась принудительная стерилизация и пр. Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г., - свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и “для охраны и улучшения условий труда и экономических условий” (ст. 9), свобода передвижения (ст. II), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на “законного судью” и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Демократический характер государства ФРГ рассматривается Основным законом в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д. ...”.

Сфера исключительного законодательства федерации при этом расширена за счет конкурирующего законодательства путем включения в нее системы мер и весов, выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права и пр. Более того, при определении права на исключительное законодательство Основной закон требует соблюдения лишь одного условия - “необходимости” в федеральном законодательстве (ст. 72(2)), которая определяется самой федерацией и никогда не оспаривается ФКС.

Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. “Всеобщему” и “равному” характеру выборов не соответствует, однако, правило избирательной системы, согласно которому менее 5% голосов, поданных за политическую партию (партиям Основной закон отводит главную роль в формировании политической воли народа), вообще не учитываются при распределении мандатов. Недостижимость “равенства” выборов определяется и неравными финансовыми возможностями мелких партий или независимых депутатов. Финансирование предвыборной деятельности партий из государственного бюджета не решает также проблемы равенства, так как пособия распределяются государством только между теми партиями, которые после окончательного подведения итогов выборов получили 50% голосов в конкретном избирательном округе.

Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он обладает и другими важными контрольными функциями, в связи с чем может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства (ст. 43(1)), назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет “о доходах и расходах, а также о состоянии активов и пассивов выполняемого бюджета” (ст. 114). Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за собой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство. Отставка, однако, возможна при условии выбора бундестагом большинством голосов его преемника (правило так называемого “конструктивного вето”).

Объективная тенденция централизации государственной власти, доминирования федерации в вопросах законодательства определяет особое стремление германских земель влиять на государственную политику в целом через бундесрат, который, согласно Основному закону, является не представительством земель, а федеральным органом власти, состоящим из членов земельных правительств.

Согласие бундесрата необходимо, как правило, при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель. Для этих законов (в настоящее время большинство законов принимается с согласия бундесрата) отрицательное решение бундесрата носит характер абсолютного вето. Бундесрат принимает участие и в утверждении бюджета, осуществляет вместе с бундестагом надзор над организацией органов власти земель (ст. 84(3- 4)). Его согласие требуется при применении мер принуждения к землям, не выполняющим “возложенных на них обязанностей” (ст. 37(1)).

Глава государства - президент республики - выбирается большинством голосов особого органа - федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Основной закон отказался от дуалистической концепции Веймарской республики: “президент-рейхстаг”.

Как независимая, фактически бесконтрольная (все его распоряжения контрасигнуются канцлером) и политически нейтральная фигура, отстраненная от решающего участия в высшем государственном руководстве, он, кроме представительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает “в отдельных случаях” правом помилования, промульгирует принятые законы.

Основной закон лишает главу государства исконно германского права командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны - на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о создании, а затем усилении полномочий специальной парламентской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также должность уполномоченного бундестага “по обороне” для охраны основных прав (ст. 45 (а) и 45 (в)).

В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения от должности президента по обвинению в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении должности принадлежит ФКС.

Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США или Франции. Эта тенденция усиливается почти неизменным формированием правительства партией канцлера ХДС в союзе с ХСС. С 1949 г. эти партии бессменно находятся у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

§ 4. Объединение Германии

Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который назревал в течение последних 4 лет и привел к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением.

Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. Начались перебои с поставкой промышленных товаров, росла инфляция. Немцы рвались в обеспеченную Западную Германию. Все настойчивее звучавшие требования открытия границ, сопровождавшиеся массовыми демонстрациями, стали началом революционных перемен в стране.

Эта программа состояла из перечня постепенно осуществляемых мер укрепления сотрудничества двух немецких государств, обещания немедленной конкретной помощи ГДР в гуманитарной сфере, в частности создания валютного фонда для финансирования поездок восточных немцев к западным (ФРГ еще в 1983-1984 гг. становится одним из главных кредиторов ГДР), предложения о создании договорного немецкого сообщества с новыми совместными институтами и расширением функций уже имеющихся. Подтверждая необходимость развивать и углублять сотрудничество с ГДР, канцлер высказывал намерение создать в будущем конфедеративное объединение Германии.

Осуществление программы оговаривалось рядом условий: если в ГДР будут в обязательном порядке решены и необратимо начаты “принципиальные перемены политической и экономической системы”. Это означало достижение государственным руководством ГДР с оппозиционными группами соглашения об изменении конституции, о новом демократическом законе о выборах с участием несоциалистических партий и пр.

Планы “многоразового объединения” обоих государств были выдвинуты и новым премьер-министром ГДР Г. Модровым. Одной из последних инициатив объединения Германии стало предложение аккумулировать все лучшее, что имелось в ГДР и ФРГ, реализация которого должна была создать, с наименьшими потерями и более совершенным законодательством, действительно новое государство Германии. Указывалось при этом на положительный опыт системы всеобщей трудовой занятости в ГДР, на достижения в сфере народного образования, беспримерные результаты в спорте и пр. Мыслилось, что переходный период продлится 2-3 года. Все эти планы, находившие понимание у социал-демократов ФРГ, под напором реальных событий были отброшены.

Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. При этом в ГДР сохранялся прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантированы денежные вклады населения, перечисляемые 1 к 1 до 2 тыс. марок для детей, 4 тыс. марок для взрослых и 6 тыс. марок для пенсионеров. Вклады сверх этих сумм перечислялись из расчета 1 к 2. Германия не только включалась в сферу действия дойч-марки, но и в Общий рынок Европейского сообщества.

Условия денежной реформы стали сокрушительным ударом по и без того расшатанной экономике ГДР, привели к росту задолженности ее предприятий, на которых была крайне низкая, по сравнению с западногерманской, производительность труда. В целях снижения накала оппозиционных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит ее государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономики ГДР и пр.

Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась “единая избирательная территория”, на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.

Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ.

В договоре были закреплены также признание земельной реформы, осуществленной еще в годы правления советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось, что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату не подлежит.

Вместе с тем стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет “реорганизации общественного имущества” при этом возможность компенсации за потерянную собственность признавалась лишь в случае невозможности ее возврата. Остались, однако, нерешенными такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель. Вставали проблемы и с разгосударствлением “народных предприятий” ГДР, ибо не были выработаны соответствующие нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.

При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не вносились предложения о разработке новой конституции. Между тем дебаты по этому вопросу, предшествующие объединению, не были праздными. Речь шла о том, будут ли восточные и западные немцы равноценными гражданами нового государства, а основа их объединения равноправной.

Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние условия германского единства.

Статья 1 договора устанавливала незыблемость границ Германии, в первую очередь ее западных границ с Польшей, ст. 2-3 посвящались запрету производства, владения и распоряжения ФРГ оружием массового уничтожения. В соответствии с договором Германия должна была сократить свои вооруженные силы до согласованного предела и строго придерживаться требования, чтобы с ее земли “исходил только мир”. В ст. 4-5 говорилось о временном пребывании советских войск на территории ГДР - до 1994 г. и о других военных аспектах в связи с признанием полного суверенитета ФРГ во внутренних и внешних делах.

Трудности объединительного процесса выявились очень скоро, как и политические, экономические, социально-психологические различия Запада и Востока Германии, которые оказались более стойкими, чем предполагалось ранее.

Восстановление хозяйственной жизни, которая десятилетиями формировалась в ГДР на основе затратной экономики, требовало колоссальных денежных вливаний, приведших к повышению подоходного налога в ФРГ на 5%, цен на нефтепродукты и пр., что не встретило понимания, особенно у западных немцев. Бюджет федерации предполагалось пополнить за счет приватизации “народных предприятий” ГДР. Закон о приватизации и реорганизации общественного имущества был принят еще в ГДР 17 июля 1990 г.

ГДР не знала безработицы, в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр.

К моменту подписания договора об объединении в бывшей ГДР уже насчитывалось 600 тыс. безработных, 1,8 млн. человек были частично заняты. Ежедневно число потерявших работу увеличивалось на 30-40 тыс. человек. В 1992 г. из числа работающих в 1989 г. восточных немцев потеряли работу 45%. Только в одном Берлине в 1993 г. было зарегистрировано 250 тыс. безработных.

Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточных предприятий были поставлены на первом же объединенном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ занятости, привлечения финансовых средств федерации на переобучение, переквалификацию рабочих и пр. В ФРГ практиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприятиях восточных земель, западным фирмам, досрочное увольнение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующихся семейными пособиями, и пр.

Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ, также принесло определенные результаты. К 1994 г. около 20% самодеятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения.

Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья. Закон о собственности, принятый после объединения Германии, фактически дал право бывшим собственникам требовать возвращения пятой части всех квартир ГДР.