Центральный фо крупнейшие промышленные предприятия. Промышленные предприятия

Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральный район граничите Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, с которыми развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Природно-ресурсный потенциал

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах Северу и Поволжью.

Рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской. Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8- 3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости добываемого угля.

Реформирование угольной промышленности района позволяет получать финансирование из госбюджета, что, в свою очередь, реанимирует местную «лигнитную» (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решить социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов — градообразующие предприятия.

В районе есть залежи торфа в Тверской. Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся в последней стадии разработки.

Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока не разрабатываются.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд (с XVI-XVII вв.) основан Косогорский металлургический завод.

Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение), Московской (Егорьевское месторождение) областях. Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.

В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).

Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.

Население и трудовые ресурсы

Занимая незначительную часть территории России. Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района 62 чел. на 1 км 2 , наиболее густо заселенными являются Московская. Тульская, Ивановская, Рязанская области.

Для района характерен высокий удельный вес городского населения — 83%. В районе насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны — Московская. Для столичного региона характерна наиболее развитая социальная инфраструктура.

Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в столичных районах.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущая отрасль рыночной специализации — высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центр автомобилестроения — Москва, где расположены Акционерное московское общество «Завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич»; ОАО «Автофрамос», созданное как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы; ОАО «СеАЗ» (Серпуховской автомобильный завод) производящий автомобили «Ока».

В Ликино-Дулеве (Московская обл.) находится автобусный завод ООО «Ликинский автобус». Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения — тепловозостроительный завод в г. Коломна Московской области. ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании «Трансмашхолдинг» и является активным участником выполнения Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО «Российские железные дороги» в рамках транспортной стратегии России.

Центры речного судостроения и судоремонта — Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения — Москва (заводы «Красный пролетарий». «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконор- маль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Отраслью специализации является химическая промышленность. Производятся фосфорные удобрения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и ГУП «Брянские фосфаты». Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией «Щекиноазот» (Тульская область) и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область).

Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» входят в ОАО «Объединенная химическая компания „УРАЛХИМ"», Новомосковская акционерная компания «Азот» в ОАО «Минерально-химическая компания „ЕвроХим"» и т.д.

В районе развита химия органического синтеза, предприятия которой выпускают синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы. Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехове-Зуеве, Твери. Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Центральный район специализируется на полиграфической промышленности.

В районе развита пищевая промышленность, представленная предприятиями по производству кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве.

Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепецская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены атомные электростанции: Калининская и Смоленская. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции: Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.

В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель, овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 железнодорожных линий, все они электрифицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.

Внутрирайонные различия

Москва — центр управления страны и основной информационный центр. Москва имеет особый столичный статус, и она подчинена непосредственно Правительству России.

В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в г. Зеленограде и г. Дубна.

Московская область специализируется на машиностроении, химической. легкой (текстильной), пищевой промышленности.

Ярославская область специализируется на машиностроении, нефтехимии, текстильной промышленности.

Ивановская область выделяется текстильной промышленностью, особенно хлопчатобумажной. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.

Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.

Тульская область в промышленности специализируется на машиностроении, металлообработке, металлургии, химии, добыче подмосковных углей.

Смоленская область специализируется на машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Машиностроение дает продукцию радиотехники, электротехники, приборы.

В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве — льноводство и молочное животноводство.

Основные проблемы и перспективы развития

В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.

Основные перспективы развития Центрального экономического района:

  • совершенствование управления социально-экономическими процессами;
  • восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • аграрные реформы;
  • реконструкция и переоснащение предприятий;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Капитальные вложения, направляемые в экономику района, имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21-22% общего объема в РФ.

Центральный федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.
Площадь территории - 650,7 тыс.км², что составляет 3,82 % всей территории Российской Федерации.

Административный центр ЮФО - г.Москва

В состав Центрального ФО входит 18 субъектов РФ, среди которых:

Город федерального значения - Москва;

Области:

  1. Воронежская
  2. Ивановская
  3. Костромская
  4. Курская
  5. Рязанская
  6. Тамбовская
  7. Тверская
  8. Тульская
  9. Ярославская.

Среди 300 городов Центрального федерального округа наиболее крупными являются:

  1. Москва
  2. Кострома
  3. Воронеж
  4. Ярославль
  5. Тула
  6. Рязань
  7. Липецк
  8. Иваново
  9. Смоленск
  10. Брянск
  11. Тверь
  12. Владимир
  13. Курск
  14. Орел
  15. Калуга
  16. Тамбов
  17. Белгород

ЦФО - самый густонаселённый округ Российской Федерации. Согласно данным переписи населения 2002 года население ЦФО составляет 38 млн человек. В Центральном ФО самая высокая по стране плотность населения (63 чел/ км²). При этомпреобладает доля русского населения - 91,32% (на 2002 г.). Это единственный федеральный округ, где не существует ни одного национального субъекта Российской Федерации.

Этому макрорегиону принадлежит первенство по основным фондам экономики (1/4), сельскохозяйственному (1/4) и промышленному (1/5) производству, научно-техническому потенциалу (1/2). На долю ЦФО приходится практически третья часть в РФ продукции машиностроения и легкой промышленности, четвертая часть - химпрому, пятая часть - черной металлургии, основных отраслей его индустриальной специализации. Округ занимает ведущие позиции в стране по выпуску льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. Также широко развита пищевая , в которой высокоразвиты сахарная, маслобойная, мукомольно-крупяная, спиртовая, кондитерская, плодовоовощная, табачно-махорочная отрасли.

Центральный ФО лидирует по развитию производственной и рыночной инфраструктуры. Развитие промышленного производства на территории ЦФО на пять пунктов превосходит общероссийские показатели и составляет 14,6%. Общая доля промышленности округа - 20% страны. Темпы роста в ЦФО одни из самых высоких (25%). Доля сборов и налогов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45%.

Лидирующими отраслями промышленности Центрального ФО является машиностроение и металлообработка. По производству товарной продукции и числу занятых в производстве людей машиностроительный комплекс занимает первое место в РФ. В ЦФО хорошо развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, радио- и электронная промышленность, железнодорожное машиностроение, производство точных , робототехники. Химическая промышленность представлена производством удобрений и химией органического синтеза (пластмассы, синтетические смолы, лавсан и т.д.).

Центральный ФО - один из крупнейших производителей полиграфической продукции. Значительная часть полиграфии выпускается на полиграфкомбинатах Москвы, Московской области, в Твери, Туле, Рязани и Ярославле. ЦФО среди других федеральных округов России лидирует по всем основным показателям социально-экономического развития. Только по общему объему промышленного производства слегка уступает Приволжскому ФО. Среди других отраслей выделяется сельское хозяйство, строительство, общественное питание и торговля.

Современный характер и развитие отраслей народного хозяйства ЦФО в значительной степени обусловлены наличием мощной производственно-технической базой, её большим потенциалом и наличием большого числа высококвалифицированных кадров.

Центральный федеральный округ по экономическому принципу объединяет два района: Центральный и Центрально-Черноземный. В зависимости от уровня развития отраслей промышленности разделяют Старопромышленные и Приокские регионы и Черноземье. К Старопромышленным регионам относятся: Москва и Московская область, Костромская, Владимирская, Тверская, Ивановская и Ярославская области.

Москва, являясь городом федерального значения и столицей Российской Федерации, представляет собою крупнейший центр науки и техники, управления, культуры, образования, медицины и промышленности. По объему товарной промышленной продукции Москва не имела себе равных среди всех субъектов России и только лишь в 1994 году уступила первенство . В структуре промышленности города 26,3% занимает машиностроение и металлообработка, 24% пищевая и 6,2% легкая промышленности, химическая и нефтехимическая промышленность - 4,7%, топливная составляет 4,7%, 1,6% приходится на цветную металлургию, 12,6% - на электроэнергетику, 7,4% - производство стройматериалов, 4,1% деревообрабатывающая промышленность, полиграфическая составляет 1,3% и черная металлургия - 0,7%. Основные отрасли специализации - машиностроение (станки, точные машины и приборы, автомобили), а также химическая, легкая и полиграфическая промышленности. Одна из крупнейших сфер деятельности - строительство, в котором занято свыше 10% работающих. В Москве развито гражданское, инженерное и транспортное строительство. Износ городских транспортных средств компенсируется продукцией Сокольнического вагоноремонтного завода, который освоил выпуск комфортабельных городских автобусов.

Нередко Москву и Московскую область объединяют одним наименованием «Московский столичный регион», дающий около 13% промышленной продукции страны (87% приходится на остальные 87 субъектов Федерации). Во многих городах Подмосковья расположены филиалы столичных предприятий. Развитие науки в Москве обусловило создание в области так называемых «научных» городов и поселков: Протвино, Пущино, Черноголовка, Дубна, Троицк.

Структуру промышленности Подмосковья составляют: машиностроение и металлообработка - 33,8%, %, электроэнергетика - 11%, производство стройматериалов - 11,3 легкая - 10% и пищевая промышленность - 9,1%, химическая и - 7,9%, лесная и деревообрабатывающая - 5%, цветная - 3,2% и черная - 2,2% металлургия. Крупнейшими промышленными центрами являются: Подольск (швейные машины, аккумуляторы, паровые котлы для ТЭС), Коломна (станки, текстильные машины, тепловозы, резинотехника), Люберцы (сельхозмашины и вертолеты), Электросталь (тяжелые станки, сталь), Мытищи (приборы и вагоны метро), Серпухов (нефтеприборы, инструменты, конденсаторы, химволокно, бумага, мебель), Балашиха (автокраны, криогенное оборудование), Красногорск (космическая техника, фотокиноаппаратура), Ногинск (ткани, топливная аппаратура), Сергиев Посад (лаки и краски, оптико-механическая продукция), Клин (станки, химволокно, стекло и стеклоприборы). Экспериментальные производства ВПК размещены в Жуковском, Одинцово и Калининграде.

Природные ресурсы Владимирской области (стекольные пески и торф) широко используются в стекольной промышленности, продукция которой славится далеко за пределами округа. В области также хорошо развито машиностроение и металлообработка - 41,1%. Так, во Владимире расположены предприятия по изготовлению тракторов, электромоторов и автоприборов, в Коврове - предприятия по выпуску экскаваторов, мотоциклов и стрелкового оружия, в Александрове - радио- и телеаппаратура, в Кольчугино - кабель, в Муроме - тепловозы и электровозы, холодильники «Ока». Наряду с этим работают предприятия пищевой (9,5%), лесной и деревообрабатывающей (4%) промышленности, развита цветная металлургия (5,2%), химпром - 3,6%, производство стройматериалов - 9,2% (стекло, хрусталь, стекловолокно). Область занимает лидирующие позиции по выпуску льняного полотна, а по выпуску хлопчатобумажных тканей уступает лишь Ивановской области.

Для Костромской области кроме торфа (Космыникское месторождение) характерно отсутствие природных ресурсов. В структуре промышленности значительно выделяются электроэнергетика (до 31,7%), производство стройматериалов (до 4,5%), машиностроение (14,4%), лесообработка (16%), пищевая (16,4%) и легкая (8,1%) промышленности.

Славится как «текстильный край». Легкая промышленность занимает свыше 35%. По выпуску шерстяных и льняных тканей область занимает третье место в стране и седьмое место - по выпуску шелковых тканей. Также развито и металлообработка (18,7%), пищевая (15,4%) и деревообрабатывающая (3,2%) промышленности, химпром - 6,2% и производство стройматериалов - 3,7%.

Ведущая роль экономики Тверской области принадлежит машиностроению и металлообработке (26,8%), электроэнергетике - 28,2% (Конаковская ГРЭС, Тверская ТЭЦ, Калининская АЭС). Легкая промышленность занимает 8,9%, лесная и деревообрабатывающая - 7%,7,5% - производство стройматериалов, 4,2% - химическая промышленность. Тверская область в стране является практически монополистом по выпуску пассажирских вагонов (94%). Также значительна роль области в производстве экскаваторов (18%), химволокна и оконного стекла (7%).

Экономика Ярославской области базируется на машиностроении и металлообработке (31,2%), топливной (24,1%), химической (12,7%), пищевой (8,5%) и легкой (4%) промышленностях. В стране Ярославская область выделяется производством полиграфических машин (27%), оборудования для изготовления шин (15%), полимеров (16%), синтетического каучука (7%) и часов (8%).

Регионами Приокской группы являются: Калужская, Брянская, Орловская, Смоленская, Рязанская и Тульская области. Для Брянской области характерно производство продукции машиностроения (7% генераторов и дизелей, 18% велосипедов и мотоциклов, 5% грузовых вагонов), а также производство оконного стекла (66%) и шерстяной пряжи (7,5%). Экономика Калужской области базируется на машиностроении и металлообработке (41,3%), легкой (4,9%) и пищевой (15,9%) промышленности, деревообрабатывающей промышленности (8,4%) и производстве стройматериалов (до 10%). Для Орловской области также характерно машиностроение и металлообработка (25,4%), пищевая (22,8%) и легкая (6,2%) промышленность, черная (8%) и цветная (4,2%) металлургия, а также деревообрабатывающая (2,3%) и химическая (2,5%) промышленности. Рязанская область в России известна как производитель химического волокна и пряжи (11% и 10%), станков (6%) и картофелеуборочных комбайнов (100%). Смоленщина играет заметную роль в производстве электромоторов (19%), холодильников (7%), льняной пряжи (8%) и консервированного молока (8%). Тульская область является одной из цитаделей ВПК. Наряду с этим область известна производством синтетического каучука (10%), мотороллеров (13%) и удобрений (6%).

Состав: г. Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смолен­ская, Тульская и Ярославская области.

Территория - 485 тыс кв. км.

Население - 30,5 млн чел.

Важнейшими предпосылками развития производительных сил Центрального экономического района (ЦЭР) в условиях рыночной эко­номики являются:

столичное значение региона;

высокоразвитый промышленный потенциал, способствующий тех­ническому прогрессу во многих отраслях народного хозяйства России;

уникальная научно-исследовательская, проектно-конструкторская и опытно-экспериментальная база;

наличие высококвалифицированных кадров всех уровней;

благоприятные природные условия, фундаментальная промышлен­ность по производству азотных и фосфорных удобрений, необходимых для развития интенсивных отраслей сельского хозяйства;

высокая степень освоенности территории, плотная транспортная сеть и сеть городских поселений, создающие условия для активной хо­зяйственной деятельности;

отлаженная непроизводственная сфера и социальная инфраструк­тура, мощная строительная индустрия и промышленность строитель­ных материалов.

В структуре промышленного производства Центрального эконо­мического района ведущее место занимает машиностроение, на долю которого приходится более четверти выпускаемой продукции (25,2%), при общероссийской - 17,9%. Значительный потребительский фактор обусловил сравнительно высокий удельный вес в структуре промыш­ленного производства пищевой (16,1%) и электроэнергетической (15,6%) промышленности. Среди других отраслей промышленности выделяются промышленность строительных материалов (7,4%), хими­ческая и нефтехимическая (7,0%), легкая (6,6%), а также топливная про­мышленность (5,2%). Такие комплексирующие отрасли, как черная и цветная металлургия, имеют сравнительно незначительный удельный вес (2,7 и 1,5%). Несколько выше по отношению к предыдущим отрас­лям стоят лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная про­мышленность (3,9%). Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышлен­ность имеют по отношению к общероссийскому более высокий пока­затель (0,7 и 0,3% соответственно).

ЦЭР расположен в центре европейской части нашей страны и иг­рает огромную роль в ее народном хозяйстве. Занимая 2,2% террито­рии (седьмое место в РФ), район концентрирует на своей террито­рии 10,7% ее населения и значительную часть промышленного произ­водства. По объему валовой продукции промышленности, стоимости основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала ЦЭР намного превосходит все другие от­дельно взятые экономические районы. Район дает значительную часть всей машиностроительной продукции (автомобили, станки, приборы, электротехническая продукция), химических изделий (резинотехни­ческие изделия, химические волокна, пластические массы и синтети­ческие смолы), тканей.

Район первенствует по выпуску железобетонных конструкций, стек­ла, картона, многих пищевых продуктов. Развиты и другие отрасли про­мышленности, а также сельское хозяйство и все виды транспорта.

Но значение ЦЭР в народном хозяйстве определяется не только масштабами индустрии, но и тем, что в нем наибольшее развитие по­лучили те отрасли промышленности, которые оказывают решающее воздействие на темпы современного НТП. Это объясняется высокой концентрацией квалифицированных кадров (1 / 3 научных работников, около 1 / 4 инженеров страны).

В этом районе, как ни в каком другом, получило развитие произ­водство тончайших приборов и средств автоматизации, систем контроля и управления производственными процессами, производство автома­тических станков с программным управлением, электронной техники, электротехнических изделий, подшипников и автомобилей, уникаль­ного технологического оборудования для разнообразных отраслей. Бла­годаря высокому научно-техническому потенциалу, наличию квалифи­цированных кадров, развитой производственной и социальной инфра­структуре эффективность производства в районе выше, чем в среднем по стране. Это предопределяет предпочтение его другим экономичес­ким районам при строительстве новейших предприятий или освоении уникальной технологии. Часто сложная наукоемкая продукция конст­руируется, проектируется, изготавливается здесь в опытном порядке и вместе с технологией производства передается в другие районы страны для серийного и массового производства.

Район отличается удобным географическим положением. Для него характерна транспортная насыщенность, радиально-кольцевая конфи­гурация транспортной системы. Широкая сеть железнодорожных и шоссейных магистралей, водных путей, воздушного транспорта, тру­бопроводы и электрическая сеть - связывают ЦЭР со всеми республи­ками, краями и областями страны, с главными сырьевыми базами и потребителями производимой в районе продукции.

Особенностью района является превышение производства пред­метов потребления над производством средств производства (первое место по производству товаров народного потребления в РФ), а также высокая степень комплексности развития промышленности (большую часть потребностей района можно обеспечить за счет промышленного производства самого района).

Другая особенность - высокий уровень межрайонных связей в про­мышленном производстве.

Будучи крупным производителем высококачественной продукции, ЦЭР активно участвует не только в межрайонном, но и в международ­ном разделении труда, являясь одним из основных экспортеров машин, тканей и других промышленных изделий, вплоть до предметов художе­ственных промыслов.

Огромное значение для района имеет расположение на его терри­тории Москвы - крупнейшего административно-политического, про­мышленного, транспортного, научного и культурного центра, столицы государства. Это район наиболее высокого и разностороннего уровня экономического развития.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

ЦЭР находится в центре Русской равнины. Рельеф волнистый, местами сильно расчлененный. Поверхность западной части более при­поднята. Здесь располагаются Валдайская, Смоленская, Московская, Среднерусская возвышенности. Но максимальные высоты не превы­шают 300 м над уровнем моря. На севере и востоке района преобладает равнинный рельеф (Верхневолжская и Мещерская низменности). В целом рельеф благоприятен для хозяйственной деятельности.

Климат умеренно континентальный с относительно мягкой зимой и теплым летним периодом. Большая часть района принадлежит бассейну Волги и находится в основном в лесной зоне (хвойно-широколиственные леса), и только южные окраины (в Тульской, Орловской и Рязан­ской областях) заходят в лесостепную зону. Леса занимают 25-30% территории района (около 17 млн га). Почвы дерново-подзолистые, дерново-луговые, торфяно-болотные, серые лесные и деградированные черноземы на юге.

Природные условия в основном благоприятны для развития сель­ского хозяйства. Но большим недостатком являются поздние весенние и ранние осенние заморозки. Выращивают овощные культуры, карто­фель, зерновые и др.

Ограниченность земельных ресурсов (много земель занято горо­дами, промышленностью, отвалами шахт) требует проведения широ­ких мероприятий по рекультивации территорий, использованию не­удобных и малоудобных земель. Расширить сельскохозяйственные уго­дья можно за счет осушения болот, использования подтопленных во­дохранилищами земель с помощью мелиорации.

В ЦЭР нет и не было значительных по запасам и экономическому значению полезных ископаемых.Минерально-сырьевые ресурсы пред­ставлены залежами бурых углей Подмосковного бассейна, торфа в се­верной и центральной частях района, фосфоритов возле Егорьевска и Брянска, железных руд в Тульской области, а также известняков, огне­упорных глин и кирпичных глин, строительных, стеклянных и формо­вочных песков.

Наибольшие ресурсы Подмосковного угольного бассейна распо­лагаются в Тульской (45%) и Калужской (30%) областях. Зольность угля довольно высокая (30-40%), влажность более 32%, содержание серы от 3 до 6%. Пласт неглубокого залегания от 30 до 130 м, достаточно мощ­ный (1,4-2,8 м). В ряде мест добычу можно вести открытым спо­собом.

Запасы торфа оцениваются в 5,5 млрд т (около 17% общероссий­ских). Наиболее богатые запасы в Тверской (37%), Московской (12,9%) областях. Торф используется в качестве энергетического и бытового топ­лива, а также для удобрения.

Наличие в районе бурых углей и торфа сыграло важную роль в его индустриализации. Богатство различных строительных материалов дало толчок для развития промышленности строительных материалов, це­ментной, стекольной, фарфоро-фаянсовой промышленности.

Водные ресурсы (транзитные и собственные, поверхностные и под­земные воды) оцениваются более чем в 135 куб. км в год, или 2% обще­российских. Средние показатели обеспеченности водными ресурсами на одного жителя примерно в 7,5 раз ниже, чем в целом по Российской Федерации. Речная сеть относится к бассейнам Каспийского, Черно­го, Балтийского морей. Здесь протекают Волга с притоками Окой, Ко­стромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Большие озера - Чухломское, Галичское, Селигер. Сезонная направленность водного режима затрудняет условия водоснабжения и требует значи­тельных затрат на регулирование рек. В связи с этим были сооружены водохранилища: Иваньковское, Рыбинское, Угличское на Волге, Вы­шневолоцкое, Клязьменское, Уводьское - на других реках. Распреде­ление поверхностных вод неравномерно. Оно сокращается по направ­лению с северо-запада на юго-восток. Наиболее обеспечены поверх­ностными водами Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская области. Необходимо сокращать использование пресных подземных вод для производственных нужд, охранять и рационально использовать водные ресурсы.

ЦЭР имеет большие рекреационные ресурсы. Здесь живописные ландшафты среднерусской полосы, лесная зона, множество рек и ре­чушек, заповедники, богатая флора и фауна. Значительны запасы минеральных вод: сульфатно-кальциевая вода в Тульской области, есть вода типа «Есентуки» и др.

НАСЕЛЕНИЕ

Район отличается высокой плотностью населения - 62,8 чел./кв. км (колеблется от 13,5 чел./кв. км в Костромской области до 333,3 чел./кв. км в Москве и области) и высокой степенью урбанизации. Здесь насчиты­вается около 1 / 10 общего числа городских поселений страны (243 горо­да), 83% жителей - городское население. Велика в районе доля людей старших возрастов, естественный прирост очень невысок. Для района характерны маятниковые миграции. ЦЭР занимает первое место в Российской Федерации по среднегодовой численности рабочих и слу­жащих.

Естественный прирост населения за последние десятилетия состав­лял 3,4 чел. на 1000 жителей (11-е место по РФ). Промышленное и сельскохозяйственное производство расширяется за счет повышения энерговооруженности, механизации и производительности труда, а также за счет перераспределения трудовых ресурсов между городом и де­ревней и различными отраслями народного хозяйства.

Как и в других районах страны, здесь особенно сильно увеличи­лось городское население за счет сокращения сельского. В настоящее время городское население составляет 83%, сельское - 17%.

Дальнейшее развитие науки и научного обслуживания, проектно-конструкторской базы, высшего и среднего образования, культуры и искусства невозможно без более эффективного использования кадрового потенциала, повышения его квалификации, радикального пере­вооружения отраслей на основе внедрения новейших достижений НТП, ускоренного развития фундаментальной науки, эксперименталь­ной базы.

ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА

В современной структурепромышленности удельный вес производ­ства средств производства (продукция группы А) составляет 70,7%, а производство предметов потребления (продукция группы Б) - 29,3%. При этом в группе А на долю машиностроения и металлообработки приходится свыше 1 / 3 численности промышленно-производственного персонала.

Машиностроение и металлообработка представлены практически всеми отраслями и подотраслями. Из 26 отраслей машиностроения, получивших наибольшее развитие в Центральном районе, 19 (или 80%) имеют общероссийскую специализацию. Преобладают сложные и на­укоемкие производства. Важнейшие виды продукции машиностроения и металообработки - это автомобили, изделия радиотехнической и эле­ктронной промышленности, управляющие и вычислительные машины, автоматические линии и станки, приборы, инструменты, подшипники.

Транспортное машиностроение представлено производством авто­мобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Широкое развитие транспортного машиностроения в районе обусловлено его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения.

Крупным центром автомобилестроения является Москва. Здесь расположены завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), который в основном спе­циализируется на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей, и завод малолитражных автомобилей (АЗЛК). В Московской об­ласти в Ликино-Дулево находится автобусный завод. В Ярославле на­лажено производство автомобильных двигателей.

В районе действуют многочисленные предприятия-смежники: ма­шиностроительные, текстильные, химические, которые обеспечивают автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, комплектующи­ми изделиями в порядке кооперирования.

Одним из крупнейших в стране заводов транспортного машиност­роения стал Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Куй­бышева, который еще до 1917 г. выпускал паровозы. Производство ма­невровых тепловозов создано на Людиновском и Муромском заводах. Вагоностроение представлено Тверским машиностроительным заво­дом (самым крупным в стране), который производит пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов. Мы­тищинским машиностроительным заводом, выпускающим пассажир­ские вагоны для метрополитена. В Брянске производятся изотерми­ческие вагоны.

Речное судостроение имеет преимущественно местное значение. Центры речного судостроения и судоремонта - Москва, Рыбинск, Ко­строма.

В районе выпускаются мотоциклы и мотороллеры (Тула, Ковров), самолеты (Москва).

Станкостроение специализировано на изготовлении автоматичес­ких станков и линий, агрегатных станков, гибких производственных систем, станков с числовым программным управлением, т.е. новейше­го станочного оборудования. Основные центры станкостроения - Москва, а также Коломна, Иванове, Рязань, Егорьевск. В Москве за­вод «Красный пролетарий» выпускает полуавтоматические станки, за­вод им. С. Орджоникидзе специализируется на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Заводы «Станколит», «Станкоконструкция», «Станконормаль» изготавливают отдельные узлы, агрегаты, детали. Заводы столицы выпускают также внутришлифовальные, координатно-расточные и другие станки. Москва - круп­нейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер» и др.). В Рязани получило развитие производство кузнечно-прессового оборудования и автоматических станков. В Коломне производятся ка­русельные и зубофрезерные станки. Центральному району принадле­жит 31,2% производства металлорежущих станков и 13% кузнечно-прессовых машин Российской Федерации.

Приборостроение представлено выпуском опытной аппаратуры для научных исследований, средств контроля производственных процессов, оптико-механической техники, точных приборов. Основной центр - Москва (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы). Приборостроение развито также во Владимире, Рязани, Смо­ленске, Угличе и других городах.

Электротехническая промышленность представлена московскими заводами «Динамо», им. Владимира Ильича, Москабель и заводами в Калуге, Ярославле. Район производит около 50% электродвигателей.

Широкое развитие в районе получило производствотракторов и сельскохозяйственной техники, которое связано с особенностями агроклиматических условий Нечерноземной зоны страны. Колесные тракторы выпускают во Владимире. В Люберцах завод им. А.В. Ухтом­ского выпускает самоходные комбайны, сенокосилки и другие сель­скохозяйственные машины. В Бежецке производится льноуборочная техника. Заводы в Туле и Рязани изготавливают картофелепосадочные и уборочные машины, сельскохозяйственный инвентарь.

Выпусктехнологического оборудования обеспечивает нужды как самого района, так и других территорий. Это оборудование для метал­лургической, цементной, химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности и ряда других отраслей.

На территории Центрального района размещены и предприятия тяжелого машиностроения (Электросталь, Брянск, Калуга).

Широкое развитие в районе получил выпуск продукциибытового назначения: фотоаппаратов (Красногорск), телевизоров (Москва, Алек­сандров), радиоприемников, холодильников (Москва, Муром и др.). В перспективе Центральный район сохранит свое лидирующее поло­жение в машиностроении. Наиболее перспективны станко- и прибо­ростроение, электронная промышленность и электротехника, автомо­билестроение и другие наукоемкие отрасли.

Среди отраслей машиностроения приоритетное развитие должны получить те из них, которые отличаются средней и небольшой метал­лоемкостью, использованием высококвалифицированного труда и вы­пуском наукоемкой, нематериалоемкой продукции (радиотехническая и электронная, электротехническая, станкостроительная, приборост­роительная промышленность, автомобилестроение), при постепенной стабилизации развития отраслей более металлоемких (производство оборудования для химической промышленности, строительно-дорож­ное и металлургическое машиностроение и т.п.).

Машиностроение частично опирается на собственную металлур­гическую промышленность. Эта отрасль возникла здесь еще в XVII в. на местных бурых железняках и древесном угле. В настоящее время ме­таллургия представлена чугунолитейным заводом в Туле (выпуск ли­тейного чугуна и ферросплавов) и Рогожским сталелитейным заво­дом в Москве. К числу сравнительно новых металлургических заво­дов относятся Ново-Тульский (с металлургическим циклом) и «Эле­ктросталь» под Москвой (передельный завод). В районе развита и малая металлургия: на многих крупных машиностроительных заводах име­ются цеха по производству металла из вторичного сырья.

Важнейшая отрасль народнохозяйственной специализации Цент­рального района -химическая промышленность. Горнохимическая про­мышленность представлена добычей фосфоритов в Московской (Его­рьевск) и Брянской (Полпино) областях. Широкое развитие получила основная химия (азотная промышленность, производство фосфорных, комплексных и концентрированных удобрений). На базе местного сы­рья (фосфоритов) и концентратов хибинских апатитов изготавливают­ся суперфосфат и фосфоритная мука в Воскресенске и Полпине, рабо­тают предприятия в Калужской области. По производству азотных удо­брений Центральный район занимает второе место в стране. Промыш­ленность азотных удобрений создана на базе крупных производств сер­ной кислоты и синтетического аммиака на Воскресенском, Новомос­ковском и Щекинском химкомбинатах, а также на Дорогобушском за­воде азотных удобрений. Главный центр производства азотных удобре­ний - Новомосковск. Современный уровень развития промышленно­сти минеральных удобрений в районе еще далеко не полностью удов­летворяет запросы сельского хозяйства. Среди отраслей основной хи­мии можно назвать производство каустической и кальцинированной соды, серной кислоты и других химических продуктов. Заметную роль играетхимия полимерных материалов - производство синтетического каучука, искусственного волокна, пластических масс.

Производствосинтетического каучука началось еще в 30-е гг. Были построены заводы в Ярославле, Москве, Ефремове. В дальнейшем эти предприятия подверглись серьезной реконструкции: на них стали ис­пользоваться новые виды сырья и новые технологии. В тесной связи с производством синтетического каучука, потребностями автомобиле­строения, электротехники и ряда других отраслей большие масштабы приобрела в районерезинотехническая промышленность. Производство химических волокон размещается в Твери, Клину и Серпухове. Завод искусственных волокон построен в Рязани. Наиболее крупными цент­рами производства пластических масс являются Орехово-Зуево, Новомосковск, Москва, Владимир, Ярославль. Первоначально отрасли про­мышленности полимерных материалов базировались на пищевом сы­рье, в настоящее время - на использовании углеводородного сырья (газ нефтепереработки).

Нефтехимическая промышленность (заводы в Москве, Ярославле, Рязани) обеспечивает автомобильный и авиационный транспорт рай­она светлыми нефтепродуктами, электроэнергетику - топливом (ма­зутом), промышленность органического синтеза - разнообразным уг­леводородным сырьем. Выпускаются фотохимические товары, лекар­ственные препараты, красители, лаки, парфюмерные изделия, хими­ческие реактивы и особо чистые вещества.

Легкая, в частноститекстильная промышленность, в Центральном районе относится к старейшим отраслям. Зародившись в качестве про­мысла по переработке местного льна, текстильная промышленность затем приобрела классические формы мануфактуры и в значительной мере перешла на привозное сырье (хлопок). В результате здесь еще в ранний период развития русского капитализма сложился крупнейший район текстильной промышленности.

Наибольшее развитие текстильная промышленность получила в Ивановской, Московской, Владимирской и Тверской областях, а так­же в Костромской, Смоленской, Ярославской и Брянской. Она разме­щается не только в крупных, но и во многих малых городах.

В настоящее время в связи с резко обострившимся дефицитом не­обходимого сырья и материалов, а также нового высокопроизводитель­ного оборудования для хлопчатобумажной, шерстяной, льняной про­мышленности ставится под угрозу развитие отрасли. Ее перспективы целиком зависят от стабилизации уровня поставок сырья из стран ближ­него и дальнего зарубежья, от реализации программы технического перевооружения.

ЦЭР выделяетсянародными художественными промыслами: изделия из папье-маше, лаковая миниатюра, строчевышитые изделия, художе­ственно-расписные ткани, резьба по дереву, ювелирные изделия, худо­жественная керамика, игрушки. Основные центры: Москва и особен­но Московская область (Богородск, Сергиев Посад, Федоскино, Жостово и др.).

Строительный комплекс Центрального района - один из наиболее развитых в стране. Здесь производятся цемент, сборный железобетон, оконное стекло, асбестоцементные трубы, шифер, гипс, силикатный и красный кирпич. При этом широко используются местные ресурсы.

Значительное место занимает выпускизделий культурно-бытового и хозяйственного назначения. Стеклянная и фарфоро-фаянсовая про­мышленность расположены к северу от Москвы (Конаково, Клин, Вербилки), в Мещере (Гусь-Хрустальный, Старь), в окрестностях Вышне­го Волочка.

Центральный район - главнаяполиграфическая база страны. Круп­нейшие полиграфические комбинаты, снабжающие своей продукцией всю страну, находятся в Москве. Предприятия этой отрасли действуют также в Чехове, Твери, Туле, Смоленске, Ярославле, Владимире, По­дольске.

В районе развитлесной комплекс. Лесозаготовка осуществляется в основном в Костромской и Тверской областях. Но район испытывает дефицит древесины.

Многочисленность населения района обусловила развитиепище­вкусовой промышленности, в том числе кондитерской и табачной, которые имеют межрегиональное значение. Хорошо развиты молочно-маслодельная, мясная, мукомольная, сахарорафинадная и другие отрасли. Все они, за исключением маслодельной, размещаются, как правило, в городах. Аграрные и климатические условия региона создают возмож­ности для полной обеспеченности картофелем, овощами, молоком, мя­сом птицы и свиней, яйцом, кормовыми культурами.

Центральный экономический район, будучи высокоиндустриальным, обладая высокой плотностью населения, имеет исключительно емкий рынок потребления сельскохозяйственных продуктов. Природные усло­вия района в основном благоприятны для развитиясельского хозяйства. Территория имеет равнинный, несколько холмистый рельеф с покатыми склонами, удобными для машинной обработки сельскохозяйственных культур. Климат умеренно континентальный. Характерна более высокая сельскохозяйственная освоенность территории, чем в целом по Россий­ской Федерации. Сельскохозяйственные угодья составляют почти поло­вину территории района, в том числе 2 / 3 угодий распахано.

Развитие сельского хозяйства района теснейшим образом связано с наиболее полным обеспечением потребностей населения в продук­тах животноводства, овощеводства и картофелеводства; межрайонное значение имеет только льноводство.

Вся посевная площадь района составляет почти 14 млн га, в том числе занято под зерновые - 50%, картофель и овощи - почти 10%; технические культуры - примерно 5% и кормовые - более 30% всей площади посева. Из зерновых наиболее распространены и повсемест­но сеются рожь и овес, а также ячмень (особенно в западных областях); пшеница и гречиха - в основном в южных областях. Обширные пло­щади засеваются картофелем и овощами (особенно в Московской, а также в южных и западных областях).

Основные технические культуры района - лен-долгунец и сахар­ная свекла. Лен сеется почти во всех областях, но главными его произ­водителями являются Тверская и Смоленская, а также Костромская и Ярославская области. Сахарная свекла выращивается в Орловской, Тульской, Рязанской, Брянской областях.

Животноводство молочно-мясного направления - основная от­расль. Молочное животноводство развито в Тверской, Брянской, Смо­ленской и Рязанской областях; свиноводство - в Орловской, Москов­ской, Тульской и Брянской.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Москва - столица Российской Федерации, центр Московской об­ласти. Город расположен в междуречье Оки и Волги, на реке Москва. Граница города проходит в основном по Московской кольцевой автодороге. Город является крупным транспортным узлом, где сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных дорог. В Москве нахо­дятся три крупных речных порта (Западный, Северный и Южный) и четыре аэропорта (Внуково, Шереметьево, Домодедово и Быково), в том числе и международный. Метрополитен существует с 1935 г.

В современном индустриальном комплексе Москвы наиболее раз­виты машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая и пище­вая отрасли промышленности. На долю машиностроения приходится 30,9%, легкой и пищевой промышленности - 33,2%, химической и дру­гих отраслей, перерабатывающих сырье, - 12,6%.

Характерной особенностью машиностроительных предприятий Москвы является, как правило, специализация их на выпуске конеч­ной продукции, т. е. готовых машин, станков, приборов и другого тех­нологического оборудования. Большинство заводов выступают голо­вными предприятиями, завершающими процесс создания машин. Они имеют широкие производственные связи с заводами-поставщиками Центра и других районов страны. Московские заводы ведут сборку ма­шин и производят наиболее сложные их части, узлы и детали. Наибо­лее развиты станкостроение и приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, автомобилестроение. Эти отрасли представлены крупнейшими предприятиями: АО «Московский под­шипник», АО «ЗИЛ», завод малолитражных автомобилей «АЗЛК», авиа­ционные заводы ПО им. П.В. Дементьева, станкостроительные заводы координатно-расточных станков, автоматических линий, электрома­шиностроительный завод «Динамо», электрозавод и другие, заводы приборостроения: тепловой автоматики, «Манометр», измерительных приборов, заводы точной механики (Первый и Второй часовые) и дру­гие предприятия.

Москва является старейшим центром разнообразной легкой и пи­щевой промышленности. Предприятия легкой промышленности вы­пускают продукцию, рассчитанную на запросы потребителей не толь­ко Москвы, но и других районов страны. По своим масштабам выделя­ются: в хлопчатобумажной промышленности - «Трехгорная мануфак­тура», в шерстяной - Краснохолмский камвольный комбинат, в шел­ковой - комбинат «Красная роза», в обувной - фабрика «Парижская коммуна», в мясной - Московский мясокомбинат, в кондитерской - фабрика «Красный Октябрь» и ряд других, получивших общероссий­скую известность.

Значительно развита химическая промышленность, в том числе такие ее отрасли, как резиновая, лакокрасочная, химико-фармацевти­ческая и др. Химические предприятия выпускают массовую и ценную продукцию производственного и бытового назначения для Москвы и других районов страны. Здесь создаются новые химические вещества, заменяющие дорогие и редкие металлы, дерево и природное волокно. В техническом прогрессе ряда отраслей химической промышленности страны заводы Москвы занимают ведущую роль.

Москва - крупный научный центр страны. В Москве и области ра­ботает более 1 / 3 всех научных сотрудников России, учится более 1 / 5 всех студентов вузов. В московском регионе сосредоточено около 1,5 тыс НИИ, проектных, конструкторских, технологических и опытных орга­низаций. Путем перераспределения размещения научного потенциала между городом и областью происходит формирование крупного цент­рального технополиса вокруг столицы. Так, в Московской области сложились центры биологических (Пущине), физических (Троицк), хими­ческих и химикофизических (Ногинск, Черноголовка), ядерных (Дуб­на, Протвино), сельскохозяйственных (Немчиновка) исследований. Заводы Москвы и Подмосковья в непосредственном контакте с науч­но-техническими учреждениями столицы постоянно совершенствуют и обновляют свою продукцию, осваивают наиболее сложные ее виды.

Исключительно велика роль Москвы как столицы - политическо­го центра Российской Федерации.

Градообразующей основой российской столицы являются промы­шленные предприятия, научные, учебные и проектные институты, транспортный узел, административно-политические учреждения и обширная сфера обслуживания. В Москве и Московской области заня­тость в промышленности начала сокращаться с 60-х гг., и с тех пор рос­ла доля занятых в непроизводственной сфере. Таким образом, Москва и область уже вступили в постиндустриальную эпоху, обогнав в этом отношении все другие регионы России.

Огромная Московская агломерация в последние десятилетия ис­пытывает значительные экологические проблемы. Промышленность Москвы и особенно автотранспорт выбрасывают в атмосферу сотни тысяч тонн вредных веществ. На центральных улицах города содержа­ние этих веществ в воздухе значительно превышает предельно допус­тимые концентрации (ПДК). В связи с этим принята соответствующая программа по выводу из города предприятий, ухудшающих санитарно-гигиенические условия, установке на действующих предприятиях вы­сокотехнологичного оборудования, по улучшению водоснабжения, со­вершенствованию движения внутригородского транспорта и общей планировке города. Большое внимание уделяется созданию рекреаци­онных зон в черте города, а в пригородных районах - домов отдыха, пансионатов, баз отдыха.

По уровню промышленного потенциалаМосковская область ус­тупает лишь Москве и Санкт-Петербургу (с областью). Машинострое­ние представлено здесь производством разнообразного оборудования (металлорежущих станков, текстильных машин и др.), тепловозов, сель­скохозяйственных машин, автобусов, электротехнических изделий, приборов, фотоаппаратов, швейных машин и др. В числе основных предприятий отрасли - коломенские заводы (тепловозостроительный и тяжелого станкостроения), ПО «Электростальтяжмаш», «Метровагонмаш», Подольский аккумуляторный завод, Люберецкий сельхозмашин им. А.В. Ухтомского, Ликино-Дулевский автобусный, а также предпри­ятия в Дмитрове, Сергиевом Посаде, Климовске и др. Высококачест­венные стали и сплавы выплавляются на электрометаллургическом за­воде «Электросталь».

В химическом комплексе производятся минеральные удобрения, серная кислота, синтетические смолы, химические волокна и нити, краски. Ведущие предприятия: Воскресенское ПО «Минудобрения» (работает на привозном апатитовом концентрате), клинское и мыти­щинское ПО «Химволокно», лакокрасочный завод в Сергиевом Поса­де, а также предприятия Щелкова, Орехово-Зуева и др.

Основные центры текстильной промышленности - Орехово-Зуе­во, Ногинск, Павловский Посад, Егорьевск, Серпухов, Наро-Фоминск, Раменское, Ивантеевка и др. Производятся хлопчатобумажные, шер­стяные, шелковые ткани и трикотаж.

Промышленность строительных материалов производит цемент, кирпич, железобетонные конструкции, асбестоцементные трубы.

Предприятия и организации области поставляют продукцию для экспорта практически во все страны Восточной Европы, а также в Аф­рику, Азию, страны Западной Европы - Францию, Австрию и др.

В структуре промышленного комплексаБрянской области основ­ное место занимает продукция машиностроения и металлообработки: тепловозы, железнодорожные вагоны, грузовые автомобили среднего тоннажа, станки, экскаваторы, автогрейдеры, сельскохозяйственные машины, приборы, технологическое оборудование для легкой промы­шленности. В Брянске действуют такие ведущие предприятия отрасли, как ПО «Брянский машиностроительный завод», «Брянский электромеханический завод», «Брянский автомобильный завод», завод дорож­ных машин. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов обуслов­ливает высокую эффективность размещения в пределах области фи­лиалов и цехов машиностроительных заводов, расположенных в круп­ных городах ЦЭР, предприятий по производству изделий межотрасле­вого назначения, обслуживающих промышленный комплекс района. В области имеются все возможности для расширения и технического перевооружения предприятий транспортного, строительно-дорожно­го, сельскохозяйственного машиностроения и автомобилестроения.

Легкая промышленность специализируется на выпуске шерстяных тканей. В Брянске действует камвольный комбинат, в Клинцах - суконные комбинаты. Функционируют пенькопрядильные фабрики и кожобъединение «Красный гигант».

Промышленность строительных материалов выпускает для нужд области цемент, шифер, асбестоцементные трубы, стекло, отопитель­ные радиаторы. К северу от Брянска действуют стекольные заводы и знаменитый Дятьковский хрустальный завод, ПО «Брянскцемент».

Химико-лесной комплекс имеет небольшой удельный вес в соста­ве промышленности: здесь производят минеральные удобрения, бума­гу и картон на базе собственных ресурсов; действуют лесопильные, фанерные и мебельные предприятия. Развита пищевая промышлен­ность (маслодельная, консервная), работающая в основном на собст­венном сырье.

Ухудшение состояния окружающей среды требует проведения ме­роприятий по использованию неудобных земель, отказа от отводов на­иболее ценных в сельскохозяйственном отношении земель, рекульти­вации нарушенных территорий, рационализации водопользования, мероприятий по улавливанию вредных выбросов промышленных пред­приятий.

Центральная Россия - это округ Российской Федерации, в состав которого входят 3 района Западного макрорегиона, такие как Волго-Вятский, Центральный и Центрально-Черноморский. Центральная Россия состоит из 18 областей, расположенных вокруг Москвы. Столица РФ является самым крупным городом округа. На его долю припадает до 7% территории страны. Кроме того, на нем сосредоточено ни много ни мало - 2/5 населения огромной России.

Центральный округ РФ расположен на западноевропейской части государства, которая находится в бассейне верхних притоков Волги. Внешне округ граничит с соседними государствами, на западе с Белоруссией, а на юго-западе с Украиной.

Население Центрального округа Российской Федерации

В Центральном округе Российской Федерации проживает приблизительно 54 миллиона человек. Этническая структура населения отличается многообразием. Кроме русских в округе проживают и другие национальности, такие как: чуваши, мордва, татары, марийцы и украинцы.

Основным отличием этого региона от других является высокая плотность населения (свыше 60 человек на квадратный метр) и преобладание городского типа населения (71%). Исключение составляют только западные и северо-западные области из-за лесной территории. В округе есть 3 города-миллионера: к ним относятся Нижний Новгород, Москва и Санкт-Петербург.

Основной проблемой центрального региона является демографический кризис (происходит снижение численности населения за счет отрицательного прироста и миграции).

Особенности промышленности Центрального округа Российской Федерации

Центральный округ России в основном специализируется на 3 отраслях, таких как:

Машиностроительная отрасль этого региона разрабатывает сложную и нематериалоемкую продукцию. В регионе существует военно-промышленный комплекс, который производит авиационные моторы, истребители МИГ, радиолокаторы, артиллерийское, стрелковое оружие и многое другое. Машиностроительный комплекс также производит станки, энергетическое оборудование, сельскохозяйственные агрегаты, легковые и большегрузные автомобили.

Подавляющее большинство электронного оборудования, а именно: телевизоры, фотоаппараты, кинокамеры, телевизионное и полиграфическое оборудование - изготавливается именно Центральным округом.

Нефтехимическая отрасль занимается производством химического волокна, минеральных удобрений, ядохимикатов, синтетической пластмассы, каучука и смолы. Вся химическая отрасль региона работает на сырье, привезенном из других дальних регионов страны.

Текстильная промышленность - одна из самых древних отраслей Центрального региона. Для этой отрасли используется сырье, импортируемое из других регионов. В Центральном регионе производится 50% всех вещей. Самые большие мощности текстильной промышленности находятся в таких областях, как Московская, Ивановская и Владимирская.

Черная металлургия имеет прямую связь с машиностроительной отраслью. Производства полного цикла расположены в Липецке и Старом Осколе. Отраслевые предприятия этих городов используют руду из курского бассейна и уголь из других регионов России. В данном случае речь идет о двух предприятиях и нескольких небольших заводах, специализирующихся на переработке металлолома. Объем производимого сырья полностью удовлетворяет машиностроительные заводы, находящиеся на территории Центрального округа России.

Топливно-энергетическая отрасль использует сырье из смежных регионов. Выработкой электроэнергии в основном занимаются АЭС, в меньшей степени ГЭС и ТЭС.

Транспортная отрасль отлично справляется с обеспечением округа топливом и производственным сырьем. Железнодорожная и автомобильная транспортные развязки имеют радиально-кольцевой вид с центром в Москве. Столица оснащена огромнейшей сетью авиалиний. С помощью речного транспорта осуществляются перевозы самых разнообразных грузов.

Сельское хозяйство Центрального округа Российской Федерации

Сельское хозяйство Центрального округа Российской Федерации занимает очень скромное место в стране, но выполняет немаловажную роль. Центральный округ России способен обеспечивать картофелем и другими овощами только свой регион. Этот округ находится на первом месте по производству картофеля и льна.

Центральный округ России сотрудничает с пригородными сельскохозяйственными производствами, такими как агрообъединения и агрофирмы. Производительность этого региона чрезвычайно мала. Сельскохозяйственную отрасль можно развить, если произвести химизацию производства и высушить заболоченную местность.

Сельское хозяйство Центрального округа России специализируется на животноводстве и растениеводстве. Животноводы производят молоко и мясо, а растениеводы выращивают сельскохозяйственные культуры, такие как картофель, капуста, сахарная свеклу, лен и т.д. Аграрно-промышленный комплекс принято разделять на три региона, которые имеют свои отличия. Таким образом, на юге выращивают подсолнечник, пшеницу, сахарную свеклу, картофель и занимаются мясо-молочным животноводством. В северной и западной частях производят лен.

Самой большой проблемой Центрального округа Российской Федерации является начало конверсии, так как стране не нужен такой большой оборонный потенциал. В будущем планируется центры военного производства перестроить на разработку новых технологий.