Вернись, я все прощу: Литва будет бороться за белорусский транзит. Почему Россия перенаправляет белорусский транзит

Вопрос транзита нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, долгое время оставался предметом споров между Москвой и Минском. Россия пыталась вынудить Беларусь перенаправить эти грузы из балтийских портов в свои, Беларусь сопротивлялась, настаивая на том, что ей это невыгодно.

8 декабря председатель "Белнефтехима" Игорь Ляшенко сообщил , что Беларусь поставит первую партию нефтепродуктов через российский порт Усть-Луги. А в 2018 году "при наличии благоприятных экономических условий" страна может экспортировать через порты РФ до 1 млн тонн нефтепродуктов, заявил глава белорусского нефтяного концерна. По мнению опрошенных DW экспертов, Беларусь на этом может потерять миллионы долларов.

Не первая попытка поменять логистику

Как напоминает экономический обозреватель Татьяна Маненок, нынешняя попытка Москвы перенаправить экспорт полученных в Беларуси из российского сырья нефтепродуктов в порты РФ вместо балтийских не первая. Несколько лет назад даже рассматривался почти невероятный проект строительства нефтепровода из РБ в российскую Усть-Лугу.

Нефтепродукты в данном случае не являются для Москвы исключением: Россия неуклонно сокращает экспорт своих товаров через порты стран Балтии (хотя это порой не выгодно самим экспортерам), стремясь максимально загрузить собственные. Мотивировка российских чиновников, по мнению Маненок, проста: незачем нам кормить чужие страны.

Это, полагает эксперт, в первую очередь политика чистой воды, особенно ставшая заметной после введения Западом санкций в отношении России из-за ее действий на Украине. Кроме того, для Москвы перенаправление белорусского экспорта в свои порты означало бы получение ими существенной прибыли.

Новое развитие тема транзита белорусских нефтепродуктов получила в августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. Там глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров пожаловался президенту Владимиру Путину на белорусов, которые отказываются от услуг РЖД в пользу балтийской инфраструктуры. В ответ Путин предложил привязать объем поставок нефти на белорусские НПЗ к транзиту их продукции через российские порты.

Простая арифметика транзита

Беларусь вывозит получаемые на двух ее НПЗ - в Новополоцке и Мозыре - нефтепродукты в основном через латвийские порты Рига и Вентспилс, а также через литовскую Клайпеду (всего 13 млн тонн в 2016 году). Нежелание отказываться от их услуг, прежде всего, объясняется географически: от Новополоцкого НПЗ до Риги - примерно 400 км, до Санкт-Петербурга - 800 км. Соответственно двое дороже стоимость транзита.

Понимают это и в Москве. Поэтому Российские железные дороги (РЖД) объявили о готовности предоставить белорусам 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов к портам на Северо-Западе РФ. После чего стоимость транзита сравнялась, хотя до Санкт-Петербурга везти белорусский бензин по-прежнему вдвое дольше, чем до Риги.

Контекст

Но и это еще не все. "РЖД - госпредприятие, поэтому они могут с позволения руководства страны дать 50-процентную скидку. Но сами российские порты и компании, работающие на рыночных условиях, не готовы предоставлять такие большие преференции", - уверена Татьяна Маненок.

Лоббисты и интересы

Кроме того, продолжает Маненок, стоимость перевалки нефтепродуктов в балтийских портах ниже, чем в российских: в портах Литвы и Латвии - 6-8 долларов за тонну, в российских портах - 12-18 долларов. Помимо этого, например в порту Санкт-Петербурга, есть проблемы с сохранностью грузов из-за не самой совершенной инфраструктуры.

Да и в суровые зимы порты на Северо-Западе России замерзают, что усложняет доставку нефтепродуктов европейским потребителям. По названным причинам покупатели белорусского бензина предпочитают приобретать его через порты стран Балтии, указывает и.о. главы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

В случае с изменением логистики экспорта белорусских нефтепродуктов, отмечает политолог Валерий Карбалевич, экономические интересы Минска не совпадают с российскими. "Политика тут, видимо, не на первом месте. Хотя российские лоббисты приводят аргументы, что союзники-белорусы кормят балтийские порты. Лоббисты пытаются вывести проблему на политический уровень, чтобы президент России надавил на белорусское руководство", - полагает Карбалевич. В то же время, заключает он, пока не будет очень сильного давления со стороны Кремля, власти в Минске будут придерживаться своей нынешней позиции в вопросе маршрутов экспорта нефтепродуктов.

Смотрите также:

    Первый договор после распада СССР

    25 лет назад, в 1992 году, Минск и Москва подписали первый после распада СССР договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. С тех пор счет официальным документам об углублении интеграции идет на сотни. РБ и РФ входят в различные объединения, в том числе, и с другими странами постсоветского пространства - Союзное государство РБ и РФ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Россия - это святое"

    "Россия для нас - это святое", - неоднократно заверял белорусский президент Александр Лукашенко. В декабре 1999-го он подписал договор о Союзном государстве Беларуси и России с бывшим в то время президентом РФ Борисом Ельциным. Лукашенко рвался в союз с Москвой, надеясь стать главой этого объединения. Но с приходом во власть Владимира Путина надежды Лукашенко рухнули.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Союз без гимна

    В Союзном государстве РБ и РФ есть общий парламент, кабинет министров, Госсовет и даже СМИ. Но флага, герба и гимна нет, а руководство осуществляется на основе ротации. Этот союз не признан субъектом международного права. К тому же смысл интеграции Минск и Москва понимают по-разному. Кремль рассчитывает на политическую привязку союзника. Беларусь же добивается внутрироссийских цен на газ и нефть.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Cоциальный пакет в действии

    Реальную выгоду от Союзного государства получили граждане Беларуси и России. В 2006 году был подписан пакет международных договоров, подтвердивших равные права белорусов и россиян на свободу передвижения и трудовую деятельность, а также в сфере здравоохранения и образования.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Торговля как двигатель интеграции

    Россия - главный торговый партнер Беларуси, на ее долю уже много лет приходится около 50% экспорта и импорта. Доля Беларуси во внешнеторговом обороте РФ в 2016 году составила 5%. Главные статьи белорусских поставок в Россию - сельхозпродукция, грузовые автомобили, седельные тягачи и сельхозтехника. Из РФ в Беларусь идут в основном нефть, газ и черные металлы.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Минск подсчитывает прибыль, а Москва убытки

    Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. За экспорт этой продукции с территории Союзного государства Минск платит РФ пошлины. А в Москве подсчитывают потери - бюджет России только в 2011-2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 23 млн тонн нефти ежегодно.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Жизнь взаймы у России

    Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который так же курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернет более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов - почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Нефтегазовые войны

    Историю интеграции Беларуси и России сопровождали нефтегазовые войны. Серьезные противоречия у союзников возникли в 2006, 2010 и 2016 годах. Минск в ответ на удорожание российских энергоносителей грозил перекрыть газ в Европу, вводил транзитные пошлины, а сам отказывался платить. Москва обещала сократить поставки нефти. Союзники приходили к компромиссам, но конфликты появлялись на другой почве.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Продуктовые скандалы

    Договор о Евразийском союзе, в котором Беларусь и Россия участвуют вместе с Казахстаном, Киргизией и Арменией, с начала действия 1 января 2015 года декларировал свободу рынка и передвижения товаров. На деле же продуктовые скандалы между Минском и Москвой не прекращаются. Россельхознадзор не раз уличал белорусскую сторону в переклейке этикеток и реэкспорте санкционных продуктов из ЕС и Украины.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    На границе союзной дружбы

    Хотя Лукашенко и премьер РФ Черномырдин еще в 1995 году торжественно выкопали пограничный столб на сухопутной границе Беларуси и России, в феврале 2017-го ФСБ потребовала восстановить погранзону и пограничный контроль. Это реакция РФ на "безвиз" для иностранцев, введенный Минском. Весной 2018-го на межу вернут и российские погранпосты. Таможенный контроль Россия ввела там еще в 2007 году.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Атомный кредит

    Госкорпорация "Росатом" строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют еще более зависимое положение Беларуси от России. Придется возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Военное сотрудничество

    После распада СССР в Беларуси остались стратегические военные объекты, подчиненные России на основании межправительственных соглашений. Это узел связи ВМФ в Минской области и радиотехнический узел в Брестской области. Оба объекта не наделены статусом военных баз, там нет летального оружия. Но эксперты указывают, что во время военных действий эти подразделения подвергнутся первому удару.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Славянский базар" в Беларуси

    Фестиваль "Славянский базар" в Витебске затевался в 1992 году как праздник искусств, объединяющий Беларусь, Россию и Украину. В 2001 году здесь собирались президенты Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма. На 26-й Международный фестиваль в 2017 году приехали 4 тысячи участников из многих государств. На церемонии открытия Лукашенко нравится выступать в роли радушного хозяина.


Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) и министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии не смогли договориться о тарифах на транспортировку нефти по белорусской территории в 2017 году. Минск требует увеличить тарифы сразу на 20,5 процента, Москва настаивает на экономически обоснованном повышении.

"Регулярно использовать шантажистскую политику в отношении России власти Белоруссии склоняет замглавы правительства Владимир Семашко, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики, эксперт по Белоруссии Андрей Суздальцев . – Минск регулярно использует эту политику в нефтегазовых вопросах, считая, что Москва поддастся на давление и уступит. Противостояние длится уже несколько месяцев – на сегодняшний день правительство РФ требует от Белоруссии погасить долги за газ. Но Минск упорно не желает платить, вводя все новые элементы шантажа. Однако Белоруссия итак уже получает газ по самым низким ценам на евразийском континенте, даже российские компании платят больше. Но Минск считает, что Москва все еще ему много должна".

Ранее стало известно, что ФАС и МАРТ так и не пришли к договоренностям по тарифам на транзит российской нефти по территории РБ в 2017 году. Минск в конце ноября сообщил о намерении увеличить тариф на прокачку "черного золота" по своим трубопроводам на 20,5 процента. Российская сторона направила в Минск предложения повысить цену до экономически обоснованного уровня: на услуги ОАО "Гомельтранснефть Дружба" - на 5,8%, ОАО "Полоцктранснефть Дружба" - на 11,76%. При отсутствии официальных договоренностей тарифы, согласно контрактам с "Транснефтью", вырастут на уровень прогноза российской инфляции плюс 3 процента. Прогноз Минэкономразвития по инфляции в РФ на 2017 год составляет 4 процента.

"Теоретически Москва может вообще отказаться от транзита нефти о территории Белоруссии – для этого достаточно перенаправить потоки поставок на Финский залив, через морской торговый порт Усть-Луга. Нефть будет доставляться в Европу танкерами, как принято во всем мире. Такой сценарий сулит выгоды России – загружаются собственные портовые мощности, отпадает необходимость платить за транзит. Однако существуют договорные обязательства по контрактам, так что "расстаться" с Минском быстро и просто все же не удастся. Тем не менее, Москва, устав от шантажа со стороны Белоруссии и Украины, уже ведет целенаправленную политику по налаживанию альтернативных путей поставок нефти и газа в Европу", - отмечает эксперт.

Цели Лукашенко и ответ Москвы

Минск продолжает шантажистскую политику в нефтегазовой политике по отношению к России

С июля 2016 года российская сторона сократила поставки нефти Белоруссии примерно на треть (до 3,5 миллиона тонн) в ответ на недоплату республики за газ. Минск заявил: стоимость поставляемого из РФ газа его не устраивает. После чего стал перечислять оплату по, на его взгляд, "разумной цене". В итоге на сегодняшний день задолженность перевалила за полмиллиарда долларов.

"Минск полагает, что экономическое состояние РФ настолько тяжелое, что не поддаться на шантаж Москва не сможет. Этим и вызвана иждивенческая политика белорусских властей – им слишком долго потакали. Однако за всеми выпадами Минска стоит чисто прагматичная цель – спасти собственную экономику. Как известно, страны ЕАЭС до 1 июля 2019 года стороны должны создать единый рынок электроэнергии, а до 2025 года - единый рынок нефти и газа. Но президент Белоруссии Александр Лукашенко требует создать единый нефтегазовый рынок уже сейчас.

И он полагает, что ему пойдут на уступки. Ведь заполучив в свое распоряжение нефть России и Казахстана, он сможет напрямую продавать их Европе, что решит многие сегодняшние проблемы белорусской экономики. Едва ли Москва пойдет на уступки Минску – слишком уж демонстративно Лукашенко использует шантажистскую политику. Одним из явных выпадов было в конце 2016 года, свое участие в котором президент Белоруссии заранее подтвердил. Демонстрационным актом он показал, что намерен любыми путями добиваться уступок.

Россия уже постепенно отказывается от услуг газотранспортной сети Украины, делающей невозможной работу на партнерских условиях. Если Белоруссия продолжит шантаж, у России не останется выбора, кроме поиска других возможностей торговли с Европой. Такие пути есть, но на перестройку логистических цепочек нужно время и средства – более выгодно оставить все как есть", - делает вывод Андрей Суздальцев.

На фоне продолжающейся политической конфронтации между Беларусью и Литвой намечаются явные корректировки в транспортной отрасли, а именно в сухопутных и морских грузоперевозках, которые имеют особое значение для экономики стран Прибалтики. До сих пор белорусский транзит щедро питал Клайпедский порт и литовскую казну как таковую, однако сейчас возникла явная угроза переориентации этих потоков на Латвию. При этом мнения литовских политиков по этому вопросу разделились: одни считают, что Беларусь блефует, а обеспокоенные клайпедские политики призывают Минск сохранить сотрудничество и дождаться конца президентства Дали Грибаускайте.

Суть глубокого конфликта на уровне властей между официальными Минском и Вильнюсом кроется в том, что литовская сторона резко критикует белорусов из-за строительства АЭС в Островце и военного сотрудничества с Россией.

Со стороны высших должностных лиц из Литвы, включая президента Далю Грибаускайте, в адрес Минска регулярно звучат обвинения и громкие заявления о том, что Беларусь представляет угрозу национальной безопасности Литовской Республики, при этом с экономической точки зрения ситуация выглядит совершенно иначе.

Товарооборот между странами растет, крупнейшие белорусские предприятия в лице «Беларуськалия» и «Гродно-Азот» наращивают поставки грузов по литовским железным дорогам через Клайпедский порт, но жесткая, а в какой-то мере и враждебная риторика Вильнюса по отношению к Минску набирает все большие обороты.

При всем при этом члены литовского кабинета министров пытаются сгладить острые углы. В частности, на протяжении последних лет министр транспорта Рокас Масюлис просил белорусских коллег не принимать резкие ремарки президента Грибаускайте близко к сердцу. В свою очередь, литовскую общественность он неоднократно убеждал, что белорусы не будут мстить Литве в транспортной отрасли из-за разногласий в энергетике.

Поезд дальше не идет

Тем не менее, накануне президент Беларуси Александр Лукашенко открыто заявил, что Минск сворачивает активное сотрудничество с Литвой в пользу соседней Латвии, власти которой на уровне президента, премьера и правительства в целом выражают готовность открыть новую страницу в отношениях двух стран. Высшие должностные лица республик уже провели ряд официальных встреч в Минске и в Риге. Основное внимание, безусловно, уделяется перевозкам морем и портовой отрасли.

По мнению Лукашенко, латвийские гавани могут стать новыми морскими воротами Беларуси, лишив этого статуса литовскую Клайпеду.

«Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и, если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают... через Латвию мы можем обеспечить беспрепятственный нормальный выход к морю с выгодой для себя. И в этом направлении мы должны работать», – заявил президент Беларуси.

Основная суть проблемы в том, что литовцы отказывались принимать тот факт, что белорусский транзит может куда-то уйти. Различные компании, целая цепочка предприятий, ведомства и министерства связаны крепкими соглашениями, которые подкреплены реальным капиталом и многомиллионными вложениями белорусов в инфраструктуру того же Клайпедского порта. Компании с участием белорусского капитала входят в топ-500 крупнейших литовских предприятий-налогоплательщиков.

Белорусские грузы формируют порядка 35% деятельности всего Клайпедского порта. Сам порт создает около 7% ВВП всей Литвы, а в общей совокупности деятельность всех связанных с портом предприятий – около 18% ВВП республики. Глядя на эти цифры, становится очевидно, какую значимую роль играют белорусы в литовской экономике.

По данным посольства Беларуси в Литве, объем белорусских грузов в Клайпедском порту по итогам 2017 г. составил 14,5 млн тонн. Во внешней торговле Беларуси с Литвой за последние пять лет также наблюдаются тенденции роста. Прирост белорусского экспорта в Литву в прошлом году составил более 10%, а его объем достиг $850 млн.

Трудно представить, что все эти ниточки могут оборваться по мановению руки. Действительно, ничего не происходит одномоментно, но в Литве забывают, что президент и правительство Беларуси рассматривают двусторонние отношения и всю ситуацию комплексно, следовательно, если стоит задача свернуть сотрудничество и сконцентрироваться на партнерстве с Латвией, значит, винтики государственной машины уже закрутились. За подтверждениями этих утверждений далеко ходить не нужно, достаточно обратиться к событиям девятилетней давности и вспомнить о том, как и почему именно Литве, а не другим странам Прибалтики удалось стать стратегическим партнером Беларуси: в 2009 г., когда Европа была настроена к Минску гораздо хуже, нежели сегодня, именно Литва в лице новоизбранного президента Дали Грибаускайте пошла навстречу Республике Беларусь. Она совершила официальный визит в Минск, встретилась с Лукашенко. Тогда стороны и подписали ряд важных соглашений и пришли к договоренностям по вопросам развития углубленных экономических связей, которые работают по сей день. Сегодня же Беларусь по такому же принципу приступила к работе с Латвией.

Воздушные замки

Понимают ли все эти процессы в Литве? Исходя из комментариев официальных лиц в прессе, ни президент, ни министры, ни руководители Клайпедского порта не осознают всей серьезности положения, считая, что официальный Минск блефует, а грузы никуда не уйдут.

Министр Масюлис говорит о конкурентной борьбе с Латвией и о том, что с Литвой работать выгодно. С экономической точки зрения, действительно, выгодно, но Латвия также может обеспечить все условия для работы, которые, возможно, будут не лучше, но и не хуже тех, что предлагают литовские стивидоры.

Кроме этого, нужно еще раз напомнить, что президент Лукашенко назначил нового посла в Латвию – им стал Василий Маркович. Перед ним поставлена четкая задача – обеспечить выход к морю через латвийские порты.

Несмотря на показное непонимание, в Литве понемногу начинают пробиваться голоса тех, кто давно предупреждал о подобном исходе. Инициативу в этом вопросе взяла на себя белорусская сторона в лице дипмиссии, хотя до недавнего времени посол Александр Король также утверждал, что вопрос о переориентации грузов «лежит сугубо в экономической плоскости», а политика не играет ключевой роли. Тем не менее, сегодня ситуация явно изменилась. Так, пресс-секретарь посольства РБ в Вильнюсе Павел Слюнкин на вопрос «Евразия.Эксперт» о том, как в диппредставительстве оценивают слова президента, дал краткий, но очень емкий с точки зрения дипломата ответ: «В этот раз мы воздержимся от комментариев. Глава государства высказался. Думаю, он сказал все, что было необходимо».

Аналогичного мнения придерживается почетный консул Республики Беларусь в Клайпеде Николай Логвин. В своем комментарии нашему ресурсу он выразил свое экспертное мнение, предложив свою трактовку позиции белорусских властей: «Риторика Грибаускайте в адрес руководства Беларуси очень жесткая и в некотором смысле оскорбительная, что накладывает отпечаток на двусторонние связи и тормозит сотрудничество. Я склоняюсь к тому, что руководство Беларуси сделает выбор в пользу Латвии по политическим мотивам. Сегодня Рига прилагает множество усилий к тому, чтобы укрепить партнерство с Беларусью. Кроме этого, власти Латвии, в отличие от первых лиц Литвы, не кричат о том, что строящаяся Белорусская АЭС несет «страшную» угрозу. Соседи должны уметь договариваться, слушать и слышать друг друга. В этом смысле Латвия проявляет гораздо больше дружелюбия, нежели литовское руководство».

Клайпеда «За Беларусь»

С литовской стороны больше всего понимания и осознания происходящего демонстрируют клайпедские политики и депутаты из города-порта, которые защищают интересы своих избирателей в лице десятков тысяч стивидоров, портовиков, снабженцев, которые так или иначе завязаны на грузопотоках из Беларуси. Депутат Сейма, либерал Симонас Гентвилас, который будет баллотироваться на пост мэра Клайпеды в 2019 г. и имеет все шансы победить в этой гонке, стал чуть ли не первым политиком, открыто заявившим о том, что Литве как государству необходимо вернуться за стол переговоров с белорусскими коллегами и перестать говорить о том, что соседняя страна представляет лишь одни угрозы:

«Каждая вторая клайпедская семья зависит от успешной работы порта, с деятельностью которого связано около 60 тыс. человек, поэтому отток белорусских грузов сильно ударит по нашим налогоплательщикам и их семьям. Президент Грибаускайте очень сильно испортила отношения с Минском, сведя все к Белорусской АЭС, но взаимоотношения ближайших соседей не должны сводиться лишь к одной составляющей.

Беларусь является стратегическим партнером литовских транспортных предприятий и таковой она должна быть. Да, у нас как у соседей есть нерешенные вопросы относительно ядерной безопасности, но из-за этого диалог между Литвой и ее соседом по другим темам, которых превеликое множество, должен стать лишь активнее. Министр транспорта Латвии стал уже чуть ли не постоянным посетителем Минска. Стратегические партнеры обязаны разговаривать, поэтому и наши руководители должны возобновить эту связь».

Его позицию разделяет литовский дипломат, экс-глава МИД Литвы и бывший посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас. Он обращает внимание на то, что в 2019 г. срок Грибаускайте у власти подойдет к концу, а Литве уже нужно ориентироваться на будущего президента, который должен исправить сложившуюся ситуацию: «Представители бизнеса нуждаются в хороших отношениях с Беларусью. Да, у нас есть определенные разногласия, но это не значит, что связи двух стран должны быть сведены к минимуму, а мы должны отказаться от диалога – это неправильная и ненормальная позиция. В свое время, будучи министром иностранных дел, в 2009 г. именно я инициировал укрепление и новый виток развития в литовско-белорусских отношениях. Тогда к этому призывала Литовская конфедерация промышленников, они просили моей помощи, я сделал все, что возможно... Тогда Клайпеда заключила стратегические соглашения с белорусами, тогда в наш порт потекли составы с белорусскими удобрениями и нефтепродуктами. Очевидно, что этот поток должен сохраниться и приумножиться, а Клайпедский порт должен сохранить роль морских ворот не только для Беларуси, но и стать таковыми для украинцев, россиян, казахов и других».

17:23 — REGNUM

Белоруссия

На совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России глава РЖД Олег Белозеров упомянул, что белорусские НПЗ не спешат переводить транзит нефтепродуктов в российские порты (Петербургский, Усть-Луга), даже несмотря на 50% скидку к ж/д тарифу, предоставленную им в этом году. В ответ от президента РФ Владимира Путина прозвучала идея увязать поставки нефти с перебросом транзита в российские порты Северо-Запада. Прогнозируемо были высказаны обвинения в шантаже руководства Белоруссии.

Что тут можно сказать? Во-первых, в перебросе транзита в принципе нет никакой сенсации. Сам Александр Лукашенко поднимал эту тему за время общения с Путиным неоднократно, к примеру, ещё в 2012 году. Причём звучит намерение лишить прибалтийские порты вообще всего транзита.

Проблема явно комплексная, в ней тесно переплетены интересы РБ и РФ, в чём-то они пока даже противоречат. Следовательно, и решать её необходимо только на межправительственном уровне. Необходима формула, которая удовлетворит обе стороны. Возможно, она будет не взаимовыгодной, и сторонам придётся пойти на уступки. Например, скидка останется временной, однако РБ перебросит в порты Ленинградской области лишь часть экспортных потоков, за счёт Клайпедского порта: вряд ли что-то способно ещё более ухудшить отношения РБ с Литвой. В свою очередь, сохранение экспорта через Вентспилс будет и уступкой интересам РБ, и прагматичным ходом, исходя из других проектов в регионе. Ведь, как мы помним, Латвия прямо заявила, что не собирается блокировать экспорт и транзит энергии БелАЭС. К слову, в Литве эту позицию напрямую связывают со структурой грузооборота порта Вентспилс, где одни только нефтепродукты из РБ в 2016 году составили 34%.

Сама Литва, разумеется, от блокады БелАЭС отступаться не собирается, однако тоже выражает надежду, что транзит через Клайпеду Белоруссия сохранит.

В свою очередь, решение проблемы транзита нефтепродуктов может подтолкнуть стороны к оптимизации межгосударственных ж/д тарифов. Как отмечает транспортный эксперт Сергей Сигачёв , даже сегодня их приходится компенсировать разного рода скидками.

Зато у Клайпедского порта может появиться новая специализация — поставка газа в Белоруссию. По крайней мере, старший научный сотрудник вашингтонского Атлантического совета Агния Григас сильно надеется на такое развитие событий. На днях первая партия американского СПГ прибыла в Клайпеду. И поскольку Литва объективно не может покупать большие объёмы газа, в Атлантическом совете не оставляют надежд заинтересовать им Минск.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак во время брифинга заявил, что поставки нефти в Белоруссию в текущем году могут оказаться меньшими, чем зафиксировано в апрельских договорённостях (24 млн тонн ежегодно до 2024 года). По его словам, такая возможность оговорена в документе. Его заместитель Анатолий Яновский разъяснил слова министра: «У нас нет обязательств поставить в Белоруссию 24 млн тонн. У нас есть обязательство создать условия для поставки 24 млн тонн нефти согласно индикативному балансу. Если посмотреть определение, что такое индикативный баланс, то станет понятно, что это не исполнительный баланс. Это все зависит от хозяйствующих субъектов: они заключили контракты и должны их исполнять, мы же должны создавать условия и следить за тем, чтобы транспортная система обеспечила необходимый объем поставки ».

Для тех, кто отслеживал квартальную динамику поставок нефти в РБ, такое заявление не стало неожиданностью, мы прогнозировали подобный вариант развития событий. Однако признание этого вскоре после слов Владимира Путина о пакетировании транзита нефтепродуктов через российские порты и поставок нефти белорусским НПЗ неизбежно будет истолковано как начало исполнения «ультиматума».

Белоруссия продолжает сокращать импорт российской электроэнергии. В I полугодии он составил 1,06 млрд кВт.ч (-20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В основном причиной этого стало повышение производства электроэнергии в самой РБ — до 18,3 млрд кВт.ч (+2% к аппг), таким образом, рост производства 366 млн кВт.ч перекрыл падение импорта 212 млн кВт.ч.

Словаки собрались помогать Минску достраивать каскады на Немане и Западной Двине. Такое заявление сделал посол Словакии в Белоруссии Йозеф Мигаш во время встречи с председателем Гродненского облисполкома Владимиром Кравцовым . По предварительной оценке, строительство ГЭС мощностью 20 МВт обойдётся в 130 млн евро, что несколько превышает среднюю норму затрат в гидроэнергетике (6000 долл на 1 кВт установленной мощности).

Заместитель министра энергетики Михаил Михадюк в ходе брифинга озвучил сумму вложений в БелАЭС. К настоящему моменту это 2,7 млрд долл из запланированных 10—11 млрд: строители смонтировали 82% арматуры и залили 69% бетона, а также завершили сварку главного циркуляционного трубопровода — ключевой момент в строительстве. Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь в эфире телеканала ОНТ уточнил сроки ввода станции в работу — декабрь 2019 года.

В начале августа глава МИД Польши Витольд Ващиковски позволил себе неосторожные и некомпетентные высказывания о белорусской атомной станции. «Мы не изменим наше мнение о покупке энергии с этой атомной станции. Я думаю, что в ее основе лежат небезопасные технологии, а отсутствие безопасности привело к Чернобылю », — заявил он тогда в интервью РИА Новости. Белорусский МИД, в свою очередь, провёл необходимое внушение. И вот уже посол Польши в Белоруссии Конрад Павлик всячески открещивается от политизации вопроса. «Что касается покупки электроэнергии из Островца Республикой Польша, то на данный момент мы в таком импорте не заинтересованы, не имеем в нем нужды. У нас есть свои ресурсы, из которых мы производим электроэнергию, прежде всего это бурый и каменный уголь », — заявил он в интервью «Еврорадио».

Тут следует вспомнить, что энергетическая стратегия ЕС предусматривает отказ от тепловой энергетики и, прежде всего, от станций, работающих на угле. Причём не в такой уж отдалённой перспективе. Т. е. аргумент польской стороны довольно слабенький, а лучше бы вообще перестать комментировать эту тему, чтобы не попадать в неловкие ситуации. Что же до БелАЭС, то именно европейская энергостратегия на стороне Белоруссии. А значит, к вопросу импорта белорусской электроэнергии Европа обязательно вернётся.

Закавказье

Добыча углеводородов в Азербайджане, по официальной статистике, продолжает сокращаться. В январе — июле было добыто 22,5 млн тонн нефти (-8,9%) и 16,606 млрд кубометров газа (-4,9%). При этом лишь частично это объясняется соглашением в рамках ОПЕК+: за 7 месяцев они составили 245 тыс. баррелей (7*35 тыс.), тогда как добыча упала примерно на 275 тыс баррелей. «…наша главная цель состоит в том, чтобы предотвратить продажу нефти за низкую цену. В результате этой политики добыча нефти в Азербайджане хоть и сократилась, но прибыль увеличилась », — прокомментировал это на тот момент президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев в интервью Reuters.

Впрочем, поставки газа в Турцию республика увеличила, даже несмотря на падение его добычи, хотя и незначительно (3,34 млрд кубометров, +2,7% в сравнении с аппг). В ближайшие годы его добыча, согласно озвученным планам президента SOCAR, должна вырасти до 41,4 млрд кубометров. Добиться этого в SOCAR намерены добычей на месторождении Бабек, а также на морском месторождении Карабах.

Соглашение о безопасном использовании атомной энергии в мирных целях подписано между Арменией и КНР. Документ стал логическим развитием стремления Китая стать партнёром Армении в сфере ядерной энергетики — ранее в Китае заявляли, что заинтересованы в строительстве атомной станции в республике.

Правительство Армении приняло решение передать в частные руки высоковольтные линии. Это пока не приватизация, компания «Высоковольтные электросети» будет передана в доверительное управление компании «Ташир капитал» на 5 лет. За это время власти надеются понять, насколько это выгоднее/невыгоднее государственного управления.

General Electric собирается строить в Раздане электростанцию, которая будет работать на мусоре. Предполагаемые параметры станции (мощность, стоимость, сроки реализации) пока неизвестны, впрочем, «мусорная станция» — пока лишь рабочий проект. General Electric пока определилась только с тем, что станцию строить нужно.

Средняя Азия

Казахстан готовится осваивать рынок светлых нефтепродуктов Средней Азии и Афганистана. Министр энергетики Канат Бозумбаев во время брифинга заявил о том, что с января 2018 года в Казахстане могут досрочно отменить запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, действующий до 1 января 2019 года (российский бензин и дизтопливо поставляется в Казахстан беспошлинно в обмен на обязательство отказаться от экспорта этих видов топлива). Однако в конце года завершается модернизация двух казахстанских НПЗ. Как утверждает министр, новых мощностей хватит, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, к тому же образуется резерв для экспорта (1,5—2 млн тонн в год по дизтопливу и по бензинам). Зарабатывая на экспорте, правительство собирается рассчитываться по кредитам, взятым на модернизацию заводов.

Экспорт, в свою очередь, будут обеспечивать ростом добычи нефти. В промежутке 2018—2022 гг она вырастет с 86 до 88,6 млн тонн, сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов на заседании правительства. Пока же в правительстве республики заявляют, что выполняют условия соглашения с ОПЕК+.

США продолжают «окучивать» партнёров РФ по ЕАЭС. После Армении (посол США в этой стране Ричард Миллс смущает умы армянских политиков обещаниями инвестировать 8 млрд долл. в энергетику республики) пришёл черёд Казахстана. «Я приглашаю министра Бозумбаева в Вашингтон для официального запуска Стратегического диалога по энергетике между США и Казахстаном, где мы разработаем план работы по расширению сотрудничества в 2018 году и последующие годы », — заявил замглавы минэнерго США Дэн Бруйетт во время брифинга в Астане. Министр энергетики стратегию подписал, обратив внимание на то, что инвестициям может помешать режим санкций. Канат Бозумбаев выразил надежду на то, что «…ограничения, связанные с санкциями, налагаемыми на Российскую Федерацию, не повлияют на реализацию нефтегазовых проектов с участием американского и казахстанского капитала ».

Оговорка тут чисто условная. Практически во всех энергопроектах есть иностранные партнёры. Просьба к американской стороне сохранить эти инвестиции по факту является просьбой о своего рода санкционном зонтике, защите инвестиций на территории Казахстана от режима санкций.

Руководитель проектов германской организации Energy Watch Group Комила Набиева, выступая на EXPO-2017, заявила, что, по её данным, в Казахстане недооценивают свой потенциал по возобновляемой энергетике. «Как я знаю, в стране разработана государственная программа, согласно которой планируется увеличить долю ВИЭ в электричестве до 50%. Наше совместное исследование с финским лаппеенрантским технологическим университетом показывает, что Казахстан может прыгнуть намного выше и в два раза быстрее достичь этих показателей… В частности, Казахстан ввел тариф для подключения к ВИЭ, который привязан к тенге. Но местная валюта имеет плавающий курс, и для многих инвесторов это недостаточная гарантия для инвестирования в проекты в вашей республике. Это маленький пример, где Казахстан мог бы увеличить систему поддержки энергетики и таким образом открыть доступ для большого количества международных инвесторов. Потому что интерес есть, потенциал — огромный. Есть данные о том, что один только ветровой потенциал может покрыть спрос на электричество в стране до 2030 года. Одним словом, надо научиться грамотно использовать свои возможности », — объясняет она.

Эксперт, сама того не подозревая, предвосхитила действия правительства. Правда, изменения пока касаются скорее традиционной энергетики. В Казахстане вводят практику включения в тариф инвестиционной составляющей.

Соглашение о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС в Киргизии с чешской компанией Liglass Trading CZ. SRO всё-таки было подписано.

«Верхненарынский каскад ГЭС будет построен в два основных этапа. Согласно условиям соглашения, на первом этапе будут построены Ак-Булунская ГЭС и «Нарын — 1». Мы прогнозируем здесь сумму в 230 млн долларов и срок 4 года. Пока что говорить рано. Станет известно после рассмотрения в течение 3-х месяцев технико-экономического обоснования Верхненарынского каскада. Кроме того, чешская компания добровольно взяла на себя обязательство вернуть российской компании [«Русгидро» — Ред] 37 млн долларов. Средства будут перечислены в течение 30 дней », — сообщил глава комитета по промышленности, энергетике и недропользованию Дуйшонбек Зилалиев . Кроме того, соглашение предусматривает, что к 2020 году компания должна построить в республике 10 малых ГЭС.

Напомним, ранее в европейской прессе в отношении компании Liglass Trading звучали обвинения в мошенничестве.

В компании «Лукойл» заявили о сдаче крупного энергетического проекта «Юго-Западный Гиссар» в Узбекистане.

«В числе введенных объектов: установка комплексной подготовки газа мощностью 4,4 млрд куб. м в год, установка предварительной подготовки газа, а также четыре газосборных пункта. В результате запуска этих объектов добыча газа на Гиссарской группе месторождений выведена на проектный уровень, который составляет около 14 млн куб. м в сутки, или 5 млрд куб. м в год », — говорится в сообщении пресс-службы компании. Добываемый газ будет делиться между «Лукойлом» и правительством Узбекистана в рамках соглашения о разделе продукции, действующего до 2043 года.

Начальник управления стратегического развития «Узбекэнерго» Эсо Садуллаев во время пресс-конференции заявил о реинтеграции энергосистем республик Средней Азии: «Сегодня энергосистема Узбекистана и Средней Азии уже работает в режиме кольца, передается 500 кВ и 220 кВ. Есть параллельно работающие участки энергосистемы Узбекистана, Казахстана и Киргизии. В дальнейшем мы будем предпринимать меры, чтобы расширить и усилить кольцо ».

Одной из причин, по которой республики решили восстанавливать энергокольцо, стал щедрый сток весеннего паводка, из-за чего, скажем, Токтогульское водохранилище (Киргизия) переполнено второй год подряд. Лишнюю воду приходится сбрасывать безо всякой пользы либо продавать соседям вырабатываемую при этом электроэнергию крайне дёшево — 0,01—0,02 долл/кВт.ч.

В свою очередь, министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Усмонзода выразил уверенность, что Россия в будущем также присоединится к среднеазиатскому энергокольцу. Кроме того, Таджикистан продолжает активно занимать деньги на строительство Рогунской ГЭС. В ближайшее время должны состояться роад-шоу 10-летних облигаций. Инвесторам из Европы и США предлагается вложить в строительство 500 млн долл.

При путешествиях в Европу на своём автомобиле большинство российских граждан в качестве транзита выбирают дороги Республики Беларусь.

В большем разрешении - в формате JPEG (244 Кб).

Магистраль M1 (Брест)

Основная транзитная автомагистраль в Беларуси - это M1 (на карте показана красным цветом ). Она является прямым продолжением российской федеральной автомобильной дороги M1 «Беларусь» и частью европейского маршрута E30 и имеет протяжённость 608 км.

Въезд в Республику Беларусь из России происходит свободно. Не нужно показывать никакие документы, даже останавливаться и то не нужно.

Сразу после пересечения границы разгоняться не стоит, так как ограничение скорости будет 70 км/ч. Через 1 км с правой стороны будет несколько павильонов, где можно приобрести белорусскую страховку и обменять деньги.

В принципе, если вы не собираетесь нигде останавливаться, то менять деньги не обязательно. Бензин на M1 можно купить при помощи банковской карты.

Автомагистраль M1 с 1 января 2012 года стала бесплатной для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) . Для граждан остальных стран она по-прежнему остаётся платной.

Через 33 км будет мост - пересечение с европейской магистралью E95 . Будьте осторожны, так как за мостом могут стоять сотрудники ГАИ и контролировать скорость.

Ограничение скорости в 120 км/ч сохраняется почти на всём протяжении автомагистрали, за исключением небольшого участка после Минска, и заканчивается за Кобрином в 30 км от Бреста.

Дорога на всём протяжении хорошего качества и имеет по 2 полосы в каждом направлении. Направления разделены полосой безопасности и ехать по ней комфортно даже ночью. Зимой дорогу достаточно оперативно чистят.

Итого, по времени, на проезд по автомагистрали M1 требуется порядка 6 часов. Это придерживаясь разрешённой скорости. Плюс время на остановки. А вот пересечение границы в пункте пропуска "Варшавский мост" может занять продолжительное время.

Республиканская дорога Р94 (Домачево)

Республиканская дорога Р94 (на показана синим цветом ) проходит от Бреста до границы Украины. Участок от Бреста до Домачево (граница с Республикой Польша) имеет протяжённость 42 км.

Иногда на таможне "Варшавский мост" в Бресте скапливаются очень большие очереди. В особо "удачные дни" (в преддверии больших праздников) там можно простоять до 5 часов и больше. Поэтому, чтобы не терять время, имеет смысл проехать чуть дальше в Домачево и пересекать границу уже там.

Дорога Р94 начинается, по сути, от самого пропускного пункта "Варшавский мост" слева от него. На фото ниже - прямо таможенный пункт "Варшавский мост", а слева поворот на дорогу Р94.

Дорога хорошего качества и имеет по 1 полосе в каждом направлении. По времени занимает около 30 минут.

Республиканская дорога Р99 (Берестовица)

Республиканская дорога Р99 (на показана фиолетовым цветом ) проходит от Барановичей до Гродно. Участок от Барановичей до Берестовицы (граница с Республикой Польша) имеет протяжённость около 140 км.

Тем, кто отправляется на запад Европы можно рассмотреть вариант пересечения границы в пропускном пункте Берестовица - Бобровники. Если сравнивать с маршрутом через Брест, то расстояние до Варшавы примерно одинаково, а время, затраченное на прохождение таможни, обычно меньше.

Поворот на дорогу Р99 с магистрали M1 находится через 413 км от границы с Россией.

Дорога Р99 хорошего качества и имеет по 1 полосе в каждом направлении. На дорогу до пропускного пункта Берестовица уходит примерно 1 час 40 минут.

На видео ниже можно посмотреть небольшой отрезок дороги перед городом Зельва .

Вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube .

Стоить отметить, что после г.Волковыск и до самой границы с Польшей на АЗС может не оказаться бензина Аи-95. Поэтому лучше заправиться в самом городе.

Одна из АЗС находится перед въездом в город, если ехать в сторону Польши (Google Maps , Google Earth), а другая сразу после круговой развязки (Google Maps , Google Earth).

Магистраль M12 (Мокраны)

Автомагистраль M12 (на показана голубым цветом ) является частью европейского маршрута E85 и имеет протяжённость около 50 км. Проходит в Брестской области от Кобрина до пограничного перехода Мокраны на границе с Украиной.

Если ваш маршрут лежит в Украину, например Львов, то в районе Кобрина нужно свернуть на магистраль M12 . Дорога до пропускного пункта Мокраны отличного качества (разницу после въезда в Украину почувствовать можно сразу) и занимает порядка 35 минут.

ГАИ и штрафы

Самое распространённое нарушение, за которое автотуристов чаще всего штрафуют при транзите через Беларусь, это нарушение скоростного режима .

Наиболее опасные места с этой точки зрения - это первые и последние 30 км магистрали M1 , а также небольшие участки перед и после пунктов взимания платы за проезд. На этих участках ограничение скорости может быть меньше 120 км/ч, а многие продолжают ехать, ориентируясь именно на это ограничение.

На самой магистрали сотрудники ГАИ, контролирующие скорость, предпочитают располагаться там, где есть небольшие горки, обеспечивая себе хорошую обзорность или после мостов. При этом сами стоят на стороне встречного движения.

Также они часто встречаются рядом с мостом на пересечении с магистралью Е95, на объездной вокруг Кобрина и на магистрали M12 в сторону пропускного пункта Мокраны.

По состоянию на осень 2015 года начали активно работать Пункты контроля и оплаты (ПКО) , на которых взимают штрафы, зафиксированные автоматическими камерами контроля скорости, в том числе и с иностранных граждан.

Если вас остановили сотрудники ГАИ

Имейте в виду, что в России и в Беларуси ратифицирована Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения, заключенная государствами-участниками Содружества Независимых государств.

Это означает, что сотрудники ГАИ могут лишить водителя прав пользования на их территории национальным или международным водительским удостоверением, если совершенное им нарушение правил предусматривает такую меру взыскания .

В тоже время в КоАП Республики Беларусь имеется статья 6.5 пункт 6, согласно которой:

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, в случае его причинения, в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины.

Говоря проще, если физическое лицо признаёт себя виновным, то штраф на него может быть наложен только в минимальном размере, предусмотренном соответствующей статьей КоАП, а если он не установлен, то тогда не более 0.5 базовой величины (BYN 12.75 ).

Положение данной статьи не применяется в случае, когда наказание за нарушение предусматривает лишение специального права (т.е. права управления транспортными средствами).

Признание себя виновным в совершении правонарушения и выражение согласия на применение административного взыскания необходимо зафиксировать в протоколе об административном правонарушении.