Налоговые агенты. Кто признается уполномоченным представителем налогоплательщика

17. Налоговый представитель

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица (Постановление КС РФ 2004 г.).

Налоговый кодекс выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.

Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности.

Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений. При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков.

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора

3.1.3. Налоговый учет В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно пункту 12

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

46. «Билайну» удалось добиться интересного эффекта – сейчас любой объект, раскрашенный в черно-желтую полоску, воспринимается как представитель этого бренда. Это, наверное, и есть близкое к идеалу «цветовое присутствие» в точках контакта. С помощью чего еще можно

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

4.4. Налоговый контроль Налоговый контроль, как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам которого также

Из книги Благосостояние для всех автора Эрхард Людвиг

Глава VI. Министр хозяйства, но не представитель отдельных групп Передо мной лежат газетные вырезки первых лет моей деятельности в качестве директора Управления по делам хозяйства во Франкфурте и федерального министра хозяйства в Бонне. В то время писали: «Министр

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. Налоговый агент Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

103. Налоговый учет Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.Налоговый учет осуществляется в целях

Из книги Учредитель и его фирма: все вопросы [От создания до ликвидации] автора Анищенко Александр Владимирович

3.1.3. Налоговый учет В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно подпункту

Из книги Банковская тайна времен Оранжевой революции автора Яценюк Арсений

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

11. Налоговый период Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Если организация или фирма начинает свою деятельность в середине квартала, то налог необходимо рассчитывать с начала того месяца, в котором началась деятельность.Согласно

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

6.2. Налоговый период Налоговым периодом признается календарный год. При этом квартальные платежи по единому налогу на упрощенной системе налогообложения являются авансовыми

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

7.2. Налоговый учет при УСН Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Налоговый период Налоговый период – это период времени, который используется при расчете налоговой базы.Для налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за налоговый период принимается календарный год – как для большинства других налогов.Налоговый период

Из книги автора

Налоговый период Налоговый период составляет календарный год. В течение налогового периода могут уплачиваться авансовые платежи; при этом сумма доходов исчисляется нарастающим итогом с начала года.По доходам от трудовой деятельности, которые выплачиваются

Из книги автора

Налоговый агент На налогового агента государством налагается обязанность по исчислению, взиманию и уплате НДС с его делового партнера независимо от того, какой налоговый режим применяется агентом. Таким деловым партнером может быть орган государственного или

Из книги автора

Налоговый учет Налоговый учет по налогу на прибыль организаций призван представить в структурированном виде полную и достоверную информацию о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.Система налогового учета организуется налогоплательщиком

Из книги автора

HR как представитель интересов сотрудников HR-специалист должен постоянно доводить до сведения руководства компании, в чем нуждаются ее сотрудники. Задача HR – построить мостик между руководителями компании и сотрудниками, который обеспечивал бы взаимопонимание между

Для представления интересов налогоплательщиков в налоговых органах при подаче жалоб и обращений физических и юридических лиц в налоговых спорах на территориальном уровне и уровне субъекта в главе 4 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок оформления полномочий представителя.

Доверенность - это документ, которым организация или физическое лицо может уполномочить организацию или физическое лицо представлять свои интересы перед третьими лицами (пункт 1 статьи 185 ГК РФ). В том числе и перед налоговыми органами.

При этом доверенность необходимо выдавать каждому лицу, которое выступает от имени налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами, если только это лицо не является законным представителем налогоплательщика.

Законными представителями налогоплательщика – юридического лица признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов. Как правило, в таком качестве выступает ее руководитель.

Законным представителем налогоплательщика – физического лица признается лицо, выступающее в качестве его представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом необходимо обратить внимание на то, что уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо при оформлении доверенности:

  • подпись руководителя организации / индивидуального предпринимателя или иного законного представителя согласно учредительным документам;
  • печать организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
Физическим лицам необходимы при оформлении доверенности:
  • подпись физического лица или подпись его законного представителя;
  • нотариальное удостоверение.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются также доверенности, заверенные (п. 3 ст. 185 ГК РФ):
  • начальником или другим уполномоченным лицом медицинского стационара, где лечится доверитель;
  • начальником места лишения свободы, если доверитель лишен свободы;
  • командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, где нет нотариальных контор и других органов, которые совершают нотариальные действия. Доверенность от имени военнослужащего командир соответствующего образования может удостоверить независимо от того, есть в округе нотариус или нет;
  • администрацией учреждения социальной защиты населения, где находится доверитель, или руководителем соответствующего органа социальной защиты.
Налогоплательщик также может выдать доверенность в налоговую как на осуществление всех предоставленных прав и обязанностей, так и на совершение определенных действий (на получение акта налоговой проверки - п. 5 ст. 100 НК РФ, на участие в осмотре территорий, документов и предметов налогоплательщика - ст. 92 НК РФ).

Вместе с тем, следует отметить ряд критериев, при которых действие доверенности будет прекращено.

Так, действие доверенности прекращается вследствие:

  • истечения срока;
  • отзыва доверенности лицом, выдавшим доверенность;
  • прекращения юридического лица, от имени которого она была выдана;
  • прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;
  • смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно недееспособным или безвестно отсутствующим;
  • смерти гражданина, которому выданы права представителя, признания его недееспособным или безвестно отсутствующим.
В свою очередь, налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о прекращении представительства уполномоченным лицом. Если уполномоченный представитель налогоплательщика совершит налоговое правонарушение после прекращения действия полномочия и налоговый орган не будет уведомлен о его прекращении, то налогоплательщик будет нести ответственность, предусмотренную главой 16 НК РФ.

Представляющее налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Правила о представительстве в налоговых правоотношениях (глава 4 НК) распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами (ст. 26 НК).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качест ве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 27 НК). Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействи ем) этой организации (ст. 28 НК). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или , уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 29 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА" в других словарях:

    Представитель налогоплательщика Энциклопедия права

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - Лицо, которое уполномочено представлять налогоплательщика, в отношениях, связанных с законодательством по налогам и сборам (например, с налоговым органом) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Представитель налогоплательщика - Лицо, которое уполномочено представлять налогоплательщика, в отношениях, связанных с законодательством по налогам и сборам (например, с налоговым органом). Нормы о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах …

    Представитель налогоплательщика - см. ; Налогоплательщик; Уполномоченный представитель налогоплательщика … Большой юридический словарь

    Уполномоченный представитель налогоплательщика - уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Уполномоченный представитель налогоплательщика - Это понятие вводится статьей 29 НК РФ. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Законный представитель налогоплательщика - (англ. legal representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика организацию на основании закона или ее учредительных документов, и лицо, выступающее в качестве … Энциклопедия права

    ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - Понятие законного представителя налогоплательщика вводится статьей 27 НК РФ. Указывается, что законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее… … Словарь бизнес-терминов

    Уполномоченный представитель налогоплательщика - (англ. authorized representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с … Энциклопедия права

    Законный представитель налогоплательщика - (англ. legal representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика организацию на основании закона или ее учредительных документов, и лицо, выступающее в качестве представителя… … Большой юридический словарь

План

5.1. Представительство в налоговом праве

5.2. Законный представитель налогоплательщика

5.3. Уполномоченный представитель налогоплательщика

5.4. Официальный представитель налогоплательщика

5.1. Представительство в налоговом праве является специфическим правовым институтом, обеспечивающим наиболее полную реализацию прав и обязанностей налогоплательщиков. Становление этого института - перспективная задача, поэтому попытаемся обозначить основные составляющие, контуры проблемы.

Основу института представительства в налоговом праве составляют многие нормы гражданского и гражданско-процессуального законодательства. Однако налоговое представительство имеет существенное отличие от гражданско-правового представительства. Принципиальным отличием правовой природы налогового представительства от гражданско-процессуального является направленность метода регулирования отношений, возникающих в различных формах представительства. Налоговое представительство регулирует реализацию первоочередной обязанности налогоплательщика (уплату налогов и сборов), базирующейся на отношениях власти и подчинения, обеспечивающейся властными, императивными методами в отличие от гражданско-правового представительства, имеющего диспозитивный характер.

К особенностям налогового представительства можно отнести и специфический субъектный состав, который предполагает:

1) представляемого (налогоплательщика);

2) представителя (законного, уполномоченного или официального);

3)третье лицо (налоговые органы или иные, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в соответствующие централизованные фонды).

Сущность представительства характеризуется сложностью, многопорядковостью. Отношения, регулируемые представительством, существуют на нескольких уровнях:

1) низший уровень (отношения между представителем и представляемым);

2) высший уровень (отношения между представителем и иными субъектами налоговых правоотношений, в первую очередь налоговыми органами).

На основании этого можно выделить внутренние отношения на (низшем уровне) и внешние отношения представительства (осуществляющие регулирование на высшем уровне).

Налоговое законодательство основывается на посылке, что главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. При этом налогоплательщик может участвовать в подобных отношениях как непосредственно, так и через представителей. Второй путь используется в силу объективных причин, когда налогоплательщик не может исполнять налоговые обязанности (не достиг определенного возраста) либо выполнение обязанностей затруднительно (удаленность налогоплательщика и т.д.).

Система субъектов и отношения между ними связаны и проявляются в особенностях способов реализации правоотношений. Последние выступают как комплекс приемов и методов, при помощи которых субъекты правоотношений реализуют свои права и обязанности. Самостоятельное осуществление является путем реализации большинства налоговых правоотношений. В этом случае субъект правоотношений осуществляет свои права и обязанности самостоятельно. Определенное делегирование прав и обязанностей налогоплательщиков осуществляется при представительском способе, когда реализацию прав и обязанностей по уплате налогов осуществляют налоговые агенты. Чаще всего необходимость действий налогового агента зависит от сложности учета налогов и сборов, налоговой отчетности, сложности внутреннего налогового контроля.

Приобретение статуса налогового представителя может осуществляться в двух формах.

1. Пассивная форма - приобретение статуса представителя не связано ни с какими действиями представителя или представляемого, оно просто вытекает из закона.

2. Активная форма - приобретение статуса представителя связано с активными действиями субъектов. В качестве таких активных действий могут выступать действия налоговых органов (официальное представительство); представляемого и представителя - при заключении соответствующего договора (уполномоченное представительство).

Проектом Налогового кодекса Украины, который представлен Кабинетом Министров Украины, сделан определенный шаг вперед в законодательном регулировании этого вопроса. Так, в

ст. 1038 подчеркивается, что плательщики налогов используют права и исполняют обязанности, предусмотренные этим Кодексом, лично или через законного или уполномоченного на это представителя. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя. При этом дается определение и законному представителю: законный представитель налогоплательщика - лицо (лица), которое ведет дела, исполняет обязанности и представляет интересы налогоплательщика в отношениях, связанных с налогообложением (ст. 1013).

Таким образом, личное участие налогоплательщика в отношениях, связанных с уплатой налогов и сборов, не лишает его права иметь представителя, так же как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в подобных правоотношениях. Следовательно, комплексное исполнение налоговых обязанностей может осуществляться в трех формах:

2) представительской;

3) смешанной (предполагающей сочетание двух первых форм).

Смешанный способ реализации прав и обязанностей имеет место в некоторых случаях, когда переплетаются действия плательщика (а может и налоговых агентов) и действия налоговых органов. Например, при реализации налогового обязательства по подоходному налогу с граждан можно выделить несколько этапов. На первом - налог уплачивается плательщиком самостоятельно (или через агента) ежемесячно и заполняется декларация в конце года. На втором - налоговая инспекция проверяет налоговую декларацию и детализирует сумму налога к оплате. На третьем этапе плательщик реализует детализированный долг (доплачивает сумму налога либо решает, как распорядиться излишком уплаченного налога: использовать в счет будущих платежей или требовать возврата).

Важно иметь в виду, что права и обязанности отдельных категорий налогоплательщиков могут осуществляться исключительно представителями, действующими от имени этих налогоплательщиков (например, действия законных представителей в отношении налоговых обязанностей малолетних или лиц, признанных судом недееспособными).

Представительство в широком смысле слова представляет собой отношение, в силу которого представитель совершает в интересах представляемого юридические действия. Выступление одного лица в интересах другого является родовым признаком, присущим всем видам представительства. Именно в рамках представительства возникает возможность осуществления прав и обязанностей представляемым как субъектом права.

Полномочия представителя фактически определяются обязанностями его совершать в интересах налогоплательщика юридические действия от его имени. Полномочие представителя в.широком смысле выступает как субъективная обязанность его перед налогоплательщиком совершать определенные юридические действия от имени налогоплательщика в установленной налоговым законодательством форме. В узком смысле полномочие налогового представителя выступает в определенных действиях, которые он совершает по отношению к налоговым органам в рамках возложенных на него обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов.

Налоговое представительство выступает в трех формах.

1. Законное налоговое представительство - основывается на положениях закона или иного нормативного акта.

2. Уполномоченное налоговое представительство - основывается на договорах (или поручениях) между налогоплательщиком и его представителем. Следует отметить, что термин «уполномоченное представительство», видимо, не совсем удачный, поскольку фактически любая форма представительства в налоговом праве основана на полномочии. Различаются же формы налогового представительства в зависимости от оснований возникновения этих полномочий (закон, учредительные документы, административный акт, договор).

3. Официальное налоговое представительство - представительство налогоплательщика, в основе которого лежит инициатива налоговых органов.

Таким образом, налоговое представительство - это правоотношение, в силу которого юридические действия, совершаемые налоговым представителем от имени налогоплательщика в пределах полномочий, определяющихся особенностью, связанной с уплатой налогов и сборов, создают, изменяют или прекращают права и обязанности налогоплательщика.

5.2. Законным представителем налогоплательщика является юридическое или физическое лицо, уполномоченное представлять интересы налогоплательщика по основаниям, непосредственно вытекающим из закона и не требующим дополнительных соглашений.

Законным представителем плательщика признается представитель налогоплательщика, который ведет его дела, связанные с выполнением его налоговой обязанности на основании закона." Законным представителем налогоплательщика являются:

1) родители, усыновитель, лицо, при наличии у него документов, свидетельствующих о брачных отношениях или родственных связях с физическим лицом, опекун, попечитель или лицо, назначенное органом опеки и попечительства при безвестном отсутствии физического лица или признании его недееспособным, или иное лицо, при наличии у него документов, удостоверяющих его соответствующие полномочия;

2) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другое лицо предприятия, учреждения, организации, если последние имеют доверенность на ведение дел налогоплательщика;

3) законные представители головного предприятия консолидированной группы налогоплательщиков;

4) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другие лица, если последние имеют доверенность или договора на ведение дел от налогоплательщика.

Законное представительство юридических лиц осуществляется в двух формах:

1) представительство на основании закона;

2) представительство на основании закрепления соответ ствующего статуса представителя в учредительных документах.

Основная масса юридических лиц действует на основании учредительных документов. Однако некоторые некоммерческие организации могут действовать на основании предусмотренного в соответствующем законодательном акте общего положения об организациях данного вида. Первая форма законного налогового представительства осуществляется в основном на предприятиях и учреждениях, собственником которых является государство. При этом необходимо, чтобы налоговый представитель был указан в качестве такового в акте соответствующего органа.

Любые действия (бездействия) законных представителей организаций-налогоплательщиков признаются в качестве действий (бездействия) представляемой организации так же, как если бы данная организация самостоятельно осуществляла определенные действия (бездействие). Данное положение имеет важное значение для порядка возложения ответственности за налоговые правонарушения. Поскольку одним из обязательных элементов состава правонарушения является наличие вины, то виновные действия (бездействие) законного представителя позволяют возлагать ответственность непосредственно на саму организацию, которую представляет законный представитель. Естественно, это не относится к законным представителям налогоплательщиков - физических лиц.

Законное представительство физических лиц осуществляется родителями и опекунами также в двух формах:

1) представительство на основании закона",

2) представительство на основании административного акта.

Особенностью законного налогового представительства физических лиц является осуществление ими своих функций без специальных полномочий. В этом случае им необходимо иметь только документы, подтверждающие статус законного представителя: для родителей - свидетельство о рождении ребенка (паспорт с отметкой о рождении ребенка), для опекунов (усыновителей) - решение об установлении опеки (об усыновлении, удочерении).

5.3. Уполномоченным представителем налогоплательщика является лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, арбитражных или других судах согласно подведомственности дел на основании нотариально удостоверенных договоров или поручений.

В основе уполномоченного представительства лежит волеизъявление налогоплательщика, на основании которого определенное лицо и наделяется статусом уполномоченного представителя. Отношения уполномоченного представительства носят договорной характер. Предметом этого договора является предоставленное поручителю поручение осуществлять в интересах налогоплательщика юридические действия в отношениях с иными субъектами налоговых правоотношений.

В качестве уполномоченного представителя могут выступать:

1) юридические лица;

2) физические лица (к моменту осуществления уполномоченного налогового представительства должны быть полностью дееспособны).

Уполномоченное налоговое представительство может осуществляться в двух формах:

1) возмездной;

2) безвозмездной.

Выбор формы осуществляется на стадии заключения договора между налогоплательщиком и представителем и зависит от соглашения, к которому Придут стороны. Необходимо учитывать, что предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, заключают договора с уполномоченными налоговыми представителями в основном на возмездной основе.

Ряд лиц является представителями органов государственной власти, контролирующих и правоохранительных органов и в налоговых отношениях представляют исключительно интересы государства (должностные лица налоговых и таможенных органов, налоговой милиции, судьи, следователи, прокуроры), именно поэтому устанавливаются запреты в законодательстве на возможность приобретения ими статуса уполномоченного налогового представителя.

Важно учитывать, что уполномоченные налоговые представители представляют интересы налогоплательщиков в отношениях не только с налоговыми органами, но и с иными участниками налоговых отношений (налоговыми агентами, сборщиками налогов). Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет полномочия на основании доверенности, которая представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В последнем случае все лица, которым выдана доверенность, должны быть указаны в доверенности.

В зависимости от содержания полномочий доверенности делятся на:

1) специальные - доверенности, выданные уполномоченному налоговому представителю для осуществления однородных действий лицом, которому она выдана;

2) генеральные - доверенности, выданные для совершения налоговым представителем разнообразных действий от имени представляемого;

3))разовые- доверенности, выданные налоговому представителю для строго определенного действия от имени представляемого.

Доверенность, выдаваемая физическим лицом уполномоченному налоговому представителю, требует обязательного нотариального удостоверения либо удостоверения, приравниваемого к нотариальному.

В некоторых случаях представитель налогоплательщика может быть назначен по инициативе налогового органа. Возможно в дальнейшем подобная инициатива будет исходить и от налоговых судов.

5.4 .Официальным представителем признается представитель налогоплательщика, принимающий участие в рассмотрении дела в арбитражном или ином суде, который назначается арбитражным или иным судом при отсутствии законного или уполномоченного представителя и при условии, что лицо, которое принимает участие в деле, не может непосредственно принимать участие в его рассмотрении.

Официальный представитель налогоплательщика может быть назначен в следующих случаях:

1) если лицо, участвующее в деле, не может принять участие в его рассмотрении в силу объективных обстоятельств;

2) если имущество, являющее предметом рассмотрения спора, - бесхозное.

Официальному представителю выплачивается вознаграждение и компенсируются расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, за счет бюджета, в который уплачивается соответствующий налог, или соответствующие расходы возмещаются за счет лица, не принимающего участие в рассмотрении дела. Не могут быть официальными представителя налогоплательщика судьи, следователи, прокуроры, должностные лица налоговых органов.