Региональная стратегия развития апк. Важнейшие особенности процесса развития апк в россии

Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.

Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.

АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40% от величины этих показателей в народном хозяйстве России.

Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющих ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горючесмазочные материалы, удобрения и др.), также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.

В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.

Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.

Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:

I-я сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием.

II-я сфера - отрасли самого сельского хозяйства(растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.) С 1992 г. в состав II-ой сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность.

III-я сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

IV-я сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др. К социальной инфраструктуре относятся учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.

В таблице 13.2 приведены данные о структуре АПК России 1994 г. за последние годы указанная структура АПК изменилась незначительно.

В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональном продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.

Таблица 13.2. Структура АПК России в 1994 г.

В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в г.г. Мценске, Ливнах. Орловчане хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.

В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развиваются, так называемые, горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации создаются кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).

При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.

В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего, продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе акционерного обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и "Союз Орловщины".

Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК государством.

Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Во всех странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы покупают более 55% всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3% от общего числа ферм).

В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1996 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 7 раз (в сопоставимых ценах).

Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельского хозяйства и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.

Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".

Ведущим направлением государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:

ð увеличение датирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;

ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горючесмазочных материалов, удобрений, комбикормов;

ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий - монополистов;

ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;

ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий первой и третьей сфер АПК;

ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;

ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;

ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.

Можно согласится с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".

От состояния агропромышленного комплекса зависит обеспеченность страны продовольствием, и, как следствие, экономическая безопасность государства, поэтому развитие данной отрасли является одним из приоритетных направлений внутренней политики современной России.

Состояние АПК в условиях эмбарго

В связи с политической и экономической ситуацией, сложившейся в последние два года в мире и нашей стране, АПК наиболее пострадал в результате санкций. После указа Президента о применении отдельных социальных экономических мер для обеспечения безопасности импорт ряда товаров из стран, объявивших экономический бойкот России, был ограничен. Но постепенный переход на импортозамещение был одним из пунктов «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» еще задолго до ввода санкций. Поэтому задачей ответственных органов власти стала коррекция существующей программы и переход на ускоренное замещение импортной продукции, продовольствия и сырья.

Данные, опубликованные на сайте Минсельхоза РФ в обращении Александра Ткачева, свидетельствуют о том, что Россия во многом продвинулась в достижении поставленных целей. По словам Министра, страна достигла 90 % обеспеченности по мясу птицы и свинине, производство зерна увеличилось на треть, как и производство тепличных овощей, площадь виноградников и садов выросла на 40-60 %. При этом экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2015 г. составил 9572,6 млн. долл. США, что на 19,6% меньше, чем в январе-августе 2014 года.

Но по ряду направлений, как отмечают эксперты, Россия пока не может достичь существенных изменений. Так, например, современное производство мяса говядины по-прежнему остается на низком уровне из-за высокой сложности технологии и, соответственно, себестоимости продукции. К тому же в АПК России помимо обеспеченности сырьем и ресурсами существует и ряд других не мене важных проблем, среди которых: сокращение посевных площадей и неудовлетворительное состояние земель, недостаточная техническая оснащенность сельхозпредприятий, низкая покупательская способность потребителей сельхозпродукции, отток населения из села и недостаток квалифицированных специалистов в аграрном секторе. Так из-за недостаточной технической и технологической обеспеченности предприятий ежегодно на полях остается до 25 % выращенного урожая.

Государственная поддержка открывает перспективы

Выходом из сложившейся ситуации должно стать не только увеличение производства, но развитие и модернизация производственных мощностей по хранению сельхозпродукции, внедрение новых технологий ведения хозяйства, привлечение инвестиций и высококвалифицированных кадров, совершенствование социальной инфраструктуры на селе. В связи с этим, Правительство вносит корректировки в существующую программу развития сельского хозяйства и разрабатывает меры по увеличению государственной поддержки АПК.

Согласно отчету Минсельхоза РФ на 1 октября 2015 г. объем кредитов, выданных на проведение сезонных полевых работ, составил 201,74 млрд. рублей или 134,7% к соответствующей дате 2014 г. Расходы в виде субсидий на покупку сельхозтехники, развитие семейных ферм, погашение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам и ряду других направлений по состоянию на 1 октября 2015 г. составили 111 558,7 млн. рублей. Это 68% средств, предусмотренных в бюджете на текущий год.

Только по постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" расходы уже превысили утвержденный на 2015 г. бюджет в 3,9 млрд. рублей. Еще на начало августа ассоциация «Росагромаш» озвучила потребность в компенсации 5,23 млрд. руб. по заключенным договорам на поставку сельхозмашин. Популярность Программы 1432 обусловлена тем, что она направлена на поддержку отечественных производителей сельхозтехники с локализацией производства в РФ не менее 60%, и отличается относительно простой процедурой подачи документов. Для получения субсидии равной 25-30% от стоимости техники, владельцу КФХ или фермерского хозяйства требуется подать заявление в региональный Минсельхоз, подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя и предоставить пакет правоустанавливающих документов. Покупатель определяется с выбором техники, предоставляет необходимые документы, затем происходит регистрация договора в региональном Минсельхозе, фиксируется размер субсидии, и она резервируется в журнале учета. После этого следует выполнение обязательств по оплате и поставке техники. Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства, в рамках данной программы в 2015 г. было приобретено свыше 2530 единиц техники.

Помимо федеральной в различных субъектах РФ успешно реализуются региональные программы поддержки сельскохозяйственных предприятий. Так, например, в Ростовской области, действует постановление № 6 от 13.01.2012 г., которое регламентирует предоставление субсидии 20% сельскохозтоваропроизводителям (кроме ЛПХ), осуществившим с 1 января года, предшествующего текущему, приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области, за счет собственных и (или) кредитных средств.

В Самарской области из регионального бюджета предоставляются субсидии в размере до 20 % за приобретение техники для растениеводства и 80% от первоначального авансового платежа по договору лизинга или сублизинга. В Республике Татарстан региональная поддержка заключается в субсидировании до 40% стоимости приобретенной сельскохозяйственной и мелиоративной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах Таможенного союза. Также в Республике на протяжении четырех лет успешно действует программа «Начинающий фермер», в рамках которой предоставляются гранты на покупку сельхозтехники и оборудования, поголовья скота, земельных участков, кормов и удобрений, посадочного материала. Претендент на получение гранта должен предоставить в региональный Минсельхоз план по созданию и развитию бизнеса с подробным описанием планов расширения производственных оборотов, а также планов сопутствующих расходов для ведения бизнеса. При этом у претендента должны быть собственные сбережения не менее 100 тыс. рублей.

Формы финансовой поддержки сельхозпредприятий в виде грантов предоставляют и другие субъекты РФ. Так в Иркутской области действует программа финансирования селскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих не менее 10 сельхозтоваропроизводителей или потребительских обществ, если 70% их выручки формируется за счёт осуществления сельскохозяйственной деятельности. Сумма субсидий для каждого такого кооператива составляет в среднем около 15 млн. рублей с привлечением 40% собственных средств.

Целью предоставления субсидий и грантов является достижение аграриями целевых показателей «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Согласно данным, опубликованным на сайте Минсельхоза РФ, объем субсидий на поддержку различных секторов АПК в рамках данной программы к 2020 г. должен вырасти до 1,8 трлн. рублей. Остается надеяться, что данные меры содействуют эффективному развитию отрасли и способствуют выходу страны на уровень ведущих аграрных мировых держав.

ВВЕДЕНИЕ.

1.1 Значение комплекса отраслей

1.2 Структура АПК

1.3 Экономическая оценка сырьевой базы АПК

1.4 Современная оценка АПК

1.5 Условия перехода АПК к рыночным отношениям

1.6 Научно-технический прогресс в АПК

1.7 Размещение АПК на территории России

1.8 Экономические особенности АПК

2 Основные направления развития АПК в России

2.1Инвестиционная ситуация в АПК России.

  • Иностранные инвестиции как фактор развития АПК
  • Цели и задачи программы
  • Направление разработки программы

2.2 Технологическая революция в АПК - стратегическая альтернатива для России

Заключение

Приложение

Введение

Сельское хозяйство России оказалось отброшенным на три десятилетия назад по причине искажения существа рыночных реформ. Под флагом перехода к рыночным отношениям Россия вплотную подошла к грани утраты продовольственной безопасности и непосредственной зависимости продовольственного обеспечения от импортных поставок.

Несмотря на предпринимаемые Правительством меры, кардинальных сдвигов ни в самом сельском хозяйстве, ни в его технической обеспеченности все еще не произошло по причине бессистемности проводимых мероприятий. Так, техническая оснащенность растениеводческих отраслей снизилась по сравнению с 1990 г. вдвое. В настоящее время Россия уступает по этому показателю развитым странам почти в 5 раз.

Прежде всего, наличные парки машин не соответствует потребностям АПК по количеству. Например, по тракторам потребность удовлетворяется примерно на 43%; по комбайнам зерноуборочным - на 41%, картофелеуборочным - на 12%, льноуборочным - на 31%; по плугам - на 33%; по культиваторам - на 48%; по свеклоуборочным машинам - на 49%; по косилкам - на 51%; по жаткам валовым - на 26%; машинам для внесения удобрений - на 11%; опрыскивателям - на 18%. Помимо этого, парки машин не соответствуют потребностям ни по структуре, ни по техническому уровню: исправных машин в парках по состоянию на 01.05.02 г. было от 38 до 77%. Около 80% парка тракторов, 84% зерноуборочных комбайнов отслужили 10 лет и более. Такое же положение сложилось и по другим видам техники.

Большие возможности ресурсосбережения, заложенные в развитии вторичного рынка техники, в том числе капитально отремонтированной, в России используются крайне слабо. Централизованная ремонтная индустрия в стране практически ликвидирована. За рубежом же (например, в Германии, Англии или США) на каждый новый трактор в хозяйство поступают от 1,5 до 3 отремонтированных тракторов.

1.АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

1.1 Значение комплекса отраслей

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности. Сельскохозяйственное производство – центральное звено агропромышленного комплекса страны.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации (АПК) включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

1.2 Структура агропромышленного комплекса

В структуре АПК выделяют три сферы: первая – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.; вторая – сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, – пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).

Сбалансированное развитие всех сфер АПК – необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40-45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%.

Важная проблема, препятствующая нормальному, сбалансированному развитию всего АПК – это неразвитость рынка средств производства. До последнего времени в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов, на смену которой должен придти рынок. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.

Сельское хозяйство – это совершенно особая сфера производства, главная особенность которого – наличие земли в качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства – не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.

1.3 Экономическая оценка сырьевой базы агропромышленного комплекса.

Россия располагает огромной площадью земель – 1708 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 222 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель (пашни) еще меньше – 8% (132 млн. га). Однако в расчете на душу населения по сравнению с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно велики.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена влиянию неблагоприятных факторов: переувлажнению и заболачиванию (45 млн. га), засолению (40 млн. га), водной и ветровой эрозии (50 млн. га), засухе (в отдельные годы до 170 млн. га). Всего в защите от них нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. 32 % орошаемых земель России, несмотря на огромные вложенные в них средства, нуждаются в реконструкции.

Россия не обеспечивает себя зерном полностью. Основные причины – низкая урожайность и исторически сложившееся преобладание пшеницы над зернофуражными культурами. Это не соответствует требованиям животноводства – основного потребителя зерна (около 50%). Суммарные потери зерна при уборке урожая достигают 30%. Таким образом, простейшие расчеты показывают, что, собирая в среднем 100 млн. т. зерна в год, Россия теряет 30 млн. т. и скармливает скоту около 50 млн. т. В 1993 году 11, 2 млн. т. зерна было куплено за границей. Очевидно, если исключить потери, увеличив производство кормового зерна, можно отказаться от зернового импорта.

1.4 Современная оценка агропромышленного комплекса.

В развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве большой вклад внесло решение Правительства России 1993 г. формировать государственные ресурсы на контрактной основе по свободным ценам, отменить обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществляться на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей – только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним договора по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация животноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов и т.д. Возможно, такие договора будут заключаться на конкурсной основе.

Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно 1% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3-5 лет, чтобы встать на ноги.

1.5 Условия перехода агропромышленного комплекса к рыночным отношениям.

Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой продукции сельского хозяйства входит:

Основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.

Приплод и прирост живой массы скота и птицы

Стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства

Побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.).

Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кормовые и др.), а в животноводстве – производством отдельных видов продукции (молоко, мясо, яйцо и т.д.). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.

Производство валовой продукции в натуральном выражении во всех категориях хозяйств при переходе к рыночным отношениям значительно сократилось:

Наибольшее снижение объемов производства наблюдается по сахарной свекле, зерну, а также продукции животноводства.

В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:

Продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели

Продукция, используемая для реализации.

Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового общественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации.

По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства, так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потребление, а представляет собой сырье для промышленной переработки относится к средствам производства. Сюда включают также семена, корма и другие продукции, используемые на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработки, относится к предметам потребления.

1.6 Научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе.

Осуществление научно-технического прогресса в сельском хозяйстве базируется на присущих ему экономических и биологических законах. Вследствие этого научно-технический прогресс в аграрном производстве имеет свои особенности, которые вытекают из специфики возделывания, уборки, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции.

Выращивание сельскохозяйственных культур ведется на плодородных почвах, а получение высоких и устойчивых урожаев достигается за счет рациональной обработки земельных участков, так и путем применения органических и минеральных ресурсов зависит от внедрения научно обоснованных севооборотов, новых технологий и высокопроизводительной техники.

Сельскохозяйственные культуры отличаются биологическим составом, сроками вегетации и степенью использования продукции в пищу без переработки и после доработки. В этой связи развитие научно-технического прогресса должно осуществляться в направлении более полного и лучшего использования биологических особенностей конкретного вида сельскохозяйственных культур. Особое внимание должно уделяться на развитие отраслей и производств по хранению, переработке и реализации продукции.

Многие виды сельскохозяйственных культур являются весьма трудоемкими. Это в первую очередь относится к пропашным и техническим культурам. На их возделывание затрачивается значительно большее живого труда, чем при выращивании зерновых культур. Так, при возделывании овощных культур затраты труда на 1га посевов в 40-60 раз выше, чем при производстве зерновых культур.

Ускорение научно-технического прогресса является многоэтажной, скоропортящейся и малотранспортабельной, что связано с биохимическим строением плодов, корнеплодов и других видов культур и наличием в их составе большого количества воды. В процессе уборки, заготовки и транспортировки наблюдается значительные потери массы продукции, ухудшение ее товарного вида и потребительских свойств. Учитывая это, научные исследования должны быть, направлены на разработку перспективных способов хранения, затаривания, транспортировки и последующей доработке продукции.

Разработка и внедрение новых машин и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Все это будет способствовать дальнейшему наращиванию объемов производства сельскохозяйственной продукции и более полному удовлетворению растущих потребностей населения при ограниченном использовании ресурсов общества.

Замедление темпов научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе в начале девяностых годов обусловлено существующими недостатками в организации инновационного цикла в хозяйственном механизме. Невосприимчивость производства к нововведениям препятствует достижению мировых стандартов в технике и технологии.

1.7 Размещение агропромышленного комплекса на территории России.

Важнейшими природными факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются следующие: качество почв; продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия); обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др. В большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей растениеводства, причем в неодинаковой степени, определяя ареалы их возделывания. Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых) эти ареалы чрезвычайно ограничены, например, винограда, чая, цитрусовых и др.; для других – гораздо шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля и др.). На размещение животноводства природные факторы оказывают менее существенное воздействие, проявляясь через кормовую базу. Наиболее зависимым от природно-климатических условий является пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства; оленеводство, коневодство и др.). Здесь можно выделить такие факторы, как наличие пастбищ, их размеры, состав растительности и продолжительность периода их использования.

Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.

1.8 Экономические особенности агропромышленного комплекса.

К наиболее существенным экономическим факторам размещения и специализации сельского хозяйства можно отнести:

1.Местоположение хозяйств по отношению к рынкам сбыта и наличие перерабатывающих предприятий, емкостей для хранения сырья и конечной продукции, наличие и состояние транспортных средств и путей сообщения.

Виды сельскохозяйственной продукции различаются своей транспортабельностью. Это является основой создания пригородных и сырьевых зон вокруг крупных городов и предприятий перерабатывающей промышленности. Наличие крупных населенных пунктов создает высокую плотность населения, определяет специализацию сельскохозяйственных предприятий на производстве свежего молока, диетических яиц, картофеля, овощей и пр., т.е. малотранспортабельной продукции.

Характер и состояние путей сообщения также оказывают прямое влияние. Производство продукции, которую легко перевозить, можно концентрировать в местах, где оно наиболее эффективно. Возможность перевозить продукцию в больших объемах также вызывает удешевление перевозок.

2.Уже созданный производственный потенциал сельского хозяйства: наличие мелиорированных земель, поголовье продуктивного скота, сооружения сельскохозяйственного назначения, производственные постройки и пр.

3.Площадь сельскохозяйственных угодий, их структура: размер пашни и сельхозугодий на душу населения.

4.Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, определяемая системой показателей, основными из которых являются: выход продукции сельского хозяйства и валовой доход на единицу земельной площади и единицу материальных и трудовых затрат, прибыльность производства. Следует отметить, что на экономическую эффективность оказывает влияние совокупность всех рассматриваемых факторов размещения и специализации сельского хозяйства.

5.Особенности и стабильность межрегиональных связей по продукции сельского хозяйства. Возможность закупок продукции сельского хозяйства, их гарантированность создают базу для развития в отдельных регионах только тех отраслей сельского хозяйства, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Разумеется, при этом принимаются в расчет затраты на закупки необходимой сельхозпродукции, ее транспортировку в сравнении с затратами на ее производство в данном регионе.

6.Обеспеченность сельского хозяйства средствами производства, поставляемыми промышленностью. Соответствие уровня цен на эту промышленную продукцию уровню цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки.

7.Размеры сельскохозяйственных предприятий. Например, мелкие крестьянские хозяйства ограничивают возможности специализации.

Существуют и другие экономические факторы, наиболее существенным из которых является научно-технический прогресс. Достижения науки и техники позволяют резко повысить эффективность того или иного сельскохозяйственного производства, расширить ареалы производства, снять жесткие ограничения по удельному весу определенных культур в севообороте и пр. В странах с развитой рыночной экономикой выделяют такой фактор, как "государство", которое активно влияет на рациональное размещение и специализацию сельского хозяйства, используя различные экономические методы (кредитование сельскохозяйственных предприятий с учетом проводимой региональной политики, поддержание фермерских цен на сельскохозяйственную продукцию, научное обеспечение сельскохозяйственного производства). Опыт этих стран можно использовать и в России.

Сельское хозяйство России в 2002 году. Удалось серьезно улучшить структуру питания населения: потребление мяса возросло в целом на 1 кг на человека, или на 2%, молока - на 6 кг, или на 3%.

Озимый клин расширен на 12%. Кроме того, "абсолютное большинство хозяйств имеют качественные семена, что позволит обеспечить плановый и спокойный сев в 2002 году". На 6% увеличилась заготовка кормов для сельхозпредприятий.

Снижены темпы сокращения поголовья скота. В 2002 году они составят не более 3%. Кроме того, производство молока увеличилось на 1,5%, что отмечается впервые за последние 8 лет. Прирост поголовья зафиксирован в свиноводстве.

Удельный вес убыточных предприятий в сельском хозяйстве страны в 2001 году снизился до 45% по сравнению с 53% в 2000 году (в 1998 году доля убыточных хозяйств достигала 88%).

В прошлом году предприятиям сельского хозяйства удалось получить 28 млрд. рублей прибыли, а совокупный уровень рентабельности сельхозпроизводства составил 12% против 7% в 2000 году.

При этом в пищевой промышленности рост производства составил 8%. За 9 месяцев 2001 года предприятий этой отрасли получили 36 млрд. рублей прибыли, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2000 года.

В целом в сельском хозяйстве рост производства достиг 5,5% и есть основания считать, что отрасль выйдет из кризиса. До 1999 года в сельском хозяйстве падение производства составляло 5,5% в год.

Основной проблемой остается реструктуризация кредиторской задолженности, составляющей сейчас 286 млрд. рублей по предприятиям АПК, из которых 180 млрд. рублей приходится на просроченную задолженность. Для решения этой проблемы разработаны две меры. В первую очередь, это реструктуризация долгов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, сроки которой продлены до 1 апреля 2002 года. В минувшем году возможностью реструктурировать свои долги уже воспользовались 8,5 тыс. хозяйств, задолженность в которых составляла 21 млрд. рублей.

В 2001 году правительство России изменило кредитную политику по отношению к сельскому хозяйству, предоставив в шесть раз больше льготных кредитов, которыми воспользовались 8 тыс. предприятий отрасли. Общая сумма этих кредитов составила 17 млрд. рублей.

2. Основные направления развития АПК в России.

Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную Продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т. е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы.

2.1.Инвестиционная ситуация в агропромышленном комплексе России

В ходе аграрной реформы существенно изменилась организация инвестиционного процесса в АПК. Рыночно ориентированная система организации финансирования капитальных вложений заменила планово-распределительную систему. Были сформированы новые каналы привлечения и использования финансовых ресурсов. Последовательно улучшалась нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровнях. Шло увеличение объемов прямых инвестиций со стороны частных инвесторов, российских и зарубежных. Важным результатом проведенных преобразований стал положительный опыт, который приобрели работники АПК и финансового сектора в организации финансирования развития этого комплекса.

Вместе с тем, в ходе реформ произошло резкое падение объемов капиталовложений за счет всех источников финансирования. Из-за дефицита федерального и региональных бюджетов снизился удельный вес бюджетных ассигнований в общем, объеме финансирования капитальных вложений. Масштабы привлекаемых иностранных инвестиций не отвечают инвестиционным возможностям и потребностям АПК.

Экономическое положение большинства сельскохозяйственных производителей не позволяет финансировать инвестиции из прибыли ввиду ее отсутствия или низкой рентабельности производства. Амортизационные отчисления активно используются не по назначению и часто направляются на финансирование оборотных средств.

Произошло существенное снижение потенциала агропромышленного комплекса, уровень старения основных производственных фондов достиг критических размеров. Снизилась интегральная эффективность производства сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Возросло число убыточных предприятий. Сократились объемы производства сельскохозяйственной продукции, в том числе жизненно необходимых продуктов питания. Существенно увеличился импорт продовольствия, который превышает порог продовольственной безопасности страны.

Совокупность всех этих факторов не позволяет отечественным производителям повышать технический уровень производства, необходимый для успешной конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной продукции на российском продовольственном рынке.

В результате финансово-экономического кризиса сформировались объективные предпосылки для реструктуризации рынка капиталов. Девальвация рубля и, как следствие, резкое удорожание импорта продовольствия сделали вложения во внутреннее производство более выгодными, чем ввоз готовой продукции из-за рубежа. Альтернативой потери рынка для зарубежных компаний в современных условиях стало их участие в развитии местного производства.

В России сложилась благоприятная ситуация для притока капитала в агропромышленный комплекс. Многие иностранные фирмы подтверждают не только сохранение интереса к вложению капитала в АПК, но и намерения к расширению производства в России.

Иностранные инвестиции как фактор развития АПК

Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК России требует мобилизации всех возможных источников, как внутренних, так и внешних. Их сопоставление показывает, что для активного использования внутренних источников потребуется время, необходимое для восстановления финансово-кредитной системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе особую актуальность приобретает привлечение иностранных кредитов и инвестиций.

Концепция основывается на планах Правительства Российской Федерации о постепенном отходе от практики использования иностранных кредитов для закупки продовольственных товаров, о восстановлении потребительского рынка за счет товаров отечественных производителей, а также о придании приоритета прямым иностранным инвестициям.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в агропромышленный комплекс является не только одной из важных, но и сложных задач российского государства. Её решение в ближайшей и среднесрочной перспективе возможно при соблюдении ряда условий:

  • “прозрачность” финансовой инфраструктуры;
  • наличие пакета инвестиционных проектов;
  • согласие российских и зарубежных партнеров на создание совместных предприятий (или предприятий со 100% иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного комплекса, в первую очередь, в сфере производства средств производства;
  • благоприятный инвестиционный климат, прежде всего соответствующая законодательная база для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;
  • государственная поддержка.

Создание таких условий требует программных методов организации работы на федеральном и региональном уровнях. Это позволит обеспечить единство организационных и методических подходов, как в процессе подготовки программы, так и в ходе её реализации.

Стратегия программы состоит в разумном сочетании прямых инвестиций и кредитов. Прямые инвестиции должны обеспечить решение стратегических задач развития АПК. Они реализуются через капитальные вложения в реконструкцию и модернизацию действующих производств, а также в новые предприятия. Кредиты необходимы для пополнения оборотных средств, требуемых при вводе производственных мощностей и организации производства на новой технологической основе. На них должны приобретаться сырье, материалы, средства защиты растений, другие материально-технические ресурсы. Одним из направлений использования кредитных ресурсов является оплата лизинга сельскохозяйственных машин, технологического оборудования, породного скота.

Финансирование закупок средств производства (сырья и материалов) на условиях кредита может помочь в решении лишь тактических задач развития АПК. Стратегически более важно обусловить закупки средств производства обеспечением прямых инвестиций в сферу реального производства (например, в соотношении 1:2 или 1:3).

При этом работа должна строиться таким образом, чтобы внешние заимствования не приводили к увеличению внешнего долга России и не обременяли аграрную экономику.

Стратегически важно и необходимо обеспечить достаточно высокий уровень притока капитала в течение продолжительного периода, не менее 5 лет подряд.

Концепция исходит из того, что привлекаемые финансовые ресурсы должны быть приоритетно направлены в стратегически важные сферы производственной деятельности. К ним могут быть отнесены:

  • точки экономического и технологического роста в аграрной сфере;
  • эффективные модели агропромышленного производства;
  • механизмы тиражирования созданных моделей в форме СП, предприятий со 100% иностранным капиталом, чисто российских предприятий и производств.

Точки экономического и технологического роста следует выбирать на уровнях:

  • стратегического развития (например, в форме крупных и/или высокотехнологичных производств в фондопроизводящих и перерабатывающих отраслях);
  • межрегиональных (межгосударственных) и региональных интегрированных проектов и программ, обеспечивающих комплексное развитие регионов и отраслей АПК;
  • расшивки узких мест и формирования центров прибыли в предприятиях АПК (отдельные малые предприятия или элементы производственных систем, в том числе с использованием внутренних инвестиций).

Все проекты должны быть в максимальной степени ориентированы на вовлечение в работу зарубежных партнеров, начиная с ранних этапов (идентификация проектов, подготовка проектной документации и т.д.). При этом должны быть предложены различные схемы работы с ними (начиная с создания совместных предприятий как предпочтительной формы экономического сотрудничества и/или предприятий со 100% иностранным капиталом до оказания технического содействия со стороны зарубежных партнеров).

При разработке проектов создания предприятий АПК (реконструкции и модернизации производства) в максимальной степени следует использовать возможности их финансирования через международные проекты (проекты Мирового банка, в частности, АРИС, АСАЛ, по реструктуризации крупных и средних предприятий и др.). Важная роль при этом должна быть отведена освоению результатов ранее выполненных проектов технического содействия (ТАСИС, ПРАРИ, Трансформ, фонд «Ноу-хау» и др.), а также современной информационной технологии. Необходимо договориться с международными организациями, донорами и частными инвесторами о включении проектов программы «Международные инвестиции в АПК» в планы их работы.

Общая стратегия исходит также из того, что деятельность в сфере иностранных инвестиций должна координироваться на федеральном и региональном уровнях.

Привлечение таких инвестиций будет малоэффективным, пока не будут приняты действенные меры по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей, как на российских предприятиях, так и на совместных с зарубежными фирмами производствах. Во-первых, должно быть улучшено государственное регулирование в области таможенно-тарифной политики. Во-вторых, одновременно с привлечением средств зарубежных инвесторов необходимо предусмотреть ассигнования за счет централизованных бюджетных средств, направляемые на финансирование капитальных вложений, предоставление ссуд, дотирование и компенсации, предоставление льгот по кредитам и т.д.

При подготовке и реализации программы «Международные инвестиции в АПК» необходимо учитывать положения федеральных и региональных программ развития АПК, базирующихся на внутреннем финансировании сельского хозяйства и смежных отраслей национальной экономики. Привлечение зарубежного капитала должно стать дополнением к инвестиционным программам Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направленным на восстановление агропромышленного комплекса страны.

Все это позволит более четко определить приоритеты инвестиционной деятельности на отраслевом и региональном уровнях.

Цели и задачи программы

Главная экономическая цель программы - привлечение за 5 лет в отрасли агропромышленного комплекса не менее 5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в создание высокоэффективных производственных структур, обеспечивающих решение стратегических задач развития АПК и, как следствие, резкое увеличение его производственно-технологического потенциала. Эти финансовые ресурсы должны быть дополнены кредитами для закупки средств производства и развития лизинговой деятельности в объеме до 0,5 млрд. долларов США.

Цели программы

К конкретным целям программы относятся:

  • развитие системы гарантирования и страхования инвестиций на федеральном и региональном уровнях;
  • развитие новых форм и механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности;
  • развитие производственно-инновационного предпринимательства;
  • защита отечественных товаропроизводителей;
  • защита прав иностранных инвесторов;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках;
  • создание новых рабочих мест.

Основные задачи

Для достижений указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:

  • идентификация потребностей АПК в иностранных кредитах и инвестициях;
  • определение отраслевых и региональных приоритетов;
  • реализация проектов создания финансово-кредитных институтов и государственных залоговых механизмов, связанных с иностранными инвестициями, включая освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, финансовых технологий, механизмов гарантирования и страхования инвестиций, возврата кредитов;
  • формирование новых источников прямых инвестиций и кредитных ресурсов;
  • создание организационно-экономических условий и реализация проектов создания совместных (и иных) предприятий в отраслях АПК, в том числе новых и модернизированных производств;
  • совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере иностранных инвестиций и защиты прав российских товаропроизводителей;
  • освоение конкурсных подходов в финансировании инвестиционных проектов с использованием иностранных кредитов и инвестиций;
  • координация органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях по привлечению иностранных кредитов и инвестиций в АПК;
  • активизация совместной инвестиционной деятельности с государствами СНГ и Балтии;
  • использование информационной технологии для разработки и продвижения программы в России и за рубежом.

Направления разработки программы

Разработку программы целесообразно вести по пяти программным направлениям, связанным с решением основных проблем повышения инвестиционной активности, социальной и экономической эффективности агропромышленного комплекса.

Первое программное направление – «Целевые программы и проекты» - ориентируется на создание системы программно-целевого управления в сфере иностранных инвестиций как формы реализации государственной инвестиционной политики в АПК.

Программное направление формируется как совокупность стратегических инвестиционных проектов и программ по созданию совместных (и других) предприятий (прямые иностранные инвестиции) и/или финансируемых на долевой основе российскими государственными и коммерческими структурами (кредиты).

Все проекты и программы объединяются по отраслевому и территориальному признакам.

Второе программное направление – «Наука и технологическая политика». Реализация проектов этого направления должно привести к созданию точек роста на основе высокотехнологичных производств и предприятий, а также формированию системы научного обеспечения процессов развития АПК и мониторинга инвестиционной деятельности. Второе направление связано с подготовкой инновационных и инвестиционных проектов, разработкой программ подготовки кадров и повышения квалификации, пакетов нормативно-правовой документации для системы государственно-правового регулирования, а также внедрения новых информационных технологий.

Сюда же относятся научно-исследовательские работы, связанные с разработкой методических материалов и положений по обеспечению эффективности иностранных кредитов и инвестиций, конкретными исследованиями проблем их привлечения и использования, другими разработками.

Третье программное направление - «Развитие инфраструктуры АПК» - предусматривает ориентацию процессов формирования финансово-управленческих институтов АПК на создание целостной системы, обеспечивающей гармонизацию спроса и предложения на финансовом рынке, исходя из потребностей различных категорий пользователей финансовых ресурсов.

Соответствующие проекты преследуют цели создания «прозрачной» системы финансирования программы. Особое внимание будет уделено совершенствованию финансовых технологий, отвечающих принципам рыночной экономики.

Здесь же необходимо представить проекты создания других общесистемных компонентов производственной инфраструктуры и элементов логистики АПК.

Четвертое программное направление – «Занятость и кадровое обеспечение» ориентируется на решение проблем занятости и развитие человеческого фактора. Цель – удовлетворить потребности предприятий АПК (включая органы управления АПК и финансово-управленческую инфраструктуру) в квалифицированных кадрах в области иностранных инвестиций. Средством реализации является совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации, а также другие меры, способствующие развитию человеческого фактора и повышению престижности и эффективности труда работников АПК.

Пятое программное направление – «Государственно-правовое регулирование и поддержка предпринимательства» - представляет программу скоординированных действий органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях по реализации программы “Международные инвестиции в АПК”. Особое внимание должно быть уделено вопросам таможеннно-тарифной политики: установление квот, пошлин, НДС на импорт продукции АПК, а также государственной поддержке малого предпринимательства. Задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование инвестиционной политики в АПК, своевременность создания соответствующего нормативно-правового обеспечения, гармонизацию отношений между предпринимательскими структурами и органами государственного управления АПК

2.2.Технологическая революция в агрокомплексе - стратегическая альтернатива для России

Долгосрочное стратегическое конкурентное преимущество любой страны - это природный, техногенный, интеллектуаль­ный или иной возобновляемый и развиваемый ресурс, нахо­дящийся на территории государства и под его контролем. Та­кой ресурс в России есть, и он в потенциале способен сущест­венно улучшить качество жизни всего населения страны. Боль­шинство черноземных почв мира находится в России, 52% из имеющихся у нас пахотных земель - черноземы, и на одного жителя России приходится 1,6 га пахотной земли, а на жителя Азии - менее 0,5 га.

Сельское хозяйство - это восполнимый и развиваемый ресурс в отличие от, например, сырьевого сектора экономики. Высокий экс­портный потенциал агросектора - условие, обеспечивающее прочное положение страны в общемировом товарообмене. Успех реформ сельхозпроизводства окажет стимулиру­ющее воздействие на рынок потре­бительских товаров и приведет к стимулированию инвестиционной активности в других отраслях.

Понятно, что если бы агроресурс уже был определен как стратегиче­ский, его использование уже велось бы достаточно активными темпами. Причина известна - результаты экс­плуатации агроресурса «не дотяги­вают» до уровня конкурентоспособ­ности с другими секторами между­народного разделения труда.

Наш анализ отрасли показывает, что есть возможность создать про­грамму, опираясь на которую эконо­мика России может получить имен­но долгосрочное стратегическое преимущество. Основа програм­мы - развитие технологи и систем землепользования.

Россия утратила имевшееся у нее до 1910-х годов технологичес­кое лидерство в сельхозпроизводстве, позволявшее ей кормить зер­ном не только себя, но и значитель­ную часть мира. Дело в том, что по­нятие технологии производства продукции как интеграции дости­жений научно-технического про­гресса никогда не было ключевым у российского товаропроизводителя в отличие от западного.

Технологическая анархия оп­ределила необычайно высокую затратность производства, крайне низкую эффективность использова­ния ресурсов. Например, к началу перестройки применение мине­ральных удобрений на гектар паш­ни в России достигло среднемирового уровня, широко проводились химические, оросительные, осуши­тельные мелиорации, полезащит­ное лесоразведение. В то же время средняя урожайность зерновых культур составила за 1981 -1985 гг. 13,0 ц/га, то есть почти вдвое ниже среднемировой, и мало отличалась от показателей предыдущих пяти­леток. Не лучше обстояло дело и с большинством других культур. В частности, средняя урожайность сахарной свеклы была 166 ц/га (вдвое ниже среднемировой). Уро­жайность картофеля (104 ц/га), ку­курузы на силос (163 ц/га) не под­дается комментариям. При этом затратность производства сельскохо­зяйственной продукции была од­ной из самых высоких в мире. Окупаемость 1 кг действующего ве­щества удобрений составила менее 3,5 кг зерна, что вдвое ниже сред­немировой и втрое ниже западно­европейской.

Советская командная система прозевала две мировые технологи­ческие революции в сельхозпроизводстве (в 30-х и 80-х годах XX ве­ка). И только освоение современ­ных технологий позволит нашим сельхозпроизводителям выбраться из болота низкорентабельного хо­зяйствования.

Но для того чтобы построить эф­фективно работающую экономиче­скую систему, недостаточно только знать, как технологично произво­дить тот или иной продукт. Нужна столь же эффективная система его распределения исключительно на рыночных условиях. Система, даю­щая возможность субъектам ры­ночной экономики однозначно оп­ределять, какая из предлагаемых им сделок на рынке выгодна, а ка­кая - нет.

Текущее положение на россий­ском рынке продовольствия безо всякой натяжки можно назвать анархией. Возьмем для примера самый знаковый и один из отрасли -образующих рынков - рынок зер­на. Вакханалия мелких и средних посредников, зачетные схемы, криминализация операций не позволя­ют надеяться, что ситуацию можно исправить, просто научив производителя правильно работать и даже освободив его от долгов и обеспе­чив ему инвестиции.

Организованные в последнее время «зерновые биржи» не при­ближают рынок к реальной эффек­тивности товарообменных опера­ций. В действительности эти струк­туры являются либо электронными досками объявлений, либо тор­говыми домами, созданными под крылом региональных администра­ций. Данные «биржи» не обеспечи­вают стандартность товара, гаран­тий по исполнению сделок, реаль­но рыночного ценообразования. Их задача проста - создать возможно­сти для зарабатывания прибыли.

При наличии почти десятка «зерновых бирж» в стране реально происходит тот же бессистемный обмен, не сулящий ничего хороше­го для российского АПК.

Естественно, что отсутствие эф­фективной системы распределения продукции ведет к перекосам в пла­нировании на всех уровнях, потому что невозможно определить теку­щую и перспективную цену товара на рынке. Инвесторы не могут оце­нить реальную привлекательность инвестиций.

Меры, принимаемые для выво­да АПК из затяжного кризиса (при­нятие законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе­ния», подготовка закона «Об ипоте­ке», установление квот на ввоз мя­са в Россию, реструктуризация дол­гов сельхозпроизводителей, точеч­ное привлечение западных инвес­торов), важны, но недостаточны. Ведь если внутренняя эффектив­ность в производстве продукта го­раздо ниже среднемировой, мас­штабных инвестиций отрасль не дождется.

Для преобразования отрасли не хватает двух ключевых факторов успеха - реального свободного рынка сельхозпродукции и широ­комасштабного освоения товара - производителями действительно современных технологий агропроизводства. Над решением этих двух задач сейчас работает несколько групп квалифицированных специ­алистов. Созданы две взаимодо­полняющие организации - Биржа сельскохозяйственной продукции (БСП) и Ассоциация сельских това­ропроизводителей (ACT).

БСП, пожалуй, единственная по­сле 1917 года реальная товарная биржа в России, которая действует на всей территории страны и обес­печивает эффективную торговлю сельхозпродукцией, гарантируя и покупателям, и продавцам оплату товара и его поставку в срок, оговоренный в контракте.

Цель же ассоциации - обеспе­чение условий для эффективного хозяйствования сельхозпроизводи­телей. Политических целей у орга­низации нет. Ассоциация организу­ет на базе представительств биржи в регионах технологические центры с привлечением консультантов из РАСХН, международных организа­ций. Скоро через эти центры руко­водители хозяйств и фермеры смо­гут получать достоверную информа­цию о наиболее эффективных при­емах и методах работы, ценовую, прогнозную, статистическую ин­формацию. Формируется постоян­но действующая консультационная сеть для помощи сельхозпроизво­дителям в решении оперативных вопросов по планированию сево­оборотов, оптимальному соотно­шению применяемых культур, за­щите растений, другим насущным проблемам членов ассоциации.

Заключение.

В данной работе было довольно подробно охарактеризована характеристика агропромышленного комплекса и его отраслей. Также бал представлен коротко план работы по подготовке, реализации и направления разработки программы «Международные инвестиции в АПК».

При разработке программы и ее разделов должны использоваться утвержденные методические положения и рекомендации по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом действующих нормативных актов. В частности, к ним относятся: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 «Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ» с последующими изменениями и дополнениями; постановление Госкомстата России от 16.07.99 №66 «Об утверждении статистического инструментария по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам-победителям конкурсов, имеющим государственную поддержку» и др.

Список использованной литературы

1. Алтупов И.А. «Новый аграрный строй России». М; РТА; 1999

2. Петренко И.А. «Экономика сельского хозяйства».М; Высшая школа; 1999 г.

3. Холод Л.С. «Система государственного регулирования АПК». М; ИНФРА-М; 1996г.

4. Хрущев А.Т. «География промышленности России». Москва; Высшая школа; 1999 г.

5. Газета «Известия» статья «Технологическая революция в АПК - стратегическая альтернатива для России»

  1. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11
  2. Еженедельный аналитический обзор СМИ для руководителей предприятий АПК и смежных отраслей Демо-выпуск 16 - 22 июля 2001 года (Сайт Минсельхоза РФ, 2001, 17 июля). http://www.ancentr.ru/obzors/demo/25.shtml
  3. Региональный экспертно-аналитический центр «Перспектива» ООО «РЭА центр «Перспектива».Данные за 2002г. http://rea-centre.narod.ru/analis/chikens-02.htm
  4. Министерство СХ и продовольствия РФ. Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве. Данные за 2001г.

В последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса.

Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным как для российских, так и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 1999 г., составил примерно 10 млрд долл. Растет приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2000 г. они равнялись 31,5 млрд руб., в 2005 г., по оценке, это уже 130 млрд руб.

Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии отрасли сохраняются крупные системные проблемы.

В последнее время наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства: они отстают от темпов роста экономики в целом. Усиливается неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями, продолжающееся уже 15 лет. Сохраняется непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети сельскохозяйственных организаций убыточны. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся еще сильнее, а слабые -- все беднее. Средняя месячная зарплата работников отрасли составляет всего 3580 руб., это 43% общероссийского уровня. За чертой бедности находится свыше половины сельского населения, уровень занятости которого едва дотягивает до 68%.

Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства не превышает 4% их общего объема в экономику страны. Это в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г.

Снижается уровень технической оснащенности агропроиз-водства, из-за чего не используются значительные площади плодородной пашни; недостаточен уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

Наиболее проблемной отраслью остается животноводство. К сожалению, продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе молочных коров. В 2005 г. его численность уменьшилась на 6%. Несмотря на рост продуктивности реализация скота на убой снизилась на 1,7%, а производство молока сократилось почти на З%. Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. - 2006. - №1. - С.3-4.

В условиях рыночной экономики основой государственной агропродовольственной политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции -- главного фундамента экономического роста АПК, устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поддержания продовольственной безопасности страны. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий, во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами; во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения; в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.

Исходя из такого подхода и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», поддержанный правительством страны и Федеральным Собранием. В сфере агропромышленного производства определены три основных направления:

ускоренное развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования;

обеспечение жильем молодых специалистов на селе.

Проектом предусматривается увеличить за два года производство молока на 4,5%, мяса -- на 7%. Для реализации этих целей намечено в первую очередь повысить доступность кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования, племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

Чтобы привлечь в животноводство инвестиционные ресурсы, предусмотрено выделить дополнительно 6600 млн руб. бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок по кредитам (на срок до восьми лет), предназначенным для финансирования строительства именно животноводческих комплексов и ферм. Это позволит ежегодно направлять по 40 млрд руб. инвестиционных кредитов в сельское хозяйство.

Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу дадут возможность осуществить модернизацию и перевооружение ряда животноводческих комплексов и ферм на 370 тыс. скотомест, закупить до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней, овец для селекции имеющегося стада и создания соответствующего племенного ядра.

Для технологического перевооружения животноводческих предприятий и закупки племенного скота запланировано выделить бюджетные средства на увеличение уставного капитала «Росагролизинга» в сумме 8 млрд руб.; установлены более льготные условия поставок по лизингу машиностроительной продукции и особенно племенного скота.

Развитию производства мяса и мясопродуктов в России также должно способствовать обоснованное регулирование импорта указанных видов продукции. Утвержден механизм тарифного квотирования на четыре ближайших года, что позволит прогнозировать ситуацию на рынке. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции требуется оснащение российских предприятий современным оборудованием. Наша промышленность, к сожалению, не удовлетворяет эти потребности, поэтому для облегчения закупок по импорту зарубежной техники и оборудования, аналоги которых не производятся в нашей стране, на них будут отменены ввозные таможенные пошлины. Анфиногенова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. - 2006. - №3. - С.8.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. В любой цивилизованной стране -- это исключительная прерогатива государства. В России социальные проблемы села придется решать особым образом, но в любом случае на основе государственной федеральной программы, требующей существенного перераспределения бюджетных потоков. Вместе с тем, достойный уровень жизни сельского населения можно обеспечить только на базе эффективного функционирования АПК республики в экономическом пространстве страны и рационального использования имеющегося потенциала.

Главные условия динамичного и эффективного развития АПК -- обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих, укрепление связей между сферами комплекса. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры перерабатывающие предприятия в большинстве случаев использовали свое монопольное положение для занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате на селе развернулось массовое строительство мелких цехов по переработке мяса, молока, семян масличных культур и др. Строительство небольших перерабатывающих мощностей потребовало от сельских товаропроизводителей значительных капиталовложений, а отсутствие возможностей комплексной переработки приводило к неоправданным потерям сырья. Перерабатывающие предприятия теряли сырьевые зоны и не загружали свои производственные мощности, коэффициент использования которых колеблется от 20 до 35%. Это вызвало удорожание переработки сырья, снижение конкурентоспособности производимых продовольственных товаров и, как следствие, привело к засилью импортной продукции на рынках.

Важный фактор эффективного развития АПК -- интеграция между сельским хозяйством и переработкой, что создает благоприятные уеловия для согласованной экономической и научно-технической политики добровольно в нее входящих, но юридически самостоятельных предприятий. Преимущество крупного предприятия проявляется в более низкой себестоимости продукции, высокой экологической безопасности, глубокой комплексной переработке, минимальной потере сырья и устойчивом высоком качестве продукции. А малые предприятия находят свое место там, откуда трудно поставлять скоропортящуюся продукцию.

Побудительным мотивом для объединительных процессов в экономике служит эффект, достигаемый за счет расширения масштабов производства, соединения разрозненных звеньев единого технологического процесса. В результате возникает мотивация к организации единого управления всеми стадиями производства хозяйствующих субъектов, участвующих в совместном процессе. Разумная кооперация и интеграция открывают дополнительные источники роста производительности труда, возможностей сбыта, и, таким образом, помогают более эффективно осуществлять совместный производственный процесс по выпуску различных видов готовой продукции. Резкое падение покупательной способности сельхозтоваропроизводителей диктует необходимость реформирования инженерной сферы АПК. Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. - 2004. - №9. - С.9-11

Устойчивый рост АПК невозможен без совершенствования отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках, без развития инфраструктуры.

Следует подчеркнуть, что российский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий (правда, не самых лучших) и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры. На современном этапе за счет инновационного развития обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Поэтому комплексные меры по восстановлению и росту агропромышленного производства должны на деле улучшить положение российского крестьянства, определить по справедливости его место в экономике страны, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения России.

    ВВЕДЕНИЕ 2

    • 1. особенности формирования и развития апк в регионе 5

      2. перспективы и основные направления совершенствования развития апк ставропольского края 15

      • 2.1. Повышение эффективности развития сельскохозяйственного производства в АПК Ставропольского края 15

        2.2. Основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

    ВВЕДЕНИЕ

На рубеже 1990-х годов произошел существенный перелом не только в политическом, но и в экономическом мышлении, обусловленный признанием рынка как высшего достижения экономического прогресса цивилизации, осознанием необходимости перехода к рыночным отношениям.

    Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований.

    Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

    По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности. Следовательно, в условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.

    Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес - все это и предопределило актуальность темы исследования.

    Данной проблемой занимались такие отечественные ученые: А.И. Алтухов, Н.И. Анисимов, А.Г. Гранберг, Д.З. Коровяковский, М.Н. Малыш, В.И. Назаренко, А.Г. Прудников, А.А. Семенов, В.В. Сидоренко, А.Н. Тарасов, Е.П. Чубин, Е.В. Юношева. Среди зарубежных авторов необходимо выделить американского экономиста Р. Голдберга. Но особенно хотелось бы выделить ученых регионального уровня, внесших существенный вклад в развитие агропромышленного комплекса Ставропольского края: П.В. Акинина, Е.А. Батищевой, В.В. Гаевского, М.Г. Лещевой, С.В. Рязанцева, Ю.Г. Бинатова, А.В. Гладилина, Л.И. Ушвицкого.

    Объектом исследования является совокупность отраслей народного хозяйства Ставропольского края, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и перерабатывающей промышленностью.

Предметом исследования являются проблемы, возникающие в АПК, определение возможных путей их преодоления и перспективы развития АПК региона.

    Целью исследования является изучение и систематизация проблем, возникающих в АПК региона, а также определение основных и приоритетных направлений, совершенствование их развития.

    Реализация поставленной цели потребовало решения целого ряда задач. Основными из них являются следующие:

исследовать структуру и экономические взаимоотношения между отраслями АПК в Ставропольском крае;

определить причины и особенности проявления кризиса в АПК в Ставропольском крае;

рассмотреть и проанализировать современное состояние развития АПК Ставропольского края;

выявить проблемы, возникающие и препятствующие эффективному функционированию и развитию отраслей АПК Ставропольского края;

проанализировать основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края;

определить перспективы развития АПК Ставропольского края.

Для решения поставленных в работе задач использовались методы: экономико-статистический, системный.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Во введение обосновывается актуальность темы: "Проблемы и перспективы развития АПК региона", определяется объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе "Особенности формирования и развития АПК в регионе" рассматривается понятие, структура, современное состояние, основные цели и условия развития, агропромышленного комплекса региона.

Во второй главе "Перспективы и основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края" проанализированы проблемы, влияющие на эффективность развития сельскохозяйственного производства, выявлены и систематизированы основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края.

В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения.