IV. Счет вторичного распределения доходов


первичное - вторичное распределение доходов; функциональное - личное распределение доходов. Что понимается под долей заработной платы и долей прибыли? Оцените адекватность доли зарплаты как показателя и целевой величины для распределения доходов. Как вы представляете себе справедливое распределение доходов? Оцените воздействие государственных трансфертных платежей и налогов. Что понимается под
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отно шения собственности и создаются предпосылки для формирова ния у акционеров и работников предприятий предприниматель ского и хозяйственного стилей поведения, создания акционерно го механизма развития производства и повышения его эффектив ности и качества продукции. Создается нормативная база образо вания и функционирования акционерных
  • Некоторые моменты истории развития кредитной системы России
    первичном размещении. ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным
  • Глава Рынок ценных бумаг
    первичный и вторичный рынки; По организации торговли ценными бумагами - биржевой и внебиржевой; По эмитентами - рынок государственных (правительственных и муниципальных), корпоративных, банковских ценных бумаг; По времени исполнения сделок с ценными бумагами - кассовый (рынок лспот), на котором сделки исполняются в течение 1-2 банковских дней, и срочный, на котором сделки исполняются более 2
  • 8.6 Финансовый рынок.
    первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит последующая купля-продажа уже размещенных ценных бумаг. Движение ценных бумаг организационно осуществляется на фондовой бирже с участием финансовых посредников - дилеров, маклеров, брокеров, и на внебиржевом рынке - напрямую между продавцами и покупателями. В конечном итоге взаимодействие
  • 6.3. Рынок ценных бумаг
    первичный (внебиржевой), вторичный (биржевой) и внебиржевой (уличный). Два первых рынка обращения ценных бумаг представляют собой важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени и противостоят и дополняют друг друга. Обусловлено это тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют
  • 1. Сущность и значение социального страхования
    первичного и вторичного распределения: Первичное распределение - это образование фондов за счет взносов субъектов хозяйствования, Вторичное распределение - привлечение средств государственного бюджета и средств самих работников; сфера отношений социального страхования регулируется государством т. к. оно устанавливает перечень фондов и их назначение, а также область применения средств направления
  • 2. Эмиссия ценных бумаг
    первичного размещения и придать российскому фондовому рын ку цивилизованные черты, но и дало самим эмитентам необходи мый опыт работы на рынке, создать себе положительную кредит ную историю". Рост этого сегмента рынка продолжился и в 2001 г. . Облигации подразделяются по типам эмитентов на государст венные (федерального, субфедерального и муниципального уровней) и корпоративные, а по срокам
  • 27. Сегменты рынка труда
    первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления. Вторичный рынок труда - это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие
  • 1.5. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО - СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
    первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с единой интегрированной нормативно-справочной базой данных и реализуемым комплексом расчетных задач. Минимальная конфигурация АРМ включает персональный компьютер типа IBM PC и стандартный принтер. Требуемый объем оперативной памяти - 510 Кбайт. Для хранения информации об одном акционере используется в среднем 1
  • 3.1.1. Статистическая база регионального анализа
    первичных доходов; Х счет вторичного распределения доходов; Х счет используемого располагаемого дохода; Х счет операций с капиталом. Разработка важнейших региональных социально-экономи ческих показателей (индикаторов) и на их основе СРС связана с рядом проблем, к числу которых относятся: Х распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной
  • 3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
    первичные бухгалтерские и другие документы, подтверждающие поступление выручки, а также документы налогового учета (ст. 248 НК РФ). В соответствии с действующим законодательством доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Понятие

  • первичное и лвторичное право Сообществ. К лпервичному относятся международно- правовые договоры об образовании, договоры о последующем присоединении государств, а также договоры об институциональной структуре Сообщества. В остальном к первичному праву относится так называемое неписаное право, т.е. общие наднациональные нормы, которые едины для всех государств-членов (речь идет в первую очередь
  • 4.1. Понятие и содержание системы национальных счетов
    первичного оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и за вершаемая на макроуровне и на уровне секторов экономики построением системы национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) - это система сбора и обработки ин формации о состоянии и результатах функционирования национальной
  • 4.1. Связь и информационные системы
    вторичных информационных сетей. Информационные сети, осуществляющие передачу данных между получателями и ЭВМ и ЭВМ между собой получили название компьютерных или информационно-вычислительных сетей. С их помощью передаются данные, обеспечивается доступ к информационным ресурсам компаний и банков. Развитие средств связи, создание информационных сетей способствуют формированию мирового
  • 1.2 Классификация стран, включенных в мировое хозяйство
    первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма или торговли, или добывающей промышленности. Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, состоянием личной
  • 2.2 Финансовые ресурсы мирового хозяйства
    первичный и вторичный. На вторичном рынке осуществляется перепродажа ЦБ. По форме организации финансовые рынки делятся на организованные распределенные. На организованном биржевом рынке продаются акции наиболее крупных и надежных компаний - листинговых компаний. По срокам предоставления денег финансовый рынок подразделяется на рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег образуются краткосрочные
  • Глава 6. Рыночная структура мирохозяйственных связей
    первичного рынка (primary market); Ф вторичного рынка (secondary market). Через первичный рынок компания наращивает свой капитал путем выпуска новых ценных бумаг1. Первичный рынок сводит вместе компании, испытывающие потребность в средствах, и инвесторов, желающих эффективно вложить свои капиталы. Продавая акции на первичном рынке, компании получают необходимые им средства, а инвесторы становятся
  • ГЛОССАРИЙ
    распределение доходов происходит не в соответствии с долями в уставном капитале, а по договоренности сторон Конференция ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД) - наиболее представительная многосторонняя торгово-экономическая организация, действующая в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН Коррупция - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по
  • ВВЕДЕНИЕ
    первичную (архаичную), в торичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально -экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы
  • Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

    НД - это чистый "заработанный доход" общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

    Различают произведенный и использованный НД.

    Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

    Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т. д.) и внешнеторгового сальдо.

    В структуре национального дохода можно выделить следующие фонды:

    Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т. д.).

    Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

    В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%.

    Рассмотрим особенности формирования национального дохода.

    Общественный продукт, а с ним и валовой доход общества в процессе воспроизводства проходят стадии создания (производства), распределения и перераспределения, обмена и, наконец, использования (потребления в широком смысле этого слова, включая и производственное потребление). Фаза обмена во времени в общем совпадает с фазой распределения и перераспределения.

    На стадии производства национальный продукт выступает как сумма чистой продукции (валовых доходов) отраслей материального производства.

    В процессе распределения и перераспределения национальный доход принимает форму различных видов первичных и вторичных доходов населения. Именно на этой стадии происходит "раздвоение" национального дохода – денежные доходы временно обособляются и получают самостоятельное движение. Одновременно происходит и обмен потребительных стоимостей, в которых овеществлен национальный доход как вновь произведенная стоимость.

    В фазе использования национальный доход представляет собой массу предметов потребления и средств производства, составляющих вещественное содержание доходов, направленных на потребление и накопление.

    Непосредственно в результате процесса производства происходит первичное распределение национального дохода, в ходе которого образуются первичные доходы экономических субъектов.

    К первичным доходам населения относятся заработная плата и все виды доходов типа заработной платы, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, доходы от личного подсобного хозяйства.

    Первичные доходы населения выступают как в денежной, так и в натуральной форме.

    Первичные доходы предприятий и государства выступают в виде прибыли, налога с оборота, начислений на заработную плату, и т. д.

    Образование первичных доходов представляет собой лишь первую ступень распределения вновь созданной стоимости и продукта, в котором она овеществлена. Вслед за первичным распределением национального дохода в сфере материального производства происходить перераспределение первичных доходов через финансово-кредитную систему, оплату услуг и цены. Цены играют весьма важную роль в перераспределении национального дохода. уже само образование первичных доходов связано с существенными элементами перераспределения дохода вследствие несовпадения цен с общественно необходимыми затратами труда.

    При дальнейшем движении первичных доходов часть их переходит в другие руки, первоначально сложившиеся количественные пропорции в распределении дохода изменяются: доходы государства и предприятий становятся доходами населения и наоборот; часть доходов одной группы населения в результате купли-продажи может стать доходами другой группы; то же самое происходит в результате оказания личных услуг с соответствующей оплатой; в пределах государственного производственного сектора также происходит систематическое и непрерывное перераспределение в целях удовлетворения разнообразных материальных и культурных потребностей всех групп населения, обеспечения обороны страны и развития науки, формирования и поддержания определенного уровня бюджетной политики.

    В результате перераспределения первичных доходов образуются вторичные доходы. К вторичным доходам государства, государственных предприятий и учреждений относятся, например, отчисления от прибылей и плата за используемые производственные ресурсы; налоги, поступления по займам и др.

    Вторичные доходами населения являются: заработная плата и прочие разновидности оплаты труда работников непроизводственной сферы; пенсии, пособия и стипендии, выигрыши, проценты по вкладам и т. д. Вторичные доходы образуются и в результате обмена товарами и услугами между группами населения и отдельными лицами.

    Сумма вторичных доходов и не поступивших в перераспределение первичных доходов не равна сумме первичных доходов. Чем интенсивнее идет процесс перераспределения, чем многократнее один и тот же доход переходит из рук в руки, тем больше оказывается объем вторичных доходов общества в целом, в том числе и населения. Сумма первичных доходов, оставшихся в руках их первоначальных владельцев, и всех вторичных таким образом превышает национальный доход.

    Объем национального дохода на стадии распределения (распределенный национальный доход) может быть исчислен или как сумма первичных доходов или как сумма конечных доходов, но не как сумма первичных и вторичных доходов.

    Процесс распределения и перераспределения национального дохода завершается формированием конечных доходов.

    Конечные (реально используемые) доходы реализуются в материальных благах, которые используются для непроизводственного потребления, включая потребление населения и накопления во всех его формах.

    Конечные доходы представляют собой национальный доход на завершающей ступени процесса распределения, в результате которого устраняется двойственность в выражении национального дохода (продукты и деньги), характерная для фазы его распределения, после чего национальный доход вновь предстает в форме материальных благ, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Количественные конечные доходы, если отвлечься от потерь, возможных в последнем акте обмена, равны использованному национальному доходу.

    Конечные доходы населения складываются из части его денежных доходов, которые остаются на руках у населения в результате процесса перераспределения и на которые приобретаются материальные блага, а также из стоимости благ, присваиваемых населением непосредственно в натуральной форме и стоимости элементов материального потребления, которым сопровождается оказание услуг.

    В отечественной экономической литературе принято выделять три формы государственного воздействия на экономические процессы: правовую, административную и экономическую. Каждая из них имеет специфику и решает задачи особого рода, однако наряду с самостоятельным применением не отрицает использования в комплексе с другими формами. При этом любой форме соответствует свой набор инструментов, с помощью которого реализуется то или иное воздействие.

    Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире все регулирующие действия правительства в рамках и административной, и экономической формы должны осуществляться на правовой основе, т. е. быть установленными законодательно. Экономическая форма государственного регулирования, согласно подходу, наиболее распространенному в настоящее время, включает два взаимосвязанных вида регулирующей деятельности: монетарную (денежно-кредитную) и фискальную (налогово-бюджетную) политику. Обе они оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства. Главными инструментами монетарной политики являются: 1) политика процентной ставки; 2) ограничение кредита; 3) резервные требования; 4) операции на открытом рынке; 5) рефинансирование и учетные операции; 6) политика избирательного кредитования и 7) политика обменного курса национальной валюты. К инструментам фискальной политики относятся государственные расходы, налоги, субсидии. Регулирующее воздействие фискальной и монетарной политики не только проявляется в рамках закрытой национальной экономики, но и распространяется на проблемы открытой экономики.

    При большом разнообразии подходов к выбору используемых инструментов и их сочетаний, а также при очевидной неоднозначности результатов их воздействия на потоки капитала, можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях, характерных для большинства стран. В современных условиях роль главных источников и движущих сил развития мировой экономики все в большей степени начинают играть международные потоки капиталов, особенно в форме прямых зарубежных инвестиций. Главными субъектами международного инвестирования являются транснациональные корпорации. В начале 90-х гг., по данным центра ООН по ТНК, в мире насчитывалось 35 тыс. ТНК (из них около 30 тыс. из промышленно развитых стран) с 147,2 тыс. зарубежных филиалов. Совокупность ТНК и их зарубежных филиалов, а также разветвленная сисмеждународных межфирменных связей (научно-технических, производственных, финансовых, лицензионных и т.д.) образует систему транснационального бизнеса, который играет решающую роль в распределении мировых ресурсов, в повышении конкурентоспособности национальных экономик (как стран базирования субъектов инвестирования, так и принимающих стран), в ускорении процессов международной экономической интеграции. Проблемы участия в международном рынке капиталов путем привлечения зарубежных инвестиций актуальны и требуют оперативного научно обоснованного решения. Для этого необходимо внимательное изучение международного опыта в этой области и адаптация полученных выводов к национальной специфике нашей страны.

    Мировой опыт показывает, что в равной степени нежелательны и недостаточный, и чрезмерный приток капитала (особенно в виде краткосрочных инвестиций). Для успешного регулирования потоков капитала важен учет особенностей форм и инструментов такого регулирования, их возможностей в решении конкретных задач, а также позитивных и негативных последствий их применения. Сравнительный анализ форм и инструментов государственного регулирования с точки зрения их эффективности позволяет выбрать оптимальное их сочетание в зависимости от целей и задач политики иностранных инвестиций, чтобы избежать ошибок и трудностей, с которыми в свое время столкнулись другие страны.

    Большинство стран, которые испытали на себе сильный приток капитала в начале 90-х гг., принимали меры по ограничению воздействия этого притока на их экономики. Одним из подходов здесь является реагирование обменного курса национальной валюты на давление со стороны потоков капитала либо путем ревальвации при режиме фиксированных обменных курсов, либо путем удорожания при системе гибких обменных курсов. Альтернативным подходом служит использование монетарной или фискальной политики, что позволяет избежать удорожания валюты, которое опасно для эффективности политики фиксированного обменного курса. Кроме того, удорожание валюты считается неблагоприятным для международной конкурентоспособности и поэтому следует снимать давление на обменный курс, вызванное притоком капитала. Наряду с этим учитывается и то, что изменчивая природа международных потоков капитала делает уязвимой финансовую систему, в частности, если банковская сисиграет доминирующую роль в их обслуживании.

    I. Перераспределение охватывает все сферы хозяйственного комплекса: производственную и непроизводственную.

    II. В соответствии с этим участниками перераспределения НД являются все предприятия, население, неработающие члены общества, государство.

    III. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:

    Заработная плата работников непроизводственной сферы;

    Платежи в госбюджет;

    Платежи во внебюджетные фонды;

    Различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми членами

    общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии).

    В результате вторичного распределения:

    1. Перераспределяется часть прибыли в виде налогов в бюджет;

    2. Осуществляются затраты на содержание непроизводственной сферы;

    3. Формируются общегосударственные ресурсы для обеспечения затрат на нужды расширенного воспроизводства и выполнения комплексных народнохозяйственных программ;

    4. Поддерживаются межотраслевые пропорции;

    5. Формируются фонды потребления (затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, на здравоохранение, просвещение, культуру).

    Имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов:

    1. Наибольший объем перераспределение охватывает центральную часть первичных доходов предприятий, населения, государства.

    2. Затем осуществляется перераспределение в непроизводственную и производственную сферу

    3. Перераспределение по территориям, республикам, областям, краям.

    4. В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды.

    5. Осуществляются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование

    6. Выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности.

    Инструментами реализации распределительной функции являются:

    Госбюджет;

    Имущественное и личное страхование.

    Основная цель распределительной функции финансов:

    Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта необходимыми ему финансовыми средствами, используемыми в форме денежных фондов целевого назначения.

    Но распределительная функция не раскрывает полностью свойств, присущих финансам. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, что проявляется через другую их функцию контрольную.

    II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.

    Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.



    Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:

    1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;

    2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;

    3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;

    4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;

    5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.

    Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.

    1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

    2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.

    3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.

    4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.

    5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.

    Особое значение функции финансов:

    1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).

    2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.

    Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:

    1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:

    Социальная сфера;

    Оборона и другие.

    2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

    3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

    4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства

    Учебные вопросы:

    2. Типы финансовой политики

    3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.

  • Баланс активов и пассивов
  • 3.7. Бюджетное планирование
  • Глава 4
  • 4.1. Общее понятие о доходах
  • 4.2. Налоговые доходы
  • 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
  • 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
  • 4.5. Неналоговые доходы
  • Глава 5
  • 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
  • 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
  • 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
  • Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
  • 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
  • 5.4. Роль государственных расходов* 157
  • 5.4. Роль государственных расходов 159
  • Контрольные вопросы
  • Глава 6
  • 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
  • 6.2. Финансирование дефицита бюджета
  • 6.5. Понятие и классификации государственного долга
  • 6.6. Управление государственным долгом
  • 6.7. Влияние государственного долга на экономику
  • 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
  • Глава 7
  • 7.1. Доходы
  • 7.2. Расходы
  • 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
  • 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
  • 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
  • 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
  • 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
  • 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
  • 7.3.4. Операции с активами и пассивами
  • 7.4. Другие экономические потоки
  • Контрольные вопросы
  • 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
  • 288 Глава 8. Межбюджетные отношения
  • 290 Глава 8. Межбюджетные отношения
  • 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
  • 292 Глава 8. Межбюджетные отношения
  • Фонды бюджетного процесса
  • 29В Глава 8. Межбюджетные отношения
  • 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
  • 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
  • 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
  • 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
  • 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
  • Глава 10
  • 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
  • 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
  • 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
  • 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
  • 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
  • 382 Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
  • 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
  • Ставки есн
  • Раздел 111
  • Глава 11
  • Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
  • Индивидуальный
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 399
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 401
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 403
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 405
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 407
  • Глава 12
  • 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
  • 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
  • 12.3. Доходы и расходы организаций
  • 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
  • 12.5. Управление оборотным капиталом
  • 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
  • Глава 13
  • 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
  • Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
  • 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
  • 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
  • 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
  • Глава 14 страхование
  • 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
  • Глава 14 страхование
  • 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
  • 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
  • Отрасли страхования
  • Формы страхования
  • 14.3. Состояние страхового рынка в России
  • Глава 15
  • 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
  • Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
  • 15.2. Финансы потребительских кооперативов
  • 15.2. Финансы потребительских кооперативов 499
  • 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
  • Глава 16
  • 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
  • 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
  • 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
  • 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
  • 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
  • 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
  • 536 Глава 16. Финансовый менеджмент
  • 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
  • 544 Глава 16. Финансовый менеджмент
  • 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
  • 16.9. Управление активами предприятий
  • 16.10. Основы антикризисного управления
  • 16.10. Основы антикризисного управления 555
  • Раздел IV международные финансы
  • Глава 17
  • 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
  • 17.2. Международные валютные отношения -важный сегмент финансовой системы
  • 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
  • 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
  • 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
  • 17.6. Финансы и глобализация экономики
  • Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
  • Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
  • Раздел IV международные финансы
  • Глава 17. Международные финансы 568
  • 1.2. Функции финансов

    Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономиче­ской категории, ее экономическое назначение. Основной функцией фи­нансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспре­деления доходов в процессе производства, распределения, обмена и по­требления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регу­лирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и про­водимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только по­средством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участ­вующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собст­венникам, являются основой распределения доходов между собственни­ками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отноше­ний.

    Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.

    Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономически­ми единицами - резидентами страны в течение какого-либо периода, об­разует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих това­ров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представ-

    14 Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    ляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточныйпродукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т. п. обес­печивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом про­межуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономиче­ских единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов - обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государ­ственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) фи­нансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.

    Основой доходов всех секторов экономики является валовой внут­ренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства - это стоимость всех про­изведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребле­ния, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных ко­нечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость, харак­теризует одновременно непосредственное приращение стоимости в про­изводстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку за­траты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих пози­ций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавших­ся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это дохо­ды, полученные в результате трудового участия в производстве и владе­ния используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата на­емных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.

    Оплата труда - это трудовой доход, включающий заработную пла­ту (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на со­циальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В со­став заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая

    1.2. Функции финансов 15

    прибыль и валовой смешанный доход - это та часть добавленной стоимо­сти, которая остается у институциональных единиц после вычета расхо­дов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убы­ток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чис­тая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибы­ли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. Б России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов - 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства - на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы, фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производ­ство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, по­скольку само государство рассматривается как участник воспроизводст­венного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуще­ствления.

    Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использо­вать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит по­средством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контр­агентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллель­но. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетаю­щихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перерас­пределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно про­ходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распреде­ления доходов и их использования. Эта группировка является схематич­ной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перерас­пределительных процессов и их последствия.

    Первичное распределение доходов. В процессе первичного распре­деления доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость, переходят другим эконо­мическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие

    16 Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс фор­мирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, по­лучаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с пре­доставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных ак­тивов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируе­мые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирова­ния страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит, уп­лаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полу­ченных от собственности.

    Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу де­нежные средства и другое имущество для использования и соответствен­но получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полу­ченные от «остального мира», - это проценты по кредитам, предостав­ленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компа­ниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного ин­вестирования и т. п. Величина доходов, образовавшихся в процессе про­изводства, скорректированная на сальдо полученных и переданных дохо­дов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в ре­зультате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала - чистый национальный доход. Национальный доход - это показатель доходов и представляет со­бой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как вало­вой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризую­щий результаты производства.

    Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от соб­ственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как пра­вило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах ва­ловой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы

    1.2! Функции финансов» 17

    из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма вну­шительный внешний долг, требующий значительных процентных плате­жей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.

    В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не за­канчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образо­вавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.

    Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распре­деления формируются так называемые располагаемые (конечные) дохо­ды экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основ­ным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции, как правило, предполагают участие двух сто­рон - участников, между которыми происходит движение потоков раз­личной природы. Большинство операций отражает два встречных пото­ка: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой про­стые платежи без потока в обратном направлении, т. е. без предоставле­ния в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ни­чего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на до­ходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, со­циальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рас­сматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, полу­чаемые в результате перераспределительных процессов.

    Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате опера­ций между секторами экономики (без учета операций с «остальным ми­ром») в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличива­ет доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы ока­зываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые по­лучают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и дру-

    18» Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    гих социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.

    В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов об­разуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина до­ходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики - это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обяза­тельств перед другими секторами.

    Трансферты осуществляются не только между секторами националь­ной экономики, но и между национальной экономикой и «остальным ми­ром». Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой националь­ный располагаемый доход, а за вычетом амортизации - в чистый нацио­нальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход - это доход, который может быть использован страной на цели потребле­ния и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отли­чается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, пере­данных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, по­страдавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами рези­дентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характери­зует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на ко­нечное потребление и сбережение, т. е. величину совокупного платеже­способного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд руб., или 0,2% от ВВП.

    Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превы­шение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется

    1.2. Функции финансов 19

    как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основ­ного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление пре­вышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2004 г. доля нацио­нального конечного потребления в валовом национальном располагае­мом доходе составила 66,4%, а национального сбережения - 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинте­ресованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использова­нии на цели развития производства. В развитых странах объемы сбереже­ния и накопления примерно совпадают.

    Финансовый баланс. Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образо­ вание и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспреде­лительных процессов институциональные единицы всех секторов эконо­мики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинан­совых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.

    Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряже­нии прибыль и амортизация, для органов государственного и муници­пального управления - бюджетные и внебюджетные фонды, для неком­мерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - добро­вольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль, для домашних хозяйств - заработная плата, доходы от соб­ственности, пенсии и пособия.

    Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов эко­номики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, пе­реданных ими другим секторам и полученных от них/Располагаемые до­ходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребле­ние и сбережение.

    20 Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    Вфинансовом балансе страны в целом общая величина доходов, ко­торые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отра­жающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам - доходы и их передачу в другие сектора.

    Cтраница 1


    Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных доходов. Они составляют доходы государства, которое с помощью разного вида налогов формирует доходную часть своего бюджета.  

    Производные и одновременно вторичные доходы, как правило, образуются при перераспределении национального дохода в те сферы занятости, существование которых диктуется социальными условиями, но, строго говоря, не является необходимым для общественного производства.  

    ДОХОДЫ ПЕРВИЧНЫЕ - согласно марксистской политической экономии доходы, возникающие в сфере материального производства, которые затем перераспределяются, образуя вторичные доходы организаций и лиц, не участвующих в материальном производстве.  

    В связи с несовпадением цены со стоимостью произведенных благ необходимо различать основные и производные доходы, с одной стороны, и первичные и вторичные доходы - с другой. Под основными подразумеваются доходы главных агентов капиталистического производства - рабочих, капиталистов, землевладельцев, те доходы, на которые распадается вновь созданная стоимость непосредственно при ее производстве.  

    ПЕРВИЧНЫЕ ДОХОДЫ - согласно марксистской политической экономии: доходы, возникающие в сфере материального производства и являющиеся первичным источником доходов в сфере обращения, которые затем перераспределяются, образуя вторичные доходы организаций и диц, не участвующих в материальном производстве.  

    Из таблицы видно, что Мел холл исчисляет сумму доходов или, как он называет, сумму заработков (Earnings или National Earnings), ибо в ней наряду с производственными источниками фигурируют заработки банковских и государственных служащих, армии, личных услуг и прочие вторичные доходы вне материальной сферы. Мелхолл не видит различия между суммой заработков и народным доходом, и в Статистическом словаре 1892 и 1899 гг, он начинает раздел дохода (Income) с отождествления этих понятий: годовая сумма заработков или (курсив наш. Конечно, путем исключения непроизводственных доходов можно было бы получить сумму народного дохода, более приближающуюся к нашему современному пониманию этой категории, если бы схема и методология исчисления в обоих источниках была одна и та же.  

    В результате перераспределения образуют вторичные или производные доходы. Вторичные доходы определяют конечные пропорции использования национального дохода. При этом финансы считают, прежде всего, распределительной категорией.  

    В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.  

    Возникает многоступенчатая система перераспределения доходов через гос. Получаемые таким образом вторичные доходы нередко служат предпосылкой создания первичных доходов в последующих звеньях капиталистич.  

    За счет части первичных (основных) доходов классов общества формируются вторичные (производные) доходы. Одним из главных видов вторичных доходов является оплата услуг работников непроизводственной сферы.  

    Все счета условно делятся на две группы: счета текущих операций и счета накопления. К первой группе текущих операций относятся счета производства, распределения первичных и вторичных доходов, распределения доходов в натуральной форме, использования располагаемого дохода, использования скорректированного дохода. К группе счетов накопления относятся счет операций с капиталом, финансовый счет, счет переоценки и счет других изменений в активах.  

    Счет образования доходов.  

    Показатель заработной платы наемных работников включает все виды денежных и натуральных выплат наемным работникам, выплачиваемых в виде компенсации за их труд. В СНС социальные выплаты учитываются как часть первичных доходов домашних хозяйств, которые последние на стадии распределения вторичных доходов передают в соответствующие фонды. В счетах сектора остальной мир по этой строке отражается заработная плата наемных работников, являющихся резидентами экономики, полученная в качестве компенсации за работу в нерезидентных единицах.  

    Следовательно, и общественный продукт, и народный доход представляют собой единство стоимости и потребительной стоимости. В народный доход входят, таким образом, доходы только участников материального производства, являющиеся основными, или первичными доходами, работники же непроизводственной сферы и прочее население получают свои доходы (вторичные доходы) в порядке перераспределения первичных доходов.  

    Возникновение внешней торговли относится к эпохе рабовлрдения, поэтому исторически она является предшественницей всех других форм мирохозяйственных связей, оставаясь главной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. Внешняя торговля оказывает мощное влияние не только на общемировые экономические процессы, но и на развитие национальной экономики. Так, рост экспорта порождает вторичные доходы и ведет к увеличению совокупного спроса на национальном рынке, и, наоборот, рост импорта ведет к утечке денег за границу и сокращению совокупного внутреннего спроса. Наряду с другими формами мирохозяйственных связей внешняя торговля реализует открытость национальных экономик, вовлеченность их в мировое хозяйство, мировой рынок.