Современное состояние внешнего долга российской федерации. Современные проблемы науки и образования

Если просмотреть и проанализировать всю сложившуюся экономическую ситуацию и обстановку в мире, то, пожалуй, вряд ли можно найти и встретить такую страну, которая проводя различные и разнообразные экономические преобразования и реформы не прибегала к помощи внешних источников финансирования. Как утверждают эксперты, в каждой стране имеется определённый уровень и коэффициент расходов, когда собственными силами их покрыть не удаётся и не предвидится возможным, возникает и появляется бюджетный дефицит. К чему это приводит? В результате появляется 100% необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вместе и будут составлять государственный долг. Если говорить на более понятном и доступном языке, это денежная величина, которую государство должно всем своим кредиторам под определённые договорные обязательства.

Согласно прогнозам аналитиков и экспертов этой области, долг России на 2017 год, а, если быть точнее, то к 2023 будет превышать доходы федерального бюджета. С чем это связано? Прежде всего, причина – это масштабы прироста государственного долга и расходов на её обслуживание. Если верить заявлениям Минфина, то большая
часть государственных активов, которые на этот момент времени готовятся к приватизации, будет реализована уже в среднесрочной перспективе. Иными словами, главным и ведущим источником финансирования дефицита федерального бюджета станут государственные заимствования, а, следовательно, госдолг будет постепенно расти и уже к 2030 году его уровень достигнет 18,2% ВВП.

Разница довольно ощутимая, ведь в 2013 год, эта цифра составляла всего лишь 12%.

Стоит отметить, что на протяжении всего этого периода бюджет по праву можно охарактеризовать и назвать дефицитным, причём его уровень из года в год будет колебаться и меняться, то есть не будет наблюдаться устойчивого уровня. Примерная цифра колебания составит около 1% ВВП.

Внешний, внутренний государственный долг.

На сегодняшний день существует несколько классификаций и разновидностей государственного долга. Это внутренний и внешний долг, причём у каждого из этих видов свои особенности, понятие и значимость.

  • Во-первых, внутренний долг. По своей сути, это понятие, которое представляет и предусматривает ту часть долга, которая касается и затрагивает внутренние займы и другие существующие долговые обязательства перед кредиторами-резидентами. Простым языком, это заем населения самому себе. Особенностью этой категории долга служит и является то, что он не оказывает никакого влияния на общий размер богатства и накопления нации, причём он является своего рода обязательным правилом, нежели исключением. Стоит отметить, что его существование является фактически незаметным, если, конечно же, сумма не становится слишком высокой. Из чего складывается внутренний государственный долг?

    1. Номинальной суммы по ценным бумагам РФ.
    2. Объёма основного долга по кредитам полученным РФ.
    3. Объёма основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены от бюджетов разных уровней.
    4. Объёма обязательства РФ по государственным обязательствам, представленный ею самой.

  • Во-вторых, это внешний государственный долг. Это та часть долга, которая касается внешних займов непосредственно перед кредиторами-нерезидентами. Как правило, эта разновидность долга включает в себя обязательства Правительства РФ, которые в основном выражаются в иностранной валюте. Согласно заявлением аналитиков, внешний долг является вполне нормальным явлением для страны, конечно же, если он не выходит за рамки, в противном случае, он становится очень опасной и серьёзной угрозой для всей экономики страны в целом. Иными словами, страна впадает в полную зависимость от кредиторов. Международный банк предоставляет следующую диагностику классификации внешнего долга.

    1. Менее 18% — низкий уровень по отношению к экспорту товаров и услуг.
    2. От 18 до 30% — умеренный долг.
    3. Выше 30% — угрожающий и опасный для экономики долг.


В результате можно смело утверждать, что внешний и внутренний государственный долг в совокупности и в целом представляют собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые совершаются государством. Иными словами, его динамика является чётки отображением реальности существующей ситуации в экономике страны.

Внешний долг России на 2017 год незначительно вырос, что продиктовано рядом экономических причин.

Увеличение данного значения влечет определенные риски для национальной валюты РФ, которая под влиянием негативных тенденций в экономике может значительно обесцениться. Насколько высока вероятность невыплаты по внешним займам и объявления дефолта, мы рассмотрим далее.

Как появляется госдолг?

Кризис 2014 года, вызванный обвалом мировых цен на энергоносители, спровоцировал резкое снижение валютной выручки и последующий дефицит бюджета в РФ. Для того чтобы его покрыть, различные ведомства (компании, банки) садятся за стол переговоров с иностранными государствами или фондами и обсуждают условия предоставления кредита стране. После достижения договоренностей заключается соглашение, которое предусматривает следующие условия:

    сумму займа;

    процентная ставка;

    порядок выдачи (единовременно или частями);

    период возврата (обычно в течение нескольких лет) и т. д.

Следует отметить, что введенные против России санкции существенно усложнили процесс предоставления кредитов, а для некоторых компаний сделали его невозможным. С одной стороны это плохо, поскольку в экономике сокращаются источники финансовой подпитки, а с другой – внешний госдолг будет накапливаться менее интенсивными темпами или начнет постепенно снижаться.

Сколько и кому должна страна?

Внешний госдолг России на 2017 год составляет 518,7 млрд. долларов США. Такие цифры привел Центробанк после детального анализа финансовой ситуации. За 2016 год упомянутая сумма увеличилась всего на 0,2 млрд. долларов, в результате чего многие аналитики поспешили заявить о стабилизации экономической ситуации в РФ. Большая часть займов сегодня приходится на банковский сектор, а также предприятия, принадлежащие государству. Их доля во внешнем долге достигает 90% от общей суммы.

Структура внешнего долга Российской Федерации выглядит следующим образом:

    долги времен СССР – 1,15 млрд. долларов;

    долги Центробанка РФ – 110 млрд. долларов;

    долги времен суверенной истории РФ – 390,24 млрд. долларов.

Наиболее весомая категория российских долгов приходится на облигационные займы (≈365 млрд. долларов) и государственные гарантии страны в иностранной валюте (≈120 млрд). Определенную часть внешних заимствований РФ брала у государств-членов Парижского клуба (≈800 млн. долларов) и международных финансовых организаций (≈5 млн. долларов США).

Как планируется погашаться долг в 2017 году?

Возврат займов в текущем году будет осуществляться в два этапа:

    1 квартал – 21,4 млрд. долларов;

    2-3 квартал – 30,1 млрд. долларов;

    4 квартал – сумма на данный момент не определена.

Согласно оптимистичным прогнозам Центробанка, внешний долг государства на конец 2017 года снизится примерно на 50-52 млрд. долларов. По заверению руководства ЦБ, погашение заимствований не скажется на экономическом развитии страны и не приведет к уменьшению внутренних ресурсов.

Внешние долги СССР погасят

После обретения независимости РФ унаследовала часть долгов эпохи Советского Союза. До конца года данную сумму планируется полностью погасить, при этом основной транш переведут Боснии и Герцеговине. Транш в размере чуть больше 125 млн. долларов переведут на счет кредитора до конца лета. Соглашение о переводе уже готово, парафировано и ждет подписи ответственных лиц. Как только росчерк пера будет поставлен, сумму перечислят через ВЭБ за один этап. Напомним, что в январе 2017 года уже был произведен платеж Македонии (60,6 млн. долларов), в результате чего задолженность перед упомянутой страной считается снятой.

Примечательно, что внешний долг Советского Союза до перестройки не превышал 1% ВВП, то есть являлся незначительным. Всего за 5 лет правления Горбачева этот показатель увеличился в десятки раз, а на момент распада составил почти 97 млрд. долларов. Практически вся эта сумма перешла «в наследство» Российской Федерации. Погасить основную часть долга перед членами Парижского клуба кредиторов удалось только к концу 2006 года. В этот период бюджет России стремительно наполнялся сверхдоходами от высоких цен на нефть, благодаря чему клубу удалось выплатить 21,3 млрд. долларов. Помешал запланированному графику выплат кризис 2008 года, поэтому, например, перед Китаем советский долг был закрыт только в 2015 году.

Основной задачей государства считается стимулирование экономики и направление бизнеса в нужное русло. Научится жить без внешних заимствований – вот основная цель для Российской Федерации, которая в силу сложившихся обстоятельств получила шанс слезть с «нефтяной иглы». Если руководству страны удастся оздоровить банковский сектор и сверстать бюджет с профицитом, то окончательное погашение внешнего долга не заставит себя ждать.

1

В статье дается понятие государственного долга Российской Федерации, рассмотрены формы государственного долга, структура государственного долга. Представлены основные кредиторы Российской Федерации. На основании чего сделан вывод, что основными кредиторами являются страны Евросоюза. Проведен анализ по погашению внешнего долга за период с 2012 по 2015 год в разрезе кредиторов. Сравниваются абсолютные показатели внешнего долга с аналогичным показателем в других странах. Акцент сделан на том, что объем государственного долга по отношению к ВВП в России значительно ниже, чем во многих европейских странах. На сегодняшний день большая часть внешнего долга приходится на российские компании, зарегистрированные за рубежом, а данный вид долга более свободно рефинансируется.

структура внешнего долга РФ

источники погашения внешнего долга РФ

формы государственного долга

государственный внешний долг

государственный долг

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Консультант-Плюс. (действующая редакция от 26.12.2014,с изм. от 01.03.2015)

2.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/ru.

4.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru.

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 02.12.14 г. №308.

Государственный долг России определяют как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Рис.1. Формы государственного долга

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Основными кредиторами Российской Федерации являются страны Евросоюза - 82% от общей суммы долга. составляет 7% внешнего долга РФ. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. составляет 0,33 % от внешнего долга России.

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в табл.1.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2015 года

2015г. млн. долларов США

млн. евро


Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Средний показатель внешнего долга Российской Федерации за 12 лет составляет 90,42 млрд. долларов США, а ВВП - 885,50 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики РФ равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 10% за 12 лет, а за 2011 год 2%, что на 61% и 97,6%, соответственно, меньше чем в США.

Таблица 2

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Согласно данным представленным в таблице 2 за истекшие внешний долг РФ сократился в 3 раза. Выплачена задолженность по кредитам Внешэкономбанка, представленным за счет средств Банка России. Задолженность же перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ составила к 2015г - 1022, 3 млн долл. Основными выплатами за этот год являлось погашение долга: членам Парижского клуба - 45 769,0 млн. долларов США и по облигациям внутреннего государственного валютного займа - 7 075,8 млн. долларов США (практически погашена). Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличилась почти в 2 раза. А коммерческая задолженность бывшего СССР на 2015 год составляет всего 2,6% по сравнению с уровнем 2011 года.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. В связи с этим ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором представлены данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода 2014года. На основании, представленном Центробанком можно констатировать, что задолженность выросла у нефинансового сектора, что же касается ЦБ РФ, он значительно снизил свои долги. Большую часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было выплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов.

В целом по абсолютным показателям внешний долг России - один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели дают возможность одномоментного погашения внешних обязательств.

Рис.2. Источники погашения внешнего долга

В условиях рыночной экономики необходима разработка и реализация стратегии сдерживания роста государственного долга, которая должна основываться на уменьшении стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.

Таблица 6

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации

Млн. долл. США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

Как показывает таблица 6, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50-200 %. На октябрь 2015 общий объем внешнего долга РФ составил 521,610 миллиарда долларов (20% ВВП), но обязательства государства составляют 36 миллиардов долларов (2%). Если сравнивать данный показатель с аналогичным в США, то он превысил 100% ВВП. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что внешний долг, с одной стороны, приводит к росту финансовых ресурсов государства, с другой - увеличивает финансовые риски в условиях экономического кризиса. Размеры суммарного внешнего долга и просроченной задолженности значительно влияют на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Кредитный рейтинг страны влияет и на условия предоставления кредитов. Таким образом, государства, имеющие высокий уровень просроченной задолженности, не имеют возможности доступа на мировые финансовые рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы Международного Валютного Фонда и группы Всемирного банка. При возникновении просроченной задолженности государство должно урегулировать вопросы выплаты внешнего долга. Большая часть внешнего долга находится в руках стран - членов Парижского клуба, а частного долга - в введенье банков, входящих в Лондонский клуб.

Поскольку государственные заимствования - важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Разразившейся финансовый кризис РФ, связанный с введением санкций со стороны западных стран, вызвал спекуляции на тему урегулирования внешнего долга. В действительности, большая часть российского внешнего долга составляет долг не западным банкам, а российским компаниям-учредителям или холдинговым компаниям, зарегистрированным за рубежом. Данный вид долгов свободно рефинансируются, таким образом, России валютный кризис не грозит.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент зав. кафедрой менеджмента ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Хубаев Т.А. д.э.н., профессор кафедры менеджмента Владикавказский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Лазарова Л.Б., Мамсурова Е.Т. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23273 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Отношение государственного долга РФ к ВВП может составить к концу 2017 года 14,7% ВВП, а на конец 2019 года увеличиться до 15,7% ВВП. Об этом говорится в опубликованных "Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 гг.".

При этом доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета к концу 2017 года составит 4,5%, а к концу 2019 года увеличится до 5,4%, прогнозирует министерство. В ведомстве отметили, что государственный долг РФ по итогам 2016 года составил 11,1 трлн руб. или 13,2% ВВП.

В период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года государственный долг РФ вырос с 7,5 трлн руб. (10,6% ВВП) до 11,1 трлн руб. (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга превышали темпы прироста ВВП страны.

Тем не менее к началу 2017 года общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением, указывает Минфин.

Согласно документу, чистые заимствования РФ в 2016 году составили 606,6 млрд руб. На внутренние заимствования пришлось 500 млрд руб., на внешние - 106,6 млрд руб.

Рост внутренних заимствований

Чистые внутренние заимствования РФ в 2019 году достигнут 1,1% ВВП и станут максимальными за всю историю современной России, подчеркивается в документе.

"Объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд руб. в 2017 году, минус 60,1 и минус 13,2 млрд руб. в 2018 и 2019 гг., соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 году до 1,7% в 2019 году. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (против 0,6% ВВП в 2016 году). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России", - говорится в документе.

При этом в Минфине отмечают тенденцию к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с возможным ухудшением для Российской Федерации как суверенного заемщика финансовых условий заимствований и ростом долговой нагрузки. "При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях", - предупреждают в Минфине.

В документе отмечается, что запланированные внутренние заимствования РФ на 2017-2019 гг. являются предельными с точки зрения текущей емкости рынка.

"Объемы предложения государственных ценных бумаг, запланированные на ближайшие три года, оцениваются как предельные с точки зрения текущей его емкости. Данное обстоятельство обуславливает особую важность успешного решения поставленных задач по диверсификации предлагаемых рынку долговых инструментов и расширению круга его участников", - сообщается в документе.

Внешние займы и проекты ЕБРР

Общий объем заимствований РФ у международных банков развития (МБР) в 2017-2019 годах не превысит 14,8 млрд руб.

"При сохранении нынешнего уровня геополитической напряженности в период 2017-2019 гг. общий объем заимствований (использования уже предоставленных кредитов) России у МБР не превысит в среднем $215,4 млн в год или 14,8 млрд руб.", - отмечается в документе.

В то же время министерство сообщило, что на 2017-2019 гг. заложило сокращение портфеля проектов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а основной рост будет обеспечен за счет привлечения средств по линии относительно недавно учрежденных международных банков развития - главным образом, Нового банка развития (НБР) БРИКС.

Минфин напомнил, что в настоящее время Россия является акционером семи банков развития: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), НБР, Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), Международного инвестиционного банка (МИБ) и Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В рамках сотрудничества с ними в качестве суверенного заемщика на различных стадиях подготовки и реализации находится порядка 20 проектов, предполагающих привлечение заемных ресурсов на общую сумму около $5 млрд.

"Однако из-за санкций ряд проектов не был вынесен на одобрение исполнительных органов этих банков и, как следствие, не вступил в силу. В результате доля обязательств по кредитам МБР в структуре государственного внешнего долга РФ к концу 2016 года составила менее 2%", - отмечается в документе.

Устойчивый спрос на гособлигации

Минфин прогнозирует устойчивый спрос на гособлигации в 2017-2019 гг., в частности, из-за структурного профицита ликвидности.

"В предстоящем периоде (2017-2019 гг. - прим. ред.) ожидается переход банковской системы к структурному дефициту ликвидности. Избыток свободных ресурсов, а также необходимость выполнения банками нормативов по краткосрочной ликвидности будут способствовать росту спроса на высококачественные финансовые активы с низким уровнем риска. Все эти факторы будут играть ключевую роль в формировании устойчивого спроса на государственные ценные бумаги", - отмечается в документе.

Структурный дефицит ликвидности банковского сектора возникает при устойчивой потребности у банков в получении ликвидности посредством операций с Банком России. Профицит является обратной ситуацией и выражается в потребности банков размещать средства у регулятора.

ОФЗ

Привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета.

При этом, по данным Минфина, основными инструментами исполнения программы государственных внутренних заимствований останутся ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). По сравнению с предыдущим периодом, роль инструментов с плавающей процентной ставкой будет возрастать.

"При относительно стабильной ситуации на рынке и тренде на снижение процентных ставок акцент будет делаться на размещении средне- и долгосрочных ОФЗ-ПД. Напротив, в периоды повышенной волатильности процентных ставок предпочтение будет отдаваться эмиссии "защитных" инструментов - ОФЗ-ПК, а также ОФЗ-ИН. Однако привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ-ИН не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета. Заимствования в этом инструменте будут ориентированы, прежде всего, на решение задачи создания адекватного ориентира по стоимости заимствований для корпоративных заемщиков и индикатора, отражающего инфляционные ожидания участников рынка",- говорится в документе Минфина.

Совокупная доля ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) в общем объеме внутреннего госдолга не превысит 20-25%.

"Эмиссия облигаций с изменяющимся уровнем дохода (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) станет одним из способов минимизации стоимости привлечения государством заемных средств на длительный срок в условиях, когда процентные ставки по инструментам с фиксированным доходом (ОФЗ-ПД) объективно завышены. Однако выпуск таких облигаций сопряжен для эмитента с риском роста стоимости обслуживания долга в будущем (процентный риск). Как следствие, объем эмиссии таких инструментов не может не быть ограничен", - отмечается в документе.

В Минфине исходят из того, что совокупная доля ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, не превысит отметку в 20-25% объема государственного внутреннего долга. "В настоящее время данный показатель уже достиг 17%", - говорится в документе Минфина.

ОФЗ в юанях

Минфин РФ сообщил о заинтересованности российских и китайских банков в организации размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в юанях.

"В настоящее время можно говорить о наличии заинтересованности как российских профессиональных участников фондового рынка, так и российских дочерних структур ряда китайских банков выступить организаторами такого размещения (размещения ОФЗ в юанях на Московской бирже - прим. ред.)", - отмечается в документе.

Минфин указывает, что в условиях сохраняющейся геополитической напряженности, выпуск на внутреннем рынке РФ ОФЗ в юанях, ориентированных не на "офшорных", а на внутренних инвесторов из КНР является наиболее перспективным.

Ранее сообщалось о планах Минфин РФ разместить в 2016 году ОФЗ в юанях на внутреннем рынке объемом до $1 млрд. Позже министерство скорректировало свои планы на 2017 год. Отмечается, что инфраструктура финансового рынка РФ полностью готова для такого размещения.

Выше шла речь о попытках поставить развитие государственного долга в русло решения конкретных задач в рамках отдельных программ. Однако только с началом нового столетия можно связывать серьезные намерения поставить развитие долговой сферы государства на научную основу. Именно в этот период разрабатываются Основные направления политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. В эти годы Правительство исходит в своей долговой деятельности из необходимости:

  • - создания условий для повышения значения государственных заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного долга;
  • - ограничения объема государственных заимствований объемом погашения государственного долга;
  • - увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;
  • - завершения урегулирования долга бывшего СССР;
  • - снижения расходов на обслуживание государственного долга;
  • - ограничения привлечения средств международных финансовых организаций финансированием проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;
  • - получение РФ инвестиционного рейтинга.

Эти направления долговой политики успешно реализуются Правительством России, и параллельно готовится проект Основных направлений долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы. Согласно представленному документу Минфин Российской Федерации предлагает считать основными целями долговой стратегии следующие:

  • - сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;
  • - осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;
  • - изменение структуры государственного долга России в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Только научно обоснованная концепция развития и использования государственных долговых отношений в интересах общества может обеспечить неуклонное повышение эффективности управления государственным долгом. Необходимое и достаточное условия достижения высоких показателей результативного управления задолженностью государства пока далеки от своего практического воплощения. Вот почему все еще остро стоит вопрос об эффективности управления государственным долгом, под которой понимается степень достижения оптимальности основных параметров долга (его величины, структуры, стоимости обслуживания и других) и способность органов власти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

Нет и, видимо, не может быть единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, государство оказывает прямое воздействие на самые разнообразные области общественной жизни. Не существует методик оценки положительного влияния государственного долга на бюджет и денежное обращение страны, инвестиционный процесс и степень доверия населения к финансовой деятельности государства и т.п.

Однако отдельные стороны результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности, о масштабах реализации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле.

Э = (П - Р) / Р * 100, где

П - поступления по системе государственного долга;

Р - расходы по системе государственного долга.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах (в международной практике он не должен превышать 40-42% ВВП). Этот же показатель, при необходимости более углубленного анализа, рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга .

Показательным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объему ВВП к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. И эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего долга принято считать значение коэффициента, не превышающее 25%.

Сравнение показателей долговой нагрузки на федеральный бюджет в 2012г. и 2014г. говорит об убедительных успехах Правительства Российской Федерации по пути продвижения эффективности управления государственным долгом. Не станет преувеличением утверждение, что эти достижения оказались возможными только на основе перехода к обоснованной долговой политике Российской Федерации.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

С конца 1998г. функционировал под знаком новации по государственным ценным бумагам. Новация - это частный случай реструктуризации, смысл которого заключается в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

Новации явились следствием долгового кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России. Долговой кризис проявился, прежде всего, в значительных объемах внутренней и внешней задолженности и неуклонном росте платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. К началу 1998г. государственный долг составил 49,4% валового внутреннего продукта, в том числе внутренний - 19,3% и внешний - 30,1%. Доля расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долга увеличилась с 10,1% в 1995г. до 35,6% в первом полугодии 1998г. И это притом, что основной рынок государственных заимствований - рынок ГКО/ОФЗ практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Напротив, в январе-июне 1998г. за счет бюджета было профинансировано погашение выходящих из обращения облигаций на сумму 17,3 млрд. рублей. Долг по ГКО/ОФЗ на 1 июля 1998г. достиг 436,0 млрд. рублей (это 69,4% всего внутреннего долга), увеличившись с начала года в 8,6 раза. На погашение соответствующих выпусков в августе-декабре 1998г. требовалось 20-25 млрд. рублей в месяц, а на рефинансирование долга никаких издержек не было. Прекращение выплат по ГКО/ОФЗ стало неизбежным.

Эта мера была объявлена Правительством . Общая сумма «замороженного» долга составила 265,3 млрд. рублей, предусматривалась его реструктуризация. ОФЗ со сроками погашения в 2000-2001гг. остались в обращении. В 1998г. Правительством Российской Федерации была предложена следующая схема реструктуризации ГКО/ОФЗ : соответствующие выпуски ценных бумаг погашаются в установленные при их выпуске сроки, причитающиеся средства перечисляются на транзитные счета кредиторов, в которых они могут быть рефинансированы в новые купонные облигации со сроком погашения 3, 4 и 5 лет и купонной ставкой 20-30% годовых или сертификаты Сбербанка Российской Федерации; облигации, принадлежащие физическим лицам-резидентам, погашаются деньгами; для Банка России предусмотрена особая схема погашения имеющихся у него государственных ценных бумаг. Предусматривается возможность и досрочного погашения облигаций в период до 26.09.1998г. В этом случае владельцы облигаций могли получить денежные средства в размере 5% от номинальной стоимости погашаемых облигаций, на 20% их номинальной стоимости приобрести облигации, номинированные в долларах США, с купоном 5% годовых и сроком погашения в 2015г., на остаток средств приобретались новые рублевые облигации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. проведена новация облигаций внутреннего государственного облигационного займа третей серии, данные ОВГВЗ обменивались на облигации государственного валютного облигационного займа 1999г. (ОГВЗ) по номинальной стоимости в соотношении 1:1 и (или) на ОФЗ-ФК по номинальной стоимости, путем ее пересчета по курсу рубля к доллару США, установленному Банком России и составлявшему 26,2 рубля.

Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое воздействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволит:

  • - оптимизировать сроки обращения, погашения и доходности государственных ценных бумаг;
  • - минимизировать неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;
  • - оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;
  • - своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.

Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства.

Хотелось бы отметить каковы основные направления в решении проблем государственного долга Российской Федерации.

В процессе разработки бюджета на 2015 на плановый период 2016 и 2017 гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.

Многое предстоит сделать государству в части более активного вовлечения в орбиту государственного долга средств мелких инвесторов, прежде всего населения, удешевления и удлинения сроков государственных заимствований, совершенствования технологий выпуска и обращения ценных бумаг государства, которые совершают свои обороты вне системы электронного рынка, ослабления зависимости российского рынка государственного долга от поведения иностранных инвесторов.

Однако уже сейчас можно выделить основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.

Во-первых, безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги. Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны. Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.

В-третьих, связь с внешней политикой Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.

В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В течение 2013-2014 годов значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации. Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет государственного кредитования). Размеры такого кредитования не учитываются официально утверждаемыми в законе о федеральном бюджете параметрами государственного кредитования стран дальнего и ближнего зарубежья. Все это ослабляет складывающийся в последнее время механизм управления кредитной политикой, снижает роль Программы предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам.

В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом. Эту проблему нельзя решить создав независимое агентство по управлению государственным долгом (Внешэкономбанк). Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты. Необходимо также восстановить деятельность правительственной Комиссии по управлению внешним долгом и зарубежными активами, которая в последние годы практически не работала, фактически передав свои полномочия Минфину России.

Развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.