Экономико-географическая характеристика России. Влияние ЭГП на современное социально-экономическое положение страны
Является одним из факторов ее развития и отражается на многих сторонах ее деятельности, в 1 очередь хозяйственную. Эту зависимость можно проследить на 3 уровнях: макро-, микро- мезоположении.
1. Макроположение России — по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, — 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата ) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% , тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.
Морские границы России имеют большую значимость в виду их протяженности – 2/3. Ширина =24 км. На эти воды, воздушное пространство, поверхность и недра океана распространяется суверенитет, т. е. иностранным судам разрешен мирный проход и устанавливаются экономические зоны, где государство осуществляет разведку, разработку, охрану природных ресурсов. Такое же право имеет и на континентальном шельфе. В нынешних границах, по сравнению с границами СССР, выход к морю значительно сузился, особенно на южных и западных, где от России отошел ряд портов. Порты Прибалтики – 13% грузооборота морского флота, по этим показателям многие порты не уступают Лондону, на приходится большая часть внешнеторговых перевозок морем. На одну Одессу более 30%. Оставшиеся порты у РФ не являются крупными, поэтому решается проблема создания компенсирующих портов и Дальнем Востоке – Приморский край. Для перевозок угля, леса, контейнеров с декабря 2001 года заработал порт Усть- , который через автомобильно-транзитный конвейер связывает Россию с Калининградской областью и . В Приморске заработал порт специализирующийся на перевозке нефтепродуктов. В то время когда порты были отделены и суда, которые были в портах объявили своими. Был потерян флот. Все это сказалось на изменении экономико-географическом положении. Современное мезоположение все таки по прежнему остается уникальным в виду положения России между 3 ведущими центрами современного — , . Между ними представляет собой своеобразный евразийский мост и по мнению отечественных создались предпосылки для формирования конкуренции между их капиталами. Об этом преимуществе впервые написал в своих трудах в 1915 г. Семенов-Тяньшанский. Работа его называется «О могущественном территориальном владении применительно к России».
Значимые проекты России . В настоящее время работает конвейерный мост Гамбург — — Москва, грузопассажирская паромная линия Санкт-Петербург – Стокгольм, строительство автострады Германия – – Калининград, в стадии обсуждения — проект сооружения скоростной дороги Берлин – – – Москва (300 км/ч), которая будет соединена с сетью таких же дорог Европы. Также создается транспортный коридор между Россией и и . Укрепляются уже существующие коммуникации через Россию. Транссиб закладывался и используется как самый короткий путь между юго-восточной и Европой как контейнерный путь. За эксплуатацию наших путей иностранные компании будут платить. По этому пути груз из Бангкока достигнет через 20 дней. А через – – Суэцкий канал – доходит через 2-2,5 месяца. С Японской стороны выдвигается предложение о соединении Транссиба с 20 км пролетами. Следующий проект – применение опыта сооружения тоннеля под и достройка Северо — Сибирской магистрали будут применены к сооружению тоннеля под проливом для соединения Транссиба с железнодорожной сетью США и .
Воздушные пути России . Россия собирается задействовать 22 коридора сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – . При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны , США, Япония. Препятствием является радиоактивность , а также нужно еще помнить, что 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.
2. Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов потоки, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в , большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы ( , китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным и расположенные на транзитных путях в Европу – , Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и ; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций — , республика Коми, Магаданская обл.
3. Микроположение России – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, ) замыслились начинания под эгидой о создании международной зоны свободной торговли по типу современного , будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).
К вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.
Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам
- транспортно-географическое
- промышленно-географическое
- агрогеографическое
- рыночное
- демографическое
- рекреационно-географическое
Выделяют следующие типы ЭГП:
- центральное;
- периферийное;
- пограничное;
- транзитное;
- приморское;
- глубинное.
План характеристики ЭГП страны (региона)
В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:
- Положение по отношению к соседним странам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
- Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
- Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
- Изменение ЭГП во времени.
- Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Lamb
- Ликург Афинский
Смотреть что такое "Экономико-географическое положение" в других словарях:
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разработки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия
Экономико-географическое положение - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Большой Энциклопедический словарь
географическое положение - положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь
Географическое положение - положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …
транспортно-географическое положение - положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия
Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
ЭГП - Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия
Экономическая география - экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия
Луганская область - Луганська область Герб (описание) … Википедия
Книги
- Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…
На этом уроке вы познакомитесь с темой «Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России». В начале занятия вспомните, что собой представляет понятие «экономико-географическое положение», повторите, кто первый ввел это определение, на каких уровнях оно изучается. После этого приступите к изучению экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения России.
Тема: Географическое положение России
Урок: Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России
Понятие « экономико-географическое положение ввел географическую науку теоретик и популяризатор географии автор школьных учебников Николай Николаевич Баранский. (см. рис 1)
Рис. 1. Н.Н.Баранский (1881 - 1963)
Чтобы оценить экономико-географическое положение России на разных уровнях, следует обратить внимание на наших соседей. Россия граничит по суше с 14 государствами. Пограничные государства - это соседи первого порядка. Большая часть соседей первого порядка - это страны СНГ [Л1] .
Главная задача СНГ- объединить образовавшие его государства для экономического, культурного и военного сотрудничества.
Страны СНГ - важны для хозяйства России ведь на них приходится 16% экспорта и 24% импорта России. Главные торговые партнеры - Украина, Казахстан, Беларусь. В свою очередь страны СНГ заинтересованы в сохранении экономического сотрудничества с Россией, поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей.
ЭГП России на глобальном уровне (макроуровне) характеризует положение страны по отношению к главным центрам мировой экономики и торговли. Это положение исключительно выгодное. Россия имеет потенциальные возможности для развития и углубления своих экономических связей со странами всех материков. На сегодняшний день это отражено в том, что Россия является членом более 200 международных организаций. И все же основными внешнеэкономическими партнерам, кроме СНГ, для России являются страны ЕС [Л2] и в последнее время - странАТР [Л3] . Например, на долю европейских стран приходится 59% торгового оборота России, а из них -51% на долю стран ЕС. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона
(кроме стран американского региона) -18%.
(см. рис. 2).
Рис. 2. Факторы ЭГП России на макроуровне
На особенности географического положения влияет транспортно-географическое положение России. После распада СССР многие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, газопроводные остались в пределах независимых государств. Использование их потребует дополнительных затрат на перевозку транзитных грузов. Поэтому в настоящий момент в стране разрабатывается строительство новых дорог и реконструкция старых. Российская империя и СССР имели четыре основных выхода в мировой океан: во-первых, на Балтику, прорубленную Петром в 18 веке, во-вторых, Черноморский, в-третьих, в Северный и в-четвёртых, в Тихоокеанский. В связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств у России ухудшилось транспортно-географическое положение. Резко сократилось количество портов в Балтийском и Черном морях. У России на Балтике остались Калининградский, Санкт-Петербургский и Выборгский порты, а Сталинский, Вентспилский, Рижский стали портами суверенных государств. (см. рис.3)
Рис. 3. Балтийские порты (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)
В Азовско-Черноморском бассейне ситуация почти такая же, России принадлежат два порта: Туапсе и Новороссийск, а Одесса и Херсон стали портами независимой Украины. (см. рис.4)
Рис. 4. Порты Азовско-Черноморского бассейна (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)
Порты Балтии и Украины редко используются этими странами, поскольку были построены для обеспечения всего СССР. России необходимо заключать новые торговые соглашения по об эксплуатации данных транспортных путей.
Транспортно-географическое положение на Дальнем Востоке характеризуется как достаточно благоприятное для нашей страны. Так как Россия может выступить трансконтинентальным «коридором» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, то для этого необходимо новое строительство мостов.
До распада СССР Россия жила в «двухполярном мире»: с одной стороны - это Советский Союз, а с другой стороны - США; с одной стороны - это страны НАТО, а с другой - страны Варшавского договора.
После распада СССР мир постепенно стал многополярным (см. рис.5) и поэтому для определения своего геополитического положения России нужно ориентироваться на следующие моменты:
· Россия крупнейшая страна на постсоветском пространстве и поэтому ей надо выстраивать новое отношение со странами СНГ;
· Россия является крупнейшей страной мира, которая простирается на евразийском пространстве от Атлантики на западе, до Тихого океана на востоке;
· Россия является северной страной, потому что 64% территории относится к планетарной зоне Севера.
Рис. 5. Современное геополитическое положение России
Новая Россия в своей геополитике должна ориентироваться на следующие группы стран:
· Страны СНГ и другие новые независимые государства не только приграничные государства, но и соседи второго порядка (Молдова, Армения, государства средней Азии) и третьего порядка (Таджикистан) ;
· Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское Экономическое сообщество (ЕС), среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса; (см. рис. 6)
Рис. 6. Германия - новый мировой геополитический полюс
· Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;
· Страны бассейнов Балтийского и Черного моря - с ними Россия уже заключила многосторонние соглашения: культурно-экономические, по проблемам охранной природы, по правам человека;
· Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно, новые полюса мировой экономики и политики: Япония, Китай, Южная Азия, Индия;
· Особая роль принадлежит укреплению и развитию разносторонних связей России и США. Наша страна уже заключила соглашение о коренном разоружении и освоении космоса, наряду, с развитием экономических и научно-технических связей;
· Большое значение приобретают связи России с Канадой и Северной Европой в обмене опытом по освоению северных территорий.
Домашнее задание
- Назовите соседей России 1-го и 2-го порядка России?
- Как можно оценить геополитическое положение на севере России?
- География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
- География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас.
- География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
Другие уроки на эту тему
- Географическое положение и границы России. Геополитическое положение ().
Узнай больше
- Официальный сайт СНГ ().
- На этом сайте можно узнать все о портах России ().
[Л1] В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, большая часть возникших в его бывших границах новых независимых государств приняли решение о создании СНГ(Содружества Независимых государств)
[Л2] Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию (объединение).
[Л3] Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н (АТР) — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.
Экономико-географическое положение (ЭГП) - положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.
Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.
Благоприятное ЭГП - возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.
По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.
Макроположение страны - положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.
Мезоположение - положение на материке или внутри части света.
Микроположение страны - это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.
ЭГП всех уровней - интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:
1) транспортно-географическое положение - положение по отношению к путям сообщения;
2) промышленно-географическое положение - относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;
3) агро-географическое положение - относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;
4) рыночно-географическое положение - относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;
5) демо-географическое положение - относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
6) рекреационно-географическое положение - относительно районов рекреации;
7) природно-географическое положение - относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;
8) политико-географическое (геополитическое) положение - относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.
Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:
Центральное (континентальное),
Периферийное (окраинное),
Глубинное (внутреннее),
Пограничное (соседское).
Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.
Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию - наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.
Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.
Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами - соседями второго порядка. Всего государств - соседей первого и второго порядков у России почти 40.
Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).
Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.
При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.
Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь - кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.
Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.
Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.
К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва - Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.
Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе - и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе - в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург - Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.
При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.
Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.
Выгодное ЭГП:
1) Россия .
Макроположение России – по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв.км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, Дальний Восток – 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата полезными ископаемыми ) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой инфраструктуры и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% населения России, тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.
Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов миграционные потоки, перераспределение трудовых ресурсов , формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в Поволжье , Урале , большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы (монголы, китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Екатеринбург, Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным границам России и расположенные на транзитных путях в Европу – Карелия, Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и Западная Сибирь ; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций – Северный Кавказ , республика Коми, Магаданская обл.
2) США .
По размерам территории Соединенные Штаты Америки занимают среди стран мира четвертое место (9,4 млн. км 2 ). В состав США входят три части. Первая - основная территория, на которой расположены 48 штатов, занимает 4/5 площади всей страны. Она имеет форму массивного четырехугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7, а с севера на юг на 3 тыс. км. Остальные - далеко отстоящие от нее штаты Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.
ЭГП страны весьма выгодное. Оно во многом определяется тем, что с востока ее омывают воды Атлантического, а с запада - Тихого океана. Морские границы протягиваются на 12 тыс. км. Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и одновременно гарантировало стране безопасность.
Благоприятно повлияло на ЭГП и соседство с Канадой и Мексикой, странами, которые экономически менее развиты. За счет этого монополии США с большой прибылью для себя эксплуатируют их природные и трудовые ресурсы. Близко расположенные к США страны Латинской Америки также способствуют развитию экономики страны.
3)Сербия .
- Наличие крупной судоходной реки — Дуная
- Наличие выхода к морю (однако, доступ из отдалённых районов страны к морю затруднён из-за гор)
- Большое число соседних государств с разными экономическими моделями:
- государства социалистического блока (Албания , Болгария , Венгрия , Румыния )
- капиталистические государства (Греция и Италия , Австрия )
Всё это позволяло быть Югославии своеобразным посредником между социалистическими странами и капиталистическим западом. Так, на западные страны приходилось около 55 % торгового оборота страны.
Невыгодное ЭГП:
1) Республика Чад
площадь: 1 284 000 км²
население: 10,3 млн (оценка на июль 2009)
Географические особенности
: территории республики находятся Национальные парки Закума
, Манда
. Большую часть территории страны занимают равнины
и плато
, чередующиеся с плоскими впадинами, в одной из которых находится одноименное озеро Чад
. На севере расположено массивное древнее нагорьеТибести
с вулканом
Эми Кусси
(3415 м) — самой высокой точкой страны. На востоке находятся плато Эрди, Эннеди
и Вадаи. На севере, входящем в пределы пустыни Сахара
, распространены песчаные дюны и останцовые холмы (кагас). Юг занимает полупустыни и саванны
, встечаются болота, занимающие довольно большие площади.
Границы
: Республика Чад граничит
на севере - Ливия
на востоке - Судан
на юге - Центральноафриканская Республика, Камерун
на запеде - Нигерия, Нигер
Экономика
: Преобладает сельскохозяйственный сектор — 80 % населения занято натуральным хозяйством, в основном разведением скота. Этот сектор даёт 20 % ВВП.
С конца 2003 началась существенная добыча нефти, с 2004 нефть экспортируется. В развитии нефтедобывающей отрасли активно участвуют американские компании и Китай.
Основные покупатели экспорта Чада (4,5 млрд долл) в 2008 — США 91 %, Китай 3,3 %, Япония 2,2 %.
Импортируется промышленная продукция, продовольствие, текстиль.
Вывод
: Республика Чад не имеет выхода к морю, сильных и экономически развитых соседей, транспортные связи малообеспечены. Учитывая также приближённость к Сахаре и климатические особенности можно сказать, что страна имеет не выгодгое ЭГП.
|