Россия реализует проект «Черноморское кольцо. Черноморское кольцо

Транспортные связи ОЧЭС

Еще в апрельском номере журнала мы успели кратко рассказать о прошедшей 10 апреля 2008 года в Одессе встрече министров транспорта стран - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Украина с 1 ноября 2007 года председательствует в этой международной организации, поэтому заседания вел на правах хозяина министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский. Руководители транспортных ведомств государств - членов ОЧЭС рассказали о развитии национальных транспортных комплексов, поделились планами на будущее.
В этом номере мы публикуем некоторые выступления участников встречи, которые могут быть интересны для наших читателей.

Джурджулешты станут полноценным портом
Василий Урсу, министр транспорта и дорожного хозяйства Молдовы

В последнее время растет эффективность сотрудничества международных организаций, что мы видим на примере ОЧЭС. В транспортном секторе сотрудничество приобретает четкую перспективу из-за общности интересов его участников. Наша страна активно участвует в проектах, которые реализуются в Черноморском регионе. Это обусловлено удачным географическим положением Молдовы. Так, объемы экспорта и импорта со странами - членами ОЧЭС составляют около половины от общих объемов внешней торговли Молдовы. По данным национального бюро статистики, в 2006 году рост экспорта в страны ОЧЭС составил 87 процентов, а импорт вырос на 27 процентов.
Мы реализуем проекты, которые представляют интерес в регионе: был поддержан меморандум о создании кольцевой автодороги, о создании водного сообщения и т.д. Совершенствование транспортной инфраструктуры - один из важнейших приоритетов развития экономики государства. Вложение инвестиций в транспортную отрасль из госбюджета возросло в 10 раз по сравнению с 2005 годом.
В 2007 году правительство утвердило национальную стратегию развития транспорта республики. В ее рамках в текущем году при участии Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка будет осуществляться реконструкция 200 километров дорог международного значения. Мы продолжаем также реконструировать автомобильную дорогу, которая связывает Кишинев с Украиной. Здесь пройдет кольцевая дорога ОЧЭС.
В 2007 году завершена реконструкция участка автомобильной дороги Каушаны - Кишинев. За счет госбюджета предусмотрены работы на 120-километровом участке национальных дорог, совпадающих также с международными коридорами.
Осенью 2006 года сдан в эксплуатацию нефтеналивной терминал порта Джурджулешты на Дунае, он также входит в состав 7-го панъевропейского транспортного коридора. Этот терминал нужен стране в первую очередь для обеспечения ее экономической безопасности.
В этом году начато строительство грузового и пассажирского сегмента порта. Сдача в эксплуатацию пассажирского порта Джурджулешты намечена на 1 июля 2008 года. Зерновой терминал будет сдан в эксплуатацию в августе этого года. Он рассчитан на свои региональные грузопотоки. Мы считаем, что работа порта сделает более выгодным продвижение товаров как для наших перевозчиков, так и для наших зарубежных партнеров.
Принят комплекс мер в сфере развития водных перевозок Молдовы. Так, мы присоединились к ряду важнейших международных соглашений, конвенций в области морских перевозок. Создан национальный регистр морских судов Молдовы, который осуществляет функции государства флага и государства порта.
В сравнении с 2006 годом объем грузоперевозок по внутренним водным путям возрос на 18 процентов, а количество перевезенных пассажиров - на 17 процентов.
Для дальнейшего развития водной отрасли подписан ряд международных документов между Румынией и Украиной. К сожалению, соглашения, подписанные с Украиной, никак не может ратифицировать парламент Украины.
Для развития мультимодальных перевозок в настоящее время реализуются проекты, которые обеспечат связь между различными видами транспорта. В первую очередь, это строительство железной дороги в направлении Джурджулешт протяженностью 50 километров. Это полотно станет важным сегментом инфраструктуры порта. В течение года будет разработано ТЭО реконструкции и развития магистральной автострады Кишинев - Джурджулешты протяженностью 217 километров. Железнодорожный и автомобильный сегмент обеспечат полноценную работу порта.
Еще одна инициатива правительства Молдовы - до конца текущего года на пограничных автомобильных переходах республики будет введена система «единого окна».
Мы надеемся, что в будущем это значительно облегчит процедуру пересечения государственной границы для автомобильного транспорта.

У портовиков свои предложения
Геннадий Скворцов, первый вице-президент Международной ассоциации порточ Черного и Азовского морей (BASPA), начальник Ильичевского МТП

На конференциях и заседаниях совета BASPA с участием портов региона проведены обсуждения и выработаны мнения по ряду ключевых вопросов в области транспорта, на которых в последнее время сконцентрирована деятельность ОЧЭС, - это система «sea motor ways», пассажирские перевозки, развитие кольцевого коридора вокруг Черного моря.
Интермодальные транспортные перевозки в Черноморском регионе успешно развиваются и имеют огромные перспективы. В регионе действует целая система интермодальных линий, к примеру, таких как железнодорожно-паромные сообщения Варна - Ильичевск - Поти/Батуми, Ильичевск - Деринже, Крым - Кавказ, а также контейнерные линии, связывающие между собой Ильичевск, Одессу, Констанцу, Стамбул, Новороссийск, Варну, Поти и другие порты. В ноябре прошлого года, например, компанией «Укрферри» была открыта новая регулярная контейнерная линия Ильичевск - Поти.
На наш взгляд, существует значительный потенциал развития интермодальных перевозок в направлении Кавказ - Черное море - Балтийское море с использованием паромов и маршрутных поездов комбинированных перевозок, в частности контрейлерного поезда «Викинг», в направлении транспортного коридора Балтийское море - Черное море.
BASPA готовится предоставить свои соображения по формированию сети «sea motor ways» в Черноморском регионе с учетом предложений болгарских, грузинских, российских, румынских и украинских портов, а также передать их Греческому научно-исследовательскому институту транспорта, которому поручена разработка этого вопроса.
Для решения основных проблемных вопросов по открытию и функционированию черноморских круизных и пассажирских линий в составе BASPA была создана рабочая группа. Вместе со средиземноморской ассоциацией «Медкруиз» BASPA проработала вопросы о воссоздании пассажирских трансчерноморских линий и развитии с участием средиземноморского и американского океанского круизного флота круизных перевозок на Черном море с заходами в порты Румынии, Украины, Болгарии.
Прошлым летом компанией «Укрферри» по договоренности с портами Сочи, Ялта и Одесса были успешно проведены три пробных круиза на теплоходе «Южная Пальмира» по маршруту Одесса - Ялта - Сочи - Стамбул - Одесса.
Совместное предварительное рассмотрение вышеперечисленных вопросов украинскими (Одесса, Севастополь, Ялта), болгарскими (Варна, Бургас), грузинскими (Батуми) портами и российским портом Сочи позволяет рекомендовать открытие в возможно короткий срок пассажирских линий на направлениях Одесса - Ялта - Сочи - Батуми и Одесса - Варна - Стамбул, а также кольцевой круизно-пассажирской линии Одесса - Ялта - Сочи - Новороссийск - Батуми - Стамбул - Варна/Бургас - Одесса.
Однако этим перечнем не исчерпывается будущая трансчерноморская пассажирская сеть. Учитывая значительный рост морского туризма, перспективным и востребованным на Черном море является развитие прибрежного плавания, в частности восстановление линий Одесса - Ялта - Севастополь - Сочи; Сочи - Ялта; Ялта - Синоп.
Считаю необходимым проинформировать о результатах обсуждения BASPA вопроса создания кольцевой магистрали с администрациями портов Черноморского региона. Возникло несколько предложений, которые считаем целесообразным учесть при определении маршрута автострады.
На наш взгляд, на территории Болгарии следует предусмотреть ответвления коридора к портам Бургас и Варна. На территории Румынии и Украины - ответвление коридора из Констанцы через Рени на Одессу параллельно с маршрутом через Кишинев. На территории Грузии кольцевой коридор должен иметь ответвления на Поти и Батуми. Благодаря этим дополнениям кольцевой коридор будет связан с основными пунктами, соединяющими черноморские страны.

Автокараваны для Шелкового пути
Гейдар Окзан, Генеральный директор представительства отделения Средневосточного региона Международного союза автомобильного транспорта (IRU)

В состав IRU (союз автотранспортников существует с 1948 года) входит 181 член из 73 стран. Наше представительство решает проблемы, характерные для Черноморского региона. Для водителей самым сложным является пересечение границ стран ОЧЭС. Мы работаем над тем, чтобы минимизировать барьеры на пути транзита, свободного передвижения людей. Еще одна важнейшая проблема - безопасность движения, в том числе экологическая безопасность.
27 сентября 2006 года IRU и ОЧЭС подписали в Сочи меморандум о сотрудничестве, который направлен на дальнейшее развитие автотранспортных перевозок как главных в регионе. Это соглашение позволило начать более активное развитие автотранспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства.
Также активно продолжалась работа по создания черноморского автомобильного кольца. В прошлом году мы вместе с ОЧЭС отправили караван автомобилей по маршруту предполагаемого кольца. В состав каравана вошло 12 грузовиков, по одному от каждой страны - члена ОЧЭС. Они преодолели 8 тысяч километров. Цель пробного пробега - пропаганда создания кольца, показ перспективности идеи и выгоды для всех стран Черноморского бассейна. Одновременно участники пробега собирали данные, фиксировали простои и сложности с пересечением границ. Позже мы посчитали, сколько теряется из-за барьеров, стоящих на пути автоперевозок в странах Черноморского бассейна. По нашим подсчетам, экономика стран ОЧЭС теряет из-за этого около 208 миллионов евро ежегодно.
В этом году мы продолжим содействовать этому проекту. Более того, мы намерены уже в ближайшее время подписать соглашение с ОЧЭС об упрощении получения виз для водителей. Это соглашение будет подписано в Киеве.
Я также хочу проинформировать вас о главных проектах IRU, которые непосредственно связаны с Черноморским регионом.
Во-первых, это новая Евроазиатская транспортная инициатива (NELTI). Она является практическим шагом IRU к осуществлению стратегии соединения Азии и Европы по сухопутному пути. Так IRU привлекает несколько независимых транспортных операторов, которые начнут коммерческие поставки товаров из Центрального и Западного Китая в Европу и Турцию в конце сентября 2008 года. Мы ожидаем, что этот проект повысит интерес бизнесменов к созданию масштабного сухопутного кольца по Шелковому пути.
Второй проект - создание постоянного автомобильного каравана, который будет двигаться из Токио и Бангкока в Стамбул. Караван будет организован IRU в 2009 году. Этот проект продолжит Черноморское автокольцо. Мы рассчитываем показать возможность создания безопасного и выгодного международного соединения по основным азиатским сухопутным магистралям. Фактически мы возобновляем старый Шелковый путь.

Каспию - новый порт
Джавид Неджафов, заведующий отделом координации и реформ Министерства транспорта Республики Азербайджан

Азербайджан является надежным партнером стран - членов ОЧЭС, участвует во всех крупных проектах, связанных с развитием евроазиатских транспортных соединений. Этому процессу способствует тот факт, что экономика Азербайджана продолжает развиваться высокими темпами.
За последние три года объем внутреннего валового продукта вырос почти в два раза. В 2007-м ВВП по сравнению с 2006 годом увеличился на 25 процентов.
В транспортном секторе среднегодовой прирост объемов грузоперевозок за последние пять лет составлял 11,5 процента ежегодно. В 2007 году в развитие транспортной отрасли вложено инвестиций более чем на 600 миллионов долларов. 29 процентов от общего объема перевозок всеми видами транспорта в прошлом году пришлись на долю международного коридора ТРАСЕКА, а доля транзита в нем составила 23 процента.
Возросший за последние годы объем торговли в регионе способствует дальнейшему развитию национальной транспортной инфраструктуры и инфраструктуры международных транспортных коридоров. В частности, начато строительство недостающего участка новой международной железнодорожной линии Баку - Тбилиси - Карс. В рамках этого же проекта намечается реконструкция азербайджанского сегмента железной дороги от Баку до границы с Грузией протяженностью 503 километра. Реконструкция этого участка будет способствовать увеличению скорости движения поездов, позволит модернизировать системы электроснабжения, сигнализации, связи и внедрить современные технологии.
В связи с ожидаемым значительным ростом объемов транзитных перевозок в 2008 году планируется начать строительство нового современного международного морского торгового порта в пригороде Баку. Строительство будет осуществляться в три этапа и завершится в 2015 году.
Согласно проекту в порту будет 14 морских причалов, 6 из которых построят на первом этапе в течение 2008-2011 годов. Новый порт сможет принимать до 12 миллионов тонн грузов. Расположение гавани на пересечении основных направлений транзитных грузоперевозок по осям транспортных коридоров Запад - Восток и Север - Юг, а также строительство и реконструкция международных автомобильных дорог в азербайджанском сегменте, введение в эксплуатацию новых железнодорожных паромов вместимостью по 52 вагона каждый позволят нам превратить порт в крупный логистический центр Каспийского региона.
В Азербайджане ускоренными темпами ведутся работы по строительству и реконструкции международных автомобильных магистралей и дорог республиканского значения общей протяженностью 3200 километров. Из них 701 километр дорог первой технической категории являются азербайджанским участком коридоров Европа - Кавказ - Азия и Север - Юг. Он также будет связан с планируемым маршрутом Черноморской кольцевой автомагистрали.
На некоторых участках строящихся автомагистралей впервые в республике будет применяться технология бетонного покрытия. Технология эта успешно испытана на 19-километровом участке новой дороги, соединяющей центр столицы с Бакинским международным аэропортом имени Гейдара Алиева.
Проводится работа и по развитию гражданской авиации. Реконструированы и сданы в эксплуатацию Нахичеванский и Гянджикский международные аэропорты, а также международный грузовой терминал в Бакинском аэропорту.
В соответствии с разработанной нами концептуальной программой развития транспортного сектора республики, ориентированного на мировой опыт, принят ряд нормативно-правовых актов, охватывающих деятельность всех видов транспорта. Так, парламент республики принял новый закон об автомобильном транспорте, приняты акты, способствующие упрощению прохождения границ и т.д.
Азербайджан в целях расширения экономического сотрудничества и укрепления торговых связей придает особое значение разработке, осуществлению совместных проектов, в том числе региональных, направленных на развитие транспортной инфраструктуры. Признавая важность наземного транспортного маршрута Европа - Кавказ - Азия, упрощения доступа к рынкам, мы считаем целесообразным всячески содействовать странам - членам ОЧЭС для более эффективного выполнения принятой программы.

Судоходство в Босфоре продолжает расти
Бинали Илдирим, министр транспорта и коммуникаций Турции

В кулуарах совещания наш корреспондент задал несколько вопросов министру транспорта и коммуникаций Турции Бинали Илдириму.
На вопрос о нынешнем состоянии судоходства по Босфору г-н Илдирим ответил, что временные трудности движения судов связаны со строительством тоннеля под проливом. Кроме того, по ночам в Босфоре одностороннее движение судов. В будущем же никаких других серьезных ограничений по проходу через Босфор не будет. Судоходство в проливе продолжает расти. В 2007 году проливом прошло на 5000 судов больше, чем в 2001 году.
При этом стоит отметить, что на движение в турецких проливах очень большое влияние оказало строительство и функционирование нефтепровода Баку - Джейхан, поскольку этот объект существенно снизил интенсивность движения нефтеналивных судов. Теперь вместо многих танкеров с сырой нефтью с Кавказа, из России, которые могли бы стремиться в пролив, нефть транспортируется по нефтепроводу.
На вопрос о давнем проекте строительства нового крупного порта Филиос на побережье Черного моря
г-н Бинали Илдирим отметил, что это хорошо продуманный и перспективный проект. В настоящее время уже готов план порта, его инфраструктуры. На выделенной территории планируется также наладить промышленное производство различных товаров. Строительство еще не началось, но уже все готово для поставки необходимых материалов для возведения портовых сооружений. Загвоздка реализации плана - в поиске стратегического инвестора.
Отношения между Турцией и Украиной министр назвал многообещающими, что подтверждается укреплением связей, в том числе торговых, между нашими странами. Для Турции в Черноморском регионе Украина являетесь вторым экономическим партнером по объему внешнеторговых операций.

ТРАСЕКЕ - 15 лет
Анар Исмаил, представитель Постоянного секретариата Межправительственной комиссии ТРАСЕКА
- Очевидно, что именно сегодня, в эпоху глобализации и межрегиональной интеграции, возрастает роль международного и межрегионального сотрудничества. Как правило, под эгидой различных организаций и программ реализуются основные масштабные проекты, в том числе по формированию единой транспортной системы.
Одним из таких инструментов в сфере транспорта является программа по развитию транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА), инициированная Европейским Союзом в мае 1993 года на министерской конференции в Брюсселе.
Коридор ТРАСЕКА - мультимодальная система сухопутных и морских маршрутов, по которой осуществляются международные перевозки между Европой и Азией через Черное море, страны Южного Кавказа, Каспийское море и страны Центральной Азии. Программа направлена на развитие экономических отношений, торговли и транспортного сообщения в регионах коридора.
Деятельность ТРАСЕКА осуществляется совместно с ЕС. С целью более эффективной реализации программы странами МПК ТРАСЕКА в сотрудничестве с Европейской комиссией в 2006 году была принята долгосрочная стратегия развития коридора на период до 2015 года. На VI Конференции МПК в Астане в декабре 2007 года был одобрен план реализации стратегии на 2008-2009 годы. Согласно стратегии до 2015 года приоритетными будут вопросы безопасности, сохранности и надежности перевозок между странами ТРАСЕКА, а также между странами ТРАСЕКА и ЕС.
В результате расширения сотрудничества в области транспорта между ЕС, странами Черноморского и Каспийского регионов и соседними с ними государствами возникла острая необходимость использования института ТРАСЕКА в качестве координационного механизма для развития и укрепления транспортного сотрудничества с другими организациями, в том числе с ОЧЭС.
Так, в ходе Астанинской конференции в декабре 2007 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Постоянным секретариатом ТРАСЕКА и постоянным международным Секретариатом ОЧЭС.
Подтверждением успешности этой программы является рост объемов перевозок грузов по маршрутам коридора, в особенности нефти и нефтепродуктов. Только в 2006 году объем торговли между странами - участниками ТРАСЕКА увеличился на 22 процента и составил около 300 миллиардов евро. При этом объемы торговли со странами ЕС - около 200 миллиардов евро. На отдельных участках коридора за последние десять лет объемы перевозок возросли в десять раз.
Существует ряд факторов, дающих уверенность в дальнейшем динамичном развитии коридора. Это удачные геостратегические положения стран региона, особенно стран Центральной Азии, соседствующих с Китаем; активное развитие маршрутов, проходящих по Шелковому пути; строительство недостающих и «спрямляющих» транспортных звеньев, делающих этот путь более оптимальным; рост объемов трансконтинентальных грузоперевозок из Китая к каспийским портам.
В этом плане особенно интересно дальнейшее развитие контейнерных перевозок по маршруту Поти (Грузия) - Баку (Азербайджан) - Актау - Алма-Ата (Казахстан) с продлением маршрута в сторону Китая. Увеличение контейнеропотока на действующих черноморских паромных линиях Варна (Болгария) - Ильичевск (Украина), Варна - Поти/Батуми (Грузия), Ильичевск - Поти/Батуми и Ильичевск - Деринже (Турция), а также перспективной линии Констанца (Румыния) - Самсун (Турция) - Батуми. Также растет перевозка сырой нефти в связи с вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и присоединением к этому маршруту Казахстана. Строительство зернового терминала в порту Поти позволит создать единую транспортную цепочку зерновых терминалов в портах Актау и Баку.
Большое значение имеет также развитие кратчайших транспортных связей между Балтикой и Черным морем на примере железнодорожного контейнерно-контрейлерного поезда «Викинг», курсирующего по маршруту Клайпеда - Ильичевск. Сегодня рассматривается возможность продления движения поезда «Викинг» на маршруты ТРАСЕКА, что свяжет сеть морских контейнерных линий Балтики с аналогичной системой Средиземного, Черного и Каспийского морей и позволит избежать длительного и дорогостоящего движения контейнеров вокруг Европы.
Важное как региональное, так и межрегиональное значение имеют вопросы безопасности перевозок и охраны окружающей среды на море. В рамках ТРАСЕКА инициирован ряд межрегиональных проектов:

  • развитие морского сообщения между ТРАСЕКА и трансъевропейскими транспортными сетями (ТЕNs), с интеграцией транспортных систем и внедрением элементов новой концепции создания морских магистралей, предложенной транспортной политикой ЕС;
  • внедрение альтернативной, экономичной и безопасной схемы транспортировки нефти и нефтепродуктов вдоль коридора ТРАСЕКА;
  • аналитическое исследование и прогнозирование грузопотоков в странах ТРАСЕКА и странах СНГ.
    Планируются также создание крупных логистических центров в странах СНГ, разработка проекта стратегического развития и ТЭО портов Украины.

СОЧИ, 1 июня. /Корр. ТАСС Юния Полякова/. Минтранс РФ приступил к реализации своей части крупного проекта по строительству кольцевой автодороги вдоль всего побережья Черного моря. В этом Россию поддерживает большинство стран черноморского региона. По замыслу, проект "Черноморское кольцо" объединит более 7 тыс. км дорог как вдоль моря, так и с выходами в крупные города и на внутренние магистрали стран, участвующих в строительстве.

Кольцо первого класса

1 июня в Сочи в рамках встречи министров транспорта государств - членов Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что уже в этом году российская сторона отремонтирует и построит 113 км дорог вдоль черноморского побережья. Еще 167 км дорог будут сданы позже - сейчас министерство готовит документацию и проектирует эти участки.

Соколов рассказал ТАСС, что Минтранс РФ видит смысл в строительстве дорог класса 1А с максимальным скоростным режимом 130 км/ч. Чтобы ускорить автомобильное движение по кольцу, Минтранс предлагает использовать современные технологии контроля за грузами (системы, близкие к RFID-меткам) и пассажирами на границах (выделенные полосы для прохождения таможенного и паспортного контроля для стран - участниц проекта).

"Российская сторона выступает с такой инициативой - предложить в формате ЧЭС на тех границах, которые будут находиться на трассе черноморского кольца (упрощенные системы контроля - прим. ред.)",-отметил министр.

По его словам, строительство своего участка международного коридора России может обойтись примерно в 80 млрд рублей.

"Надо исходить из цифры в пределах 500 млн рублей за 1 км трассы, включая все затраты, связанные с высвобождением земельных участков, выкупом, переносом коммуникаций. Соответственно, цена будет примерно в пределах 80 млрд рублей. Но точный ответ даст экспертиза", - пояснил Соколов.

Предполагается, что в проект может войти и Крымский полуостров, однако этот вопрос необходимо согласовывать с другими участниками проекта, одним из которых является Украина, которая на встречу министров транспорта стран ЧЭС не приехала.

Крымский вопрос

Как рассказали ТАСС в Минтрансе РФ, Украина в 2014 году вышла к ЧЭС с предложением пересмотреть маршрут кольцевой автодороги и исключить из него крымский участок - после того, как полуостров вошел в состав России. Украина также поставила вопрос о правовом статусе дорожной сети Республики Крым.

"Российская сторона готова к началу консультаций по поиску взаимоприемлемого технического решения. Российская сторона исходит из того, что предложение об исключении трассы маршрута, проходящей по территории Республики Крым, не соответствует интересам международных автомобильных перевозчиков черноморского региона", - отметили в Минтрансе.

"Я надеюсь, что если мы придем к консенсусу, то он (мост - прим. ред.) должен стать частью этого коридора", - сказал Соколов.

Маршрут, на котором настаивает Россия, проходит через Одессу, Херсон, Мариуполь и Новоазовск (украинский участок) и выходит через границу к российскому Таганрогу, откуда идет на Владикавказ (и далее - на границу с Грузией) и на Сочи (а оттуда - на границу с Абхазией). Ответвления от кольца будут идти от Владикавказа до Дербента (а там - выход к Азовскому морю и границе с Азербайджаном), а также от Джубги через Крымский полуостров вновь до границы с Украиной.

Этот маршрут РФ аргументирует тем, что расстояние от украинского Херсона до российского Сочи по предлагаемому украинской стороной маршруту (Одесса - Херсон - Мариуполь - Новоазовск - Ростов-на-Дону - Новороссийск - Сочи) составляет 1177 км, а если считать протяженность этого участка не через украинские города, а через Крым (Джанкой - Феодосия - Керчь), то дорога составит 740 км. Это "почти на 40% короче предложенного украинской стороной", отмечают в Минтрансе РФ.

Однако этот маршрут исключает часть украинских городов из кольца (Мариуполь и Новоазовск). По мнению российской стороны, дорога с учетом Крыма будет более экономически рентабельной.

В Минтрансе Украины не смогли оперативно прокомментировать причины отсутствия на встрече глав транспортных министерств и свою позицию относительно работы над "Черноморским кольцом".

Дорогу Ирану

Проект предполагает, что кольцевая дорога должна соединить Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. При этом Армения, Азербайджан, Албания и Сербия должны войти в этот коридор через дополнительные трассы - ответвления от кольца.

На встрече глава министерства транспорта и коммуникаций Армении Гагик Бегларян сказал, что "Черноморское кольцо" в перспективе соединит страны черноморского региона с Ираном и далее с Восточной Азией.

"В связи с этим я хотел бы еще раз подчеркнуть важность, которую Республика Армения придает расширению основного маршрута кольцевой автомагистрали ЧЭС от Еревана до границы с Ираном", - добавил Бегларян.

Первоначально черноморский международный коридор не доходил до Ирана, однако Армения как сосед Ирана предусмотрела такое ответвление от своей части кольца до границы с Персией.

"Для Армении Иран является стратегически важным партнером, поэтому стороны прорабатывают вопрос внедрения Ирана в систему этих международных перевозок", - пояснил ТАСС заместитель руководителя международного департамента Минтранса РФ Сергей Андреев.

В свою очередь глава ведомства Максим Соколов сказал, что Иран присоединяется к проекту ЧЭС в части упрощенного пересечения границ государств в рамках нового транспортного коридора.

По словам Бегларяна, первый из своих участков Армения уже завершила и сейчас проводит технико-экономическое обоснование участка до границы с Ираном. "Эта работа будет завершена в ближайшем будущем", - заверил он.

Бегларян также рассказал, что Россия, Армения и Иран совместно с Китаем ведут переговоры по финансированию и строительству железнодорожного коридора между странами.

Представители Албании и Молдавии подчеркнули, что продолжают работу над "Черноморским кольцом". В частности, Албания намерена завершить свой 43-километровый дорожный участок, соединяющий албанский порт Дуррес с Грецией, Турцией и Болгарией уже в 2017 году.

История проекта

Страны - участницы ЧЭС подписали меморандум по строительству кольцевой автомагистрали 19 апреля 2007 года в Белграде.

Российская сторона ратифицировала договор в конце 2010 года. По территории России пройдет 2,2 тыс. км "кольца".

Продолжение

Госдума ратифицировала совместное соглашение причерноморских государств о создании кольцевой автомагистрали вокруг моря. Дорога длиной 7250 км воссоздает легендарный Великий Шелковый путь — старинный транспортный мост между Европой и Азией. Каждая страна будет строить свой участок за собственные деньги, зато скорость на ней составит 150 км/ч.

География сближения
По предложению РФ государства - члены Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) договорились привести в порядок и отчасти достроить дорогу еще в апреле 2007 года. Проект назвали «Highway Black Sea Road» (HWBSR), у нас укоренилось — «Черноморское кольцо». В проекте Россия предложила привести трассу к современным стандартам международного сообщения.

В первом варианте плана длина кольца должна была составить 7140 км (со временем протяженность увеличили на 110 км), с двумя, как минимум, полосами движения в каждом направлении.

Основной маршрут HWBSR проляжет через города Стамбул - Самсун - Трабзон (Турция) - Батуми - Поти (Грузия) - Новороссийск - Ростов-на-Дону - Таганрог (РФ) - Мариуполь - Мелитополь - Одесса (Украина) - Кишинев (Молдавия) - Бухарест (Румыния) - Хасково (Болгария) - Эдирне (Турция) и замкнется в Стамбуле.

Основным считается и полотно от Комотини через Александруполис (Греция) в Стамбул.

Проект предусматривает многочисленные ответвления:

    • Бухарест — Константа (Румыния);
    • Александруполис (Греция) — Едирне (Турция);
    • Поти — Тбилиси (Грузия) — Баку (Азербайджан);
    • Хопа — Артвин (Турция) — Вале — Ахалсиче — Кхашури (Грузия);
    • Ахалсиче (Грузия) — Гюмри — Ереван — Раздан (Армения) — Тбилиси (Грузия);
    • Гюмри — Ваназдор (Армения) — Тбилиси (Грузия).

В результате "кольцо" заключит в свои объятия не выходящие к Черному морю Армению, Азербайджан, Албанию и Сербию.

Российский причерноморский участок проложат на удалении пяти километров от береговой линии, он соединит одной нитью Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Джубгу, Геленджик, Новороссийск, Анапу и порт Кавказ. Общая протяженность по территории Краснодарского края составит 350-360 км. Еще один участок: Ростов-на-Дону — Волгоград — Астрахань.

Экономическая прагматика
Что вызвало необходимость «окольцевать» море? Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что дорога позволит воссоздать легендарный Великий Шелковый путь — старинный транспортный мост между Европой и Азией.

Если же говорить на языке экономистов-прагматиков, дорога призвана обеспечить надежную автотранспортную связь между морскими, речными и воздушными портами в зоне транспортного коридора ЧЭС, а также сделать доступными выходы в рекреационные зоны государств Черноморского бассейна. Чисто российский интерес — повысить привлекательность наших транспортных коридоров, ускорить комплексную модернизацию и обустройство железнодорожных, автомобильных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Сейчас большегрузные автомобили, следующие в Турцию, приходится переправлять на паромах, — пояснил представитель Минтранса Андрей Трубицын. — Другой пример: грузинский участок практически не используется. Чтобы пересекать мосты в пределах этой страны, каждому большегрузному автомобилю требуется специальное разрешение. Когда же страны-участницы проекта реализуют свои обязательства, грузовикам повсюду будет «гореть зеленый свет». Например, после окончания строительства стартовавшая в Новороссийске фура сможет объехать посуху вокруг всего моря, чего сегодня сделать невозможно.

Как пояснил А. Трубицын, речь идет не столько о строительстве дорог, сколько о приведении существующих к требованиям, установленным для международных магистралей. Скажем, сейчас средняя транспортная нагрузка на российском участке составляет около 10 тонн, чего недостаточно для полноценного сообщения (при этом российский участок далеко не худший). После завершения проекта эта нагрузка на всем протяжении кольца поднимется до 11,5 тонн.

Солидарное развитие
Единого бюджета у проекта нет: каждая страна должна оплачивать стройки на своих участках из национальных фондов и бюджетов, различных субсидий, подключать частный капитал. Европейские фонды, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др. тоже смогут участвовать в финансировании.

"Черноморское кольцо" на российской территории будет финансироваться в рамках федеральных целевых программ. Суммарные затраты, по словам Игоря Левитина, составят 300 млрд. рублей

Назвать полную цифру солидарных затрат всех стран-участниц сложно — проект развивается. Скажем, российская сторона предложила превратить «кольцо» в дорогу первой категории. Это означает, что автомобили смогут двигаться по ней со скоростью до 150 км/ч. РФ выступила с инициативой расширить проект до уровня задачи создать трансконтинентальный коридор — от стран Евросоюза через Украину, Россию, Казахстан в Среднюю Азию. Другие члены ОЧЭС хотели бы продлить трассу к южным странам Персидского залива.

Кратное ускорение
Стройка может потребовать больших капиталовложений и в силу «внутренних» российских инициатив. Скажем, частью «кольца» может стать новая четырехполосная прямая автомагистраль вдоль Черноморского побережья от Джубги до Сочи. Сейчас 170 километров между двумя городами машины проходят за 4-5 часов по горному серпантину. Представители местной власти подсчитали: на строительство этого отрезка, где придется возвести около 40 эстакад, потребуется около 500 млрд. рублей. Они рассчитывают получить деньги из федерального бюджета. Зато время в пути сократиться втрое-вчетверо.

По настоянию Украины в программу стройки, скорее всего, будет включено возведение Керченского моста, им займутся Украина и Россия. О финансировании этой стройки уже проведены переговоры с «Внешэкономбанком». Россия и Казахстан вместе строят мост в районе Астрахани, он тоже станет частью HWBSR.

Определить сроки проекта "Черноморское кольцо" Министерство транспорта РФ не берется. Работы на российском участке займут не менее 15-20 лет.

Россия не отказалась от идеи кольцевой скоростной дороги вокруг Черного моря и уже в ближайшее время вложит в свой участок гигантского транспортного коридора около 80 млрд рублей.

Задуманный десять лет назад проект пока далек от реализации — даже примерных сроков запуска кольца в Минтрансе пока не называют. Особняком стоит проблема с Украиной, которая выступает категорически против прокладки маршрута через Крым.

Россия приступила к своей части работ в рамках масштабного проекта строительства кольцевой автодороги вокруг Черного моря (КАЧМ). Стартовавший еще в середине «нулевых» проект под названием «Черноморское кольцо» (HWBSR) объединит 7140 км дорог как вдоль моря, так и с выходами в крупные города и на внутренние магистрали стран, участвующих в строительстве. Если план удастся, вдоль всего побережья будет проложена высокопропускная автомагистраль, состоящая из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум две полосы движения.

По сути страны — участницы проекта — это все члены Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Предполагается, что кольцевая дорога должна соединить Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. При этом Армения, Азербайджан, Албания и Сербия должны войти в этот коридор через дополнительные трассы — ответвления от кольца. По задумке после реализации идеи выехавшая из Новороссийска фура сможет без проблем объехать посуху вокруг всего моря, что на сегодняшний день невозможно. Единого бюджета у проекта нет. Каждая страна реализует меморандум на своей территории из собственных средств.

Последняя встреча глав профильных ведомств стран — участниц проекта прошла в конце мая в Сочи.

Что касается общей стоимости глобальной стройки, то точных цифр в Минтрансе не называют. Ранее представитель России в парламентской ассамблее ОЧЭР Александр Дзасохов оценивал стоимость реализации «Черноморского кольца» в $1 млрд. Нет у проекта и четких сроков по его воплощению. Несколько лет назад эксперты прикидывали, что у России на выполнение своей части уйдет около 15–20 лет.

Согласно проекту, основной маршрут HWBSR проходит через следующие города: Стамбул (Турция) — Самсун (Турция) — Трабзон (Турция) — Батуми (Грузия) — Поти (Грузия) — Новороссийск (Россия) — Ростов-на-Дону (Россия) — Таганрог (Россия) — Мариуполь (Украина) — Мелитополь (Украина) — Одесса (Украина) — Кишинев (Молдавия) — Бухарест (Румыния) — Хасково (Болгария) — Эдирне (Турция) — Стамбул (Турция) и Комотини (Греция) — Александруполис (Греция) — Стамбул (Турция).

Каков план строительства и что будет сделано в России

Общая протяженность участков автомобильных дорог, включенных в российский участок КАЧМ, составляет 2230 км, сообщили в Минтрансе. Наиболее оптимальным вариантом в ведомстве считают строительство дорог класса 1А с максимальным скоростным режимом 130 км/ч.

Маршрут следующий: граница Российской Федерации с Украиной (в настоящий момент эта территория подконтрольна так называемой ДНР) — Таганрог — Ростов-на-Дону — Павловская — Армавир — Минеральные Воды — Нальчик — Владикавказ — Нижний Ларс — граница Российской Федерации.

Вторая часть маршрута это Павловская — Краснодар — Горячий Ключ — Джубга — Сочи — граница Российской Федерации с Абхазией.

Между этими отрезками будет несколько соединений. Первое: Владикавказ — Грозный — Махачкала — Дербент — граница России. Второе: Джубга — Новороссийск — Анапа — порт Кавказ — Керчь — Феодосия — Джанкой — Армянск — граница России. И третье: Краснодар — Новороссийск.

Принципиальный момент в том, что речь идет не столько о строительстве новой трассы, сколько о приведении существующих вокруг моря дорог к стандарту международных магистралей. Как ранее рассказывал консультант Минтранса Андрей Трубицын, «олимпийские» трассы также входят в зону будущего «Черноморского кольца». Российская часть кольца уже по большей части существует, многое было построено в рамках подготовки к Олимпиаде. Тем не менее активные строительные и проектировочные работы продолжаются.

Так, по словам главы Минтранса Максима Соколова, строительство своего участка международного коридора России может обойтись примерно в 80 млрд руб.

«Надо исходить из цифры в пределах 500 млн руб. за 1 км трассы, включая все затраты, связанные с высвобождением земельных участков, выкупом, переносом коммуникаций. Соответственно, цена будет примерно в пределах 80 млрд руб. Но точный ответ даст экспертиза», — пояснил Соколов.

Уже в этом году российская сторона отремонтирует и построит 113 км дорог вдоль черноморского побережья. Еще 167 км дорог будут сданы позже — сейчас министерство готовит документацию и проектирует эти участки. Для ускорения автомобильного движения по кольцу Минтранс предлагает использовать современные технологии контроля за грузами и пассажирами на границах — это системы, близкие к RFID-меткам, и выделенные полосы для прохождения таможенного и паспортного контроля.

Проблемы с Крымом

Предполагается, что в проект может войти и Крымский полуостров, однако этот вопрос придется согласовывать с другими участниками проекта, одним из которых является Украина. Ее представители на встречу министров транспорта стран ЧЭС не приехали. До начала обострения ситуации на Украине именно она настаивала на включении в проект кольца будущего Керченского моста, который украинские власти хотели строить вместе с Россией.

Однако после присоединения Крыма и обострения двусторонних отношений, как сообщили в Минтрансе России, у Украины иные взгляды на ситуацию.

Так, в рамках ЧЭС украинской стороной поднят вопрос по изменению маршрута КАЧМ и исключению его крымского участка, а также о правовом статусе дорожной сети Республики Крым.

В предлагаемом Украиной варианте расстояние от Херсона до Сочи по маршруту Одесса — Херсон — Мариуполь — Новоазовск — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Сочи составляет 1177 км. А если считать протяженность этого участка не через украинские города, а через Крым (Джанкой — Феодосия — Керчь), то длина дороги составит 740 км. Это почти на 40% короче предложенного украинской стороной. Однако этот маршрут исключает часть украинских городов из кольца (Мариуполь и Новоазовск). По мнению российской стороны, дорога с учетом Крыма будет более экономически рентабельной.

Как подчеркнули в Минтрансе, российская сторона готова к началу консультаций по поиску взаимоприемлемого технического решения вопроса внесения изменений в трассировку КАЧМ по территории Республики Крым. «Российская сторона исходит из того, что предложение об исключении трассы маршрута, проходящей по территории Республики Крым, не соответствует интересам международных автомобильных перевозчиков Черноморского региона, — заявили в Минтрансе. — Учитывая, что в течение последних месяцев значительно возросло количество перевозок в Республику Крым, а в условиях блокады полуострова автомобильные перевозки имеют критическую значимость для обеспечения жизнедеятельности социальной инфраструктуры полуострова».

История вопроса

Напомним, что проект «Черноморское кольцо» Россия подготовила еще в конце 2006 года и предложила его странам — участницам Организации черноморского экономического сотрудничества. В 2007 году в Белграде меморандум подписали 12 стран-участниц. В декабре 2010 года был принят федеральный закон «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Во время заседания руководящего комитета по скоординированному развитию КАЧМ в марте 2011 года в Стамбуле была окончательно утверждена трассировка маршрута КАЧМ по территориям всех стран-участниц, за исключением Украины, Молдавии и Румынии.

Мнение экспертов

Бывший высокопоставленный чиновник Минтранса, а ныне президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов считает проект не только нереализуемым на практике, но и экономически неоправданным.

«Можно подписывать сотни документов, но толку не будет. Есть такая наука — экономика. Автомобильные перевозки рациональны в пределах 300 км, дальше они уже не рациональны. Кто и чего будет возить фурами в Иран? Сперва надо как следует изучить транспортные потоки, подготовить экономическое обоснование, а уже потом что-то строить. А у нас получается, что премьер говорит, что денег в бюджете нет, но при этом вкладываем миллиарды рублей в коридор, в котором куда больше геополитики, чем экономики. У нас в стране 28 тыс. населенных пунктов не имеют нормальной связи с дорогами, почему бы этим не заняться?»

По мнению эксперта, понятие экономической эффективности при любом дорожном строительстве должно быть первостепенным. «А у нас этот термин убрали из Градостроительного кодекса, теперь можно строить что угодно, где угодно, ничего не просчитывая. В США ни одного доллара из бюджета нельзя потратить, если нет детальнейшего экономического обоснования. А мы делаем проекты, которые никогда не окупятся. Взять тот же мост на остров Русский. По моим подсчетам, за эти же деньги туда можно было бы 400 лет перевозить пассажиров двумя вертолетами в три смены».

Скворцов также отметил проблематичность реализации транспортного коридора на Украине. «Дело не только в политике, но и в том, что сама Украина ничего построить не сможет, там денег нет на такие вещи».

«Вся эта история вызывает массу вопросов по поводу целесообразности и реалистичности», — подытожил эксперт.

Украинский политолог Константин Бондаренко также считает, что проект «Черноморского кольца» пока нереализуем.

«Основные сложности в реализации этого масштабного проекта даже не экономические, а, конечно, политические. Речь идет не только о сложнейших отношениях между Россией и Украиной, но и сложных российско-турецких отношениях, есть серьезные разногласия и у других причерноморских государств», — уверен он.

Кроме того, Украина, по его мнению, самостоятельно не сможет построить свой участок магистрали.

«В советские времена был реализован транспортный коридор Рени — Баку, это более двух тысяч километров. Мне кажется, если эту дорогу реконструировать, то она может стать частью этого проекта, но тут, конечно, встает вопрос денег. В Украине есть понимание, что для реализации подобных масштабных проектов нужно привлекать и зарубежные деньги и технологии. Недавно был обновлен небольшой участок этой дороги Рени — Одесса, но о большем пока говорить не приходится», — уверен Бондаренко.

Россия не отказалась от идеи кольцевой скоростной дороги вокруг Черного моря и уже в ближайшее время вложит в свой участок гигантского транспортного коридора около 80 млрд рублей. Задуманный десять лет назад проект пока далек от реализации - даже примерных сроков запуска кольца в Минтрансе пока не называют. Особняком стоит проблема с Украиной, которая выступает категорически против прокладки маршрута через Крым.

Россия приступила к своей части работ в рамках масштабного проекта строительства кольцевой автодороги вокруг Черного моря (КАЧМ). Стартовавший еще в середине «нулевых» проект под названием «Черноморское кольцо» (HWBSR) объединит 7140 км дорог как вдоль моря, так и с выходами в крупные города и на внутренние магистрали стран, участвующих в строительстве. Если план удастся, вдоль всего побережья будет проложена высокопропускная автомагистраль, состоящая из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум две полосы движения.

По сути страны - участницы проекта - это все члены Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Предполагается, что кольцевая дорога должна соединить Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. При этом Армения, Азербайджан, Албания и Сербия должны войти в этот коридор через дополнительные трассы - ответвления от кольца. По задумке после реализации идеи выехавшая из Новороссийска фура сможет без проблем объехать посуху вокруг всего моря, что на сегодняшний день невозможно. Единого бюджета у проекта нет. Каждая страна реализует меморандум на своей территории из собственных средств.

Последняя встреча глав профильных ведомств стран - участниц проекта прошла в конце мая в Сочи.

Что касается общей стоимости глобальной стройки, то точных цифр в Минтрансе не называют. Ранее представитель России в парламентской ассамблее ОЧЭР Александр Дзасохов оценивал стоимость реализации «Черноморского кольца» в $1 млрд. Нет у проекта и четких сроков по его воплощению. Несколько лет назад эксперты прикидывали, что у России на выполнение своей части уйдет около 15–20 лет.

Согласно проекту, основной маршрут HWBSR проходит через следующие города: Стамбул (Турция) - Самсун (Турция) - Трабзон (Турция) - Батуми (Грузия) - Поти (Грузия) - Новороссийск (Россия) - Ростов-на-Дону (Россия) - Таганрог (Россия) - Мариуполь (Украина) - Мелитополь (Украина) - Одесса (Украина) - Кишинев (Молдавия) - Бухарест (Румыния) - Хасково (Болгария) - Эдирне (Турция) - Стамбул (Турция) и Комотини (Греция) - Александруполис (Греция) - Стамбул (Турция).

Каков план строительства и что будет сделано в России

Общая протяженность участков автомобильных дорог, включенных в российский участок КАЧМ, составляет 2230 км, сообщили «Газете.Ru» в Минтрансе. Наиболее оптимальным вариантом в ведомстве считают строительство дорог класса 1А с максимальным скоростным режимом 130 км/ч.

Маршрут следующий: граница Российской Федерации с Украиной (в настоящий момент эта территория подконтрольна так называемой ДНР) - Таганрог - Ростов-на-Дону - Павловская - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Нижний Ларс - граница Российской Федерации.

Вторая часть маршрута это Павловская - Краснодар - Горячий Ключ - Джубга - Сочи - граница Российской Федерации с Абхазией.

Между этими отрезками будет несколько соединений. Первое: Владикавказ - Грозный - Махачкала - Дербент - граница России. Второе: Джубга - Новороссийск - Анапа - порт Кавказ - Керчь - Феодосия - Джанкой - Армянск - граница России. И третье: Краснодар - Новороссийск.

Принципиальный момент в том, что речь идет не столько о строительстве новой трассы, сколько о приведении существующих вокруг моря дорог к стандарту международных магистралей. Как ранее «Газете.Ru» рассказывал консультант Минтранса Андрей Трубицын, «олимпийские» трассы также входят в зону будущего «Черноморского кольца». Российская часть кольца уже по большей части существует, многое было построено в рамках подготовки к Олимпиаде. Тем не менее активные строительные и проектировочные работы продолжаются.

Так, по словам главы Минтранса Максима Соколова,

строительство своего участка международного коридора России может обойтись примерно в 80 млрд руб.

«Надо исходить из цифры в пределах 500 млн руб. за 1 км трассы, включая все затраты, связанные с высвобождением земельных участков, выкупом, переносом коммуникаций. Соответственно, цена будет примерно в пределах 80 млрд руб. Но точный ответ даст экспертиза», - пояснил Соколов.

Уже в этом году российская сторона отремонтирует и построит 113 км дорог вдоль черноморского побережья. Еще 167 км дорог будут сданы позже - сейчас министерство готовит документацию и проектирует эти участки. Для ускорения автомобильного движения по кольцу Минтранс предлагает использовать современные технологии контроля за грузами и пассажирами на границах - это системы, близкие к RFID-меткам, и выделенные полосы для прохождения таможенного и паспортного контроля.

Проблемы с Крымом

Предполагается, что в проект может войти и Крымский полуостров, однако этот вопрос придется согласовывать с другими участниками проекта, одним из которых является Украина. Ее представители на встречу министров транспорта стран ЧЭС не приехали. До начала обострения ситуации на Украине именно она настаивала на включении в проект кольца будущего Керченского моста, который украинские власти хотели строить вместе с Россией.

Однако после присоединения Крыма и обострения двусторонних отношений, как сообщили в Минтрансе России, у Украины иные взгляды на ситуацию.

Так, в рамках ЧЭС украинской стороной поднят вопрос по изменению маршрута КАЧМ и исключению его крымского участка, а также о правовом статусе дорожной сети Республики Крым.

В предлагаемом Украиной варианте расстояние от Херсона до Сочи по маршруту Одесса - Херсон - Мариуполь - Новоазовск - Ростов-на-Дону - Новороссийск - Сочи составляет 1177 км. А если считать протяженность этого участка не через украинские города, а через Крым (Джанкой - Феодосия - Керчь), то длина дороги составит 740 км. Это почти на 40% короче предложенного украинской стороной. Однако этот маршрут исключает часть украинских городов из кольца (Мариуполь и Новоазовск). По мнению российской стороны, дорога с учетом Крыма будет более экономически рентабельной.

Как подчеркнули в Минтрансе, российская сторона готова к началу консультаций по поиску взаимоприемлемого технического решения вопроса внесения изменений в трассировку КАЧМ по территории Республики Крым. «Российская сторона исходит из того, что предложение об исключении трассы маршрута, проходящей по территории Республики Крым, не соответствует интересам международных автомобильных перевозчиков Черноморского региона, - заявили «Газете.Ru» в Минтрансе. - Учитывая, что в течение последних месяцев значительно возросло количество перевозок в Республику Крым, а в условиях блокады полуострова автомобильные перевозки имеют критическую значимость для обеспечения жизнедеятельности социальной инфраструктуры полуострова».

История вопроса

Напомним, что проект «Черноморское кольцо» Россия подготовила еще в конце 2006 года и предложила его странам - участницам Организации черноморского экономического сотрудничества. В 2007 году в Белграде меморандум подписали 12 стран-участниц. В декабре 2010 года был принят федеральный закон «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Во время заседания руководящего комитета по скоординированному развитию КАЧМ в марте 2011 года в Стамбуле была окончательно утверждена трассировка маршрута КАЧМ по территориям всех стран-участниц, за исключением Украины, Молдавии и Румынии.

Мнение экспертов

Бывший высокопоставленный чиновник Минтранса, а ныне президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов считает проект не только нереализуемым на практике, но и экономически неоправданным.

«Можно подписывать сотни документов, но толку не будет. Есть такая наука - экономика. Автомобильные перевозки рациональны в пределах 300 км, дальше они уже не рациональны. Кто и чего будет возить фурами в Иран? Сперва надо как следует изучить транспортные потоки, подготовить экономическое обоснование, а уже потом что-то строить. А у нас получается, что премьер говорит, что денег в бюджете нет, но при этом вкладываем миллиарды рублей в коридор, в котором куда больше геополитики, чем экономики. У нас в стране 28 тыс. населенных пунктов не имеют нормальной связи с дорогами, почему бы этим не заняться?»

По мнению эксперта, понятие экономической эффективности при любом дорожном строительстве должно быть первостепенным. «А у нас этот термин убрали из Градостроительного кодекса, теперь можно строить что угодно, где угодно, ничего не просчитывая. В США ни одного доллара из бюджета нельзя потратить, если нет детальнейшего экономического обоснования. А мы делаем проекты, которые никогда не окупятся. Взять тот же мост на остров Русский. По моим подсчетам, за эти же деньги туда можно было бы 400 лет перевозить пассажиров двумя вертолетами в три смены».

Скворцов также отметил проблематичность реализации транспортного коридора на Украине. «Дело не только в политике, но и в том, что сама Украина ничего построить не сможет, там денег нет на такие вещи».

«Вся эта история вызывает массу вопросов по поводу целесообразности и реалистичности», - подытожил эксперт.

Украинский политолог Константин Бондаренко также считает, что проект «Черноморского кольца» пока нереализуем.

«Основные сложности в реализации этого масштабного проекта даже не экономические, а, конечно, политические. Речь идет не только о сложнейших отношениях между Россией и Украиной, но и сложных российско-турецких отношениях, есть серьезные разногласия и у других причерноморских государств», - уверен он.

Кроме того, Украина, по его мнению, самостоятельно не сможет построить свой участок магистрали.

«В советские времена был реализован транспортный коридор Рени - Баку, это более двух тысяч километров. Мне кажется, если эту дорогу реконструировать, то она может стать частью этого проекта, но тут, конечно, встает вопрос денег. В Украине есть понимание, что для реализации подобных масштабных проектов нужно привлекать и зарубежные деньги и технологии. Недавно был обновлен небольшой участок этой дороги Рени - Одесса, но о большем пока говорить не приходится», - уверен Бондаренко.