Сколько в беларуси безработных на самом деле и почему это важно. Безработица вывела беларусь в лидеры на постсоветском пространстве

Вчера, 27 февраля, Белстат опубликовал отчет о социально-экономическом положении. И в этом отчете есть сведения о фактической безработице в Беларуси. Если официальная привычно составляла около 1%, то фактическая, по данным Белстата, составила около 5,8%.

Почему такая разница?

Привычный 1% берут из числа экономически активного населения. Экономически активное население - это те люди, которые работают (занятые) или не работают, но активно ищут работу (безработные).

По официальной версии, безработные - это люди, которые получили статус безработного в службе содействия занятости. То есть цифра, к которой мы привыкли, - это уровень официально зарегистрированной безработицы.

В отчете Белстат использует принятое во всем мире определение Международной организации труда. По нему безработным считается тот, кто сам называет себя безработным, активно ищет работу и готов приступить к работе в кратчайшие сроки (в ближайшие 2 недели). В Беларуси официально регистрируются далеко не все такие люди, поэтому численность фактических безработных у нас обычно выше, чем численность зарегистрированных безработных.

Почему на самом деле безработных больше, чем зарегистрировано?

Потому что самим людям не очень выгодно регистрироваться в службе занятости. Размер пособия по безработице слишком маленький, чтобы на него можно было прожить. Да и получать пособие можно только в течение 6 месяцев. К тому же пособие получают не все зарегистрированные безработные. А еще для получения пособия нужно участвовать в общественных работах. В общем, слишком много «но», чтобы регистрироваться, поэтому это подходит далеко не всем.

Как с безработицей в соседних странах?

Как сообщает TUT.BY, уровень безработицы у нас сопоставим с российским (там в конце 2016 года было 5,4%). В Украине безработица была на уровне 9,6% в 3-м квартале 2016 года, в Латвии - 9,8% в 3-м квартале 2016 года. В Литве - 7,5% в конце 2016 года, а в Польше - 6% в конце 2016 года.

Безработица - это явление, при котором экономически активное население, которое хочет и может работать, не в состоянии найти оплачиваемую работу.

Существуют несколько видов безработицы :

  • вынужденная;
  • по собственному желанию;
  • структурная;
  • институциональная;
  • неустойчивая;
  • фрикционная;
  • маргинальная;
  • молодёжная;
  • зарегистрированная;
  • скрытая.

Для идентификации лица, как безработного, учитывается возраст от десяти до семидесяти двух лет по международным стандартам, и от пятнадцати до семидесяти двух по методологии статистического бюро РФ, а также не занятость, отсутствие работы, нахождение в поиске трудоустройства, готовность в будущем приступить к выполнению трудовых обязанностей.

Для того, чтобы определить уровень безработицы, представляющий собой показатель количества безработных, производится расчет отношения не трудоустроенных к общему числу активного населения и отражается в процентах.

В свою очередь, занятыми лицами считаются: наёмные работники в возрасте трудоспособном, предприниматели, работники семейного бизнеса, работодатели, члены кооперативов, колхозники, работающие пенсионеры, а также лица работающие, но не достигшие ещё трудоспособного возраста.

Коэффициент по занятости отражает разницу между числом занятых людей к общему числу населения экономически активного.

Естественный уровень безработицы обозначает термин «занятость полная». Однако в данном случае, естественная безработица не тождественна отсутствию безработицы как таковой. Безработицу естественного уровня можно определить как экономическую ситуацию, при которой нет безработицы циклической, но присутствует фрикционная не занятость и структурная.

Предпосылками к естественной безработице могут служить такие факторы, как недостаток информации, искусственные барьеры в законодательстве, бюрократия, демографические изменения и многое другое. Изменить ситуацию с естественной безработицей в краткосрочной перспективе не возможно, необходимы долгосрочные экономические преобразования.

Безработица как экономическое явление имеет и отрицательные социальные последствия. Ведь человек, у которого существенно снизились доходы, а также произошла потеря квалификации, обречён на психосоматические реакции. А это, в свою очередь, неизбежно выльется в социальную фригидность и никчёмность. А последнее уже чревато повышением суицидальных и криминальных случаев. Так, по мнению известного академика Российской Академии Наук Виктора Ивантера, безработный человек, в случае даже получения пособия по безработице, становится опасным для общества.

Уровень безработицы в Беларуси

Если говорить о безработице в Беларуси, то видимо нашей стране есть чем гордиться. Так, по последним данным, на начало нового года, показатель безработных, которые официально зарегистрированы, достиг невероятного минимума. Однако, какова реальная безработица в стране?

Зарегистрировано безработных в Республике Беларусь в 2015-2016 гг. (тысяч человек)

2016 год к 2015 году, %

сентябрь

по данным Министерства труда и социальной защиты Ресупблики Беларусь

Зарегистрировано безработных в Республике Беларусь в 2016-2017 гг. (тысяч человек)

2017 год к 2016 году, %

сентябрь

Зарегистрировано безработных в Республике Беларусь в 2017-2018 гг. (тысяч человек)

2018 год к 2017 году, %

11,7
15,2 10,5 69,1
14,8 10,7 72,3
13,2 9,4 71,2
10,6 8,2 77,4
12 9,2 76,7

сентябрь

11 8,9 80,9
12,3 10,5 85,4
10,9 9,3 85,3
8,7 6,9 79,3

по данным Министерства труда и социальной защиты Ресупблики Беларусь

Низкий уровень безработицы в Беларуси 2014 года, частично можно объяснить тем фактом, что многие не занятые граждане, не желают становиться на учёт в службах занятости, или биржах. Причина - издевательски низкая сумма пособия, которая имеет временной фактор и выплачивается только в течение первых шести месяцев. Кроме того, для получения мизерного пособия, безработный обязан принимать участие в социальных работах, например в сборе картофеля на колхозных полях, либо уборка улиц и дворов.

С подобным социальным и экономическим явлением не знакома Норвегия. В этой скандинавской стране, пособие по безработице выплачивается в течение всей жизни, если человек не желает работать. При этом сумма пособия эквивалентна полутора тысячам . За такие деньги, норвежцы могут по полгода, как уважаемые и обеспеченные люди, проживать в странах Юго-Восточной Азии.

Согласно данным Национального статистического бюро Беларуси, на первое января 2015 года, уровень безработицы в РБ снизился до 0,5 процента. В количественном выражении, число официальных безработных составило почти двадцать пять тысяч человек. Официальные данные далеки от того, какой в стране фактический уровень безработицы.

С тем, что нежелание безработных официально регистрироваться на бирже труда из-за низкого пособия, согласны многие специалисты, в том числе и бывший министр труда Республики Беларусь Соснова Александра. Так, пособие по безработице в Минске на февраль 2014 год составило 112 тысяч 400 рублей, что на тот момент соответствовало 11 долларам США.

Как уже упоминалось выше, ещё одна причина не желания безработных официально регистрироваться - принудительные работы. Хотя согласно конвенции Международной организации по труду, такие действия запрещены в принципе. В нашей стране данная конвенция уже ратифицирована, что не мешает государственным органам по-прежнему привлекать безработных к общественным работам.

Что ещё следовало бы определить, так это уровень безработицы при полной занятости, что позволит составить картину естественной безработицы. Однако, в национальном статистическом бюро, такие цифры предназначены только для внутреннего пользования, не подлежащие обнародованию.

Однако, как и в любой третьей стране мира, в Беларуси нашли свой особый путь борьбы с безработицей. Речь идёт о введении с безработных в 2015 году налога.

По итогам 2016 года в Беларуси численность официально зарегистрированных безработных составила 35,3 тысячи человек. Этот показатель на 18,5% меньше, чем на конец 2015 года, и на 1,4% меньше, чем на конец ноября 2016 года. Согласно данным Национального статистического комитета уровень зарегистрированной безработицы на конце 2015 года составил 1% от экономически активного населения Беларуси, а на конец 2016 года - 0,8%. Однако фактический уровень безработицы, опубликованный Белстат по данным выборочного исследования домашних хозяйств, составил за 2016 год 5,8% (257,1 тысячи человек от экономически активного населения).

По данным на 1 января 2017 года коэффициент напряженности на рынке труда в Беларуси снизился с 1,5 до 1 безработного на одну вакансию по сравнению с 1 января 2016 года.

Зарегистрированная безработица на конец сентября 2018 года составил 0,3% от численности рабочей силы. Для сравнения на конец сентября 2017 года - 0,6 %.

по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Безработица - экономическо-социальное явление, характерное для стран с любым уровнем развития. Его суть заключается в наличии определенного процента работоспособных людей, которые хотят трудоустроиться, но по каким-либо причинам не в состоянии это сделать.

Причины безработицы и ее разновидности

Существует масса причин, обуславливающих возникновение безработицы. Наиболее распространенными среди них являются:

  • дефицит рабочих мест, связанный с недостаточным развитием тех или иных хозяйственных отраслей;
  • низкая оплата труда в частной и/или государственной сферах. Обычно она вызвана избыточным предложением рабочей силы на рынке и/или общей неразвитостью экономики страны;
  • экономические потрясения в стране (общесистемный кризис, дефолт, продолжительная рецессия и т.д.), приводящие к банкротству предприятий и сокращению рабочих мест;
  • наличие искусственных барьеров в законодательстве, мешающих трудоустройству разных групп граждан (к примеру, запрет занимать определенные должности без наличия диплома о высшем образовании).

Также причинами безработицы могут быть демографические факторы, недостаточное информирование населения трудоспособного возраста о наличии вакансийи т.д.

  • молодежная , когда безработными являются молодые люди в возрасте до 31 года;
  • маргинальная . Отмечается среди граждан, ведущих асоциальный образ жизни;
  • зарегистрированная . В этом случае безработными считаются лишь те граждане, которые встали на специальный учет на бирже труда;
  • скрытая . В противовес предыдущему виду, объединяет людей, которые не регистрируются в качестве безработных и отказываются от помощи бирж труда;
  • неустойчивая . Ее уровень динамично меняется вслед за изменениями в экономике страны.

Уровень безработицы в Беларуси

В Беларуси существуют свои нормы и правила учета безработных граждан. Согласно действующим стандартам, безработными в нашей стране считаются только те люди трудоспособного возраста, которые встали на соответствующий учет на бирже труда. Они получают пособие по безработице и имеют право на помощь в поиске места трудоустройства.

Согласно официальным данным Министерства труда РБ, на конец марта 2018 года общий уровень безработицы в Беларуси составил всего 0,5% от общего числа экономически активного населения. Для сравнения: на конец марта 2017 года безработица составляла 1%

Таблица изменения уровня Безработицы в Беларуси с 2000 по 2019 год

Год Уровень безработицы в Беларуси (Тысяч человек) Уровень зарегистрированной безработицы (% к численности раб. силы)
2018 12,5 -
2017 22,9 0,5
2016 35,3 0,8
2015 43,3 1,0
2014 24,2 0,5
2013 20,9 0,5
2012 24,9 0,5
2011 28,2 0,6
2010 33,1 0,7
2009 40,3 0,9
2008 37,3 0,8
2007 44,1 1,0
2006 52,0 1,1
2005 67,9 1,5
2004 83,0 1,9
2003 136,1 3,1
2002 130,5 2,9
2001 102,9 2,3
2000 95,8 2,1
1995 131,0 2,9

Примечательно, что текущий уровень безработицы в Беларуси - один из самых низких в мире! К примеру, в начале 2018 года официальная безработица в США составила 3,9%, в Германии - около 6,5%, в Японии - 3-3.2%. И это при том, что по своему экономическому потенциалу эти страны многократно превосходят Беларусь.

Какова же реальная безработица в Беларуси?

Столь низкий уровень безработицы в нашей стране объясняется спецификой ее учета. Официальная статистика не учитывает людей, которые не регистрируются на бирже труда, а предпочитают искать работу самостоятельно. Основные причины, по которым такие граждане отказываются от помощи бирж, следующие:

  • мизерный размер пособия по безработице - всего 26 рублей (около 13 долларов США) на начало 2018 года;
  • необходимость бесплатно участвовать в общественных работах - по уборке улиц, сбору плодоовощной продукции и т.д.;
  • низкий уровень оплаты труда по предлагаемым на бирже вакансиям.

В результате многие граждане предпочитают не становиться на учет, а искать работу самостоятельно, не надеясь на помощь государства. Это приводит к росту скрытой безработицы, которая трудно поддается выявлению и учету.

Какова же реальная безработица в Беларуси? Из-за сложности подсчета скрытых безработных установить ее с высокой вероятностью невозможно. Однако некоторые эксперты-экономисты и социологи считают, что уровень фактической безработицы в Беларуси может составлять от 6% до 10% от экономически активного населения. Именно такие цифры наиболее часто фигурируют в исследованиях.

По темпам роста безработицы Беларусь вышла в лидеры в СНГ. За последний год количество официально зарегистрированных безработных в стране выросло на 37,1%. А вот по размеру пособия, которое выплачивается безработным, Беларусь остается в аутсайдерах.

Рост безработицы на фоне карикатуры

По данным Статкомитета СНГ на 1 апреля, в Беларуси за последние 12 месяцев темп роста количества безработных оказался самым высоким в сравнении с другими государствами постсоветского пространства.

Так, если в Беларуси количество безработных увеличилось на 37,1%, то в Казахстане - на 23%, в Молдове - на 22,8%, в Армении - на 11,5%, в Азербайджане - на 11%, в России - на 6%. В Таджикистане (по состоянию на 1 марта) количество безработных снизилось на 0,6%, в Кыргызстане - на 2,1%, в Украине - на 7,7%.


*данные на 1 апреля 2016 года
**данные на 1 марта 2016 года
Источник: Статкомитет СНГ

Весьма показательно и сопоставление Беларуси с другими странами постсоветского пространства по размеру пособия, которое выплачивается безработным. Если в Азербайджане безработные получают пособие в размере 162 долларов в месяц, в Молдове - 69 долларов, в Украине - 59 долларов, то в Беларуси - всего лишь 13 долларов.

К слову, бюджет прожиточного минимума, учитывающий минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья, установлен в Беларуси на отметке 1,64 млн рублей (в эквиваленте - около 80 долларов). Таким образом, пособие по безработице сегодня - всего лишь примерно 15% бюджета прожиточного минимума.

Хотя во многих странах пособие по безработице привязано к размеру заработной платы и является одной из важнейших мер поддержки безработных.

«Это тот институт социальной защиты, который должен помогать безработным пережить сложный период. Размер нынешнего пособия, которое составляет около 260 тысяч рублей - карикатура на тот институт, который должен защищать людей в случае потери работы», - считает старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Беларусь) Владимир Валетко .

Рост безработицы в стране обусловлен неблагоприятной ситуацией в экономике. При этом эксперт отмечает, что, поскольку пособие по безработице чисто номинальное, большой мотивации регистрироваться в качестве безработных у людей, потерявших работу, нет.

В этой связи белорусские экономисты считают, что реальные масштабы безработицы отражает не официальная статистика (на 1 мая - 1,2% к численности экономически активного населения), а данные выборочного обследования домашних хозяйств, которые позволяют оценить масштабы скрытой безработицы. Такие обследования домашних хозяйств в Беларуси проводятся Национальным статистическим комитетом с 2012 года, однако их результаты засекречены.

«Разумеется, данные о безработице, собираемые на основании выборочных обследований домашних хозяйств, более точно отражают ситуацию с безработицей в стране. Единственная цифра из этих обследований, которая стала публичной в 2012 году благодаря Нацбанку, свидетельствовала о том, что размер безработицы у нас уже тогда был 5,3%», - вспоминает Владимир Валетко.

Согласно оценке Международной организации труда, в 2014 году безработица в Беларуси составляла 5,9%. Сегодня, считают эксперты, уровень безработицы еще более увеличился. Косвенные данные позволяют наблюдать эту тенденцию.

Так, согласно последним официальным данным, в марте было уволено 56 тысяч работников, а трудоустроено - только 40,2 тысячи человек.

«Таким образом, численность уволенных была заполнена в марте вновь принятыми работниками только на 71%. В январе этот показатель составлял 83%, в феврале - 84%. Из этой динамики видно, что ситуация с занятостью в первом квартале усугублялась», - отмечает Владимир Валетко.

Мировой опыт, который Беларусь не использует

Эксперты белорусских исследовательских организаций констатируют, что население испытывает серьезные сложности с трудоустройством. При этом наблюдатели предполагают, что ситуация на рынке труда будет оставаться напряженной, поскольку государство сегодня предприятий, что с высокой вероятностью приведет к снижению занятости в реальном секторе.

В этой связи, считают белорусские экономисты, необходимо создать реальные механизмы социальной защиты населения, поскольку нынешний размер пособия является крайне слабым утешением для безработных.

«Если говорить о долгосрочной перспективе, можно вести речь о внедрении системы страхования по безработице. Такая система, которая была успешно применена в Чили, предполагает, что не только государство и работодатель, но и работник участвуют в формировании так называемой подушки безопасности на случай утраты места работы», - рассказывает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова .

Упомянутый механизм предусматривает, что в случае потери работы первые пять месяцев безработный получает пособие из государственного источника, а затем - из собственных накопленных средств. Как показала чилийская практика, данный механизм страхования повышает уровень заинтересованности в ускоренном трудоустройстве.

«Однако данный механизм можно внедрять лишь в условиях длительной макроэкономической стабильности, поэтому в Беларуси его можно рассматривать лишь как потенциально возможный», - уточняет Мария Акулова.

В краткосрочной перспективе, считает экономист, следует повысить размер пособия по безработице для оказания поддержки людям, оставшимся без работы, и одновременно с этим создать благоприятные условия для стимулирования самозанятости населения.

«Вместо субсидирования неэффективных госпредприятий высвобожденные средства можно направить на стимулирование самозанятости населения. Этот опыт является достаточно популярным и был успешно применен в Германия. Он предполагает выплату определенной субсидии на создание и развитие бизнеса, а также предоставление налоговых каникул на фиксируемый период», - пояснила Мария Акулова.

Пока же белорусское правительство прорывных решений в этом направлении не приняло. Нет даже конкретных планов по повышению пособия по безработице. В условиях, когда полные данные о безработице скрываются, государству можно делать вид, что необходимость в переменах отсутствует.

Что произошло?

Белорусы узнали уровень фактической безработицы в четвертый раз в современной экономической истории. Впервые это случилось в 1999 году. В Беларуси в тот год прошла первая после распада СССР перепись населения. Тогда была трехзначная инфляция, множественность валютных курсов и зарплата в 40 долларов. На фоне таких экономических проблем уровень безработицы в 6,2% от экономически активного населения (по данным переписи) вряд ли мог кого-то удивить. Официально зарегистрированная безработица в 1999 году была почти втрое меньше — 2,2%.

Следующей цифры мы ждали 10 лет — до следующей переписи. 2009-й был тоже далеко не идеальным годом. Первый с 2000 года валютный кризис. Глубокое падение экспорта и внутреннего спроса. Сильное ухудшение условий торговли нефтепродуктами. В таких условиях уровень безработицы составлял 6,1% на фоне 0,86% официально зарегистрированных.

Третий раз цифру фактической безработицы опубликовал Нацбанк. Было это в 2012 году. Обследование домохозяйств по вопросам занятости только началось, экономика росла только за счет «растворителей» и понемногу отходила от глубочайшего валютного кризиса 2011 года. Нацбанк опубликовал майский результат нового обследования Белстата — 5,6% от экономически активного населения. Официально зарегистрированные безработные в то время были совсем редким видом — их набралось всего 0,65% от экономически активного населения.

Наконец, сегодня Белстат опубликовал данные за 2016 год. Безработных в прошлом году оказалось 5,8% от экономически активного населения .

А что тогда означает официальная цифра в 1% от экономически активного населения?

Давайте разберемся в определениях. Экономически активное население — это те люди, которые работают (занятые) или не работают, но активно ищут работу (безработные). Если с занятыми все более-менее ясно, то с безработными — не совсем. По официальной версии, безработные — это люди, которые получили статус безработного в службе содействия занятости. То есть цифра, к которой мы привыкли — это уровень официально зарегистрированной безработицы.

В переписях и в обследовании домохозяйств по вопросам занятости Белстат использует принятое во всем мире определение Международной организации труда. Согласно этому определению, безработным считается тот, кто (а) сам называет себя безработным, (б) активно ищет работу и (в) готов приступить к работе в кратчайшие сроки (в ближайшие 2 недели). Поскольку в Беларуси регистрируются далеко не все такие люди, то численность фактических безработных у нас традиционно выше, чем численность зарегистрированных безработных.

А почему безработных в Беларуси всегда было больше, чем регистрировалось?

Основная причина — слишком малый размер пособия по безработице, которое можно получать не больше 6 месяцев. Например, если бы зарегистрированным безработным нужно было платить «налог на тунеядцев», то пособия не хватило бы. Но его получают далеко не все зарегистрированные безработные, а примерно половина из них. А еще для получения пособия нужно участвовать в общественных работах. Фактически издержки получения статуса зарегистрированного безработного превышают выгоды, поэтому безработные белорусы предпочитают обходиться без регистрации.

Кстати, в некоторых странах на биржу труда становятся даже те, кто работает (в теневом секторе) — там пособие больше, чем у нас, а требования участия в общественных работах нет. Поэтому иногда зарегистрированная безработица превышает фактическую, что, кстати, тоже говорит о недостатках в «дизайне» социальной защиты безработных.

Если нам так долго «подсовывали» заведомо заниженные данные, то можно ли доверять новым цифрам от Белстата?

Можно. В основе обследования домашних хозяйств по вопросам занятости лежит стандартная методология обследования рабочей силы. Разрабатывать и внедрять обследование нам помогал Всемирный банк. Обследование охватывает 7 тысяч домохозяйств ежеквартально, или 28 тысяч домохозяйств в год — ни одна организация, занимающаяся изучением общественного мнения в Беларуси, не делает ничего сопоставимого по охвату. Именно на основе таких данных проводятся исследования рынка труда и готовятся рекомендации для социально-экономической политики во всем мире.

Сенсация! В Беларуси высокая безработица!

В некотором роде это действительно сенсация. Многие ожидали, что в условиях такого продолжительного спада безработица окажется на пару процентных пунктов больше. Но на самом деле уровень безработицы у нас сопоставим с российским (там в конце 2016 года было 5,4%), гораздо меньше, чем в Украине (9,6% в 3 квартале 2016 года), Латвии (9,8% в 3 квартале 2016 года), Литве (7,5% в конце 2016 года) и даже немного меньше, чем в Польше (6% в конце 2016 года). Это значит, что бизнес адаптировался к кризису не только (и не столько) через сокращение занятости, но и через снижение зарплат. А еще — что белорусы действительно активно ищут работу. Аналогичные механизмы действовали на рынке труда в России.

Какая разница, сколько безработных — все равно это не повлияет на экономическую политику…

Действительно, все официальные документы до сих пор ориентировались на официально публикуемый показатель — численность зарегистрированных безработных. Исходя из этой цифры планировались расходы бюджета на поддержку безработных и содействие занятости. Наглядный пример последствий использования данных о зарегистрированной, а не о фактической безработице — появление декрета о «социальном иждивенчестве». Если бы на момент оценки ситуации его авторами принималось во внимание число в 200−250 тысяч безработных, а не 40 тысяч, то декрет, возможно, не появился бы.

То есть открытое признание того факта, что безработица в Беларуси заметно выше 1%, может и должно стать поводом для пересмотра стратегии содействия занятости, бюджета и законодательства о социальной защите. И еще одним маленьким шагом на пути к формированию доверия к власти со стороны общества.